Словцова Л.П. Научно-практическая конференция, как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся образовательных учреждений СПО // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4 (7) октябрь - декабрь. - URL http://e-joumal.omgau.ru/mdex.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/478-00223. - ISSN 2413-4066
УДК 631.362.36
Словцова Людмила Павловна
Преподаватель отделения СПО
Тарский филиал ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Тара
Научно-практическая конференция, как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся образовательных учреждений СПО
Аннотация. Статья посвящена обновлению профессионального образования путем внедрения ФГОС на компетентностной основе. Основное внимание автор уделяет научно-исследовательской работе обучающихся отделения СПО. В статье показана роль практической конференции в формировании профессиональных компетенций.
Ключевые слова: исследовательская работа, научно-практическая конференция, профессиональные компетенции.
До последних лет исследовательской и научной работой занимались лишь студенты вузов. Но в настоящий момент в связи с актуализацией самостоятельности, обучающихся с одной стороны и с требованиями ФГОС с другой стороны, а также с целью формирования компетенций как профессиональных, так и общих стал активно развиваться научно-исследовательский потенциал в ССУЗах.
Профессиональные компетенции отражают специфические для данной профессиональной области способности, знания и навыки [2], которые в дальнейшем дают возможность выпускнику самостоятельно анализировать и успешно решать профессиональные проблемы.
Так как в СПО, как правило, приходят студенты не достаточно мотивированные, не имеющие полного представления о содержании будущей профессии, то привлечение обучающихся к научно-исследовательской работе по нашему мнению решит проблему их мотивации, а также сможет помочь больше узнать о своей будущей профессии.
Научно-исследовательская работа обучающихся является одним из важных и действенных направлений модернизации системы образования. Без систематического, непрерывного формирования исследовательских умений, обучающихся невозможно выполнение требований, заявленных Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.
Высшей инстанцией научно-исследовательской работы является научно-практическая конференция, которая проводится по результатам всей исследовательской работы за учебный год под руководством преподавателей (научных руководителей).
С целью привлечения внимания, обучающихся к научному творчеству и исследовательской работе, а также формирования профессиональной компетенции в рамках учебного заведения Тарского филиала ФГБОУ ВО Омский ГАУ ежегодно проходит научно-
практическая конференция студентов, в которой активное участие принимают и обучающиеся отделения СПО.
Тематика исследовательских работ наших обучающихся очень разнообразна. Темы актуальны и в большей степени практикоориентированы, что соответствует задачам современной модели образования. Например, обучающихся отделения СПО по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» интересуют такие темы как: «Модификация компьютерного блока питания», «Электронный кодовый замок» «Батарейное зарядное устройство для мобильного телефона», «Ультразвуковой генератор для отпугивания собак», «Электромузыкальные звонки». Целью работ по выше указанным темам является не только исследование этих устройств и изучение принципа работы, но и монтаж.
На рисунке 1. Показана монтажная плата «Батарейное зарядное устройство для мобильного телефона»
«Формирование и развитие профессиональных умений и навыков учащихся -происходит в процессе применения практических методов» [4]. Отсюда следует, то что в ходе исследовательской деятельности у обучающихся формируются следующие умения:
- умение увидеть проблему;
- сформировать цели исследовательской работы;
- выдвинуть гипотезу и построить программу исследования;
- производить монтаж и наладку электронных устройств.
На наш взгляд конференция, как форма организации внеаудиторной работы способствует также самореализации обучающихся. Здесь обучающиеся получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет более тщательно прорабатывать свое выступление, развивает ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы.
Для оценки качества представленных на конференцию работ оргкомитет утверждает жюри конференции из числа преподавателей. Работу жюри возглавляет председатель.
Оценка исследовательских работ производится по следующим критериям:
- логичность и лаконизм изложения;
- умение раскрыть тему;
- эрудированность;
- умение вести дискуссию.
Результат научной работы зависит не только от степени профессиональной подготовки, но и от уровня общего развития и личности исследователя, его литературных и аналитических способностей, а также умения оформлять свои мысли [1].
Все работы сопровождаются мультимедийными презентациями, что говорит о достаточно высоком уровне владения информационно-коммуникационными технологиями обучающихся. На рисунке 2 показан фрагмент выступления обучающегося.
Рис. 1 Монтажная плата.
Рис2. Фрагменты выступления обучающихся на конференции Лучшие работы награждаются дипломами. На рис.3. показан фрагмент награждения обучающихся отделения СПО за работу по теме «Ультразвуковой генератор для отпугивания собак».
Рис. 3 Фрагмент награждения обучающихся.
По итогам конференций выпускаются сборники статей.
Таким образом, научно-исследовательская работа способствует развитию обучающихся, формирует его мотивацию, интерес к выбранной профессии, расширяет границы профессиональной деятельности, повышает творческий потенциал, формирует профессиональные и общие компетенции и в конечном итоге, повышает качество образования.
Ссылки на источники
1.Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: структуры систем знания: Пособие для студентов вузов. - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. -304 с.
2. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. — 536 с. с.
3 Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие / Челяб. гос. ун-т. -Челябинск, 2002. - 138 с.
4. Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: уч. пособие/ В. А. Скакун .- М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2007.- 320 с.
5..Шуберт Ю. Ф., Андреещева Н. Н. Формирование у студентов профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. - М., 2009. - № 12.
Ludmila Slovtsova
Instructor of the Department of secondary vocational education Tara Branch of FSBEI HE Omsk SA U, Tara
Scientific-Practical Conference, As a Means of Formation of Professional Competence of Students of Educational Institutions of Secondary Vocational Education
Abstract. The article is devoted to updating of the vocational education through the introduction of the Federal State Educational Standards based on competence. Main attention is paid to scientific research of students of the secondary vocational education department. The article shows the role of the conference in the formation of professional competencies.
Keywords: research work, scientific and practical conference, professional competences.