УДК 378(430) ББК 74.484.4.(4Гем) Т 38
Т.И. Афасижев,
доктор социологических наук, профессор кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета ,г. Майкоп, тел.: (8772)593984, e-mail: [email protected] В.А. Тешев,
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математических методов и информационных технологий Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: (8772)593757, e-mail: [email protected]
Особенности внедрения дуальной системы обучения в условиях инновационного развития высшей школы
(Рецензирована)
Аннотация. В представленной статье исследуются элементы дуальной системы обучения как инновационной потребности высшей школы, преимущества дуальной системы обучения по сравнению с традиционной системой обучения, вопросы организации учебного процесса по новым, продуктивным учебным технологиям, вопросы внедрения инновационных технологий. Рассматривается дуальная система образования в Германии, которая демонстрирует высокие показатели качества образования.
Ключевые слова: дуальная система обучения, инновации, новые образовательные технологии, рынок труда, система образования, Германия, европейское образование.
T.I. Afasizhev,
Doctor of Sociology, Professor of Philosophy and Sociology Department of Adyghe State University, Maikop, Ph.: (8772)593984, e-mail: [email protected] V.A. Teshev,
Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of Department Mathematical Methods and Information Technologies Adyghe state University, Replaced by Spruce Dean of the Economic Faculty. Ph.: (8772)593757, e-mail: [email protected]
Features of implementation of the dual educational system in conditions of innovative development of higher education
Abstract. In the present paper examines elements of the dual education system as innovation needs of higher education, the advantages of dual education system in comparison with traditional training system, organization of educational process on a new, productive learning technologies, introduction of innovative technologies. Discusses the dual education system in Germany, which demonstrates the high quality of education.
Keywords: dual system of education, innovations, new educational technologies, labour market, education system, Germany, the European education.
Изменения рынка труда, сложив- Переориентация на рыночные отно-шиеся в России, диктуют необходи- шения потребовала серьезных измене-мость пересмотра традиционных под- ний в системе образования. При приходов в системе образования. еме на работу работодателя интересует
не столько формат теоретических знаний выпускников учебных заведений, сколько их готовность к осуществлению профессиональной деятельности.
Сегодня образовательные учреждения пока еще не готовы переориентироваться на новые цели подготовки специалистов. Действующие государственные образовательные стандарты предполагают равное соотношение теоретического и практического обучения, хотя необходимы практико-ориентиро-ванные формы. Система образования построена таким образом, что теория и практика обучения проходит с отрывом от производства.
Вывод образования на уровень развитых стран мира является возможным только при условии внедрения новых образовательных технологий, модернизации материально-технической базы высших учебных заведений, подготовки нового поколения квалифицированных кадров готовых к жизнедеятельности в условиях современного общества. При глобализации экономики, усилении конкуренции, выхода предприятий на международные рынки возникает потребность в специалистах с высоким интеллектуальным потенциалом, творческими наклонностями и креативным мышлением, с высокой ответственностью и самодисциплиной. Основным человеческим ресурсом в XXI веке становится интеллектуальный потенциал страны, в целом, и каждого предприятия, организации или учреждения отдельно. Этот ресурс основывается на выполнении требований международных образовательных и профессиональных стандартов, творческом подходе к их реализации и развития, направлением оптимизации образования, максимального удовлетворения образовательных потребностей личности и общества, вход нашей страны в мировое образовательное пространство. Главной задачей современного обучения в условиях стремительных изменений, происходящих в мире, является подготовка квалифицированных специалистов, способных к самореализации, быстрого реагирования с потребностями рынка труда, актив-
ного участия в социально-экономических и культурных процессах страны и мира. Поэтому, в последнее время, заметным становится интерес к тем образовательным технологиям, моделям и инновациям, которые способны обеспечить высокое качество подготовки квалифицированных специалистов и реализации образовательных государственных стандартов и программ [1].
Идеологией высшего образования должны являться новые требования по организации процесса обучения, при которых студенты накапливают и совершенствуют знания, умения и навыки, которые в дальнейшем трансформируются в конкурентные преимущества. Концепция высшего образования должна базироваться на решении проблем качества обучения, его организации, обеспечения инновационным учебно-методическим и информационным материалом, высокой корпоративной культуре.
Организация учебного процесса по новым, продуктивным учебным технологиям включает:
— внедрение инновационных технологий, имеющих высокий потенциал жизнеспособности;
— обеспечение учебного процесса информационными источниками;
— наличие предприятия заказчика кадров, как социального партнера, с высокой организацией производственного процесса, обеспеченного новейшими производственными технологиями и оборудованием и квалифицированными рабочими ресурсами;
— создание инновационного климата среди преподавателей, активное их привлечения к реализации задач инноваций и их высокий профессионально-квалифицированный уровень и творческий потенциал;
— наличие перспективы внедрения передовых образовательных технологий;
— потребность в квалифицированных рабочих и перспектива дальнейшего трудоустройства выпускников.
Для качественной подготовки квалифицированных специалистов необходимо успешно реализовать учебно-научно-производственную концепцию,
которая охватывает все аспекты подготовки студентов к самостоятельной работе.
На всероссийской конференции «Производительность труда и качество рабочей силы», проведенной Комитетом по социально-трудовым отношениям Российского союза промышленников и предпринимателей (г.Москва, 2013год), ректор Высшей школы экономики Я. Кузьминов привел данные экономического мониторинга образования. Развернутый опрос работодателей позволил выявить долю затрат на доучивание выпускников внутри предприятий. Эти расходы составили до 40% затрат на образование (частное, государственное). В других странах эта доля — 15-20%. Потери предприятий из-за того, что они изначально не участвуют в системе образования, но потом вынуждены вкладывать в обучение, достигают сегодня значительных цифр.
Таким образом, для достижения высокой эффективности в подготовке конкурентоспособных специалистов для инновационных производств необходимо пересечение интересов предприятия, государства и образовательного учреждения.
Одной из перспективных и одновременно стратегически важных технологий организации учебного процесса может являться дуальная система обучения, смысл которой заключается в параллельном обучении студентов в образовательном учреждении и на предприятии.
6 сентября 2013 член комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Елена Панина предложила, ввести систему дуального образования в России, в которой процесс профессиональной подготовки был бы разделен на освоение теории и практики.
Дуальная система обучения, по своему содержанию, означает параллельное обучение в образовательном учреждении и на производстве. За основу этой системы положен принцип взаимной связи теории с практикой, который позволяет студентам не
только знакомиться с производством, но и усваивать приемы и навыки работы на рабочих местах предприятий промышленности и сферы быта. Высокая жизнеспособность этой системы объясняется тем, что она отвечает интересам всех участников этого процесса: государства, учебного заведения, предприятий или организаций и студентов. Для предприятий — это возможность подготовки специалистов, непосредственно, под свое производство, производственные технологии и оборудование, максимальное соответствие корпоративным интересам, экономия времени и средств на поиск и подбор кадров, их переобучения и адаптации к условиям конкретного предприятия. К тому же, у предприятия появляется возможность перспективного планирования замены специалистов и отбора лучших студентов, так как за время обучения можно выявить их сильные и слабые стороны. Хорошо обученные молодые кадры быстро приспосабливаются к рабочему ритму производства, тратя минимальное количество времени для адаптации, что положительно сказывается на имидже предприятия и учебного заведения. Для государства — это возможность реализовать содержание обучения согласно действующему законодательству и государственных стандартов и одновременно уменьшить расходы на укомплектование учебных заведений современным технологическим оборудованием, уменьшить затраты на энергоносители учебного заведения, строительство, оборудование и содержание лабораторий, мастерских и полигонов. Учебное заведение обеспечивает студентов теоретическими знаниями, достаточной профессиональной ориентацией и последующим трудоустройством. Студенты с дуальной формой обучения рано приобретают хорошие знания и устойчивые профессиональные приемы и навыки работы, самостоятельность и безболезненную адаптацию к взрослой жизни, у них появляется уверенность в завтрашнем дне [2].
При дуальной системе обучения перед учебным заведением и предпри-
ятием заказчиком кадров ставится задача подготовки квалифицированных специалистов, уровень профессиональной компетентности которых должен соответствовать, с одной стороны, требованиям квалификационной характеристики и государственного стандарта, а с другой стороны, корпоративным требованиям предприятия. Перед учебным заведением и предприятием ставится одна общая задача — уровень профессиональной компетенции и подготовки специалистов не должен уступать уровню работников данного предприятия, кроме того, профессиональная ориентация должна быть направлена на особенности данного производства. Особенностью дуальной системы является то, что обучение студентов происходит по схеме: теоретический цикл и формирование первичных навыков происходит в учебном заведении, а формирование сложных и комплексных навыков — на конкретном производстве, или, точнее, на конкретном рабочем месте. Профессиональные знания и опыт у студентов приобретаются, расширяются и углубляются во время производственного обучения и производственной практики. Достоинством дуального обучения является еще и то, что студенты во время производственной практики зачисляются на рабочие места и получают соответствующую заработную плату. Таким образом, решается вопрос интеграции и кооперации учебного заведения и предприятия, определение структуры и профилирования, а также модели организации учебного процесса в высшем учебном заведении [3].
На сегодняшний день дуальная система подготовки - одна из самых эффективных форм подготовки кадров в мире, которая широко распространена в промышленно развитых странах и является основной системой подготовки кадров более чем в 60 странах.
Ярким примером может служить система образования Германии, которая, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из лидеров по уровню квалификации
кадров, а ее система дуального образования во многом является образцом для всего Европейского Союза.
В Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд. евро ежегодно - больше, чем обходится государству содержание вузов. Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему, при которой студенты получают хорошую практическую подготовку в рамках дуального образования.
Участие в подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда. При этом за ним остается право выбора, и оно само решает, организовывать ли у себя обучение. Для мелких предприятий, желающих проводить обучение, но не имеющих возможности оборудовать собственные мастерские, торгово-промышленные палаты создают межпроизводственные учебные центры.
Дуальная система обучения в Германии постоянно совершенствуется благодаря новым учебным профессиям в новых сферах трудовой деятельности и модернизации организации профессиональной подготовки по уже существующим профессиям [4].
Этот тип обучения тесно связан с практикой. Поэтому сразу после окончания вуза выпускник может предъявить потенциальному работодателю многолетний опыт работы по специальности.
Во время обучения в Германии студенты получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность. Нет неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой.
Россия можно взять из германской модели «дуального образования» следующие принципиальные аспекты:
— совмещение теоретической и практической подготовки в современном образовании, при котором практическая часть подготовки проходит непосредственно на предприятии, а теоретическая часть - на базе образовательной организации;
— совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе.
От внедрения дуального образования можно ожидать:
— повышения производительности труда и повышения инвестиционной привлекательности регионов России за счет подготовки квалифицированных кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности ;
— перераспределения финансирования корпоративных программ переподготовки кадров в пользу системы государственной подготовки кадров;
— значительного роста квалификации кадров в результате развития новых форм образования.
В настоящее время, на дуальную систему образования начали переходить многие вузы России. Перевод студентов на дуальную систему обучения производится только с 3 курса. Это объясняется тем, что к этому времени студенты полностью изучают цикл общеобразовательных дисциплин, приобретают базовые знания по специальности и приступают к изучению профилирующих дисциплин, формирующих основополагающие профессиональные знания, навыки и умения. В этом случае дуальная система становится для студентов полигоном, на котором проверяется качество полученных знаний, закрепляется теоретический материал, формируются практические навыки и умения, что очень важно в контексте требований компетентностной модели подготовки специалистов.
Определяя в общем виде суть дуальной системы подготовки, сле-
дует отметить, что она усиливает практическую направленность подготовки специалистов путем интеграции в учебный процесс большого объема производственной практики, что значительно повышает профессиональную мобильность выпускников. Вместе с тем, внедрение дуальной системы предусматривает принципиальное изменение организации учебного процесса, в основе которого рациональное сочетание в течение всего учебного года теоретической подготовки и расширенной производственной практики на предприятиях и в организациях. Внедряется принцип индивидуализации практической подготовки и приближенности ее содержания к реальным условиям хозяйствующих субъектов, которые проявляется в максимальной ориентации заданий на практику, курсовых и дипломных работ на условия хозяйствования и требования предприятий и организаций — будущих потенциальных мест трудоустройства выпускников [5].
К неоспоримым преимуществам дуального обучения нужно отнести, и то, что:
1. Обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам производства.
2. Достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность. Студент раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе, учится социальным поступкам.
3. Работает принцип «от практики к теории», студент больше работает не с текстами и знаковыми системами,
а с производственными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач.
4. Оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней студент большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.
5. Преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми новшествами на производстве.
6. Снижается нагрузка на бюджет. Часть затрат по подготовке квалифицированных кадров несет предприятие.
Для того чтобы инновации вошли в нашу жизнь необходимо:
— необходима работа в тесном контакте с базовыми предприятиями, имеющими возможность внедрения дуальной системы обучения;
— разработать совместно с работодателями рекомендации для предприятий по внедрению дуальной модели обучения;
— обеспечить создание или выделение на предприятиях рабочих мест, лабораторий, учебных полигонов для обучения по дуальной системе;
— ввести обязательную стажировку преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения на рабочем месте;
— готовить будущих педагогов к организации и методике преподавания дуального образования.
Кроме всего перечисленного необходимо время для внедрения инноваций.
Опыт использования дуальной системы обучения имеет следующие преимущества по сравнению с традиционной:
— дуальная система подготовки квалифицированных специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения — разрыв между теорией и практикой;
— в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего специалиста;
— обучение будущих специалистов по дуальной системе создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения профессиональных навыков тем, что качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
— заинтересованность руководителей соответствующих учреждений предприятия в практическом обучении своего будущего специалиста;
— учебное заведение работает в тесном контакте с компанией заказчиком кадров и учитывает его требования к будущим специалистам, а также привлекает его работников к разработке учебных планов и программ по соответствующим специальностям;
— дуальная система обучения позволяет сократить расходы учебного заведения на закупку и содержание дорогостоящего производственного оборудования. Кроме того, в условиях производства быстрее обновляются производственные технологии и используется новейшее оборудование, в том числе, и при обучении студентов.
Примечания:
1. Камербаев А.Ю, Кашук Л.И. Для подготовки кадров новой формации// Современное образование. — 2012. — №2. — С. 55-57.
2. Муратов B.C. Возможности дуальной системы образования при подготовке специалистов // Успехи современного естествознания. — 2008. — №7. — С.91.
3. Тешев В.А. Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов и предприятий // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2014. — №1(135). — С. 139 — 144.
4. Аникеев A.A., Артуров Е.А. Современная структура образования в Германии// «Aima mater». — 2012. — №3. — С. 67-68.
5. Полянин В.А. Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога// Образовательные технологии. — 2010. — №2. — С. 68-96.
References:
1. Kamerbaev A.YU., Kashuk L.I. For training of new formation// Modern education.
— 2012. — №2. — P. 55-57.
2. Muratov V.S. Capabilities of the dual system of education in the training of specialists // Successes of modern natural science. — 2008. — №7. — S. 91.
3. Teshev V.A. Dual education as a factor of modernization of the system of social partnership of universities and companies // Vestnik of Adyghe state University. — 2014.
— №1(135). — C. 139 — 144.
4. Anikeyev A.A , Arthur E. « The current structure of education in Germany « / / Journal «Alma mater».— 2012. — №3. — P.67 -68.
5. Polyanin V.A. «The educational system of the dual format and teacher professional self» / / Journal «Educational Technology».—2010. — №2. — P.68 -96.