Научная статья на тему 'Развитие профессиональной мобильности студентов как условие их адаптации к изменяющимся условиям рынка труда'

Развитие профессиональной мобильности студентов как условие их адаптации к изменяющимся условиям рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
700
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL MOBILITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекоева Марина Ивановна

Сегодня к выпускнику образовательной организации высшего образования предъявляются более высокие требования: в качестве целей и задач подготовки выступают овладение общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, деятельность, способность к ее вариативности, личностные свойства, определяющие не столько узкопрофессиональные качества специалиста, сколько уровень его общей и профессиональной культуры, интеллектуальное развитие и профессиональное мышление. И это обусловлено, прежде всего, требованиями рынка труда. Процесс формирования и развития профессиональной мобильности студентов будущих специалистов в условиях высшего образования возможно только в том случае, если образовательная организация сама отвечает требованиям мобильности и предоставляет будущим специалистам возможность проявлять собственную инициативу и мобильность. В статье акцент делается на то, что мобильность в данной связи должна выступать одним из основных принципов современного высшего образования, основанного на классических позициях профессионально-предметной направленности, фундаментальности, научности, ответственности, коммуникабельности, способности руководить и подчиняться, регулярности, критичности, быстроты реакции, целостности мышления, гуманитарности. Профессиональная мобильность проявляется в совокупности профессиональных знаний, умений, мастерстве и навыков, конкретизированных в способности к реализации профессиональных компетенций в определенной профессиональной деятельности. Система современных требований рынка труда к профессиональным знаниям, умениям и навыкам определяется образовательным стандартом по направлению и профилю подготовки, гармонично интегрирующей требования к профессиональным компетенциям и уровнем квалификации специалиста. При этом важным аспектом формирования профессиональной мобильности студентов будущих специалистов выступает образовательный аспект, позволяющий оптимизировать профессиональные знания, навыки и умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF STUDENTS UNDER CONDITIONS OF MODERN HIGHER EDUCATION

Today, higher requirements are imposed on the graduate of an educational organization of higher education: the objectives and tasks of training are the mastery of general cultural, professional and professional competencies, activities, the ability to vary it, personal qualities that determine not so much the narrow professional qualities of a specialist as the level of his general and professional culture, intellectual development and professional thinking. And this is due, first of all, to the demands of the labor market. The process of formation and development of professional mobility of students future specialists in the conditions of higher education is possible only if the educational organization itself meets the mobility requirements and provides future specialists the opportunity to show their own initiative and mobility. The article stresses that mobility in this regard should be one of the basic principles of modern higher education based on classical positions of a professional-object orientation, fundamental, scientific, responsible, communicative, able to lead and obey, regularity, criticality, reaction speed, integrity of thinking, humanitarianism. Professional mobility is manifested in the aggregate of professional knowledge, skills, skills and skills, specified in the ability to implement professional competencies in certain professional activities. The system of modern labor market requirements for professional knowledge, skills and skills is determined by the educational standard in the direction and profile of the training, harmoniously integrating the requirements for professional competencies and the skill level of the specialist. An important aspect of the formation of professional mobility of students future specialists is the educational aspect, which allows to optimize professional knowledge, skills and abilities.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной мобильности студентов как условие их адаптации к изменяющимся условиям рынка труда»

педагогические науки

Бекоева Марина Ивановна РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...

УДК 378

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ИХ АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ УСЛОВИЯМ РЫНКА ТРУДА

© 2018

Бекоева Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Аннотация. Сегодня к выпускнику образовательной организации высшего образования предъявляются более высокие требования: в качестве целей и задач подготовки выступают овладение общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, деятельность, способность к ее вариативности, личностные свойства, определяющие не столько узкопрофессиональные качества специалиста, сколько уровень его общей и профессиональной культуры, интеллектуальное развитие и профессиональное мышление. И это обусловлено, прежде всего, требованиями рынка труда. Процесс формирования и развития профессиональной мобильности студентов - будущих специалистов в условиях высшего образования возможно только в том случае, если образовательная организация сама отвечает требованиям мобильности и предоставляет будущим специалистам возможность проявлять собственную инициативу и мобильность. В статье акцент делается на то, что мобильность в данной связи должна выступать одним из основных принципов современного высшего образования, основанного на классических позициях профессионально-предметной направленности, фундаментальности, научности, ответственности, коммуникабельности, способности руководить и подчиняться, регулярности, критичности, быстроты реакции, целостности мышления, гуманитарности. Профессиональная мобильность проявляется в совокупности профессиональных знаний, умений, мастерстве и навыков, конкретизированных в способности к реализации профессиональных компетенций в определенной профессиональной деятельности. Система современных требований рынка труда к профессиональным знаниям, умениям и навыкам определяется образовательным стандартом по направлению и профилю подготовки, гармонично интегрирующей требования к профессиональным компетенциям и уровнем квалификации специалиста. При этом важным аспектом формирования профессиональной мобильности студентов - будущих специалистов выступает образовательный аспект, позволяющий оптимизировать профессиональные знания, навыки и умения.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональная мобильность, профессиональные компетенции, компетентность.

FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF STUDENTS UNDER CONDITIONS

OF MODERN HIGHER EDUCATION

© 2018

Bekoeva Marina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of education and psychology North Ossetian State University Named K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutin Street, 46, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Abstract. Today, higher requirements are imposed on the graduate of an educational organization of higher education: the objectives and tasks of training are the mastery of general cultural, professional and professional competencies, activities, the ability to vary it, personal qualities that determine not so much the narrow professional qualities of a specialist as the level of his general and professional culture, intellectual development and professional thinking. And this is due, first of all, to the demands of the labor market. The process of formation and development of professional mobility of students - future specialists in the conditions of higher education is possible only if the educational organization itself meets the mobility requirements and provides future specialists the opportunity to show their own initiative and mobility. The article stresses that mobility in this regard should be one of the basic principles of modern higher education based on classical positions of a professional-object orientation, fundamental, scientific, responsible, communicative, able to lead and obey, regularity, criticality, reaction speed , integrity of thinking, humanitarianism. Professional mobility is manifested in the aggregate of professional knowledge, skills, skills and skills, specified in the ability to implement professional competencies in certain professional activities. The system of modern labor market requirements for professional knowledge, skills and skills is determined by the educational standard in the direction and profile of the training, harmoniously integrating the requirements for professional competencies and the skill level of the specialist. An important aspect of the formation of professional mobility of students - future specialists is the educational aspect, which allows to optimize professional knowledge, skills and abilities.

Keywords: higher education, professional mobility, professional competence, competence.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последние десятилетия учеными все чаще делаются попытки выйти за рамки знаниевой парадигмы высшего образования. Однако, такие действия никак не координировались требованиями, предъявляемыми рынком труда к модели специалиста в условиях экономической нестабильности. Из этого следует, что необходимо пересмотреть профессиограммы специалистов всех профилей подготовки, включив в них положение о профессиональной мобильности. В период формирования и развития рыночных отношений, вхождения экономики России в международный рынок, реформирования большинства социально-значимых областей общество начинает выдвигать все более высокие требования к человеческим ресурсам, которые выступают основным капиталом экономики страны.

Анализ последних исследований и публикаций, в кото-

рых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Профессиональная мобильность некоторыми исследователями определяется как интегральное качество специалиста, характеризующее его способность быстро модифицировать свой статус или положение в общественной, культурной, социальной или профессиональной сфере (Т.И. Мясникова [1], О.Б. Самиева, А.Н. Сбитнева [2], Т.А. Фугелова [3]), социальную активность специалиста, взыскательность к себе, настойчивость, конкурентоспособность, профессиональную компетентность, проявление своего личностного потенциала, стремление к саморегуляции, самосовершенствованию, самообразованию и умение успешно преобразовывать собственную деятельность в соответствии с предъявляемыми новыми требованиями (М.И. Бекоева) [4].

Формирование целей статьи (постановка задания).

Bekoeva Marina Ivanovna pedagogical

FORMATION OF PROFESSIONAL ... sciences

На первое место выдвигаются вопросы подготовки кадров высокого профессионализма, конкурентоспособных, но, что еще важнее, способных и готовых быстро и успешно адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда, выстраивать траекторию своего профессионального роста. Исходя из этого, идея статьи ориентирована на стратегию обучения в течение всей жизни, которая позволяет успешно решать проблемы конкурентоспособности, использовать новые образовательные технологии; создавать реальные условия для повышения социальной и профессиональной мобильности трудоспособных граждан с целью адекватного перераспределения трудовых ресурсов, улучшения социального единства, равноправных возможностей и качества жизнедеятельности. При этом актуализируется роль высшей школы, а внимание акцентируется на реализации мер, необходимых для обеспечения правовой поддержки этих идей на региональном уровне.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Понятие «мобильность» имеет междисциплинарную направленность, при этом основной смысл определяется термином «подвижность», соответственно, мобильный специалист - это человек подвижный, способный к быстрым перемещениям, модификации, а профессионально мобильный специалист - это человек, обладающий качествами развивающегося, маневренного в профессиональной деятельности специалиста. Указанное понятие в психологическом словаре определяется относительно профессиональной деятельности и рассматривается как способность и готовность человека достаточно быстро и благополучно овладевать новыми технологиями, приобретать недостающие компетенции, обеспечивающие результативность профессиональной деятельности. В связи с этим, основной целью психолого-педагогической поддержки человека, испытывающего проблемы в профессиональном самоопределении и становлении, является формирование у него профессиональной мобильности и готовности осознавать себя развивающимся в рамках выбранной профессиональной деятельности, способного постоянно обогащать свой личностный потенциал и максимально его реализовывать в процессе всей трудовой деятельности.

«Сложившаяся ситуация, пишет Т.А. Фугелова, предопределяет необходимость одновременного развития профессиональной идентичности и профессиональной мобильности. Профессиональная идентичность предполагает осознанное внимание к вопросу «Кто Я?», который сопровождает человека на всем его пути и обусловливает важные моменты профессиональной деятельности. Развитие означает направленность на профессиональный рост, новое качество работы, открытость в поиске информации, гибкость в целеполагании и принятии решений. В плане этимологии слово «мобильность» (толковый словарь - изменение состояния, переход на другой уровень) как качество личности является результатом процесса «развития». Идентичность и развитие в ходе профессионального становления личности тесно взаимосвязаны: профессиональная идентичность, с одной стороны, формируется в процессе профессионального развития, с другой, - выступает одним из важных показателей становления личности профессионала» [3]. Это значит, что для того, чтобы быть полноценным членом общества в новых быстро меняющихся социально-экономических условиях, сохранять конкурентоспособность, обеспечить благополучное существование своих близких и обеспечить устойчивость на будущее, современный специалист должен быть готовым к постоянному развитию и анализу своего статуса и положения в профессиональной и социальной сфере. Профессиональная мобильность, в свою очередь, включает в себя различные формы проявления. Для становления профессионализма наиболее значимыми среди них выступают профессионально-культурная мобильность 190

(А.И. Алонцева) [5], и профессионально-социальная мобильность (А.Ф. Бейлина) [6].

Профессионально-культурная мобильность специалиста, на наш взгляд - это способность человека мыслить свободно и самостоятельно, адекватно оценивать события, быть готовым к исследовательской деятельности, творчески воспринимать поступающую информацию, способность к креативному мышлению, готовность к нестандартным решениям в новых обстоятельствах, умение предвидеть характер и ход трансформаций как в профессиональной сфере, так и в общественном развитии в целом. Профессионально-социальная мобильность - это свойство социально-преобразующей деятельности, изменение специалистом своей социальной позиции в профессиональной сфере, совокупность социальных передвижений, которая сопровождается ростом или снижением социального статуса человека. Она может быть представлена вертикальной и горизонтальной направлениями в профессиональном становлении. Горизонтальное направление - это движение по росту профессионального мастерства, официально признанное и оцененное социумом. Например: специалист первой категории, специалист высшей категории, обладатель государственной премии, победитель профессионального конкурса и т.п. Вертикальное направление - это движение верх по административной лестнице. Например: сотрудник, администратор, заместитель директора, директор, глава департамента образования. Вертикальная профессионально-социальная мобильность характеризуется такими качествами, как: гибкость, дивергент-ность, конвергентность, способность к логическому мышлению, рефлексивность, приобретать активную социокультурную позицию и т.д.

«Мобильные специалисты, готовые к вертикальным и горизонтальным социальным перемещениям, как отмечает в своем исследовании О.В. Кердяшева, сегодня как никогда востребованы в России и во всем мире. Государство заинтересовано в трудовой самореализации граждан и должно стимулировать их активную экономическую жизнедеятельность. Именно мобильность трудовых ресурсов способна помочь увеличить конкурентоспособность экономики и уравновесить социальные различия между регионами по мере вхождения России в глобальную экономику. Кроме того, мобильность населения необходима и для предоставления адекватных стимулов региональным и местным властям, т.к. обеспечивает наличие конкуренции между регионами и муниципалитетами. Только конкуренция ведет к предоставлению общественных благ, наиболее соответствующих потребностям жителей данной территории» [7].

Формирование профессиональной мобильности наиболее успешно осуществляется в проектно-исследова-тельской деятельности (О.А. Быканова, А.К. Павлова), когда специалист переходит в поисковый режим, готов к быстрому анализу и реализации наилучших способов выполнения разнообразных задач в области своей профессиональной деятельности, начинает мысленно преобразовывать свои профессиональные действия в соответствии с социально-экономическими и общественными трансформациями [8]. Будучи сформированной, ставшей личностным свойством, профессиональная мобильность влияет на иерархию текущих мотивов, активизирует деятельность и рефлексию.

Рефлексивность - это характер мышления человека, направленный на осознание собственных форм поведения, действий и поступков; предметное изучение самого знания, своего внутреннего мира, критический анализ содержания и методов познания собственной деятельности; процесс самопознания, раскрывающий внутреннее строение и специфику духовного мира личности [9]. Именно рефлексивность дает специалисту возможность посмотреть на результаты своего труда с позиции другого человека, сформировать соответствующее отношение к своей профессиональной деятельности. Рефлексивные Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Бекоева Марина Ивановна РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...

механизмы мышления выступают основой профессиональной мобильности, то есть способность человека к саморегуляции собственной интеллектуальной деятельности (С.В. Панина), умение преодолевать препятствия и стереотипы, возникающие в процессе деятельности [10]. В профессиональной мобильности рефлексия -это принцип активного мышления и деятельности, направляющий его на осмысление собственных действий: предметное исследование самого знания; его критический анализ; деятельность самосовершенствования, раскрывающая внутреннее состояние и специфику индивидуального мира человека.

Профессиональная мобильность, как правило, опирается на общепрофессиональные и общекультурные компетенции, обеспечивающие специалисту продуктивное профессиональное функционирование, участвующие в моделировании образа современного специалиста. Так например, говоря о профессиональной мобильности в области образования, А.С. Белкин и Н.О. Вербицкая считают, что компетентный педагог должен владеть следующими компетенциями: когнитивной, выраженной в профессионально-педагогической эрудиции; коммуникативной, проявляющейся в культуре общения и педагогическом такте; психологической, выраженной в эмоциональной культуре и педагогической зоркости; риторической, отражающей профессиональную культуру речи; профессионально-технической компетенцией, характеризующей способность педагога к выбору образовательных технологий и методик для эффективной педагогической деятельности; информационной, направленной на совершенствование мониторинга и диагностики качества образования обучающихся [11].

В содержание профессиональной мобильности Ю.И. Калиновский, И.Д. Кошкина и О.А. Милькевич включают следующие профессиональные компетенции: фундаментальные - способность к анализу, разбору, систематизации, обобщению, владение теоретическими знаниями научных основ, что обеспечивает интеграцию предметных знаний с психологическими, педагогическими, антропологическими и философскими идеями Ю.И. Калиновский, И.Д. Кошкина и О.А. Милькевич [12]; широту и глубину академических компетенций; информационные - способность применять современные информационные технологии, ориентироваться в информационном потоке, находить и обрабатывать необходимую информацию; исследовательские - способность к осуществлению профессиональной рефлексии (А.А. Коростелев, И.Н. Одарич) [13]; практические - способность к креативному мышлению, находить оптимальное решение на основе множества ситуаций, принимать ответственное решения (Е.А. Никитина) [14]; интегральные - способность к совершенствованию объекта изучения, добавляя недостающие детали (Р.С. Немов) [15]; коммуникативные - выражение социального интеллекта и толерантности (Г.Ю. Беляев) [16]; управленческие - способность к управлению деятельностью группы, принятию ответственности на себя (В.В. Мироненко) [17].

Анализ перечисленных исследований проблемы формирования профессиональной мобильности позволяет утверждать, что компетентный специалист - это специалист, владеющий основными психолого-педагогическими знаниями, овладевший профессиональными и общекультурными компетенциями, способный не только проектировать свою профессиональную деятельность, но управлять инновационными процессами, чутко реагируя на любые трансформации на рынке труда. Вероятность успешного трудоустройства с учетом перспективы обучения на протяжении всей жизни представляется более реальным через качественное высшее образование, разнообразие профилей дисциплин и формируемых компетенций, совершенство образовательных программ, развитие междисциплинарной интеграции, готовность к иноязычной коммуникации, способность к генерации

новых идей и инициатив. Система высшего образования должна быть выстроена таким образом, чтобы каждый гражданин на любом этапе профессиональной деятельности мог включиться в эту систему с минимальными затратами сил, средств и времени.

В этих целях необходимо разработать новые учебные планы, программы межвузовского сотрудничества, модели профессиональной мобильности, совместные образовательные программы, лектории практической подготовки и проведения интегрированных научных исследований, разработка и реализация образовательных проектов.

При этом повышается потребность в инновационных образовательных программах, включающих возможность междисциплинарных интегрированных занятий, усиления знаний иностранных языков и использования новых информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий.

Развитие экономики, науки, образования, здравоохранения, а также состояние общества в целом устанавливают условия, в которых сегодня совершенствуется профессиональное становление специалистов нового поколения, способных и готовых к обучению на протяжении всей сознательной жизнедеятельности. Под непрерывным образованием мы понимаем не просто постепенное повышение уровня образования, а целенаправленное обучение на протяжении всей жизни, постоянное саморазвитие и самосовершенствование личности с целью благополучного профессионального самоопределения и самореализации в условиях рыночной экономики, характеризующегося беспрерывными трансформациями и неопределенностью современного рынка т руда.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, профессиональную мобильность необходимо рассматривать как способность личности реализовывать свою потребность в определенном виде профессиональной деятельности, отвечающую стремлениям и потенциалам с пользой для сея и для общества; умение переходить от одного статуса и вида профессиональной деятельности к другому, при этом модифицируя, усиливая ее характер и степень; максимально выражать свою компетентность, профессионализм. Профессиональная мобильность выступает, прежде всего, как устойчивая интегральная характеристика личности, определяющая содержание, направленность и успешность ее деятельности в процессе профессиональной саморегуляции и саморазвития в условиях современного рынка труда; это готовность специалиста к видоизменению деятельности, трансформации мотивов как определяющих деятельность при переработке значимой информации, способного результативно повлиять на такую трансформацию. При этом желательно использовать прошлый опыт в новых ситуациях; готовность к реализации устойчивой позитивной мотивации к образовательной деятельности; оптимальному сочетанию мотивации достижения успеха и оптимизма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мясникова Т.И. Развитие профессиональной мобильности в процессе профилизации подготовки будущих специалистов в вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2010. 22 с.

2. Самиева О.Б., Сбитнева А.Н. Психолого-педагогические проблемы академической мобильности в современной системе образования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 57-60.

3. Фугелова Т.А. Профессиональная мобильность студентов технического вуза как социально-педагогическая проблема //Человек и образование. 2013. №3(36). С. 83-86.

4. Бекоева М.И. Условия оптимизации профессиональной успешности студентов в современных условиях //Азимут научных исследований: педагогика и психоло-

Bekoeva Marina Ivanovna FORMATION OF PROFESSIONAL ..

pedagogical sciences

гия. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 63-65.

5. Алонцева А.И. Отношение студентов вузов к будущей профессиональной деятельности //Проблемы современного педагогического образования. 2017. №55-4. С. 341-347.

6. Бейлина А.Ф. Мотивация профессиональной деятельности преподавателей высшей школы //Проблемы современного педагогического образования. 2017. №554. С. 68-77.

7. Кердяшева О.В. Готовность к профессиональной мобильности как основа профессионального образования в вузе на современном этапе //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 4 (48). С. 20-23.

8. Быканова О.А., Павлова А.К. Виды профориента-ционной работы в экономическом вузе и ее эффективность //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №4 (21). С. 39-41.

9. Бекоева М.И. Педагогические условия использования модульного подхода в современном вузе //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№3 (14). С. 295298.

10. Панина С.В. Управление профориентационной работой в общеобразовательной организации в условиях ФГОС //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 147-151.

11. Белкин А.С., Вербицкая Н.О. Инновационные процессы в образовании //Образование и наука. Известия УрО РАО. 2007. №1. С. 113-121.

12. Калиновский Ю.И., Кошкина И.Д., Милькевич О.А. Философия общего образования: учебное пособие. Соликамск, 2013. 158 с.

13. Одарич И.Н., Коростелев А.А. Направленность учебного процесса на формирование профессиональных компетенций бакалавра с целью последующего выполнения им трудовых функций //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 162-165.

14. Никитина Е.А. Профессиональное самоопределение и профессиональная мобильность педагога // Вестник Иркутского педуниверситета. 2009. № 10. С. 176-182.

15. Немов Р.С. Психологический словарь. М.: Владос, 2007. 560 с

16. Беляев Г.Ю. Проблемы формирования профессионально-ориентированной компетентности студентов педагогических вузов в сфере воспитания //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №2 (19). С. 13-16.

17. Мироненко В.В. Педагогические условия формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности у будущих специалистов государственного и муниципального управления //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 100-102.

Статья поступила в редакцию 26.12.2017

Статья принята к публикации 27.03.2018

192

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.