МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.637(470.5)
ББК 4448.94(235.55) ГСНТИ 14.01.11 Код ВАК 13.00.01
Биктуганов Юрий Иванович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Института менеджмента и права, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
Дружинина Елена Николаевна,
доцент кафедры экономики и менеджмента Института менеджмента и права, начальник Управления социальной работы, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогические вузы; профессиональная компетентность; работодатели; рынок труда; подготовка будущих педагогов; педагогические кадры; социальное партнерство.
АННОТАЦИЯ. В статье дается описание системы взаимодействия с работодателями, которая основана на установлении и развитии партнерских отношений по вопросам подготовки кадров, активного взаимного обмена информацией о состоянии и перспективах развития рынка труда, требований к подготовке специалистов, их личностным качествам, развитии разнообразных форм дополнительного профессионального образования. Именно работодатели выступают и заказчиками, и экспертами качества подготовки специалистов. Партнерские отношения обеспечивают гарантии востребованности выпускника, его соответствия требованиям рынка труда. Для решения задачи обеспечения образовательных учреждений и организаций Свердловской области квалифицированными кадрами педагогических и гуманитарных специальностей, а также с целью изучения потребностей и ожиданий работодателей решения вопросов организации целевой подготовки специалистов для системы образования Свердловской области и прохождения практики студентов университета в образовательных учреждениях было заключено долгосрочное стратегическое соглашение между УрГПУ и Министерством общего и профессионального образования Свердловской области. Реализация совместной деятельности будет способствовать повышению качества подготовки будущих педагогов, сформирует профессиональную компетентность применительно к потребностям работодателя, облегчит последующее трудоустройство и адаптацию выпускников, повысит их конкурентоспособность на рынке труда.
Biktuganov Yuri Ivanovich,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Economics and Management Department, Institute of Management and Law, Ural State Pedagogical University,Ekaterinburg, Russia.
Druzhinina Elena Nikolayevna,
.Associate Professor of Economics and Management Department, Institute of Management and Law, Head of Department of Social Work, Ural State Pedagogical University,Ekaterinburg, Russia.
COOPERATION ACTIVITIES BETWEEN URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY AND THE MINISTRY OF EDUCATION OF SVERDLOVSK REGION ON PROSPECTIVE TEACHERS TRAINING
KEYWORDS: pedagogical universities; professional competence; employers; labour market; staff training; teaching staff; social partnership.
ABSTRACT. The paper describes cooperation activities between educational institutions and the employers, which are based on establishment and consolidation of relations on prospective specialists training, exchange of information about the current state and perspectives of the labour market, requirements to the specialists, their personal traits and development of different forms of professional education. It is the employers who place an order for specialists and act as experts of education quality. Such partnership ensures employment of graduates. The Ural State Pedagogical University made a long-term agreement with the Ministry of Education of Sverdlovsk Region to provide specialists in Pedagogy and the Humanities for the educational establishments of the region and to find out the needs and requirements of the employers to the prospective employees. Cooperation will raise the education quality and provide good training of prospective teachers, it will form professional competence with regard to the demands from employers, guarantee employment to the graduates and make the adaptation process easier.
В Уральском государственном педагогическом университете сложилась система взаимодействия с работодателями, которая основана на установлении и развитии партнерских отношений по вопросам подготовки кадров, активного взаимного обмена информацией о состоянии и перспективах развития рынка труда, требований к подготовке специалистов, их личностным качествам, развитии разнообразных форм дополнительного профессионального образования. Именно работодатели выступают и заказчиками, и экспертами качества подготовки специалистов. Партнерские отношения обеспечивают гарантии востребованности выпускника, его соответствия требованиям рынка труда.
Основная задача университета заключается в обеспечении образовательных учреждений и организаций Свердловской области квалифицированными кадрами педагогических и гуманитарных специальностей. Для решения этой задачи, а также с целью изучения потребностей и ожиданий работодателей, решения вопросов организации целевой подготовки специалистов для системы образования Свердловской области и прохождения практики студентов университета в образовательных учреждениях заключено долгосрочное стратегическое соглашение между УрГПУ и Министерством общего и профессионального образования Свердловской области.
В рамках данного Соглашения системная работа университета с работодателями осуществляется по следующим направлениям:
- подготовка специалистов на условиях целевой контрактной подготовки;
- целевой прием;
- открытие педагогических классов;
- реализация проекта «Педагогическая интернатура»;
- открытие вузами программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников организации;
- приобретение опыта работы по профессии во время обучения;
- прохождение практик и стажировок;
- организация и проведение совместных мероприятий;
- участие представителей работодателей в учебном процессе;
- совместное участие в организации и проведении конференций, воспитательных мероприятий, способствующих профессиональной ориентации студентов - будущих педагогов;
- работа по изучению востребованности и содействию адаптации студентов к рынку труда.
Реализация совместной деятельности
будет способствовать повышению качества подготовки будущих педагогов, сформирует профессиональную компетентность применительно к потребностям работодателя, облегчит последующее трудоустройство и адаптацию выпускников, повысит их конкурентоспособность на рынке труда.
В наших исследованиях, представленных ранее, мы подробно остановились на концептуальных основах педагогического взаимодействия вуза и работодателя [4, с. 205] и технологиях его реализации [5, с. 44-46] и можем с уверенностью утверждать, что выстраивание системы взаимодействия вуза с работодателями позволит обеспечить гарантии социальной защищенности выпускников - молодых педагогов и их занятость в условиях современной экономической ситуации, а также соответствие потребностей рынка труда качеству выпускаемых специалистов и увеличение трудоустройства выпускников по специальности.
Наиболее важными направлениями взаимодействия, с точки зрения влияния на выполнение поставленных выше задач, являются информационная и профориентаци-онная работа, которая осуществляется через:
- дни открытых дверей в УрГПУ;
- участие образовательных организаций в мероприятиях «День абитуриента», «Ярмарка учебных мест», в ярмарках «Мир образования», «Образование и карьера», «Образование от А до Я» и т.п. в различных городах Свердловской области и за ее пределами;
- выступления и распространение информационных материалов на курсах повышения квалификации учителей;
- работу со школьниками, проводимую в рамках практик студентов (в соответствии с программами практик);
- профориентационные «Уголки УрГ-ПУ» и его факультетов в школах;
- совещания директоров, заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, заседания руководителей предметных ассоциаций;
- рассылку информационных проспектов о Днях открытых дверей, деятельности подготовительных курсов в органы управления образованием Свердловской области и образовательные учреждения;
- выступление студенческих агитбригад; проведение студентами и студенческими отрядами профориентационной и агитационной работы с учащимися средних образовательных учреждений, в том числе за пределами г. Екатеринбурга;
- проведение концертов студентов Института музыкального и художественного образования в детских школах искусств, музыкально-эстетическом колледже;
© Биктуганов Ю. И., Дружинина Е. Н., 2016
252
МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
- совместное со школами проведение предметных олимпиад для школьников по дисциплинам: «Сольное пение», «Концертмейстерский класс»; «Дизайн и компьютерная графика»; «Основы композиции и компьютерной аранжировки»; Городской конкурс чтецов; «Педагогика и психология»; «Физика»; научно-практические конференции школьников.
План приема студентов предусматривает прием по общему конкурсу и по целевому приему в соответствии с договорами между УрГПУ и Министерством общего и среднего профессионального образования Свердловской области. Ежегодно увеличивается количество специальностей и направлений подготовки, по которым реализуется целевая подготовка обучающихся, до 20% абитуриентов поступает в университет по целевому приему.
Важной задачей в современных условиях становится изучение рынка труда, в результате которого можно выявить потребности региона в педагогических кадрах. С этой целью осуществляется работа в следующих направлениях:
• изучение регионального рынка труда, определение потребности в педагогических кадрах;
• постоянное изучение профессионально-образовательных потребностей студенческой молодежи, мотивов и стимулов выбора сферы будущей трудовой деятельности;
• периодическое информирование студентов о положении в сфере занятости и на рынке труда, спросе и предложении рабочей силы;
• налаживание социального партнерства между организациями, предприятиями и университетом.
С целью своевременной адаптации структуры и содержания образовательного процесса к конъюнктуре рынка труда осуществляется участие представителей педагогического сообщества региона в процессе подготовки специалистов в университете. Так, в Институте иностранных языков преподает М. Хюбшер, директор академии политического образования молодежи «Политический форум, Бург Бад Либенцель», Германия, Баден-Вюртемберг; в Институте музыкального и художественного образования - А. А. Пантыкин, заслуженный деятель культуры РФ, член союза композиторов РФ, лауреат национальной премии «Золотая маска»; С. Н. Мещеряков - главный звукорежиссер Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии; на факультете юриспруденции - А. М. Митин, председатель Свердловской областной коллегии адвокатов; на факультете социологии - М. Г. Бурлуцкая,
начальник аналитического отдела регионального фонда социально-экономических и гуманитарных исследований и инноваций «Социум»; в Институте специального образования - Н. Н. Малофеев, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, директор Института коррекционной педагогики РАО и другие.
Одно из основных направлений сотрудничества с работодателями в вопросах трудоустройства - определение потребности региона в выпускниках педагогических специальностей. Ежегодно в марте Центром содействия трудоустройству УрГПУ осуществляется запрос в управления образования районов Свердловской области о рабочих местах, о социальных гарантиях для молодых специалистов при их трудоустройстве в муниципальные образовательные учреждения, формируется база вакансий.
Кроме этого, на основе анализа рабочих мест и заявок школ, детских садов, учреждений дополнительного образования на студентов и выпускников выделяется целевая группа предприятий-работодателей и ежегодно проводятся информационные мероприятия, основными задачами которых являются:
- информационная помощь студентам-выпускникам в трудоустройстве;
- оказание содействия муниципальным образовательным учреждениям и другим работодателям в удовлетворении их потребности в кадрах.
Результатом совместной деятельности университета и работодателей в этом направлении стало повышение числа выпускников университета, трудоустроенных по специальности и выполнивших условия целевого договора.
В целях исследования дальнейших перспективных путей взаимодействия Уральского государственного педагогического университета и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и понимания степени удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников ежегодно проводится анкетирование работодателей.
В 2015/2016 гг. в анкетировании приняли участие 225 работодателей, представляющих сферу образования, у которых работают выпускники УрГПУ. Удовлетворенность уровнем профессиональной подготовки выпускников составил 100%: 94% работодателей удовлетворены профессиональной подготовкой выпускников УрГПУ; 6% - удовлетворены частично.
Работодателями отмечены факторы, наиболее влияющие на эффективность профессиональной деятельности специалиста. На первом месте - уровень практических знаний, умений (74%), на втором -
способность воспринимать и анализировать новую информацию (56%), на третьем месте - способность работать в коллективе, команде (50%).
В ходе исследования выяснилось, что работодатели готовы сотрудничать с УрГПУ по следующим направлениям (в порядке убывания количества ответов), которые будут взяты за основу при дальнейшей совместной деятельности при подготовке будущих педагогов: - переподготовка, повышение квалификации специалистов организации в УрГПУ;
- прохождение практики и стажировки в организации студентами УрГПУ;
- привлечение выпускников для постоянного трудоустройства в организации;
- совместная проектная и научно-исследовательская деятельность;
- целевая подготовка специалистов для организации;
- привлечение студентов для временной работы в организации;
- оценка проектов, выпускных квалификационных работ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскаев Р. М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу // Инновации в образовании. 2007. № 1. С. 10-15.
2. Биктуганов Ю. И. Модернизация системы образования Свердловской области в контексте реализации стратегии социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу // Педагогическое образование и наука. 2013. № 4. С. 69-74.
3. Голышев И. Г. Управление интеграцией региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования : автореф. дис. ... докт. пед. наук. Казань, 2012. 67 с.
4. Дружинина Е. Н., Биктуганов Ю. И. Особенности формирования готовности к рынку труда выпускников педагогического вуза // Вестник Пятигорского лингвистического университета. 2016. № 1. С. 204-207.
5. Дружинина Е. Н. Система взаимодействия вуза и работодателя по содействию адаптации выпускников педагогического вуза к рынку труда // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 43-50.
6. Казаренков В. И. Педагогическое взаимодействие: технология и искусство // Современные проблемы образования: поиски и решения. М. : [б. и.], 1998. 120 с.
7. Кондратьев С. В. О сущности и структуре педагогического взаимодействия // Профессиональное развитие учителя в послевузовский период непрерывного педагогического образования. Волгоград : [б. и.], 1998. Ч. 2. С. 45-52.
8. Соколова С. В. Социальное партнерство средних специальных учебных заведений с предприятиями-работодателями как средство адаптации студентов к профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2011. 26 с.
9. Хайруллина Э. Р. Развитие ключевых компетенций студентов в проектно-творческой деятельности // Педагогика. 2007. № 9. С. 72-75.
REFERENCES
1. Baskaev R. M. O tendentsiyakh izmeneniy v obrazovanii i perekhode k kompetentnostnomu podkhodu // Innovatsii v obrazovanii. 2007. № 1. S. 10-15.
2. Biktuganov Yu. I. Modernizatsiya sistemy obrazovaniya Sverdlovskoy oblasti v kontekste realizatsii strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona na srednesroch-nuyu perspektivu // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2013. № 4. S. 69-74.
3. Golyshev I. G. Upravlenie integratsiey regional'nykh rynkov truda i obrazovatel'nykh uslug v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniya : avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk. Kazan', 2012. 67 s.
4. Druzhinina E. N., Biktuganov Yu. I. Osobennosti formirovaniya gotovnosti k rynku truda vypusknikov pedagogicheskogo vuza // Vestnik Pyatigorskogo lingvisticheskogo universiteta. 2016. № 1. S. 204-207.
5. Druzhinina E. N. Sistema vzaimodeystviya vuza i rabotodatelya po sodeystviyu adaptatsii vypusknikov pedagogicheskogo vuza k rynku truda // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 6. S. 43-50.
6. Kazarenkov V. I. Pedagogicheskoe vzaimodeystvie: tekhnologiya i iskusstvo // Sovremennye problemy obrazovaniya: poiski i resheniya. M. : [b. i.], 1998. 120 s.
7. Kondrat'ev S. V. O sushchnosti i strukture pedagogicheskogo vzaimodeystviya // Professional'noe razvi-tie uchitelya v poslevuzovskiy period nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Volgograd : [b. i.], 1998. Ch. 2. S. 45-52. ....
8. Sokolova S. V. Sotsial'noe partnerstvo srednikh spetsial'nykh uchebnykh zavedeniy s predpriyatiyami-rabotodatelyami kak sredstvo adaptatsii studentov k professional'noy deyatel'nosti : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Yoshkar-Ola, 2011. 26 s.
9. Khayrullina E. R. Razvitie klyuchevykh kompetentsiy studentov v proektno-tvorcheskoy deyatel'nosti / / Pedagogika. 2007. № 9. S. 72-75.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Б. М. Игошев