Научная статья на тему 'О реализации междисциплинарных связей на занятиях по иностранному языку с дисциплинами профессионального цикла'

О реализации междисциплинарных связей на занятиях по иностранному языку с дисциплинами профессионального цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERDISCIPLINARY RELATIONS / FOREIGN LANGUAGE / PROFESSIONAL COURSE DISCIPLINES / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ДИСЦИПЛИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галеева Ф.Т.

В статье акцентируется внимание на значимости и необходимости реализации междисциплинарного подхода при обучении студентов иностранному языку для повышения компетентности будущего специалиста. Рассмотрен и проанализирован опыт работы исследователей в российских вузах по реализации междисциплинарных связей на примере различных дисциплин. Раскрыт и обобщен опыт кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации Казанского национального исследовательского университета по созданию междисциплинарных связей между дисциплиной иностранный язык и дисциплинами профессионального цикла, преподаваемыми кафедрой переработки древесных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галеева Ф.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON REALIZATION OF INTERDISCIPLINARY RELATIONS AT FOREIGN LANGUAGE CLASSES WITH PROFESSIONAL COURSE DISCIPLINES

The article focuses on the importance and necessity of an interdisciplinary approach realization at foreign language classes in order to increase the level of the future specialists' competence. The experience of interdisciplinary relations implementation of researchers from Russian universities on the example of various disciplines is considered and analyzed. The experience of the Department of Foreign Languages in Professional Communication of Kazan National Research Technological University of interdisciplinary relations development between foreign language discipline and the professional course disciplines lectured by the Department of processing wood materials is revealed.

Текст научной работы на тему «О реализации междисциплинарных связей на занятиях по иностранному языку с дисциплинами профессионального цикла»

3. Kulov A.R., Goncharenko O.N., Kucherov A.S. Vostrebovannost' vypusknikov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya v sfere agropromyshlennogo kompleksa. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2013; 9 (21): 77 - 83.

4. Gnedenko B.V., Gnedenko D.B. Ob obucheniimatematike v universitetah ipedvuzah na rubezhe dvuh tysyacheletij. Moskva: KomKniga, 2006.

5. Hodyreva N.G. Metodicheskaya sistema stanovleniya gotovnosti buduschih uchitelej k formirovaniyu matematicheskoj kompetentnosti shkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2004.

6. Kudryavcev L.D. Myslio sovremennojmatematike ieeizuchenii. Moskva: Nauka, 1977.

7. Biryukova N.V. Pedagogicheskaya podderzhka formirovaniya lichnostnogo smysla izucheniya matematiki u studentov vuza. Integraciya nauki i praktiki dlya razvitiya Agropromyshlennogo kompleksa: sbornik statej vserossijskoj nauchnoj konferencii. 2017: 408 - 414.

8. Kulikova S.V., Mal'chukova N.N. Povyshenie uchebnoj uspeshnosti studentov pri izuchenii matematiki po napravleniyu podgotovki «Agroinzheneriya» Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; 9 (69): 104 - 108.

9. Vinogradova M.V. Vnedrenie motivacionnogo modulya na zanyatiyah po matematike so studentami agrarnogo vuza. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; 4 (64): 76 - 79.

10. Otekina N.E., Otekin A.A. Kompetentostnyj podhod komp'yuternogo testirovaniya v diagnostike kachestva obucheniya. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitanii sel'skoj molodezhi: sbornik Materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 119 - 123.

11. Zybina T.Yu. Tehnologiya obucheniya kursantov 'evristicheskim priemam resheniya tvorcheskih zadach. Saratov, 2006.

12. Biryukova N.V. The modernization project of the mathematics teaching process providing the formation of a personal sense of knowledge for students of non-core areas. 2018; Vol. 39 (# 20): 4.

13. Vinogradova M.V., Yakobyuk L.I., Zenina N.V. Interactive teaching as an effective method of pedagogical interaction. Espacios. 2018; 39. № 30.

14. Kulikova S.V. K voprosu formirovaniya professional'nyh kompetencij i samoopredeleniya sel'skoj molodezhi. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitanii sel'skoj molodezhi: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 99 - 103.

Статья поступила в редакцию 14.03.19

УДК 378

Galeeva F.T., senior teacher, Kazan National Research Technological University (Kazan, Russia), E-mail: next761@mail.ru

ON REALIZATION OF INTERDISCIPLINARY RELATIONS AT FOREIGN LANGUAGE CLASSES WITH PROFESSIONAL COURSE DISCIPLINES. The article focuses on the importance and necessity of an interdisciplinary approach realization at foreign language classes in order to increase the level of the future specialists' competence. The experience of interdisciplinary relations implementation of researchers from Russian universities on the example of various disciplines is considered and analyzed. The experience of the Department of Foreign Languages in Professional Communication of Kazan National Research Technological University of interdisciplinary relations development between foreign language discipline and the professional course disciplines lectured by the Department of processing wood materials is revealed.

Key words: interdisciplinary relations, foreign language, professional course disciplines.

Ф.Т. Галеееа, ст. преп., Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, E-mail: next761@mail.ru

О РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ C ДИСЦИПЛИНАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

В статье акцентируется внимание на значимости и необходимости реализации междисциплинарного подхода при обучении студентов иностранному языку для повышения компетентности будущего специалиста. Рассмотрен и проанализирован опыт работы исследователей в российских вузах по реализации междисциплинарных связей на примере различных дисциплин. Раскрыт и обобщен опыт кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации Казанского национального исследовательского университета по созданию междисциплинарных связей между дисциплиной иностранный язык и дисциплинами профессионального цикла, преподаваемыми кафедрой переработки древесных материалов.

Ключевые слова: междисциплинарные связи, иностранный язык, дисциплины профессионального цикла.

Реализация междисциплинарных связей имеет множество положительных моментов для повышения эффективности процесса обучения и повышения компетентности будущего специалиста, а именно, способствует повышению теоретического и научного уровня обучения, их осуществление способствует приобщению студентов к системному методу мышления; формирует научное мировоззрение обучающихся; обеспечивают систему в организации предметного обучения.

Исследователи считают, что при помощи междисциплинарных связей на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, а также развивается способность системного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Поэтому они являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся.

К примеру, исследователем М.А. Холодной разработана «обогащающая модель обучения», в которой используются межпредметность и междисципли-нарность. Также используются различные формы представления учебной информации - в виде объяснительного текста, тематического словаря, справочных материалов, углубленного дополнительного материала, практикума с возможностью выбрать задания разной степени сложности [1].

В авторской системе М.М. Зиновкиной используется метод исследования процесса формирования творческой личности в системе непрерывного образования, а реализация авторской системы предполагает создание многофункционального Межкафедрального центра инженерного творчества «Современные методы развития инженерного мышления и творческих способностей студентов», а также введение в процесс обучения «Гуманитарно-инженерного цикла учебных дисциплин», который органически сочетает гуманитарную и инженерную подготовку [2].

В связи с вышесказанным, интересен опыт Н.В. Савчук по реализации междисциплинарных связей, в виду того, что исследователем разработан интегра-тивный курс и программа курса «Немецкий язык с элементами методологии РТВ

(развитие творческого воображения)», который оказывает поддержку развития воображения, способность мыслить нешаблонно, нестандартно, а научной базой исследования являются теоретические основы целостной системы «Непрерывного формирования творческого мышления» М.М. Зиновкиной [3].

Н.В. Савчук разработана инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей учащихся, особенностями которой является этапность развития творческого воображения, интеллектуальные разминки, овладение учащимися методологии РТВ. Исследователем обоснованы критерии и произведен отбор методов обучения методологии развития творческих способностей («Метод фокальных объектов», «Морфологический анализ», «Метод фразеологизмов», «Метод пиктограмм») и средств («Деловые игры», кроссворды и др.).

В Уфимском государственном нефтяном техническом университете ведется работа по формированию профессиональной компетентности студентов технических вузов посредством междисциплинарной интеграции [4]. Для достижения поставленной цели исследователи включают в образовательные программы бинарные и интегрированные лекции, лекционный материал читается преподавателями разных кафедр, разных дисциплины и циклов, выстраивая тем самым взаимосвязи, на первый взгляд, совершенно разных дисциплин. Например, осуществляется интеграция предмета «Основы нефтегазового дела», «Экология» и «Этика и корпоративная культура организаций», на данных занятиях используются активные и интерактивные методы обучения: кластеры, медиаобучение, баскет-методы, дискуссии и др.

Междисциплинарные связи также применяются на практических занятиях со студентами. Это могут быть междисциплинарные лабораторные работы с использованием информационно-коммуникационных технологий, например, в курсах «Теоретическая механика» и «Инновационный менеджмент» можно разработать задания с выявлением и применением инновационных открытий в данной области. На совместных междисциплинарных семинарах по дисциплинам «Физика», «Математика» и «История» обучающиеся рассматривают истори-

ческие вопросы развития науки, биографии выдающихся ученых, их влияние на социально-экономический прогресс.

В Крымском федеральном университете им. В.И. Вернадского, исследователем Т. И. Кушнаревой ведется работа по созданию межпредметных связей при обучении иностранным языкам с другими учебными дисциплинами, в рамках проектной деятельности студентов-магистрантов. В процессе обучения иностранному языку исследователем применяется визуализация, презентация, ведение беседы (дискуссии), анализ профессиональных ситуаций. Данные технологии применяются в таких формах организации занятий, как проектная деятельность и деловые игры, так как они открывают возможность для творческой и экспериментальной деятельности. Исследователем отмечается, что работа над проектами и деловые игры имеют большое значение для подготовки студентов к решению будущих профессиональных заданий. Организация проектов на занятиях иностранного языка в неязыковом вузе даёт возможность проводить профессиональные исследования и докладывать об их результатах на иностранном языке.

Деловые игры в разработанной авторской системе не ограничиваются проектной работой, связанной с будущей профессией. В процессе обучения студенты также решают проблемы, которые могут действительно возникнуть на практике за пределами учебного заведения в контакте с другими инстанциями (например, с сельскохозяйственными предприятиями, государственными учреждениями, коммунальными ведомствами, прессой и т. д.) [5, с. 100].

Исследователем Степановой О.Ю. в Академии труда и социальных отношений проводится работа по развитию междисциплинарных связей как средства мотивации студентов к изучению иностранного языка. Автор отмечает, что в системе профессионального образования при осуществлении профессионально ориентированного обучения иностранному языку, необходима реализация проектов в рамках дисциплины «Иностранный язык», но с участием преподавателей специальных учебных дисциплин. Необходимость выполнения данного условия объясняется тем, что преподаватели специальных дисциплин могут помочь обучающимся сориентироваться в большом количестве источников, чтобы они смогли отобрать наилучшим образом те факты и ту информацию, которые помогут им раскрыть предмет своего исследования и выйти за рамки символического «учебного исследования» в рамках реализуемого проекта и приблизиться к подлинно-научному исследованию.

Обучающийся должен уметь описать или устно изложить средствами иностранного языка ход и результат своего исследования. Такое изложение в обоих случаях должно быть приближено к общенаучному стилю и носить академический характер. Также, при выполнении данной работы, от обучающегося требуется выразить собственное отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам.

Результатами данных проектов могут служить научный доклад по проблеме исследования на русском и иностранном языках, который может быть прочитан на студенческой конференции вуза или на региональной научной студенческой конференции, научная статья с кратким резюме на иностранном языке, подготовленная для публикации или помещенная на сайте вуза в Интернете, резюме дипломного проекта на иностранном языке, а также, защита дипломного проекта на иностранном языке [6].

Вопрос междисциплинарных связей рассматривается также в исследованиях Н.В. Поповой [7], М.М. Степановой [8]. При обучении иностранному языку в магистратуре нелингвистических направлений исследователями предлагается использовать междисциплинарный подход, объединяющий лингвистическую, профессиональную, компьютерную и культурологическую направленность обучения магистрантов в единое целое. М.М. Степанова отмечает, что в магистратуре высокой эффективность обладает такая форма организации обучения, как проведение семинаров на изучаемом иностранном языке по актуальным проблемам основной специализации магистрантов и возможностям использования достижений современной науки и технологии в различных странах [8].

В выше рассмотренных исследованиях междисциплинарный подход используется только в процессе обучения иностранному языку, в содержание которого включаются различные аспекты других дисциплин.

Таким образом, изучение опыта российских вузов показывает, что относительно реализации межпредметных связей дисциплин профессионального цикла и дисциплины «Иностранный язык» можно сказать, что работа в данном направлении имеет несистемный характер.

В Казанском национальном исследовательском технологическом университете ведется подготовка студентов по различным направлениям «Материаловедение и технологии покрытий и поверхностной обработки материалов», «Информационная безопасность», «Технология лесозаготовительных и дере-воперерабатывающих производств» и т. д. Необходимость подготовки специалистов для деревообрабатывающей промышленности в Татарстане - это следствие многочисленных лесообрабатывающих предприятий в РТ и нехватки квалифицированных кадров в данном секторе.

Расширение связей Татарстана с другими странами позволило открыть новые предприятия, в частности, в 2014 году в особой экономической зоне «Ала-буга» был запущен завод турецкой компании «Кастамону Энтегре» по выпуску МДФ-панелей и деревянных напольных покрытий. В 2016 году «Кастамону Эн-

тегре» запустил на территории ОЭЗ «Алабуга» вторую очередь производства МДФ-панелей. Вторая очередь позволила удвоить объем выпускаемой продукции и довести его до 925 тыс. куб. м. в год [9].

Следовательно, на такого рода предприятиях выпускнику - специалисту необходимы как профессиональные знания и навыки, так и владение иностранным языком на высоком уровне. Незнание иностранного языка для профессионала в подобного вида предприятиях может уменьшить шансы его карьерных возможностей. Для успешной адаптации выпускника после окончания высшего учебного заведения и реализации его в трудовом коллективе, в котором требуется свободное владение иностранным языком, необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы выпускник свободно владел устной и письменной иноязычной речью.

В связи с вышеизложенным, необходимо отметить важность и необходимость подбора учебно-методического обеспечения [10]. Таким образом, задача разработки учебных материалов по соответствующим специальным курсам представляется важной и актуальной на сегодня, а задачей преподавателей кафедры иностранных языков и профилирующих кафедр является создание совместных программ, учебных пособий и тематических словарей.

Реализация междисциплинарности иностранного языка с дисциплинами профессионального цикла - это одна из особенностей дисциплины «Иностранный язык», которая, является в некоторой степени «беспредметной» - в том смысле, что не дает человеку знаний о действительности и его преподавание концентрируется в основном на контекстном употреблении и изучении профессионально ориентированного материала на иностранном языке. Анализ возможностей дисциплины иностранный язык показывает, что в современной педагогической науке она выступает как средство образования, воспитания и обучения с ярко выраженной направленностью на перспективу [11]. Таким образом, междис-циплинарность тем и проблем является отличительной особенностью преподавания дисциплины иностранный язык в вузах.

На кафедре иностранных языков в профессиональной коммуникации Казанского национального исследовательского университета нами ведется работа по созданию междисциплинарных связей между преподаваемой нами дисциплиной иностранный язык и дисциплинами профессионального цикла, преподаваемыми кафедрой переработки древесных материалов. В результате сотрудничества двух кафедр было разработано и издано учебное пособие «Wood and the technology of wood drying» («Древесина и сушка древесины») авторов С.Н. Саликеевой, Ф.Т. Галеевой, Р.Р. Сафина и Н.А. Филиповой [12] для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Технология лесопиления, тепловой обработки, сушки и защиты древесины» (профиль «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств»), описание которого приводится в статье [13, 14].

Тексты учебного пособия содержат информацию о процессах сушки и тепловой обработки дерева, также рассмотрены некоторые свойства древесины, имеющие значение при ее обработке (Types of wood. Chemistry of wood). Особое внимание в учебном пособии уделено типу сушильных камер для различных групп деревообрабатывающих предприятий (Air drying, kiln drying, vacuum drying), приведена методика определения экономической эффективности сушки древесины (Wood economy). Тексты учебного пособия актуальны, насыщены профессиональной лексикой, их особенностью является также наличие в них конструкций и клише, свойственных научному дискурсу и подлежащих изучению на занятиях по иностранному языку специальности.

Развивая междисциплинарные связи в процессе обучения иностранным языкам преподаватель должен учитывать наличие у обучающихся основных знаний по профилирующим дисциплинам, так как при отсутствии этой базы студенты могут испытывать большие трудности при изучении курса профессионального иностранного языка. Студенты, не владея специализированной терминологией даже на русском языке, не смогут на должном уровне выполнить предлагаемые им задания, поэтому представляется целесообразным начинать изучение профессионального иностранного языка только после того, как студенты получат основные знания по специальным дисциплинам, т.е. после прохождения курса «Введение в специальность» [15].

Такая тесная синхронизация и учет взаимосвязей между иностранным языком и профилирующими дисциплинами и, более того, зависимость первого от последних, обеспечивают преемственность и успешность освоения профессиональной иноязычной лексики, выработку навыков во всех видах речевой деятельности и, прежде всего, навыков чтения, реферирования, аннотирования текстов по специальности, способствуют формированию умений иноязычной речи на темы специальности.

Длительные педагогические наблюдения студентов в ходе опыта работы с рассматриваемым учебным пособием показали, что у обучающихся повысилась текстовая компетентность (комплекс знаний о тексте как форме коммуникации), они овладели необходимым лексическим запасом на профессиональную тематику. Что касается мотивационного аспекта, то интерес у обучающихся вызывают представленные в учебном пособии задания, целенаправленно развивающие мыслительные операции, такие как, анализ, конкретизация, сравнение, обобщение, поиск и т. д. Такого рода задания интересны студентам, воспринимаются эмоционально и вызывают множество ассоциаций, способствующих быстрому усвоению и прочному запоминанию.

Библиографический список

1. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

2. Зиновкина М.М. Инженерное мышление. Теория и инновационные педагогические технологии. Москва: МГИУ, 1998.

3. Савчук Н.В. Инновационные методы развития творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования (гуманитарный цикл). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2002.

4. Данилова О.В., Зиннатуллина Н.Д., Тимербаева ГР Формирование профессиональной компетентности студентов технических вузов посредством междисциплинарной интеграции О.В. Данилова. Дискуссия. 2014; Т. 46; № 5: 110 - 115.

5. Кушнарева Т. И. Межпредметные связи при обучении иностранным языкам в магистратуре неязыковго вуза. Казанский педагогический журнал. 2017. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/v/mezhpredmetnye-svyazi-pri-obuchenii-inostrannym-yazykam-v-magistrature-neyazykovogo-vuza

6. Степанова О.Ю. Междисциплинарные связи как средство мотивации студентов к изучению иностранного языка. Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2008; 2 (9): 196 - 199.

7. Попова Н.В. Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины «Иностранный язык»). Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2011.

8. Степанова М.М. Иностранный язык как средство междисциплинарной интеграции: от школы до магистратуры. Молодой учёный. 2014; 4: 1244 - 1246. Available at: https:// moluch.ru/archive/63/9915/

9. Лесничества Татарстана поставят в 2018 году на «Кастамону Энтегре» более 500 тыс. кубометров древесины. Бизнес онлайн: деловая электронная газета Татарстана. Available at: https://www.business-gazeta.ru/news/369534

10. Зиятдинова Ю.Н., Валеева РС. Анализ подходов к развитию межкультурной коммуникативной компетенции студента технического вуза в России и Китае. Вестник казанского технологического университета. 2010; 12: 155 - 159.

11. Галеева Ф.Т., Хусаинова Г.Р О потенциале дисциплины «Иностранный язык» для развития творческих способностей студентов. В мире научных открытий. 2015; № 11-2 (71): 816 - 823.

12. Саликеева С.Н., Галеева Ф.Т., Сафин РР, Филипова Н.А. Wood and the Technology of Wood Drying (Древесина и технологии сушки древесины): учебное пособие. Казань: КНИТУ, 2012.

13. Галеева Ф.Т. Работа по созданию учебного пособия по английскому языку в техническом вузе. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015; 5 (47): 30 - 32.

14. Галеева Ф.Т Возможности улучшения успеваемости студентов на занятиях по иностранному языку. Проблемы современного педагогического образования. 2017; 57-5: 36 - 42.

15. Филипова Н.А. Особенности обучения профессионально ориентированному иностранному языку студентов лесозаготовительных и деревоперерабатывающих специальностей. Вестник Казанского технологического университета. 2013; 16: 293.

References

1. Holodnaya M.A. Psihologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

2. Zinovkina M.M. Inzhenernoe myshlenie. Teoriya iinnovacionnye pedagogicheskie tehnologii. Moskva: MGIU, 1998.

3. Savchuk N.V. Innovacionnye metody razvitiya tvorcheskih sposobnostej uchaschihsya v processe professional'nogo obrazovaniya (gumanitarnyj cikl). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

4. Danilova O.V., Zinnatullina N.D., Timerbaeva G.R. Formirovanie professional'noj kompetentnosti studentov tehnicheskih vuzov posredstvom mezhdisciplinarnoj integracii O.V. Danilova. Diskussiya. 2014; T. 46; № 5: 110 - 115.

5. Kushnareva T.I. Mezhpredmetnye svyazi pri obuchenii inostrannym yazykam v magistrature neyazykovgo vuza. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2017. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/v/mezhpredmetnye-svyazi-pri-obuchenii-inostrannym-yazykam-v-magistrature-neyazykovogo-vuza

6. Stepanova O.Yu. Mezhdisciplinarnye svyazi kak sredstvo motivacii studentov k izucheniyu inostrannogo yazyka. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. Tambov: Gramota, 2008; 2 (9): 196 - 199.

7. Popova N.V. Mezhdisciplinarnaya paradigma kak osnova formirovaniya integrativnyh kompetencij studentov mnogoprofil'nogo vuza (na primere discipliny «Inostrannyj yazyk»). Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2011.

8. Stepanova M.M. Inostrannyj yazyk kak sredstvo mezhdisciplinarnoj integracii: ot shkoly do magistratury. Molodoj uchenyj. 2014; 4: 1244 - 1246. Available at: https://moluch.ru/ archive/63/9915/

9. Lesnichestva Tatarstana postavyat v 2018 godu na «Kastamonu 'Entegre» bolee 500 tys. kubometrov drevesiny. Biznes onlajn: delovaya 'elektronnaya gazeta Tatarstana. Available at: https://www.business-gazeta.ru/news/369534

10. Ziyatdinova Yu.N., Valeeva R.S. Analiz podhodov k razvitiyu mezhkul'turnoj kommunikativnoj kompetencii studenta tehnicheskogo vuza v Rossii i Kitae. Vestnik kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2010; 12: 155 - 159.

11. Galeeva F.T., Husainova G.R. O potenciale discipliny «Inostrannyj yazyk» dlya razvitiya tvorcheskih sposobnostej studentov. V mire nauchnyh otkrytij. 2015; № 11-2 (71): 816 - 823.

12. Salikeeva S.N., Galeeva F.T., Safin R.R., Filipova N.A. Wood and the Technology of Wood Drying (Drevesina i tehnologii sushki drevesiny): uchebnoe posobie. Kazan': KNITU, 2012.

13. Galeeva F.T. Rabota po sozdaniyu uchebnogo posobiya po anglijskomu yazyku v tehnicheskom vuze. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2015; 5 (47): 30 - 32.

14. Galeeva F.T. Vozmozhnosti uluchsheniya uspevaemosti studentov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; 57-5: 36 - 42.

15. Filipova N.A. Osobennosti obucheniya professional'no orientirovannomu inostrannomu yazyku studentov lesozagotovitel'nyh i derevopererabatyvayuschih special'nostej. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2013; 16: 293.

Статья поступила в редакцию 19.03.19

УДК 378-056

Gorobets D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Humanitarian Pedagogical Academy, Branch of Crimean Federal University n.a. V.I. Vernadsky

(Yalta, Russia), E-mail: gdv.80@mail.ru

ANALYSIS OF INTERACTION BETWEEN MEDIUM AND HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN CONDITIONS OF AN EDUCATIONAL HOLDING OF A UNIVERSITY. The article discusses a problem of the interaction of secondary vocational and higher education in the framework of the educational university holding. The research is based on the analysis of the scientific literature, the author outlines the basic principles of the modernization of the educational process, and on the basis of the principles outlined, a number of signs of interaction between multi-level educational institutions of the university holding are revealed. The article describes the characteristic features of the successive relations of secondary vocational and higher educational institutions. The author notes that the basic principle of the new pedagogical thinking is the principle of innovation, which is implemented at a university through openness to different opinions, views, beliefs; through cooperation, co-creation and construction of dialogue contacts between students and teachers; through openness of student and teaching staff culture, society, the world. Therefore, in the educational environment in educational institutions training is built in such a way as to promote the formation and development of I-image of students and schoolchildren.

Key words: educational holding, vocational education, continuity, interaction, educational process, principles of continuity of education.

Д.В. Горобец, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета

имени В.И. Вернадского, г. Ялта, E-mail: gdv.80@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.