университета. Серия: Психолого-педагогические науки.
2012. № 1. С. 139-144.
6. Чесноков А.Н., Якупова М.М. Основы методики трехмерного моделирования на примере технической и социальной модели // Самарский научный вестник.
2013. № 4. С. 151-154.
7. Дудина И.П., Ярыгин А.Н. Моделирование образовательной модели ^-профессионалов в современных условиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.
2012.№ 3. С. 78-80.
8. Пузанкова А.Б., Черепашков А.А. Компетентностная инженерно-графическая подготовка студентов для деятельности в среде виртуальных производств // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 155-161.
9. Третьякова Е.М. Использование средств мультимедиа в учебном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011.№ 2. С. 183-187.
COMPUTER MODELING AND INTERNET TECHNOLOGY IN EDUCATION ACTIVITIES
© 2014
A.N. Chesnokov, candidate of technical sciences, assistant professor of the department of «Computer science, applied mathematics and teaching methods» M.M. Yakupova, 4nd year student of the Faculty of Mathematics, Physics and Informatics S.V. Epifanof, 2nd year student of the Faculty of Mathematics, Physics and Informatics
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: Modern science is increasingly on the place of innovative teaching technologies. The most affordable and effective way to display design features, static, dynamic characteristics of the devices is the use of computer modeling and Internet technologies.
Keywords: computer modeling; Internet technology; satellite internet technology; relativistic models; fractal geometry.
УДК 378.4
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДИЗАЙНЕРОВ В РЕШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© 2014
О.С. Шкиль, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Дизайн» Амурский государственный университет, Благовещенск (Россия)
Аннотация: Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования обуславливает необходимость разработки компонентов, критериев и уровней сформированности профессиональной компетентности дизайнеров в решении профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная подготовка, профессиональные задачи, информационные и коммуникационные технологии, опыт творческой деятельности.
Переход на стандарты нового поколения обусловил основные направления модернизации высшего профессионального образования: преодоление проблемы слабой взаимосвязи вузов с потребностями рынка; интеграция и расширение межпредметных связей; реализация компетентностного подхода и ориентация на качественный результат обучения. Сложившаяся традиционная система обучения не обеспечивает качественную реализацию требований образовательных стандартов к профессиональной подготовке дизайнеров, большинство из которых оказываются неготовыми осуществлять профессиональную деятельность из-за отсутствия системы необходимых знаний, умений и способностей, а также опыта творческой деятельности в решении профессиональных задач. Это приводит к тому, что выпускники оказываются невостребованными и неконкурентоспособными на современном рынке труда.
Профессиональная деятельность дизайнера - это организованная художественно-проектная деятельность по созданию предметно-пространственной, коммуникативной среды на основе современных технологий. Достижение ее результата обеспечивается решением ряда профессиональных задач: изучение потребителя; исследование проектных, технологических, эргономических требований к проектируемому объекту; художественно-графическое эскизирование, предусматривающее композиционное, стилевое и цветовое решения; разработка творческого проекта с учетом инженерно-технологических, конструктивных, эргономических особенностей проектируемого объекта и современных технологий; выполнение экономических расчетов; организация и координация взаимодействия кадров в процессе реализации проекта [1]. Поэтому одним из
требований работодателя к дизайнеру является умение компетентно решать профессиональные задачи. Кроме того, стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрение их во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и сферу дизайна, определило еще одно требование социального заказа - умение применять информационные и коммуникационные технологии в решении профессиональных задач дизайн-деятельности [2].
Актуальность исследования определяется реализацией образовательных стандартов нового поколения и социальным заказом общества на подготовку кадров, способных эффективно решать профессиональные задачи средствами информационных и коммуникационных технологий.
В условиях реализации компетентностного подхода в системе профессионального образования, подразумевающего формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, возникает проблема поиска компонентов, критериев и уровней сформированности профессиональной компетентности будущих выпускников, что и явилось предметом научного поиска.
Рассматривая компетентностный подход в обучении, О.Е. Лебедев [3] трактует его как совокупность цели, содержания образования, организации образовательного процесса, создание условий для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем, оценка результатов обучения на основе анализа уровня сформированности компетенций. Учебный процесс подготовки дизайнеров в вузе к решению профессиональных задач средствами информационных и
коммуникационных технологии при компетентностном подходе к обучению строится на взаимосвязи его содержания с целью достижения нового качественного образования, направленного на формирование профессиональной компетентности и способности к самоопределению, самореализации и саморазвитию будущего профессионала [4].
Результатом подготовки дизайнеров к решению профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий выступает профессиональная компетентность. T. Hoffmann определяет компетентность с трех позиций: как видимые и регистрируемые результаты деятельности; как некоторые стандарты выполнения деятельности; как личностные свойства, определяющие эффективность той или иной деятельности [5, с. 275-285].
В отечественной литературе существуют различные подходы к пониманию данного термина [6]. Согласно акмеологического подхода (К.А. Абульханова-Славская, Т.Г. Браже, Н.С. Розов и др.) профессиональная компетентность предполагает введение человека в общекультурный мир ценностей, и именно в этом пространстве человек реализует себя как специалист и профессионал.
Сторонники психолого-акмеологического подхода (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.) придерживаются мнения, что профессиональная компетентность - это постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью.
Системный подход (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.) рассматривает профессиональную компетентность как рассматривается как понятие, близкое профессионализму, и как характеристика конкретного, индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии.
Деятельностный подход (Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, А.К. Маркова, И.А. Колесникова) трактует компетентность как совокупность профессиональных знаний, умений и опыта, а также способы выполнения профессиональной деятельности.
При компетентностном подходе (И.А. Зимняя и др.) под профессиональной компетентность понимается интегративная характеристика качеств личности, необходимых для выполнения деятельности в определенных областях.
Для достижения цели исследования мы будем опираться на теоретические положения В.Д. Шадрикова [7], который под профессиональной компетентностью понимает новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Профессиональная подготовка является основой формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, структура и содержание которой определяются спецификой профессиональной деятельности. А.К. Маркова выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности: специальный; социальный; личностный, индивидуальный [8]. Э.Ф. Зеер к компонентам профессиональной компетентности относит: социально-правовой; специальный; персональный [9]. А.В. Хуторской в перечень компонентов профессиональной компетентности включает: ценностно-смысловой, общекультурный, учебно-познавательный, информационный, коммуникативный, социально-трудовой, личностный [10]. И.А. Зимняя выделяет мотиваци-онный, когнитивный; поведенческий; ценностно-смысловой; эмоционально-волевой компоненты профессиональной компетентности.
На основе проведенного исследования и теоретических положений В.А. Сластёнина [11], согласно которых содержание обучения направлено на формирование
когнитивного опыта, опыта практической деятельности, мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, опыта творческой деятельности, нами выделены компоненты профессиональной компетентности будущих дизайнеров в решении профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий: теоретический, практический, мотивационный и творческий.
Теоретический компонент характеризуется наличием у дизайнера комплекса знаний, необходимых в решении профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий, нормативно определенных образовательными стандартами и учебными программами.
Практический компонент выражается наличием общепрофессиональных и профессиональных умений (действий, выполняемых на основе знаний в соответствии с поставленными задачами и условиями) и навыков (частично автоматизированных действий), способствующих решению аналитико-исследовательских, художественно-графических, проектно-технологических, конструкторско-технических, эргономических, экономических и производственно-организационных задач средствами информационных и коммуникационных технологий.
Мотивационный компонент обусловлен наличием у дизайнера навыков самопознания, самостоятельной постановки и решения профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий, проектной культуры, преобразующего отношения к профессиональной деятельности, потребности в самореализации и самосовершествовании.
Творческий компонент проявляется в умениях дизайнера самостоятельно применять полученные знания в решении профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий; видеть новую проблему в традиционной ситуации; использовать знания, умения и навыки в постановке и решении новых профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий; самостоятельно комбинировать и преобразовывать уже известные способы решения профессиональных задач с новыми; разбираться в структуре новой задачи и устанавливать соотношение ее частей; умение видеть альтернативы и способы решения профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий; поиска и построения принципиально новых способов решения профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий.
Эффективность подготовки дизайнеров в вузе к решению профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий определяется достижением оптимального уровня профессиональной компетентности, который характеризуется определенными показателями. Анализ основных положений теории и практики высшего профессионального образования (В.В. Краевский [12] и др.), положений теории и практики применения информационных технологий в образовании (Е.Э. Шендерей [13] и др.), концепций теории формирования опыта творческой деятельности (И.Я. Лернер [14]), концепций теории формирования мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности (В.А. Сластёнин и др.) позволил выделить критерии профессиональной компетентности будущих дизайнеров к решению профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий:
- когнитивный - владение знаниями, необходимыми для решения профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий; знание приемов и способов решения профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий; знание новых программных продуктов в области информационных и коммуникационных техноло-
гий с целью их применения в решении профессиональных задач; знание альтернативных способов решения профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий; стремление к получению новых знаний с целью их применения в решении профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий;
- мотивационный - стремление к развитию и совершенствованию умений в решении профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий; стремление к самообразованию в области информационных и коммуникационных технологий с целью расширения возможностей их применения в решении профессиональных задач; стремление к поиску новых способов решения профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий;
- деятельностный - самостоятельное овладение новыми знаниями с целью их применения в решении профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий; умение применять знания на практике в решении профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий; активное применение информационных и коммуникационных технологий в решении профессиональных задач; умение комбинировать известные способы решения профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий в новые.
Формирование профессиональной компетентности связано с достижением оптимального уровня сформиро-ванности ее компонентов [15-20]. Опираясь на научные труды В.П. Беспалько [21], в подготовке дизайнеров в вузе к решению профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий выделено четыре уровня усвоения учебной информации, оценивание которых осуществляется по определенным критериям [22, с. 77].
Первый (начальный) уровень - критический уровень (менее 2,5 баллов). Критерием решения профессиональных задач выступает репродуктивная деятельность с подсказкой, т.е. умение обучающегося опознать, различить знакомые ему профессиональные задачи с опорой на подсказку (справочник, инструкция, учебник, наставник и др.).
Второй уровень - низкий уровень (2,5 - 3,2 балла). Критерием решения задачи является воспроизведение ранее усвоенной информации и репродуктивная деятельность, направленная на решение типовых профессиональных задач по памяти.
Третий уровень - средний уровень (3,3 - 4,3 балла). Критерием решения задачи выступает умение применение полученную информацию в нестандартных ситуациях и продуктивная деятельность, направленная на решение нетиповых задач.
Четвертый уровень - высокий уровень (более 4,3 балла). Критерий решения задачи - умение перенести полученные ранее знания на решение новых проблемных задач.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить показатели профессиональной компетентности дизайнеров в решении профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий, представленные в таблице 1.
Итак, подготовка дизайнеров в условиях вуза направлена на формирование профессиональной компетентности будущих выпускников, которая представляет собой системное проявление знаний, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи профессиональной деятельности, и характеризуется уровнем сформированности (высокий, средний, низкий, критический) ее компонентов (теоретический, практический, мотивационный, творческий). Результаты проведенного исследования имеют практическое значение и могут быть использованы для выявле-
ния эффективности подготовки дизайнеров в условиях реализации образовательных стандартов нового поколения и компетентностного подхода.
Таблица 1 - Показатели профессиональной компетентности дизайнеров в решении профессиональных задач средствами ИКТ
Компоненты Критерии Показатели
1 2 3
Теоретический Когнитивный Впадение знаниями, необходимыми для решения профессиональных задач средствами ИКТ
Мотивационный Стремление к получению новых знаний с целью их применения в решении профессиональных задач средствами ИКТ
Д еятельностный Самостоятельное овладение новыми знаниями с целью их применения в решении профессиональных задач средствами ИКТ
Практический Когнитивный Знание приемов и способов решения профессиональных задач средствами ИКТ
Мотивационный Стремление к развилио и совершенствованию умений в решении профессиональных задач средствами ИКТ
Д еятельностный Умение применять знания на практике в решении профессиональных задач средствами ИКТ
Мотив ационный Когнитивный Знание новых программных продуктов в области ИКТ с целью их применения в решении профессиональных задач
Мотивационный Стремление к самообразованию в области ИКТ с целью расширения возможностей их применения в решении профессиональных задач
Д еятельностный Активное применение ИКТ в решении профессиональных
Творческий Когнитивный Знание альтернативных способов решения профессиональных задач средствами ИКТ
Мотивационный Стремление к поиску новых способов решения профессиональных задач средствами ИКТ
Деятельностный Умение комбинировать известные способы решения профессиональных задач средствами ИКТ в новые
Дальнейшие научные поиски будут направлены на разработку диагностического инструментария с целью определения уровней сформированное™ профессиональной компетентности будущих дизайнеров в решении профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шкиль О.С. Этапы и задачи профессиональной деятельности дизайнеров // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 2 (13). С. 314-317.
2. Шкиль О.С. Особенности профессиональной подготовки бакалавра дизайна в условиях компетентност-ного подхода // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 118-121.
3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-10.
4. Шкиль О.С. Модель подготовки бакалавров дизайна в вузе к решению профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 247-249.
5. Hoffmann T. The meanings of competency // Journal of European Industrial Training. 1999. vol. 23.6. pp. 275-285.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/ journal/2006/0505.htm (дата обращения: 04.05.2014).
7. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. 2006. № 1. С. 15-21.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
9. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2008. 336 с.
10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 04.05.2014).
11. Сластёнин В.А. Избранные труды: моногр. М.: Магистр-Пресс, 2000. 488 с.
12. Бережнова Е.В. Исследования в области образования: проблемы управления качеством: моногр. М.: Российская академия образования, 2007. 150 с.
13. Шендерей Е.Э. Формирование содержания подготовки студентов негосударственных вузов в области
информационных технологий : дис. ...канд. пед. наук. Саратов, 2004. 254 с.
14. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 164 с.
15. Истомина И.М. Виртуальная образовательная среда университета как фактор формирования профессиональной компетентности инженера // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 3. С. 103-106.
16. Маслова Н.П., Студенникова Н.К. Формирование профессиональной компетентности бакалавров в процессе учебно-исследовательской деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 118-125.
17. Добудько Т.В., Добудько А.В. Формирование профессиональной компетентности магистров педагогического образования по направлению «Информационные технологии в образовании» // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 16-18.
18. Платонова Р.И. Развитие ключевых компетенций
будущего учителя // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 83-86.
19. Кондаурова И.К. Профессионально-методическая подготовка будущих учителей математики и информатики в классическом университете: традиции и новации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10. № 1. С. 106-112.
20. Бахусова Е.В. Моделирование траектории формирования профессиональных компетенций у студентов вузов в условиях компетентностной парадигмы профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 3 (14). С. 27-30.
21. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 192 с.
22. Шкиль О.С. Подготовка дизайнеров к решению профессиональных задач средствами новых информационных технологий: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08. Тольятти, 2014. 233 с.
PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE DESIGNERS IN SOLVING PROFESSIONAL TASKS BY MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
© 2014
O.S. Shkil, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the chair «Design» Amur State University, Blagoveshchensk (Russia)
Annotation: Implementation of competence approach in system of professional education necessitates the development of components, criteria and levels of formation professional competence of designers in decision professional tasks by means of information and communication technologies.
Keywords: competence approach, professional training, professional tasks, information and communication technology, experience of creative activity.
УДК 316.334.22
ПРОБЛЕМЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ
ТРУДА Г.О. ТОЛЬЯТТИ
© 2014
О.Ю. Щербакова, кандидат социологических наук, ст. преподаватель кафедры «Социология»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: На региональный рынок труда, несомненно, влияют как факторы, так и особенности региона, которые лежат в основе формирования его структуры. Например, вышеперечисленные критерии влияют на внутреннюю подвижность регионального рынка труда: миграционные процессы, территориальная мобильность населения могут способствовать изменению структуры рынка труда, которая изначально определяется соотношением спроса на рабочую силу и предложением рабочей силы. Изучение особенностей региона позволяют спрогнозировать возможность процесса саморегуляции регионального рынка труда и охарактеризовать с точки зрения его мобильности и динамичности.
Ключевые слова: региональный рынок труда, социально-экономические условия, квалифицированные кадры, выпускники, кадровый потенциал, рынок образовательных услуг, работодатели, рынок труда, город, предприятия, исследование, взаимодействие.
Новые социально-экономические условия страны значительно отразились на работе промышленных предприятий, а, следовательно, и на рынке труда. Сбой в работе производства продемонстрировал слабые стороны прежней системы рынка труда промышленного города. Для такого города как Тольятти с населением более 700 тыс. человек, сокращение на производстве моментально отразилось на состоянии рынка труда и рынка образовательных услуг. Первый не мог оперативно отреагировать и направить поток на свободные рабочие места, второй оказался слишком консервативным для того, чтобы быстро перестроиться на выпуск новых квалифицированных кадров и предоставить курсы для переквалификации.
Городской округ Тольятти до недавнего времени оставался одним из наиболее миграционно привлекательных регионов Российской Федерации. Взвешенная социальная политика, высокие зарплаты, активное жилищное строительство - это основные условия для постоянно увеличивающегося миграционного потока в городе. В настоящее время миграция компенсирует есте-
ственную убыль населения, но уровень компенсации с каждым годом снижается, миграция не может стать единственным способом регулирования потоков рабочей силы на региональном рынке труда. Невозможность занятости значительной части трудоспособного населения в промышленном секторе привела к необходимости решения данной проблемы за счет насыщения экономики новыми секторами, которые бы обеспечивали рынок новыми рабочими местами.
Основу экономики города Тольятти условно составляют 4 основных направления деятельности: АВТОВАЗ, бизнес-партнеры АВТОВАЗа, «северный промузел» и предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность города. Основным градообразующим предприятием города является ОАО «АВТОВАЗ», на котором в 2008 г. работало 104209 человек ([1]), на 2013 г. количество сотрудников составляло 56.000 человек . От трудовых ресурсов в процентном соотношении данный показатель - около 22%, который составляет практически 30% от числа занятых в экономике и 43% от работающих на крупных и средних предприятиях города. Доля АВТОВАЗА пред-