Научная статья на тему 'Реализация современных моделей профессионального образования'

Реализация современных моделей профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
792
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DUAL EDUCATION SYSTEM / THE MODEL OF DUAL TRAINING / TARGETED TRAINING / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Елена Юрьевна, Скрябина Ольга Витальевна, Тарасов Сергей Олегович

В статье доказывается актуальность внедрения дуального обучения для российской системы профессионального образования. Рассмотрена модель дуального обучения на примере Германии; сравниваются система дуального образования и целевая подготовка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасова Елена Юрьевна, Скрябина Ольга Витальевна, Тарасов Сергей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of Modern Models of Professional Education

The article proves the relevance of the implementation of the dual training for the Russian system of vocational education. A model of dual training on the example of Germany; compared dual education system and targeted training.

Текст научной работы на тему «Реализация современных моделей профессионального образования»

Тарасова Е.Ю., Скрябина О.В., Тарасов С.О. Реализация современных моделей профессионального образования // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №3. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/723-00261. - ISSN 2413-4066

УДК 378.147

Тарасова Елена Юрьевна

Кандидат технических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск eyu. tarasova@omgau .org

Скрябина Ольга Витальевна

Кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]

Тарасов Сергей Олегович

Учитель ОБЖ

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №135 им. А.П. Дмитриева», г. Омск [email protected]

Реализация современных моделей профессионального образования

Аннотация. В статье доказывается актуальность внедрения дуального обучения для российской системы профессионального образования. Рассмотрена модель дуального обучения на примере Германии; сравниваются система дуального образования и целевая подготовка.

Ключевые слова: система дуального образования, модель дуального обучения, целевая подготовка, профессиональное образование

Среди множества традиционных и инновационных педагогических технологий в современном российском образовании формируются элементы дуального образования. Подобных серьезных изменений в системе образования требуют новые жизненные условия.

Переориентация на рыночные отношения выдвигает свои требования к соискателю вакансии. В наше время необходим молодой специалист с широкими общими и специальными знаниями, умеющий быстро реагировать на изменения в науке и технике, способный осваивать новые технологии, обладающий аналитическим мышлением, компетентный в социально-психологической сфере, владеющий интеллектуальной культурой. Его отличительные черты - постоянное углубление и обновление знаний, совершенствование трудовых навыков и компетенций [1].

Еще 15 лет назад, в начале XXI века главным в российском образовании было индивидуальное развитие личности каждого молодого человека. Обучение строилось на убеждении о необходимости получения студентами фундаментальных знаний. Считалось, что требуемые умения и навыки приобретаются в ходе теоретического изучения дисциплин.

В результате такого подхода на рынке труда в избытке оказалось огромное количество специалистов с высшим фундаментальным образованием, а предприятия многих отраслей стали испытывать голод в квалифицированных кадрах для технологического обновления [2].

Сегодня при приеме на работу выпускников учебных заведений работодателей интересует не только объем их теоретических знаний, но и готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Решение кадровых вопросов является жизненно важным для реального сектора российской экономики.

Для обеспечения промышленности высококвалифицированными кадрами с учетом реальных потребностей экономики разрабатываются новые подходы к подготовке специалистов, в том числе система дуального образования.

Согласно Международной стандартной квалификации ЮНЕСКО, система дуального образования - это организованный учебный процесс реализации образовательных программ, сочетающих частичную занятость на производстве и обучение с неполной нагрузкой в традиционной школьной и университетской системе [3]. Эта система получила мировое признание.

В Советском Союзе была четко выстроена система профессионально-технического образования. Сегодня, способствуя ее возрождению, Россия ориентируется, прежде всего, на немецкий опыт.

Германия является несомненным лидером в решении кадровых проблем в производстве, на государственном уровне эти задачи решаются уже на уровне профориентации школьников в средней ступени образования (в возрасте 12-14 лет). Система дуального образования совмещает обучение теории в пределах образовательного учреждения и обучения на предприятии.

На практике в Германии это осуществляется следующим образом: на конкурентоспособном предприятии предлагается два-три места для дуального обучения, на эти места предприятие получает до трехсот резюме-запросов. Претендент должен иметь высокие оценки по выпускным экзаменам, приветствуется свободное владение несколькими языками. Предприятие полностью оплачивает обучение и платит стипендию прошедшему отбор кандидату во время учебы

Длительность дуального обучения составляет три года. По завершении учебы студенты получают диплом бакалавра. Студенты учатся шесть дней в неделю: три дня они работают на фирме, два рабочих дня и субботу - учатся в вузе. В конце обучения они имеют великолепные шансы сразу получить рабочее место, что в странах Европы, хорошо знакомых с безработицей, очень важно. Выпускников берут на данное предприятие, но строго в тот отдел, где они обучались. Универсальность обучения относительна. Эта модель дуального обучения не предусматривает варианты: «а вдруг я передумаю» или «вдруг я решу, что это не мое», но работает эффективно [4, 5].

Точное копирование немецкой модели для российского образования невозможно в связи с различием традиций и культур наших стран. Россия собирается взять из немецкой модели дуального обучения следующие принципиальные аспекты:

- совмещение теоретической и практической подготовки;

- совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе [6].

Модель дуального обучения имеет некоторое сходство с моделью целевой подготовки, нормативной базой осуществления которой в настоящее время являются Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 56) [7]. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 г. №1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом

приеме и договора о целевом обучении» [8] утверждены правила заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении.

Целевое обучение, также как и дуальное, в первую очередь, направлено, на повышение качества подготовки специалистов для работы в условиях конкретного производства. Эта подготовка кадров отличается тем, что:

- осуществляется индивидуальное углублённое обучение студентов на основе совместно сформулированных вузом и предприятием требований к уровню подготовки;

- реализуется вовлечение студента и преподавателей вуза в решение производственных проблем заказчика в период этого обучения;

- организуется дополнительное обучение студентов (за счёт средств предприятий-заказчиков) по наиболее важным для предприятий направлениям профессиональной деятельности специалистов.

В результате целевого обучения:

- повышается уровень теоретической подготовки обучаемого специалиста;

- существенно повышаются профессионально-практические навыки обучаемого по решению конкретных задач производства;

- осваиваются новые методы и технологии образования, приобретаются знания по современной технике и оборудованию;

- усиливается мотивация студентов к эффективности обучения и результативности практик на предприятии;

- повышается степень ответственности обучаемого за результаты своей деятельности перед университетом и предприятием-работодателем.

В соответствии Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» с внесенными изменениями в реализации целевого обучения участвуют три стороны.

Заказчиками являются лица, в интересах которых может осуществляться целевой прием. К ним относятся: федеральные государственные органы, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные (муниципальные) учреждения, унитарные предприятия, государственные корпорации, государственные компании или хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Квота целевого приема по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки ежегодно устанавливается учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Целевой прием осуществляется по конкурсу, проводимому в рамках квоты в соответствии с порядком приема на основе договора о целевом приеме, который заключается между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и заказчиком целевого приема.

Заключению договора о целевом приеме предшествует заключение договора о целевом обучении между заказчиком целевого приема и гражданином, желающим поступать на обучение на условиях целевого приема, или между заказчиком целевого приема, гражданином и организацией, в которую будет осуществлено его трудоустройство после завершения обучения в соответствии с полученной квалификацией.

Целевое направление имеет, как преимущества, так и недостатки.

Если рассматривать хорошие стороны, то в первую очередь нужно отметить, что после окончания учебного заведения выпускнику известно место трудоустройства. Студент учится на бюджетной основе и получает стипендию. У него не возникает проблем с поиском места для прохождения практики. К тому же, все материалы для научных и курсовых работ, а также дипломной работы будут собраны на предприятии, выдавшем целевое направление.

Но есть в таком обучении и свои недостатки. Как правило, студентам не очень хочется возвращать долг предприятию, которое оплатило им обучение, поэтому они ищут окольные

пути, чтобы и не отрабатывать, но и деньги не возвращать. Не всегда организация, направляющая студентов, может предоставить высокооплачиваемую и престижную работу с возможностью дальнейшего карьерного роста. К тому же, студент не сможет изменить специальность, только если она не очень тесно связана с другой. Необходимо учиться хорошо, потому что организации регулярно делают запрос в университеты, проверяя успеваемость целевиков. Известно, что проходной балл на целевое направление гораздо ниже, чем на бюджетные места, поэтому сюда могут попасть даже троечники. С другой стороны целевых мест немного, поэтому пройти конкурс довольно проблематично. Сначала необходимо пройти отбор на предприятии, а затем уже в университете, где зачисление будет проводиться на основании результатов ЕГЭ. Тот, кто не попал на целевые места, может поступать на общих основаниях, так как приказ о зачислении «целевиков» появляется раньше приказа о зачислении других студентов. В основном на целевое обучение поступают «свои» люди. Это могут быть дети, чьи родители работают на предприятии, абитуриенты, которые еще пребывая на школьной скамье, успели выделиться, участвуя в тематических олимпиадах, организованных предприятием. Также целевиками могут стать более расторопные молодые люди, вовремя собравшие необходимые документы.

Преимущества целевого обучения свойственны и дуальной системе. Кроме перечисленных можно выделить еще одно. Постоянное чередование обучения в образовательной организации и на предприятии способствуют лучшей мотивации.

Основным недостатком дуальной системы сегодня можно считать недостаточную готовность большинства предприятий принять на обучение студентов из-за отсутствия учебных мест.

Внедрение системы дуальной подготовки специалистов открывает новые дополнительные перспективы в повышении эффективности профессионального образования.

Ссылки на источники

1. Кабанова Н.Э. Дуальная подготовка в системе аграрного образования / Н.Э. Кабанова // Аккредитация в образовании. - 2014. - №7. - С. 35-36.

1. Григорьева Н.В. Внедрение элементов дуального образования в подготовку инженерных кадров для угольной и смежных отраслей / Н.В. Григорьева // Международный научный журнал «Символ науки». - 2016. - №1. - С. 149-152.

2. Кольга В.В. Подготовка современных специалистов в системе дуального образования / В.В. Кольга, М.А. Шувалова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2014. - №3. - С.66-69.

4. Загальская Е. Дуальное образование на смену индивидуальному [Электронный ресурс]. - [СпБ, 2015]. - http://edu.glavsprav.ru/spb/vpo/joumal/861/.

5. Шумакова О.В. Опыт дуального образования как возможность повышения эффективности профессиональной подготовки обучающихся / О.В. Шумакова, Т.Г. Мозжерина, С.Ю. Комарова, Н.В. Гаврилова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ [Электронный ресурс]. - 2016. - №4 - Режим доступа : Ы^://е-journal.omgau.rU/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/485-00230.

6. Козина М.Г. Элементы дуального обучения в образовательном процессе ДБК [Электронный ресурс]. - [Смоленск, 2015]. - Режим доступа : https://infourok.ru/elementi-dualnogo-obucheniya-v-obrazovatelnom-processe-dbk-310947.html.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс]. - [М, 2017]. - Режим доступа : http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/3031c24c56d7095c2ae39a2c43da3 ee 2с3683Ш/

8. Постановление Правительства РФ от 27.11.2013 расторжения договора о целевом приеме и договора о ресурс]. - [М, 2013]. -

http://ivo.garant.rU/#/document/70519848/paragraph/297:1

Elena Tarasova

Candidate of Technical Sciences

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

О^ Skryabina

Candidate of Technical Sciences

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Sergey Tarasov

Teacher

Secondary school №135

Realization of Modern Models of Professional Education

Abstract. The article proves the relevance of the implementation of the dual training for the Russian system of vocational education. A model of dual training on the example of Germany; compared dual education system and targeted training.

Keywords: dual education system, the model of dual training, targeted training, vocational education

г. №1076 «О порядке заключения и целевом обучении» [Электронный Режим доступа :

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.