Харитонова Н.Д. Дуальная система образования в высшей школе: эффективность внедрения // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №3. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/732-00317. - ISSN 2413-4066
УДК 378.147
Харитонова Наталья Дмитриевна
Старший преподаватель ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск nd. [email protected]
Дуальная система образования в высшей школе: эффективность внедрения
Аннотация: В статье рассматривается перспектива перехода классического образования к дуальной системе образования в высших учебных заведениях, проблема отсутствия возможности совместить теоретическое и практическое образование обучающихся, вследствие чего, выпускники теряют конкурентноспособность. Делается вывод о том, что дуальная система обучения есть успешная модель модернизирования образования, которая может быть использована для решения имеющейся проблемы.
Ключевые слова: качество обучения, система образования, дуальное обучение, компетентность, модернизация системы образования, инновации, конкуренция, интеграция, эффективность.
В наше время становится все более заметен разрыв между теоретическими знаниями, которые обучающиеся получают в вузах и практическими навыками, которые не только ждут от них будущие работодатели, но и которые в большей мере будут способствовать высокой конкурентноспособности претендента на рабочее место. Подобные недостатки может устранить система дуального образования, которая позволяет совмещать в подготовке будущих специалистов практическую и теоретическую подготовку. Дуальная система обучения имеет ряд преимуществ, среди которых одним из самых важных является обеспечение высокого процента трудоустройства выпускников высшей школы, так как будущие специалисты имеют максимально высокий уровень приближенности к запросам руководителей производства. Каждый вуз заинтересован в том, чтобы его выпускники могли составить конкуренцию выпускникам других учебных заведений, еще большей заинтересованностью вуза может стать возможность выпускать специалистов, которые не только конкурируют с такими же выпускниками, без опыта работы, но и с теме профессионалами в своей области, которые еще не имеют достаточно высокого опыта в осваиваемой должности. Внедрение системы дуального образования в высшую школу открывает дополнительные перспективы в повышении эффективности профессионального образования.
Опыт развития систем образования многих стран Европы и Азии, в частности Германии, указывает на необходимость интеграции образовательного процесса, которая служит основой высококачественной подготовки квалифицированных специалистов. Несомненно, большое внимание следует уделить именно системе образования Германии, так как дуальный подход уже давно и качественно применяют именно в этой стране, более 15
лет. Германия стала первой страной, использующей принципы дуальной системы образования [1].
При дуальной системе в образование привлекаются как учебные заведения, так и производственные предприятия, фирмы, организации. Программы дуальной системы образования интегрируют в себе теоретические знания и апробированные на практике нововведения. Содержательный смысл преобразования традиционной системы образования в дуальную состоит в том, что при дуальном образовании обучающиеся получают знания одновременно в двух учебных заведениях: университетах, академиях, институтах -теоретическую часть, а на производстве - практическую часть. Дуальная система образования в качестве отличительной характеристики от традиционной предполагает во время периода обучения чередование теории и практической деятельности, что приводит к высоким результатам, эффективности использования полученных знаний, умений и навыков [2]. Наибольшего эффекта при использовании дуальной системы образования можно будет добиться при условии, что группы учащихся не будут большими, наоборот, чем меньше группа, тем обучении более эффективно, особенно в части практических занятий на производстве. Определенной проблемой системы дуального образования может стать финансирование, но данные вопросы решаются исключительно на уровне правительства. Решение этой проблемы можно также пытаться позаимствовать из стран Европы и Азии, где дуальный подход не только апробирован, но и внедрен в действие.
В последние годы в России активно проводятся мероприятия по внедрению дуальной модели образования в системе СПО и в прикладном бакалавриате высшей школы [3]. При этом не ставится задача повторить в точности немецкую дуальную систему образования, а осваиваются отдельные ее элементы.
Россия обладает достаточным потенциалом, чтобы найти свои основания для собственной неповторимости, вбирая лучший опыт. Достаточно вспомнить систему профессионально-технического образования СССР и то внимание, которое ей уделялось со стороны государства. Это и положение о базовом предприятии; о среднем ПТУ; о проверке трудоустройства и закрепления выпускников. Да и организация образовательного процесса основывалась на рациональном чередовании теоретических знаний и производственного обучения, как правило, по схеме 4+2, т.е. 4 дня в неделю теория, 2 дня производственное обучение, а на старшем курсе 3+3, или недельном чередовании теории и практики. Обучение в учебных мастерских строилось на выпуске полезной и сложной продукции, в основе лежал производительный труд, что позволяло обучающемуся на первом и втором курсах осваивать общепрофессиональные и специальные умения и навыки [4]. В качестве примера можно рассмотреть существующую Стратегию развития черной металлургии России на 2014-2020 гг. которая предполагает, что развитие кадрового потенциала для отрасли целесообразно обеспечивать за счет восстановления в полном объеме системы профтехобразования и создания образовательно-производственных региональных кластеров в партнерстве и сетевом взаимодействии с региональными опорными вузами. За счет этого в значительной мере будет обеспечиваться непрерывность и преемственность различных уровней образования, решаться проблемы согласования и корректировки учебных программ и планов, значительно усилится эффективность практико-ориентированных технологий учебного процесса, в том числе непосредственно на производстве, повысится эффективность производственных практик и стажировок обучаемых [5].
В настоящее время многие вузы России и Казахстана начали переходить на дуальную систему образования. В качестве примера можно рассмотреть Павлодарский Инновационный Евразийский университет, который еще с 1997 года перевел подготовку студентов экономического направления на дуальную систему обучения. Несомненно этому предшествовала большая работа, внедрить без подготовки дуальную систему просто невозможно. Изучив опыт зарубежных высших школ по внедрению и организации дуальной систему образования, проведя совместную работу с Казахстано-Германской академией, а именно стажировка преподавателей Павлодарского Инновационного Евразийского
университета, можно было «безболезненно» внедрить дуальную систему образования. Перевод студентов на дуальную систему образования проводится только с третьего курса, это объясняется тем, что к этому времени обучающиеся полностью изучают цикл общеобразовательных дисциплин, приобретают базовые знания по специальности и приступают к изучению профилирующих дисциплин, формирующих основополагающие профессиональные знания, умения и навыки. В этом случае дуальная система становится для студентов полигоном, на котором проверяется качество полученных знаний, закрепляется теоретический материал, формируются практические навыки и умения, что очень важно в контексте требований компетентной модели подготовки специалистов [1, 6].
Адыгейский государственный университет города Майкома, а точнее экономический факультет университета, ведет работу по внедрению практикориентируемого обучения по своим специальностям. На протяжении нескольких лет профессорско-преподавательский состав университета изучает опыт внедрения дуальной системы образования зарубежных стран и инновационных заведений России. По словам В.А. Тешева, нужно преодолеть немало трудностей для достижения успеха в этом процессе, на сегодня готовности на активное сотрудничество с вузами со стороны индустрии и предприятий нет. Для развития системы образования Республики Адыгея в дуальном формате необходимо решить следующие задачи:
- в каждом районе отрасли четко определить перечень специальностей, по которым возможно применение дуальной системы обучения;
- необходимо определить перечень базовых предприятий, готовых стать партнерами по внедрению дуальной модели образования, выработать требования к предприятиям, имеющим возможность внедрения дуальной системы обучения;
- разработать совместно с отраслевыми советами, объединениями работодателей рекомендации для предприятий по внедрению дуальной модели обучения;
- обеспечить создание или выделение на предприятиях лекционных аудиторий, учебных полигонов и лабораторий для обучения по дуальной системе;
- управлению образования заключить договор с предприятиями по обеспечению практик на предприятиях;
- вести обязательную, минимум раз в год, стажировку преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения на курсах повышения квалификации;
- вести работу по подготовке вузовских преподавателей к организации и методике преподавания дуального образования [1].
Опыт профессорско-преподавательского состава Адыгейского государственного университета по внедрению дуальной системы образования безусловно очень важен в целом, его можно взять за основу для других вузов России, так как экономическая и политическая ситуация в стране по многим регионам имеет схожее состояние.
В последние годы идея дуального обучения начала приобретать достаточно четкие контуры для возможности ее внедрения в систему образования России. Взаимодействие образования с предприятиями, бизнесом, субъектами рынка труда - это одна из составляющей современной модели, которая востребована обществом. Дуальная система как организационная форма профессионального обучения существовала в практике профессионально-технического образования советского периода и по-прежнему выглядит очень уместной для современной России. Те недостатки, что есть в модели дуального образования нужно устранять на государственном и профессионально-педагогическом уровне. В условиях российской действительности модель дуального образования следует позиционировать как форму организации образовательного процесса, основанную на специфической форме социально-экономических отношений между обучающимися, работодателем и государством [7]. Таким образом, основным системообразующим фактором дуальной формы профессионального обучения является институт социального партнерства с четкой дифференциацией интересов и обязанностей каждого партнера при ведущей роли работодателей, а в качестве основных индикаторов, характеризующих дуальную форму,
выступают цели и периоды ее формирования. Дуальная форма профессионального обучения предполагает разнообразие учебных заведений профессионального образования, а также многоступенчатость в организации процесса профессионального обучения; наличие единой системы организационных и педагогических принципов взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти в реализации образовательной политики как способа регионализации образования в России, распределение ответственности за профессиональную подготовку между государственными структурами и работодателями с взаимосвязью и взаимозависимостью педагогической теории и практики, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых в образовательном процессе, с социальным партнерством, сочетанием познавательной, трудовой и иной деятельности обучаемых с целью их профессионального самоопределения и становления [5].
Ссылки на источники
1. Тешев В.А. Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов и предприятий // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2014. №1 (135) С.144-150.
2. Терещенкова Е.В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. 2014. №4 С.41-45.
3. Шауро Е.В. Дуальное обучение: из опыта участия в пилотном проекте // Профессиональное обучение. Столица. 2015. №5. С. 43-45
4. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. Москва: ТОО «Промсервис», 1997. 258 с.
5. Листвин А.А. Дуальное обучение в России: от концепции к практике // Образование и наука. 2016. №3 (132) С.44-56.
6. Камербаев А.Ю., Кащук Л.И. Для подготовки кадров новой формации // Современное образование. 2012. №2. С. 55-57.
7. Федотова Г.А. Развитие дуальной формы профессионального образования в условиях социального партнерства. Москва: АПО, 1998. 225 с.
Natalya Kharitonova
Senior lecturer
FSBEI HE Omsk SA U, Оmsk
The Dual System of Higher Education: Effectiveness of the Implementation
Abstract: The article discusses the prospect of the transition of classical education to the dual system of education in higher education institutions, the problem of the lack of the ability to combine theoretical and practical education of students, so that graduates lose their competitiveness. It is concluded that the dual system of education is a successful model of modernization of education, which can be used to solve existing problems.
Keywords: system of education, dual training, market needs, modernisation of education, innovation, competition, integration, efficiency.