Тарасова Е.Ю., Скрябина О.В., Тарасов С.О. Реализация современных моделей профессионального образования // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №3. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/723-00261. - ISSN 2413-4066
УДК 378.147
Тарасова Елена Юрьевна
Кандидат технических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск eyu. tarasova@omgau .org
Скрябина Ольга Витальевна
Кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Тарасов Сергей Олегович
Учитель ОБЖ
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №135 им. А.П. Дмитриева», г. Омск [email protected]
Реализация современных моделей профессионального образования
Аннотация. В статье доказывается актуальность внедрения дуального обучения для российской системы профессионального образования. Рассмотрена модель дуального обучения на примере Германии; сравниваются система дуального образования и целевая подготовка.
Ключевые слова: система дуального образования, модель дуального обучения, целевая подготовка, профессиональное образование
Среди множества традиционных и инновационных педагогических технологий в современном российском образовании формируются элементы дуального образования. Подобных серьезных изменений в системе образования требуют новые жизненные условия.
Переориентация на рыночные отношения выдвигает свои требования к соискателю вакансии. В наше время необходим молодой специалист с широкими общими и специальными знаниями, умеющий быстро реагировать на изменения в науке и технике, способный осваивать новые технологии, обладающий аналитическим мышлением, компетентный в социально-психологической сфере, владеющий интеллектуальной культурой. Его отличительные черты - постоянное углубление и обновление знаний, совершенствование трудовых навыков и компетенций [1].
Еще 15 лет назад, в начале XXI века главным в российском образовании было индивидуальное развитие личности каждого молодого человека. Обучение строилось на убеждении о необходимости получения студентами фундаментальных знаний. Считалось, что требуемые умения и навыки приобретаются в ходе теоретического изучения дисциплин.
В результате такого подхода на рынке труда в избытке оказалось огромное количество специалистов с высшим фундаментальным образованием, а предприятия многих отраслей стали испытывать голод в квалифицированных кадрах для технологического обновления [2].
Сегодня при приеме на работу выпускников учебных заведений работодателей интересует не только объем их теоретических знаний, но и готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Решение кадровых вопросов является жизненно важным для реального сектора российской экономики.
Для обеспечения промышленности высококвалифицированными кадрами с учетом реальных потребностей экономики разрабатываются новые подходы к подготовке специалистов, в том числе система дуального образования.
Согласно Международной стандартной квалификации ЮНЕСКО, система дуального образования - это организованный учебный процесс реализации образовательных программ, сочетающих частичную занятость на производстве и обучение с неполной нагрузкой в традиционной школьной и университетской системе [3]. Эта система получила мировое признание.
В Советском Союзе была четко выстроена система профессионально-технического образования. Сегодня, способствуя ее возрождению, Россия ориентируется, прежде всего, на немецкий опыт.
Германия является несомненным лидером в решении кадровых проблем в производстве, на государственном уровне эти задачи решаются уже на уровне профориентации школьников в средней ступени образования (в возрасте 12-14 лет). Система дуального образования совмещает обучение теории в пределах образовательного учреждения и обучения на предприятии.
На практике в Германии это осуществляется следующим образом: на конкурентоспособном предприятии предлагается два-три места для дуального обучения, на эти места предприятие получает до трехсот резюме-запросов. Претендент должен иметь высокие оценки по выпускным экзаменам, приветствуется свободное владение несколькими языками. Предприятие полностью оплачивает обучение и платит стипендию прошедшему отбор кандидату во время учебы
Длительность дуального обучения составляет три года. По завершении учебы студенты получают диплом бакалавра. Студенты учатся шесть дней в неделю: три дня они работают на фирме, два рабочих дня и субботу - учатся в вузе. В конце обучения они имеют великолепные шансы сразу получить рабочее место, что в странах Европы, хорошо знакомых с безработицей, очень важно. Выпускников берут на данное предприятие, но строго в тот отдел, где они обучались. Универсальность обучения относительна. Эта модель дуального обучения не предусматривает варианты: «а вдруг я передумаю» или «вдруг я решу, что это не мое», но работает эффективно [4, 5].
Точное копирование немецкой модели для российского образования невозможно в связи с различием традиций и культур наших стран. Россия собирается взять из немецкой модели дуального обучения следующие принципиальные аспекты:
- совмещение теоретической и практической подготовки;
- совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе [6].
Модель дуального обучения имеет некоторое сходство с моделью целевой подготовки, нормативной базой осуществления которой в настоящее время являются Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 56) [7]. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 г. №1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом
приеме и договора о целевом обучении» [8] утверждены правила заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении.
Целевое обучение, также как и дуальное, в первую очередь, направлено, на повышение качества подготовки специалистов для работы в условиях конкретного производства. Эта подготовка кадров отличается тем, что:
- осуществляется индивидуальное углублённое обучение студентов на основе совместно сформулированных вузом и предприятием требований к уровню подготовки;
- реализуется вовлечение студента и преподавателей вуза в решение производственных проблем заказчика в период этого обучения;
- организуется дополнительное обучение студентов (за счёт средств предприятий-заказчиков) по наиболее важным для предприятий направлениям профессиональной деятельности специалистов.
В результате целевого обучения:
- повышается уровень теоретической подготовки обучаемого специалиста;
- существенно повышаются профессионально-практические навыки обучаемого по решению конкретных задач производства;
- осваиваются новые методы и технологии образования, приобретаются знания по современной технике и оборудованию;
- усиливается мотивация студентов к эффективности обучения и результативности практик на предприятии;
- повышается степень ответственности обучаемого за результаты своей деятельности перед университетом и предприятием-работодателем.
В соответствии Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» с внесенными изменениями в реализации целевого обучения участвуют три стороны.
Заказчиками являются лица, в интересах которых может осуществляться целевой прием. К ним относятся: федеральные государственные органы, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные (муниципальные) учреждения, унитарные предприятия, государственные корпорации, государственные компании или хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Квота целевого приема по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки ежегодно устанавливается учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Целевой прием осуществляется по конкурсу, проводимому в рамках квоты в соответствии с порядком приема на основе договора о целевом приеме, который заключается между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и заказчиком целевого приема.
Заключению договора о целевом приеме предшествует заключение договора о целевом обучении между заказчиком целевого приема и гражданином, желающим поступать на обучение на условиях целевого приема, или между заказчиком целевого приема, гражданином и организацией, в которую будет осуществлено его трудоустройство после завершения обучения в соответствии с полученной квалификацией.
Целевое направление имеет, как преимущества, так и недостатки.
Если рассматривать хорошие стороны, то в первую очередь нужно отметить, что после окончания учебного заведения выпускнику известно место трудоустройства. Студент учится на бюджетной основе и получает стипендию. У него не возникает проблем с поиском места для прохождения практики. К тому же, все материалы для научных и курсовых работ, а также дипломной работы будут собраны на предприятии, выдавшем целевое направление.
Но есть в таком обучении и свои недостатки. Как правило, студентам не очень хочется возвращать долг предприятию, которое оплатило им обучение, поэтому они ищут окольные
пути, чтобы и не отрабатывать, но и деньги не возвращать. Не всегда организация, направляющая студентов, может предоставить высокооплачиваемую и престижную работу с возможностью дальнейшего карьерного роста. К тому же, студент не сможет изменить специальность, только если она не очень тесно связана с другой. Необходимо учиться хорошо, потому что организации регулярно делают запрос в университеты, проверяя успеваемость целевиков. Известно, что проходной балл на целевое направление гораздо ниже, чем на бюджетные места, поэтому сюда могут попасть даже троечники. С другой стороны целевых мест немного, поэтому пройти конкурс довольно проблематично. Сначала необходимо пройти отбор на предприятии, а затем уже в университете, где зачисление будет проводиться на основании результатов ЕГЭ. Тот, кто не попал на целевые места, может поступать на общих основаниях, так как приказ о зачислении «целевиков» появляется раньше приказа о зачислении других студентов. В основном на целевое обучение поступают «свои» люди. Это могут быть дети, чьи родители работают на предприятии, абитуриенты, которые еще пребывая на школьной скамье, успели выделиться, участвуя в тематических олимпиадах, организованных предприятием. Также целевиками могут стать более расторопные молодые люди, вовремя собравшие необходимые документы.
Преимущества целевого обучения свойственны и дуальной системе. Кроме перечисленных можно выделить еще одно. Постоянное чередование обучения в образовательной организации и на предприятии способствуют лучшей мотивации.
Основным недостатком дуальной системы сегодня можно считать недостаточную готовность большинства предприятий принять на обучение студентов из-за отсутствия учебных мест.
Внедрение системы дуальной подготовки специалистов открывает новые дополнительные перспективы в повышении эффективности профессионального образования.
Ссылки на источники
1. Кабанова Н.Э. Дуальная подготовка в системе аграрного образования / Н.Э. Кабанова // Аккредитация в образовании. - 2014. - №7. - С. 35-36.
1. Григорьева Н.В. Внедрение элементов дуального образования в подготовку инженерных кадров для угольной и смежных отраслей / Н.В. Григорьева // Международный научный журнал «Символ науки». - 2016. - №1. - С. 149-152.
2. Кольга В.В. Подготовка современных специалистов в системе дуального образования / В.В. Кольга, М.А. Шувалова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2014. - №3. - С.66-69.
4. Загальская Е. Дуальное образование на смену индивидуальному [Электронный ресурс]. - [СпБ, 2015]. - http://edu.glavsprav.ru/spb/vpo/joumal/861/.
5. Шумакова О.В. Опыт дуального образования как возможность повышения эффективности профессиональной подготовки обучающихся / О.В. Шумакова, Т.Г. Мозжерина, С.Ю. Комарова, Н.В. Гаврилова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ [Электронный ресурс]. - 2016. - №4 - Режим доступа : Ы^://е-journal.omgau.rU/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/485-00230.
6. Козина М.Г. Элементы дуального обучения в образовательном процессе ДБК [Электронный ресурс]. - [Смоленск, 2015]. - Режим доступа : https://infourok.ru/elementi-dualnogo-obucheniya-v-obrazovatelnom-processe-dbk-310947.html.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс]. - [М, 2017]. - Режим доступа : http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/3031c24c56d7095c2ae39a2c43da3 ee 2с3683Ш/
8. Постановление Правительства РФ от 27.11.2013 расторжения договора о целевом приеме и договора о ресурс]. - [М, 2013]. -
http://ivo.garant.rU/#/document/70519848/paragraph/297:1
Elena Tarasova
Candidate of Technical Sciences
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
О^ Skryabina
Candidate of Technical Sciences
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Sergey Tarasov
Teacher
Secondary school №135
Realization of Modern Models of Professional Education
Abstract. The article proves the relevance of the implementation of the dual training for the Russian system of vocational education. A model of dual training on the example of Germany; compared dual education system and targeted training.
Keywords: dual education system, the model of dual training, targeted training, vocational education
г. №1076 «О порядке заключения и целевом обучении» [Электронный Режим доступа :