Андронова А.Ю. Организация практической подготовки глазами студентов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №3. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/718-00256. - ISSN 2413-4066
УДК 377.35
Андронова Алена Юрьевна
Студентка
ОАТ ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Организация практической подготовки глазами студентов
Аннотация: Главная задача техникума - подготовка компетентных и грамотных специалистов-практиков, востребованных на современном рынке труда, своего рода «технической элиты» с рабочими навыками, а вуза - научных кадров. Большинство учреждений СПО дают возможность к основной специальности получить ряд смежных профессий, что делает выпускников более квалифицированными, а значит, дефицитными. В статье выделены основные задачи учебной и производственных практик, как системы дуального обучения в СПО.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, дуальное обучение, качество образования.
Существует стереотип -техникум воспринимают как ступень образования более низкую, чем ВУЗ. Это в корне неверное суждение. Отличие СПО в том, что оно обеспечивает профессиональные знания, в то время как вузовское обучение направлено на научно-теоретическую подготовку. Главная задача техникума - подготовка компетентных и грамотных специалистов-практиков, востребованных на современном рынке труда, своего рода «технической элиты» с рабочими навыками, а вуза - научных кадров. Большинство учреждений СПО дают возможность к основной специальности получить ряд смежных профессий, что делает выпускников более квалифицированными, а значит, дефицитными. Можно с точностью сказать, что практикоориентированный учебный процесс (50 % учебного времени отведено на лабораторно-практические работы и практику), позволяет специалистам быстро и эффективно включаться в трудовую деятельность. Кроме этого, около 70 % выпускников техникума продолжают обучение по профилю в учреждениях высшего образования.
Можно выделить основные задачи среднего профессионального образования. Это -обеспечение соответствия качества подготовки специалиста требованиям рынка труда, формирование базовых функций личности: ответственности, умения работать самостоятельно и в команде, планирование результатов своей деятельности, умения принимать решения, а самое главное - приобретение практических навыков работы. На сегодняшний момент спецификой учебной деятельности СПО являются профессиональные модули, завершающим этапом которых являются учебные и производственные практики. На таких практиках обучающиеся формируют общие и профессиональные компетенции, приобретают практический опыт деятельности по специальности.
Организация производственной практики обучающихся в настоящее время зависит от имеющихся возможностей учебных заведений, характера его взаимосвязей с соответствующими предприятиями. Несмотря на разнообразие условий, при проведении производственной практики, обучающиеся на предприятиях (в учреждениях, организациях) при любых вариантах ее организации необходимо исходить из следующих принципиальных положений:
1) производственная практика - составная часть учебного процесса, на всех ее этапах должно органически сочетаться решение производственных и учебных задач;
2) роль мастера производственного обучения не может и не должна сводиться только к роли организатора практики, своеобразного «разводящего»;
3) необходимо использовать все возможности обеспечения материальной заинтересованности обучающихся в производительном труде, но без ущерба для решения учебных задач. [1].
Производственная практика является заключительным периодом практического профессионального обучения обучающихся. Она включает два этапа учебного процесса:
1) производственное обучение обучающихся в условиях производства (на предприятиях), где они отрабатывают умения и навыки выполнения трудовых операций и трудовых процессов, которые невозможно или нецелесообразно осваивать в учебных мастерских;
2) специализация обучающихся на выполнении определенных видов производственных работ. [2].
На этих этапах происходят дальнейшее развитие, совершенствование и отработка качеств, характеризующих основы профессионального мастерства обучающихся, формируется квалифицированный рабочий, специалист-профессионал, способный успешно выполнять работу в соответствии с требованиями профессиональной характеристики Государственного стандарта среднего профессионального образования. Организаторам и руководителям производственной практики обучающихся на предприятиях необходимо знать и по возможности использовать отработанные многолетним опытом системы профессионального образования организационные и методические приемы проведения производственной практики, тем более что тенденции развития экономики ведут к тому, что отношения профессиональных учебных заведений и предприятий будут только усиливаться с каждым годом.
Ссылки на источники:
1. П.Ф. Анисимова. Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования. Сборник нормативных правовых документов. - М.: Институт проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России, 2013.-215 с.
2. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М., 2011.
3. Кочанов В. А. «Нормативно-методическое обеспечение производственной (профессиональной) практики» / / СПО. - 2013. - №15.
Alena Andronova
Student
Omsk Agrarian College of FSBEI HE Omsk SAU, Omsk [email protected]
Organization of practical training through students ' eyes
Abstract: The main objective of a college is preparation of competent practitioners that are in demand in today's job market, a kind of "technical elite" with the skills of the workers, and University research personnel. Most agencies SPO allow the main specialty to a number of related
professions that make graduates more skilled, and therefore scarce. The article highlights the main tasks of educational and industrial practices, as a system of dual training in SPO.
bywords: professional competence, dual training, the quality of education.