Научная статья на тему 'Система подготовки конкурентоспособного выпускника на основе формирования профессиональной компетенции'

Система подготовки конкурентоспособного выпускника на основе формирования профессиональной компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1410
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ОБОБЩЕННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА / GENERALIZED MODEL OF TRAINING A COMPETITIVE SPECIALIST / ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / PROCESS MODEL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И УНИВЕРСАЛИЗМ СПЕЦИАЛИСТА / PROFESSIONALISM AND SPECIALIST UNIVERSALISM / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Оксана Михайловна

Современное общество предъявляет более высокие требования к подготовке компетентностных выпускников, владеющих знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения профессиональных задач предметной области. Поэтому современное образование в подготовке выпускников к профессиональной деятельности на первое место выводит понимание способов применения собственного опыта, знаний, склонностей и способностей при решении конкретных жизненных и профессиональных задач, т.е. ориентирует на профессиональную практику, основанную на анализе планируемых образовательных результатов. Изменение системы подготовки конкурентоспособных и востребованных на рынке труда выпускников должно быть обеспечено четким формированием профессиональных компетенций, предъявляемых к выпускнику потенциальным работодателем. Чтобы обеспечить возможность выпускникам реализовывать свой личностный и профессиональный потенциал, одновременно удовлетворяя потребности общества, необходимо изменить и вузовскую подготовку специалистов за счет сочетания профессионализма и универсализма, положенных в основу конкурентоспособности выпускников. При таком подходе система образования будет направлена на формирование основополагающих свойств выпускника, востребованных на рынке труда. Формирование профессиональной компетенции как основной составляющей конкурентности выпускника определит качественный подход к системе вузовского образования и конкурентоспособность самого образовательного учреждения. Научная новизна и значимость исследования состоит в том, что была обоснована необходимость построения процессной модели обучения, направленной на формирование профессиональной компетенции выпускника, являющейся основополагающим критерием оценивания конкурентоспособности специалиста на современном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF TRAINING OF THE COMPETITIVE GRADUATE ON THE BASIS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE

Modern society places greater demands on the preparation of the competency of graduates, possessing knowledge, abilities and skills necessary for professional applications domain. Therefore, modern education in preparing graduates for professional work in the first place brings an understanding of ways to apply their own experience, knowledge, aptitudes and abilities in dealing with specific life and professional problems. It focuses on professional practice based on the analysis of the planned educational outcomes. Changing the system of preparation of competitive and sought-after graduates in the labor market should be provided a clear formation of professional competences shown to graduate a potential employer. To enable graduates to realize their personal and professional potential, while meeting the needs of society, it is necessary to change and university training through a combination of professionalism and universality underlying the competitiveness of graduates. With this approach, the education system will be aimed at the formation of the fundamental properties of graduates demanded by the labor market. Formation of professional competence as a basic component of the graduate competition will determine the qualitative approach to the system of higher education and competitiveness of the educational institution. The scientific novelty and significance of the study lies in the fact that there was a necessity of building a process model of learning, aimed at the formation of the professional competence of graduates, which is a fundamental criterion for evaluation of competitive specialists in today's job market.

Текст научной работы на тему «Система подготовки конкурентоспособного выпускника на основе формирования профессиональной компетенции»

УДК 378:371.134

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

© 2016

Гущина Оксана Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Прикладная

математика и информатика» Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, д.14, e-mail: [email protected])

Аннотация. Современное общество предъявляет более высокие требования к подготовке компетентностных выпускников, владеющих знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения профессиональных задач предметной области. Поэтому современное образование в подготовке выпускников к профессиональной деятельности на первое место выводит понимание способов применения собственного опыта, знаний, склонностей и способностей при решении конкретных жизненных и профессиональных задач, т.е. ориентирует на профессиональную практику, основанную на анализе планируемых образовательных результатов. Изменение системы подготовки конкурентоспособных и востребованных на рынке труда выпускников должно быть обеспечено четким формированием профессиональных компетенций, предъявляемых к выпускнику потенциальным работодателем. Чтобы обеспечить возможность выпускникам реализовывать свой личностный и профессиональный потенциал, одновременно удовлетворяя потребности общества, необходимо изменить и вузовскую подготовку специалистов за счет сочетания профессионализма и универсализма, положенных в основу конкурентоспособности выпускников. При таком подходе система образования будет направлена на формирование основополагающих свойств выпускника, востребованных на рынке труда. Формирование профессиональной компетенции как основной составляющей конкурентности выпускника определит качественный подход к системе вузовского образования и конкурентоспособность самого образовательного учреждения. Научная новизна и значимость исследования состоит в том, что была обоснована необходимость построения процессной модели обучения, направленной на формирование профессиональной компетенции выпускника, являющейся основополагающим критерием оценивания конкурентоспособности специалиста на современном рынке труда.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, конкурентоспособность, обобщенная модель подготовки конкурентоспособного специалиста, процессная модель обучения, профессионализм и универсализм специалиста, качество профессионального образования.

SYSTEM OF TRAINING OF THE COMPETITIVE GRADUATE ON THE BASIS OF FORMATION

OF PROFESSIONAL COMPETENCE

© 2016

Gyshchina Oksana Mihailovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Applied Mathematics and Computer Science» Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: [email protected])

Abstract. Modern society places greater demands on the preparation of the competency of graduates, possessing knowledge, abilities and skills necessary for professional applications domain. Therefore, modern education in preparing graduates for professional work in the first place brings an understanding of ways to apply their own experience, knowledge, aptitudes and abilities in dealing with specific life and professional problems. It focuses on professional practice based on the analysis of the planned educational outcomes. Changing the system of preparation of competitive and sought-after graduates in the labor market should be provided a clear formation of professional competences shown to graduate a potential employer. To enable graduates to realize their personal and professional potential, while meeting the needs of society, it is necessary to change and university training through a combination of professionalism and universality underlying the competitiveness of graduates. With this approach, the education system will be aimed at the formation of the fundamental properties of graduates demanded by the labor market. Formation of professional competence as a basic component of the graduate competition will determine the qualitative approach to the system of higher education and competitiveness of the educational institution. The scientific novelty and significance of the study lies in the fact that there was a necessity of building a process model of learning, aimed at the formation of the professional competence of graduates, which is a fundamental criterion for evaluation of competitive specialists in today's job market.

Keywords: professional competence, competitiveness, generalized model of training a competitive specialist, process model training, professionalism and specialist universalism, the quality of vocational education.

Современное общество и экономические преобразования в России предъявляют все боле высокие требования к качеству подготовки выпускников высших учебных заведений как высококвалифицированных специалистов, выдвигая профессиональную компетентность и конкурентоспособность на рынке труда основными критериями его оценивания [1]. А это ставит перед вузами задачу подготовить «... некий желаемый образ специалиста, который должен сформироваться в образовательной системе и с наибольшей эффективностью сможет реализовать свой человеческий и профессиональный потенциал в конкретной деятельности, постоянно развиваясь путем самообразования и самовоспитания» [2]. В докладе ЮНЕСКО говорится «... что предпринимателям чаще нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода «коктейль» навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле

этого слова, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску [3].

Сущность концептуальных требований к профессиональной компетентности можно свести к расширению знаний, умений и навыков, необходимых непосредственно для решения профессиональных задач предметной области [4-12]. При этом очень часто при определении профессиональной компетенции происходит замена понятий о чисто трудовых, производственных знаниях, умениях и навыках полной гаммой знаний, умений и навыков, в том числе, требуемых для определения конкурентоспособности на рынке труда.

Именно с формированием компетентности будущего специалиста, обеспечивающей конкурентоспособность выпускника на рынке труда, связывают качество профессионального образования, под которым нужно понимать «. степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых высшим образовательным учреждением образовательных услуг или степень достижения поставленных в об-

разовании целей и задач» [13]. Повышение требований к качеству образовательных услуг требует от вузов формирование конкурентоспособной личности, способной достичь профессионального успеха, что выводит на первое место понимание выпускниками вузов способов применения собственного опыта, знаний, склонностей и способностей при решении конкретных жизненных и профессиональных задач, умения убедить и повести за собой других людей, объединить и использовать их качества и умения для достижения поставленной цели [14]. А это требует внести изменения в подготовку выпускников, которая сегодня ведется вне контекста будущей профессиональной деятельности, затрагивая лишь формирование навыков решения учебных и практических задач, содержание которых зачастую далеко от профессиональной практики и практически не рассматривает вопросы проектирования образовательного процесса на основе анализа планируемых образовательных результатов, которые накладывают определенные требования:

- образовательная деятельность вуза должна заключаться в подготовке специалистов в количестве, необходимом для удовлетворения потребностей общества в трудовых ресурсах;

- система высшего образования должна обеспечивать качественную подготовку специалистов, владеющих знаниями, умениями и навыками, соответствующими современным требованиям рынка труда.

Таким образом, изменение в высшем учебном заведении системы подготовки конкурентоспособных и востребованных на рынке труда выпускников в условиях направленности образовательного процесса на результаты, адекватные современным запросам личности и его профессиональной деятельности, должно быть обеспечено четким пониманием перспективных направлений подготовки и уровня компетенций, предъявляемых потенциальным работодателем к конкурентоспособному специалисту.

На рис. 1 представлена схема, отображающая основные качества востребованного на рынке труда выпускника.

Рисунок 1 - Портрет высоко востребованного на рынке труда выпускника

Основополагающими свойствами конкурентоспособного специалиста являются:

- профессиональные качества: владение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для решения профессиональных задач; освоение и совершенствование профессионального мастерства; творческое отношение к делу; способность к непрерывному саморазвитию, профессиональному росту; стремление к высокому качеству конечного продукта; умение грамотно оценить проблему и найти оптимальное профессиональное решение;

- качества, определяющие делового лидера: способность управлять собой; наличие четких личных целей; умение решать проблемы; творческий подход к организации людей; умение влиять на окружающих; знание особенностей организаторской деятельности; наличие организаторских способностей; умение работать с груп-

пой; потребность и готовность брать ответственность на себя;

- общие качества: компетентность; активность; инициативность; общительность; сообразительность; настойчивость; работоспособность; наблюдательность; самостоятельность; организованность.

Чтобы обеспечить возможность выпускникам реа-лизовывать свой личностный и профессиональный потенциал, одновременно удовлетворяя потребности общества, необходимо изменить и вузовскую подготовку специалистов, рассматривая ее с двух позиций, обеспечивающих формирование профессионализма и универсализма выпускника [15]:

- определения требований к будущему специалисту со стороны самой личности, отдельных хозяйственных субъектов, государства и общества;

- выбора идеализации образовательных технологий, соответствующих этим требованиям.

Профессионализм - это не просто сумма знаний, а еще, умение активно работать в команде; творчески мыслить; руководить процессами и производством; управлять различными сферами деятельности [16], универсализм специалиста - это важнейшее условие компетентной деятельности, которое сегодня заключается не в объёме полученных знаний и навыков, а в овладении общей системой ориентации в жизни, в умении постоянно пополнять и достраивать свою личную систему знаний, в нахождении пути к уже существующему знанию и умении генерировать новое знание.

Именно оптимальное сочетание профессионализма и универсализма может обеспечить будущему специалисту конкурентоспособность на рынке труда. Конкурентоспособность - это относительная и обобщенная характеристика, выражающая выгодные отличия выпускника одного вуза от выпускников конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение. В понятие конкурентоспособности должны быть заложены следующие характеристики выпускника: способности, характеристики, качества, знания и умения.

Рассматривая конкурентоспособность выпускника как комплексное понятие, можно выделить три основные группы компонентов: технические, экономические и социально-организационные [17], характеризующиеся следующими параметрами [18]:

- технические - направление подготовки и профиль, объем освоенной программы в часах, дисциплинах, модулях, уровень подготовки (бакалавр/магистр), соответствие образовательному стандарту; сферы и границы использования; получаемый документ и др. (эти параметры наиболее жесткие);

- экономические - затраты на подготовку специалиста с учетом всех расходов;

- социально-организационные - учет социальной структуры потребителей (выпускников и работодателей); национальных и региональных особенностей в организации производства, т.е. подготовки выпускников, трудоустройства и рекламы будущих специалистов.

Взаимосвязь выделенных параметров обеспечивает возможность рассмотреть систему образования как обобщенную модель подготовки конкурентоспособного специалиста., которую можно описать в виде функциональной модели (рис. 2), определяющей набор бизнес-процессов, выполняемых вузом, и дальнейшую работу с ними. В основе модели подготовки конкурентоспособного выпускника лежит процессная модель обучения с временной привязкой ресурсов в соответствии с технологией обучения, определенной нормативными документами учебного заведения и образовательными стандартами.

Распишем структуру подготовки конкурентоспособного выпускника по элементам жизненного цикла образовательного процесса (рис. 3).

Рисунок 2 - Функциональная модель подготовки конкурентоспособного выпускника

Для функционирования выделенных на диаграмме процессов необходим заказ общества на подготовку конкурентоспособных специалистов, являющийся основой организации образовательного процесса, а также контроля и развития образовательной услуги.

Рисунок 3 - Декомпозиция функциональной модели подготовки конкурентоспособного выпускника

При таком подходе реализованная модель выступает в качестве цели функционирования образовательных структур и выполняет функцию системообразующего фактора, направленного на формирование конкурентоспособности специалиста. При этом саму конкурентоспособность специалиста следует рассматривать в двух аспектах [19-27]:

1. Наличие у специалиста высокого уровня профессионализма и компетентности, включающего определенный уровень знаний, умений и навыков, позволяющих состояться на профессиональном рынке высококлассным специалистом, интеллектуально и творчески развитым.

2. Индивидуальная готовность работать в условиях рынка, в условиях конкуренции, направленная на формирование самодостаточной личности с адекватной самооценкой, способной самостоятельно принимать решения, брать на себя инициативу, ответственность, способной к само презентации, способной эффективно взаимодействовать с окружающими.

Положенная в основу подготовки конкурентоспособного выпускника процессная модель обучения должна быть направлена на формирование профессиональной компетенции специалиста, включающей развитие как личностных качеств, так и профессиональных. Определение у выпускника высокого уровня профессионализма и компетентности, содержащей определенный уровень знаний, умений и навыков, позволяет рассматривать его на профессиональном рынке высококлассным специалистом, востребованным работодателями. А индивидуальная готовность работать в условиях жесткой конкуренции позволяет еще больше повысить значимость подготовки выпускников и качество образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Куимова Г.Р. Качество подготовки выпускников высших учебных заведений // Ученые записки

Российского государственного социального университета. 2009. № 9. С. 198-201.

2. Райцев А.В., Тахохов Б.А. О профессиональной компетентности выпускника ВУЗа // Вестник СевероОсетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 4. С. 268-273.

3. Юрловская И.А., Кокоева Н.В. Формирование профессиональной компетентности выпускника современного ВУЗа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 233-235.

4. Гирка И.В. Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-45.

5. Шкиль О.С. Профессиональная компетентность дизайнеров в решении профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 137-140.

6. Притуляк Л.Н. Особенности формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей ДНЗ // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 71-74.

7. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Профессиональная компетентность бакалавра // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 22-23.

8. Шамина Н.П. Анализ психолого-педагогических условий развития профессиональной компетентности будущих педагогов в современных исследованиях // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 132-135.

9. Коваль В.А. Периодизация становления профессиональной компетентности будущих учителей-филологов (ретроспективный анализ) // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 15-18.

10. Коваль В.А. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих учителей-филологов в научной среде // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 20-23.

11. Третьяк И.Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 130-132.

12. Жданкина И.Ю. Роль профессиональной ориентации на этапе профессионального самоопределения студентов выпускных курсов образовательных организаций среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 10-13.

13. Макарычев Д. В. Качество образования как главный фактор конкурентоспособности вуза // Известия Самарского научного центра РАН. 2006. №4 С.973-977.

14. Чиркова О.А. Педагогические условия формирования социальной компетентности обучающихся рабочим профессиям // Среднее профессиональное образование. 2015. № 3. С. 39-41.

15. Фомин Н. В. Компетентностная модель конкурентоспособного специалиста как ориентир высшего профессионального образования // Вестник Брянского государственного университета. 2009. №1. С.85-90.

16. Ивкова А.А., Романова Т.В., Бессонова О.В., Пиляева А.С., Гаврилова Е.П. Формы взаимодействия с работодателем с целью формирования конкурентоспособности выпускника // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2015. №2 (2). С.58-63.

17. Дегтерев В.А. Конкурентоспособность категория педагогическая // Педагогическое образование в России. 2011. №4. С.65-69.

18. Куимова Г.Р. Качество подготовки выпускников высших учебных заведений // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 9. С. 198-201.

19. Сысоева Ю.Ю. Рейтинг эффективности работы вузов как показатель их конкурентоспособности // Вестник НГИЭИ. 2013. № 11 (30). С. 98-102._

20. Кара А.Н., Минина А.П. Анализ подходов к сущности понятия "конкурентоспособность" // Азимут научных исследований: экономика и управление.

2015. № 1 (10). С. 65-67.

21. Корчагина М.В., Вострокнутов Е.В. Формирование конкурентоспособности будущих бакалавров во внеаудиторной деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 99-103.

22. Даневич Н.В. Поддержка конкурентоспособности работников предприятий на основе активного взаимодействия социальных партнеров // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 24-27.

23. Чердымова Е.И. Проблема существования эко-профессионального сознания будущего специалиста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 56-58.

24. Лившиц Ю.А., Иванова Т.Н. Профессиональная мобильность молодых специалистов в сфере услуг // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 54-57.

25. Lazarev O.V. The main goals and purposes of training future agrarian experts in higher educational institutions // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 50-52.

26. Кантеева А.Р. Комплексный процесс адаптации молодых специалистов в профессиональную среду организации // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 58-61.

27. Ларин С.Н. Использование современных педагогических технологий для оценки уровня компетентности будущих специалистов / С. Н. Ларин, Т. В. Стебеняева // Международный научно-исследовательский журнал. —

2016. — № 1 (43) Часть 4. — С. 15—19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.