Чернопольская Н.Л., Коновалов С.А., Гришина Е.С., Сербент Е.Ю. Применение технологии дуального образования при подготовке бакалавров по направлению 19.03.03 Продукты питания животного происхождения // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №3. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/750-00325. - ISSN 2413-4066
УДК 378.147.88 : 337.12 : 378.4
Чернопольская Наталья Леонидовна
Кандидат технических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Коновалов Сергей Александрович
Кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Гришина Елена Сергеевна
Кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Сербент Елена Юрьевна
Ассистент
ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск
Менеджер-аналитик технологического департамента Манрос М, филиал АО «Вимм-Билль-Данн», г. Омск
Применение технологии дуального образования при подготовке бакалавров по направлению 19.03.03 Продукты питания животного происхождения
Аннотация. В данной статье говорится о реализации технологии дуального образования при подготовке бакалавров по направлению 19.03.03 Продукты питания животного происхождения. Описаны цель выездных занятий на молочные предприятия г. Омска и Омской области и предпосылки формирования у обучающихся знаний в области научных и теоретических основ технологии производства молочных и молокосодержащих продуктов, необходимых для производственно-технологической и научно-исследовательской деятельности в области технологии производства продуктов питания животного происхождения.
Ключевые слова: дуальное образование, выездные занятия, предприятия молочной промышленности, практические навыки.
Особый интерес к дуальной системе обучения в современной России неслучаен. Профессиональное образование никогда не мыслилось без взаимосвязи с производственной сферой, без определенным образом организованной практики.
1
На совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально- экономического развития России в своем выступлении Владимир Путин отметил, что необходимо сформировать широкий набор механизмов сотрудничества бизнеса и образовательных учреждений, «чтобы и будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях, и тот, кто уже трудится, мог повысить свою квалификацию, сменить профессию, если нужно - и сферу деятельности». «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях», - сказал Президент России. «Подготовка высококвалифицированных рабочих, инженерных кадров для реальной экономики - это не чья-то корпоративная, частная задача, это общенациональная необходимость, одно из главных условий существенного повышения производительности труда, а это, как вы знаете, мы много раз тоже об этом говорили, одна из ключевых задач развития», - подчеркнул он
[1,2].
В настоящее время высшие учебные заведения России ощущают острую необходимость в решении проблемы модернизации и реформирования вузовского образования. Внедрение системы дуальной подготовки
специалистов открывает новые
дополнительные перспективы в повышении эффективности профессионального
образования.
При дуальной системе в образование привлекаются как учебные заведения, так и производственные предприятия, фирмы, организации. Программы дуальной системы образования интегрируют в себе теорию и апробированные на практике ноу-хау. Содержательный смысл преобразований состоит в том, что дуальное образование обучающиеся получают одновременно в двух учебных заведениях: университетах и институтах - теоретическую часть, а на производстве - практическую.
Дуальная система в качестве отличительной характеристики от традиционной предполагает во время всего периода обучения чередование теории и практики, что приводит к результативности и эффективности использования полученных знаний и навыков. От профессионального школьного обучения система дуального образования отличается еще и тем, что большая часть учебной недели посвящена практике на предприятии, а меньшая (1-2 дня) -вузу [3,4]
На кафедре продуктов питания и пищевой биотехнологии ФГБОУ ВО Омский ГАУ технология дуального образования реализуется при подготовке бакалавров по направлению 19.03.03 Продукты питания животного происхождения.
Еженедельно обучающимся организуются выездные занятия в рамках преподаваемых дисциплин «Общая технология отрасли», «Технология молока и молочных продуктов», «Технология молочных продуктов для геродиетического питания», «Технология молочных продуктов для функционального питания», «Технологическое оборудование молочной отрасли» на молочные предприятия г. Омска и Омской области.
Целью выездных занятий является формирование у обучающихся знаний в области научных и теоретических основ технологии производства молочных и молокосодержащих продуктов, необходимых для производственно-технологической и научно-исследовательской деятельности в области технологии производства продуктов питания животного
происхождения. Представители организации (начальники цехов, технологи смены, мастера)
знакомят обучающихся с нормативной и технической документацией, регламентирующей
производственные процессы производства пищевых продуктов, с основным технологическим оборудованием и технологическими процессами производства молочных и молокосодержащих продуктов, способствующих формированию желаемых свойств сырья и готовой продукции: молока, кефира, ряженки, бифилайфа, кисломолочного йогуртного напитка «Снежок», йогуртов обогащенных пищевыми волокнами, молочных консервов и др., а так же обсуждают принципы формирования научных знаний в области технологии производства продуктов питания животного происхождения. Кроме того, обучающиеся имеют возможность непосредственно на практике ознакомиться с технологическим процессом производства молочных и молокосодержащих продуктов, побывать в роли эксперта по сенсорной оценке молочных продуктов, принимая участие в дегустации производимой продукции.
Как правило, такие занятия вызывают положительные эмоции и впечатления, что выражается в большом количестве вопросов. Многие из обучающихся отмечают, что такие занятия способствует получению практических навыков и повышению уровня
профессионализма. Некоторые даже выражают свой восторг и желание работать на производстве возгласами: «Очень здорово на предприятии! Даже хочется здесь работать!».
Таким образом, сотрудничество учебного заведения и предприятия могут обеспечить качественную подготовку и дальнейшее профессиональное и личностное развитие обучающегося. Поэтому целесообразно усиливать практическую направленность при подготовке специалистов через синтезирование учебного и производственного процессов, что позволит существенно увеличить возможность профессиональной мобильности выпускников.
Ссылки на источники:
1. Дуальное образование [Электронный ресурс]. - Источник доступа.- URL: http ://asi.ru/ staffing/dualeducation/
2. Есенина Е.Ю., Что такое дуальная система обучения? [Электронный ресурс]. -Источник доступа.- URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Esenina.pdf
3. Мисиков Б. Современный вуз: дуализм целей // Высшее образование в России. -2006. -№ 11. - С. 167 - 168.
4. Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 4 (апрель). - С. 41-45. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14087.htm.
[т
*.
-т
Natalya Chernopolskaya
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Sergey Konovalov
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Elena Grishina
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Elena Serbent
Assistant Instructor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Manager-analyst of the technological department of Munros M, branch of «Wimm-Bill-Dann» LLC, Omsk
Use of Technology of Dual Education When Training Bachelors in the Direction 19.03.03 Food of the Animal Origin
Abstract. In this article it is told about realization of technology of dual education when training bachelors in the direction 19.03.03 Food of an animal origin. Are described the purpose of exit occupations on the dairy enterprises of Omsk and the Omsk region and a prerequisite of formation at the studying knowledge in the field of scientific and theoretical bases of the production technology of the dairy and milk-containing products necessary for production and technological and research activity in the field of the production technology of food of an animal origin.
Keywords. Dual education, exit occupations, enterprises of the dairy industry, practical skills.