Научная статья на тему 'Дуальное обучение студентов техникума: преимущества и риски в оценке выпускников, преподавателей и работодателей'

Дуальное обучение студентов техникума: преимущества и риски в оценке выпускников, преподавателей и работодателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1751
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ / DUAL EDUCATION / DUAL SYSTEM / INDUSTRIAL-EDUCATIONAL CLUSTER / TRAINING RESULTS EVALUATION / SOCIAL PARTNERSHIP IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеев Н.В.

Проанализированы основные преимущества производственно-образовательного кластера как основного механизма реализации дуальной системы в учреждениях профессионального образования. Респондентами исследования стали выпускники, преподаватели и работодатели, принимавшие ранее участие в организации дуального обучения при сотрудничестве СПО «Новгородский химико-индустриальный техникум» и ОАО «Акрон». Среди основных достоинств дуального обучения респонденты отмечают высокое качество полученных знаний, адаптированность выпускников, повышение мотивации к работе по специальности и др. В качестве основных рисков названы недостаточная готовность педагогических кадров к реализации дуальных образовательных программ, отсутствие достаточной материально-технической базы обучения и т.д. Представлены рекомендации по дальнейшему совершенствованию организации дуального обучения в рамках производственно-образовательного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеев Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DUAL EDUCATION IN TECHNICAL SCHOOL: MERITS AND RISKS FROM THE POINT OF VIEW OF GRADUATES, TEACHERS, AND EMPLOYERS

The author analyzes key benefits of industrial-educational cluster as the main mechanism of dual professional education organization. The survey was held with the participation of graduates, teachers, and employers who have previously taken part in dual professional education program organized by Novgorod chenmico-industrial technical school and Chemical enterprise “Acron”. Among the benefits of dual education, the respondents noted high quality of education, development of motivation to work within the speciality, and adaptedness of the graduates. In reference to the main risks, the participants marked insufficient competence of teachers to work within the new educational programs and lack of some material and technical resources for education. The author offers recommendations considering the further development of dual education organization within the industrial-educational cluster.

Текст научной работы на тему «Дуальное обучение студентов техникума: преимущества и риски в оценке выпускников, преподавателей и работодателей»

УДК 377.5

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ В ОЦЕНКЕ ВЫПУСКНИКОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Н.В.Матвеев

DUAL EDUCATION IN TECHNICAL SCHOOL: MERITS AND RISKS FROM THE POINT OF VIEW OF

GRADUATES, TEACHERS, AND EMPLOYERS

N.V.Matveev

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, matveev.nikolaj@gmail.com

Проанализированы основные преимущества производственно-образовательного кластера как основного механизма реализации дуальной системы в учреждениях профессионального образования. Респондентами исследования стали выпускники, преподаватели и работодатели, принимавшие ранее участие в организации дуального обучения при сотрудничестве СПО «Новгородский химико-индустриальный техникум» и ОАО «Акрон». Среди основных достоинств дуального обучения респонденты отмечают высокое качество полученных знаний, адаптированность выпускников, повышение мотивации к работе по специальности и др. В качестве основных рисков названы недостаточная готовность педагогических кадров к реализации дуальных образовательных программ, отсутствие достаточной материально-технической базы обучения и т.д. Представлены рекомендации по дальнейшему совершенствованию организации дуального обучения в рамках производственно-образовательного кластера.

Ключевые слова: дуальное обучение, дуальная система, производственно-образовательный кластер, оценка результатов обучения, социальное партнерство в образовании

The author analyzes key benefits of industrial-educational cluster as the main mechanism of dual professional education organization. The survey was held with the participation of graduates, teachers, and employers who have previously taken part in dual professional education program organized by Novgorod chenmico-industrial technical school and Chemical enterprise "Acron". Among the benefits of dual education, the respondents noted high quality of education, development of motivation to work within the speciality, and adaptedness of the graduates. In reference to the main risks, the participants marked insufficient competence of teachers to work within the new educational programs and lack of some material and technical resources for education. The author offers recommendations considering the further development of dual education organization within the industrial-educational cluster. Keywords: dual education, dual system, industrial-educational cluster, training results evaluation, social partnership in education

Одной из моделей, обеспечивающих выпускникам профессиональных колледжей и лицеев получение квалификации, отвечающей требованиям работодателя, уверенное поведение на рынке труда уже на старте профессиональной карьеры, является дуальное образование. Дуальная система представляет собой инновационный тип организации профессионального образования, предполагающий тесное взаимодействие двух различных учебно-производственных сред: предприятия и профессиональной школы, обеспечивающих высокий уровень профессиональной подготовки выпускников. При этом учебный процесс организуется таким образом, что теоретическое обучение осуществляется в образовательной организации, а практическое — на предприятии. Таким образом, обеспечивается баланс между когнитивной составляющей профессионального обучения и его практическим компонентом. Достижение такого баланса возможно благодаря общности целей профессиональной школы и предприятия — подготовки компетентных специалистов, востребованных на рынке труда. Общность целей обусловливает развитие института социального партнерства с четкой дифференциацией интересов и обязанностей профессионального образования и производства при ведущей роли работодателей [1-3].

Одной из эффективных форм реализации социального партнерства является создание образовательно-производственного кластера, который позволяет обеспечить непрерывное получение образования, сократить сроки адаптации выпускников профессиональных учебных заведений к условиям производства, повысить привлекательность рабочих профессий у учащихся профессиональных лицеев и техникумов, а также будущих абитуриентов. Социальное партнерство и образовательно-производственный кластер являются надежными механизмами реализации дуального обучения, придающими всей системе профессионального образования практико-ориентированный характер [4]. Как отмечает В.И.Блинов, «для фундаментального образования практика — иллюстрация истинности теории, для практико-ориентированного образования теория — средство освоения практики» [5, с. 15].

К числу преимуществ практико-ориентированного дуального образования большинство исследователей относят:

— получение выпускниками профессиональной школы набора компетенций, отвечающих требованиям современной экономики в целом и работодателей в частности;

— возможность освоения индивидуального набора дополнительных квалификаций (компетен-

ций) на основе вариативной части образовательной программы;

— сокращение сроков профессиональной и социально-психологической адаптации выпускников образовательных организаций на предприятии, их относительно безболезненное включение в формальную и неформальную структуру трудового коллектива;

— отсутствие необходимости в относительно затратной системе «доучивания» и переподготовки молодых специалистов;

— возможность обучения студентов профессиональных колледжей и лицеев на современной материально-технической базе, которой располагают предприятия [6-8].

По мнению Д.Фрайхоффа, представителя Российско-Германской Внешнеторговой палаты, дуальная система позволяет повысить престиж профессионального образования и привлечь к его получению больше высокообразованных молодых людей. Широко распространившийся «образ неудачника» выпускника профессионального колледжа ведет к тому, что количество учащихся профессиональных колледжей по сравнению с выпускниками вузов продолжает уменьшаться (на сегодняшний день около 73% выпускников школ заканчивают вузы и только 27% выпускаются из профессиональных колледжей), что не соответствует потребностям рынка труда и является причиной хронической нехватки рабочей силы на производстве [9, с. 13].

Уже несколько лет осуществляется на основе кластерного подхода интенсивное социальное партнерство СПО «Новгородский химико-индустриальный техникум» и ОАО «Акрон», которое предполагает участие работодателей в разработке и экспертизе образовательных программ, реализуемых в техникуме по заказу предприятия, в обеспечении образовательного процесса современной материально-технической базой, в организации стажировок преподавателей специальных дисциплин, сертификацию выпускников, привлечении квалифицированных работников предприятия к участию в работе техникума, организацию наставничества.

С целью объективного анализа эффективности организации дуального образования как инструмента социального партнерства в территориальных сообществах нами было проведено исследование, позволяющее выявить оценку выпускниками, преподавателями техникума и работодателями преимуществ и рисков дуального обучения.

Как показало исследование, основными преимуществами дуального образования выпускники считают: непосредственное обучение на будущем рабочем месте (43%), гарантированное трудоустройство (38%), материальную поддержку во время учебы (34%). В качестве основных недостатков данной формы 90% опрошенных выпускников определили сложность совмещения учебы и работы, сильную загруженность рабочего дня, обусловленную необходимостью перемещения с рабочего места на предприятии в техникум; организацию ряда учебных занятий в вечернее время в связи с тем, что преподаватели-предметники в большинстве своем являются совмес-

тителями с постоянным местом работы на предприятии. Все опрошенные выпускники отметили положительное влияние дуальной формы подготовки специалистов на их профессиональный рост и планирование карьеры. Большинство выпускников (57%) выразило согласие в будущем продолжить участие в данной форме подготовки уже в роли наставников. При этом респонденты испытывают потребность в расширении профессионального опыта, получении высшего образования, приобретении педагогического опыта. В целом, выпускники удовлетворены своей работой на предприятии, при этом 19% респондентов высказали особое удовлетворение заработной платой, 22% — атмосферой в коллективе, 21% — творческим характером работы, 21% — отношениями с администрацией, 16% — возможностью повышать свой профессиональный уровень. В качестве наиболее значимых успехов профессиональной деятельности выпускники отмечают получение более высокого разряда, повышение статуса в коллективе, карьерный рост, материальное поощрение.

Опрошенные выпускники высказали ряд предложений, направленных на улучшение процесса дуального обучения: корректировка учебных планов с целью уменьшения учебной нагрузки по общеобразовательным дисциплинам, оптимизация учебного расписания, организация процесса теоретического обучения непосредственно на базе предприятия, проведение стажировок студентов техникума на зарубежных предприятиях.

Проведенное анкетирование руководителей, мастеров производственного обучения и преподавателей Новгородского химико-индустриального техникума позволило также получить значимые результаты. Большая часть респондентов в качестве основных преимуществ дуального образования выделила укрепление связи изучаемого теоретического материала с реальной практикой будущего рабочего места (24%), высокий процент трудоустройства выпускников по полученной профессии (24%), быструю адаптацию выпускников к условиям конкретного рабочего места (22%), возможность использования учебным заведением материально-технической базы предприятия (12%), повышение практикоориентированности обучения, знакомство с современным производством (16%), укрепление связи образования с реальным бизнесом (11%).

В качестве основных лиц, способных повлиять на развитие процесса дуального обучения, были названы руководители предприятий (50%) и представители администрации города и области (25%). Объясняется это тем, что, по мнению опрошенных респондентов, они имеют достаточный административный ресурс, чтобы существенно повлиять на изменение отношений в сфере подготовки квалифицированных специалистов, необходимых для экономики Новгородской области.

Важным направлением проведенного исследования было выявление трудностей и рисков при внедрении дуальной формы обучения. В качестве таковых опрошенные преподаватели (24%) назвали недостаточность материально-технической базы в тех-

никуме, что, безусловно, ведет к снижению качества подготовки выпускников, несоответствие квалификации выпускаемых специалистов требованиям современного производства, необходимость переноса основной нагрузки по организации практического обучения на базу предприятий.

Помимо этого респонденты отмечают и такие риски, как:

— отсутствие готовности к сотрудничеству у предприятий, связанное с нестабильностью экономической ситуации, сложностью планирования кадрового состава предприятия, а также недостаточностью материальных ресурсов, направляемых на подготовку и повышение квалификации кадров;

— отсутствие опыта по организации дуальной формы обучения как у предприятий, так и у образовательных организаций, что осложняется несоответствием образовательных стандартов подготовки специалистов и профессиональных стандартов;

— отсутствие мотивации педагогов к организации дуального образования, их приверженность профессиональным стереотипам, сопротивление введению педагогических и технологических инноваций.

В связи с выявленными в ходе опроса рисками возник вопрос о необходимости подготовки педагогических кадров к переходу на новые модели организации образовательного процесса. Абсолютно все респонденты согласились с важностью и необходимостью подготовки современных квалифицированных педагогических кадров и в качестве основных мест такой подготовки предложили: предприятия, сами образовательные организации, Новгородский институт развития образования.

При организации дуального обучения был выделен ряд рисков, способных негативно повлиять на итоговые результаты подготовки специалистов, а именно:

— ориентация учебных программ на узкие потребности конкретного производства (20%);

— отсутствие единства требований представителей техникума и предприятия (20%);

— отсутствие мотивации к изучению теоретических курсов при ранней вовлеченности студентов в производственную деятельность (15%);

— первоочередная ориентация студентов на заработок, а не на образование (5%);

— несогласованность содержания и методов теоретического и практического обучения (5%);

— несоответствие по ряду вопросов требований ФГОС и требований профессиональных стандартов (12%).

отсутствие у выпускников четкой перспективы трудоустройства в связи с нестабильностью экономической ситуации (14%).

При этом было отмечено, что все эти риски можно устранить или минимизировать, если будет создана специальная рабочая группа, осуществляющая координацию деятельности образовательной организации и предприятия на основе социального партнерства и кластерного подхода.

В ходе исследования было установлено, что новая система организации учебного процесса влечет

за собой и необходимость внесения изменений в процесс управления образовательной организацией. Важными направлениями управленческой деятельности, связанными с организацией процесса дуального обучения, опрошенные респонденты считают: создание образовательно-производственного кластера (60%), привлечение к управлению техникумом представителей предприятия и других социальных партнеров (20%), изменение корпоративной культуры, имиджа и миссии техникума (30%), проведение внешней экспертизы учебных программ (40%), усиление мониторинга качества образования с учетом требований работодателя (20%), организацию системы повышения квалификации мастеров и преподавателей (20%).

Как известно, приход молодого квалифицированного работника в коллектив — это не только закрытие производственно необходимой вакансии, но и мотивация давно работающих сотрудников к изучению новых технологий и приемов работы. В связи с этим у работодателей возникают определенные ожидания, связанные с приходом молодых специалистов. Как показал опрос, работодатели в первую очередь ожидают от них проявления активности, открытости новому и динамичности развития молодого специалиста (85%). Вместе с тем работодатели отмечают и ряд недостатков у молодых специалистов: завышенные требования по заработной плате (50%), отсутствие ответственности на новом рабочем месте (30%), отсутствие глубокой профессиональной заинтересованности (20%).

В то же время, по мнению работодателей, выпускники, обучающиеся по дуальной системе образования, выгодно отличаются от общей массы молодых специалистов. Их преимуществами являются: понимание производства и более глубокие практические знания; адаптированность к конкретному производству, коллективу и условиям работы; более высокий уровень профессиональной подготовки; знание правил внутреннего распорядка и трудового ритма на предприятии; быстрый карьерный рост; отсутствие необходимости испытательного срока. Все опрошенные работники предприятий едины во мнении о необходимости продолжения сотрудничества предприятий с техникумом в рамках социального партнерства и дуальной системы образования, позволяющей готовить квалифицированных специалистов.

Опираясь на результаты проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы. Дуальная форма профессионального образования продемонстрировала ряд преимуществ для всех участников образовательного процесса и обеспечила положительный эффект для предприятия, для образовательного учреждения, для выпускника. Все субъекты образовательного процесса отмечают высокое качество дуального образования, ориентированного на практику и конкретные условия реального производства и обеспечивающего уверенность выпускников в успешности будущей профессиональной деятельности. Данная оценка подтверждается высоким процентом трудоустройства выпускников по полученной профессии или специальности.

Вместе с тем в реальной педагогической и производственной практике существует ряд трудно- 7.

стей и недостатков, требующих совершенствования дуальной формы организации образовательного процесса. К ним, в первую очередь, можно отнести 8. сложность организации учебного процесса в связи с разными режимами работы предприятия и техникума, недостаточность педагогического опыта у преподава- 9. телей и наставников от предприятия и производственного опыта у преподавателей техникума, низкий уровень материально-технической базы техникума. Но несмотря на возникающие проблемы и трудности, 1. положительный эффект и удовлетворенность всех субъектов образовательно-производственного кластера дуальной формой образовательного процесса очень высоки. В связи с этим представляется пер- 2. спективным продолжение работы по совершенствованию процесса организации дуального образования, включающей проведение мероприятий по согласованию учебного и производственного процессов, разработку нормативных актов, определяющих механизм взаимодействия образовательных организаций и предприятий, подготовку необходимых методических материалов, пособий и инструкций. Успех такой ра- 4. боты обеспечит привлекательность дуального обучения для всех субъектов образовательной деятельности, укрепит связь образования с бизнесом и повысит конкурентоспособность выпускника техникума на современном рынке труда.

1. Мащенко О.Н. Социальное партнерство как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование 6. и наука. 2011. № 1. С. 47-50.

2. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании [Электр. ресурс]. URL: http://www.gosbook.ru/node/48804 (дата обращения: 12.05.15). 7.

3. Яковлева И.Л. Некоторые аспекты социального партнерства как важнейшего инструмента развития профессионального образования // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. 2011. № 4. С. 31-38. 8.

4. Семенова Н.Н. Роль кластеров в интернационализации и кооперации в сфере науки и инноваций в контексте глобализации. [Электр. ресурс]. URL: http://riep.ru/upload/iblock/d5c/d5c7c81625a53a5b5340f3e9 6a8be535.pdf (дата обращения: 12.05.15).

5. Блинов В.И. Практикоориентированное профессиональ- 9. ное образование // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 11. C. 14-16.

6. Факторович А.А. Дуальное обучение: новые возможно-

сти и новые требования к качеству программ // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 11. C. 26-28. Федотова Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования в условиях социального партнерства. М.: Изд.центр АПО, 2000. 225 с. Петров Ю.Н. Дуальная система инженерно-педагогического образования — инновационная модель современного профессионального образования. Н.Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2009. 280 с. Фрайхофф Д. Из опыта Российско-Германской внешнеторговой палаты // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 11. C. 12-13.

References

Mashchenko O.N. Sotsial'noe partnerstvo kak sotsial'no-pedagogicheskii fenomen [Social partnership as a social and pedagogical phenomenon]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka — Pedagogical Education and Science, 2011, no. 1, pp. 47-50.

Oleinikova O.N. Sotsial'noe partnerstvo v professional'nom obrazovanii [Social partnership in professional education]. Available at: http://www.gosbook.ru/node/48804 (accessed 12.05.2015).

Iakovleva I.L. Nekotorye aspekty sotsial'nogo partnerstva kak vazhneishego instrumenta razvitiia professional'nogo obra-zovaniia [Some aspects of social partnership as the most important means of professional education development]. Vest-nik Moskovskoi gosudarstvennoi akademii delovogo admin-istrirovaniia. Seriia: Ekonomika, 2011, no. 4, pp. 31-38. Semenova N.N. Rol' klasterov v internatsionalizatsii i koop-eratsii v sfere nauki i innovatsii v kontekste globalizatsii [The role of clusters in internationalization and cooperation in the sphere of science and innovations in the context of globalization]. Available at: http://riep.ru/upload/iblock/d5c/d5c7c81625a53a5b5340f3e9 6a8be535.pdf (accessed 12.05.2015).

Blinov V.I. Praktikoorientirovannoe professional'noe obra-zovanie [Practice oriented professional education]. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa — Professional education. Capital, 2014, no. 11, pp. 14-16. Faktorovich A.A. Dual'noe obuchenie: novye vozmozhnosti i novye trebovaniia k kachestvu programm [Dual education: new opportunities and new requirements to the programs quality]. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa — Professional education. Capital, 2014, no. 11, pp. 26-28. Fedotova G.A. Razvitie dual'noi formy professional'nogo obrazovaniia v usloviiakh sotsial'nogo partnerstva [Development of dual form of professional education in the context of social partnership]. Moscow, "Academy of Postgraduate Education" Publ., 2000. 225 p.

Petrov Iu.N. Dual'naia sistema inzhenerno-pedagogicheskogo obrazovaniia — innovatsionnaia model' sovremennogo pro-fessional'nogo obrazovaniia [Dual system of engineering pedagogical education: innovational model of modern professional education]. Nizhny Novgorod, VGIPU Publ., 2009. 280 p.

Frayhoff D. Iz opyta Rossiisko-Germanskoi vneshnetorgovoi palaty [From the experience of the Russian-German Chamber of Commerce]. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa — Professional education. Capital, 2014, no. 11, pp. 12-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.