Шумакова О.В., Мозжерина Т.Г., Комарова С.Ю., Гаврилова Н.В. Опыт дуального образования как возможность повышения эффективности профессиональной подготовки обучающихся // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4 (7) октябрь - декабрь. - URL http://e-joumal.omgau.ru/mdex.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/485-00230. - ISSN 2413-4066
УДК 378.147
Шумакова Оксана Викторовна
Доктор экономических наук, профессор ФГБОУВО Омский ГАУ, г.Омск ov. shumakova@omgau. org
Мозжерина Татьяна Геннадьевна
Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск tg. mozzherina@omgau. org
Комарова Светлана Юриевна
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск su. komarova@omgau. org
Гаврилова Наталья Владимировна
Кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск nv.gavrilova@omgau. org
Опыт дуального образования как возможность повышения эффективности профессиональной подготовки обучающихся
Аннотация. В статье рассмотрена сущность дуального обучения, отечественный и зарубежный опыт его становления и развития; уточнено понятие дуального обучения в широком и узком смыслах; приведены отличительные характеристики традиционной и дуальной систем обучения, показана практика ее внедрения учреждениями высшего образования на примере ФГБОУ ВО Омский ГАУ применительно к конкретным направлениям подготовки.
Ключевые слова: дуальное обучение, дуальная система, профессиональное образование, социальное партнёрство, профессиональная адаптация.
Введение
Вопросы подготовки современных специалистов в системе дуального образования, различные аспекты профилизации образовательных услуг дуальной системы, сетевого взаимодействия широко обсуждаются в научном сообществе. В этой области значительный интерес представляют труды российских и зарубежных ученых: опыт модернизации образования, предпосылки для его ориентации на потребности реального производства в
условиях острой нехватки квалифицированных кадров во многих отраслях народного хозяйства, отличия между дуальной и традиционной системами высшего образования.
В условиях реализации политики импортозамещения и как следствие активной инновационной индустриализации отечественного производства актуальность интеграции учебного процесса с профильными организациями возросла в разы. Бизнесу необходимы квалифицированные кадры, которые наряду с теоретической подготовкой имеют практические навыки работы на современном оборудовании, владеют современными технологиями. По сути, это называется дуальным (дуальный, т.е. двойственный) обучением, результатом которого является подготовка будущих кадров «под ключ». Дуальное обучение в классическом понимании представляет собой форму подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и практическое обучение на производственном предприятии. Основной принцип дуальной системы обучения - равная социальная ответственность образовательных организаций и предприятий за качество подготовки кадров. Указанная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — профильных предприятий (бизнес-партнеров), обучающихся и государства, так как для предприятия - это реальная возможность подготовить для себя квалифицированные кадры, сократив, при этом, расходы на поиск и подбор работников, их переучивание и профессиональную адаптацию; для обучающихся - адаптация к реальным производственным условиям (идентификация с производством) и большая вероятность успешного трудоустройства после окончания обучения.
Объекты и методы
Анализ научных публикаций и статистических данных по проблеме исследования позволил обобщить их результаты и сделать определенные выводы относительно существующих проблем перехода на дуальную модель обучения, в том числе применительно к системе высшего образования. Единого мнения относительно эффективности дуального обучения в высшей школе не существует. Качественные характеристики экономики России не позволяют ей в полной мере соответствовать требованиям конъюнктуры мирового рынка в условиях глобальной конкуренции. Очевидно, что российским производителям необходимо развивать высокотехнологичные производства, которые при этом предъявляют высокие требования к уровню профессионализма кадров. Решать эту проблему только на уровне среднего профессионального образования неправильно, так как производству требуются кадры с высшим образованием, в том числе в соответствии с профессиональными стандартами и обозначенными в них требованиями к уровню квалификации и эти кадры должны иметь помимо объемной теоретической подготовки профессиональные и надпрофессиональные компетенции. Нами был проведен комплексный анализ и сделаны обоснованные выводы о тенденциях и перспективах развития дуального аграрного образования. Анализ проведен посредством изучения существующей практики подготовки обучающихся одним из лидирующих аграрных университетов России (в соответствии с перечнем, утверждённым Министром сельского хозяйства России), единственным вузом в Омском регионе, готовящим кадры для АПК. В результате анализа по прогнозным значениям показателей были сделаны предложения, реализация которых будет способствовать развитию практико-ориентированных подходов к обучению современных специалистов.
Результаты исследований
В целом можно сказать, что в настоящее время в России эффективно решается задача подготовки квалифицированных кадров для всей экономики, гармонизируется спрос и предложение на рынке труда, повышается социальная и экономическая интеграция
молодежи/1/. В одном из своих выступлений В.В.Путин отметил, что необходимо сформировать широкий набор механизмов сотрудничества бизнеса и образовательных учреждений: «...чтобы и будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях, и тот, кто уже трудится, мог повысить свою квалификацию, сменить профессию, если нужно - и сферу деятельности». В этом отношении именно дуальное обучение может выступать эффективным инструментом подобного рода взаимодействия/2/. Дуальное обучение, отнюдь не является инновационным продуктом последнего времени, его давно используют в системе подготовки кадров для своих предприятий многие европейские государства /3/. Если говорить о международном опыте, то следует отметить, что общепризнанным драйвером в вопросах организации дуального обучения считается Германия, где система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практикоориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Дуальное обучение в Германии введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат /4/.
Из 3,6 млн. предприятий Германии в программе профессионального обучения задействованы 500 тыс. Сумма инвестиций составляет более 26 млрд. евро ежегодно, в том числе 3 млрд. - государственные средства/5/.
Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза. Причинами активного развития дуального профессионального образования в Германии являются:
- исторически сложившаяся система;
- большая потребность в квалифицированных специалистах на рынке труда в условиях высокого уровня развития промышленного производства;
- влиятельное и компетентное представительство и взаимодействие работодателей и работников через палаты, профсоюзы, ассоциации (консультирование обучающихся, подготовка наставников от предприятия, сертификация рабочих мест, регистрация договоров на обучение, согласование оплаты труда, контроль над ходом производственного обучения, участие в подготовке стандартов производственного обучения, помощь при профориентации и т.п.)/6/;
- широкое общественное признание стандартов профобразования благодаря сильной роли социальных партнеров и культуре совместной деятельности/7/.
Механизм дуального профессионального образования в Германии включает: заключение договора с предприятием о профессиональном обучении (выпускник школы, желающий получить экономическое или техническое образование, начинает не с выбора учебного заведения, а с поиска предприятия, которое возьмет его на обучение); обучение в ходе рабочего процесса (в роли преподавателей выступают сотрудники компании) и сдача независимого выпускного экзамена (выпускник получает Свидетельство о профессиональном образовании); поддержка дуального обучения компетентными участниками на базе консенсуса; ориентация на Единые федеральные стандарты профобразования (актуальные и ориентированные на потребности рынка труда); интеграция в законодательный рамки (Закон «О профессиональном образовании»)/8/. Дуальное образование стало в прямом смысле ключом к профессиональной карьере, которая начинается сразу после завершения действия договора о профессиональном обучении. Актуальными проблемами в Германии для обучающихся при этом является поиск мест для профобучения (число кандидатов без мест в 2012г. - 15 600, в 2014г.- 20 900); для работодателей - поиск компетентных учащихся, которые готовы к профессиональному обучению. Германия в настоящее время уже прогнозирует дефицит специалистов, обусловленный демографическими изменениями; тенденцией молодежи получать преимущественно высшее образование; сильными региональными отличиями с точки зрения спроса и предложения на профессиональное обучение; включением в этот процесс людей с ограниченными возможностями/9/. В 2013 году процесс внедрения форм дуального обучения
начался в Казахстане. Были выделены отрасли, которые нуждаются в кадрах (сельское хозяйство, транспорт, металлургия и машиностроение, нефтегазовое и химическое производство), и учебные заведения, где их могут подготовить. К настоящему времени Казахстан довольно далеко продвинулся по пути реализации задуманного. В стране создана организация, которая ведет и координирует работу по данному направлению (Управление методологии дуальной системы обучения), разработаны типовые учебные планы и образовательные программы по специальностям, новизна которых состоит в том, что более 40-50 процентов учебного времени отводится производственной практике/10/.
В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. В первую очередь, речь идет о вхождении России в Болонский процесс, повышении гибкости образовательных программ, преодолении ранней узкой специализации, внедрении федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Эти стандарты предусматривают большую самостоятельность образовательных организаций, возможность индивидуализации/11/.
Дуальная система как организационная форма профессионального обучения существовала в практике профессионально-технического образования советского периода и выглядит по-прежнему привлекательной для современного российской образовательного сообщества. В 2014 году в России началась подготовка к внедрению дуальной модели в систему среднего профессионального образования/12/. В целом, концепция дуальной системы профессионального образования, в отличие от традиционной системы, является эффективным механизмом подготовки высококвалифицированных специалистов, основанным на усилении практической направленности подготовки специалиста, что значительно увеличивает возможность профессиональной мобильности выпускников вузов/13/. Хотелось бы заметить, что, исходя из сложившейся в Российской Федерации практики можно различать «узкий» и «широкий» смыслы понятия «дуальное образование». В узком смысле, дуальное образование - это форма организации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое - в организации (на производстве). В рамках практико-ориентированного профессионального образования как в России, так и за рубежом применяются отельные формы дуального обучения, такие как организация практики на рабочем месте (в соответствии с графиком учебного процесса); обучение в мастерских, лабораториях, центрах практической подготовки и т.д.). Это подразумевает взаимодействие профессиональной образовательной организации с организацией работодателя и не ведет к изменениям системы профессионального образования на уровне всего субъекта Российской Федерации. В широком смысле, дуальное образование - это инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального самоопределения, профессионального образования, оценки профессиональной квалификации, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве/14/.
Исходя из имеющегося опыта практико-ориентированного обучения в Омском ГАУ, его научно-производственной инфраструктуры и принципов построения внешних общественно-профессиональных связей нами было уточнено определение дуального обучения: 1) дуальное обучение - это практико-ориентированный вид обучения, сочетающий теоретическую и практическую подготовку, отвечающую требованиям региональной экономики; 2) дуальное обучение - обучение, основанное на социальном партнерстве университета и профильных предприятий в целях успешной профессиональной и социальной адаптации будущих специалистов. Делая акцент на дуальности, важно понимать отличительные характеристики традиционной и дуальной систем обучения (таблица 1).
Таблица 1
Отличительные характеристики традиционной и дуальной систем обучения
Традиционная система обучения Дуальная система обучения
Заказ формируется путем распределения бюджетных мест в образовательных учреждениях государством Заказ на подготовку кадров формируется предприятием
В силу экономической целесообразности вузы набирают как можно больше студентов, не обращая внимания на их способности и личные качества Каждого студента зачисляют в учебное заведение, четко понимая, на каком месте он будет работать после окончания обучения
Разрыв между практикой и теорией Сочетаются теоретическая подготовка и практические занятия в университете и на рабочем месте. Формирование непрерывной индивидуальной образовательной траектории
Производственная практика не в полной мере отвечает требованиям работодателей Производственная практика максимально приближена к реальным условиям предприятия и основана на индивидуальном подходе.
Подготовка специалиста осуществляется за счет финансирования государства Обеспечение студентов достойной стипендией осуществляется со стороны работодателя
Трудоустройство не гарантируется. Многое зависит от личных качеств выпускника и стечения обстоятельств Гарантированное трудоустройство, карьерный рост и отсутствие дополнительной переподготовки
В 2014 году Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) провело конкурс и среди 23 субъектов РФ отобрало регионы, в которых запустился проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Реализация пилотных проектов стартовала в Калужской, Ярославской, Ульяновской, Свердловской, Нижегородской, Волгоградской и Московской областях, Пермском и Красноярском крае, Республике Татарстан. В 2015 году к реализации проекта присоединились еще три региона: Белгородская, Тамбовская, Самарская области.
Ожидаемые результаты от внедрения дуальной модели профессионального образования:
- профессиональное образование, ориентированное на реальное производство;
- развитие системы прогнозирования потребности в кадрах;
- увеличение уровня финансирования образования со стороны предприятий;
- вариативность индивидуальных образовательных программ;
- развитие системы независимой оценки качества подготовки выпускников и педагогических кадров;
- значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования/15,16/.
Примечательно, что ни один регион сибирского федерального округа, в том числе Омская область, не стал участником программы, при этом потребность в специалистах и, в первую очередь, для АПК является для него существенной (таблица 2).
Таблица 2
Прогнозная конъюнктура рынка аграрного труда Омской области на 2016-2020 гг.
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Прогнозная потребность в кадрах, чел.
Потребность в руководителях
органов власти и управления
всех уровней, включая 699 617 641 503 525
руководителей учреждений,
организаций и предприятий
Потребность в специалистах высшего уровня квалификации 1394 1204 1139 1010 1012
Итого потребность в
руководителях и 2093 1821 1780 1513 1537
специалистах
Прогнозный выпуск специалистов Омского ГАУ, чел.
Выпуск специалистов всего, 1726 1760 1990 2014 1934
В том числе продолжают
обучение, призываются в армию, уходят в отпуск по беременности и родам 345 352 398 402 386
Выходят на рынок труда 1381 1408 1592 1612 1548
Кадровый дефицит (профицит) -712 -413 -188 -99 +11
Под каждой из указанных цифр подразумевается в первую очередь потребность в квалифицированных кадрах, которые способны с профессиональной точки зрения к эффективному хозяйствованию, к рациональному использованию ограниченных ресурсов и поиску вариантов их диверсификации. В настоящее время высокотехнологичному бизнесу требуются квалифицированные кадры - «практики», четко знающие особенности современного производства и умело применяющие в нем свои профессиональные компетенции. Знаком качества, в своем роде, становится овладение в процессе обучения будущими выпускниками, так называемыми, мегакомпетенциями (общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, над профессиональные компетенции, мета компетенции). При этом, каждая образовательная организация разрабатывает свои способы (механизмы) реализации дуального обучения или его отдельных элементов. Многое в решении данного вопроса зависит от выбранной траектории развития, в том числе в отношении организации учебного процесса (преимущественно академический или прикладной характер подготовки), общественно-профессиональных связей аппарата управления и организации в целом, состояния материально-технической базы, степени вовлеченности обучающихся и преподавателей в процесс практического обучения с учетом потребностей регионального рынка трудовых ресурсов в квалифицированных кадрах/17,18/.
Своего рода шагом к переходу на дуальную модель обучения стал прикладной бакалавриат. Сегодня этот уровень образования вписан в систему высшего профессионального образования и имеет главной отличительной особенностью практический компонент. Представляется, что у него иная миссия: стать новым важным звеном между общеобразовательной школой и вузом. Иначе говоря, стать российским аналогом двухгодичных европейских колледжей, которые улучшают теоретическую подготовку студентов в двух или трех профильных областях знаний и дают основы профессиональной подготовки. Технологии дуального образования идеально подходят для
решения таких задач /19,20/. В Омском ГАУ прикладной бакалавриат является основной формой подготовки будущих специалистов и составляет 84% от общего количества направлений подготовки (16 из 19 по состоянию на начало 2016/17 учебного года). Безусловно, прикладной бакалавриат не может считаться основным показателем дуальности процесса обучения. Для этого необходимо использовать разнообразные механизмы и мероприятия - составляющие модели дуального обучения, решая поэтапно задачу повышения уровня профессиональной компетентности будущих выпускников, их готовности к условиям реального производства (рисунок 1).
ЦЕЛЬ:
Совершенствование подготовки обучающихся для предприятий агропромышленного комплекса Омской области с учетом реальных потребностей экономики региона в квалифицированных кадрах
ЗАДАЧИ
Р>
Л
Комплексное освоение
обучающимся всех ВИДОВ
профессиональной
деятельности МЕХАНИЗМЫ
Новый формат
социального
партнерства
Адзггтация студентов к месту работы
Повышение престижности аграрных профессий
Центры практической подготовки и маркетинга
Учебно-опытное хозяйство
1С ! С
Стажировочные площадки
] с
Садовый цеетр
Разработка программ практики совместно с предприятиями с учетом профстандартов
Кафедры на производстве
Прикладной бакалавриат
Биэнес-инкуВатор
Базовые предприятия
] I
Ветеринарная клиника
Учебный инновационный центр о&ра&отки материалов
Оценка компетенций студентов университета
1 1 1 Г
Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ П рофстанларты фгос во! ФГОССПО
Рис. 1 Модель дуального обучения в ФГБОУВО Омский ГА У
В целях более тесной интеграции образования, науки и производства, обеспечения прямого участия предприятий и организаций в образовательной деятельности, осуществления целевой подготовки молодых специалистов в Омском ГАУ создаются кафедры на производстве (кафедра экономики и управления, кафедра сельскохозяйственного машиностроения, кафедра птицеводства, кафедра автомобильного сервиса, кафедра агрономии, кафедра автоматизации инженерно-геодезических работ, кафедра гинекологии и биотехнологии репродукции животных), которые наряду с базовыми предприятиями являются неотъемлемой частью модели дуального обучения, решая те же основные задачи. Отношения между вузом и предприятием носят договорной характер и оформляются в установленном законодательством порядке.Важно, что реализация модели дуального обучения предполагает привлечение к образовательному процессу действующих специалистов профильных организаций, в том числе во исполнение требований образовательных стандартов и для повышения практической ориентации образовательного процесса, а также активное использование системы наставничества, которая приобретает в рамках модели особое значение.
Дуальность образовательного процесса в общем не означает его исключительно теоретический характер применительно к образовательной организации. На базе университета обучающиеся также приобретают разнообразные практические умения и навыки (учебная практика, мастер-классы от работодателей, выездные занятия и т.п.). Для этого необходимо создать развитую учебно-научно-производственную инфраструктуру. В
2015 году в Омском ГАУ возобновило деятельность учебно-опытное хозяйство, на полях которого проводятся занятия и все виды практик; был открыт садовый центр (выращивание, ландшафтный дизайн, консультационные услуги населению по ведению садового хозяйства); была реконструирована ветеринарная клиника, приобретено современное оборудование; для инженерных направлений подготовки открыт учебный инновационный центр обработки материалов. Тесная связь с производством не освобождает вузы от необходимости инвестирования значительной доли заработанных средств на укрепление МТБ, используемой в учебном процессе и для проведения научных исследований. При этом, производство дает бесценный опыт профессиональной деятельности, благодаря которому у выпускников появляется возможность успешной реализации своих умений и навыков в конкретных производственных условиях. Элементы дуального обучения в университете и на производстве (на примере отдельных направлений подготовки) свидетельствуют о расширении практики производственного обучения в Омском ГАУ (таблица 3).
Таблица 3
Элементы дуального обучения в вузе и на производстве
в ФГБОУ ВО Омский ГАУ
Практическое обучение в Практическое обучение на Должность на практике
вузе производстве
ОП 35.03.05 Садоводство
Лаборатория садоводства Базовые хозяйства Агроном
Учебный теплицы Кафедры на Помощник агронома
Садовый центр производстве Бригадир
Учебно-опытное хозяйство Центры практической
Сад им.Кизюрина подготовки и маркетинга
ОП 36.05.01 Ветеринария
Учебный доильный зал Базовые хозяйства Ветеринарный врач
Виварий Кафедры на Ветеринарный
производстве фельдшер
Ветеринарная клиника Центры практической Ассистент
подготовки и маркетинга ветеринарного врача
ОП 35.03.06 Агроинженерия
Учебные мастерские Базовые хозяйства Кафедры на Механизатор (тракторист, комбайнер)
Учебный полигон производстве Слесарь по ремонту
Центры практической сельхозтехники
Учебно-опытное хозяйство подготовки и маркетинга Слесарь по сборке сельхозтехники
Учебный инновационный Слесарь по сборке
центр обработки сельхозтехники
материалов
Кроме того, в рамках реализации концепции дуального обучения вузом заключаются соглашения с крупнейшими отраслевыми организациями о создании центров практической подготовки и маркетинга. В настоящее время университет заключил четыре соглашения. Данный вид сотрудничества включает в себя много позиций, интересных для обеих сторон -предприятия и университета: это участие в открытии и реализации образовательных программ, совместное использование учебно-научного оборудования и других ресурсов; научное консультирование; практика и стажировка для студентов и профессорско-преподавательского состава вуза; совместное участие в семинарах и международных научно-образовательных программах, проектах и прочее. Все перечисленное является
инструментами реализации дуального обучения. В основе которого: «живые примеры» успешной хозяйственной деятельности в агропромышленном комплексе, практический опыт работы на современном оборудовании по передовым технологиям, тесная взаимосвязь теории и практики. Важными характеристиками модели являются непрерывность в условиях реализации многоуровневой системы обучения (СПО - бакалавриат - магистратура -аспирантура), возможность ее адаптации к новой модели профориентационной работы вуза, в том числе посредством проведения экскурсионной работы со школьниками профильных классов (агроклассы Омского ГАУ на базе сельских и городских школ).
Подготовка высококвалифицированных кадров для аграрной отрасли - региональная задача, эффективность решения которой во многом зависит от степени координации совместных усилий профильных образовательных организаций. С этой целью в 2015 году по инициативе Омского ГАУ и на его базе была создана Ассоциация аграрного образования Омской области (далее - Ассоциация). Ассоциация образовательных организаций, ведущих подготовку кадров для агропромышленного комплекса Омской области, является формой сотрудничества в целях координации деятельности участников по вопросам подготовки и повышения квалификации специалистов аграрной отрасли региона, научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, разработки и реализации инновационно-внедренческих программ. Все члены Ассоциации -полноправные участники модели дуального обучения, реализуемой в Омском ГАУ, в равной степени заинтересованные в ее дальнейшем распространении.
В качестве направления развития и совершенствования дуального образования предлагаем все вышеперечисленное объединить в емкое понятие кластера непрерывного дуального аграрного образования (школа - техникум - вуз - предприятие - органы власти). Такая форма организации образовательного процесса наиболее эффективна в условиях, когда в основе дуальной формы профессионального обучения находится принцип социального партнерства с четкой дифференциацией интересов и обязанностей каждого партнера (в частности, вуза и работодателя). Непрерывность образования в ходе всей профессиональной деятельности объективно обусловлена динамикой развития профессий, динамикой политических, экономических и социальных преобразований, скоростью изменений и обновлений структуры и содержания информационного пространства профессий. Следовательно, компетентностный подход, базирующийся на принципе «от частного — к общему», объективно актуален. В системе среднего общего образования: агроклассы, ученические производственные бригады, чемпионаты рабочих профессий; в системе среднего и высшего образования: обучение на производстве, получение рабочих профессий, трудоустройство. Формы взаимодействия с органами власти также могут быть различными: панельные дискуссии, открытые лекции, мастер-классы и много другое. Это позволит установить тесные научно-производственные и общественно-профессиональные связи вуза с реальным сектором экономики, органами региональной исполнительной власти и четкое распределить ответственность между указанными субъектами за результаты подготовки будущих специалистов.
Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что основная содержательная концепция дуальной системы базируется на усилении практической направленности при подготовке специалистов через синтезирование учебного и производственного процессов и существенно увеличивает возможность профессиональной мобильности выпускников учебных заведений, что, по сути, и является инновационным форматом системы высшего профессионального образования. Однако необходимо отметить, что существуют определенные трудности, которые следует учитывать при организации дуального обучения. Наиболее сложным моментом является установление контакта между вузом и предприятием и дальнейшее согласование учебного плана. Возникают разногласия по поводу содержания и формы. Серьезной проблемой является проблема финансирования процесса обучения на производстве. Для дуальной системы высшего профессионального
образования в России следует рассматривать возможность финансирования из нескольких источников, бесспорно, что основную долю расходов должно взять на себя государство. Основным назначением источника негосударственного финансирования должно стать создание новейших учебных лабораторий, площадок, мастерских с высоким уровнем технического и ресурсного оснащения для обучения. Для работодателей необходимо разработать комплекс стимулирующих мер, предусматривающих возможность получения налоговых льгот, создания директории ресурсного обеспечения и другие.
Заключение
Проведенное исследование позволило сформулировать ряд предложений, реализация которых будет способствовать развитию практико-ориентированных подходов к обучению современных специалистов, в том числе для агропромышленного комплекса региона и страны в целом. В статье приведены конкретные примеры обучения с применением всех основных элементов дуальной системы, в том числе различных форм сотрудничества с профильными образовательными организациями и органами государственной власти, без поддержки которых возникает масса трудностей в решении вопросов подготовки квалифицированных кадров.
В перспективе нами планируется продолжить работу в данном научном направлении и сделать практические рекомендации по разработке новых методических подходов к построению эффективной модели дуального образования и механизмов ее обеспечения с учетом ее социально-экономического значения.
Ссылки на источники
1. Терещенкова Е.В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов / Е.В.Терещенкова // Концепт [Электронный ресурс]. - Москва. - 2016. -Режим доступа: http:// ekoncept.ru (дата обращения: 07.10.2016).
2. Кравченко А.И. Непрерывное образование: гибкость и рост [Электронный ресурс]. - Москва. - 2016. - Режим доступа: http:// http://lll21.petrsu.ru (дата обращения: 07.10.2016).
3. Полякова Т.В. Дуальное обучение как возможность социального партнерства / Т.В. Полякова // Профессиональное образование и рынок труда [Электронный ресурс]. -Москва. - 2016. - Режим доступа: http:// elibrary.ru (дата обращения: 05.10.2016).
4. Салми Дж. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: Уроки для России / Дж. Салми // Вопросы образования. - 2013. - № 1. - С. 25-68.
5. Graf L., PowellJJ. W., FortwengelJ., & Bernhard, N. (2014). DualeStudiengängeimglobalenKontext: Internationalisierung in Deutschland und Transfer nachBrasilien, Frankreich, Katar, Mexiko und in die USA. Bonn; DAAD. 129 S.
6. Терещенкова Е.В., Бернхард М. Дуальное образование как инновационный формат системы высшего профессионального образования / Е.В.Терещенкова, М. Бернхард // Государственное управление. Электронный вестник [Электронный ресурс]. - Москва. - 2016. - Режим доступа: http:// http://e-journal.spa.msu.ru/ (дата обращения: 07.10.2016).
7. Сделано немцами в России. Потенциал. Кооперация. Брэндинг [Электронный ресурс]. - Омск. - 2016. - Режим доступа: CD (дата обращения: 07.10.2016).
8. Некрасов С. И., Захарченко Л.В., Некрасова Ю. А. Пилотный проект «Дуальное обучение»: критический взгляд специалистов / С.И. Некрасов, Л.В. Захарченко, Ю.А. Некрасова // Профессиональное образование. Столица, 2015. - № 4. - С. 9-16.
9. Аникеев А.А., Артуров Е.А. Современная структура образования в Германии / А.А. Аникеев, Е.А. Артуров // Almamater. - 2012. - № 3. - С. 67-68.
10. Заякина Р. А. Инновационный вуз как субъект сетевого взаимодействия / Р. А. Заякина // Высш. образование в России. - 2013. - № 4. - С. 118-124.
11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» [Электронный ресурс] - М., [2016] - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.08.2016).
12. Факторович А.А. Дуальное обучение: новые возможности и новые требования к качеству программ // Профессиональное образование. Столица. - 2014. - № 11. - C. 26-28.
13. Кольга В.В., Шувалова М.А. Подготовка современных специалистов в системе дуального образования / В.В. Кольга, М.А. Шувалова // Актуальные проблемы постнеклассической науки. Теория и практика модернизации образования [Электронный ресурс]. - Москва. - 2016. - Режим доступа: http://elibrary.ru/ (дата обращения: 01.09.2016).
14. Смирнова Е.А., Дикова Т.В. Сетевое взаимодействие и дуальное образование как факторы непрерывного образования: отечественный и зарубежный опыт / Е.А. Смирнова, Т.В. Дикова [Электронный ресурс]. - Москва. - 2016. - Режим доступа: http://elibrary.ru/ (дата обращения: 07.10.2016).
15. Системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» //Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. - Москва. -2016. - Режим доступа: http:// www.asi.ru (дата обращения: 07.10.2016).
16. Сартакова Е.Е. Механизмы формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений Сибири / Е.Е. Сартакова // Гуманитарные науч. исслед. [Электронный ресурс]. - Москва. - 2016. - Режим доступа: http://human.snauka.ru (дата обращения: 07.10.2016).
17. Овсиенко Л.В., Зимина И.В., Есенина Е.Ю. Дуальное обучение как важный фактор повышения инвестиционной привлекательности региона / Л.В. Овсиенко, И.В. Зимина, Е.Ю. Есенина [Электронный ресурс]. - Москва. - 2016. - Режим доступа: http://elibrary.ru (дата обращения: 07.09.2016).
18. Гаврилова Н.В., Шумакова О.В., Комарова С.Ю. К вопросу о реализации компетентностного подхода и практико-ориентированных технологий через внутриорганизационные формы повышения квалификации научно-педагогических работников / Н.В. Гаврилова, О.В.Шумакова, С.Ю. Комарова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - Киров, 2014. - №22. - С. 11-15.
19. Шумакова О.В., Коваленко Е.В., Мозжерина Т.Г. Реализация дополнительного профессионального образования в АПК Омской области / О.В. Шумакова, Е.В. Коваленко. Т.Г. Мозжерина // Современные проблемы науки и образования. - Пенза: Изд. дом «Академия естествознания», 2013. - № 5. - 436с.
20. Полянин В.А. Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога / В.А. Полянин // Журнал «Образовательные технологии». - 2010. - № 2. - С. 68-96.
Oksana Shumakova
Doctor of Economical Sciences, Professor, Rector FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Tatyana Mozzherina
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Svetlana Komarova
Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Natalya Gavrilova
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Experience of Dual Training as an Opportunity for Increasing the Proficiency of
Professional Education
Abstract. In the article the conceptual framework, essence of dual training, domestic and foreign experience of its formation and development are considered; the concept of dual training in relation to conditions of the higher education is specified; distinctive characteristics of traditional and dual systems of training are provided, practice of its introduction by institutions of higher education on the example of FSBEI HE Omsk SAU is shown (in relation to the concrete directions of preparation).
Keywords: dual training, dual system, professional education, social partnership, professional adaptation