УДК 331
ББК 65.240.5 (2Т)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКА ТРУДА И
УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОГДИЙСКОЙ
ОБЛАСТИ
Муминова Шохзодахон Назири,
преподаватель кафедры экономической теории и управления Политехнического института Таджикского технического университета (Таджикистан, Худжанд)
INTERACTION OF LABOUR MARKETS AND PROFESSIONAL EDUCATION IN SUGHD VILOYAT
Muminova Shokhzodakhon Naziri,
teacher of the department of economic theory and management of the Polytechnical Institute under the Tajik Engineering University (Tajikistan, Khujand)
E-MAIL: shohzodakhon1987@mail.ru
Ключевые слова: профессиональное образование, региональный рынок труда, взаимодействие рынков, подготовка специалистов, профессионально-квалификационная диспропорция, трудоустройство выпускников
Эффективное взаимодействие региональных рынков труда и профессионального образования играет важную роль в обеспечении экономики кадрами высшей квалификации, в связи с этим в статье ставится задача: проанализировать взаимодействие рынков труда и профессионального образования на основе динамики численности занятых, вакантных рабочих мест, численности безработных и показателей системы образования.
В результате анализа выявлено, что при выборе специальностей абитуриенты ориентируется не на реальные потребности рынка труда, а на престижность модных специальностей, в связи с чем структура выпуска специалистов не соответствует структуре спроса на рынке труда. Для преодоления негативных последствий предложены направления, включающие в себя меры по проведению профориентационной работы в школах и изменению содержания образования, учитывающие запросы рынка труда, и участие работодателей в процессе подготовки кадров.
Key words: professional education, regional labour market, interaction of markets, training of specialists, vocation-qualification disproportion, employment of graduates
Effective interaction of regional labour markets with professional education plays an important role in the provision of economy with human resources of higher qualification; in reference to it the author sets the goals: to analyze the interaction in question on the basis of the dynamics relating to numerosity of the employed, job vacancies, number of the unemployed and education system indices.
The analysis ascertained that when choosing a speciality claimants for student's position are aimed at no real labour market demands, but at a prestigious challenge of specialties being in vogue; due to it the structure ofpost-graduates' release doesn't correspond to that one of labour
- 61 -
Муминова Ш.Н. Взаимодействие рынка труда и учреждений профессионального образования Согдийской области
market demands. In order to overcome negative consequences the author moves such streamlines which include measures on vocational-orientating works at schools, alterations in the contents of education which would take into account labour market demands, participation of job-givers in the process of human resources training.
Эффективное взаимодействие регионального рынка труда и учреждений высшего профессионального образования является важнейшим фактором обеспечения экономики страны ключевым ресурсом - кадрами высшей квалификации. Ошибки в рыночной координации этих важнейших подсистем рынка приводят к необратимым экономическим потерям и негативным социальным последствиям. Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики развитие экономики и конкурентоспособность страны во многом определяются человеческим капиталом [1].
Рынок профессионального образования и рынок труда играют решающую роль в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы и в формировании потенциала стабильного общества. В связи с этим, обеспечение науки и производства, органов управления высококвалифицированными кадрами является одной из главных задач системы профессионального образования. А высшее профессиональное образование в стране является важным звеном в системе профессионального образования в целях подготовки и переподготовки специалистов различных видов, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, подготовки квалифицированных педагогических кадров и научных работников. Однако профессиональное образование в стране, в том числе в Согдийской области, фактически не ориентируется на потребности рынка труда, и план приема в учебные заведения также не согласуется с прогнозами его развития. Весьма часто в профессиональных учебных заведениях ведется подготовка специалистов различного профиля, в которых рынок труда не нуждается. В связи с этим на рынке труда усиливается профессионально-квалификационная диспропорция между спросом и предложением рабочей силы.
Для того чтобы рассчитать баланс между уже имеющими выпускниками и количеством предоставляемых в регионе рабочих мест, а также для дальнейшего прогнозирования, необходимо изучить региональный рынок труда и рынок образовательных услуг профессионального образования, выявить, какие специальности на сегодняшний день являются востребованными. Поэтому изучение рынка образовательных услуг и рынка труда служит базой для получения количественных и качественных характеристик изучаемых рынков, формирования на этой основе структуры взаимодействия вуза с их участниками, разработки соответствующих мероприятий, что обеспечивает тесную взаимосвязь между рынком образовательных услуг и рынком труда.
Оценка демографической ситуации является важнейшим моментом во всех аналитических и прогнозных разработках, касающихся прошлого, настоящего и будущего региона. Демографическая ситуация в Согдийской области характеризуется высоким уровнем рождаемости. В 2013 году численность постоянного населения по сравнению с 2006 годом увеличилась до 14,4%. Доля трудовых ресурсов увеличилась и в конце года составила 56,4 % от общей численности постоянного населения. Трудовые ресурсы имеют тенденцию к увеличению, в 2013 году по сравнению с 2006 годом они увеличились на 19,7 %. За исследуемый период, с 2006 по 2013 годы, численность экономически активного населения увеличилась на 218,9 тыс. человек (с 646,8 тыс. чел. до 865,7 тыс. чел.), что
- 62 -
Muminova Sh. N. Interaction of Labour Markets and Professional Education in Sughd Viloyat
составляет 36% от общей численности населения. В конце 2013 года в экономике были заняты 218 тыс. человек, или 21,1 % от экономически активного населения, и 1,5% человек не имели занятия, зарегистрировались в органах службы занятости и получили статус безработного.
С увеличением числа экономически активного населения происходит обоснованное изменение числа занятых в экономике по формам собственности.
■ на предприятиях и организациях госсектора
■ коллективном секторе
■ на предприятиях и организациях со смешанной формой собственности
■ в частном секторе (с учётом личного подсобного хозяйства)
Рисунок 1. Структура численности занятых в экономике по формам собственности в
2013 году, в % от общего объема Согласно данным рисунка 1, наибольшая часть населения занята на предприятиях частной формы собственности и в 2013 году его доля составляла 47,6%, что в 3,8 раза больше по сравнению с численностью занятых на предприятиях и организациях в госсекторе. Такие изменения, на наш взгляд, связаны со следующими причинами:
1) увеличивается число производственных предприятий частной формы собственности;
2) переход государственной формы собственности в частную.
В результате увеличения доли частной собственности на рынке труда, у работодателей появляется возможность предъявлять собственные требования к навыкам и знаниям претендентов на вакантную должность, вследствие чего некоторые специальности становятся для населения модными и престижными.
Сегодня перед молодым поколением встает проблема профессионального самоопределения. Оно может совпадать с выбором профессии в соответствии с его интересами, склонностями, устремлениями и способностями. Однако у многих молодых людей ценность профессионального образования стала в большей степени зависеть не от реальной потребности в специалистах соответствующего профиля на рынке труда, а от престижности модных специальностей. В результате молодой человек выбирает профессию случайно, по знакомству, отдавая предпочтение общественной моде на данную профессию. Целью многих студентов является не получение профессиональных знаний и навыков, а приобретение формального статуса, титула, позволяющего претендовать на более достойное рабочее место и высокий уровень дохода. Поскольку молодые специалисты, как правило, не имеют практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточен), высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск
12,5%
- 63 -
Муминова Ш.Н. Взаимодействие рынка труда и учреждений профессионального образования Согдийской области
подходящей работы. Отсутствие соответствующего стажа часто становится препятствием при заполнении вакансий, так как руководители предприятий и организаций предпочитают нанимать специалистов, имеющих достаточный опыт работы.
В настоящее время на рынке труда представлено достаточно большое количество вакантных рабочих мест, то есть существует спрос на труд. При этом численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости и труда, намного превышает потребность работодателей в рабочей силе. Однако, несмотря на избыточное число безработных граждан, претендующих на рабочие места и заявленных в органах службы занятости и труда, спрос работодателей остается неудовлетворенным из-за несоответствия спроса и предложения на рынке труда по качественным параметрам.
■Численность безработных граждан, чел
■Заявленная предприятиями потребность в работниках, чел.
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Рисунок 2. Численность безработных граждан и вакантных рабочих мест, зарегистрированных в органах СЗН на конец периода
Следует обратить внимание на структурную диспропорцию спроса и предложения рабочей силы, в связи с чем вакантные рабочие места на рынке труда не заполнены. На основе данных органов статистики по Согдийской области определена структура потребности в работниках, согласно которой, наиболее востребованными на сегодняшний день являются работники в отраслях промышленности, сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания населения и т.д. В представленных данных определяющая доля структуры - это потребность предприятий в работниках.
- 64 -
Muminova Sh. N. Interaction of Labour Markets and Professional Education in Sughd Viloyat
Рисунок 3. Потребность в работниках по отраслям экономики Согдийской области за
2010-2013 гг. (% от общего объема)
Для наиболее четкой характеристики ситуации на рынке образовательных услуг ниже проделан экономико-статистический анализ показателей, характеризующих существующую систему профессионального образования Согдийской области за период 2007-2013 гг. Структура РОУ может быть представлена как совокупность образовательных учреждений, классифицируемых по уровням образования, численности специалистов и абитуриентов.
Таблица 1. Показатели системы образования Согдийской области
Показатели Годы
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
1. Общее число образовательных учреждений,ед. 943 930 941 945 947 949 951
1.1 Общеобразовательные учебные заведения, ед. 895 883 894 896 900 902 905
1.2 Начальные профессиональные учебные заведения (ПТУ), ед. 24 23 23 23 23 23 23
1.3 Средние профессиональные учебные заведения (техникумы, колледжи), ед. 14 14 15 17 17 17 16
- 65 -
Муминова Ш.Н. Взаимодействие рынка труда и учреждений профессионального образования Согдийской области
1.4 Высшие учебные заведения, ед.1 10 10 9 9 7 7 7
2. Общая численность учащихся, тыс. чел 514 517,7 512 510,7 512,1 513,2 514,7
2.1 Численность учащихся в общеобразовательных школах, тыс. чел. 476,7 470,1 464,2 461,7 462,6 463,3 464,3
2.2 Численность учащихся в учебных заведениях начального профессионального образования, тыс. чел. 7,8 6,7 6,2 6,3 6,7 6,9 7,1
2.3 Численность студентов средних профессиональных учреждений, тыс. чел. 9,1 8,9 9,2 9,8 10,6 11,4 12,1
2.4 Численность студентов высших учебных заведений, тыс. чел. 29,4 32,0 32,4 32,9 32,2 31,6 31,2
2.5 Общая численность учащихся в вузах в расчете на 10 000 населения, чел. 140 150 149 148 143 137 133
3. Выпуск учащихся, всего, тыс. чел. 36,9 36,1 37,2 37,4 37,2 40,9 47,3
3.1 Выпускники общеобразовательных школ, тыс. чел. 25,2 24,6 26,0 26,4 25,3 28,5 32,8
3.2 Выпускники учреждений начального профессионального образования, тыс. чел. 5,3 4,6 4,5 3,5 3,7 3,7 3,6
3.3 Выпускники средних профессиональных учебных заведений, тыс. чел. 2,5 2,5 2,4 2,6 2,7 2,8 2,9
3.4 Выпускники высших учебных заведений, тыс.чел. 3,9 4,4 4,3 4,9 5,5 5,9 8,0
3.5 Выпуск в расчете на 10 000 населения, чел. 18 20 19 22 24 25 34
Источник: Составлено по данным Статистического ежегодника Согдийской области,2014.-354с.
1- включая филиалы
- 66 -
Muminova Sh. N. Interaction of Labour Markets and Professional Education in Sughd Viloyat
Для более детального анализа рынка образовательных услуг отметим следующие тенденции согласно данным, представленным в таблице 1.
Число учебных заведений. Число общеобразовательных учебных заведений год за годом растет, так как открываются частные школы. Число начальных профессиональных учебных заведений в регионе остается неизменным и составляет 23 единицы. Наблюдается значительное уменьшение числа высших учебных заведений - с 10 до 7 единиц, что вызвано изменением законодательства в сфере образования. В 2010 году, согласно постановлениям Правительства Республики Таджикистан от 12.02.2010. под № 58 и № 59, в регионе были закрыты филиалы ведущих вузов и созданы два высших учебных заведения на базе функционирующих вузов.
Общая численность учащихся. В Согдийской области на конец 2012-2013 учебного года по всем формам общего среднего, начального и среднего профессионального, высшего профессионального образования обучались 514,7 тыс. человек. Численность учащихся в общеобразовательных школах имеет позитивную тенденцию. Однако не все выпускники школ имеют возможность продолжать учебу в высших профессиональных учебных заведениях, в связи с этим некоторые выбирают начальное или среднее профессиональное образование. Налицо позитивная тенденция роста числа студентов, которая наблюдается в начальных и средних профессиональных учебных заведениях.
Однако, в отличие от других уровней образования, система высшего профессионального образования в регионе получила наибольшее развитие благодаря стремлению молодежи получить высшее образование и стремлению родителей дать детям достойное образование. Высшее образование стало восприниматься как все более необходимое условие для успешной карьеры и роста доходов, поэтому темпы роста численности студентов за 2007-2010 гг. были высокими, а с 2010 по 2013 гг. имеют тенденцию к сокращению.
Выпуск учащихся. Общий выпуск учащихся в 2013 году по отношению к 2007 году увеличился в абсолютном значении на 10,4 тыс. чел. Численность выпускников в сфере начального профессионального образования имеет тенденцию к уменьшению, и по сравнению с 2007 годом их количество сократилось на 32%. При этом в 2013 году увеличился выпуск в системе высшего профессионального образования по сравнению с 2007 годом на 4,1 тыс. чел., а по сравнению с 2012 годом - на 2,1 тыс. чел.
В последние годы существенно изменились приоритеты населения в отношении получаемой специальности. Анализ перечня специальностей системы высшего образования позволяет судить о разнообразии и широком выборе профессий. В высших учебных заведениях подготовка специалистов ведется по 17 направлениям и 38 специальностям. Сегодня наиболее востребованными среди молодежи направлениями обучения являются экономико - управленческие и естественно - гуманитарные специальности.
По физико-математическим специальностям численность студентов в 2013-2014 гг. по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 8%, а выпуск - на 48%. Приём студентов остается неизменным по специальностям, связанным с техникой и технологиями, и составляет 316 человек. Информация о приеме и выпуске студентов по группам специальностей приведена в таблице 2.
- 67 -
Муминова Ш.Н. Взаимодействие рынка труда и учреждений профессионального образования Согдийской области
Таблица 2. Приём и выпуск специалистов высших учебных заведений по группам
специальностей в 2012-2014 гг.
Группа специальностей Прием в вузы Численность студентов (на начало учебного года) Выпуск специалистов
2012/ 2013 2013/ 2014 2012/ 2013 2013/ 2014 2012/ 2013 2013/ 2014
Всего 8121 8562 31153 32647 8009 6800
В том числе:
Физико- математические науки 336 325 1268 1163 416 215
-естественные науки 4731 4756 17606 19203 4723 3511
-гуманитарные науки 494 436 1948 2022 341 377
-культура и искусство 18 31 89 91 41 30
-экономика и управление 2089 2337 8830 8762 2138 2300
-сфера обслуживания 28 26 158 100 37 33
-техника и технологии 316 316 846 856 268 189
-защита окружающей среды 111 335 408 450 45 75
Источник: Статистический сборник Агентства по статистике при Президенте
Республики Таджикистан, 2014. - С. 218.
Как видно из данных таблицы 2, выпуск учащихся в 2013-2014 гг. по сравнению с прошлым годом уменьшился на 15%. Более 33% выпускников вузов получили дипломы по специальностям «экономика и управление», 51% - по естественным наукам, и 5,5% - по гуманитарным наукам. Низким спросом у абитуриентов пользуются специальности по таким направлениям, как защита окружающей среды - 1,1%, сфера обслуживания - 0,51%, культура и искусство - 0,44%. Эти данные свидетельствуют о том, что не все специальности являются востребованными среди молодежи.
На современном этапе развития производства и общества в целом изменились требования к выпускникам учебных заведений. В советские годы трудоустройство выпускников было гарантировано государством: все выпускники подлежали распределению на рабочие места на различные предприятия и организации. Даже если молодой специалист не в полной мере усваивал навыки профессии, на рабочем месте он сталкивался с практической школой, где и повышал свои знания. Сегодня выпускники вузов поставлены
- 68 -
Muminova Sh. N. Interaction of Labour Markets and Professional Education in Sughd Viloyat
в жесткие условия, то есть к ним предъявляются высокие профессиональные требования и они должны быть конкурентоспособными.
В последние годы подготовка специалистов определяется приоритетами развития каждого региона, и особо актуальным стал вопрос трудоустройства выпускников. Результаты выборочных исследований показывают, что в последние годы 38% окончивших вузы работают по специальности, 11% продолжают учиться по избранной или родственной специальности, 9% служат в армии, 35% работают не по специальности, некоторая часть пополняет ряды безработных.
Структура выпуска специалистов не соответствует структуре спроса на рынке труда, вследствие чего не всем молодым специалистам удается трудоустроиться по профилю.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что региональный рынок профессионального образования в значительной мере оказался не готов оперативно реагировать на качественные изменения спроса на рынке труда, и на сегодняшний день это обстоятельство является одной из причин того, что сформировавшийся спрос на труд превышает предложение там, где требуется высокая квалификация. Анализ ситуации на рынке труда позволяет выявить ряд тенденций, характеризующих степень интеграции сферы образования в процесс формирования регионального рынка труда. Чтобы обеспечить взаимодействие рынков труда и профессионального образования, а также сгладить отрицательные последствия, на наш взгляд, необходимо:
а) вести профориентационную работу в школах;
б) в системе профессионального образования вводить с участием работодателей новые профессии и специальности, которые будут отвечать требованиям современной экономики;
в) привлекать работодателей к участию в подготовке специалистов, стимулировать их к финансированию образовательного процесса.
Кроме того, для обеспечения тесного взаимодействия исследуемых рынков можно было бы использовать кластерный подход и создать на базе кластеров университетские комплексы, в рамках которых учебная и исследовательская деятельность вузов может быть организована не только в соответствии с государственными и международными образовательными стандартами, но и с прямыми потребностями самих предприятий и учреждений региона.
Список использованной литературы:
1. Бухтаяров А.А., Белявичус К.В., Вукович Г.Г., Вырщикова Е.В. Формирование механизма взаимодействия рынков труда и образовательных услуг // Фундаментальные исследования. -2008.-№7. - С. 112-113.
2. Гневашева В.А. Молодежь России: особенности профессионального становления. - М., 2012. - 331 с.
3. Кручинина Р.С. Концептуальные основы приведения системы образования к запросам рынка труда: учебное пособие.- Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. - 38 с.
4. Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года. - Душанбе, 2012. - 192 с.
5. Послание Президента Республики Таджикистан от 23 апреля 2014 года. Душанбе, 2014.
6. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография.- Казань: РИЦ «Школа», 2010. - 102 с.
- 69 -
Муминова Ш.Н. Взаимодействие рынка труда и учреждений профессионального образования Согдийской области
7. Статистический ежегодник Согдийской области, 2013. - 326 с.
Reference Literature:
1. Bukhtaryarov A.A., Belyavichus K.V., Vyrtschikova Ye. V. Formation of the Mechanism of Labour and Education Markets. // Fundamental researches. - 2008. - № 7, - pp. 112-113.
2. Gnevasheva V.A. The Youth of Russia: Peculiarities of Professional Formation. - M., 2012.
- 331 pp.
3. Kruchinina R.S. Conceptual Grounds of Bringing the System of Education to Labour Market Demands. Educational text-book. - Kaluga: Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky. 2012. - 38 pp.
4. National Strategy of Education Development in Tajikistan Republic up to 2020. - Dushanbe, 2012. - 192 pp.
5. Tajikistan Republic President's Message from April 23, 2014. - Dushanbe, 2014.
6. Smirnov A. V. Educational Clusters and Innovational Training in Higher School: monograph.
- Kazan: «School» Russian Publishing Centre (RPC), 2010. 102 pp.
7. Statistical Annual of Sughd Viloyat. 2013. - 326pp.
- 70 -