Научная статья на тему 'Взаимодействие вуза с работодателями в процессе подготовки специалистов социальной сферы'

Взаимодействие вуза с работодателями в процессе подготовки специалистов социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
690
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗЫ / РАБОТОДАТЕЛИ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ / HIGHER SCHOOL / UNIVERSITY / EMPLOYER / SOCIAL INTERACTION / FORMS OF INTERACTION / QUALITY OF EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIAL PARTNERSHIP / TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS / SOCIAL WORKER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыскина Маргарита Алексеевна, Шрамко Нэлли Викторовна

В статье дается описание форм взаимодействия вуза c работодателями, основанного на установлении и развитии партнерских отношений по вопросам подготовки специалистов социальной сферы, взаимного обмена информацией об актуальных социальных проблемах, требующих комплексного подхода и привлечения дополнительных ресурсов гражданского общества, в том числе студенческой молодежи. Для решения обозначенных задач и обеспечения учреждений, реализующих социальную помощь и поддержку населению Свердловской области, квалифицированными специалистами по социальной работе было заключено долгосрочное стратегическое соглашение между УрГПУ и Министерством социальной политики. Наряду с традиционными формами взаимодействия, такими как организация практики студентов, актуальными становятся вопросы участия работодателей в разработке и реализации основной профессиональной образовательной программы, согласовании требований к качеству подготовки выпускников вуза в соответствии с образовательными и профессиональными стандартами, оптимизации практико-ориентированого обучения за счет включения студентов в социально значимую исследовательскую, проектную, волонтерскую деятельность. Реализация совместной деятельности вуза и работодателей, выступающих в качестве и заказчиков и экспертов образовательных услуг, способствует повышению качества подготовки будущих специалистов социальной работы, формирует профессиональную компетентность в соответствии с потребностями работодателя, повышает мобильность и конкурентоспособность таких работников. Авторы пришли к заключению, что отношения вуза с работодателями взаимовыгодны. С одной стороны, работодатели видят в вузе наиболее приспособленную структуру, объединяющую многочисленную организованную часть студенческой молодежи, через которую возможно эффективное решение их ведомственных задач. С другой стороны, вуз получает возможность привлекать для решения своих задач материальные, организационные и другие ресурсы ведомственных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зыскина Маргарита Алексеевна, Шрамко Нэлли Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between Higher School and Employers in Teaching Specialists of the Social Sphere

The article describes the forms of interaction between the university and employers, based on the establishment and development of partnership to teach specialists of the social sphere, to exchange information on urgent social problems requiring an integrated approach and attracting additional resources of civil society, including students. A long-term strategic agreement was concluded between the USPU and the Ministry of Social Policy to fulfill these tasks and provide institutions that give social assistance and support to the population of the Sverdlovsk region with qualified specialists in social work. Along with the traditional forms of interaction, such as students' practice, some other forms of cooperation become topical, among them: employers' participation in the development and implementation of Main Professional Educational Program, and agreement on the requirements for the quality of training of university graduates in accordance with educational and professional standards. Special role is given to practice-oriented training, which involves students in socio-significant research, project and volunteer activities. Implementation of the joint activity of the university and employers, acting as customers and experts in the market of educational services, contributes to improving the quality of training of future social work specialists, forms professional competence in accordance with the needs of the employer and increases mobility and competitiveness of the graduates. The research proved that cooperation of the university with employers is fruitful for both parties. On the one hand, employers see the university as the most appropriate structure, as it unites the students and gives employers a possibility to involve students in the necessary projects. On the other hand, university has the opportunity to involve material, organizational and other resources of departmental organizations.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие вуза с работодателями в процессе подготовки специалистов социальной сферы»

УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.1

ББК Ч448.44 ГСНТИ 14.01.11 Код ВАК 13.00.01

Зыскина Маргарита Алексеевна,

кандидат медицинских наук, доцент, кафедра технологий социальной работы, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

Шрамко Нэлли Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологий социальной работы, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА С РАБОТОДАТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вузы; работодатели; социальное взаимодействие; формы взаимодействия; качество высшего образования; профессиональные компетенции; социальное партнерство; подготовка специалистов; социальные работники.

АННОТАЦИЯ. В статье дается описание форм взаимодействия вуза c работодателями, основанного на установлении и развитии партнерских отношений по вопросам подготовки специалистов социальной сферы, взаимного обмена информацией об актуальных социальных проблемах, требующих комплексного подхода и привлечения дополнительных ресурсов гражданского общества, в том числе студенческой молодежи. Для решения обозначенных задач и обеспечения учреждений, реализующих социальную помощь и поддержку населению Свердловской области, квалифицированными специалистами по социальной работе было заключено долгосрочное стратегическое соглашение между УрГПУ и Министерством социальной политики. Наряду с традиционными формами взаимодействия, такими как организация практики студентов, актуальными становятся вопросы участия работодателей в разработке и реализации основной профессиональной образовательной программы, согласовании требований к качеству подготовки выпускников вуза в соответствии с образовательными и профессиональными стандартами, оптимизации практико-ориентированого обучения за счет включения студентов в социально значимую исследовательскую, проектную, волонтерскую деятельность. Реализация совместной деятельности вуза и работодателей, выступающих в качестве и заказчиков и экспертов образовательных услуг, способствует повышению качества подготовки будущих специалистов социальной работы, формирует профессиональную компетентность в соответствии с потребностями работодателя, повышает мобильность и конкурентоспособность таких работников. Авторы пришли к заключению, что отношения вуза с работодателями взаимовыгодны. С одной стороны, работодатели видят в вузе наиболее приспособленную структуру, объединяющую многочисленную организованную часть студенческой молодежи, через которую возможно эффективное решение их ведомственных задач. С другой стороны, вуз получает возможность привлекать для решения своих задач материальные, организационные и другие ресурсы ведомственных организаций.

Zyskina Margarita Alekseevna,

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Social Work Technology Department, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

Shramko Nelli Viktorvna,

Candidate of Pedagogy, .Associate Professor, Social Work Technology Department, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

INTERACTION BETWEEN HIGHER SCHOOL AND EMPLOYERS IN TEACHING SPECIALISTS OF THE SOCIAL SPHERE

KEYWORDS: higher school; university; employer; social interaction; forms of interaction; quality of education; professional competence; social partnership; training of future specialists; social worker.

ABSTRACT. The article describes the forms of interaction between the university and employers, based on the establishment and development of partnership to teach specialists of the social sphere, to exchange information on urgent social problems requiring an integrated approach and attracting additional resources of civil society, including students. A long-term strategic agreement was concluded between the USPU and the Ministry of Social Policy to fulfill these tasks and provide institutions that give social assistance and support to the population of the Sverdlovsk region with qualified specialists in social work. Along with the traditional forms of interaction, such as students' practice, some other forms of cooperation become topical, among them: employers' participation in the development and implementation of Main Professional Educational Program, and agreement on the requirements for the quality of training of university graduates in accordance with educational and professional standards. Special role is given to practice-oriented training, which involves students in socio-significant research, project and volunteer activities. Implementation of the joint activity of the university and employers, acting as customers and experts in the market of educational services, contributes to improving the quality of training of future social work specialists,

forms professional competence in accordance with the needs of the employer and increases mobility and competitiveness of the graduates. The research proved that cooperation of the university with employers is fruitful for both parties. On the one hand, employers see the university as the most appropriate structure, as it unites the students and gives employers a possibility to involve students in the necessary projects. On the other hand, university has the opportunity to involve material, organizational and other resources of departmental organizations.

Сегодня вузы, в том числе и ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», должны осуществлять свою деятельность на основе взаимодействия и сотрудничества со всеми общественными институтами региона. В государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2030 гг.» подчеркивается, что качество и гибкость образования могут достигаться только «при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся и работодателей. Поэтому приоритетом развития образования является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность» [3, с. 37].

Для высшего учебного заведения характерны внутренние и внешние стейкхол-деры [12]. К внешним относятся органы исполнительной власти субъекта РФ и муниципальные органы власти, учреждения социальной и образовательной сферы, выступающие работодателями и заказчиками выпускников, школьники, абитуриенты, их родители, общественные объединения и организации. К внутренним следует отнести обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и докторантуры, сотрудников университета, его руководство.

Исходя из своих функций вузы, в том числе и педагогические университеты, призваны решать следующие задачи развития региона:

• развитие человеческого капитала;

• развитие исследовательской деятельности по гуманитарным направлениям;

• решение задач формирования личности;

• участие в формировании региональной политики, прежде всего в социальной сфере;

• повышение благосостояния и качества жизни в регионе посредством социальных, волонтерских проектов, просветительской деятельности [14].

В данной статье рассмотрено взаимодействие вуза с работодателями. Это обусловлено еще одним важным обстоятельством. От выпускников вузов требуется не

знание готовых ответов, а умение анализировать проблемы и находить правильные решения в конкретных (часто нестандартных) ситуациях, что возможно только в практической деятельности. Выход из сложившейся ситуации - развитие взаимовыгодного партнерства с работодателем.

Партнерство в сфере профессионального образования рассматривается как один из аспектов социального партнерства. В литературе даются разные трактовки данного понятия [1; 4; 7; 8; 11]. Мы разделяем точку зрения И. В. Тесленко и М. А. Задориной, которые считают, что «социальное партнерство в профессиональном образовании -это взаимодействие предприятий (работодателей), общественных организаций, государственных органов власти (в сфере образования, труда и занятости), учреждений профессионального образования, профессионально-педагогического сообщества и граждан, которые намереваются получить, получают или уже получили профессиональное образование (обучающиеся образовательных учреждений, их родители, работники), действующих на основе консенсуса и взаимного учета интересов и потребностей в целях повышения эффективности профессионального образования и удовлетворения спроса на профессиональные компетенции рабочей силы на рынке труда» [6, с. 63]. В данной трактовке акцентируется, что этот процесс двусторонний, выгодный для обеих сторон.

Уральский государственный педагогический университет, Институт социального образования (ИСОбр), являющийся его структурным подразделением, на протяжении более 10 лет осуществляют взаимодействие с Министерством социальной политики Свердловской области на основе договора о сотрудничестве в рамках подготовки специалистов по социальной работе.

Основные формы взаимодействия:

• организация практики студентов в учреждениях социального обслуживания населения Свердловской области;

• участие в ярмарках вакансий;

• целевая подготовка бакалавров по заказу министерства;

• участие специалистов-практиков в учебном процессе (проведение семинаров, мастер-классов);

• участие работодателей в итоговой

© Зыскина М. А., Шрамко Н. В., 2017

оценке качества выпускников;

• реализация совместных проектов в рамках ВКР и публикация результатов исследования;

• участие студентов-волонтеров в домашнем визитировании семей, воспитывающих детей-инвалидов, являющихся получателями социальных услуг ГАУ СОН Свердловской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Талисман» города Екатеринбурга»;

• проведение курсов повышения квалификации и переподготовка специалистов учреждений социального обслуживания г. Екатеринбурга и Свердловской области.

При разработке вузовских основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по направлению подготовки «Социальная работа» привлечение работодателей позволяет оперативно учитывать изменения в технологиях социального обслуживания населения в регионе, соотнести профессиональные стандарты и стандарты высшего образования. На наш взгляд, перспективным является определение профилей ОПОП с учетом требований регионального рынка труда, вида профессиональной деятельности. Таким образом, взаимодействие с работодателями в данном направлении предполагает следующее:

• определение социального заказа и требований работодателей к выпускникам соответствующего профиля подготовки;

• формулировку миссии (цели) ОПОП и результатов обучения по ней - к каким видам профессиональной деятельности и к решению каких профессиональных задач будет подготовлен выпускник, какие профессиональные действия и на каком уровне он будет способен совершать;

• формулировку компетенций, которые должны быть сформированы у студента (в том числе профильных, отражающих региональную специфику и дополняющих ФГОС).

Наиболее традиционным способом взаимодействия вуза и работодателей является студенческая практика, в процессе прохождения которой обучающиеся знакомятся с реальным процессом социальной работы с различными категориями населения, организацией и культурой труда, документацией учреждения. Во время прохождения практики студент может присмотреться к условиям работы и на деле проверить свои способности. Работодатель, присматриваясь к будущему специалисту, решает, подходит ли ему этот студент. Выгодна практика и для вуза, поскольку восполняет пробел в практических занятиях студентов.

В основе организации практики студентов Института социального образования лежат следующие принципы:

• интегративность и комплексность построения практики, мультидисциплинар-ный характер ее содержания, объединение знаний различных учебных дисциплин для выполнения индивидуальных заданий практики;

• поэтапность и концентричность -усложнение, преемственность задач различных видов практики, расширение социальных ролей, видов деятельности и степени самостоятельности практиканта. Студентам на начальном этапе предлагаются задания для пошаговой отработки отдельных умений и навыков, в то время как на завершающем этапе старшекурсники-стажеры ведут целостную социальную работу с клиентом, которая органично включает в себя ранее сформированные умения и навыки;

• принцип свободы выбора, т. е. учет интересов и потребностей студента, свободный выбор места прохождения практики, сочетание обязательного и вариативного характера содержания заданий;

• принцип сотрудничества - создание таких условий, при которых отношения между студентом и руководителем практики строятся на приоритете доверия и партнерства, студент выступает не в роли пассивного объекта обучения, а сознает себя самостоятельным субъектом профессиональной деятельности.

• перспективность - знакомство со сферами социальной деятельности с учетом ее перспективного развития.

Совместно с Министерством были определены возможные направления деятельности студентов-практикантов, которые бы отвечали задачам производственной практики студентов, сформулированы более 20 тем для прикладных исследований. Базами практики выступили 17 учреждений, осуществляющих социальное обслуживание населения Свердловской области, имеющих достаточный ресурсный потенциал (методологический, кадровый, материально-технический). Это комплексные центры и отделения социального обслуживания города Екатеринбурга и области -Красноуфимска, Туринска, Камышлова, Каменска-Уральска, Невьянска и др., а также Областной центр реабилитации инвалидов, Дом ночного пребывания.

В ходе практики последовательно реализуются три этапа: подготовительный, де-ятельностный и итогово-аналитический.

На первом этапе составляется список учреждений - баз практики, представляется список примерных тем исследований. Сотрудники ИСОбр корректируют цели и зада-

чи практики, подбирают контингент практикантов с учетом соответствия профессиональных интересов студентов предложенным базам практики, а также способностей студентов к научно-исследовательской деятельности. Преподавателями разработаны методические рекомендации по практике, оказывается помощь студентам в разработке диагностического инструментария.

На втором этапе практики студенты осуществляют деятельность в соответствии с основными задачами баз практики (социальный патронаж, формирование баз данных на бумажных и электронных носителях, консультирование граждан по организационным и правовым вопросам, подготовка и проведение досуговых мероприятий). Особое направление работы студентов-практикантов в учреждениях Министерства социальной защиты населениия Свердловской области заключается в проведении прикладных социологических исследований (за последние два года, например, оценена потребность в различных социальных услугах, проведен хронометраж отдельных видов услуг, оценены новые формы социального обслуживания и др.).

На третьем этапе обобщаются и оформляются результаты исследования, готовятся презентации и тезисы выступлений. Проводится итоговая конференция, в ходе которой студенты представляют результаты своих исследований, руководители практики от учреждений озвучивают отзывы на работу студентов-практикантов.

Анализ результатов практической деятельности студентов свидетельствует о несомненных достоинствах трехстороннего сотрудничества:

• отмечен высокий уровень заинтересованности студентов при проведении социологических исследований;

• расширен перечень функциональных обязанностей, выполняемых студентами-практикантами в социальных учреждениях;

• в значительной мере учтены интересы всех субъектов - руководителей практики;

• результаты проведенных социологических исследований стали основой подготовки выпускных квалификационных работ.

В нашей стране только начинается становление института волонтерства, для внедрения волонтерского движения в нашу жизнь, отработки форм организации работы с волонтерами используют такой ресурс нашего общества, как студенчество.

В Институте социального образования Уральского государственного педагогического университета волонтерская деятельность осуществляется уже более 12 лет. Мы сотрудничаем с ГАУ СОН Свердловской области «Реабилитационный центр для детей

и подростков с ограниченными возможностями «Талисман» города Екатеринбурга». Данное учреждение в основном оказывает социальные услуги детям с ДЦП и их семьям. Целью деятельности данного центра является оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, проживающим в семье, квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду, что согласуется с концепцией нормализации.

Достаточно длительный опыт деятельности волонтеров - домашних визитеров дает право обобщить и осмыслить накопленный опыт [9; 13].

В качестве домашних визитеров выступают студенты Института социального образования, обучающиеся по направлениям подготовки «Социальная работа», «Психолого-педагогическое образование», поскольку это в полной мере способствует формированию компетенций, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Следует перечислить некоторые из таких компетенций, указанных в ФГОС ВПО по направлению подготовки «Социальная работа, квалификация (степень) «бакалавр»»:

• осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

• быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента.

ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование, квалификация (степень) «бакалавр»» включает следующие компетенции:

• способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;

• готов организовывать различные виды деятельности - игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;

• способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;

• способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учи-

тывая особенности социокультурной ситуации развития;

• способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями.

Для подготовки студентов к этому виду деятельности и формирования у них правильного восприятия ситуации инвалидности и инвалидизации на 1 году обучения реализуется спецкурс «Основы волонтерской деятельности», рассчитанный на 30 аудиторных часов (из них 10 часов - лекции, 20 часов - практические занятия). Программа курса разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Выделяется одно из актуальных направлений добровольческой работы: социально-педагогическая поддержка детей-инвалидов с ДЦП, воспитывающихся в семьях. Немаловажным условием является стимулирование первоначального интереса студентов к проблемам социальной сферы.

Затем организуются встречи волонтеров со специалистами центра «Талисман». Студенты получают информацию о составе, социальном статусе семьи, ее ожиданиях и потребностях, заочно «знакомятся» с ребенком - его возрастом, степенью нарушения развития.

В начале работы и студенты, и сами родители высказывали опасения по поводу вхождения студента-волонтера в семью, но, узнав друг друга ближе, увидев реальные результаты взаимодействия, и родители, и волонтеры стали больше доверять друг другу, снизился уровень тревожности. При этом основными принципами работы волонтеров являются уважение к культуре данной семьи и соблюдение прав ребенка. Формы работы самые разные:

• общение с детьми в домашних условиях;

• проведение развивающих игр и занятий;

• помощь родителям в организации прогулок с ребенком;

• участие в культурно-досуговых мероприятиях.

Студенты в соответствии с возрастом и развитием детей разрабатывают сценарий праздника (Новый год, день рождения, 1 сентября, 8 Марта и др.), проводят различные конкурсы, поют песни. Дети вместе с

волонтерами посещают театры Екатеринбурга, фестивали и праздничные программы. Некоторые студенты посещают семьи не один год.

В конце каждого учебного года выявляется степень удовлетворенности родителей, специалистов центра, студентов-волонтеров. Почти 90 % родителей полностью удовлетворены взаимодействием. Отмечается положительная динамика в поведении детей после посещения волонтеров: дети стали больше общаться, появился интерес к новым видам деятельности. Положительно оценивают деятельность студентов и специалисты, с которыми сотрудничали студенты и семьи. Студенты же отмечают, что волонтерская деятельность способствует личностному росту, развитию профессиональной компетентности и общественной активности, которые им пригодятся в профессиональной деятельности и в жизни.

Таким образом, мы убеждены, что волонтерская деятельность, в том числе и домашнее визитирование, способствует приобретению и развитию у будущих бакалавров, обучающихся по направлениям «Социальная работа» и «Психолого-педагогическое образование», общекультурных и профессионал ь-ных компетенций и, что, на наш взгляд, еще очень важно, помогает в окончательном профессиональном самоопределении.

Еще одной формой эффективного взаимодействия вуза, работодателя и выпускника выступает целевое обучение, в основе которого лежит трехсторонний договор «вуз - студент - учреждение». В рамках данного договора работодатель создает условия для практической подготовки студента, предоставляя места практики. Студент понимает, что по окончании вуза у него будет не только достаточный уровень теоретических знаний, но и практический опыт работы в конкретном учреждении, а также место трудоустройства. Такой договор позволяет каждой из сторон осознать свои права и ответственность. Это значительно влияет и на качество учебного процесса.

Таким образом, развитие взаимодействия вуза с работодателями позволяет модернизировать учебный процесс с учетом требований, предъявляемых к специалистам социальной сферы, повысить качество самого процесса образования. Это и важный фактор развития самого вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беликов В. А., Гришин А. В., Махновский С. А. Социальное партнерство в системе начального и среднего профессионального образования // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2010. - № 36 (212). - С. 114-117.

2. Биктуганов Ю. И. Модернизация системы образования Свердловской области в контексте реализации стратегии социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 4. - С. 69-74.

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/3409 (дата обращения: 03.04.2017).

4. Дегтерев В. А. Волонтерская практика студентов и развитие компетенций // Символ науки. -2015. - № 7. - С. 128-132.

5. Дружинина Е. Н. Система взаимодействия вуза и работодателя по содействию адаптации выпускников педагогического вуза к рынку труда // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 6. -С. 43-50.

6. Задорина М. А., Тесленко И. В. Изучение социального партнерства в профессиональном образовании на региональном уровне (по материалам исследования в Свердловской области) // Мониторинг общественного мнения. - 2013. - № 5 (117). - С. 67-70.

7. Каплан Д. А., Куневич Я. Ю., Шевченко Д. А. Современная организация взаимодействия вуза и работодателей // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2012. - № 1 (1). - С. 13-17.

8. Королева В. В., Седунова С. Ю. Модели сотрудничества вуза и работодателей // Вестник Псковского гос. ун-та. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. - 2009. - Вып. 9. -С. 154-158.

9. Методические и нормативно-правовые материалы по организации работы волонтеров : учеб. пособие / М. А. Зыскина, Е. А. Романова. - Екатеринбург : УМЦ УПИ, 2011. - 120 с.

10. Молчанов А. А. Социальное партнерство - один из механизмов совершенствования социально-инновационной деятельности вуза /А. А. Молчанов, М. С. Чванова, М. В. Храмова // Образовательные технологии и общество. - 2012. - Т. 15. - № 2. - С. 581-601.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Олейникова О. Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании. - М. : Центр изучения проблем профессионального образования, 2005. - 83 с.

12. Патрахин А. И. Стейкхолдер-менеджмент современной образовательной организации // Молодой ученый. - 2016. - № 22. - С. 184-186.

13. Подготовка волонтеров к работе с инвалидами : учеб.-метод. пособие / М. А. Зыскина, Е. А. Романова. - Екатеринбург : УМЦ УПИ, 2011. - 98 с.

14. Саввинов В. М., Стрекаловская В. Н. Учет интересов стейкхолдеров в управлении развитием образования / / Вестник международных организаций. - 2013. - № 1 (40). - С. 87-99.

15. Сулаева Е. П. Социальное партнерство между образовательным учреждением и производством как условие формирования предпринимательской компетентности студентов техникума // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - Т. 8. - № 4. - С. 75-80.

REFERENCES

1. Belikov V. A., Grishin A. V., Makhnovskiy S. A. Sotsial'noe partnerstvo v sisteme nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gos. un-ta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. - 2010. - № 36 (212). - S. 114-117.

2. Biktuganov Yu. I. Modernizatsiya sistemy obrazovaniya Sverdlovskoy oblasti v kontekste realizatsii strate-gii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona na srednesrochnuyu perspektivu // Pedagogicheskoe obra-zovanie i nauka. - 2013. - № 4. - S. 69-74.

3. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody [El-ektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: minobrnauki.rf/dokumenty/3409 (data obrashcheniya: 03.04.2017).

4. Degterev V. A. Volonterskaya praktika studentov i razvitie kompetentsiy // Simvol nauki. - 2015. -№ 7. - S. 128-132.

5. Druzhinina E. N. Sistema vzaimodeystviya vuza i rabotodatelya po sodeystviyu adaptatsii vypusknikov pedagogicheskogo vuza k rynku truda // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 6. - S. 43-50.

6. Zadorina M. A., Teslenko I. V. Izuchenie sotsial'nogo partnerstva v professional'nom obrazovanii na re-gional'nom urovne (po materialam issledovaniya v Sverdlovskoy oblasti) / / Monitoring obshchestvennogo mneni-ya. - 2013. - № 5 (117). - S. 67-70.

7. Kaplan D. A., Kunevich Ya. Yu., Shevchenko D. A. Sovremennaya organizatsiya vzaimodeystviya vuza i ra-botodateley // Chelovecheskiy kapital i professional'noe obrazovanie. - 2012. - № 1 (1). - S. 13-17.

8. Koroleva V. V., Sedunova S. Yu. Modeli sotrudnichestva vuza i rabotodateley // Vestnik Pskovskogo gos. un-ta. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnye i psikhologo-pedagogicheskie nauki. - 2009. - Vyp. 9. - S. 154-158.

9. Metodicheskie i normativno-pravovye materialy po organizatsii raboty volonterov : ucheb. posobie / M. A. Zyskina, E. A. Romanova. - Ekaterinburg : UMTs UPI, 2011. - 120 s.

10. Molchanov A. A. Sotsial'noe partnerstvo - odin iz mekhanizmov sovershenstvovaniya sotsial'no-innovatsionnoy deyatel'nosti vuza /A. A. Molchanov, M. S. Chvanova, M. V. Khramova // Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo. - 2012. - T. 15. - № 2. - S. 581-601.

11. Oleynikova O. N. Sotsial'noe partnerstvo v professional'nom obrazovanii. - M. : Tsentr izucheniya problem professional'nogo obrazovaniya, 2005. - 83 s.

12. Patrakhin A. I. Steykkholder-menedzhment sovremennoy obrazovatel'noy organizatsii // Molodoy uchenyy. - 2016. - № 22. - S. 184-186.

13. Podgotovka volonterov k rabote s invalidami : ucheb.-metod. posobie / M. A. Zyskina, E. A. Romanova. -Ekaterinburg : UMTs UPI, 2011. - 98 s.

14. Savvinov V. M., Strekalovskaya V. N. Uchet interesov steykkholderov v upravlenii razvitiem obra-zovaniya // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy. - 2013. - № 1 (40). - S. 87-99.

15. Sulaeva E. P. Sotsial'noe partnerstvo mezhdu obrazovatel'nym uchrezhdeniem i proizvodstvom kak uslovie formirovaniya predprinimatel'skoy kompetentnosti studentov tekhnikuma // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. - 2011. - T. 8. - № 4. - S. 75-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.