Научная статья на тему 'В. Взаимодействие вузов культуры и искусств с профессиональным сообществом в условиях новых социально-культурных реалий'

В. Взаимодействие вузов культуры и искусств с профессиональным сообществом в условиях новых социально-культурных реалий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / COLLEGE OF CULTURE AND ARTS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL POLICY / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Викторовна

В статье рассматривается стратегия подготовки специалистов в вузах культуры и искусств, с учётом новых социально-культурных и экономических реалий развития российского образования, демографической ситуации в регионах России, требований рынка труда и занятости. Новые формы взаимодействия вузов культуры и искусств России с профессиональным сообществом требуют проведения независимой оценки качества образования. Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, признание того, что подготовка специалиста отвечает требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Наибольшей значимостью обладает критерий востребованности выпускников вузов на федеральном и региональном рынках труда. Наибольшее значение при оценке «гарантий качества образования» придаётся компетентностной модели выпускника, её корреляции с запросами рынка труда, формированию системно-стратегического мышления выпускников, их предпринимательских способностей, механизму привлечения работодателей к анализу и проектированию содержания программ. Таким образом, в условиях новых социально-культурных реалий вузов культуры и искусств России система информационно-библиотечного образования должна вновь выступить лидером их развития, своим опытом, научным и педагогическим творчеством, отказом от стратегии «догоняющей модернизации» подтвердить статус проводника новых идей, новых форм социально-культурного взаимодействия. Вузы культуры и искусств должны стать не только лидерами в образовании, но и лидерами современной культуры, поддержать тренд к конвергенции социально-культурной, культурно-досуговой и библиотечной деятельности в культурном и гуманитарном просвещении в информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS WITH THE PROFESSIONAL COMMUNITY IN THE FACE OF NEW SOCIAL AND CULTURAL REALITIES

The article discusses the strategy of training of specialists in higher educational institutions of culture and arts, taking into account the new social and cultural and economic realities of the development of Russian education, the demographic situation in the Russian regions, the requirements of the labour market and employment. New forms of interaction between universities of culture and arts of Russia with the professional community connected with the conduct of an independent evaluation of the quality of education. Professional and public accreditation of professional education programs is a recognition of the quality and level of preparation of graduates who have mastered this educational program in a specific organization engaged in educational activities that meet the requirements of professional standards, the requirements of the labour market for specialists, workers and other employees of the corresponding profile. The most significant is the criterion of the demand for graduates at the Federal and regional labour markets. Critical to the assessment of the “quality education” is given the competence model of the graduate, its correlation with labour market needs, systemic and strategic thinking graduates, the formation of their entrepreneurial skills, the mechanism of attracting employers to the analysis and design of program content. Thus, in the conditions of new social and cultural realities of the universities of culture and arts of Russia, the system of information and library education should once again be the leader of their development, their experience, their scientific and pedagogical work, the abandonment of the strategy of “catch-up modernization”, become a conductor of new ideas, new forms of social and cultural interaction. And not only a leader in education, but also the leader of modern culture, demonstrating a trend towards the convergence of social and cultural, cultural, recreational and library activities in the cultural and humanitarian education in the information society.

Текст научной работы на тему «В. Взаимодействие вузов культуры и искусств с профессиональным сообществом в условиях новых социально-культурных реалий»

Взаимодействие вузов культуры и искусств с профессиональным сообществом в условиях новых социально-культурных реалий

удк 378.1

Т. В. Кузнецова

Московский государственный институт культуры

Б статье рассматривается стратегия подготовки специалистов в вузах культуры и искусств, с учётом новых социально-культурных и экономических реалий развития российского образования, демографической ситуации в регионах россии, требований рынка труда и занятости. новые формы взаимодействия вузов культуры и искусств россии с профессиональным сообществом требуют проведения независимой оценки качества образования. Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, признание того, что подготовка специалиста отвечает требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. наибольшей значимостью обладает критерий востребованности выпускников вузов на федеральном и региональном рынках труда. наибольшее значение при оценке «гарантий качества образования» придаётся компетентностной модели выпускника, её корреляции с запросами рынка труда, формированию системно-стратегического мышления выпускников, их предпринимательских способностей, механизму привлечения работодателей к анализу и проектированию содержания программ. таким образом, в условиях новых социально-культурных реалий вузов культуры и искусств россии система информационно-библиотечного образования должна вновь выступить лидером их развития, своим опытом, научным и педагогическим творчеством, отказом от стратегии «догоняющей модернизации» подтвердить статус проводника новых идей, новых форм социально-культурного взаимодействия. вузы культуры и искусств должны стать не только лидерами в образовании, но и лидерами современной культуры, поддержать тренд к конвергенции социально-культурной, культурно-досуго-вой и библиотечной деятельности в культурном и гуманитарном просвещении в информационном обществе.

Ключевые слова: образование, культура, вузы культуры и искусств, государственная культурная политика, качество образования.

КУЗНЕЦОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА — доктор педагогических наук, профессор, и.о. ректора Московского государственного института культуры, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

KUZNETSÜVA TAT'YANA VIKTOROVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, the acting rector of Moscow State Institute of Culture, Honored worker of higher professional education of the Russian Federation

e-mail: [email protected] © Кузнецова Т. В., 2015

T. V. Kuznetsova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

INTERACTION OF UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS WITH THE PROFESSIONAL COMMUNITY IN THE FACE OF NEW SOCIAL AND CULTURAL REALITIES

The article discusses the strategy of training of specialists in higher educational institutions of culture and arts, taking into account the new social and cultural and economic realities of the development of Russian education, the demographic situation in the Russian regions, the requirements of the labour market and employment. New forms of interaction between universities of culture and arts of Russia with the professional community connected with the conduct of an independent evaluation of the quality of education. Professional and public accreditation of professional education programs is a recognition of the quality and level of preparation of graduates who have mastered this educational program in a specific organization engaged in educational activities that meet the requirements of professional standards, the requirements of the labour market for specialists, workers and other employees of the corresponding profile. The most significant is the criterion of the demand for graduates at the Federal and regional labour markets. Critical to the assessment of the "quality education" is given the competence model of the graduate, its correlation with labour market needs, systemic and strategic thinking graduates, the formation of their entrepreneurial skills, the mechanism of attracting employers to the analysis and design of program content. Thus, in the conditions of new social and cultural realities of the universities of culture and arts of Russia, the system of information and library education should once again be the leader of their development, their experience, their scientific and pedagogical work, the abandonment of the strategy of "catch-up modernization", become a conductor of new ideas, new forms of social and cultural interaction. And not only a leader in education, but also the leader of modern culture, demonstrating a trend towards the convergence of social and cultural, cultural, recreational and library activities in the cultural and humanitarian education in the information society.

Keywords: education, culture, college of culture and arts, cultural policy, the quality of education.

В условиях диверсификации образования, расширения академических свобод, вариативности и альтернативности образования изменяется стратегия подготовки специалистов в вузах культуры и искусств. Она строится в настоящее время с учётом новых социально-культурных и экономических реалий развития российского образования, демографической ситуации в регионах России, требований рынка труда и занятости. Высшее руководство страны и профессиональное сообщество россии требует сегодня от вузов не только подготовки высококвалифицированного специалиста со сложившимся гуманистическим мировоззрением и развитым чувством социальной ответственности, но и активизации их взаимодействия с профессиональным сообществом.

Новые социально-культурные реалии развития высшего образования в россии вообще и в сфере культуры и искусств, в частности, обусловлены идеями и практическими решениями, вытекающими из процесса разработки и общественного обсуждения «Основ государственной культурной политики». Создание их было приурочено к проведению в 2014 году Года культуры в Российской федерации, с тем чтобы стать стратегическим этапом нового видения и понимания качества российского образования. Как следует из опубликованного для общественного обсуждения проекта указанных выше Основ, государственная культурная политика основывается на признании огромного воспитательного и просветительского потенциала культуры и необхо-

димости его максимального использования в процессе формирования личности.

реализация государственной культурной политики предполагает решение комплекса стратегических задач, часть из которых в сегодняшней практике государственного управления с культурой не связана или связана косвенно, но при этом все они имеют исключительное значение для общественного и культурного развития страны. Это:

• сохранение наследия русской культуры и культур всех народов россии как универсальной ценности, определяющей самобытность и жизнеспособность российского народа;

• развитие и защита русского языка — государственного языка российской федерации и языка межнационального общения, — как основы гражданского и культурного единства российской федерации;

• поддержка отечественной литературы, возрождение интереса к чтению, создание условий для развития книгоиздания, обеспечение доступа граждан к произведениям русской классической и современной литературы, произведениям литературы на языках народов россии;

• поддержка и развитие благоприятной для становления личности информационной среды;

• широкое привлечение детей и молодёжи к участию в познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях, объединениях, коллективах;

• развитие русской культуры и национальных культур народов россии, создание условий для профессиональной творческой деятельности, для творческой самодеятельности граждан, сохранение, создание и развитие необходимой для этого инфраструктуры;

• поддержка существующих и вновь создаваемых институтов и общественных инициатив, связанных с различными видами культурной деятельности;

• практическое обеспечение равных прав граждан на доступ к культурным ценностям, на свободное творчество, занятие культурной деятельностью, на пользование учреждения-

ми и благами культуры;

• создание условий для формирования эстетически ценной архитектурной и иной предметной среды;

• поддержка научных исследований в сфере искусства и культуры;

• развитие образования в сфере искусства и культуры.

Всё здесь сформулированное имеет прямое или косвенное отношение к проблемам взаимодействия вузов культуры и искусств России с профессиональным сообществом в условиях новых социально-культурных реалий.

Стремительно растущая конкуренция среди вузов за одарённых и мотивированных студентов, новые формы электронных образовательных технологий открывают широкие возможности для людей с ограниченными возможностями, обостряют борьбу вузов за одарённых и мотивированных студентов, постоянно повышают требования к качеству образования, ставя, таким образом, все новые и новые задачи перед университетами. При этом успешность решения их в россии нет так очевидна из-за слабого внимания к данным вопросам.

Как интегрировать новейшие технологии в систему российского образования? Что такое «большие данные», «аллея стартапов», экспертные оценки своих идей и «хакатон» для образовательных проектов? Как они помогут современным студентам? Заменит ли онлайн-обучение традиционные вузы?

Все эти вопросы обсуждали на конференции "EdCrunch", организованной НИТУ «МИСиС», центром технологического предпринимательства "Digital October" и интернет-журналом о новых образовательных технологиях "Edutainme.ru" при поддержке Министерства образования и науки Российской федерации. Особое значение этим вопросам придал на конференции заместитель министра науки и образования Российской федерации Александр Климов, который озвучил основные задачи онлайн-обучения. К ним он отнёс:

• вариативность образовательных программ

с учётом индивидуальных потребностей студентов;

• сочетание образовательной и профессиональной деятельности;

• возможность получать дополнительные профессиональные знания по выбранной профессии;

• возможность вовлечь большее количество людей в образовательный процесс.

В контексте указанных выше задач государственной культурной политики России и современных проблем развития онлайн-обу-чения в вузах обратимся к федеральному закону (ФЗ) «Об образовании в Российской федерации», в котором новые формы взаимодействия вузов культуры и искусств России с профессиональным сообществом связывают с проведением независимой оценки качества образования, то есть независимой оценки качества подготовки обучающихся и независимой оценки качества образовательной деятельности организаций. Эта оценка осуществляется в виде общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и в виде профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Учитывая тот факт, что на основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ, остановимся подробнее на этих вопросах.

Эта аккредитация профессиональных образовательных программ подразумевает признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, признание того, что подготовка специалиста отвечает требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. К тому же значимость подобных аккредитаций возрастает в связи с участием в них работодате-

лей, их объединений, а также уполномоченных ими организаций.

К настоящему времени накоплен определённый опыт в проведении таких аккредитаций в вузах России, включая отдельные вузы культуры и искусств. Поэтому попытаемся выявить как позитивные результаты аккредитации профессиональных образовательных программ, так и проблемы, возникающие в процессе их проведения.

Практически сегодня применяются критерии и показатели аккредитации, разработанные в 2013 году Агентством по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК). В типологическом отношении перечень этих критериев и показателей разделён на две неравные части по оценки (1) качества образования и (2) гарантий качества образования. Если оценивать этот перечень с методологической точки зрения, то необходимо подчеркнуть следующее. Во-первых, в количественном отношении он излишне перегружен и потому, в случае его использования в полном объёме, требует от экспертов АККОРК и вузов огромных трудовых затрат в процессе проведения независимой оценки качества и гарантий качества образования по тому или иному направлению подготовки специалистов. Так, если первая часть оценки (качество образования) представлено всего лишь 3 критериями и 14 показателями, то вторая часть (гарантии качества образования) насчитывает уже 12 критериев и целых 203 показателя!

Поскольку из названий критериев оценки основных образовательных программ видны новые направления и предметы взаимодействия вузов России, в том числе вузов культуры и искусств, с профессиональным сообществом, постольку требуется их все, как минимум, хотя бы перечислить. Что касается перечня показателей, то укажем только их количество, которое характеризует эти критерии и, в некотором отношении, их весовую (количественную) категорию при сравнении друг с другом. Итак, к числу критериев оценки качества образования от-

носятся: (1.1) востребованность выпускников вузов на федеральном и региональном рынках труда (8 показателей); (1.2) уровень сформированности итоговых компетенций выпускника (4 показателя); (1.3) удовлетворённость его результатами обучения (2 показателя).

Соответственно, к числу критериев оценки гарантий качества образования относятся: (2.1) стратегия, цели и менеджмент программы (13 показателей); (2.2) структура и содержание программы (38 показателей); (2.3) учебно-методические материалы (24 показателя); (2.4) технологии и методики образовательной деятельности (9 показателей); (2.5) профессорско-преподавательский состав (30 показателей); (2.6) материально-технические и финансовые ресурсы программы (16 показателей); (2.7) информационные ресурсы (9 показателей); (2.8) научно-исследовательская деятельность (14 показателей); (2.9) участие работодателей в реализации программы (9 показателей); (2.10) участие студентов в определении содержания программы (11 показателей); (2.11) студенческие сервисы (22 показателя); (2.12) профориентация и подготовка абитуриентов (8 показателей).

В связи с этим можно утверждать следующее о рангах критериев оценки качества образования. наибольшей значимостью (по числу показателей) обладает критерий (1.1) — востребованность выпускников вузов на федеральном и региональном рынках труда. Наименьшая значимость принадлежит критерию (1.3) — удовлетворённость результатами обучения. Это означает, что по замыслу аналитического вопросника АККОРТ наиболее значимым вопросом взаимодействия вузов России с профессиональным сообществом считается сегодня проблема трудоустройства выпускников по специальности, налаживания прямых контактов выпускников с их будущими работодателями. Однако удовлетворённость результатами обучения работодателей и выпускников программы имеет здесь меньшее значение.

Среди критериев оценки гарантий каче-

ства образования высший ранг значимости (по числу показателей) принадлежит критерию (2.2) — структура и содержание программы подготовки специалистов, а низший ранг критерию (2.12) — профориентация и подготовка абитуриентов. Отсюда следует, что наибольшее значение при оценке гарантий качества образования придаётся компетент-ностной модели выпускника, её корреляции с запросами рынка труда, системно-стратегическому мышлению выпускников, формированию их предпринимательских способностей, механизму привлечения работодателей к анализу и проектированию содержания программ. Вместе с тем значимость организации профориентации и подготовки потенциальных абитуриентов вузов, включая систему непрерывного образования «школа — колледж — вуз», здесь несколько занижена.

Таким образом, далее на основе подобных «количественных» оценок качества образования и гарантий качества образования можно достаточно хорошо увидеть приоритеты взаимодействия вузов культуры и искусств в условиях новых социально-культурных реалий развития России в XXI веке. Разумеется, такие количественные оценки не стоит излишне переоценивать, поскольку духовно-культурные составляющие в критериях и показателях качества образования и гарантий качества образования практически не представлены.

Отталкиваясь от краткого экскурса в методологическое содержание аналитического вопросника АККОРК, характеризующее взаимодействие вузов с профессиональным сообществом в условиях новых социально-культурных реалий, проанализируем практические результаты независимой оценки качества основных образовательных программ на примере двух программ. Одна из них — программа «Нефтегазовое дело», разработанная в ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», а другая программа, разработанная в Московском государственном университете культуры и искусств, — «Экономика», связанная с про-

филем «Экономика предприятий и организаций». сравним рекомендации экспертов аккорк по этим программам.

в отчёте о результатах независимой оценки качества программы тюменского университета указано, что качество результатов обучения студентов по программе оценивается как приемлемый уровень. однако при этом отмечается низкий уровень общекультурных компетенций, что хорошо согласуется с нашими предположениями о недостаточном учёте духовно-культурных составляющих в критериях и показателях качества образования и гарантий качества образования. отсюда эксперты делают вывод, что необходимо уделить большее внимание содержанию и организации проведения занятий гуманитарного и социально-экономического цикла, более активно применять интерактивные формы обучения именно по этому циклу, что позволит обучающимся быть вовлечёнными в работу на каждом занятии и быть оценёнными не только профессорско-преподавательским составом, но и самими студентами.

Иа фоне высокого уровня гарантий качества образования в части стратегии, целей и менеджмента программы и её структуры эксперты отмечают недостатки во внедрении современных технологий и методов обучения в учебный процесс. несмотря на указание в рабочих программах дисциплин большого количества интерактивных форм обучения, при реальном посещении занятий широкая реализация этих методов не подтвердилась. кроме того, работодатели отметили, что у выпускников недостаточно сформированы следующие компетенции: умение работать с информацией, владение иностранным языком и владение программным обеспечением. Это лишний раз подтверждает недостаточную налаженность взаимодействий вуза с потенциальными работодателями его выпускников.

среди рекомендаций экспертов аккорк для тюменского университета заслуживают внимания те из них, в которых говорится об учёте результатов анкетирования студентов при разработке и актуализации учебно-ме-

тодических материалов, но оперативном отсутствии доведения их до сведения студентов. Поэтому необходимо предавать гласности результаты анкетирования, делать их доступными, как вариант — используя при этом возможности системы "Educon". к тому же эксперты добавляют, что требуется увеличить количество мастер-классов, тренингов, а также более активно привлекать работодателей к организации учебного процесса и его формированию. Это позволит работодателям убедиться в высокой подготовленности студентов и компетентности выпускников — бакалавров.

При совместной оценке рассмотренных программ выявляется одна общая проблема, связанная с полным отсутствием в отчёте тюменского университета и плане нашего университета раздела о «качестве образования». в результате этого из них выпали такие значимые вопросы взаимодействия вузов с профессиональным сообществом, как определение потребностей федерального, регионального и местного рынков труда в выпускниках данных направлений подготовки. вместе с этим отсутствуют оценки уровня итоговых компетенций выпускников вузов и степени удовлетворённости результатами обучения как со стороны работодателей, так и со стороны выпускников. всё это говорит о необходимости переосмысления данных проблем в условиях новых социально-культурных реалий развития россии в XXI веке.

обозначим новые требования, которые предъявляет российское государство к системе образования в сфере культуры и искусств россии в контексте разработки «основ государственной культурной политики». они связываются в проекте основ с 250-летней историей отечественного образования в сфере культуры и искусств россии. в советское время подготовка творческих кадров была построена на непрерывности профессионального образования с возраста 5—6 лет до завершения всех стадий высшего образования. доступность и массовость обучения в детских музыкальных и художественных школах, хо-

реографических кружках и студиях позволяли выявлять одарённых детей и обеспечивать их дальнейшее профессиональное образование независимо от социального положения и места жительства. Для получения тех творческих профессий, обучение которым начинается в старшем возрасте (вокал, режиссура, композиторское, дирижёрское искусство и т.п.), была возможность бесплатно получить второе высшее образование. Высокий социальный статус представителей творческих профессий, неизменное внимание к ним государства обуславливали значительный спрос на эти виды деятельности. Разрушение этой системы неизбежно привело к сокращению воспроизводства профессиональных творческих кадров и, как следствие, к снижению общего уровня российского профессионального искусства.

Распространение на систему подготовки творческих кадров норм и правил общего образования лишает возможности реализовать себя в профессиональном творчестве большинство российских детей и молодых людей, не проживающих в культурных столицах страны. Поэтому задачей государственной культурной политики должно стать восстановление доказавшей свою эффективность системы ранней подготовки профессиональных творческих кадров. В тех случаях, когда эта задача вступает в противоречие с требованиями системы общего образования, корректировать необходимо именно правила организации общего образования применительно к этой сфере образовательной деятельности.

Для обучения одарённых детей должны создаваться все необходимые условия, включая организацию интернатов для иногородних учащихся и обеспечение качественными музыкальными инструментами на всем протяжении обучения и первых лет профессиональной карьеры, материалами для художественного творчества и т.д. Для начинающих свой творческий путь режиссёров, писателей, композиторов должна быть создана возможность реализации их дебютных проектов. В частно-

сти, надо найти решение для увеличения объёмов телевизионного эфира, отданного государственными телеканалами для представления лучших образцов современного отечественного профессионального искусства.

Необходимо решить вопрос о возможности получения творческой профессии как второго высшего профессионального образования — если не бесплатно, то за счёт выделения образовательных кредитов.

Государственная культурная политика должна решить и задачу подготовки высокопрофессиональных кадров для всех видов культурной деятельности в условиях информационно-коммуникационной глобализации мирового развития. В связи с этим необходимо обратить внимание на опыт кафедры информатизации культуры и электронных библиотек (заведующий кафедрой — доктор технических наук, профессор Я. Л. Шрайберг). Её деятельность можно назвать воплощением одной из самых актуальных и плодотворных форм взаимодействия МГУКИ и Государственной публичной научно-технической библиотеки России. Руководители и ведущие сотрудники библиотеки преподают будущим специалистам библиотечно-информационной отрасли самые актуальные дисциплины, раскрывающие передовые информационные технологии.

В условиях новых социально-культурных реалий вузов культуры и искусств России система информационно-библиотечного образования должна вновь выступить лидером их развития, своим опытом, научным и педагогическим творчеством, отказом от стратегии «догоняющей модернизации» подтвердить статус проводника новых идей, новых форм социально-культурного взаимодействия. Вузы культуры и искусств должны стать не только лидерами в образовании, но и лидерами современной культуры, поддержать тренд к конвергенции социально-культурной, куль-турно-досуговой и библиотечной деятельности в культурном и гуманитарном просвещении в информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.