КОНЦЕПТ
Терещенкова Е. В. Коммуникативная компетентность педагога: профессиональный аспект // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). - ART 14038. 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14038.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14038 УДК 371.132
Терещенкова Елена Валентиновна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Волгоградского филиала АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт», г. Волгоград elena [email protected]
Коммуникативная компетентность педагога: профессиональный аспект
Аннотация. В статье детально анализируются и обобщаются нравственно-психологические категории «коммуникативная компетентность» и «коммуникативная компетентность педагога», дается собственная трактовка понятия «коммуникативная компетентность педагога». Уточняются компоненты и отличительные особенности коммуникативной компетентности педагога. Ключевые слова: компетентность, коммуникативная компетентность, компетентность педагога, особенности коммуникативной компетентности педагога. Раздел: (06) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Трансформация социокультурной и экономической ситуаций в российском обществе обусловила переосмысление проблемы развития профессиональных компетент-ностей педагога. Известно, что профессия педагога представляет собой синтез управляющей и преобразующей профессиональной деятельности. Для успешного и эффективного развития личности необходимо владеть профессиональным мастерством, что предполагает в свою очередь наличие высочайшей степени компетентности в профессиональной деятельности. Современные реалии образования требуют от педагога наличия у него таких компетентностей, которые необходимы для решения нестандартных жизненных ситуаций, компетентностей, которые позволяют быть ответственным, решительным, мобильным, находить подходы в общении с окружающими людьми.
В педагогической науке представлены разнообразные составы компетентностей педагога. В нашей работе мы обобщили их основной состав в виде схемы на рис. 1.
Рис. 1. Состав системы компетентностей педагога
Раскроем содержание категорий «компетентность» и «компетенция», для того, чтобы «...верно определить слова, и освободить мир от половины недоразумений...» как отмечал Р. Декарт.
Анализируя дефиниции «компетентность» и «компетенция» в различных сферах деятельности, следует отметить, что часть авторов считают эти категории синонимами, а другая часть - категориями с разным смысловым наполнением.
f\j ■Л f\j
ART 14038
научно-методический электронный журнал
УДК 371.132
Терещенкова Е. В. Коммуникативная компетентность педагога: профессиональный аспект // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). - ART 14038. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14038.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Многозначность трактовок терминов «компетентность» и «компетенция», предопределена тем, что данные категории являются объектом и предметом исследования различных наук, что и дает возможность употреблять разные интерпретации слов. В словаре Webster, понятие «компетенция», появилось в 1596 году, а в научную сферу слово вошло в середине 60-х годов прошлого столетия с подачи американского лингвиста Н. Хомского, и стало употребляться в рамках деятельностного подхода в образовании. Понятие «компетентность» же рассматривалось как категория, относящаяся к личности специалиста. В середине 80-90-х годов XX столетия термин «компетентность» появляется в педагогической науке.
Остановимся более детально на категории «компетентность».
В самом широком понимании «компетентность» предполагает наличие необходимых знаний и умений, соответствующих неким канонам, стандартам и критериям, которые установлены в определенных сферах жизнедеятельности и требуются для разрешения каких-либо ситуаций.
Так, А. Г. Бермус считает, что компетентность - есть интегральный комплекс предметных, личностных и инструментальных характеристик [1].
В исследованиях М. А. Чошанова компетентность определяется как систематическое стремление к обновлению знаний [2].
А. В. Хуторской, в своих работах различает категории «компетентность» и «компетенция». В понимании автора компетенция - состоит из системы знаний, приемов и методов, которые необходимы для качественной результативной деятельности. Компетентность же предполагает наличие определенной компетенции, заключающейся в личностном отношении к ней и объекту деятельности [3].
Процесс общения - необходимое условие существования человеческого общества, без него невозможно полноценного развития не только психических процессов и функций, но и человека в целом.
Процесс общения между людьми начинается с момента рождения, но, есть люди, которых отличают феноменальные способности и достигающие высочайших результатов при изучении различных наук, однако, они могут беспомощными в сфере межличностных взаимодействий. Чтобы являться полноценным членом социокультурного пространства и взаимодействовать другими людьми, человеку необходимо общение.
Компетентность в какой-либо деятельности позволяет судить о высокой степени профессионализма личности, о ее мастерстве в определенной сфере деятельности, мастерстве не столько в понимании исполнения, а в смысле осуществления системного видения всех проблем, связанных с деятельностью, умением ставить задачи и способностью реализовать решение проблем, которые относятся к определенному типу деятельности, в которой человек компетентен.
Компетентность - есть сложная психологическая совокупность функций и свойств личности человека, включающая в себя совокупность знаний и умений, с элементами экспрессивного, когнитивного и интерактивного характера. Компетентность взаимосвязана и с психическими свойствами личности, такими как потребность в общении, уверенность в себе, самооценка.
В исследованиях Б. Оскарссон приведен список базовых навыков, содержательно интерпретирующихся как компетентности. К ведущим компетентностям автор относит:
- потенциальную способность эффективно работать в команде;
- планирование собственной деятельности;
- умение разрешать возникающие проблемы;
ART 14038
научно-методический электронный журнал
УДК 371.132
Терещенкова Е. В. Коммуникативная компетентность педагога: профессиональный аспект // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). - ART 14038. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14038.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
- способность креативно мыслить;
- умение быть лидером;
- предпринимательская хватка;
- организационная прозорливость;
- коммуникативные навыки.
Раскрывая содержание категории «коммуникативная компетентность», следует остановиться на рассмотрении содержания категории «коммуникация».
Под коммуникацией понимается процесс передачи и обмена информацией, ведущий к взаимопониманию. Об эффективности коммуникации можно судить по наличию обратной связи. Возможность реализации личности в общении взаимосвязана с наличием у неё определенной степени коммуникативной компетентности.
В. Хутмахер отмечает, что тем людям, которые не владеют коммуникативными компетентностями, грозит социокультурная обособленность [4].
В исследованиях Ю. Н. Емельянова, в частности коммуникативная компетентность определяется как степень сформированности межличностного опыта и предполагает обученность взаимодействию с другими людьми, необходимая индивиду, чтобы успешно реализовать себя в определенном обществе в пределах своего социального статуса и возможностей [5].
Коммуникативная компетентность определяется, как некая степень развития личности, которая предполагает наличие неделимой совокупности ее мотивационных составляющих (склонности, определенные мотивы, установки,), личностных качеств (общительность, социальная и психологическая наблюдательность, эмпатия и др.) и функционально-операционных проявлений (умение контактировать с окружающими, находить адекватные средства воздействия на партнера и др.), реализующих когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие личности.
Следовательно, в целом, коммуникативная компетентность может рассматриваться как нравственно-психологическая категория, интегрирующая совокупность отношений человека к природному миру и социуму, а также к себе лично как к синтезу этих миров.
Анализируя понятие «коммуникативная компетентность» следует отметить, что нет единого понимания категории «коммуникативная компетентность». Так, под коммуникативной компетентностью, как правило, определяется существенная и достаточно самостоятельная подструктура в структуре профессиональной компетентности, которая реализуется в виде способности специальным образом взаимодействовать с другими людьми, поддерживать и устанавливать новые контакты с ними.
Мы полагаем, что способность педагога сопереживать, выражать гуманное отношение к другому человеку, взаимодействовать и сотрудничать - и есть коммуникативная компетентность.
Мы придерживаемся мнения большинства исследователей о том, что проблема коммуникативной компетентности педагога является одной из важнейших для человека современности.
Результативность и вместе с тем безопасность образовательного пространства напрямую зависит от личности педагога, степени его психологической возможности выстраивать взаимоотношения с обучающимся в контексте образовательного процесса, отмечается в работах Е. В. Терещенковой [6]. Эффективность образовательного процесса определяется уровнем коммуникативной компетентности педагога, способного адекватно принимать и поддерживать обучающегося в различных ситуациях межличностного взаимодействия. Следовательно, развитие коммуникативной
м Q м
КОНЦЕПТ
Терещенкова Е. В. Коммуникативная компетентность педагога: профессиональный аспект // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). - ART 14038. 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14038.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14038 УДК 371.132
компетентности педагога, является важной составляющей проблемы формирования, становления, развития компетентностей в профессиональной деятельности педагога.
В настоящее время в научной литературе определена некая общетеоретическая база изучения проблемы профессиональной компетенции и компетентности (О. А. Аб-дуллина, С. С. Аверинцев, А. Г. Асмолов, И. В. Бестужев-Лада, Л. С. Выготский, И. А. Ильин, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, В. Я. Ляудис, И. А. Малашихина, В. П. Нам-чук, М. Н. Скаткин и др).
Нам импонирует состав системы характеристик компетентностей профессиональной деятельности педагога, определенный Н. В. Кузьминой, который мы обобщили и представили в таблице 1.
Таблица 1
Содержание компетентностей в профессиональной деятельности педагога
Название компетентностей в профессиональной деятельности педагога Содержание компетентностей
Специальная компетентность в области преподаваемого предмета Владеть глубокими знаниями по преподаваемому предмету, знаниями методов решения нестандартных, креативных задач
Методическая компетентность в области методов формирования знаний и умений Владеть разнообразными личными приемами и способами обучения учебному предмету
Коммуникативная компетентность Владеть умением доказывать и аргументировать, умением находить адекватный стиль общения в различных межличностных ситуациях, умением строить диалоговое общение
Психолого-педагогическая компетентность Владеть знаниями по возрастной, педагогической психологии и психологии межличностного взаимодействия; умением строить индивидуальную работу с учеником на основе педагогической диагностики
Аутопсихологическая компетентность Владеть самооценкой, самопознанием, самосовершенствованием, самоконтролем, самоэффективностью
Анализ литературы выявил, что существуют и иные интерпретации составов системы компетентностей профессиональной деятельности педагога, но общими, во всех составах, являются следующие:
- компетентность в профессиональной деятельности;
- компетентность в общении (коммуникативная компетентность);
- индивидуально-личностная компетентность.
Таким образом, мы заключаем, что во всех составах компетентностей профессиональной деятельности педагога присутствует коммуникативная компетентность.
Проведя анализ исследований по педагогике, социальной психологии, нами установлено, что большинство ученых (М. С. Каган, Л. М. Митина, В. М. Шепель, Н. И. Ше-вандрин, и др.) рассматривают коммуникативную компетентность педагога как качество, проявляющееся в отношении с людьми во взаимосвязи с личностными и профессиональными способностями в общении, знаниях и умениях.
В педагогической деятельности в системе общих способностей, личностно-про-фессиональные способности выступают как ведущие характерные способности, которые можно сравнить с некой матричной структурой, заполняющейся в процессе самообразования и непрерывной профессиональной деятельности, что и способствует росту коммуникативной компетентности педагога.
В нашем понимании, коммуникативная компетентность педагога - есть некий личностно-профессиональный инструментальный комплекс педагога, необходимый
ГУ yj nj
ART 14038
научно-методический электронный журнал
УДК 371.132
Терещенкова Е. В. Коммуникативная компетентность педагога: профессиональный аспект // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). - ART 14038. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14038.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
для осуществления действенной коммуникации в конкретных ситуациях взаимодействия личностей в образовательном пространстве.
Следует, отметить, что кoммуникативнaя компeтентность пeдагога является системным понятием и не сводится ни к знаниям педагога в сфере психологии и педагогики, ни к интеграции личностных качеств.
В коммуникативной компетентности педагога (как составляющей профессиональной компетентности) можно выделить такие структурные компоненты, как:
- ценностно-позиционный;
- ценностно-мотивационный;
- операциональный;
- когнитивный.
Указанные выше структурные компоненты коммуникативной компетентности педагога интегрированы. Развитие всех составляющих говорит о наличии высочайшей степени коммуникативной компетентности педагога.
Отличительными чертами коммуникативной компетентности педагога являются: теоретическая подготовленность в речевом этикете, коммуникационных технологиях, логической и аргументационной сфере, сфере межличностных отношений.
Анализ литературы показал, что в развитии юэммуникативной компeтентности пeда-гога (как составляющей профессиональной компетентности) выделяют следующие уровни:
- базисный (предполагает социально-ценностные установки и ориентации и потенциально мотивирует становление шммуникативной компeтентности пeдагога);
- основной (происходит моделирование тактических алгоритмов общения и интерпретация педагогических задач в коммуникативные);
- повышенный (отличается умениями выстраивать адекватную траекторию общения, эффективно воздействовать на собеседника, обеспечивать оптимальную саморегуляцию).
Нами уточнены, условия развития коммуникативной компетентности педагога, как составляющей профессиональной компетентности:
- осмысление педагогом важности коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности;
- моделирование самим педагогом коммуникативных ситуаций, которые обеспечивают свободный процесс общения;
- повышение квалификации педагогом;
- саморазвитие коммуникативных способностей.
В современных условиях процесс развития коммуникативной компетентности педагога целенаправленно осуществляется посредством новых технологий обучения, инициирующих деятельное самообразование педагога, организационную культуру, мотивацию, развитие личностных качеств, позволяющих выстроить стратегическую и тактическую траекторию развития профессиональной компетентности.
Развитие коммуникативной компетентности педагога наиболее результативно осуществляется путем моделирования коммуникативных ситуаций.
Моделирование дает возможность предварительно определить общую схему, а далее перейти к выбору той модели, которая соответствует исследуемому объекту. Анализ литературы по использованию метода моделирования коммуникативных ситуаций, показал, что одна и большая часть изысканий сосредоточена на речевой ком-
PU г М
КОНЦЕПТ
Терещенкова Е. В. Коммуникативная компетентность педагога: профессиональный аспект // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). - ART 14038. 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14038.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14038 УДК 371.132
поненте (лингвистический анализ «коммуникативного акта»), другая часть акцентировала внимание на разработке психологических игр и тренингов, которые сводятся к моделированию стадий «проживания» коммуникативной ситуации [7].
Следует констатировать, что коммуникативная компетентность педагога определяется в качестве ценностного личностно-профессионального образования, помогающего налаживать отношения и в сфере межличностного взаимодействия, и в сфере делового общения, именно поэтому, следует говорить об исключительной значимости этой составляющей в развитии личности педагога.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что совершенствование коммуникативной компетентности педагога оказывает благоприятное воздействие на психологический климат в образовательном учреждении, на результативность педагогической деятельности, на модель поведения (смена с экстенсивной на интенсивную), а также на степень эмоционального и мотивационного фoнa. Мы полагаем, что развитие коммуникативной компетентности педагога позволяет совершенствовать профессиональную компетентность, что должно являться естественной потребностью для педагога. Однако следует помнить, что для того, чтобы данная потребность стала значимой, необходимо создавать организационные и образовательные условия.
Ссылки на источники
1. Бермус А. Г., Пономаренко A. B. Концептуальная модель развития «Адаптивной школы - центра образовательных технологий» (СШ № 99). - Ростов-на-Дону, 2000.
2. Чошанов М. А. Был. Состоял. Привлекался. Учебный портфолио как альтернативная система оценки // Учитель года. - 2002. - № 4. - С. 56-58.
3. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
4. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. - Strasburg, 1997.
5. Емельянов Ю. Н. Исследование и проектирование межличностных ситуаций как теоретико-прикладное направление социальной психологии // Вестник ЛГУ. Сер. 6. - 1986. - Вып. I. - С. 55-62.
6. Терещенкова Е. В., Романова Л. Н., Татаринцева А. В., Сорокина М. Ф. Школа социокультурного развития личности: основные положения программы развития // Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 1: сборник материалов / Под ред. П. М. Горева, В. В. Утёмова. - Концепт, Приложение № 1. - Киров: Межрегиональный ЦИТО, 2013. - С.292-295.
7. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности. - СПб.: Речь, 2006.
Elena Tereshchenkova,
candidate of Pedagogic Sciences, Professor of the Russian Academy of Natural History, associate professor at the chair of managemen, Moscow humanitarian and economic institute (Volgograd branch), Volgograd elena [email protected]
Communicative competence of the teacher: the professional aspect Abstract. The author analyzes and summarizes moral-psychological category of "communicative competence" and "communicative competence of a teacher", gives its own interpretation of the concept "communicative competence of a teacher", lists the components and features of the communicative competence of a teacher. Key words: competence, communicative competence, competence of a teacher, peculiarities of communicative competence of a teacher.
References: 1-3, 5-7 - Russian Sources; 4 - English Sources.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412014202