Шумакова О.В., Гаврилова Н.В., Нардина С.А., Комарова С.Ю., Мозжерина Т.Г. Развитие аграрного образования: опыт Омского ГАУ // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -Спецвыпуск №2. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-2/31-spets02/448-00197. - ISSN 2413-4066
УДК 378.147
Шумакова Оксана Викторовна
Доктор экономических наук, профессор, ректор ФГБОУВО Омский ГАУ, г.Омск ov. shumakova@omgau. org
Гаврилова Наталья Владимировна
Кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск nv. gavrilova@omgau. org
Нардина Светлана Александровна
Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск [email protected]
Комарова Светлана Юриевна
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск su. komarova@omgau. org
Мозжерина Татьяна Геннадьевна
Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск tg. mozzherina@omgau. org
Развитие аграрного образования: опыт Омского ГАУ
Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы к реформированию содержания аграрного образования, повышения престижности аграрных профессий, модернизации содержания аграрного образования.
Ключевые слова: аграрное образование, образовательные технологии, компетенции, повышение квалификации, информатизация, электронное обучение, аграрные профессии, престижность АПК, дополнительное образование, контроль качества обучения.
Рассматривая сельское хозяйство в комплексе со смежными отраслями, нельзя не заметить, что помимо стратегической заинтересованности государства в обеспечении нормального функционирования аграрного сектора имеется вполне определенная рыночная целесообразность существования и развития собственно сельского хозяйства - каждое рабочее место, созданное в сельском хозяйстве, обуславливает создание нескольких рабочих мест в смежных отраслях, а любые структурные сдвиги в аграрном секторе неизбежно влекут за собой соответствующие изменения в аграрном образовании.
1
Реформирование содержания образования на современном этапе развития образовательных технологий, формирование новых образовательных концепций реализуется посредством внедрения новых ценностей и смыслов.
Модернизация содержания аграрного образования ориентирована на приоритетные направления развития образования в РФ в соответствии с концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, Ф3-273 «Об образовании в РФ», федеральными государственными образовательными стандартами, мониторинговыми показателями эффективности образовательных организаций, а также с учетом потребности АПК региона и страны в воспроизводстве качественных кадров [1].
Развитие аграрных образовательных организаций тесно связанно с глубокой интеграцией опережающих научных исследований и образовательного процесса, развитием инфраструктуры, высокой активностью инновационной деятельности и инновационными подходами к управлению вузами.
Стратегической целью модернизации содержания образования в Омском ГАУ является формирование современного научно-образовательного пространства, ориентированного на качественное развитие агротехнологического образования, повышение престижности профессий сельскохозяйственного труда, повышение конкурентоспособности выпускников.
Отличительным признаком современного аграрного образования является реализация принципа «обучение через исследование и инновационные производства». В этом смысле предстоит огромная организационная работа по созданию конкурентоспособного образовательного пространства, его новой модели, основанной на изучении лучших практик Российских и зарубежных университетов.
Инновационная политика по развитию аграрного образования направлена на повышение эффективности научной и образовательной деятельности, развитие кадрового потенциала, на привлечение представителей реального сектора экономики, на обеспечение конкурентоспособности и выбор ключевых приоритетных направлений подготовки и специальностей через концентрацию ресурсов и усилий на внедрении инновационных научных и образовательных технологий.
Следует отметить, что реализация компетентностного подхода в рамках формирования учебных единиц по федеральным государственным образовательным стандартам - один из подходов, позволяющий направлять результат образования в соответствии с требованиями современного общества, современного производства и современного специалиста.
Большую роль в развитии компетенций играет практико - ориентированное обучение и организация дуального обучения применительно ко всем образовательным уровням.
В основе дуальной формы профессионального обучения находится принцип социального партнерства с четкой дифференциацией интересов и обязанностей каждого партнера (образования и работодателя). Дуальная форма обучения предполагает наличие тесных научно-производственных и общественно- профессиональных связей аграрного образования с реальным сектором экономики, органами региональной исполнительной власти и четкое распределение ответственности между указанными субъектами за результаты подготовки будущих специалистов [2].
Задача формирования компетенций в силу своей сложности, системного характера и инновационности предполагает наличие обобщенного опыта, проработанных методических рекомендаций, необходимых для перехода к их использованию в пределах каждой образовательной программы.
В эпоху мобильных образовательных технологий, мобильного интернета и электронных средств, информация становится значимым капиталом и требует неформального подхода к ее применению. Современное информационное общество формирует новую образовательную систему и парадигму, в которой знания, умения и навыки являются важным компонентом личности современного выпускника, но далеко не конечным результатом современного высшего аграрного образования.
От современного выпускника требуются метапредметные и надпрофессиональные умения, «мягкие» навыки «^ой^ЫШ» и «жесткие» навыки «На^ЫШ», в том числе умение ориентироваться в постоянно меняющихся информационных потоках, умение находить и осваивать новые технологии, предъявляются особые требования к способности самообучаться и обладать технологической эрудицией.
Одной из главных задач, стоящих перед аграрным образованием в контексте внедрения современных образовательных и научных технологий, является формирование электронного образовательного контента при сбалансированном сочетании традиционных и современных технологий в области образования.
Одним из направлений работы Омского ГАУ в рамках реализации политики развития аграрного образования и повышения престижа аграрных профессий (включая внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) является целенаправленное внутриорганизационное повышение квалификации преподавательского и управленческого составов как системообразующего фактора процесса информатизации аграрного образования и развития кадрового потенциала АПК[3].
Для автоматизации процессов подготовки методических разработок, учебно-методических комплексов дисциплин, а также применения результатов разработок в образовательном процессе университета с использованием ИКТ организована система методической и консультационной поддержки преподавателей университета (так все преподаватели университета имеют свободный доступ к электронному методическому кабинету; электронному курсу «Автор электронного обучающего курса»), сформирован электронный методический кабинет обучающихся. В рамках партнерства с общеобразовательными школами открыт методический кабинет «ВУЗ-школе»; «ВУЗ-адаптивной школе», в рамках ассоциации аграрного образования Омской области -методический кабинет «ОмГАУ - ассоциации аграрного образования».
На основе использования информационных технологий в университете много лет ведутся мониторинговые базы данных, включая штатно-кадровую информацию, информацию по движению контингента обучающихся, по качеству обучения; а также осуществляется мониторинг динамики учебных планов; учёт нормативной и организационно-распорядительной документации; мониторинг финансово-хозяйственной деятельности и многого другого. Введена многоуровневая система доступа к информационным ресурсам, обеспечивающая защиту персональных данных. В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2012 г. №36 была проведена переаттестация подключения информационной системы приемной комиссии университета к защищенной сети передачи данных Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр тестирования». В части этих работ было реализовано подключение к федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений и документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. №729.
Официальный сайт университета постоянно модернизируется в соответствии с политикой вуза в области систем информационной открытости, а также обеспечения информатизации образовательной, научной и иных видов деятельности. Полностью обновлена визуальная часть сайта, изменена структура и форма подачи материалов пользователю. Проведена масштабная работа по приведению информации, размещаемой на сайте университета, в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ; Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 №662; Приказом Рособрнадзора от 14.10.2014 №1085, требованиями Постановления Правительства РФ от 10.07.2013 г. №582 и Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 г. №785.
Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) университета сформирована как информационная среда, обеспечивающая активную интеграцию
информационных технологий в образовательный процесс и создающая условия для формирования компетентного специалиста.
В рамках осуществления процедур контроля качества обучения ведется работа по развитию внутривузовской базы аттестационных измерительных материалов.
ЭИОС университета используется не только как дополнение к основному традиционному учебному процессу, для организации самостоятельной работы студентов, проведения консультаций с использованием форумов и вебинаров; организации текущего и промежуточного контроля; организации проектной работы обучающихся в электронной среде, но и в рамках внутривузовской системы контроля качества обучения и результативности организации учебного процесса.
Разработка и квалифицированное применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР), как распространяемых посредством ЭИОС, так и записанных на электронных носителях, является вторым приоритетом политики университета в области информатизации образования. Продолжается накопление опыта не только по созданию ЭОР и интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов для профессиональной подготовки обучающихся, но и расширяется опыт по управлению процессом электронного обучения.
В издательской деятельности университета акцент с подготовки традиционных изданий перенесён на создание электронных изданий и электронных образовательных ресурсов по дисциплинам профессионального и специального циклов, в том числе для лиц с особыми образовательными потребностями.
Кроме того, в университете увеличивается количество преподавателей, использующих в своей предметной деятельности возможности широкого круга интерактивных образовательных сервисов, сетевых средств коммуникаций (вики, блоги, форумы различных типов, Skype чаты, аудиоконференции, видеоконференции, вебинары).
Реформирование содержания аграрного образования осуществляется и в направлении активной реорганизации и диверсификации рынка дополнительных образовательных услуг, в том числе в рамках приоритетных проектов, ориентировано на альтернативный и свободный выбор образовательных программ и проектов, индивидуализацию образования с множеством уровней образовательного результата[4, 5].
Сфера дополнительного образования создает особые возможности для вложений в человеческий капитал и образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с приоритетами развития аграрного образования и созданием платформы университета открытого региону.
При этом расширение дополнительного образования предполагает использование современных инновационных и технических решений, как в области содержания и технологий, так и в части управленческих и экономических моделей[6].
Развитие дополнительного образования в Омском ГАУ направлено в первую очередь, на получение социально-экономических эффекта путем создания мотивирующего пространства на самоактуализацию, самоменеджмент, самореализацию и самопрезентацию личности за счет развития инновационных технологий в образовании, согласование интересов и потребностей бизнес-структур, работодателей и университета, снижение риска невостребованности выпускников и устранение разрыва между запросами рынка труда и возможностями рынка образовательных услуг.
Приоритетным направлением развития открытого дополнительного образования в Омском ГАУ является расширение спектра дополнительных образовательных услуг, ориентированных на развитие агротехнологического образования и повышение престижности сельскохозяйственного труда.
При этом следует иметь в виду, что имеющиеся в арсенале у большинства преподавателей теоретические подходы и практические разработки в области компетентностного подхода, часто далеки от тех понятий и определений, которыми необходимо пользоваться в современной академической и образовательной сферах, а также необходимо помнить, что социальный диалог профессионального образования с экономикой
требует от образовательных организаций и преподавателей особого внимания, особого чувства реальности, высокого уровня прогностичности и прагматичности, где всегда последнее слово останется за академическим сообществом.
В настоящее время, довольно затруднительно осуществить мобильную перестройку сознания педагогических работников, особенно учитывая их индивидуальные профессиональные затруднения и профессиональные интересы.
В рамках движения Омского ГАУ к Smart - education, SmartTechnologies, e-learning, образовательная система университета, в том числе и система внутриорганизационного повышения квалификации, обогащается, если вступает во взаимодействие с другими системами.
Таким образом, интеграция современных технологий и реализация принципа «обучение через всю жизнь», навязывают ориентацию на новые стратегические цели профессионально - личностного развития педагогических работников и обучающихся, подстегивают к внедрению нетрадиционных технологий аграрного образования и повышения квалификации.
Ссылки на источники:
1. Концепция Федеральной целевойпрограммы развития образования на 2016 - 2020 годы.- // Режим доступа:http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
2. Шумакова О.В., Мозжерина Т.Г., Комарова С.Ю., Гаврилова Н.В. Дуальное обучение: опыт Омского ГАУ//О.В. Шумакова, Т.Г. Мозжерина, С.Ю. Комарова, Н.В. Гаврилова «World science: problems and innovations»: сборник статей III Международной научно - практической конференции / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева.- Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение» .- 2016.- 382
3. Гаврилова Н.В., Шумакова О.В., Комарова С.Ю. К вопросу о реализациикомпетентностного подхода и практико-ориентированных технологий черезвнутриорганизационные формы повышения квалификации научно-педагогическихработников / Н.В. Гаврилова, О.В.Шумакова, С.Ю. Комарова // Научно-методическийэлектронный журнал «Концепт». - Киров, 2014. - No22. - С. 11-15.
4. Паспорт приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации".- // Режим доступа: http://government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf
5. Паспорт приоритетного проекта"Вузы как центры пространства создания инноваций".- // Режим доступа: http://government.ru/media/files/OnTUmegFLNj5Uqtac57y1WG1EtMG9ABe.pdf
6. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».-// Режим доступа:http://dop-obrazovanie.com/obsuzhdaem-proekti/1234-kontseptsiya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej
Oksana Shumakova
Doctor of Economical Sciences, Professor, Rector FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Natalya Gavrilova
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Svetlana Nardina
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Svetlana Komarova
Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Tatyana Mozzherina
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Development of Agrarian Education: Evidence from Omsk State Agrarian
University
Abstract: This article deals with the main approaches to the reforming of agrarian education content, increasing agrarian jobs prestige and modernizing the content of agrarian education. Keywords: agrarian education, educational technologies, competence, skill development, informatization, e-learning, agrarian professions, AIC prestige, supplementary education, education quality control.