Научная статья на тему 'Взаимодействие образовательных организаций и предприятий: дуальный подход в подготовке специалистов'

Взаимодействие образовательных организаций и предприятий: дуальный подход в подготовке специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОРГАНИЗАЦИИ-ПАРТНЕРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РАБОТОДАТЕЛИ / DUAL TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS / PARTNER ORGANIZATIONS / PROFESSIONAL COMPETENCE / WORKING ENVIRONMENT / POTENTIAL EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берестовский Александр Михайлович, Яцунов Александр Николаевич, Павлюченко Кирилл Владимирович, Паршукова Светлана Сергеевна

В статье раскрыта сущность дуального обучения, показана практика применения и отличительные особенности элементов дуального обучения в Тарском филиале ФГБОУ ВО Омский ГАУ, применительно к реализуемым основным профессиональным образовательным программам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Берестовский Александр Михайлович, Яцунов Александр Николаевич, Павлюченко Кирилл Владимирович, Паршукова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of educational organizations and enterprises: dual approach in the training of specialists

The article reveals the essence of the dual training, shows the practice of application and features of the dual training elements in Tara branch of FSBEI HI Omsk State Agrarian University, in relation to the realizable basic professional educational programs.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие образовательных организаций и предприятий: дуальный подход в подготовке специалистов»

Берестовский А.М., Яцунов А.Н., Павлюченко К.В., Паршукова С.С. Взаимодействие образовательных организаций и предприятий: дуальный подход в подготовке специалистов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №3. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/719-00257. - ISSN 2413-4066

УДК 378.147

Берестовский Александр Михайлович

Кандидат педагогических наук, доцент Тарский филиал ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Тара [email protected]

Яцунов Александр Николаевич

Кандидат технических наук, доцент

Тарский филиал ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Тара

[email protected]

Павлюченко Кирилл Владимирович

Заведующий отделением СПО

Тарский филиал ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Тара

[email protected]

Паршукова Светлана Сергеевна

Преподаватель отделения СПО

Тарский филиал ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Тара

[email protected]

Взаимодействие образовательных организаций и предприятий: дуальный подход в подготовке специалистов

Аннотация. В статье раскрыта сущность дуального обучения, показана практика применения и отличительные особенности элементов дуального обучения в Тарском филиале ФГБОУ ВО Омский ГАУ, применительно к реализуемым основным профессиональным образовательным программам.

Ключевые слова: дуальное обучение, образовательный процесс, организации-партнеры, профессиональные компетенции, производственные условия, потенциальные работодатели.

Практической составляющей образовательного процесса в Тарском филиале ФГБОУ ВО Омский ГАУ (далее филиал) уделяется повышенное внимание [1]. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и высшего образования (ФГОС ВО) обучение осуществляется путем формирования общих и профессиональных компетенций. В образовательном процессе применяются элементы дуального обучения.

Целью практико-ориентированного (дуального) обучения в филиале является подготовка высококвалифицированных кадров, максимально адаптированных к современным условиям агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности северных районов Омской области.

Основными задачами практико-ориентированного обучения в филиале являются:

1) комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВО и ФГОС СПО, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и навыков в условиях реального производства [2];

2) повышение качества профессионального образования и профессиональных навыков обучающихся филиала;

3) координация и адаптация образовательной деятельности филиала к условиям производства.

Исходя из имеющегося опыта практико-ориентированного обучения в ФГБОУ ВО Омский ГАУ, дуальное обучение - это практико-ориентированный вид обучения, сочетающий теоретическую и практическую подготовку, отвечающую требованиям региональной экономики [3]. Дуальное обучение подразумевает тесное сотрудничество профессиональной образовательной организации с заинтересованными в ее выпускниках организациями-партнерами.

Определен круг таких организаций-партнеров филиала. Предприятия агропромышленного комплекса северных районов Омской области хотели бы пополнить производственные коллективы молодыми людьми с высшим образованием и средним профессиональным образованием, - востребованы агрономы, инженеры, техники. ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» нуждается в квалифицированных специалистах для работы на должностях электромонтеров и инженеров различных служб энергообеспечения. ОАО «Тарское АТП» и ГП ДРСУ № 5 заинтересованы в подготовке кадров в области технического обслуживания и эксплуатации пассажирского и грузового автотранспорта, спецтехники. Отдел северного земледелия ФГБНУ СибНИИСХ, ФГБУ САС «Тарская», Тарский межрайонный отдел филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Омской области охотно принимают в штат выпускников направления подготовки 35.03.04 Агрономия.

Заинтересованность производственных структур подтверждается тесным сотрудничеством, в рамках которого филиалом разработаны и согласованы с потенциальными работодателями основные профессиональные образовательные программы высшего образования (ОПОП ВО) и программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) с элементами практико-ориентированного обучения. ОПОП ВО и ППССЗ предусматривают освоение обучающимися практической части образовательной программы на учебных местах, приближенных к производственным условиям, и на производственных объектах (в рамках производственных и преддипломных практик). Эта часть образовательного процесса предполагает наставничество и курируется потенциальными работодателями.

В то же время, следует отметить и определенные проблемы в организации практико-ориентированного (дуального) обучения:

- небольшое количество передовых профильных организаций на севере Омской области;

- некоторая пассивность определенной части работодателей в деле совместной подготовки высококлассных специалистов;

- отсутствие у большинства работодателей необходимого комплекса стимулирующих мер и социальной поддержки молодых специалистов.

Вместе с тем, дуальное образование - это не просто практико-ориентированная образовательная технология, а иной, более мобильный способ взаимодействия двух систем

(образования и производства), позволяющий сократить дисбаланс между классическим образованием «на перспективу» и актуальными требованиями высокотехнологичной отрасли.

В рассматриваемой системе меняется сам подход: внедряются элементы дуального (практико-ориентированного) обучения, предусматривающие баланс теории и практики, развитие института наставничества. Знания студент получает в образовательной организации, а навыки и профессиональные компетенции - на высокотехнологичном предприятии, где планирует работать в будущем. Все виды практик выстраиваются под реальное производство, обеспечивая учебно-производственный процесс подготовки специалистов с доступом к современным технологиям на рабочих местах.

При классической системе подготовки специалистов очень часто предприятие сталкивается с проблемой допуска обучающегося к высокотехнологичному оборудованию или оборудованию, опасному для жизни и здоровья. В связи с этим, часть времени, отведенного на производственную практику, приходится планировать на дополнительное обучение и сдачу внутреннего экзамена на предприятии.

Так, например, компания «МРСК Сибири» - «Омскэнерго», не может допускать студентов-практикантов к работе с установками под напряжением без дополнительного внутреннего допуска безопасности. В сельскохозяйственных и других организациях практикант не может самостоятельно приступить к эксплуатации техники, не имея соответствующего удостоверения тракториста-машиниста или водителя.

Образовательный процесс с элементами дуального обучения в филиале помогает решить эти проблемы - параллельно с освоением основной профессиональной образовательной программы студенты осваивают соответствующие «нужные» профессии рабочих: Электромонтер по обслуживанию электроустановок, Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, Водитель автомобиля. При сдаче квалификационных экзаменов используются действующие электротехнические стенды специализированной лаборатории электрификации и автоматизации сельского хозяйства, электромонтажный полигон, полигон для управления сельскохозяйственной техникой. Председателем квалификационной комиссии обязательно является представитель работодателя.

Для реализации практико-ориентированного обучения филиал:

1) Обеспечивает заключение трехсторонних договоров о подготовке специалистов, в соответствии с которыми обучающиеся:

- имеют право на получение корпоративных стипендий при успешном освоении образовательной программы;

- принимаются работодателем для прохождения всех производственных практик, включая преддипломную;

- за каждым из «целевиков» от предприятия назначается наставник, который на протяжении всего периода обучения консультирует будущего специалиста по всем необходимым вопросам и охарактеризовывает его при приеме на работу;

- получают после окончания обучения гарантированное место трудоустройства.

В рамках этого направления уже есть конкретные результаты. Выпускники 2016 года специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, заключившие подобные договоры при поступлении в филиал, трудоустроены в отделения ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» в Тарском и Муромцевском районах Омской области. Они работают на должностях электромонтеров по обслуживанию электрических подстанций и воздушных линий электропередач, а также монтеров и мастеров служб автоматики и релейной защиты. Каждому предоставлена комната в служебном общежитии и возможность продолжения обучения по программам высшего образования.

2) Согласовывает с работодателем учебные планы и графики учебного процесса, рабочие программы дисциплин и профессиональных модулей. Вариативная часть учебных

планов учитывает пожелания работодателей. Периодичность и продолжительность производственных практик в графиках учебного процесса максимально возможно совмещены с сезонными и полевыми работами в профильных организациях.

3) Заключает с организациями договоры о совместном сотрудничестве в области организации и проведения производственных практик. Неотъемлемой частью договора является заключение о соответствии предоставляемого рабочего места требованиям техники безопасности и охраны труда, требованиям программы практики. Все студенты-практиканты, в соответствии с договорами, обеспечиваются квалифицированными руководителями, как из числа преподавателей филиала, так и со стороны предприятия.

Обучающимся предоставляется возможность прохождения производственных практик в составе специализированных студенческих строительных отрядов. Так, в течение двух лет обучающиеся филиала проходили производственную практику в специализированном энергетическом студенческом отряде ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго». Ежегодно, по итогам практики, два лучших студента участвовали в торжественных мероприятиях, посвященных закрытию сезона специализированных энергетических отрядов ПАО «Россети» (г. Москва).

4) Совместно с заинтересованными предприятиями-работодателями разрабатывает оценочные средства для промежуточной и государственной итоговой аттестации, средства оценки компетенций, сформированных у студентов в период практического обучения; организует процедуру их оценки путем обязательного участия работодателей в проведении квалификационных экзаменов по профессиональным модулям и работе государственных экзаменационных комисссий.

5) Реализует программы прикладного бакалавриата по всем основным профессиональным образовательным программам высшего образования.

Очень важно, для получения положительного результата при дуальном обучении, сформировать у обучающихся интерес к практической деятельности, заинтересовать их чем-то. Как правило, такой «изюминкой» является что-то необычное, новое, неизведанное. Мощным импульсом в данном случае может послужить, например, инженерно-техническое творчество или научно-исследовательская деятельность, когда обучающимся предоставляется возможность непосредственно поучаствовать в научных исследованиях, в процессе изготовления (усовершенствования) лабораторно-экспериментальных или производственных механизмов, оборудования, инвентаря [4].

Такие методы успешно апробированы в филиале. Например, при экспериментальных исследованиях процесса смешивания сыпучих кормов, студенты направления подготовки 35.03.06 Агроинженерия Усков С.В. и Жигалов И.П., совместно с научным руководителем (к.т.н., доцент А.Н. Яцунов), получили патент на полезную модель [5]. Результаты исследований опубликованы научно-педагогическими работниками филиала, совместно с коллегами со смежной кафедры университета, [6, 7] и получили продолжение на практике. Студенты Усков и Жигалов получили ценнейшие практические умения, успешно окончили университет и с положительными рекомендациями трудоустроены в профильные организации.

Одним из элементов дуального обучения в филиале является выполнение хоздоговорных научно-исследовательских работ на базе конкретных сельскохозяйственных организаций Омской области с привлечением обучающихся факультета высшего образования. Так, в 2016 году на молочно-товарной ферме СПК «Кольтюгинский» Тарского района доценты кафедры агрономии и агроинженерии А.Н. Яцунов и А.В. Черняков совместно со студентами третьего курса очной формы обучения по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия Клеменковым А.Е. и Фрицковским А.А. выполнили НИР «Исследование процесса приготовления комбикормов для дойных коров». Студенты

приобрели уникальные практические навыки в условиях производства и убедились в эффективности выполненной научной работы [8].

Еще одной, свойственной для филиала разновидностью дуального обучения, является практическая подготовка обучающихся по техническим специальностям и направлениям подготовки в условиях собственной учебной ремонтной мастерской, деятельность которой максимально приближена к производственной деятельности ремонтно-сервисного предприятия, и базового хозяйства (ООО «ОПХ им. Фрунзе» Тарского района Омской области).

В соответсвии с Положением, утвержденным в установленном в университете порядке, одним из основных видов деятельности мастерской является оказание услуг населению и сторонним организациям по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотракторной техники. Выполняя в специализированных помещениях мастерской лабораторные работы и практические задания по профильным дисциплинам, посещая учебные практики, студенты воочию отслеживают реальные производственные процессы, адаптируются к производственным условиям, учатся общению в производственном коллективе.

Участвуя в подготовке сельскохозяйственной техники к посевной и уборочной кампаниям в базовом хозяйстве, будущие специалисты ощущают на себе всю степень ответственности, понимают, что от качества их работы напрямую зависят результаты деятельности и производственные показатели организации. Это оказывает существенное положительное влияние на отношение обучающихся к выполнению заданий.

В распоряжение обучающихся по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия предоставлен учебно-опытный участок кафедры агрономии и агроинженерии, на котором под руководством ведущих преподавателей они занимаются научно-исследовательской работой по разнообразным тематикам, актуальным для северных районов Омской области. Студенты, что называется «вживую», изучают приемы возделывания зерновых и зернобобовых культур. Обучающиеся непосредственно участвуют в закладке опытов, проводят учеты и наблюдения, определяют структуру урожая.

Стратегическое сотрудничество с отделом северного земледелия ФГБНУ СибНИИСХ дает возможность будущим агрономам досконально изучить технологию возделывания, уборки, послеуборочной обработки и хранения сельскохозяйственных культур, заготовку кормов в условиях, максимально приближенных к производственным.

В рамках реализации концепции дуального обучения, филиал сотрудничает с различными профильными предприятиями северных муниципальных районов Омской области. Данный вид сотрудничества включает в себя такие взаимовыгодные мероприятия как: участие в открытии и реализации образовательных программ; совместное использование учебно-научного оборудования и других ресурсов; научное консультирование; практики студентов и стажировки преподавателей; совместное участие в семинарах, проектах и прочее.

Важными характеристиками модели является непрерывность в условиях реализации многоуровневой системы обучения (СПО - бакалавриат - магистратура головной образовательной организации, аспирантура головной образовательной организации), возможность ее адаптации к новой модели профориентации, в том числе в рамках реализации проектов агротехнологического образования в северных муниципальных районах Омской области [3].

Таким образом, исходя из вышеизложенного, подготовка специалистов в системе дуального образования в специально организованном педагогическом процессе, совместном с работодателями, активизирует образовательные практики и обеспечивает приобщение студентов к профессиональной деятельности в процессе обучения. Обучение в рамках системы дуального образования будет способствовать формированию широкого диапазона

навыков и профессиональных компетенций, которые позволят будущим специалистам успешно осуществлять различные виды профессиональной деятельности и с начального этапа подготовки находиться в производственной среде. Все это, безусловно, придаст больше уверенности в своих действиях, а также при получении диплома об образовании, позволит чувствовать себя членом сложившегося коллектива, в котором выпускник может вполне самостоятельно работать с первых дней. Ответственность за результаты новой системы обучения будет распределяться между профессиональной образовательной организацией и предприятиями, включенными в систему дуального образования.

В заключение отметим, что система дуального образования в филиале пока не реализуется в полном объеме, но во взаимодействии с заинтересованными организациями-партнерами прослеживаются элементы практико-ориентированного образования, которые могут быть полноценной основой и примером для полномасштабного внедрения дуального образования в образовательную деятельность Тарского филиала ФГБОУ ВО Омский ГАУ.

Ссылки на источники

1. Берестовский А.М., Яцунов А.Н., Павлюченко К.В. Организация и совершенствование практической подготовки обучающихся в Тарском филиале ФГБОУ ВО Омский ГАУ // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -Спецвыпуск №1. - URL http://e-joumal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-1/28-spets01/261-00088. - ISSN 2413-4066

2. Берестовский А.М. Проектирование образовательно-профессиональных технологий подготовки специалиста колледжа // Информатика и образование. - №1.- С. 62.

3. Шумакова О.В., Мозжерина Т.Г., Комарова С.Ю., Гаврилова Н.В. Опыт дуального образования как возможность повышения эффективности профессиональной подготовки обучающихся // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4 (7) октябрь - декабрь. - URL http://e-joumalomgau.ru/mdex.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/485-00230. - ISSN 2413-4066.

4. Павлюченко К.В. Экспериментальное исследование пневматического сепаратора зерна с наклонным воздушным потоком // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№ 3(6). - URL http://e-joumaLomgau.ru/mdex.php/vypuski/2016-god/3-6-iyul-sentyabr-2016-g/30-statya-2016-3/375-00125 2413-4066. - ISSN 2413-4066.

5. Пат. 148602 Российская Федерация, МКИ7 В 01 F 11/00. Вибрационный смеситель / А.Н. Яцунов, С.В. Усков, И.П. Жигалов (РФ); заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВПО Ом. гос. аграр. ун-т им. П.А.Столыпина. - № 2014118277/05; заявлено 06.05.2014; опубл. 10.12.2014, Бюл. № 34. - 2 с.

6. Обоснование параметров и анализ рабочих органов смесителя кормов / У.К. Сабиев, А.Н. Яцунов, А.В. Черняков // Сельский механизатор. - 2016. - № 6. - С. 26 - 27.

7. Экспериментальные исследования процесса смешивания сыпучих кормов / А.Н. Яцунов, У.К. Сабиев, А.В. Черняков // Вестник Омского ГАУ. - 2016. - № 4. - С. 193 - 198.

8. Из местного сырья и на собственном агрегате /А.Н. Яцунов // Агротайм. - 2017. - № 1 - С. 16-17.

Aleksandr Berestovsky

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Tara branch of FSBEI HI Omsk SA U, Tara

Alexander Yatsunov

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Tara branch of FSBEI HI Omsk SA U, Tara

Kirill Pavlyuchenko

Head of the department of vocational education Tara branch of FSBEI HE Omsk SAU, Tara

Svetlana Parshukova

Teacher of the department of vocational education Tara Branch of FSBEI HE Omsk SA U, Tara

Interaction of educational organizations and enterprises: dual approach in the training of specialists

Abstract. The article reveals the essence of the dual training, shows the practice of application and features of the dual training elements in Tara branch of FSBEI HI Omsk State Agrarian University, in relation to the realizable basic professional educational programs.

Keywords: dual training, educational process, partner organizations, professional competence, working environment, potential employers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.