Берестовский А.М., Яцунов А.Н., Павлюченко К.В. Организация и совершенствование практической подготовки обучающихся в Тарском филиале ФГБОУ ВО Омский ГАУ // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - Спецвыпуск №1. - URL http://e-joumal.omgau.ru/mdex.php/spetsvypusk-1/28-spets01/261-00088. - ISSN 2413-4066
УДК 378.147.88
Берестовский Александр Михайлович
Кандидат педагогических наук, доцент Тарский филиал ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Тара am. berestowskviaomgau. org
Яцунов Александр Николаевич
Кандидат технических наук, доцент Тарский филиал ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Тара an.yatsunova,omgau. org
Павлюченко Кирилл Владимирович
заведующий отделением СПО
Тарский филиал ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Тара
kv.pavlyuchenko'upmgau. org
Организация и совершенствование практической подготовки обучающихся в Тарском филиале ФГБОУ ВО Омский ГАУ
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы организации практической подготовки обучающихся Тарского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина»; обозначены проблемы, намечены пути их решения, предложены механизмы совершенствования практической подготовки.
Ключевые слова: Тарский филиал ФГБОУ ВО Омский ГАУ, совершенствование практической подготовки, профессиональные компетенции, качество образования.
В условиях острой конкурентной борьбы образовательных организаций, в погоне за потенциальными абитурентами с уровнем IQ не ниже среднего филиалам вузов отводятся отнюдь не первые роли. Добавив к этому неугасающее пристальное внимание контролирующих и надзорных государственных органов и недремлющей общественности, становится очевидным, что даже стабильным и динамично развивающимся филиалам достаточно трудно занять заслуженную достойную нишу в образовательном пространстве региона. Не стал исключением и Тарский филиал ФГБОУ ВО Омский ГАУ (далее - филиал).
В сложившейся ситуации, чтобы доказать свою состоятельность и сохранить репутацию достойного представителя старейшего аграрного университета Сибири (Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина), филиал просто обязан продемонстрировать не только стабильность, но и точки роста.
Не секрет, что одним из наиболее важных критериев в рейтинге общественного доверия является качество подготовки всесторонне развитых высококвалифицированных и конкурентоспособных на рынке труда выпускников. При трудоустройстве приоритет отдается
уверенной в своих профессиональных и личностных качествах, с активной гражданской позицией и развитыми лидерскими способностями молодежи.
В связи с этим, в качестве одной из точек роста, в стратегических планах развития филиал наметил значительное повышение качества практической подготовки выпускников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить оптимальную трудоемкость практической подготовки каждой реализуемой в филиале ОП ВО;
- выявить проблемы и наметить пути их решения по совершенствованию практической подготовки обучающихся филиала.
С целью оценки объема образовательной деятельности следует отметить, что в филиале на 01.02.2016 реализуется четыре образовательные программы по ФГОС, три - по ГОС ВПО, три специальности СПО по ФГОС, пять программ профессиональной подготовки.
Мы считаем, что своеобразным фундаментом практической подготовки являются первичные умения, преобретаемые обучающимися на лабораторных и практических занятиях. Этому - начальному этапу практической подготовки, в филиале решено уделять повышенное внимание, так как именно здесь обучающиеся впервые получают возможность, что называется, «потрогать своими руками». Именно на этом этапе у обучающихся формируется и проявляется либо дальнейший интерес к практической деятельности и, в целом, к своей будущей профессии, либо полное ее неприятие.
В связи с этим, на преподавателях, ведущих практические и лабораторные занятия на первом-втором курсах (физика, химия, начертательная геометрия и инженерная графика и др.), лежит огромная ответственность, так как именно они формируют первичные навыки практической деятельности и первичное представление обучающихся о будущей профессии. Большая часть преподавателей филиала в своей работе использует такие личностно-ориентированные педагогические технологии, как контекстное обучение, развитие критического мышления, сопровождение. В рамках названных технологий применяются имитационные методы обучения, тренинговые формы обучения и др.
Однако, путем проведения мини-социологического опроса среди студентов первого-второго курсов, установлено, что не все преподаватели обозначают роль «своей» дисциплины в структурно-логической схеме учебного плана и не позиционируют ее как связующее звено между предшествующими и последующими дисциплинами. Это отрицательно сказывается на выстраивании образовательной траектории студентов, в том числе на преемственности практических умений от простого к сложному. Эта проблема внутренняя и вынесена на обсуждение методического совета филиала, методических заседаний кафедр и педагогического совета отделения среднего профессионального образования (далее - СПО).
Вторым - главным этапом практической подготовки, являются непосредственно учебные и производственные практики, которые организовываются и проводятся в сответствии с федеральными и университетскими нормативными локальными актами.
Проведенный анализ структуры реализуемых в филиале ОП показал, что доля учебных и производственных практик составляет от 9 до 23 % в структуре ОПОП ВО и от 15 до 18 % - в структуре ППССЗ. Выявлено, что трудоемкость практик по основным профессиональным образовательным программам высшего образования, реализуемым в филиале, составляет от 18 до 57 зачетных единиц, по программам среднего профессионального образования от 14 до 35 недель (при переводе в зачетные единицы: от 21 до 52,5 з.е.).
На основании проведенного анализа запланировано разработать оценочную шкалу в разрезе компетенций и попытаться выяснить степень влияния трудоемкости практик на качество практической подготовки и определить ее оптимальное значение по каждой ОП. Первый этап эксперимента уже запущен, так как подготовлены и утверждены новые УП по ФГОС3+. В целях получения объективного результата решено абстрагироваться от банального увеличения доли практик как гарантии повышения качества практической подготовки.
Так, например, при реализации программ прикладного баклавриата на практическое обучение приходится значительно большая доля учебной нагрузки по сравнению с академи-
ческим бакалавриатом. Можно предположить, что это выгодно отразится на формировании профессиональных компетенций выпускников, особенно в рамках производственно-технологической и организационно-управленческой видов деятельности. В то же время, существенное уменьшение доли контактной работы научно-педагогических работников с обучающимися за счет нахождения последних на практике вне стен вуза может отрицательно сказаться на формировании общекультурных компетенций.
На учебных практиках обучающиеся под руководством преподавателя самостоятельно выполняют практические задания, направленные на формирование первичных профессиональных умений и навыков. Учебные практики, проводятся, как правило, в специализированных учебных аудиториях и лабораториях филиала, учебной ремонтной мастерской и на полигонах. В целом учебная лабораторная МТБ филиала является достаточной для проведения учебных практик. Но требуется постоянное ее совершенствование, пополнение новейшим оборудованием и сельскохозяйственной техникой.
В целях совершенствования практической подготовки и адаптации к условиям будущей профессиональной деятельности предусмотрена выездная практика в базовое хозяйство (ООО «ОПХ им. Фрунзе»), отдел северного земледелия ФГБНУ СибНИИСХ, а также на ежегодную выставку-ярмарку АгроОмск.
Производственные, в том числе преддипломная, практики проводятся в организациях, деятельность которых связана с направленностью реализуемых в филиале ОП. На производственных практиках завершается формирование профессиональных умений и начинает формироваться практический опыт профессиональной деятельности.
Филиалом проведена большая работа и тщательный отбор организаций на предмет соответствия требованиям программам производственных практик. По результатам отбора заключены долгосрочные договоры о совместной деятельности в области организации и проведения практик. Неотъемлемой частью таких договоров являются результаты аттестации мест прохождения практик.
Положительно, что с некоторыми организациями сотрудничество выходит далеко за формальные рамки, в какой-то степени их можно считать стратегическими партнерами в области совместной подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов и поддержания положительного имижда аграрного образования на севере Омской области. Заостряем внимание на некоторых из них.
Так, филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» (директор Моденов Сергей Николаевич) заключает договоры о целевой контрактной подготовке по ОПОП ВО 35.03.06 Агро-инженерия (профиль «Электрооборудование и электротехнологии»), программе подготовке специалистов среднего звена 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, выплачивает корпоративную стипендию, организует производственную практику в составе областных энергоотрядов, гарантирует трудоустройство целевиков. Осенью 2015 года два студента специальности СПО 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства побывали в городе Москве на торжественном мероприятии ПАО «Россетти», посвященном закрытию очередного сезона студенческих энергетических отрядов. Все это дает существенный мотивационный импульс развитию практической деятельности у обучающихся.
Многолетнее плодотворное сотрудничество налажено с ООО «ОПХ им. Фрунзе» Тар-ского района Омской области (директор Мясников Сергей Александрович). Хозяйство является базовым. На протяжении многих лет студенты филиала проходят здесь практику, ведущие специалисты организации задействованы в образовательном процессе, в том числе, руководят практиками, участвуют в работе комиссий по защите отчетов, присутствуют на отчетных конференциях по практикам. На базе учебно-производственной лаборатории эксплуатации машинно-тракторного парка для студентов проводятся мастер-классы по организации ремонта машин и знакомству с современными образцами сельскохозяйственной техники. Эти мероприятия стимулируют познавательную активность обучающихся и порождают стремление совершенствовать свои профессиональные умения и навыки.
По программам академического бакалавриата предусмотрен такой тип производственной практики как научно-исследовательская работа, элементы которой планируется использовать при выполнении выпускной квалификационной работы. Преддипломная практика, где в большей степени завершается формирование профессиональных компетенций, направлена на выполнение выпускной квалификационной работы. Это настраивает обучающихся на более серьезное отношение к этим практикам и отчетности по ним. Для решения данной задачи привлекаются к реализации ОП сотрудники отдела северного земледелия ФГБНУ СибНИ-ИСХ (заведующая отделом Мансапова Альбина Ивановна), проводятся совместные научные исследования, в том числе, с привлечением студентов при проведении учебной и производственной практик. Все это позволяет внести в практическую подготовку научную составляющую, что делает практику более привлекательной и интересной для студентов.
В тоже время, весьма проблематично качественно организовать производственную практику студентов в некоторых районах области, где большая часть агропромышленных предприятий не обладает достаточным потенциалом для совместной деятельности в области организации и проведения практик студентов. Данная проблема остается пока не решенной.
Особое внимание в филиале отводится формированию у обучающихся организаторских и лидерских способностей как элементу практической подготовки. Программы учебных и производственных практик разработаны таким образом, что предусмативают формирование не только общепрофессиональных и профессиональных, но и общекультурных компетенций, например таких, как способность к самоорганизации и самообразованию, способность рабо-татать в коллективе и др.
Для совершенствования этой составляющей на учебных практиках предусмотрена такая форма организации занятий, как работа в малых группах. При этом академическая группа разбивается на звенья, в каждом звене обучающиеся самостоятельно выбирают руководителя, который организует ее работу и контролирует ход и качество выполнения практических заданий. Стоит отметить, что это дает результат: обучающиеся совместно обсуждают поставленные задачи, находят обоюдное решение и демонстрируют способность работы в коллективе.
Кроме того, планируется в индивидуальные задания на производственную практику включать пункты, направленные на выработку управленческих навыков и организацию работы коллектива исполнителей.
В филиале реализуется комплекс мероприятий, предусмотренных действующими Положениями (организационные собрания, инструктажи по технике безопасности, вакцинация и др.). По итогам производственных практик ежегодно проводится отчетная конференция с приглашением представителей АПК, в том числе базового хозяйства.
Также в филиале проводятся профессиональные практико-ориентированные внеаудиторные мероприятия (конкурсы профессионального мастерства на отделении СПО, декада факультета, «Лидер факультета» и др.). Очень много студентов филиала работают в студенческих строительных отрядах разной направленности. В качестве проблемы для студентов, следует отметить, что в Омской области очень мало работает профильных вузу студенческих строительных отрядов.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно считать, что практическая подготовка обучающихся в филиале в целом организована в соответствии с действующими требованиями и нормативными документами университета, но в связи с переходом образовательных программ филиала на ФГОС 3+ возникают проблемы, связанные с:
- дальнейшим совершенствованием собственной материально-технической базы практической подготовки обучающихся филиала;
- увеличением перечня передовых базовых хозяйств и организаций, соответствующих требованиям ФГОС 3+ для реализации практической подготовки обучающихся филиала;
- организацией практической подготовки обучающихся с использованием результатов научных исследований по государственным контрактам и договорам с предприятиями;
- созданием профильных вузу областных студенческих строительных отрядов.
Намечены пути решения проблем и дальнейшего совершенствования практической подготовки обучающихся филиала:
По проблеме совершенствования собственной материально-технической базы практической подготовки обучающихся планируем пополнять МТБ за счет:
- дальнейшего конструирования имитационных моделей различных комплексов, установок и действующих обучающих стендов;
- безвозмездной передачи оборудования заинтересованными производственными структурами, а также передачи сельскохозяйственной техники и оборудования на долгосрочное хранение;
- появляющихся возможностей приобретения оборудования из бюджетных и вне бюджетных средств.
Проблема увеличения перечня передовых базовых хозяйств и организаций, соответствующих требованиям ФГОС 3+ на территории северных районов Омской области считаем долгосрочной и будет решаться филиалом постепенно, совместно с заинтересованными производственными структурами.
Решение проблемы организации практической подготовки обучающихся на основе результатов и для результатов научных исследований по государственным контрактам и договорам с предприятиями видим:
- в увеличении собственного потенциала научных исследований НПР филиала;
- в дальнейшем сотрудничестве с комитетами по сельскому хозяйству северных муниципальных районов Омской области;
- в дальнейшем сотрудничестве с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области;
- в привлечении и реализации грантов федерального уровня.
При решении четвертой проблемы, рассчитываем на помощь актива студенческого областного отряда.
Aleksandr Berestowskyi
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Tara Branch of FSBEI HE Omsk SA U, Tara
Aleksandr Yatsunov
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Tara Branch of FSBEI HE Omsk SA U, Tara
Kirill Pavlyuchenko
Head of the Department of secondary vocational education Tara Branch of FSBEI HE Omsk SA U, Tara
Organization And Improvement Of Practical Training Of Students In Tara Branch Of
Omsk Agrarian University
Abstract: The article deals with the organization of practical training of students in Tara branch of federal state budgetary educational institution of higher education "Omsk State Agrarian University named after PA Stolypin". The problems are identified, ways of their solutions and improving the mechanisms of practical training are suggested. Article marks problems, outlines the ways of their solution, offers the mechanisms to improve practical training.
Keywords: Tara branch of Omsk State Agrarian University, improvement of practical training, professional competence, the quality of education.