Научная статья на тему 'Социально-культурная деятельность: государственная культурная политика и качество профессионального образования'

Социально-культурная деятельность: государственная культурная политика и качество профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1595
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / STATE CULTURAL POLICY / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / QUALITY OF EDUCATION / EDUCATIONAL STANDARDS / PROFESSIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарёв Валерий Дмитриевич, Шунков Александр Викторович

В статье общенациональная задача развития сферы культуры, поставленная в «Основах государственной культурной политики» сопрягается с необходимостью совершенствования качества образования и обеспечения учреждений культуры профессиональными кадрами. Общественное измерение качества образования квалифицированных специалистов сферы культуры это совокупность личностных качеств, духовно-нравственных ценностей и ориентиров, общекультурных и профессиональных компетенций выпускников для их успешной профессиональной карьеры в обществе. Высшее образование в сфере культуры ориентировано сегодня на компетенции в области художественно-творческих технологий. В перечне же требований работодателей к молодым специалистам остаются на первом плане компетенции, ориентированные на личностно-мотивационные характеристики: стремление к саморазвитию, умение работать в команде, лояльность к работодателю, управление конфликтами и др. Важнейшим опытом для вузов культуры в области образования и обеспечения качества подготовки специалистов социально-культурной деятельности выступает проектно-ориентированная политика, в которой тесно связаны образование, культура, экономика, бизнес и социальная политика ведущие типы социально-культурной, творческой и деловой активности. Для вузов проекты это обеспечение практико-ориентированного обучения по профилям социально-культурной деятельности. Для работодателя это возможность профессионально-общественной экспертизы подготовки кадров. Для выпускника этап профессиональной адаптации и первый шаг в устройстве профессиональной карьеры. Для всех обеспечение качества образования и культурной среды региона. Выстраивание современной образовательной стратегии развития вузов культуры является их функционирование не только в качестве культурно-просветительских центров в регионах страны, но и многоуровневых образовательных комплексов, в структуре которых реализуются преемственные образовательные программы (от детской школы искусств до ассистентуры-стажировки), программы переподготовки и повышения квалификации. Осуществление образовательной политики на основе принципа преемственности основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования позволит обеспечить согласование академических знаний и практических умений на каждом образовательном уровне, решить задачу развития вариативности образовательных программ, в конечном счете, обеспечить государственную политику создания многоуровневых образовательных комплексов отрасли культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарёв Валерий Дмитриевич, Шунков Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES: STATE CULTURAL POLICY AND QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING

In the article, the problem of national culture set in “Principles of State Cultural Policy” is with the need to improve the quality of education and providing the professional staff of institutions of culture. The public dimension of the quality of education of qualified specialists of sphere of culture is a combination of personal qualities, moral values and orientations, common cultural and professional competencies of graduates for successful careers in society. Higher education in the sphere of culture is focused today on the competence in the field of artistic and creative technologies. The list of the requirements of employers for young professionals to remain at the forefront of competence-oriented personality-motivational characteristics is: the desire for selfdevelopment, teamwork, loyalty to the employer, conflict management, etc. The most important experience is for the culture of higher education institutions in the field of education and quality assurance. CDS training specialists perform project-oriented policies, which are closely related to education, culture, economics, business and social policy as the leading types of socio-cultural, artistic and business activity. For projects of universities, it is to provide practice-oriented training profiles “ACS”. For the employer, it is an opportunity of professional training of public examination. For graduate, it is the stage of professional adaptation and the first step in the professional career of the device. For all, it is ensuring the quality of education and cultural environment of the region. Building up modern educational strategy for the development of culture of universities is their functioning not only as a cultural and educational centers in the regions of the country, but also multi-level educational complexes in the structure which are realized sustained educational program (from the children’s art school to post-graduate course), a program of retraining and improvement of qualifications. The implementation of educational policy based on the principle of continuity of basic education of secondary vocational and higher education programs will ensure the coordination of academic knowledge and practical skills at every educational level to solve the problem of the variability of educational programs, ultimately, provide the state policy of creating multi-level educational complexes for culture industry.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная деятельность: государственная культурная политика и качество профессионального образования»

References

1. Boroday A.I. Khudozhestvennoe obrazovanie v sovremennoy Rossii: opyt strukturnogo analiza [Art education in modern Russia: the experience of structure analysis]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2013, no. 2, pp. 24-29. (In Russ.).

2. Irkhen I.I. Vektornye protsessy kul'turnoy politiki i khudozhestvennoe obrazovanie v sovremennoy Rossii [Vector processes of cultural policy and art training in modern Russia]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin ofMoscow State University ofCulture andArts], 2010, no. 5, pp. 152-156. (In Russ.).

3. O Kontseptsii razvitiya obrazovaniya v sfere kul'tury i iskusstva v Rossiyskoy Federatsii na 2008-2015 (s izmeneniyami i dopolneniyami). Rasporyazhenie pravitel'stva RF ot 25 avgusta, 2008, № 1244r [About the Concept for developing education in the sphere of culture and art in Russian Federation 2008-2015 (with changes and additions). Order of the Government of the Russian Federation of August 25, 2008, no. 1244r]. Garant: informatsionno-pravovoy portal [Garant: legal information portal]. (In Russ.). Available at http//base. garant.ru/193788 (accessed 21.06.2016).

4. O Kontseptsii razvitiya obrazovaniya v sfere kul'tury i iskusstva v Rossiyskoy Federatsii na 2008-2015 (s izmeneniyami i dopolneniyami). Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 № 273-FZ [About the Concept for developing education in the sphere of culture and art in Russian Federation 2008-2015 (with changes and additions). Federal order of December 29, 2012, no. 273-FZ]. Garant: informatsionno-pravovoy portal [Garant: legal information portal]. (In Russ.). Available at http//base.garant.ru/193788 (accessed 21.06.2016).

5. Sukharev A.I. O sushchnosti i tselyakh khudozhestvennogo obrazovaniya v sovremennykh sotsiousloviyakh [About the essence and aims of art education in modern social and cultural environment]. Omskiy nauchnyy vestnik [Omsk Scientific Bulletin], 2010, no. 6, pp. 163-166. (In Russ.).

УДК 37

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пономарёв Валерий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, исполняющий обязанности проректора по научной и творческой деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: ponomarev63@mail.ru

Шунков Александр Викторович, доктор филологических наук, доцент, исполняющий обязанности ректора, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: alexandr_ shunkov@mail.ru

В статье общенациональная задача развития сферы культуры, поставленная в «Основах государственной культурной политики» сопрягается с необходимостью совершенствования качества образования и обеспечения учреждений культуры профессиональными кадрами.

Общественное измерение качества образования квалифицированных специалистов сферы культуры - это совокупность личностных качеств, духовно-нравственных ценностей и ориентиров, общекультурных и профессиональных компетенций выпускников для их успешной профессиональной карьеры в обществе. Высшее образование в сфере культуры ориентировано сегодня на компетенции в области художественно-творческих технологий. В перечне же требований работодателей к молодым специалистам остаются на первом плане компетенции, ориентированные на личностно-мотивационные характеристики: стремление к саморазвитию, умение работать в команде, лояльность к работодателю, управление конфликтами и др. Важнейшим опытом для вузов культуры в области образования и обеспечения качества подготовки специалистов социально-культурной деятельности выступает проектно-ориентированная политика, в которой тесно связаны образование, культура, экономика, бизнес и социальная политика - ведущие типы социально-культурной, творческой и деловой активности.

Для вузов проекты - это обеспечение практико-ориентированного обучения по профилям социально-культурной деятельности. Для работодателя - это возможность профессионально-общественной экспертизы подготовки кадров. Для выпускника - этап профессиональной адаптации и первый шаг в устройстве профессиональной карьеры. Для всех - обеспечение качества образования и культурной среды региона. Выстраивание современной образовательной стратегии развития вузов культуры является их функционирование не только в качестве культурно-просветительских центров в регионах страны, но и многоуровневых образовательных комплексов, в структуре которых реализуются преемственные образовательные программы (от детской школы искусств до ассистентуры-стажировки), программы переподготовки и повышения квалификации. Осуществление образовательной политики на основе принципа преемственности основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования позволит обеспечить согласование академических знаний и практических умений на каждом образовательном уровне, решить задачу развития вариативности образовательных программ, в конечном счете, обеспечить государственную политику создания многоуровневых образовательных комплексов отрасли культуры.

Ключевые слова: государственная культурная политика, социально-культурная деятельность, качество образования, образовательные стандарты, профессиональные стандарты.

SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES: STATE CULTURAL POLICY AND QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING

Ponomarev Valeriy Dmitrievich, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Acting Vice-Rector for Research and Creative Activities, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: ponomarev63@mail.ru

Shunkov Aleksandr Viktorovich, Dr of Philological Sciences, Associate Professor, Acting Rector, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: alexandr_shunkov@mail.ru

In the article, the problem of national culture set in "Principles of State Cultural Policy" is with the need to improve the quality of education and providing the professional staff of institutions of culture. The public dimension of the quality of education of qualified specialists of sphere of culture is a combination of personal qualities, moral values and orientations, common cultural and professional competencies of graduates for successful careers in society. Higher education in the sphere of culture is focused today on the competence in the field of artistic and creative technologies. The list of the requirements of employers for young professionals to remain at the forefront of competence-oriented personality-motivational characteristics is: the desire for self-development, teamwork, loyalty to the employer, conflict management, etc. The most important experience is for the culture of higher education institutions in the field of education and quality assurance. CDS training specialists perform project-oriented policies, which are closely related to education, culture, economics, business and social policy as the leading types of socio-cultural, artistic and business activity. For projects of universities, it is to provide practice-oriented training profiles "ACS". For the employer, it is an opportunity of professional training of public examination. For graduate, it is the stage of professional adaptation and the first step in the professional career of the device. For all, it is ensuring the quality of education and cultural environment of the region. Building up modern educational strategy for the development of culture of universities is their functioning not only as a cultural and educational centers in the regions of the country, but also multi-level educational complexes in the structure which are realized sustained educational program (from the children's art school to post-graduate course), a program of retraining and improvement of qualifications. The implementation of educational policy based on the principle of continuity of basic education of secondary vocational and higher education programs will ensure the coordination of academic knowledge and practical skills at every educational level to solve the problem of the variability of educational programs, ultimately, provide the state policy of creating multi-level educational complexes for culture industry.

Keywords: state cultural policy, socio-cultural activities, quality of education, educational standards, professional standards.

В «Основах государственной культурной политики» государство признает культуру в качестве национального достояния и духовно-нравственной основы развития современного гражданского общества в России.

Уже во «Введении» к самому документу декларируется следующая важная идея: «На протяжении всей отечественной истории именно культура сохраняла, накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляла авторитет страны на международной арене» [4, с. 5].

В принятом документе «государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признаёт ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России» [4, с. 5]. Сегодня это свойство культуры становится определяющим для будущего страны.

Этот безусловный факт требует также государственного и общественного признания ценности самой системы профессионального образования в сфере культуры и искусства, как механизма сохранения и трансляции российской культуры, то есть наличия государственной политики, обеспечивающей как сохранение лучших традиций отечественной профессиональной школы подготовки высококвалифицированных кадров, так и инновационное развитие образовательной системы вузов культуры и искусств.

Вместе с тем задача развития сферы культуры, поставленная в «Основах государственной культурной политики» сопрягается с необходимостью совершенствования профессионализма специалистов, которые разрабатывают и осуществляют проекты и программы в социокультурной сфере. От них требуется умение видеть проблемы культуры в контексте современности и специфики России как многонационального государства, обладание навыками поиска решений и средств, эффективных именно в региональных условиях, отвечающих конкретной ситуации региона, области и культурно-досугового учреждения.

Поэтому если обратиться к настоящему системы высшего профессионального образования отрасли культуры в России, то ее безусловный приоритет, определяющий вектор развития, заключается «в повышении качества образования и обеспечении учреждений культуры и образования профессиональными кадрами» [1, с. 180].

В концепции культурной политики есть точка зрения государства, которая является безусловным образовательным ориентиром для подготовки высококвалифицированных кадров социокультурной сферы:

• выделение в качестве приоритетных воспитательной и просветительской функций культуры;

• максимально широкое значение понятия «культурное наследие народов Российской Федерации» и включение специальными разделами вопросов о развитии и защите русского языка, поддержке отечественной литературы;

• для решения самой трудной задачи - преодоления территориального и социального неравенства граждан при реализации права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной деятельности - выделены вопросы развития культуры малых и средних городов (предлагаются конкретные меры);

• восстановление доказавшей свою эффективность системы ранней подготовки профессиональных творческих кадров и массовое художественное образование.

Такое определение приоритетов в полной мере отражает актуальность разработки критериев, с помощью которых государство, общество и личность могло бы оценивать качество высшего профессионального образования отрасли культуры.

При разработке критериев важно определиться с подходами, задающими систему координат понимания качества высшего образования.

Один из таких подходов - решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 № 483 «О Соглашении о сотрудничестве государств - членов Евразийского экономического сообщества в сфере аттестации и/или аккредитации образовательных организаций/учреждений (образовательных программ)» (вместе с «Соглашением о сотрудничестве государств - членов Евразийского экономического сообщества в сфере аттестации и/или аккредитации образовательных органи-

заций/учреждений (образовательных программ)» (заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010).

Исходя из этого Соглашения, качество образования есть соответствие образования (полученного и получаемого) потребностям и интересам личности, общества, государства [1, с. 180].

С точки зрения государства как Учредителя, качество высшего образования означает то, чтобы как можно большее число студентов завершили обучение по программам в установленные сроки с наименьшими материальными затратами.

В понимании работодателей, качество высшего образования - это знания, умения и личностные качества, сформированные у будущих специалистов за период обучения.

С точки зрения обучающихся, качество отражает вклад полученного высшего образования в их индивидуальное развитие и профессиональную подготовку, чтобы они могли занять определённое место в обществе.

Таким образом, интегральное общественное измерение качества образования квалифицированных специалистов - это совокупность личностных качеств, духовно-нравственных ценностей и ориентиров, общекультурных и профессиональных компетенций выпускников с высшим образованием для успешной профессиональной карьеры в обществе.

В каком ключевом определении и критериях сегодня может найти отражение понимание качества образования специалистов в области социально-культурной деятельности?

Ключевое определение - это компетент-ностное измерение образования специалистов в области социально-культурной деятельности (далее - СКД), что наглядно демонстрируют образовательные стандарты и третьего поколения, и поколения 3+.

Главные образовательные ориентиры этих стандартов - компетенции специалиста. Соответственно требования к качественной подготовке специалистов измеряются способностями специалистов применять знания, умения и личностные качества для успешной профессиональной деятельности в определенной области культуры и искусства. В нашем случае - в области СКД.

Для решения этой задачи вузовской подготовки бакалавров и магистров СКД учеными и практиками ведущих вузов культуры России раз-

работана компетентностная модель специалиста, в которую, наряду с общекультурными, вошли профессиональные компетенции, отражающие основные виды профессиональной деятельности специалиста (творческо-производственная; организационно-управленческая; художественное руководство деятельностью учреждения культуры; научно-методическая; проектная; педагогическая).

Полный перечень компетенций, вошедший в ФГОС ВО третьего поколения, содержит 16 общекультурных и 29 профессиональных компетенций, в целом отражающих общественное понимание качественной подготовки специалиста в области СКД.

Современная образовательная политика в области качества высшего профессионального образования характеризуется тенденцией увеличения количества ее субъектов. В число первых входят работодатели и профессиональные сообщества, оказывающие сегодня существенное влияние на образовательную политику и оценку качества высшего образования.

Для отрасли культуры в области библиотечно-информационной деятельности есть такие профессиональные сообщества, как «РБА», «РТТТБА», «Библиотеки будущего»; в области театрального искусства - «Союз театральных деятелей»; художники, дизайнеры объединены «Союзом художников», «Союзом дизайнеров» и т. д.

С целью решения задач по подготовке кадров и повышению качества образования при Минкуль-туры России были созданы три координирующих органа, в составы которых вошли ректоры ведущих вузов, деятели культуры, представители работодателей, творческих союзов и объединений:

• Совет по хореографическому образованию (приказ Минкультуры России от 21 марта 2014 года № 494);

• Совет по образованию в области экранных искусств (приказ Минкультуры России от 1 сентября 2014 года № 1495);

• Совет по образованию в области музыкального искусства и педагогики (приказ Минкульту-ры России от 22 сентября 2014 года № 1642).

При поддержке Минкультуры России профессиональное сообщество в социально-культурной области ждет своего создания для активного участия в образовательной политике и оценке качества подготовки специалистов СКД!

Работодатель как субъект образовательной политики в области СКД: кто он и что ему нужно?

Сегодня работодателями для специалистов СКД, в первую очередь, выступают руководители учреждений культурно-досугового типа: клубы, дома и дворцы культуры, центры культуры, досуга и искусств; культурно-спортивные, социально-культурные, культурно-досуговые комплексы, национально-культурные центры; учреждения культуры, специализирующиеся на передвижном характере деятельности с использованием транспортных средств, многофункциональные культурные центры и др. Для выпускников СКД в качестве работодателей выступают руководители организаций, компаний и фирм туристического сектора экономики, использующие в своей практике анимационные формы культурной деятельности, а также руководители органов государственного управления сферы культуры и искусства.

В феврале 2016 года в Кемеровском государственном институте культуры (далее - КемГИК) прошла Всероссийская научно-методическая конференция по теме: «Взаимодействие с работодателями в ходе реализации программ высшего образования».

В конференции принимали участие работодатели - представители управлений, отделов и учреждений культуры, образовательных учреждений, руководители концертно-зрелищных организаций из Самары, Челябинска, Томска, Красноярска, Новосибирска, городов Кемеровской области - Новокузнецка, Прокопьевска и др.

Важнейшей целью научно-методической конференции стало определение актуальных позиций и требований работодателей к качеству подготовки специалистов отрасли культуры.

В целом субъекты образовательной политики в ходе дискуссий на конференции сошлись на том, что чем более выражена практическая направленность высшего образования, тем более выражены требования различных субъектов образовательной политики к его качеству.

Однако практическая направленность компетенций, как выяснилось в ходе дискуссий, работодателями и представителями высшей школы не всегда понимается одинаково.

Если высшее образование ориентировано на компетенции в области художественно-творческих технологий, то в перечне требований рабо-

тодателей к молодым специалистам остаются на первом плане компетенции, ориентированные на личностно-мотивационные характеристики. К ним относятся:

• мотивация достижения;

• умение работать в команде;

• целеустремленность;

• умение и желание учиться, стремление к саморазвитию;

• умение брать на себя ответственность;

• общительность, открытость, готовность к сотрудничеству;

• лояльность к работодателю;

• управление конфликтами.

В соответствующих резюме и рекомендациях Всероссийской научно-методической конференции было отмечено, что опережающая стратегия подготовки квалифицированного специалиста в вузе, соизмеримая с определением качества образования, должна быть ориентирована не только на общекультурные и профессиональные компетенции, но и на формирование личностно-мотивационных компетенций специалистов отрасли культуры, в том числе специалистов направления «СКД».

Многие годы важнейшим опытом для КемГИК в области образовательной деятельности, направленной на обеспечение качества подготовки специалистов СКД, выступает проектно-ориентированная политика. В проектных технологиях СКД тесно связаны культура, экономика, бизнес и социальная политика - ведущие типы социально-культурной, творческой и деловой активности региона.

Преимущества? Для вуза это - обеспечение практико-ориентированного обучения по профилям «СКД» и полноценная реализация учебного плана. Именно проектно-ориентированная политика в формировании компетенций специалиста СКД обеспечивает переход количественных изменений (усвоенного материала) в качественные изменения, затрагивающие существо личности, ее профессиональную и творческую направленность. Проектно-ориентированная подготовка специалистов СКД объективно выступает соответствующим экстраординарным условием реализации необходимого содержания учебных планов.

Для работодателя такой подход - это возможность профессионально-общественной экспертизы подготовки кадров, привлечение инновационных технологий, повышение качества услуг, оказываемых учреждением в социально-культурной сфере, как результат - конкурентоспособность учреждения культуры.

Для выпускника это - этап профессиональной адаптации и первый шаг в устройстве профессиональной карьеры.

Для всех - обеспечение качества образования и культурной среды региона.

Партнерство КемГИК с работодателями на основе проектных технологий СКД - это добровольные и основанные на сотрудничестве взаимоотношения, это модель, основанная на стратегическом объединении возможностей, включающих в себя материальные, финансовые и трудовые ресурсы, а проектная деятельность как механизм реализации социально-экономического партнерства «работодатель - выпускник - вуз» позволяет привлекать альтернативные ресурсы, поддерживать партнерство с государственными структурами и организациями, ведущими специалистами, общественностью, способствует устранению разрыва между абстрактным восприятием культуры и практическим воплощением ее форм, механизмов в учебно-творческой, научно-творческой деятельности, а также развивает ресурсную и инвестиционную привлекательность вуза. Более того, «социально-культурная технология проектной деятельности - это всегда процесс профессионального сотрудничества научных и творческих школ вуза, обеспечивающий интеграцию науки, образования и творчества для реализации крупных программ и проектов образовательного, культурного, социального и творческого характера» [5, с. 70].

Примеры? Образовательной реальностью Кемеровского государственного университета культуры и искусств (далее - КемГУКИ1) в Год культуры в России стала разработка и реализация такого масштабного международного творческого проекта, как «Диалог культур», социально-культурных проектов - «Большое чтение», «Досуг кемеров-чан», социально-культурной акции «Территория бизнеса - территория жизни» и др. Всего с января по декабрь 2014 года в рамках подготовки кадров

1 В 20015 году КемГУКИ переименован в КемГИК.

СКД было спроектировано и проведено более 150 мероприятий.

К участию в проектах привлекались ведущие и авторитетные деятели науки и культуры как России, так и наших зарубежных вузов-партнеров. Этот интеллектуальный и творческий ресурс проектов дает возможность успешно обеспечивать качество подготовки специалистов.

Итоги проектно-ориентированной образовательной политики КемГУКИ в Год культуры в цифрах и фактах мы приводим ниже.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и приказа Минкультуры России от 30 сентября 2013 года № 1504 важнейшим целевым показателем учебно-творческой деятельности КемГУКИ в 2014 году стал целевой показатель «доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях от общего числа детей». С целью привлечения детей к художественному творчеству всего в творческих проектах (фестивалях, конкурсах, концертах и др.), социально-культурных акциях КемГУКИ в 2014 году приняли участие дети в возрасте до 17 лет -более 8 000 человек.

Мониторинговые показатели эффективности деятельности:

• ФЦП «Культура России 2012-2018 годов» и другие гранты - 610 865 рублей;

• Привлеченные средства, в том числе творческие школы - 3 519 702 рублей;

• Лауреаты международных и всероссийских конкурсов и фестивалей - 190 студентов и преподавателей;

• 7 международных и межрегиональных творческих фестивалей;

• 150 творческих мероприятий и социально-культурных акций.

Это цифры, а во всех случаях мы имеем дело с формированием благоприятной среды для интеграции образования, науки и творчества, успешной реализации проектно-ориентированной политики для обеспечения качества подготовки специалистов СКД.

Взаимодействие государства, вузов и работодателей - это неизбежный взаимообусловленный процесс обеспечения и оценки качества подготовки специалистов, имеющих соответствующий

квалификационный уровень, позволяющий им выполнять свои должностные (профессиональные) обязанности в соответствии с предъявляемыми требованиями к конкретной профессии, должности. Организация такого сотрудничества требует нормативно-правового и документацион-ного сопряжения.

В многофакторном комплексе документации должны находить отражение следующие документы:

• федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования;

• профессиональные стандарты;

• национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК РФ);

• общероссийский классификатор занятий (ОКЗ);

• общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей,

• служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);

• единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС);

• общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) и др. [3, с. 132].

Вместе с тем для определения границ специальности и объектов профессиональной деятельности выпускников СКД в целях повышения качества подготовки специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда сегодня можно назвать только один программный документ -«Основы государственной культурной политики».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди важнейших задач в этом документе названо: сохранение сложившейся сети организаций культуры, создание условий для их развития, освоения ими новых технологий культурной деятельности; усиление роли таких организаций культуры, как музей, библиотека, архив, театр, филармония, концертный зал, Дом культуры в деле исторического и культурного просвещения и воспитания; развитие инфраструктуры культурной деятельности, создания благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях; сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества, поддержка народных художественных промыслов и ремесел; создание условий для развития творческой самодеятельности граждан, поддержка общественных инициатив в этой

сфере; развитие культурного просветительства; поддержка детских и молодежных организаций, объединений, движений, ориентированных на творческую, добровольческую, познавательную деятельность [4, с. 13].

В свою очередь эти задачи в полной мере соответствуют области применения специалистов СКД и отражены в объектах их профессиональной деятельности, которые включены разработчиками в образовательные стандарты третьего поколения, а также поколения 3+.

В вузах культуры в процессе образовательной деятельности обучающиеся (бакалавриат, в соответствии с профилем подготовки) ориентированы на следующие объекты своей профессиональной деятельности:

• системы управления государственными учреждениями и негосударственными организациями социально-культурной сферы;

• процессы менеджмента и маркетинга СКД рекреационных объектов досуга;

• процессы творческо-производственной деятельности учреждений и организаций культуры;

• процессы художественного руководства деятельностью учреждений культуры;

• процессы продюсирования и постановки культурно-досуговых программ;

• проектные технологии социально-культурного творчества;

• процессы педагогического обеспечения организации детско-юношеского досуга, культурно-воспитательной работы с детьми, подростками и юношеством;

• процессы организации СКД молодежи;

• процессы организации досуга взрослого населения и др. [2, с. 236].

Вывод - в системе подготовки квалифицированных кадров СКД полностью отражены и совпадают со стратегическим документом «Основы государственной культурной политики» объекты профессиональной деятельности, а профессиональное образование и профессиональная практика специалистов СКД взаимосвязаны и имеют свое логическое продолжение.

Вместе с тем следует отметить, что в обеспечении качества подготовки специалистов СКД существуют противоречия и проблемы.

Прежде всего, это отсутствие сопряженности профессиональных стандартов, федеральных

государственных образовательных стандартов высшего образования и общероссийских классификаторов единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации применительно к СКД.

Это проблема, которая сегодня дезориентирует всех участников процесса подготовки специалистов СКД, призванных регулировать образовательные и трудовые отношения в области качества трудовых ресурсов. Это и работодатели, и преподаватели вузов, и сами обучающиеся.

Одним из концептуальных положений разработки новых ФГОС ВО (3+, 3++, 4) является их соответствие профессиональным стандартам.

В данном контексте при обеспечении качества подготовки специалистов весьма актуален вопрос взаимодействия органов государственной власти, работодателей и вузов. Между тем существует проблема, препятствующая максимальной конструктивности такого взаимодействия. Это отсутствие документационной сопряженности профессиональных стандартов, образовательных стандартов и общероссийских классификаторов.

По результатам анализа перечня утвержденных профессиональных стандартов, тематики заседаний Национального совета по профессиональным квалификациям, можно сделать вывод, что приоритетными для данных структур являются направления работы, связанные с техническими профессиями, созданием советов по профессиональным квалификациям технического профиля, в то время как на сегодняшний день не существует, например, совета по профессиональным квалификациям в области культуры и искусства.

В этом случае мы надеемся на Учредителя и считаем, что такой совет по профессиональным квалификациям в области культуры и искусства должен быть создан.

Создание такого совета при поддержке Министерства культуры РФ, его деятельность - первый шаг к решению проблем документационного сопровождения подготовки высококвалифицированных специалистов в области СКД, обновлению общих подходов к профессиональному образованию и созданию единого понятийного аппарата для описания классификации профессиональной деятельности специалистов СКД. Все это -важнейший шаг к обеспечению качества подготовки специалистов СКД.

По рекомендации к разработке Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации включены только 13 профессиональных стандартов специалистов в области культуры, искусства и туризма.

К сожалению, профессионального стандарта, отражающего характеристики трудовых функций специалистов, выпускников профилей направления подготовки «СКД», за исключением профессионального стандарта «Руководитель культуры и искусства», на данный момент не существует.

В связи с этим важнейшим условием для осуществления политики обеспечения качества профессиональной подготовки является следующее: профессиональные компетенции, заложенные в утвержденных ФГОС ВО 3+ и готовящихся к утверждению ФГОС 3++ и 4, в абсолютном большинстве должны быть ориентированы на профессиональный стандарт. Без соблюдения этого принципиального условия профессиональные компетенции не могут рассматриваться в статусе целевых индикаторов качества результатов профессионального образования.

В 2014 году развитая сеть образовательных учреждений отрасли культуры была представлена 61 вузом, 275 средними профессиональными образовательными учреждениями, 5 262 детскими школами искусств (включая образовательные учреждения Крымского федерального округа и города федерального значения Севастополя). Среди них: подведомственных Минкультуры России 48 вузов и 10 профессиональных образовательных учреждений (Государственный доклад

0 состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 году).

В 2014 году количество обучающихся в образовательных учреждениях отрасли культуры составило 1 656 366 человек, из них: в ДШИ -

1 515 013 человек; обучающихся по программам среднего профессионального образования -67 981 человек; по программам высшего образования - 73 372 человека.

Согласно новому перечню образовательных программ за отраслью культуры закреплено 138 программ, из них в образовательных учреждениях Минкультуры России в 2014 году реа-лизовывалось 118 образовательных программ, в числе которых 7 - предпрофессиональных, 24 - среднего профессионального образования,

23 - подготовки бакалавров, 22 - специалитета, 23 - магистратуры, 17 - ассистентуры-стажировки и 2 программы аспирантуры.

Одним из важнейших аспектов в выстраивании современной образовательной стратегии развития творческих вузов является их функционирование не только в качестве культурно-просветительских центров в регионах страны, но и многоуровневых образовательных комплексов, в структуре которых реализуются преемственные образовательные программы (от детской школы искусств до ассистентуры-стажировки), программы переподготовки и повышения квалификации.

Эти цифры и факты требуют важнейшего шага для обеспечения политики качества многоуровневой подготовки специалистов отрасли культуры - преемственность образовательных программ!

В системе многоуровневой подготовки специалистов СКД преемственность в образовательных программах СПО и ВО, к сожалению, отсутствует.

При сравнительном анализе двух стандартов (СПО и ВО) обнаруживается дублирование общекультурных и профессиональных компетенций, как для среднего, так и для высшего образования. Так же обстоит дело и в видах профессиональной деятельности. Оба этих стандарта готовят специалистов к организационно-управленческой деятельности с перечислением одних и тех же профессиональных задач.

Таким образом, вертикаль многоуровневой подготовки кадров по направлению СКД не выстраивается и соответствующее качество непрерывной подготовки кадров специалистов СКД на данный момент должным образом не обеспечивается, так как нарушается ключевой принцип подготовки - преемственность.

Кроме того, вопрос возникает и в части присуждения квалификации по результатам обучения на разных уровнях образования.

Так, выпускникам СПО присваивается квалификация «менеджер СКД» (что для работодателя на практике делает понятным область профессиональной деятельности специалиста), в то время как выпускникам ВО по данному направлению присваивается квалификация «бакалавр». Напомним, при отсутствии профессиональных

стандартов специалистов СКД такая квалификация у работодателя на практике вызывает вопросы относительно области профессиональной деятельности специалиста.

При этом сферы профессиональной деятельности выпускников СПО и ВО совпадают. Такая ситуация с присвоением квалификации не делает привлекательным, престижным получение высшего образования по направлению «СКД».

Также при анализе федеральных государственных стандартов СПО и ВО по направлению подготовки «СКД» и дисциплин учебных планов основных образовательных программ наблюдаются противоречия:

• в наименовании профилей подготовки. Так, подготовка бакалавров по данному направлению включает 5 профилей («Менеджмент СКД», «Социально-культурные технологии в индустрии досуга», «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ», «Социально-культурная анимация и рекреация», «Менеджмент детско-юношеского досуга»), а ФГОС СПО регламентирует подготовку по 2 профилям («Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений»; «Менеджмент СКД»);

• в использовании учебной литературы (в образовательном процессе СПО используются учебные пособия и учебники для студентов вуза).

Характеристика условий реализации примерных основных образовательных программ по федеральному государственному образовательному стандарту «3++», переход на который планируется в 2017/18 учебном году, предусматривает самостоятельный выбор профилей подготовки бакалавров в вузе. Образовательным организациям среднего профессионального образования данный выбор не предоставлен.

Осуществление образовательной политики на основе принципа преемственности основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования позволит, на наш взгляд, обеспечить согласование академических знаний и практических умений на каждом образовательном уровне, решить задачу развития вариативности образовательных программ, в конечном счете, обеспечить государственную политику создания многоуровневых образовательных комплексов отрасли культуры.

Литература

1. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 году. - М.: М-во культуры Российской Федерации. - 2015. - 288 с.

2. Григорьева Е. И., Ярошенко Н. Н. Специфика подготовки кадров для социально-культурной сферы на основе новых образовательных стандартов третьего поколения // Социально-экономические явления и процессы. -№ 6 (022). - 2010. - C. 235-237.

3. Лазарева Л. И. Документационное обеспечение взаимодействия работодателей, вузов и органов государственной власти по подготовке дипломированных специалистов в области социально-культурной деятельности // Образование и наука. - 2016. - № 3 (132). - 128-139 с.

4. Основы государственной культурной политики. - М.: М-во культуры Российской Федерации, 2015. - 72 с.

5. Пономарев В. Д. Творчество как язык межкультурной коммуникации: проектный подход // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2011. - № 15. - С. 66-72.

References

1. Gosudarstvennyy doklad o sostoyanii kul'tury v Rossiyskoy Federatsii v 2014 godu [State report on the state of culture in the Russian Federation in 2014]. Moscow, Ministerstvo kul'tury Rossiyskoy Federatsii Publ., 2015. 288 p. (In Russ.).

2. Grigor'eva E.I., Yaroshenko N.N. Spetsifika podgotovki kadrov dlya sotsial'no-cul'turnoy sfery na osnove novykh obrazovatel'nykh standartov tret'ego pokoleniya [Specificity of training for the social and cultural sphere on the basis of the new third generation of educational standards]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy [Socio-economic phenomena and processes], 2010, no. 6 (022), pp. 235-237. (In Russ.).

3. Lazareva L.I. Dokumentatsionnoe obespechenie vzaimodeystviya rabotodateley, vuzov i organov gosudarstven-noy vlasti po podgotovke diplomirivannykh spetsialistov v oblasti sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Documentary maintenance of interaction of employers, universities and public authorities on the preparation of graduates in the field of socio-cultural activities]. Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2016, no. 3 (132), pp. 128-139. (In Russ.).

4. Osnovy gosudarstvennoy kul'turnoy politiki [Fundamentals of state cultural policy]. Moscow, Ministerstvo kul'tury Rossiiskoy Federatsii, 2015. 72 p. (In Russ.).

5. Ponomarev V.D. Tvorchestvo kak yazyk mezhkul'turnoy kommunikatsii: proektnyy podkhod [Creativity as the language of intercultural communication: design approach]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts]. Kemerovo, KemGUKI Publ., 2011, no. 15, pp. 66-72. (In Russ.).

УДК 379.8

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ОБМЕНА

Жукова Лидия Сергеевна, аспирант, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: joukova.lidia777@gmail.com

В данной статье рассматриваются различные формы социально-культурной деятельности, направленные на развитие межкультурной коммуникации участников международной программы студенческого обмена. Дан краткий экскурс в историю программы международного обмена: обозначены дата утверждения программы, а также цели, задачи и основные положения. В рамках этой программы поднимается проблема межкультурной коммуникации. «Диалог культур» обеспечивает интеграцию культурных ценностей родной культуры и культуры студентов по обмену, а также способствует процессу социальной адаптации студентов. Поэтому принимающая сторона должна создавать условия для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.