ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С БИЗНЕС-СТРУКТУРАМИ Шкиль О.С. Email: Shkil17117scientifictext.ru
Шкиль Ольга Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дизайна, Амурский государственный университет, г. Благовещенск
Аннотация: в настоящее время в системе профессионального образования происходят позитивные качественные изменения, которые выражаются в модернизации профессиональной подготовки кадров, изменении ее содержания, переосмыслении всех ее компонентов. В этих условиях возникает необходимость поиска таких методов, которые способствовали бы подготовке профессионально адаптированной личности с учетом реальных потребностей работодателей. В статье анализируются методологические подходы к профессиональной подготовке кадров, которые обеспечат успешную профессиональную адаптацию выпускников на современном рынке труда.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессиональная адаптация, деятельностный, компетентностный и практико-ориентированный подходы.
METHODOLOGICAL APPROACHES TO PROFESSIONAL ADAPTATION OF FUTURE SPECIALISTS IN THE CONDITIONS OF INTERACTION OF HIGHER EDUCATION WITH EMPLOYERS
Shkil O.S.
Shkil Olga Sergeevna - PhD in Pedagogy, Associate Professor, DESIGN DEPARTMENT, AMUR STATE UNIVERSITY, BLAGOVESHCHENSK
Abstract: presently in the system of professional education there are positive quality changes that is expressed in modernization of the professional training, change of her contents, rethinking of her all of the components. In these conditions there is a necessity of search of such methods that would assist preparation of the professionally adapted personality taking into account the demands of employers. The article analyzes methodological approaches to professional training of personnel, which will ensure successful professional adaptation of graduates in the modern labor market. Keywords: professional competences, professional adaptation, activity, competence and practice-oriented approaches.
УДК 378.147
В условиях реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке кадров обнаруживается необходимость совершенствования существующей системы профессионального образования. Как показывает практика, бизнес-структуры в настоящее время испытывают нехватку квалифицированных кадров. Работодатели отмечают, что полученные студентами теоретические знания не всегда могут быть использованы в реальном секторе экономики. У выпускников вузов присутствуют системные пробелы в необходимых профессиональных компетенциях [1, с. 262]. Это можно объяснить
тем, что профессиональная подготовка в вузах по своему содержанию по -прежнему остается фундаментальной и академической.
Решению данной проблемы может способствовать увеличение роли практико -ориентированной направленности образовательного процесса, позволяющей создать фундаментальную основу для формирования у студентов профессиональной компетентности, что, в свою очередь, приведет к переходу системы профессионального образования на более качественный уровень обучения с учетом запросов работодателей, повышению эффективности профессиональной подготовки кадров, востребованности выпускников на современном рынке труда и их успешной профессиональной адаптации на производстве.
В условиях взаимодействия вузов с работодателями методологической составляющей профессиональной адаптации будущих специалистов могут стать деятельностный, компетентностный и практико-ориентированный подходы к обучению, которые, на наш взгляд, характеризуются большей направленностью на подготовку творческой, социально позитивной и профессионально адаптированной личности. Рассмотрим основные особенности этих подходов.
Деятельностный подход к обучению, построенный на теории деятельности А.Н. Леонтьева, позволяет превратить пассивный учебный процесс в активную учебно-познавательную деятельность. В основе данного подхода лежит положение о том, что психика личности неразрывно связана с деятельностью и обусловлена ею [2]. При этом под деятельностью понимается преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. Главным положением деятельностного подхода является овладение деятельностью, адекватной той, которая воплощена в данном предмете или явлении, в системах, которые они образуют, и ее осуществление. В образовательном процессе должна иметь место познавательная мотивация, которая к концу обучения трансформируется в профессиональную деятельность специалиста. Профессиональная подготовка кадров при деятельностном подходе определяется содержанием обучения, которое строится на основе постепенного увеличения степени сложности с учетом возможностей проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности. Реализация деятельностного подхода обеспечивается активностью, инициативностью субъектов образовательного процесса. Деятельность при таком подходе выступает как движущая сила развития.
Компетентностный подход предполагает формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность будущих специалистов применять полученные в вузе знания, умения и навыки в профессиональной деятельности, и создание в образовательном процессе таких условий, способствующих формированию у студентов опыта самостоятельного решения практических задач, который оценивается на основе выявления уровня сформированности компетенций [3]. Данный поход предусматривает достижение нового качественного образования, направленного на формирование профессиональной компетентности, способности к самоопределению, самореализации и саморазвитию будущего профессионала. Результатом профессиональной подготовки кадров выступает профессиональная компетентность, под которой понимается интегративная характеристика качеств личности, необходимых для выполнения деятельности в определенных областях.
Практико-ориентированный подход к обучению в отечественной педагогике рассматривается как совокупность методических инструментов, позволяющих сместить ориентиры в профессиональной подготовке кадров в плоскость прямых потребностей современных работодателей. Однако в педагогической литературе нет единого понимания сущности практико-ориентированного подхода. Так, Ю. Ветров и
H. Клушина под практико-ориентированным подходом к обучению понимают организацию различных видов практик, предусматривающих погружение обучающихся в профессиональную среду [4, с. 43].
Т.А. Дмитриенко рассматривает практико-ориентированный подход к обучению как профессионально-ориентированные технологии обучения и методики моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе профессионально направленного изучения профильных и непрофильных дисциплин [5].
Ф.Г. Ялалов дает более емкое понятие практико-ориентированному подходу к обучению. Он отмечает, что в отличие от традиционного обучения, которое направлено на усвоение знаний, умений и навыков, практико -ориентированное образование обеспечивает приобретение студентами в процессе обучения в вузе опыта практической деятельности, что способствует формированию профессиональных и социально значимых компетенций, необходимых в решении задач профессиональной деятельности. Формирование опыта практической деятельности будущих специалистов происходит в несколько этапов. На первом этапе в учебном процессе моделируются профессиональные действия специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы. Таким образом, студенты овладевают опытом учебно-познавательной деятельности академического типа. Следующий этап предусматривает моделирование в образовательном процессе условий и ситуаций реального производства, которые требуют решения профессиональных задач. На третьем этапе в ходе различных видов и типов практики путем погружения обучающихся в профессиональную среду происходит закрепление полученных знаний, умений, навыков, компетенций, которые трансформируются в приобретение студентами опыта практической деятельности [6, с. 92].
В ходе реализации требований государственных стандартов нового поколения основой практико-ориентированного подхода к обучению становится сочетание фундаментального образования и профессионально -прикладной подготовки, что обеспечивается прямым участием работодателей в формировании перечня направлений подготовки (специальностей), во внешней оценке качества профессионального образования, в профессиональной подготовке кадров, а именно, проведении учебных занятий по дисциплинам профессионального цикла, участии в итоговых государственных аттестациях, руководстве выпускными квалификационными работами и т.д.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в условиях взаимодействия вузов с бизнес-структурами комплексное использование компетеностного, деятельностного и практико-ориентированного подходов к обучению в образовательном процессе обеспечит успешную профессиональную адаптацию молодых специалистов и их востребованность на современном рынке труда.
Список литературы /References
I. Шкиль О.С., Гаврилюк Е.А. Об участии работодателей во внешней оценке качества профессиональной подготовки кадров // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 262-265.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 352 с.
3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004. № 5. С. 3-12.
4. Ветров Ю., Клушина Н. Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России, 2002. № 6. С. 43-46.
5. Дмитренко Т.А. Профессионально-ориентированные технологии обучения в системе высшего педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. [Электронный ресурс], 2005. № 1. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/arti de/n/professюnalno-orientiшvannye-tehnologii/ (дата обращения: 17.11.2017).
6. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико -ориентированному образованию // Высшее образование в России, 2008. № 1. С. 89-93.