pISSN 2073-2872 eISSN 2311-875X
Угрозы и безопасность
УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА: ОЦЕНКА И ПРОГНОЗ Татьяна Николаевна САВИНА
кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Получена 03.10.2017 Получена в доработанном виде 21.10.2017 Одобрена 14.11.2017 Доступна онлайн 29.11.2017
УДК 338.331.5.024.5 JEL: 132, Л1, J64
Ключевые слова:
рынок труда, безработица, экономическая безопасность, пороговое значение
Аннотация
Тема. Рынок труда как потенциальный источник угроз экономической безопасности государства.
Цели. Выявление на основе анализа угроз экономической безопасности, свойственных рынку труда, степени остроты кризисной ситуации в этой сфере. Определение прогнозных параметров в данном сегменте социально-экономических отношений.
Методология. В работе использованы методы структурного и функционального анализа, многомерного статистического и сравнительного анализа, традиционные приемы экономического анализа и синтеза. В целях определения степени остроты кризисной ситуации была использована зонная теория.
Результаты. В процессе анализа рискообразующих факторов, оказывающих непосредственное влияние на состояние рынка труда, выявлены наиболее острые угрозы экономической безопасности в этой сфере. Дана комплексная оценка состоянию уровня безработицы, изучена динамика численности населения и заработной платы. Показано воздействие на рынок труда миграции населения и уровня преступности. Проведен сравнительный анализ показателей рынка труда Республики Мордовия с их пороговыми значениями. Определена степень остроты кризисной ситуации на рынке труда относительно исследуемых показателей. Представлены прогнозные параметры в этой сфере социально-экономических отношений.
Выводы. Обеспеченность трудовыми ресурсами и благосостояние населения выступают одним из факторов обеспечения экономической безопасности и устойчивого развития региона. Установлено, что наиболее крупной угрозой на рынке труда Мордовии является уровень преступности населения. Определено, что данному показателю свойственна зона значительного риска. Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти при разработке программ и стратегий развития рынка труда, доктрины социальной безопасности, а также в практической деятельности комитетов по труду и занятости населения.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Для цитирования: Савина Т.Н. Угрозы экономической безопасности на рынке труда: оценка и прогноз // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13, № 11. - С. 2166 - 2184. https://doi.org/10.24891/ni.13.11.2166
В быстро изменяющейся экономике, в условиях трансформации социально-экономической системы проблемы экономической безопасности значительно обостряются. Современные угрозы безопасности значительно превосходят угрозы времен холодной войны. Мир динамично изменяется, и угрозы меняются с невероятной скоростью. В результате приоритеты
государства относительно обеспечения безопасности, определенные на конкретном этапе экономического развития, не являются постоянными и претерпевают значительные, а порой и кардинальные изменения в условиях конкретных ситуаций. Не отличается своим постоянством и система угроз (как потенциальных, так и реальных). Они появляются и исчезают, нарастают и
2166
сокращаются. При этом изменяются их место, роль и степень влияния на экономическую безопасность. Экономическая, социальная и политическая ситуации в России и в мире кардинально меняется, многие угрозы теряют свою значимость и остроту, в то же время появляются новые вызовы и угрозы экономической безопасности.
Экономическая безопасность является признанным объектом особого научного внимания, как в России, так и за рубежом. Исследованию проблем экономической безопасности посвящено множество работ, предложено значительное число концепций и теорий.
Отечественной экономической наукой теоретические аспекты проблем экономической безопасности наиболее активно начали разрабатываться с середины 1990-х гг. Вопросы обеспечения экономической безопасности государства содержатся в исследованиях Л.И. Абалкина [1], И.Я. Богданова [2], В.А. Богомолова1, Е. Бухвальд [3], Г.С. Вечканова2, С.Ю. Глазьева [4], Л.П. Гончаренко3, В.В. Криворотова4, Е.И. Кузнецовой [5], Е.А. Олейникова5, В.К. Сенчагова6 [6], В. Аксёнова и др. [7], В.Л. Тамбовцева [8], А. Татаркина [9].
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности
1 Богомолов В.А. Введение в специальность «Экономическая безопасность»: учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2015. 279 с.
2 Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: учебник для вузов. СПб: Питер, 2007. 384 с.
3 Гончаренко Л.П. Экономическая безопасность: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2014. 478 с.
4 Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 2015. 351 с.
5 Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е.А. Олейникова. М.: Экзамен, 2004. 280 с.
6 Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России.
Общий курс. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
815 с.
и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.
На обеспечение экономической безопасности огромное влияние оказывает рынок труда. Многогранность и сложность формирования рынка труда заключается в особом его положении в экономической структуре страны: с одной стороны, рынок труда выступает составной частью общехозяйственной системы и является важнейшим инструментом подъема экономических комплексов на федеральном и региональном уровнях, а с другой -показатели и характеристики занятости и рынка труда представляют собой важнейшие социальные индикаторы, по которым можно судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности экономических преобразований. Современный этап развития экономики показывает, что наличие трудовых ресурсов и благосостояние населения выступают одним из факторов обеспечения экономической безопасности и устойчивого развития региона'.
Свой вклад в исследование проблем рынка труда внесли известные современные российские ученые - И.Е. Заславский [10], Н.А. Волгин8, Р.И. Капелюшников [11], А.Э. Котляр [12], И.С. Маслова9,
7 Симонова М.В., Валитова А.А. Рынок труда: региональный аспект: учеб. пособие. М.: РИОР, ИНФРА-М, 2016. 213 с.
8 Волгин Н.А. Рынок труда и доходы населения: учеб. пособие. М.: ФилинЪ, 1999. 280 с.
9Маслова И.С. Прогнозы безработицы и корректировка политики занятости // Человек и труд. 2010. № 6. С. 29-31.
2167
М.Ю. Остапенко10, Ф.Т. Прокопов11, Г. Цветкова [13], Е.А. Яковлева [14] и др.
В целях выявления наиболее острых угроз экономической безопасности, характерных для рынка труда, считаем необходимым проанализировать рискообразующие факторы, оказывающие непосредственное влияние на его состояние. Так, среди множества факторов, (оказывающих как положительное влияние на состояние регионального рынка труда, так и создающих определенные угрозы его эффективному развитию) считаем целесообразным в рамках исследования проанализировать пять ключевых.
Исследование проведем путем сравнительного анализа факторов в РФ, ПФО и Республике Мордовия.
Уровень общей безработицы. Справедливо отметим, что ключевым показателем, определяющим степень остроты кризисной ситуации на рынке труда, является уровень общей безработицы. Анализируя динамику уровня общей безработицы в Республике Мордовия (далее - РМ) следует отметить, что начиная с 2013 г. на фоне снижения экономической активности населения республики (ЭАН), было отмечено устойчивое снижение уровня общей безработицы к уровню ЭАН (рассчитанной по методологии МОТ) с 4,4% в 2013 г. до 3,9% в 2015 г., что является одним из низких показателей в Российской Федерации (рис. 1). Подчеркнем, что данный факт является крайне позитивным. В 2016 г. уровень общей безработицы сохранился на уровне 2015 г. и составил 3,9%. По этому показателю РМ находится на 8-м рейтинговом месте по РФ и на 3-м - среди регионов ПФО, уступая только Самарской области (3,4%) и Республике Татарстан (3,6%).
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в Российской Федерации в целом и
10 Остапенко М.Ю. Экономика труда: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2007. 272 с.
11 Прокопов Ф. Безработица в экономике России // Человек и труд. 2000. № 1.
Республике Мордовия в частности, с 2010 г. по сентябрь 2015 г. в республике отмечается устойчивое снижение регистрируемой безработицы. В период с 2010 по 2014 г. ее уровень сократился с 1,7 до 0,9%, а на январь 2017 г. показатель достиг отметки 0,8% (табл. 1). Среднегодовой уровень
безработицы в республике ниже, чем по России и ПФО. В сентябре 2015 г. по показателю «уровень регистрируемой безработицы» Республика Мордовия занимала 16-е место по России и 4-е место по ПФО.
Тем не менее статистика безработицы не дает полной картины регионального рынка труда. Велика официально не фиксируемая «теневая» занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Также наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица в виде вынужденных отпусков и неполной рабочей недели (табл. 2).
Руководители предприятий в целях сокращения расходов на персонал вынужденно принимают решения о приостановке работы чаще всего по экономическим причинам. В 2015 г. и первом полугодии 2016 г. снижение объемов производства, оказания услуг, приостановка деятельности предприятий привели к увеличению масштабов неполной занятости работников в организациях. Численность работников, переведенных на режим неполного рабочего времени на конец 2015 г. составила 2 015 чел. (на 1 148 чел. или в 2,3 раза больше, чем в предыдущем периоде). Вместе с тем принятые на республиканском уровне антикризисные меры позволили стабилизировать ситуацию в данной сфере: численность работников, переведенных на режим неполного рабочего времени, по состоянию на 1 октября 2016 г. составила 431 чел. (на 1 584 чел. меньше, чем в предыдущем периоде). Из них: 4 чел. находились в отпусках без сохранения заработной платы, 28 - находились в простое, 399 - трудились неполное рабочее время. На 1 января 2017 г. ситуация улучшилась.
2168
Отмеченные тенденции повлияли на учет безработных граждан, зарегистрированных в службах занятости республики (рис. 2). В 2014 г. численность безработных граждан, состоящих на учете в государственных службах занятости, увеличилась по сравнению с 2014 г. и составила 3 863 чел., а по состоянию на сентябрь 2016 г. - сократилась и составила 3 731 чел.
В свою очередь, сложная экономическая ситуация повлекла за собой снижение числа вакансий: в январе 2017 г. потребность в рабочей силе составила 5 871 чел.; для сравнения: в сентябре 2016 г. потребность в рабочей силе составила 7 943 чел. против 8 439 чел. в 2015 г. При этом из общего числа вакантных должностей 90% предназначалось для замещения рабочих профессий.
Средняя продолжительность безработицы в 2016 г. составляла 4,7 мес., то есть уменьшилась по сравнению с 2015 г. (рис. 3). Необходимо отметить, что женщины практически во всех возрастных категориях тратят на поиски работы больше времени (4-6 мес.), чем мужчины (2,5-4 мес.).
Анализируя данные распределения численности безработных по возрастным группам, можно отметить, что наиболее пострадавшими от безработицы являются лица в возрасте 30 лет и старше, далее идет категория лиц в возрасте 16-29 лет (16% от общего числа зарегистрированных безработных) и лица предпенсионного возраста (12,7% от общего числа безработных). Трудоустройство лиц пенсионного возраста особенно сложно и сопряжено с рядом проблем, которые обусловлены повышением требований работодателей к профессиональным качествам потенциальных работников. Основные проблемы при трудоустройстве молодежи (зачастую их невостребованность) напрямую связаны с отсутствием опыта, несоответствием навыков и знаний, полученных в учебных заведениях требованиям работодателей (рис. 4).
Как говорилось ранее, в РФ отмечается рост численности работников, уволенных по причине сокращения штата или ликвидации организаций, данная ситуация характерна для многих субъектов РФ, в том числе и РМ.
На протяжении 2014-2017 гг. структура распределения безработных по уровню образования идентична (табл. 3). Основную часть безработного населения РМ составляют лица со средним профессиональным образованием (в январе 2014 г. - 38,2%, в январе 2017 г. - 39,5%). Уровень образования прямо влияет на рынок труда региона. Наиболее востребовано на рынке труда население с высшим профессиональным образованием, но на данный период времени, увеличился процент безработных граждан, имеющих такое образование (в январе 2014 г. -27,7%, в январе 2017 г. - 30,9%).
Сокращение численности трудоспособного населения. Анализ динамики и структуры основных показателей рынка труда имеет важное значение в выявлении его основных проблем, а также в определении тенденций дальнейшего развития. В связи с этим необходимо провести анализ основных показателей рынка труда Республики Мордовия за последние годы.
Демографическая составляющая является важной частью рынка труда республики. Население республики за 2012-2017 гг. уменьшилось на 16,2 тыс. чел., и к 1 января 2017 г. составило 809,2 тыс. чел.
На фоне долговременной тенденции сокращения численности населения происходит снижение численности трудоспособного возраста -основного источника формирования трудовых ресурсов (рис. 5).
Заметим, что в 2016 г. численность трудовых ресурсов составляла 480,8 тыс. чел., в 2015 г. этот показатель достигал отметки в 486 тыс. чел., сократившись на 2,3%. Данная динамика негативно отражается на уровне экономической активности населения РМ,
2169
которая, как правило, максимально наблюдается в трудоспособном возрасте (табл. 4).
Ежегодно численность экономически активного населения (ЭАН) в возрасте от 15 до 72 лет в республике неуклонно снижается. Так, по состоянию на 2016 г. численность ЭАН составила 441,3 тыс. чел., что на 4,8 тыс. чел. меньше по сравнению с 2015 г. Для сравнения в 2014 г. численность ЭАН составляла 452 тыс. чел., в 2013 г. - 457 тыс. чел. Снижение ЭАН влечет за собой сокращение численности занятого населения с 438 до 423,3 тыс. человек (снижение на 14,7 тыс. человек) и безработного населения с 20 до 18,0 тыс. человек.
Рейтинг уровня экономической активности показывает, что общая ситуация снижения активности в республике характерна и в целом для России и, в частности, для Приволжского федерального округа (ПФО). В 2011 г. и сентябре 2015 г. среди регионов ПФО в Мордовии был отмечен наибольший уровень экономической активности населения (71%). По уровню экономической активности населения (441,3 тыс. чел.) на период 2016 г. Республика Мордовия занимает 3-е место в ПФО.
Уровень ЭАН по половой структуре примерно одинаков (соотношение примерно 52:48 в пользу мужчин). Например, в 2016 г. в составе ЭАН среди занятых наибольшую долю занимают мужчины - 219 тыс. чел., или 53,1%. Доля работающих женщин была немного меньше, чем доля занятых мужчин - 46,9%. Женская безработица характерна для рынков труда большинства стран мира.
Заработная плата. Это ключевой показатель на рынке труда. Средняя начисленная заработная плата работников организаций, в кл ю чая с убъе кты мало го
предпринимательства, составила по Республике Мордовия за январь - декабрь
2016 г. 23 379,4 руб. (табл. 5). По рейтинговой оценке субъектов ПФО по уровню заработной платы, за январь-декабрь 2016 г. Мордовия занимает 12-е место. Средняя заработная плата по России за 2016 г. составляет 35 843 руб. С 2012 по 2016 г. наблюдается увеличение данного показателя.
Статистика показывает, что цена труда в относительных цифрах в нашей стране заметно ниже, чем в развитых странах. Негативные последствия несоответствия цены рабочей силы ее стоимости заключаются в следующем:
— низкий уровень цены рабочей силы является одним из факторов накопления скрытой безработицы;
— низкий средний уровень заработной платы негатив но влияе т на з анятос ть и ее структуру;
— сложившийся уровень заработной платы консервирует низкий технологический уровень производства.
Миграция населения. Воздействие на рынок труда оказывает такой фактор, как миграция населения. Основываясь на данных Мордовиястата, общие итоги миграции показывают, что в январе-декабре 2016 г. в республику прибыло 26 119 чел., выбыло за ее пределы 21 574 чел. Миграционный прирост населения составил 4 545 чел. (январь-декабрь 2015 г. - 2 093 чел.). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число прибывших увеличилось на 648 чел., число выбывших уменьшилось на 1 804 чел.
Данные внешней миграции (без учета внутрирегиональной миграции) показывают, что в январе-декабре 2016 г. на территорию РМ прибыло 18 182 чел., выбыло за ее пределы - 13 637 чел. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число прибывших увеличилось на 1 448 чел., число выбывших уменьшилось на 1 004 чел.
2170
Из других регионов России (межрегиональная миграция) на территорию республики прибыло 9 248 чел., выбыло 12 449 чел. По данному потоку сложилась миграционная убыль, которая составила 3 201 чел. (табл. 6).
По-прежнему Московская, Нижегородская области, а также Москва и Санкт-Петербург остаются лидирующими регионами по привлечению мигрантов из Республики Мордовия.
Уровень преступности. Одним из ключевых показателей, для определения экономической безопасности на рынке труда является уровень преступности населения. По данному показателю можно судить о ситуации, сложившейся на рынке труда. В основном преступный образ жизни ведут люди, не занятые трудовой деятельностью. Анализируя ситуацию, сложившуюся в республике, следует сказать, что данный показатель не соответствует пороговому значению, и превышает его значение, что крайне опасно отражается на общей ситуации в регионе. Так, уровень преступности (количество
преступлений на 100 тыс. населения) составлял: в 2014 г. - 8,9 тыс.; в 2015 -9,1 тыс.; в 2016 - 8,5 тыс.
Проведенный анализ позволяет выявить остроту угроз экономической безопасности на рынке труда Республики Мордовия. В этих целях представляется целесообразным сравнить динамику исследуемых показателей с величиной их пороговых значений (табл. 7).
Для оценки степени остроты кризисной ситуации на рынке труда относительно исследуемых показателей важно установить, насколько их значения удалены от существующих пороговых величин. В этих целях воспользуемся зонной теорией. Заметим, что последняя не является новой. Она напоминает спектр-балльный метод, используемый в теории экономического анализа, который предполагает проведение анализа финансовых коэффициентов путем
сравнения полученных значений с рекомендуемыми нормативными величинами. При этом используется система разнесения этих значений по зонам удаленности от оптимального уровня.
Прологарифмировав показатели за период 2010 г. - начало 2017 г., построим по ним лепестковую диаграмму, позволяющую наглядно увидеть, как ведут себя исследуемые индикаторы относительно «зон риска» (рис. 6).
Представленная на рис. 6 в виде лепестковой диаграммы логарифмическая зависимость показателей позволяет с уверенностью утверждать о том, что наиболее крупной угрозой на региональном рынке труда является уровень преступности населения. Данному показателю свойственна зона значительного риска. Пороговое значение индикатора превышает его реальное значение от 1,6 до 3 раз. Такое положение нежелательно, во многих случаях не удается его быстро исправить, поэтому важным здесь является изучение тенденций изменения соответствующих индексов.
По уровню средней заработной платы Мордовия значительно отстает от среднего российского уровня. Анализируя данный показатель, следует отметить, что нормированное значение находится на уровне умеренного риска. Особо острой опасности от данного показателя не наблюдается, но следует следить за значениями этого индикатора.
Проведенный анализ основных показателей рынка труда позволил сделать вывод о том, что положение на рынке труда РМ складывается в общем русле тенденций, наблюдающихся в РФ. Дестабилизирующее воздействие на рынок труда оказывают демографические и миграционные процессы. В республике наблюдается ежегодное снижение численности постоянного населения. Сокращение численности
2171
населения имеет далеко идущие последствия: деформируется возрастная структура населения, происходят структурные и качественные изменения трудовых ресурсов, сокращается численность экономически активного населения. Усугубляют ситуацию на рынке труда территориальная диспропорция миграционных потоков. Перечисленные особенности подтверждают факт несбалансированного функционирования р ес публиканс кого р ын ка тр уда. Запланированный рост экономического потенциала, развитие инновационной деятельности и малого бизнеса в РМ невозможен без полноценного обеспечения трудовых ресурсов.
Для ослабления дисбаланса на рынке труда необходимо определить наличие количественных и качественных прогнозных параметров рынка труда. В связи с изложенным, целесообразен прогноз и анализ динамики регионального рынка труда, учитывающий общие тенденции в динамике сферы занятости, с одной стороны, и особенности демографической и миграционной составляющей.
Согласно демографическому прогнозу Министерства экономики РМ, численность населения будет уменьшаться ежегодно, и к 2020 г. составит 768,9 тыс. чел. (в 2014 г. -812,156 тыс. чел.). При этом численность населения трудоспособного возраста будет снижаться, как и численность населения старше и моложе трудоспособного возраста (табл. 8). Также в республике ожидается миграционный отток населения за пределы региона.
Численность населения трудоспособного возраста сократится до 448,5 тыс. чел. и будет составлять 55,2% от всего населения к 2020 г., и на период 2025 г. уменьшится до 441,8 тыс. чел.
Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте в прогнозный
период приведет к сокращению численности занятых в экономике к 2018 г. на 362,4 тыс. чел., к 2020 г. будет прослеживаться сокращение до 356,7 тыс. чел., и к 2025 г. численность населения, занятого в экономике, приобретет значение 342,6 тыс. чел. (рис. 7).
В отсутствие сильных негативных шоков в экономике, общая численность безработных (по методологии МОТ) в 2018-2025 гг. будет постепенно снижаться, и с 2018 по 2025 г. будет находиться на уровне 4,6-4,1% от численности ЭАН (рис. 8).
В связи с сокращением численности населения трудоспособного возраста в 20172025 гг. ожидается снижение численности трудовых ресурсов (на 0,8-0,9 млн чел. ежегодно). При этом негативные демографические тенденции будут смягчены ростом численности работающих лиц старше пенсионного возраста) и иностранных трудовых мигрантов.
Прогноз по Государственной программе развития рынка труда и улучшения условий труда в Республике Мордовия показал следующие значения показателей рынка труда (табл. 9).
По данным прогноза по Государственной программе Республики Мордовия на 20142020 гг. прослеживается незначительное сокращение уровня безработицы на период 2018-2020 гг. Было спрогнозировано, что уровень общей безработицы в период указанного промежутка времени будет составлять 4,2%. Уровень регистрируемой безработицы будет находиться в пределах одного уровня и составлять 0,9%.
Развитие рынка труда в период до 2020 г. будет осуществляться на фонде снижения численности трудоспособного населения и численности трудовых ресурсов. Кроме того, сохраняются риски роста численности работников, уволенных по причине сокращения штата или ликвидации
2172
организаций, вызванные сложной
экономической ситуацией в стране.
Чтобы минимизировать угрозы на рынке труда, следует смотреть в будущее, прогнозируя опасные угрозы. Сделанные нами прогнозы состояния рынка труда показали такую проблему, как сокращение численности населения. Уровень безработицы
Таблица 1
Динамика уровня регистрируемой безработицы, %
Table 1
Trends in the registered unemployment level, percentage point
Уровень регистрируемой безработицы 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Российская Федерация 2,1 1,7 1,4 1,2 1,2 1,3 1,2 1,2
Приволжский федеральный округ 1,8 1,4 1,1 0,9 0,9 1,1 1 1
Республика Мордовия 1,5 1,2 1 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики
Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data Таблица 2
Динамика численности работников, находящихся в режиме неполного рабочего времени
Table 2
Trends in the number of part-time workers
В том числе
Численность работников, заняты неполное находятся в находятся в
Год находящихся в режиме неполного рабочего времени рабочее время простое отпусках без сохранения зарплаты
2011 3 345 3 146 177 82
2012 1 411 1 177 107 127
2013 388 354 - 34
2014 867 63 755 49
2015 2 015 491 1486 38
2016 431 399 28 4
01.01.2017 283 215 68 -
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики
Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data
свидетельствует о ее снижении. Средняя заработная плата постепенно увеличивается, но это можно связать с инфляционными процессами, складывающимися в современной экономике. На основе оценки состояния рынка труда региона и сделанных прогнозов следует разработать эффективные методы борьбы с угрозами.
2173
Таблица 3
Динамика состава безработных граждан по уровню образования, %
Table 3
Trends in the composition of unemployed people by education level, percentage point
Уровень образования 01.01.2014 01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017
Высшее профессиональное образование 27,7 27,2 32,6 30,9
Среднее профессиональное образование 38,2 38,2 37,5 39,5
Среднее общее образование 28,1 27,9 24 23,6
Основное общее образование 5,4 6,3 5,6 5,7
Не имеющие основного образования 0,6 0,4 0,3 0,3
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики
Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data Таблица 4
Динамика численности экономически активного населения в РФ, ПФО и Республике Мордовия
Table 4
Trends in the number of economically active population in the Russian Federation, Volga Federal District, and the Republic of Mordovia
Экономически В том числе
Год активное население, занятые, безработные,
тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел.
Российская Федерация
2013 75 528,9 71 391,5 4 137,4
2014 75 428,4 71 539 3 889,4
2015 76 587,5 72 323,6 4 263,9
2016 76 636,1 72 392,6 4 243,5
Приволжский федеральный округ
2013 16 351,9 15 605 746,9
2014 16 258,9 15 515,7 743,2
2015 16 205,6 15 502,2 703,4
2016 16 224,2 15 457,3 766,9
Республика Мордовия
2013 457 438 20
2014 452 433 19
2015 446,1 426,4 19,6
2016 441,3 423,3 18
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики
Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data
Таблица 5
Динамика средней заработной платы, руб. Table 5
Average pay trends, RUB
Средняя заработная плата Год
2012 2013 2014 2015 2016
Республика Мордовия 15 186,6 18 100,7 20 342,1 22 028,5 23 379,4
Российская Федерация 26 909 29 940 32 600 33 925 36 746
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики
Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data Таблица 6
Миграция населения Республики Мордовия, чел.
Table 6
Migration flows in the Republic of Mordovia, people
Вид миграции Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост (убыль)
2015 2016 2015 2016 2015 2016
Миграция, всего 25 471 26 119 23 378 21 574 2 093 4 545
Внутрирегиональная миграция 8 737 7 937 8 737 7 937 — —
Внешняя миграция для РМ 16 734 18 182 14 641 13 637 2 093 4 545
Межрегиональная миграция 8 768 9 248 13 450 12 449 —4 682 —3 201
для РМ
Международная миграция для РМ 7 966 8 934 1 191 1 188 6 775 7 746
В том числе:
- со странами СНГ 7 373 8 373 1 094 1 170 6 279 7 203
— с другими зарубежными 593 561 97 18 496 543
странами
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики
Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data
2175
Таблица 7
Показатели рынка труда в Республике Мордовия и их пороговые значения
Table 7
Labor market indicators in the Republic of Mordovia and their thresholds
Показатель Год Пороговое значение
2014 2015 2016
Общая численность населения 812,156 808,888 807,453 -
на 1 января, тыс. чел.
Естественный прирост населения, -3 205 -3 268 -1 435 Положительное
чел.
Миграционный прирост, чел. 220 2 093 4 545 100 выбывших на 100 прибывших
Удельный вес численности 70,5 70,8 70,9 Не менее 70
трудоспособного населения в
общей численности населения, %
Уровень общей безработицы, % 4,1 3,9 3,9 8 - (МОТ), 5 - (В.К. Сенчагов), 7 - (С.Ю. Глазьев), 8-10 - (И.Я. Богданов)
Уровень регистрируемой безработицы от экономически 0,9 0,9 0,9 Предкризисный - 3 Кризисный - 5
активного населения, %
Напряженность на рынке труда, 0,5 0,5 0,6 0,8
число безработных на 1 вакансию
Уровень преступности, количество 8 900 9 100 8 500 5 000
преступлений на 100 тыс.
населения
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики
Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data Таблица 8
Прогноз численности населения по возрастным группам
Table 8
Population forecast by age group
Численность населения по группам
Год Численность населения, тыс. чел. Моложе трудоспособн. возраста, тыс. чел. % к общей числ. населения В трудоспособн. возрасте, тыс. чел. % к общей числ. населения Старше трудоспособн. возраста, тыс. чел. % к общей числ. населения
2020 768,9 122,4 16,7 448,5 55,2 206,3 28
2025 738,2 116,6 17,1 441,8 53 204,5 29
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики
Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data
Таблица 9
Прогноз показателей рынка труда 2018-2020 г. Республики Мордовия по данным государственной программы развития Республики Мордовия на 2014-2020 гг.
Table 9
Projected labor market indicators within 2018-2020 in the Republic of Mordovia, according to the 2014-2020 State Program for Development of the Republic of Mordovia
Наименование показателя (индикатора) Значения показателей
2018 2019 2020
Уровень общей безработицы, % 4,2 4,2 4,2
Уровень регистрируемой безработицы (на конец периода), % 0,9 0,9 0,9
Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда (на конец периода) 0,8 0,8 0,8
Удельный вес трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости, % 72,8 72,8 72,8
Удельный вес безработных граждан, ищущих работу 12 и более мес., в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, % 8 8 8
Отношение числа занятых в экономике региона к численности населения региона в трудоспособном возрасте, % 80,5 80,5 80,5
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data
Рисунок 1
Динамика уровня общей безработицы к уровню экономически активного населения, % Figure 1
Trends in the ratio of general unemployment to economically active population, percentage point
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data
2177
Рисунок 2
Динамика изменения численности зарегистрированных безработных и заявленной работодателями потребности в рабочей силе, чел.
Figure 2
Trends in the number of registered unemployed people and staffing needs announced by employers, people
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data
Рисунок 3
Динамика средней продолжительности безработицы, мес. Figure 3
Trends in the average duration of unemployment, month
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data
2178
Рисунок 4
Состав зарегистрированных безработных по возрасту, чел. Figure 4
Mix of registered unemployed population by age, people
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data
Рисунок 5
Численность трудоспособного населения, тыс. чел. Figure 5
The number of employable population, thousand people
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data
2179
Рисунок 6
Сравнение индикаторов экономической безопасности на рынке труда с их пороговыми значениями, 2016 г. Figure 6
Comparison of economic security indicators in the labor market and their thresholds, 2016
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data
Рисунок 7
Прогноз трудоспособного населения Республики Мордовия на период 2018-2025 гг. Figure 7
Projected employable population of the Republic of Mordovia for 2018 to 2025
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data
2180
Рисунок 8
Прогноз уровня безработицы в Республике Мордовия на период 2018-2025 гг., % Figure 8
Projected unemployment level in the Republic of Mordovia for 2018 to 2025, percentage
3,8 -1-!-!-!-!-!-!-1
2018 2020 2022 2024
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики
Source: Authoring, based on the Federal State Statistics Service data
Список литературы
1. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13.
2. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М.: Изд-во URSS, 2001. 348 c.
3. Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазаренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 25-44.
4. Глазьев С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. 1997. № 1. С. 5-6.
5. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства: монография: М.: Юнити Дана, 2012. 240 с.
6. Сенчагов В.К. Стратегические цели и механизм обеспечения экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 3.
7. Аксёнов В., Гельвановский М., Нестеренко Ю. и др. Мировой финансовый кризис
и экономическая безопасность России: анализ, проблемы и перспективы. М.: Экономика, 2010. 208 с.
8. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы // Вестник МГУ. Сер. 6: Экономика. 1995. № 3. С. 3-9.
9. Татаркин А.И., Львов Д.С., Куклин А.А. и др. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории: монография. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. 276 с.
10. Заславский И. К новой парадигме рынка труда // Вопросы экономики. 1998. № 2. С. 56-63.
11. Капелюшников Р., Ощепков А. Российский рынок труда: парадоксы посткризисного развития // Вопросы экономики. 2014. № 7. С. 66-92.
12.Котляр А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. 1998. № 1. С. 33.
13. Цветкова Г. Кризис трудовой мотивации и его последствия // Экономист. 2000. № 4. С. 51-56.
14. Яковлева Е.А. Анализ ключевых индикаторов российского рынка труда // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 6. URL: http://naukovedenie.ru/pdf
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
2182
pISSN 2073-2872 eISSN 2311-875X
Threats and Security
ECONOMIC SECURITY THREATS IN THE LABOR MARKET: EVALUATION AND FORECAST Tat'yana N. SAVINA
National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 3 October 2017 Received in revised form 21 October 2017 Accepted 14 November 2017 Available online 29 November 2017
JEL classification: I32, J11, J64
Keywords: labor market, unemployment, economic security, threshold
Abstract
Importance The article focuses on the labor market as a possible source of national economic security threats.
Objectives As part of this research, I analyze economic security threats inherent to the labor market, severity of the crisis situation. I also articulate forecast parameters in this segment of socio-economic relations.
Methods The research involves methods of structural and functional analysis, multivariate statistical and comparative analysis, traditional techniques for economic analysis and synthesis. To measure the severity of the crisis situation, I apply the band theory. Results Analyzing risk triggers that directly affect the labor market, I find the most dangerous threats to the economic security. I provide my comprehensive view on the unemployment, study trends in the number of population and pay level. The article displays how population migration and crime affects the labor market. I conduct a comparative analysis of labor market indicators in the Republic of Mordovia and their thresholds. I assessed the severity of the crisis situation in the labor market with respect to the indicators. The article presents forecast parameters in this segment of socio-economic relations.
Conclusions and Relevance Sufficient labor force and public wellbeing are one of the drivers of economic security and sustainable development in the region. The crime level was found to be the most menacing issues in Mordovia's labor market. The findings can be used by governmental authorities to outline programs and strategies for developing the labor market, social security doctrine and in practice of labor and employment committees.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Please cite this article as: Savina T.N. Economic Security Threats in the Labor Market: Evaluation and Forecast. National
Interests: Priorities and Security, 2017, vol. 13, iss. 11, pp. 2166-2184.
https://doi.org/10.24891/ni.13.ll.2166
References
1. Abalkin L. [Economic security of Russia: Threats and their repulsion]. VoprosyEkonomiki, 1994, no. 12, pp. 4-13. (In Russ.)
2. Bogdanov I.Ya. Ekonomicheskaya bezopasnost'Rossii: teoriya ipraktika [Economic security of Russia: Theory and practice]. Moscow, URSS Publ., 2001, 348 p.
3. Bukhval'd E., Glovatskaya N., Lazarenko S. [Macroaspects of economic security: Factors, criteria and indicators]. Voprosy Ekonomiki, 1994, no. 12, pp. 25-44. (In Russ.)
4. Glaz'ev S.Yu. [An alternative course of reforms is the basis for ensuring the national economic security]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economic Journal, 1997, no. 1, pp. 5-6. (In Russ.)
5. Kuznetsova E.I. Ekonomicheskaya bezopasnost' i konkurentosposobnost'. Formirovanie ekonomicheskoi strategii gosudarstva: monografiya [Economic security and competitiveness.
2183
Formulating the economic strategy of the State: a monograph]. Moscow, YUNITY DANA Publ., 2011, 240 p.
6. Senchagov V.K. [Strategic goals and the mechanism of ensuring economic security]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2009, no. 3. (In Russ.)
7. Aksenov V., Gel'vanovskii M., Nesterenko Yu. et al. Mirovoi finansovyi krizis i ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: analiz, problemy iperspektivy [The global financial crisis and economic security of Russia: Analysis, problems and prospects]. Moscow, Ekonomika Publ., 2010, 208 p. (In Russ.)
8. Tambovtsev V.K. [Economic security of economic systems: Structure, problems]. VestnikMGU. Ser. 6: Ekonomika = Moscow University Economics Bulletin, 1995, no. 3, pp. 3-9. (In Russ.)
9. Tatarkin A.I., L'vov D.S., Kuklin A.A. et al Modelirovanie ustoichivogo razvitiya kak uslovie povysheniya ekonomicheskoi bezopasnosti territorii [Sustainable development modeling as
a condition for improving the local economic security]. Yekaterinburg, Ural University Publ., 1999, 276 p.
10. Zaslavskii I. [To a new paradigm of labor market]. Voprosy Ekonomiki, 1998, no. 2, pp. 56-63. (In Russ.)
11. Kapelyushnikov P., Oshchepkov A. [The Russian labor market: Paradoxes of post-crisis performance]. Voprosy Ekonomiki, 2014, no. 7, pp. 66-92. (In Russ.)
12. Kotlyar A. [On the notion of labor market]. Voprosy Ekonomiki, 1998, no. 1, p. 33. (In Russ.)
13. Tsvetkova G. [The crisis of labor motivation and its consequences]. Ekonomist = Economist, 2000, no. 4, pp. 51-56. (In Russ.)
14. Yakovleva E.A. [Key indicators of Russian labor market analysis]. Naukovedenie, 2014, no. 6. (In Russ.) URL: http://naukovedenie.ru/PDF/177EVN614.pdf
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.
2184