Научная статья на тему 'Взаимодействие системы высшего образования с рынком труда. Исследование состояния рынка труда в регионах Приволжского федерального округа'

Взаимодействие системы высшего образования с рынком труда. Исследование состояния рынка труда в регионах Приволжского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / EMPLOYER REQUIREMENTS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РЫНКОМ ТРУДА / INTERACTION / VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галеева Р.Б.

Предмет. Компетентностный подход, реализуемый в российской системе высшего образования, ориентирует на построение учебного процесса исходя из планируемого результата образования: в учебную программу должны закладываться отчетливые параметры того, что студент должен знать и уметь «на выходе». В связи с этим возникает объективная потребность в приведении в соответствие с будущей деятельностью специалистов содержания их подготовки, формировании модели системы высшего образования, которая учитывает сегодняшние и перспективные требования рынка труда. Цели. Исследование рынка труда в четырех регионах Приволжского округа Российской Федерации в Республиках Татарстан, Марий Эл, Чувашия и в Ульяновской области, а также проблем и перспектив взаимодействия вузов с предприятиями и организациями данных регионов. Методология. В процессе исследования использовались методы логического, статистического анализа и глубинного экспертного опроса. Результаты. Проанализировано состояние региональных рынков труда, проведен экспертный опрос представителей рынка труда и руководителей системы образования регионов, приведены возможные направления гармонизации взаимодействия вузов с рынком труда. Выводы. Во всех исследуемых регионах наибольшая часть занятых приходится на обрабатывающие производства, на втором месте оптовая и розничная торговля. Растет численность занятых с высшим образованием, в то же время имеет место нехватка, с одной стороны, высококвалифицированных кадров по определенным профессиям, с другой работников неквалифицированного труда. Необходимо отметить, что вузы не готовят необходимых регионам специалистов по ряду профессий или предоставляют набор компетенций, отличных от требований рынка труда, поэтому необходимо формировать и развивать эффективные направления взаимодействия учебных заведений и работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interaction of higher education system with the labor market: A study of the labor market in the regions of the Volga Federal District

Subject This article discusses the need to bring into line with the future activities of specialists the content of their preparation, the formation of a system model of higher education, which takes into account today's and prospective requirements of the labor market. Objectives The article aims to research the labor market in four regions of the Volga Federal District of the Russian Federation: the Republic of Tatarstan, Mari El Republic, Chuvash Republic, and the Ulyanovsk oblast, as well as discuss problems and prospects of interaction of universities with enterprises and organizations of these regions. Methods For the study, I used the methods of logical and statistical analyses, and in-depth expert survey. Results The article analyzes the state of regional labor markets, presents the results of the expert survey of labor market representatives and heads of the regional education system, and it defines possible ways of harmonizing the interaction of universities with the labor market. Conclusions The article notes that although the number of employed with higher education is growing, at the same time there is a shortage of highly qualified personnel in certain professions, on the one hand, and unskilled workers, on the other. Also, the article says that the universities do not prepare the necessary for the regions specialists in a number of professions or they provide a set of competencies different from the requirements of the labor market, so it is necessary to form and develop effective directions of cooperation between educational institutions and employers.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие системы высшего образования с рынком труда. Исследование состояния рынка труда в регионах Приволжского федерального округа»

pISSN 2073-1477 eISSN 2311-8733

Социально-экономическая политика

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С РЫНКОМ ТРУДА. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Раиля Бариевна ГАЛЕЕВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и инноватики,

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации,

член Гильдии маркетологов, научный руководитель республиканского центра маркетинга,

Казань, Российская Федерация

rbgaleeva@gmail.com

ORCID: отсутствует

SPIN-код: 8530-5466

История статьи:

Получена 23.05.2017 Получена в доработанном виде 12.09.2017 Одобрена 17.10.2017 Доступна онлайн 16.01.2018

УДК 332.142

123, 125, 121, 123,124

Ключевые слова: рынок труда, требования работодателей, взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда

Аннотация

Предмет. Компетентностный подход, реализуемый в российской системе высшего образования, ориентирует на построение учебного процесса исходя из планируемого результата образования: в учебную программу должны закладываться отчетливые параметры того, что студент должен знать и уметь «на выходе». В связи с этим возникает объективная потребность в приведении в соответствие с будущей деятельностью специалистов содержания их подготовки, формировании модели системы высшего образования, которая учитывает сегодняшние и перспективные требования рынка труда.

Цели. Исследование рынка труда в четырех регионах Приволжского округа Российской Федерации - в Республиках Татарстан, Марий Эл, Чувашия и в Ульяновской области, а также проблем и перспектив взаимодействия вузов с предприятиями и организациями данных регионов.

Методология. В процессе исследования использовались методы логического, статистического анализа и глубинного экспертного опроса.

Результаты. Проанализировано состояние региональных рынков труда, проведен экспертный опрос представителей рынка труда и руководителей системы образования регионов, приведены возможные направления гармонизации взаимодействия вузов с рынком труда.

Выводы. Во всех исследуемых регионах наибольшая часть занятых приходится на обрабатывающие производства, на втором месте - оптовая и розничная торговля. Растет численность занятых с высшим образованием, в то же время имеет место нехватка, с одной стороны, высококвалифицированных кадров по определенным профессиям, с другой - работников неквалифицированного труда. Необходимо отметить, что вузы не готовят необходимых регионам специалистов по ряду профессий или предоставляют набор компетенций, отличных от требований рынка труда, поэтому необходимо формировать и развивать эффективные направления взаимодействия учебных заведений и работодателей.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Галеева Р.Б. Взаимодействие системы высшего образования с рынком труда. Исследование состояния рынка труда в регионах Приволжского федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - Т. 16, № 1. - С. 101 - 122. https://doi.org/10.24891/re. 16. 1.101

Наступление четвертой промышленной революции, активное использование информационно-коммуникационных технологий приводят к глубоким изменениям в трудовой деятельности человека,

следовательно, к существенному изменению рынка труда. Как отмечает президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Мартин Шваб, «возможности миллиардов людей, связанных друг с другом

мобильными устройствами с гигантской мощностью и памятью, предоставляющими доступ ко всем знаниям человечества, поистине безграничны. И эти возможности будут умножаться многократно за счет все новых прорывов в областях искусственного интеллекта, робототехники, интернета вещей, автономного транспорта, нанотехнологий, материаловедения и квантовых компьютеров. Искусственный интеллект уже здесь в виде автономных машин, дронов, виртуальных ассистентов, программ-переводчиков»1.

Разные источники сходятся в одном -появление роботизированных решений, с одной стороны, приведет к понижению ценности низко- и среднеквалифицированного труда, с другой - приведет к недостатку в квалифицированных кадрах, отвечающих требованиям использования новых технологий и к появлению новых профессий. На рынке труда останутся только профессионалы, которые лучше всего адаптируются к переменам, способны на творческую работу, которую не в состоянии выполнить компьютеры.

Как отмечает социолог С.В. Творогова, все теории производительности труда

квалифицированного работника построены на предположении о роли образования: либо оно непосредственно влияет на производительность (теория человеческого капитала), либо воспринимается работодателями как признак производительности (теория сигналов), либо обеспечивает доступ к социальным сетям, которые, в свою очередь, дают работнику ряд сравнительных преимуществ на рынке труда -как по доступу к привлекательным рабочим местам, так и по возможности отвечать на сложные запросы, благодаря использованию ресурсов, накопленных в социальных сетях [1].

Компетентностный подход, внедряемый сейчас в российскую систему образования, также ориентирует на построение учебного процесса исходя из планируемого результата образования. В связи с этим возникает

1 4-я промышленная революция в Давосе.

URL: http://expert. ru/2016/01/21/chetvertaya-pmmyishlennaya-revolyutsiya/

объективная потребность в изучении требований рынка труда и приведении в соответствие с будущей деятельностью специалистов содержания их подготовки.

В современных исследованиях освещается множество аспектов данной проблемы. Так, В.Ю. Мелихов и Г.А. Соседов [2] описывают современные тенденции на рынке труда, Л.В. Некрасова [3] и В. Гимпельсон [4] отмечают диспропорциональность спроса и предложения на рынке труда, В. Княгинин и Н. Трунова [5] обосновывают необходимость компетентностного подхода для успешной работы на постиндустриальном рынке труда.

Региональные аспекты функционирования рынков труда и образовательных услуг затрагиваются в работах И.Г. Голышева [6], Т.Н. Ивановой [7], И.Г. Носыревой с соавторами [8] и Ю.А. Филенко [9]. Попытки методологического обобщения и прогнозирования взаимодействия рынков труда можно увидеть у Л. Чижовой [10] и А. Попова [11], В. Паркачева [12] формулирует возможные стратегии взаимодействия между бизнесом и вузами.

Исследователь О. Дымарская [13], анализируя мнения работодателей по проблемам профессионального образования, констатирует, что оно очень далеко отстоит от рынка.

Доктор экономических наук С.В. Сигова с соавторами [14] сформулировала перечень востребованных работодателями компетенций.

В исследованиях В.И. Звонникова и А.В. Райченко [15], Н.В. Корнейченко [16], В.И. Цой [17], посвященных образованию в сфере бизнеса, управления и экономики, также отмечается необходимость изменения требований к профессиональной подготовке. Высокий профессионализм - это, прежде всего, профессиональное мастерство по приобретенной профессии.

В исследовании норвежских ученых [18] также подчеркивается важность

взаимодействия высших учебных заведений с рынком труда. При этом они отмечали, что проектные формы сотрудничества с предприятиями оказывают значительное и

положительное влияние на процесс профессиональной подготовки студентов и на их дальнейшее трудоустройство. У автора данной статьи также имеются многолетние исследования в области подготовки маркетологов, которые позволяют

констатировать необходимость критического переосмысления программ маркетингового образования с позиций компетентностного подхода и на основе изучения мнений работодателей2 [19].

Далее рассмотрим актуализированный анализ рынка труда в исследуемых регионах и результаты экспертного опроса о взаимодействии системы образования с рынком труда.

Общие данные по состоянию рынка труда Республики Татарстан

Состояние и уровень развития отраслей промышленности республики во многом определяют техническое перевооружение и технологический прогресс в важнейших сферах экономики:

• в самолето- и вертолетостроении;

• в автомобилестроении, машиностроении и приборостроении;

• в связи;

• в топливно-энергетическом комплексе;

• в нефтехимии;

• в информационных системах и технологиях;

• в аграрном комплексе;

• в строительстве и др.

Все это требует подготовки

квалифицированных рабочих и специалистов нового типа. В республике прогнозируется также рост спроса на кадры и исследования для развития перспективных источников энергии и средств энерго- и

2 Галеева Р.Б. Маркетинговое образование: требования рынка труда // Маркетинг России: профессиональные и образовательные стандарты маркетолога в России: материалы четвертой международной научно-практической конференции. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. С. 13-18.

ресурсосбережения, авиакосмических технологий, логистики, рационального и экологичного природопользования, информационных технологий и электроники, высокотехнологичных медицинских услуг и биотехнологий.

Общая численность населения Республики Татарстан на конец 2015 г. составляла 3 869 тыс. чел., в том числе 2 186 тыс. граждан в трудоспособном возрасте. По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан за 2015 г., численность экономически активного населения составила 2 062,2 тыс. чел. (табл. 1), (за 2011 г. -2 034,7 тыс. чел.), или 53,2% от общей численности населения республики3.

Из них численность занятых в экономике составила 1 980,2 тыс. чел. (за 2011 г. -1 939,9 тыс. чел.), при этом количество безработных, исчисленных по методологии Международной организации труда, составило 82 тыс. чел. (за 2011 г. - 94,8 тыс. чел.).

По сравнению с 2014 г. в 2015 г. численность экономически активного населения и занятых в экономике увеличилась, а численность безработных снизилась4.

Распределение трудовых ресурсов

в Республике Татарстан представлено в табл. 25.

По сравнению с 2011 г. в 2015 г. увеличилось количество занятых подростков и лиц старше трудоспособного возраста на 31 и 8,7% соответственно, что способствовало повышению показателей трудовых ресурсов по республике.

Распределение численности работников в республике по видам экономической деятельности приведено в табл. 3 6. Согласно представленным данным этой таблицы численность работников обрабатывающих производств являлась превалирующей.

3 Республика Татарстан: Статистический сборник 2015. Казань: Татарстат, 2016. 340 с.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

В 2015 г. ее доля составляла 17,6%. Высокими показателями отмечалась оптово-розничная торговля и ремонт автомобилей (17,4%), причем в этой сфере за исследуемый период наблюдался рост количества занятых. Отрасль «Сельское хозяйство», всячески поддерживающаяся Правительством республики, характеризовалась снижением численности занятых (в 2013 - 9,7%, в 2015 г. -9,5%).

Количество занятых в сфере строительства составляло 9,7%, что связано с активизацией программ строительства в рамках проведения спортивных мероприятий мирового масштаба и крупным притоком инвестиций в эту сферу.

В Татарстане росло количество занятых в экономике, имеющих высшее образование: по сравнению с 2013 г. в 2015 г. этот рост составил 5,3%, по сравнению с 2011 г. - 12%.

Наличие постоянного спроса на работников также можно отнести к положительным изменениям на рынке труда. В то же время существует нехватка, с одной стороны, высококвалифицированных кадров по определенным профессиям, с другой -работников неквалифицированного труда. В связи с этим необходимы мероприятия по регулированию рынка труда, в том числе по повышению мобильности людей,

привлечению иностранных работников.

Ре сп у бл и ка Тат ар ст ан явл яе тся привлекательным регионом для мигрантов. Количество прибывших иностранных работников в 2015 г. составляло 35,3 тыс. чел., то есть 1,5% от общего количества занятых, что на 84,8% больше, чем в 2011 г. Однако необходимо отметить, что пик миграционной активности наблюдался в 2012 г. -численность иностранных трудовых мигрантов тогда составляла 43,5 тыс. чел., то есть 1,8% от общей численности занятых в экономике республики.

Общие данные по состоянию рынка труда в Республике Марий Эл

Общая численность населения Республики Марий Эл на конец 2014 г. составляла

687,4 тыс. чел., в том числе 399,1 тыс. граждан в трудоспособном возрасте. По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл в 2014 г. численность экономически активного населения составила 358 тыс. чел. (табл. 4). В 2011 г. их количество составляло 372,4 тыс. чел., или 52,1% от общей численности населения республики. При этом количество занятых в экономике составляло 340,7 тыс. чел. (в 2011 г. -334,8 тыс. чел.), количество безработных, исчисленных по методологии Международной организации труда, - 17,3 тыс. чел. (за 2011 г. -37,6 тыс. чел.)7.

За три исследуемых года численность экономически активного населения Республики Марий Эл сокращалось: в 2014 г. по сравнению с 2012 г. она сократилась на 2,2%. Причиной снижения численности населения является его естественная убыль и рост миграционных процессов. При этом наблюдается сокращение доли безработных граждан.

Распределение работников по видам экономической деятельности приведено в табл. 58. Анализ данных, представленных в этой таблице, свидетельствует о том, что в 2014 г. занятое в экономике население было распределено следующим образом9:

• на обрабатывающем производстве - 24,1%;

• в сфере образования - 13,3%;

• в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 10,4%;

• в оптовой и розничной торговле, на ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий - 10,6%;

• в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности, в обязательном социальном обеспечении -9%.

7 Республика Марий Эл: статистический ежегодник. Йошкар-Ола: Маристат, 2015. 420 с.

8 Там же.

9 Там же.

Вариация распределения населения по видам экономической деятельности за исследуемый период незначительна, что отражает стабильность развития и доминирования отраслей в республике. До 2012 г. превалировало количество занятых со средним профессиональным образованием, начиная с 2013 г. наблюдается превышение численности работников с высшим профессиональным образованием. В то же время численность людей с высшим образованием в 2014 г. сократилось на 4% по сравнению с 2013 г., со средним профессиональным образованием -на 4,7%. Это происходило на фоне повышения численности среди занятых в экономике людей со средним и основным общим образованием - на 9,7 и 14% соответственно. Сложившаяся ситуация объясняется миграционными процессами, при которых в первую очередь «вымывается» более образованное население.

Общие данные по состоянию рынка труда в Ульяновской области

Информация о составе населения Ульяновской области представлена в табл. 610.

Общая численность населения области на конец 2014 г. составила 1 262,5 тыс. чел. По данным Территориального органа

федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области в 2014 г. численность экономически активного населения составила 651,6 тыс. чел. (в 2011 г. -693,8 тыс. чел.), или 51,6% от общей численности населения области, из которых численность занятых в экономике составила 620,6 тыс. чел. (в 2011 г. - 646,5 тыс. чел.), количество безработных составило 31 тыс. чел. (за 2011 г. - 47,3 тыс. чел.).

За три исследуемых года численность экономически активного населения Ульяновской области сокращалась: в 2014 г. по сравнению с 2012 г. она уменьшилась на 4,2%. Причиной этого были естественная убыль жителей и рост миграционных процессов.

10 Статистический ежегодник. Ульяновская область 2015.

Ульяновск: Ульяновскстат, 2014. Т. 1. 166 с.; т. 2, 228 с.

Распределение численности работников в Ульяновской области по видам экономической деятельности приведено в табл. 711.

Анализ данных, приведенных в табл. 7,

12

свидетельствует о следующей ситуации12:

• в 2014 г. большая часть занятых Ульяновской области приходилась на обрабатывающие производства и составляла 22,6% от общей численности занятых в экономике региона;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• на втором месте по числу занятых находились оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 13,7%;

• далее с небольшим отставанием следуют сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство -11,7%;

• наименьший процент занятых насчитывался в рыболовстве, рыбоводстве и добыче полезных ископаемых - 0,2 и 0,4% соответственно.

За исследуемый период была выявлена устойчивая тенденция к росту численности занятых в строительстве, финансовой, гостиничной, ресторанной деятельности и рыболовстве.

Тенденция к снижению численности занятых была выявлена:

• в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве;

• в обрабатывающих производствах, производстве и распределении энергии, газа и воды;

• в государственном управлении и обеспечении военной безопасности;

• в образовании.

В Ульяновской области растет численность занятых с высшим образованием, за

11 Там же.

12 Там же.

исключением небольшого спада в 2013 г. Количество работников со средним профессиональным образованием, напротив, сокращается: в 2014 г. оно сократилось на 12,5%. Людей, имеющих начальное профессиональное образование, за тот же период стало больше на 14,5%. Отрицательная миграция в области также имеет место -миграционное снижение численности населения в 2014 г. составило 1 568 чел.

Общие данные по состоянию рынка труда в Республике Чувашия

Общая численность населения Республики Чувашия на конец 2015 г. составила 1 238,1 тыс. чел., в том числе 724 тыс. граждан в трудоспособном возрасте.

По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике, в 2015 г. численность занятого в экономике населения составила 671,1 тыс. чел. (в 2011 г. -664,1 тыс. чел.), или 54,2% от общей численности населения республики (табл. 8). Количество безработных, исчисленных по методологии Международной организации труда составляло 33,2 тыс. чел. (в 2011 г. -51,8 тыс. чел.).

Численность занятых в экономике с 2011 по 2014 г. стабильно росла, однако в 2015 г. наблюдалось небольшое снижение - на 1,8%. Количество безработных неуклонно падало: по сравнению с 2013 г. в 2015 г. их стало меньше на 13,3%. Миграционная убыль населения в 2015 г. составила 1,9 тыс. чел.13.

Распределение численности работников в Республике Чувашия по видам экономической деятельности приведено в табл. 914.

Анализ данных, представленных в табл. 9, свидетельствует о следующей ситуации:

• в 2015 г. большая часть занятых Чувашской Республики приходилась на обрабатывающие производства и составляла

13 Статистический ежегодник Чувашской Республики. Чебоксары: Чувашстат, 2016. 445 с.

14 Там же.

19,8% от общего количества занятых в экономике региона;

• на втором месте находились оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 17,3%;

• далее с небольшим отставанием следует сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 13,6%;

• наименьший процент занятых насчитывался в рыболовстве, рыбоводстве и добыче полезных ископаемых.

За исследуемый период значительных колебаний в структуре численности занятых по видам экономической деятельности не выявлено.

Из числа занятых в экономике в 2015 г. люди с высшим профессиональным образованием представляют почти третью часть жителей республики (29,6%).

Затем в порядке убывания население распределилось следующим образом:

• с начальным профессиональным образованием - 25,2%;

• со средним (полным) общим образованием -21,2%;

• со средним профессиональным образованием - 20,7%.

За исследуемый период в составе занятых в экономике республики произошел рост доли лиц с высшим профессиональным образованием (на 7,2%), при этом количество людей со средним профессиональным образованием несколько снизилось15.

Для большей наглядности данные по рассматриваемым регионам приведены в сравнении (рис. 1, табл. 10).

Состав занятых в экономике по уровню образования делится на четыре примерно равные группы:

15 Там же.

• с высшим профессиональным образованием (от 26,7% в Ульяновской области до 33,7% в Республике Татарстан);

• со средним профессиональным образованием (от 19,3% в Республике Татарстан до 25,4% в Республике Марий Эл и Ульяновской области);

• с начальным профессиональным образованием (от 18,9% в Республике Марий Эл до 25,2% в Чувашской Республике);

• без профессионального образования (от 21,9% в Республике Марий Эл до 26,5% в Республике Татарстан)16.

Среднегодовая численность работников по видам экономической деятельности распределяется таким образом, что на предприятия обрабатывающей

промышленности приходится наибольшая доля занятых:

• в Республике Марий Эл - 21,5%;

• в Ульяновской области - 22,8%;

• в Чувашской Республике - 19,8%;

• в Республике Татарстан несколько меньше -17,2%.

Второе место по числу занятых занимает оптовая и розничная торговля:

• в Республике Марий Эл - 17,4%;

• в Республике Татарстан - 17,4%;

• в Чувашской Республике - 17,3%;

• в Ульяновской области - 13,9%.

Третье место в Республике Татарстан и в Чувашской Республике занимает строительство (9,7 и 8,9% соответственно), а в Республике Марий Эл и Ульяновской области - образование (8,8 и 8,1% соответственно).

16 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: статистический сборник. М.: Росстат, 2016. 1326 с.

При сравнении с данными 2005 г. можно определить, что численность занятых на предприятиях обрабатывающей промышленности падает во всех регионах на 1-3 п.п., кроме Республики Марий Эл, где произошел рост на 1,7%. В то же время везде наблюдается рост численности занятых в оптовой и розничной торговле на 1,5-2%, только в Республике Марий Эл в 2015 г. произошло снижение этого показателя на 5% по сравнению с 2014 г. на фоне предыдущего роста17.

Проблемы и перспективы взаимодействия высших учебных заведений в регионах с рынком труда с точки зрения экспертов

Комплексные исследования сферы высшего образования проводились под руководством автора статьи в 2005, 2009, 2014 гг. на базе республиканского центра маркетинга (Казань). Экспертный опрос, представляемый далее, является частью проекта «Исследование системы высшего образования: гармонизация отношений между рынком труда и рынком образовательных услуг», который был реализован при поддержке региональной общественной организации «Институт проблем гражданского общества»18.

Цель опроса экспертного сообщества -изучение видения и мнений представителей структур, обеспечивающих регулирование рынка образовательных услуг, представителей руководства вузов и бизнеса о проблемах и перспективах развития системы высшего образования в регионах и гармонизации ее взаимодействия с рынком труда.

Была сформирована выборка из 20 экспертов в каждом из исследуемых регионов, в том числе:

• четыре представителя органов государственного и муниципального управления образованием в регионах;

17 Там же.

18 Грант открытого конкурса, проводимого в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации

от 29.03.2013 № 115-рп «Об обеспечении государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социально значимые проекты и участвующих в развитии институтов гражданского общества».

• восемь представителей руководства вузов региона;

• восемь представителей руководящего состава предприятий в регионах.

Всего было опрошено 80 экспертов, опрос был проведен в виде глубинного интервью.

Эксперты - представители власти полагают, что ситуация на рынке услуг высшего образования переживает непростые времена. Прежде всего это связано с имеющим место демографическим кризисом. В связи с тем, что количество потенциальных потребителей образовательных услуг, то есть молодежи в возрасте от 17 до 25 лет ежегодно сокращается и вплоть до 2018 г. будет продолжать сокращаться, возникает проблема трудоустройства преподавателей в связи с сокращением контингента студентов и, как следствие, учебной нагрузки.

Демографический кризис также порождает проблему снижения «качества» студентов, поскольку на многие специальности и направления подготовки практически отсутствует конкурсный отбор. Есть отставание предложения рынка образования от потребностей рынка труда, поскольку работодатель не всегда получает выпускников, обладающих теми качествами, на которые он рассчитывал. Научно-технический прогресс диктует новые требования к компетенциям выпускников, которые должны уметь работать на передовом оборудовании, но вузы не всегда обеспечивают такую возможность. Все представители власти отмечают нехватку специалистов инженерно-технических

направлений. В цифрах приема по специальностям практически четверть устойчиво занимает укрупненная группа специальностей «Экономика и управление». Было отмечено снижение спроса на внебюджетные места при условии сохранения настоящего количества бюджетных мест.

Эксперты - представители системы образования представили ситуацию как достаточно сложную. Выявлена

необходимость реформирования системы высшего образования в рамках процессов

глобализации и информатизации, однако, по мнению экспертов, скорость реформирования должна быть соизмерима с возможностью адаптации учебного процесса к новым стандартам. Были отмечены проблемы перехода на многоуровневую систему подготовки, также была отмечена актуальность проблемы разработки профессиональных стандартов, которая может улучшить ситуацию.

На рынке труда существует нехватка рабочих профессий, а также дефицит специалистов, которые смогли бы качественно пройти всю цепочку от детского сада и школы с тягой к знаниям, которые смогли бы найти именно то, что им интересно при получении высшего образования, которые испытывают энтузиазм и обладают высокой квалификацией.

Среди положительных моментов было отмечено большое разнообразие

предоставляемых услуг по количеству специальностей и направлений подготовки, по количеству уровней образования. Среди опрошенных представителей образования было выявлено мнение о том, что демографический кризис несет в себе не только угрозу, но и возможности, поскольку открывает перспективы повышения качества обучения.

Эксперты - представители работодателей полагают, что преобразование системы образования является объективным процессом на фоне процессов глобализации и информатизации. По мнению работодателей, в настоящее время существует дефицит работников в области высоких технологий, инженерных, технических специальностей и строителей, то есть в целом падает качество образования.

В тенденции слияния вузов работодатели видят как положительные, так и отрицательные последствия. В качестве отрицательного было признано большое количество высвободившихся преподавателей, которых сложно трудоустроить. С другой стороны, по мнению экспертов, слияние вузов способно породить конкуренцию среди преподавателей, которая в итоге позволит

оставить в высшей школе сильнейших, что, безусловно, должно повысить качество образования.

В ходе работы эксперты выделили факторы, которые оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на развитие рынка образовательных услуг. По их мнению, факторы, оказывающие положительное влияние, следующие:

• обострение конкуренции между учебными заведениями;

• проводимая государством политика сокращения количества высших учебных заведений и повышения качества образования.

Факторов, оказывающих отрицательное влияние, экспертами было названо больше:

• низкое качество обучения в школах;

• малая заработная плата преподавателей вузов;

• недостаточное бюджетное финансирование учреждений высшего образования;

• снижение уровня качества образования в вузах;

• низкая мотивация и дисциплина студентов;

• быстрое изменение нормативно-правового обеспечения управления вузами;

• недостаточный уровень интеграции с международным рынком образовательных услуг;

• невысокий уровень научных исследований и разработок;

• нехватка современных лабораторий для проведения исследований, экспериментов, создания опытных моделей, конструкций;

• наличие коррупционной составляющей в вузах;

• отсутствие качественного менеджмента в вузах, проблемы администрирования в связи с расширением вузов, недостаточно

проработанная и постоянно перестраиваемая иерархия управления;

• «перерегулированность» управления, которая мешает развитию (руководство вуза запрещает все, что непонятно, и заставляет слишком много отчитываться как руководителей подразделений, так и преподавателей. Это приводит к тому, что мотивация у преподавателей снижается, им приходится заниматься другой работой -обслуживанием самой системы образования, а не содержанием и процессом образования);

• отсутствие взаимодействия вузов с рынком труда;

• отсутствие эффективных мер взаимодействия власти, вузов и работодателей в области подготовки специалистов.

Большое значение для региональных рынков труда имеет факт трудовой миграции из Ульяновской области, Республики Марий Эл и Чувашской Республики, в связи с чем была отмечена необходимость системных преобразований в области трудоустройства выпускников вузов этих регионов. Отмечается также отток абитуриентов из этих регионов в другие регионы и города Российской Федерации, в том числе и в Республику Татарстан. Запросы выпускников школ с каждым годом растут, поэтому многих из них не устраивают те условия и тот перечень направлений подготовки, которые предлагают вузы регионов. В Республике Татарстан происходит отток абитуриентов - победителей олимпиад и медалистов в столичные города и в зарубежные вузы.

Таким образом, можно констатировать, что взаимодействие между рынком образовательных услуг и рынком труда в процессе подготовки специалистов с высшим образованием осуществляется в недостаточной степени, то есть до сих пор вузы не готовят необходимых регионам специалистов по ряду профессий или предоставляют набор компетенций, отличных от требований рынка труда.

Несмотря на то, что работодатели осознают важность связи образовательного процесса с реальной практикой, они не готовы к активному взаимодействию с вузами, занимают «оборонительно-наблюдательную позицию».

В большинстве случаев взаимодействие вузов и работодателей осуществляется на уровне предоставления баз практик для студентов. Однако зачастую практика реализуется как формальность, то есть отсутствует ее контроль со стороны вузов, нет заинтересованности студентов, которые не воспринимают практику как важную часть учебного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве желаемых форм взаимодействия можно отметить:

• целевое обучение;

• участие работодателей в разработке учебных планов и образовательных программ;

• дуальное обучение, когда студент большее время своего учебного процесса проводит не в вузе, а на предприятии;

• выполнение курсовых работ, выпускных квалификационных работ по темам, п р ед с тавляю щи м и нтер е с дл я работодателей;

• создание проектных групп, хоздоговорных тем;

• привлечение работодателей в учебный процесс, а также создание лабораторий при вузах и проектное обучение;

• разработку профессиональных стандартов и согласование их с образовательными стандартами.

Таблица 1

Динамика численности экономически активного населения Республики Татарстан в 2013-2015 гг.

Table 1

The changes in the economically active population of the Republic of Tatarstan in 2013-2015

Показатель 2013 2014 2015

Экономически активное население - всего, тыс. чел. 2 042,1 2 056,7 2 062,2

В том числе:

- мужчины 1 048,1 1 054 1 058,6

- женщины 994 1 002,7 1 003,6

Занятые в экономике - всего, тыс. чел. 1 961,4 1 975,9 1 980,2

В том числе:

- мужчины 1 003,7 1 012,2 1 016,1

- женщины 957,7 963,7 964,1

Безработные (по МОТ) - всего, тыс. чел. 80,7 80,8 82

В том числе:

- мужчины 44,4 41,8 42,5

- женщины 36,3 39 39,5

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Таблица 2

Динамика распределения трудовых ресурсов в Республике Татарстан в 2013-2015 гг.

Table 2

The changes in the labor distribution in the Republic of Tatarstan in 2013-2015

Показатель 2013 2014 2015

Население - всего, тыс. чел. 2 422,3 2 387,9 2 385,2

В том числе:

- занятое население 1 817,7 1 812,2 1 806,6

- учащиеся 186,5 181,5 178,6

- лица в трудоспособном возрасте, не занятые 418,2 394,1 400,1

в экономике

- % ко всем трудовым ресурсам 17,3 16,5 16,8

Источник: авторская разработка

Source: Authoring Таблица 3

Динамика изменения среднегодовой численности занятых в экономике Республики Татарстан по видам экономической деятельности в 2013-2015 гг.

Table 3

The changes in the average annual number of employed in the economy of the Republic of Tatarstan by type of economic activity in 2013-2015

Вид экономической деятельности 2013 2014 2015 2015, %

Всего в экономике, тыс. чел. 1 817,7 1 812,2 1 806,6 100

В том числе:

- сельское хозяйство, охота и лесное 176,1 172,7 171,5 9,5

хозяйство

- рыболовство, рыбоводство 0,5 0,5 0,5 0

- добыча полезных ископаемых 38,7 39,1 39,5 2,2

- обрабатывающие производства 316,2 316,4 310 17,2

- производство и распределение 44,7 43,7 45,4 2,5

электроэнергии, газа и воды

- строительство 191,8 179 174,5 9,7

- оптовая и розничная торговля; ремонт 311,4 310,4 314,3 17,4

автотранспортных средств, мотоциклов,

бытовых изделий и предметов личного

пользования

- гостиницы и рестораны 37,5 37,9 38,9 2,2

- транспорт и связь 123,9 125,6 126,1 7

- финансовая деятельность 36,7 37,1 35 1,9

- операции с недвижимым имуществом, 142,8 149,9 152 8,4

аренда и предоставление услуг

- государственное управление и обеспечение 77,6 76,3 75,4 4,2

военной безопасности; обязательное

социальное обеспечение

- образование 160,9 160,9 159,6 8,8

- здравоохранение и предоставление 98,5 102,2 102,6 5,7

социальных услуг

- предоставление прочих коммунальных, 60,4 60,7 61,5 3,4

социальных и персональных услуг

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Таблица 4

Динамика численности экономически активного населения Республики Марий Эл в 2012-2014 гг. Table 4

The changes in the economically active population of the Mari El Republic in 2012-2014

Показатель 2012 2013 2014

Экономически активное население - всего, тыс. чел. 366,1 366,6 358

В том числе:

- мужчины 183,5 186,3 185,4

- женщины 182,6 180,3 172,6

Занятые в экономике - всего, тыс. чел. 342,4 347,4 340,7

В том числе:

- мужчины 170 176,1 175

- женщины 172,4 171,3 165,7

Безработные (по МОТ) - всего, тыс. чел. 23,7 19,2 17,3

В том числе:

- мужчины 13,5 10,2 10,4

- женщины 10,2 9 6,9

Безработные, зарегистрированные в 3,6 3,1 3,1

государственных учреждениях службы занятости

населения - всего, тыс. чел.

В том числе:

- мужчины 1,5 1,4 1,3

- женщины 2,1 1,7 1,7

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 5

Динамика изменения среднегодовой численности работников организаций Республики Марий Эл по видам экономической деятельности в 2012-2014 гг.

Table 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The changes in the average annual number of employees of the Mari El Republic by economic activity in 2012-2014

Показатель 2012 2013 2014 2014, %

Всего в экономике, тыс. чел. 204,3 202,9 201,7 100

В том числе:

- сельское хозяйство, охота и лесное 10,6 9,8 9,4 4,7

хозяйство

- рыболовство, рыбоводство 0 0 0 0

- добыча полезных ископаемых 0,4 0,4 0,4 0,2

- обрабатывающие производства 47,4 47,8 48,6 24,1

- производство и распределение 9,3 9,2 8,9 4,4

электроэнергии, газа и воды

- строительство 8,6 8,1 8,2 4,1

- оптовая и розничная торговля; ремонт 19,5 20,5 21,4 10,6

автотранспортных средств, мотоциклов,

бытовых изделий и предметов личного

пользования

- гостиницы и рестораны 3,7 3,8 3,7 1,8

- транспорт и связь 12,1 11,8 11 5,5

- финансовая деятельность 3,4 3,5 3,5 1,7

- операции с недвижимым имуществом, 13,7 14,4 12,6 6,2

аренда и предоставление услуг

- государственное управление 18,6 18,4 18,2 9

и обеспечение военной безопасности;

обязательное социальное обеспечение

- образование 26,6 25,6 26,9 13,3

- здравоохранение и предоставление 21,9 21,2 20,9 10,4

социальных услуг

- предоставление прочих коммунальных, 8,5 8,4 8 4

социальных и персональных услуг

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Таблица 6

Динамика численности экономически активного населения Ульяновской области в 2012-2014 гг.

Table 6

The changes in the economically active population of the Ulyanovsk oblast in 2012-2014

Показатель 2012 2013 2014

Экономически активное население - всего, тыс. чел. 679,8 682,3 651,6

В том числе:

- мужчины 348,1 349,9 336,1

- женщины 331,7 332,4 315,5

Занятые в экономике - всего, тыс. чел. 641,9 644,9 620,6

В том числе:

- мужчины 328,2 327,4 319,8

- женщины 313,7 317,4 300,8

Безработные (по МОТ) - всего, тыс. чел. 37,9 37,4 31

В том числе:

- мужчины 19,9 22,4 16,2

- женщины 18 15 14,8

Источник: авторская разработка

Source: Authoring Таблица 7

Динамика изменения среднегодовой численности работников организаций Ульяновской области по видам экономической деятельности в 2012-2014 гг.

Table 7

The changes in the average annual number of employees of the Ulyanovsk oblast by economic activity in 2012-2014

Показатель 2012 2013 2014 2014, %

Всего в экономике, тыс. чел. 608,7 600,2 591,8 100

В том числе:

- сельское хозяйство, охота и лесное 79,5 75,9 69,1 11,7

хозяйство

- рыболовство, рыбоводство 0,6 0,7 0,9 0,2

- добыча полезных ископаемых 2,2 2,1 2,1 0,4

- обрабатывающие производства 139,5 137,8 133,9 22,6

- производство и распределение 17 17,5 16,8 2,8

электроэнергии, газа и воды

- строительство 37,9 40,3 42,6 7,2

- оптовая и розничная торговля; ремонт 81,9 80,7 80,9 13,7

автотранспортных средств, мотоциклов,

бытовых изделий

- гостиницы и рестораны 9,2 9,5 10,4 1,8

- транспорт и связь 43,6 42,6 41,9 7,1

- финансовая деятельность 7,2 8,1 9,4 1,6

- операции с недвижимым имуществом, 42,9 41,1 39,3 6,6

предоставление услуг

- государственное управление 36,3 35,7 35,4 6

и обеспечение военной безопасности;

обязательное социальное обеспечение

- образование 49,2 48,3 47,8 8

- здравоохранение и предоставление 43,4 42,6 42,6 7,2

социальных услуг

- предоставление прочих услуг 18,3 17,3 18,7 3,1

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Таблица 8

Динамика численности экономически активного населения Чувашской Республики в 2013-2015 гг. Table 8

The changes in the economically active population of the Chuvash Republic in 2013-2015

Показатель 2013 2014 2015

Экономически активное население - всего, тыс. чел. 671,6 683,7 671,1

В том числе:

- мужчины 337,9 353,2 341,6

- женщины 333,6 330,4 329,6

Занятые в экономике - всего, тыс. чел. 633,3 649,7 637,9

В том числе:

- мужчины 315,3 334,4 320,2

- женщины 318 315,3 317,7

Безработные (по МОТ) - всего, тыс. чел. 38,3 34 33,2

В том числе:

- мужчины 22,7 18,8 21,4

- женщины 15,6 15,1 11,9

Безработные, зарегистрированные 4,8 4,4 4,4

в государственных учреждениях службы занятости

населения - всего, тыс. чел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В том числе:

- мужчины 1,8 1,7 2

- женщины 3 2,7 2,5

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 9

Динамика изменения среднегодовой численности работников организаций Чувашской Республики по видам экономической деятельности в 2013-2015 гг.

Table 9

The changes in the average annual number of workers in the organizations of the Chuvash Republic by type of economic activity in 2013-2015

Показатель 2013 2014 2015 2015, %

Всего в экономике, тыс. чел. 567,6 560,7 551,7 100

В том числе:

- сельское хозяйство, охота и лесное 79,6 76,7 74,9 13,6

хозяйство

- рыболовство, рыбоводство 0,1 0,1 0,1 0

- добыча полезных ископаемых 0,5 0,9 0,5 0,1

- обрабатывающие производства 112,6 110,7 109,2 19,8

- производство и распределение 12,4 12 11,2 2

электроэнергии, газа и воды

- строительство 49,8 49,2 49,3 8,9

- оптовая и розничная торговля; ремонт 96,5 96,9 95,4 17,3

автотранспортных средств, мотоциклов,

бытовых изделий и предметов личного

пользования

- гостиницы и рестораны 8,8 8,6 8,9 1,6

- транспорт и связь 32,7 31,9 31,6 5,7

- финансовая деятельность 7,6 7,6 7,5 1,4

- операции с недвижимостью, аренда 37 37,4 38 6,9

и предоставление услуг

- государственное управление и 29,8 29,6 29,1 0,3

обеспечение военной безопасности;

обязательное социальное обеспечение

- образование 43,3 43,3 43 5,3

- здравоохранение и предоставление 36,5 36,4 35,1 7,8

социальных услуг

- предоставление прочих коммунальных, 19,9 19,3 17,6 6,4

социальных и персональных услуг

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Таблица 10

Распределение в некоторых регионах Российской Федерации предприятий и организаций по видам экономической деятельности в 2015 г.

Table 10

Distribution in some regions of the Russian Federation of enterprises and organizations by type of economic activity in 2015

Показатель Республика Республика Чувашская Ульяновская _Марий Эл_Татарстан_Республика_область_

Сельское хозяйство, 590 2 579 836 26

охота и лесное

хозяйство;

рыболовство, рыбоводство

Добыча полезных 30 547 37 82

ископаемых

Обрабатывающие 2 088 11 935 2 765 3 204

производства

Производство 253 644 179 307

и распределение

электроэнергии, газа

и воды

Строительство 1 492 14 732 2 972 2 568

Оптовая и розничная 4 638 40 552 7 298 8 441

торговля

Гостиницы 378 2 580 673 670

и рестораны

Транспорт и связь 832 7 790 1 377 2 035

Связь 83 580 158 128

Операции 2 769 24 007 4 717 6 292

с недвижимым

имуществом, аренда

и предоставление

услуг

Образование 520 3 766 1 083 866

Здравоохранение 768 5 658 1 169 1 205

и предоставление

социальных услуг

Предоставление 318 2 254 501 790

прочих

коммунальных,

социальных

и персональных услуг

Другие виды 1 056 7 817 1 843 2 017

деятельности

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Рисунок 1

Состав занятого населения отдельных регионов Российской Федерации по уровню образования в 2015 г. (по данным выборочных обследований рабочей силы), % к итогу

Figure 1

Composition of the employed population of selected regions of the Russian Federation by level of education in 2015 (data from sample labor force surveys, percent to the total)

ПП Высшее образование

El Начальное профессиональное образование □ Основное общее образование

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Творогова С.В. От гадания на кофейной гуще к определению перспектив: как выявить потребности в квалифицированных кадрах // Форсайт. 2007. № 2. С. 14-21.

URL: https://foresight-journal.hse.ru/data/2010/12/31/1208181012/002_forsait_2.pdf

2. Мелихов В.Ю., Соседов Г.А. Современные тенденции на рынке труда сквозь призму развития уровней профессионального образования // Вестник Тамбовского университета.

Сер. Гуманитарные науки. 2009. № 9. С. 99-104.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-tendentsii-na-rynke-truda-skvoz-prizmu-razvitiya-urovney-professionalnogo-obrazovaniya

3. Некрасова Л.В. Диспропорциональность регионального рынка труда и пути ее преодоления // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2015. № 1. С. 29-31.

URL: http://xn--80aa3akelis.xn--c1avg/assets/nekrasova_disproportsionalnost.pdf

4. Гимпельсон В.Е. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда: недостаток предложения, ограничения или ложные сигналы работодателей? М.: ГУ ВШЭ, 2004. 36 с. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/78494153

5. Княгинин В., Трунова Н. Компетентностный подход и постиндустриальный рынок труда // Платное образование. 2006. № 10. C. 20-25.

6. Голышев И.Г. Модель функционирования региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего образования // Человек и образование. 2011. № 2. С. 31-35. URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2011-2_p031-035.pdf

7. Иванова Т.Н. Потребности работодателей в рабочей силе (на примере г. Тольятти) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Социология. Политология. 2011. Т. 11. Вып. 3. С. 46-49. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/potrebnosti-rabotodateley-v-rabochey-sile-na-primere-g-tolyatti

8. Носырева И.Г., Данильчук Т.И. Оценка потребностей работодателей Иркутской области в персонале: количественные и качественные аспекты (по материалам социологического исследования) // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 4. С. 92-95. URL: https://cyberleninka.ra/artide/v/otsenka-potrebnostey-rabotodateley-irkutskoy-oblasti-v-personale-kolichestvennye-i-kachestvennye-aspekty-po-materialam

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Филенко Ю.А. Проблемы региона в системе «Экономика - рынок труда - рынок образовательных услуг» и пути их решения // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2009. № 2. С. 85-89.

URL: http://www.vestnik-kazgau.eom/images/archive/2009/2/20filenko.pdf

10. Чижова Л. Механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг. Методологические подходы // Человек и труд. 2004. № 8. С. 37-40.

11. Попов А. Потребность экономики в специалистах и квалифицированных рабочих: методические основы прогнозирования // Человек и труд. 2004. № 6. С. 30-35.

12. Паркачева В. Бизнес и вузы: стратегии партнерства // Платное образование. 2006. № 1-2. С. 20-25.

13. Дымарская О. Страшно далеки мы от рынка. Анализ экспертных мнений работодателей по основным проблемам профессионального образования // Платное образование. 2005. № 1-2. С.18-24.

14. Сигова С.В., Серебряков А.Г., Лукша П.О. Формирование перечня востребованных компетенций: первый опыт в России // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1. URL: https://doi.org/10.15393/j5.art.2013.1946

15. Звонников В.И., Райченко А.В. Что нужно работодателю? // Высшее образование сегодня. 2008. № 7. С. 4-7.

16. Корнейченко Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста в условиях рынка труда // Высшее образование сегодня. 2008. № 10. С. 72-74.

17. Цой В.И. Модель управленческого образования рыночного типа // Высшее образование сегодня. 2008. № 9. С. 12-13.

18. Thune T., St0ren L.A. Study and Labour Market Effects of Graduate Students' Interaction with Work Organisations During Education: A Cohort Study. Education + Training, 2015, vol. 57, iss. 7, pp. 702-722. URL: https://doi.org/10.1108/ET-10-2014-0126

19. Галеева Р.Б. Научно-методические основы компетентностного подхода

в маркетинговом образовании // Компетенции и компетентностный подход в современном образовании: монография. Saint-Louis, MO, US, Publishing House «Science & Innovation Center», 2013. С. 31-106.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-1477 eISSN 2311-8733

Socioeconomic Policy

THE INTERACTION OF HIGHER EDUCATION SYSTEM WITH THE LABOR MARKET: A STUDY OF THE LABOR MARKET IN THE REGIONS OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT

Railya B. GALEEVA

Kazan Cooperative Institute, Branch of Russian University of Cooperation, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation bgaleeva@gmail.com ORCID: not available

Article history:

Received 23 May 2017 Received in revised form 12 September 2017 Received in final form 17 October 2017 Available online 16 January 2018

JEL classification: I23, I25, J21, J23, J24

Abstract

Subject This article discusses the need to bring into line with the future activities of specialists the content of their preparation, the formation of a system model of higher education, which takes into account today's and prospective requirements of the labor market.

Objectives The article aims to research the labor market in four regions of the Volga Federal District of the Russian Federation: the Republic of Tatarstan, Mari El Republic, Chuvash Republic, and the Ulyanovsk oblast, as well as discuss problems and prospects of interaction of universities with enterprises and organizations of these regions. Methods For the study, I used the methods of logical and statistical analyses, and in-depth expert survey.

Results The article analyzes the state of regional labor markets, presents the results of the expert survey of labor market representatives and heads of the regional education system, and it defines possible ways of harmonizing the interaction of universities with the labor market.

Conclusions The article notes that although the number of employed with higher education is growing, at the same time there is a shortage of highly qualified personnel in certain professions, on the one hand, and unskilled workers, on the other. Also, the article says that the universities do not prepare the necessary for the regions specialists in a number of professions or they provide a set of competencies different from the requirements of the labor market, so it is necessary to form and develop effective directions of cooperation between educational institutions and employers.

_© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Galeeva R.B. The Interaction of Higher Education System with the Labor Market: A Study of the Labor Market in the Regions of the Volga Federal District. Regional Economics: Theory and Practice, 2018, vol. 16, iss. 1, pp. 101-122. https://doi.org/10.24891/re. 16.1.101

Keywords: labor market, employer requirements, interaction, vocational education system

References

1. Tvorogova S.V. [From fortune-telling to identification of prospects: how to define future needs in qualified personnel]. Forsait = Foresight-Russia, 2007, no. 2, pp. 14-21.

URL: https://foresight-journal.hse.ru/data/2010/12/31/1208181012/002_forsait_2.pdf (In Russ.)

2. Melikhov V.Yu., Sosedov G.A. [Current trends in the labor market from the perspective of the development of professional education levels]. Vestnik Tambovskogo universiteta.

Ser. Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Ser. Humanities, 2009, no. 9, pp. 99-104. URL: https://cyberleninka.ru/article/vZsovremennye-tendentsii-na-rynke-truda-skvoz-prizmu-razvitiya-urovney-professionalnogo-obrazovaniya (In Russ.)

3. Nekrasova L.V. [The disparity of the regional labor market and the ways of its overcoming]. Aktualnye problemy sotsial'no-gumanitarnogo i nauchno-tekhnicheskogo znaniya, 2015, no. 1, pp. 29-31. URL: http:/Zxn~80aa3akelis.xn~c1avg/assets/nekrasova_disproportsionalnost.pdf (In Russ.)

4. Gimpelson V.E. Defitsit kvalifikatsii i navykov na rynke truda: nedostatok predlozheniya, ogranicheniya ili lozhnye signaly rabotodatelei? [Lack of qualifications and skills in the labor market: lack of supply, limitations or false signals from employers?]. Moscow, HSE Publ., 2004, 36 p. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/78494l53

5. Knyaginin V., Trunova N. [The competence approach and the post-industrial labor market]. Platnoe obrazovanie, 2006, no. 10, pp. 20-25. (In Russ.)

6. Golyshev I.G. [Model for the functioning of regional labor markets and educational services in higher education]. Chelovek i obrazovanie = Man and Education, 2011, no. 2, pp. 31-35. URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2011-2_p031-035.pdf (In Russ.)

7. Ivanova T.N. [Needs of employers in the labor force: evidence from the City of Tolyatti]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser. Sotsiologiya. Politologiya = Izvestia of Saratov University. New Series. Ser. Sociology. Politology, 2011, vol. 11, iss. 3, pp. 46-49.

URL: https://cyberleninka.ru/article/vZpotrebnosti-rabotodateley-v-rabochey-sile-na-primere-g-tolyatti (In Russ.)

8. Nosyreva I.G., Danil'chuk T.I. [Assessment of Irkutsk region employers' demand in employees: quantitative and qualitative aspects (based on sociological survey)]. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii, 2012, no. 4, pp. 92-95.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v7otsenka-potrebnostey-rabotodateley-irkutskoy-oblasti-v-personale-kolichestvennye-i-kachestvennye-aspekty-po-materialam (In Russ.)

9. Filenko Yu.A. [Problems of the region in the Economy - Labor Market - Market for Educational Services system and how to address them]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Vestnik of Kazan State Agrarian University, 2009, no. 2, pp. 85-89.

URL: http://www.vestnik-kazgau.com/images/archive/2009/2/20filenko.pdf (In Russ.)

10. Chizhova L. [Mechanism for interaction between labor markets and educational services. Methodological approaches]. Chelovek i trud, 2004, no. 8, pp. 37-40. (In Russ.)

11. Popov A. [The need of economy for specialists and skilled workers: a methodical basis for forecasting]. Chelovek i trud, 2004, no. 6, pp. 30-35. (In Russ.)

12. Parkacheva V. [Business and Universities: Partnership Strategies]. Platnoe obrazovanie, 2006, no. 1-2, pp. 20-25. (In Russ.)

13. Dymarskaya O. [We are far from the market. Analysis of employers' expert opinions on the main problems of vocational education]. Platnoe obrazovanie, 2005, no. 1-2, pp. 18-24. (In Russ.)

14. Sigova S.V., Serebryakov A.G., Luksha P.O. [Creating the list of competences in demand: first Russian experience]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek, 2013, no. 1. (In Russ.)

URL: https://doi.org/10.15393/j5.art.2013.1946

15. Zvonnikov V.I., Raichenko A.V. [What does the employer need?]. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today, 2008, no. 7, pp. 4-7. (In Russ.)

16. Korneichenko N.V. [Competitiveness of the future professional in the labor market]. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today, 2008, no. 10, pp. 72-74. (In Russ.)

17. Tsoi V.I. [A market-type management education model]. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today, 2008, no. 9, pp. 12-13. (In Russ.)

18. Thune T., St0ren L.A. Study and Labour Market Effects of Graduate Students' Interaction with Work Organisations During Education: A Cohort Study. Education + Training, 2015, vol. 57, iss. 7, pp. 702-722. URL: https://doi.org/10.1108/ET-10-2014-0126

19. Galeeva R.B. Nauchno-metodicheskie osnovy kompetentnostnogo podkhoda v marketingovom obrazovanii. Vkn.: Kompetentsii i kompetentnostnyi podkhod v sovremennom obrazovanii: monografiya [The scientific and methodological foundations of the competence approach

in marketing education. In: Competence and competence approach in modern education: a monograph]. Saint-Louis, MO, US, Publishing House Science & Innovation Center, 2013, pp. 31-106.

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.