УДК 378.147
О СООТВЕТСТВИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СОВРЕМЕННЫМ
ЗАПРОСАМ РЫНКА ТРУДА
© 2016
Шкиль Ольга Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн», руководитель Центра содействия трудоустройству выпускников и студентов Бурдуковская Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Психология и педагогика», заместитель проректора по учебной работе Чжэн Вэньчжу, аспирант Амурский государственный университет (675027, Россия, Благовещенск, улица Игнатьевское шоссе, 21, e-mail: [email protected])
Аннотация. Профессиональная подготовка кадров в учреждениях профессионального образования в условиях реализации компетентностного подхода к обучению наиболее эффективна при инновационном взаимодействии высшей школы с бизнес-структурами. Под инновациями понимаются не только новые формы сотрудничества вузов с работодателями как социальными партнерами, но и максимальный учет требований рынка труда к профессиональной подготовке кадров в образовательном процессе. Выявление потребностей представителей профессиональной среды обуславливает необходимость усовершенствования процесса обучения на основе внедрения практико-ориентированных технологий. Без изучения мнений работодателей и их запросов к подготовке высококвалифицированных специалистов в современных условиях невозможно качественно реализовывать требования федеральных образовательных стандартов нового поколения, ориентированных не только на результат обучения, но и выполнение социального заказа, а именно подготовку компетентного специалиста, способного решать профессиональные задачи на высоком технологическом уровне. Учет требований рынка труда к профессиональной подготовке кадров в образовательном процессе способствует формированию высокого уровня профессиональной компетентности выпускников, что, в дальнейшем, гарантирует их трудоустройство и успешную адаптацию в профессиональной сфере.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, модернизация образования, компетентностный подход, рынок труда, социальный заказ, содержание образования, профессиональные задачи, профессиональная компетентность.
CONFORMITY OF PROFESSIONAL TRAINING MODERN DEMANDS LABOUR MARKET
© 2016
Shkil Olga Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Design»,
director of the Center for Support and graduate students Burdukovskaya Elena Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Psychology and pedagogy», substituent vice-rector for educational activity Zhen Wenzhu, post-graduate student Amur State University
(675027, Russia, Blagoveshchensk, street Ignat'evskoe shosse, 21, e-mail: [email protected])
Abstract. Professional training of specialist in the professional education is most effective when higher school cooperate with business structures by innovative competency approach. Innovation is not only new forms of cooperation between university and employers as social partners, but also the maximum accounting of requirements of employment market about professional training of specialists in the educational process. Identify demand of professional environment makes it necessary to improve the learning process by using of practical technologies. Without asking employer's opinion about specialist's knowledge unable to teach students as a competent professional, who can solve professional tasks on high technological level by federal educational standards, which focused not only on the result of learning, but also on the social demand now. Accounting for employment market demand in the educational process contributes to the formation of high level of graduate's professional competence, which ensure their employment and successful adaptation in the professional sphere in the future.
Keywords: professional training, modernization of education, competence approach, the labor market, social demands, content of education, professional tasks, professional competence.
Современные процессы, которые происходят в профессиональном образовании (многоуровневая система профессиональной подготовки кадров [1], выполнение учреждениями профессионального образования социального заказа [2], активное внедрение практико-ориен-тированных технологий в образовательный процесс [3], решение проблемы высококвалифицированных кадров для регионов [4]), обусловливают необходимость нового подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов [5], основная цель которого заключается в подготовке профессионалов нового типа, способных на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность, готовых к самореализации, творчеству [6].
Переход на стандарты нового поколения выявил ряд проблем подготовки кадров учреждениями профессионального образования [7-14]: слабой взаимосвязи образовательного процесса с потребностями рынка труда [15] и сложностью реализации компетентност-ного подхода [16], ориентированного на качественный результат обучения. Кроме того, сложившаяся традиционная педагогическая практика профессиональной подготовки кадров тормозит реализацию требований современных образовательных стандартов к профессиональной подготовке молодых специалистов, большинство из которых на современном рынке труда становятся
невостребованными и неконкурентоспособными.
Исследователи С.А. Цыплакова [17], В.Д. Шадриков [18] справедливо отмечают, что особенности и эффективность профессиональной подготовки кадров зависят от соответствия содержания образования потребностям общества.
Насколько же профессиональная подготовка кадров в учреждениях профессионального образования соответствует современным требованиям рынка труда? Для ответа на этот вопрос на базе ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет» был проведен опрос работодателей, преподавателей, студентов и выпускников, в задачи которого входило: изучение мнения работодателей на предмет требований к профессиональной подготовке кадров; установление соответствия профессиональной компетентности выпускников запросам работодателей; выявление необходимости совершенствования профессиональной подготовки кадров с учетом требований социального заказа [19]. В исследовании приняли участие 50 руководителей дизайн-студий и дизайн-фирм, 50 преподавателей АмГУ, 50 выпускников вуза, работающих по специальности «Дизайн», 150 студентов-дизайнеров АмГУ.
Первый этап исследования был направлен на изучение мнений работодателей и субъектов образовательно-
го процесса вуза о профессиональных качествах дизайнера. Работодатели считают профессионально важными для дизайнера следующие характеристики: навыки проектирования (96 %), умение решать профессиональные задачи (88 %), знание информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и применение их на практике (86 %), опыт работы (58 %), умение рисовать (54 %), знание технических и художественных дисциплин (50 %), креативность (42 %), коммуникабельность (32 %), способность к конструированию (24 %).
Преподаватели отметили: навыки проектирования (98 %), знание технических и художественных дисциплин (96 %), умение рисовать (96 %), владение проек-тно-образным мышлением (94 %), умение решать профессиональные задачи (92 %), способность к конструированию и макетированию (92 %), стремление к саморазвитию (88 %), готовность пользоваться нормативными документами (62 %), знание ИКТ и применение их на практике (32 %).
Студенты к важным профессиональным качествам дизайнера отнесли: креативность (96 %), умение рисовать (94 %), навыки проектирования (88 %), знание ИКТ и применение их на практике (84 %), умение решать профессиональные задачи (78 %), способность к конструированию (74 %), творческую активность (56 %), знание технических и художественных дисциплин (50 %).
Выпускники среди важных профессиональных качеств дизайнера выделили: навыки проектирования (94 %), знание ИКТ и применение их на практике (92 %), умение решать профессиональные задачи (86 %), умение рисовать (84 %), владение методами и средствами познания (80 %), способность к конструированию (78 %), умение разбираться в организационно-производственных вопросах (72 %), стремление к саморазвитию (68 %), осознание социальной значимости профессии (64 %), готовность к совместной работе в коллективе (56 %), знание нормативов и стандартов (42 %). Результаты представлены на рисунке 1.
менения ИКТ в профессиональной деятельности, дальнейшие поиски предусматривали изучение мнений респондентов о видах ИКТ, необходимых дизайнеру в профессиональной деятельности.
Результаты проведенного опроса (рисунок 2) указывают на то, что мнения респондентов в отношении видов ИКТ, необходимых дизайнеру в профессиональной деятельности, не совпадают: работодатели и выпускники предусматривают применение расширенного спектра средств ИКТ, в отличие от мнения других групп опрошенных.
Рисунок 2 - Сравнительный анализ мнений респондентов о видах ИКТ
Следующий этап исследования предусматривал оценку работодателями уровня профессиональной компетентности выпускников в решении профессиональных задач средствами ИКТ. Результаты опроса представлены на рисунке 3.
Рисунок 1 - Сравнительный анализ мнений респондентов о профессиональных задачах дизайнера
Итак, в ходе исследования было установлено, что все респонденты считают важными качествами дизайнера такие, как: навыки проектирования, знание технических и художественных дисциплин, умение рисовать, способность к конструированию. Работодатели и преподаватели подчеркивают важность такого профессионального качества дизайнера как умение решать профессиональные задачи.
Работодатели также отмечают необходимость использования современных ИКТ в профессиональной деятельности [20-21]. Дальнейшее исследование было продолжено в русле изучения мнений респондентов о профессиональных задачах дизайнера.
Сравнительный анализ полученных данных показал, что мнения работодателей о необходимости решения экономических (78 %) и производственно-организационных задач (86 %) не совпадают с мнениями преподавателей, которые считают, что данные задачи не входят в сферу деятельности дизайнера.
Так как работодатели подчеркивают важность при-
Рисунок 3 - Уровень профессиональной компетентности выпускников в решении профессиональных задач дизайнера средствами ИКТ (по мнению работодателей)
Полученные результаты свидетельствуют, что уровень профессиональной компетентности выпускников в решении профессиональных задач современными средствами ИКТ не соответствует потребностям рынка труда: аналитико-исследовательские могут решать 12 % выпускников, конструкторско-технические - 10 %, эргономические - 8 %, экономические - 6 % и производственно-организационные - 8 %. Выпускники, по мнению работодателей, современными средствами ИКТ могут решать художественно-графические (54 % выпускников) и проектно-технологические задачи (64 %).
Далее было изучено мнение работодателей об уровне владения выпускниками видами ИКТ, необходимыми дизайнеру в профессиональной деятельности. Анализ результатов проведенного опроса работодателей об оценке уровня владения выпускниками видами ИКТ (рисунок 4) показал, что они владеют технологиями компьютерной графики (56 % выпускников), частично владеют технологиями создания текстовых документов (58 %), мультимедиа (36 %), сетевыми технологиями (46 %) и не владеют технологиями обработки чисел (74 %). Таким образом, уровень владения выпускниками различными видами ИКТ не соответствует потребностям рынка труда.
Рисунок 4 - Уровень владения выпускников видами ИКТ (по мнению работодателей)
Резюмируя выше изложенное, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, мнения респондентов имеют значимые различия:
- о профессиональных качествах дизайнера: работодатели отмечают важность таких качеств, как: способность к конструированию и макетированию; умение рисовать; знание ИКТ и применение их на практике; знание художественных и технических дисциплин;
- в отношении профессиональных задач дизайнера, а именно производственно-организационных и экономических, значимость которых отмечают работодатели и выпускники;
- в отношении видов ИКТ, которые необходимы для решения профессиональных задач в деятельности дизайнера: работодатели и выпускники предусматривают применение расширенного спектра средств ИКТ; по мнению преподавателей, ИКТ не входят в сферу деятельности дизайнера, а их применение оказывает отрицательное влияние на проектно-образное мышление, которое является профессионально важным качеством дизайнера.
Во-вторых, уровень профессиональной компетентности выпускников в решении профессиональных задач средствами ИКТ, уровень знаний выпускников в области ИКТ, уровень владения выпускниками видами ИКТ не соответствует запросам работодателей.
В целом, проведенное исследование свидетельствует о действительно существующих различиях в требованиях к профессиональной подготовке кадров, что обусловливает необходимость ее усовершенствования на основе поиска и выработки новых путей взаимодействия вузов с работодателями как социальными партнерами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Батанина И.А. Многоуровневая система образования: особенности и перспективы // Успехи современного естествознания. 2008. № 7. С. 107-108.
2. Силачев П.А. Философия образования: механизм социального заказа в профессионально-педагогическом образовании // Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования московский государственный агроин-женерный университет им. В.П. Горячкина. 2015. № 4. С. 12-17.
3. Дмитриева Ф.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов СПО через внедрение в образовательный процесс практико-ориентированных задач // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2012. № 3.
4. Васильева Н.В., Морозов В.А., Пономарев С.В. Решение проблемы дефицита высококвалифицированных кадров на важнейших промышленных предприятиях Хабаровского края // Молодой ученый. 2016. № 8. С. 507-509.
5. Галимова А.Ш. Функционально-ролевой подход к профессиональной подготовке будущих специалистов
социальной работы: дис...канд. пед. наук. Самара, 2010. 167 с.
6. Рочев К.В., Коршунов Г.В. Взаимодействие высшей школы, бизнеса и государства при формировании системы оценки достижений и мотивации обучающихся // Азимут научных исследований. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 99-102.
7. Ясаревская О.Н. Технология разработки учебных модулей по иностранному языку на основе ФГОС 3 поколения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 162-167.
8. Скоробогатова А.И. Повышение качества профессионального образования средствами телекоммуникационных систем в условиях действия ФГОС // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2014. № 3. С. 69-71.
9. Макеева Е.Д. Особенности организации естественнонаучной подготовки будущих педагогов в условиях перехода на ФГОС третьего поколения // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 71-74.
10. Колодезникова С.И. К вопросу о проблеме формирования фонда оценочных средств в условиях введения ФГОС ВПО // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 23-24.
11. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС // Карельский научный журнал.
2015. № 3 (12). С. 13-14.
12. Иванюк М.Е., Шатрова Ю.С. Подготовка студентов педагогического вуза к реализации ФГОС ООО в процессе изучения математических дисциплин // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 46-49.
13. Набатова Л.Б., Мазилина Н.А. Педагогические условия формирования методической компетентности педагога профессиональной школы в условиях внедрения ФГОС // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 133-138.
14. Платонова Р.И. Организационно-педагогические условия подготовки бакалавров-педагогов в условиях реализации ФГОС 3 + // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 79-82.
15. Золин И.Е. Образовательный комплекс и рынок труда: парадоксы взаимодействия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 10 (295).
16. Руденко Ю.С. О проблемах реализации ком-петентностного подхода в высшей школе // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 3. Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2012. № 1 С. 4-8.
17. Цыплакова С.А. Профессиональная подготовка студентов в рамках ФГОС ВПО третьего нового поколения // Современные научные исследования и инновации. 2012.
18. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2005. № 9. С. 19-22.
19. Шкиль О.С. Подготовка дизайнеров к решению профессиональных задач средствами новых информационных технологий: дис.канд. пед. наук. Тольятти, 2014. 233 с.
20. Шкиль О.С. Профессиональная компетентность дизайнеров в решении профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 137-140.
21. Остренина Н.В., Тихомиров Г.А. Создание театра моды как инновационный подход практико-ориентиро-ванного обучения будущих модельеров // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 134-136.