Научная статья на тему 'Положительный опыт дуального обучения в Тарском филиале ФГБОУ во Омский ГАУ'

Положительный опыт дуального обучения в Тарском филиале ФГБОУ во Омский ГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / DUAL TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ФИЛИАЛ ПАО "МРСК СИБИРИ" "ОМСКЭНЕРГО" / THE BRANCH OF PJSC "IDGC OF SIBERIA" "OMSKENERGO" / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / STRATEGIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Анатолий Павлович, Яцунов Александр Николаевич, Павлюченко Кирилл Владимирович

В статье освещены вопросы и отличительные особенности элементов дуального обучения в Тарском филиале ФГБОУ ВО Омский ГАУ на примере стратегического сотрудничества с филиалом ПАО «МРСК Сибири» «Омскэнерго».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Анатолий Павлович, Яцунов Александр Николаевич, Павлюченко Кирилл Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Positive Experience of Dual Training at Tara Branch of Omsk State Agrarian University

The article highlights the issues and peculiarities of the elements of the dual training in Tara branch of the Omsk state agrarian UNIVERSITY on the example of strategic cooperation with the branch of JSC "IDGC of Siberia" "Omskenergo".

Текст научной работы на тему «Положительный опыт дуального обучения в Тарском филиале ФГБОУ во Омский ГАУ»

Эмфронный н<учяо-жтодичесгу.й журнал

Омского

Шевченко А.П., Яцунов А.Н., Павлюченко К.В. Положительный опыт дуального обучения в Тарском филиале ФГБОУ ВО Омский ГАУ // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№2 (13) апрель -июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/2/00591.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 378.147

Шевченко Анатолий Павлович

Кандидат технических наук, доцент

Тарский филиал ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Тара

ap.shevchenko@omgau.org

Яцунов Александр Николаевич

Кандидат технических наук, доцент

Тарский филиал ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Тара

an.yatsunov@omgau.org

Павлюченко Кирилл Владимирович

Заведующий отделением СПО

Тарский филиал ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Тара

kv.pavlyuchenko@omgau.org

Положительный опыт дуального обучения в Тарском филиале ФГБОУ ВО Омский ГАУ

Аннотация. В статье освещены вопросы и отличительные особенности элементов дуального обучения в Тарском филиале ФГБОУ ВО Омский ГАУ на примере стратегического сотрудничества с филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго».

Ключевые слова: дуальное обучение, образовательный процесс, филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго», стратегическое сотрудничество.

В настоящее время в системе профессионального и высшего образования существует проблема несогласованности теоретического обучения в образовательной организации и практической деятельности на производстве. Модель профессиональной подготовки должна обеспечивать соответствие качества образования выпускников реальным требованиям работодателей. Дуальная система обучения во всем мире доказала свою эффективность в этом вопросе.

В связи с реализацией программ прикладного бакалавриата и программ подготовки специалистов среднего звена в Тарском филиале ФГБОУ ВО Омский ГАУ (далее филиал) практической составляющей образовательного процесса уделяется особое внимание [1]. В образовательном процессе применяются элементы дуального обучения.

Целью практико-ориентированного (дуального) обучения в филиале является подготовка высококвалифицированных кадров, максимально адаптированных к современным условиям агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности северных районов Омской области.

Исходя из имеющегося опыта практико-ориентированного обучения в ФГБОУ ВО Омский ГАУ, дуальное обучение - это практико-ориентированный вид обучения, сочетающий теоретическую и практическую подготовку, отвечающую требованиям региональной экономики [2]. Дуальное обучение подразумевает тесное сотрудничество профессиональной образовательной организации с заинтересованными в ее выпускниках организациями-партнерами.

Определен круг таких организаций-партнеров филиала. Одним из наиболее ярких примеров сотрудничества с заинтересованными работодателями является совместная с филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» (далее организация) деятельность, направленная на подготовку высококвалифицированных специалистов для работы на конкретном производстве. Данная организация очень остро нуждается в молодых специалистах с высшим и средним профессиональным образованием.

- Средний возраст отдельных категорий инженерно-технических работников на нашем предприятии приближен к предпенсионному, - комментирует ситуацию Павел Владимирович Грибач, директор производственного отделения «Северные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго». - Сотрудничество с филиалом аграрного университета позволяет пополнять производственный коллектив молодыми перспективными ребятами. Мы «ведем» их на протяжение всего периода обучения, начиная с профориентационной работы и заканчивая преддипломной практикой. Стараемся ребят заинтересовать - два года подряд два лучших бойца студенческих энергоотрядов участвовали в торжественных мероприятиях, посвященных закрытию сезона в г. Москве. Несколько выпускников, получивших квалификацию «техник-электрик», уже трудоустроены электромонтерами в такие структурные подразделения производственного отделения «Северные электрические сети», как служба релейной защиты и автоматики, служба подстанций, служба высоковольтных линий. Речь идет о реализуемой в филиале специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства». Радует и то, что администрация университета и, в частности, филиала, по нашей просьбе начали подготовку по программе высшего образования «Агроинженерия», профиль «Электрооборудование и электротехнологии».

Между филиалом и организацией действует Соглашение о взаимодействии сторон, в рамках которого обучающиеся, заключившие трехсторонние договоры:

- имеют право на получение корпоративных стипендий при успешном освоении образовательной программы;

- участвуют в работе студенческих энергетических отрядов, спортивных и корпоративных мероприятиях организации, мероприятиях показательного допуска бригады к работе;

- принимают участие в исследовательских работах, посещают объекты электроэнергетики;

- принимаются работодателем для прохождения всех производственных практик, включая преддипломную;

- имеют право на наставника от организации, который на протяжении всего периода обучения консультирует будущего специалиста по всем необходимым вопросам, является рецензентом его ВКР и дает рекомендации при приеме на работу;

- получают после окончания обучения гарантированное место трудоустройства.

В свою очередь, филиал включает представителей организации в состав государственных экзаменационных комиссий, привлекает их на условиях почасовой оплаты труда к образовательному процессу по профильным дисциплинам и учебным практикам; направляет на стажировку в структурные подразделения организации своих преподавателей, обеспечивает совместное участие в семинарах и проектах.

Реализуемые филиалом соответствующие основные профессиональные образовательные программы (ОПОП ВО 35.03.06, ППССЗ 35.02.08) согласованы с курирующими образовательный процесс структурными подразделениями организации. Совместно разработаны оценочные средства для промежуточной и государственной итоговой аттестации, средства оценки компетенций, сформированных у студентов в период практического обучения.

Вариативная часть образовательных программ [3] учитывает пожелания потенциального работодателя. Периодичность и продолжительность производственных практик в графике учебного процесса максимально возможно совмещены с пиком потребности организации в студентах-практикантах.

Учебные планы предусматривают освоение обучающимися практической части ОПОП и ППССЗ на учебных местах, приближенных к производственным условиям, и на производственных объектах в рамках производственных и преддипломных практик. Все виды практик выстраиваются под реальное производство, обеспечивая образовательный процесс доступом к современным технологиям на рабочих местах.

Очень часто, при приеме студентов на производственную практику, организация сталкивается с проблемой допуска, обучающегося к работе с установками под напряжением, то есть, оборудованию, опасному для жизни и здоровья. В связи с этим, часть времени приходится планировать на дополнительное обучение и сдачу внутреннего экзамена (допуска безопасности).

Образовательный процесс с элементами дуального обучения в филиале помогает решить эти проблемы - параллельно с освоением основной профессиональной образовательной программы студенты осваивают соответствующую «нужную» профессию рабочих - Электромонтер по обслуживанию электроустановок.

При сдаче квалификационных экзаменов используются действующие электротехнические стенды специализированной лаборатории электрификации и автоматизации сельского хозяйства, электромонтажный полигон, Председателем квалификационной комиссии обязательно является представитель организации [4].

Еще один положительный момент сотрудничества с филиалом ПАО «МРСК Сибири» -«Омскэнерго» администрация учебного заведения видит в том, что организация беспокоится об укомплектовании подведомственных рабочих коллективов молодыми специалистами в сельских районах, равно как и филиал ориентирует своих выпускников на трудоустройство в сельскохозяйственные организации Омской области.

В заключение отметим, что благодаря дуальной системе обучения появляется возможность организовать профессиональное обучение с учетом удовлетворения конкретных потребностей производства.

Ссылки на источники

1. Берестовский А.М., Яцунов А.Н., Павлюченко К.В. Организация и совершенствование практической подготовки обучающихся в Тарском филиале ФГБОУ ВО Омский ГАУ // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -Спецвыпуск №1. - URL http://e-joumal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-1/28-spets01/261-00088. - ISSN 2413-4066

2. Шумакова О.В., Мозжерина Т.Г., Комарова С.Ю., Гаврилова Н.В. Опыт дуального образования как возможность повышения эффективности профессиональной подготовки обучающихся // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4 (7) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/485-00230. - ISSN 2413-4066.

3. Берестовский А.М., Яцунов А.Н., Павлюченко К.В., Паршукова С.С. Взаимодействие образовательных организаций и предприятий: дуальный подход в подготовке специалистов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №3. - URL http://e-joumal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/719-00257. - ISSN 2413-4066.

4. Павлюченко К.В. Организация подготовки специалистов на отделении СПО в Тарском филиале ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» / / Профессиональное образование в современном мире. Т. 7. 2017. №2. С. 1067-1070. DOI: 10.153/ PEMW20170218

Anatoliy Shevchenko

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Tara branch of Omsk State Agrarian University, Tara

Aleksandr Yatsunov

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Tara branch of Omsk State Agrarian University, Tara

Kirill Pavlyuchenko

Head of Department SPO

Tara branch of Omsk State Agrarian University, Tara

Positive Experience of Dual Training at Tara Branch of Omsk State Agrarian University

Abstract. The article highlights the issues and peculiarities of the elements of the dual training in Tara branch of the Omsk state agrarian UNIVERSITY on the example of strategic cooperation with the branch of JSC "IDGC of Siberia" - "Omskenergo".

Keywords. Dual training, the educational process, the branch of PJSC "IDGC of Siberia" -"Omskenergo", the strategic cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.