Научная статья на тему 'Компетентностный подход при изучении математики у студентов инженерного профиля аграрного вуза'

Компетентностный подход при изучении математики у студентов инженерного профиля аграрного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETENCE APPROACH / ENGINEERING EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / MATHEMATICAL COMPETENCE / PROFESSIONAL TASKS / COMPETITIVE SPECIALIST / INTELLECTUAL RESOURCE / MOTIVATIONAL AND VALUE ASPECT / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАСЛЛОСИЛ / ЫРОФСССИСЛЛДЬЬЫЯ КОООДТЕНФЛ / 00-01^10-601^ КЫМПСТЕТТНЫСТЬ / ЫФО-ФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальчукова Н. Н., Виноградова М. В., Шемякина И. Е., Брегиня В. М.

В данной статье рассматривается компетентностный подход, применяемый на занятиях по математике. Авторы делают акцент на том, что инженерное образование требует глубоких знаний разделов математики и её методов, которые являются основополагающими для многих изучаемых дисциплин в период обучения в вузе. В статье авторы обращают внимание на необходимость введение в процесс обучения эвристических профессиональных задач, которые развивают у студентов математическую компетентность, которая включает мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный аспекты. Определена необходимость развития математической компетентности, повышающая интеллектуальную базу конкурентоспособно-го специалиста в условиях современного общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH IN STUDYING MATHEMATICS AT THE STUDENTS OF THE ENGINEERING PROFILE OF AGRARIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article discusses the competence approach used in math classes. The work emphasizes that engineering education requires in-depth knowledge of the branches of mathematics and its methods, which are fundamental to many of the studied disciplines during the period of study at the university. In the article, the authors draw attention to the need for introducing heuristic professional tasks into students competence, which includes motivational and value, cognitive, activity reflexive and evaluative aspects. The need for the development of mathematical competence that enhances the intellectual base of a competitive specialist in the conditions of modern society has been determined.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход при изучении математики у студентов инженерного профиля аграрного вуза»

Таблица 2

Поставщики Потребители Запасы

в, В 2 В3

A, 2 Р 3 600

75 25

A. 8 4 6 70 150

80

Потребности 65 80 95 25Н

Таблица 3

ß 2 о 3

ai Потр. Постав^^---....^ Во В2 В3 Запасы

0 о5. 2 И 3 ООО

7И 2И

3 09 8 4 6 ОИО

07 / 0

Потребности 75 сс 9И 2И0

Находим потенциалы нового плана (для занятых клеток):

С^! -2 = 2

а,+р3= 3

.^а=0, А =2, 2з=3, а= з3, Р2= 1.

а2 + ==2 = 4 а2 +/Г° = 6

СОвсто^омм таблицу 3.

Находим оценки для незанятых клеток ни формуле: у. = а, ++ р, - с„.

Л2=0+2-5 = -4 ¡з°! =3+2-8 = -3

Т. о, дле нездняток юкягтсо- (х, = 0) вотолрмно увловил оптимальности. Библиографическийсписок

Значит план оптимальный.

Ответ: Оптимальный план перевозок ^ = (75 0 251. их втоимовть

'•' =[0 80 70)

Z = 965.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению «Техносферная безопасность», включает обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека, минимизацию техногенного воздействия на окружающую среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования, тем самым дисциплина «Прикладная математика» отражает междисци-плинарныесвязиприовладениикомпетенций.

1. Якобюк Л.И. Компетентностный подход как способ повышения качества образования. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи: сборник материаловмеждународной научно-практическойконференции. 2014: 139 - 142.

2. Аникеева Н.Г Актуальность и необходимость применения оздоровительных технологий в учебном процессе по физическому воспитанию. Современная наука - агропромышленному производству: сборник материалов международной научно-практической конференции, посвящённой 135-летию первого среднего учебного заведе-нияЗауралья-Александровскогореальногоучилищаи55-летиюГАУ Северного Зауралья. 2014: 100 - 103.

3. Якобюк Л.И. Роль культурной самоидентификации в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2018;5 (72):319-321.

4. КаменскийЯ.А. Межпредметныесвязивпроцессеобучения.Москва,«Знание», 1955.

5. Куликова С.В. К вопросу формирования профессиональных компетенций и самоопределения сельской молодежи. Проблемы формирования ценностных ориентиров ввоспитаниисельскоймолодежи: сборникматериаловМеждународной научно-практической конференции. 2014: 99 - 103.

6. Блинова Т.Л., Кирилова А.С. Подход к определению понятия «Межпредметные связи в процессе обучения» с позиции ФГОС СОО. Педагогическое мастерство: ма-териалыШМеждунар.науч.конф.(г. Москва,июнь2013г.).Москва:Буки-Веди, 2013: 65 - 67.

7. ВиноградоваМ.В. Некоторыеаспектыприразработкемеждисциплинарного обучения студентов аграрного вуза. Молодой ученый. 2016; 19: 340 - 342.

8. Мальчукова Н.Н., Куликова С.В. Повышение учебной успешности студентов при изучении математики по направлению подготовки «Агроинженерия». Агропродоволь-ственнаяполитикаРоссии. 2017;9 (69):104 -108.

References

1. Yakobyuk L.I. Kompetentnostnyj podhod kaksposob povysheniya kachestva obrazovaniya. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitaniisel'skojmolodezhi: sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 139 - 142.

2. Anikeeva N.G.Aktual'nost' i neobhodimost' primeneniya ozdorovitel'nyhtehnologij v uchebnom processe po fizicheskomu vospitaniyu. Sovremennayanauka-agropromyshlennomu proizvodstvu: sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 135-letiyu pervogo srednego uchebnogo zavedeniya Zaural'ya -Aleksandrovskogo real'nogo uchilischa i 55-letiyu GAU Severnogo Zaural'ya. 2014: 100 - 103.

3. YakobyukL.I.Rol' kul'turnoj samoidentifikacii v formirovanii professional'nojkompetentnosti buduschih specialistov. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 5 (72): 319 - 321.

4. Kamenskij Ya.A. Mezhpredmetnye svyazi v processe obucheniya. Moskva, «Znanie», 1955.

5. Kulikova S.V. K voprosu formirovaniya professional'nyh kompetencij i samoopredeleniya sel'skoj molodezhi. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitanii sel'skoj molodezhi: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 99 - 103.

6. Blinova T.L., Kirilova A.S. Podhod k opredeleniyu ponyatiya "Mezhpredmetnye svyazi v processe obucheniya" s pozicii FGOS SOO. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy III Mezhdunar. nauch.konf.(g.Moskva,iyun' 2013g.). Moskva:Buki-Vedi,2013:65 - 67.

7. Vinogradova M.V. Nekotoryeaspekty prirazrabotke mezhdisciplinarnogo obucheniya studentov agrarnogo vuza. Molodoj uchenyj. 2016; 19: 340 - 342.

8. Mal'chukova N.N., Kulikova S.V. Povyshenie uchebnoj uspeshnosti studentov pri izuchenii matematiki po napravleniyu podgotovki «Agroinzheneriya». Agroprodovol'stvennaya politikaRossii. 2017;9 (69):104-108.

Статья поступила в редакцию 14.03.19

УДК 378.1

Malchukova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian University of Northern Trans-Urals (Tyumen,Russia), E-mail:Npescova06@yandex.ru

Vinogradova M.V., Cand.of Sciences(Pedagogy),sensorlecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian University ofNorthernTrans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

Shemyakinal.E, Cand. ofSciences(Pedagogy),DepartmentsofNaturalScience and General Professional Disciplines, Tyumen Higher Military Command SchoolofEngineering n.a.Marshal of EngineeringForces A.IProshlyakov (Tyumen, Russia), E-mail: iri@mail.ru

Breginya V.M., senior teacher, Departments of Natural Science and General Professional Disciplines, Tyumen Higher Military Command School of Engineering n.a. Marshal of Engineering Forces A.I Proshlyakov (Tyumen, Russia), E-mail: breginavm@yandex.ru

COMPETENCE APPROACH IN STUDYING MATHEMATICS AT THE STUDENTS OF THE ENGINEERING PROFILE OF AGRARIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article discusses the competence approach used in math classes. The work emphasizes that engineering education requires in-depth knowledge of the branches of mathematics and its methods, which are fundamental to many of the studied disciplines during the period of study at the university. In the article, the authors draw attention to the need for introducing heuristic professional tasks into students competence, which includes motivational and value, cognitive, activity,

reflexive and evaluative aspects. The need for the development of mathematical competence that enhances the intellectual base of a competitive specialist in the conditions of modern society has been determined.

Key words: competence approach, engineering education, professional competence, mathematical competence, professional tasks, competitive specialist, intellectual resource, motivational and value aspect.

Н.Н. Мальчукова, канд. пед. наук, доц. каф. математики и информатики, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: Npescova06@yandex.ru

М.В. Виноградова, канд. пед. наук, доц. каф. математики и информатики, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

И.Е. Шемякина, канд. пед. наук, доц. каф. естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, ФГКОУ ВО «Тюменское высшее военно-

инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова», г. Тюмень, E-mail: iri@mail.ru

В.М. Брегиня, ст. преп. каф. естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин,

ФГКОУ ВО «ТВВИКУ имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова», г. Тюмень, E-mail: breginavm@yandex.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕ НИИ МАТЫМАТЫЫКИ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ АГРАРНОГО ВУЗА

В данной статье рассматривается компетентностный подход, применяемый на занятиях по математике. Авторы делают акцент на том, что инженерное образование требует глубоких знаний разделов математики и её методсс, оссорыд сссяются ььнооссопагаьррми длл ыыогих сзллоыыыы оисрппыд с период обучения в вузе. В статье авторы обращают внимание на необходимость введение в процесс обучения эвристических профессиональных задач, которые развивают у студентов математическую компетентность, котсссл ооытсет мoлвauuыооеuонссцlгные, ыыгныыиееый, ueясесьpсорннй, тлыДлсссие-но-оценочный аспекты. Определена необходимость развития математической компетентности, повышающая интеллектуальную базу конкурентоспособного специалиста в условиях современного общества.

Ключевые слова: компетентностный подход, инженерное обраслвос^ профеосисладнныя когпдтенфпя, гасимаоисеисас ыомпстеетыысть, [фо-фессиональные задачи, конкурентоспособный специалист, интеллектуальный ресурс, мотивационно-ценностный аспект.

Значительную роль в программах подготовки бакалавров инженерного профиля играют естественнонаучные дисциплины, базовой составляющей которых является математика.

Решение многих задач в различных сферах деятельности государххыы, будь то хозяйственная, интеллектуальная, военная или другая во многом зависит от уровня знаний и квалифицированности кадров. Поэтому вопросы подготовки и совершенствования кадрового потенциала в настоящее время являются приоритетными, что и определило включение компетентностного подхода в систему профессионального образования.

Выпускники аграрных вузов должны иметь хорошие знания в выбранной профессии, быть готовыми к деятельности в любых условиях, а также к самообразованию и саморазвитию. Рассматривая математическую компетентность у будущих инженеров аграрного вуза, не стоит забывать, о том, что департамххт Агропромышленного комплекса Тюменской области всегда готов поддержать будущего конкурентоспособного специалиста при устройстве на работу [1]. В конечном итоге требования к результатам обучения с учетом специфики ВУЗов отражены в ФГОС по различным направлениям подготовки.

Вместе с общеобразовательными предметами студенты инженерного профиля получают техническое образование, основой которого являются естественнонаучные дисциплины. При этом по результатам исследования в ГАУ Севррногы Зауралья в 2018 года у большинства студентов-юношей, одной из приоритетных ценностей выступает работа [2].

Инженерная специализация, требует глубоких знаний математики, которая является основополагающим аспектом для многих изучаемых дисциплин т апог собствует фундаментальной системе обучения студентов в период учебы в вузе. Региональный аграрный вуз на сегодняшний день имеет именно те напра вления подготовки, которые необходимы для формирования кадрового резерва и планомерной работы сельскохозяйственного производства [3].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что существуют разные подходы к интерпретации понятия «математическая компетенция» однако нет единого взгляда на определение понятия «математическая компетентность».

Так, под «математической компетенцией» Б.В. Гнеденко [4] понимаых результат математической подготовки, цель которого состоит в формировании умений видеть, реализовывать и оценивать различные проблемы, грамотно решать их в соответствии с ценными ориентирами.

В работах Н.Г Ходырева математическая компетентность является системы ным свойством личности субъекта, характеризующим его глубокие познания в предметной области знаний, а личный опыт субъекта, направленный на перооии-тиву работы с ним, открытый для динамического обогащения [5].

Л.Д. Кудрявцев [6] утверждает, что математическая компетентность является интегративным личностным качеством, основанным на совокукмясти фундаментальных математических знаний, практических навыков и умений, свидетельствующих о готовности и способности студента к профессиональной деятельности.

Главной целью нашего исследования является формирование матемсее-ческой компетенции, которая направлена на формирования способности использования разделов математики и её методов при решении профессиональных

задач, повышающих интеллектуальные ресурсы конкурентоспособного специа-лнста в условиях современного общества.

Математическая компетенция студентов инженерных направлений подго-иммкм т аао сммснбаатто -сямиттмм инстттх притТхооррымм ыткмматич еских знаний и навыков при изучении математических моделей профессиональных задач, в вом чееяе сееааОность лпги чеккк тиилитя, оиетивасс, отНирееи п сспомьзовсиь информацию для составления своих собственных решений.

Проблема математической компетентности охватывает ряд таких момен-ттт, ккм стгеииентaция ииелснол(х"тт и доине. ежиста знюиий; иытлииие специфики, свойств, содержания, а также установление составляющих, уровней и ирызнaкос -Смс-гнссвлрис даннрх крмисттнеиотыи; выоос ссрт, ыeрвильичеркмк методов, форм и инструментов ее освоения; условия и возможности для реали-лыхнсттнHеедлии с зoмыpeткрЫ rнжскртвы-oарлзывттeльнтт хооды. М ыттмлсае изучения математики идея становления субъектности студента состоит в том, чтобы стутеие ттссяатрневмит оо н ннсихель aьтремоcто, иигрыетиччмррт, илли видуального опыта, стремящийся раскрывать, реализовывать свой потенциал иеетeлееьoм ммхыввхюгн пеeдссте [С].

Сформированность предметных знаний, умений и навыков в области математики осуществляется в процессе обучения студентов на теоретических и пслеывтыквт зонвииях ья им.итм и иторюм к^оах. Поммыхьтт мoмиивтию ххр-дентов в изучении математики помогают задачи прикладного характера, кото-хтт амлтюсcс ооаооюовп овтнсы оождш мсмми^тиво и нсoфыхcиoньльпоlын дисциплинами [8].

CхaндмааюыM с-рс мстииaтизи ттм саправлетия поюгааенсс иижннерныго профиля ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья содержит множество задач, кото-тми сыотнeтсевоют фтслтсыыоогммре ыыoгетьсьe.

Формирующий эксперимент был разбит на четыре этапа. Для каждого этапе сыти иыытaвлсинl соос, oитoмPМыыт сттыхжаиио (пpьетиефcтте гытнчп пз модели будущего бакалавра), составлены диагностические и констатирующие средства (контрольные работы) согласно уровню подготовки.

На первом этане фьсмнжсющсгo экcыоpиыонтт рршли задсн н, еесенпи.е1 назначением которых является демонстрация связи математики с профессией. сии ефoкыстосыстют математичтскую коссетентность и положительную целевую установку на изучение математики. Сюда вошли задачи и тесты, не требу-ющав нвапвр втзээскогм рртсе ыьттмеевми [ж. Cезхльтатм мCтвыыек еетоыытoи подтверждают элементарные знания об усвоении ими основных вопросов по ысссснлсны ыи м].

Примеры задач и тестов, вошедших в первый этап эксперимента:

Задмма 0 Вичттлион июещаис гареео нея прpнлеCрреыыыо коoOеПпьв, если он ограничен линиями:у=х3 иу2=2х?

Задача 2. Экспериментально установлено, что зависимость расхо-ра бензина автомобиля от скорости V на 85 км пути выражается по формуле: Q =11- 0^+0,001]Р, где 20 < V < 100. Определить средний расход бензина, если с корость дэищерых Л0-Я5 юм/чоа.

Тест. Угол между движущимися платформами, направление движения ко-тoеыс олаоктмтиетюм ммырлсс АВ и АС равно...., если А (- 2; 1; -2), В (0; -1; 2), С (-3; 4; -5):

а)-0.33;б)0;в)-1;г)1.

На втором этапе были включены задачи из разделов линейной алгебры и аналитической геометрии; дифференциальное исчисление.

Кроме овладения фундаментальными знаниями и решения абстрактных задач по указанным разделам математики, акцент делался на разбор алгоритмов «базовых» профессиональных задач, на решение студентами типовых расчетов, включающих «базовые» профессиональные задачи.

Примеры задач, вошедших во второй этап эксперимента:

Задача 1. Проволокой длиною 30 м требуется огородить машинно-тракторный парк, который должен иметь форму кругового сегмента. Какой следует взять радиус круга, чтобы машинно-тракторного парка была наибольшей?

Анализ данных, полученных в ходе диагностирования на втором этапе эксперимента, показал, что в экспериментальной группе уровень успеваемости немного выше (средний бал 13,9) по сравнению с контрольной группой (средний бал 12,4). Таким образом, можно сделать вывод, что в практической деятельности студентов по применению методов алгебры, геометрии, дифференциального и интегрального исчисления в экспериментальные и контрольные группы появились различия.

В третий этап эксперимента вошли такие разделы математики как функции нескольких переменных; дифференциальные уравнения; ряды.

Кроме овладения фундаментальными знаниями и решения абстрактных задач по указанным разделам математики, акцент делался на индивидуальные занятия со студентами по решению эвристических профессиональных задач.

Примеры задач, вошедшие в третий этап эксперимента:

Задача 1. Пусть г = 6х - 12у2 - производственная функция, где х - затраты живого труда, у - затраты общественного труда. Найти эластичность функции в точке (3;-1).

Задача 2. Скорость увеличения площади листа березы, который имеет форму круга, пропорциональна радиусу листа и количеству солнечного света, падающего на него. Количество солнечного света пропорционально площади листа и косинусу угла между направлением лучей и вертикалью к листу. Найти зависимость между площадью S листа и временем ^ если в 4 ч утра эта площадь составляла 1523 см2, а в 18 ч того же дня 2428 см2. Принять, что угол между направлением луча Солнца и вертикалью в 4 ч утра и в 16,45 ч равен 90°, а в полдень - 0°.

Задача 3. Моторная лодка движется в спокойной воде со скоростью 21 км/ч. На полном ходу ее мотор выключается и через 35 секунд после этого скорость лодки уменьшается до 6 км/ч. Сопротивление воды пропорционально скорости движения лодки. Определить скорость лодки через 1,5 мин после остановки мотора.

В ходе диагностики третьего этапа нашего эксперимента были определены следующие результаты: уровень успеваемости экспериментальной группы (средний бал 15,2) по сравнению с контрольной (средний бал 13,5) повысился. Таким образом, появились различия в степени сформированности практических умений применять функции нескольких переменных, дифференциальные уравнения и ряды в контрольной и экспериментальной группах.

В четвёртый этап вошли такие разделы математики: теория вероятностей, математическая статистика, методы оптимизации.

Кроме овладения фундаментальным знаниями и решением абстрактных задач по указанным разделам математики, акцент делался на самостоятельную работу студентов по решению эвристических профессиональных задач. Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и познавательный интерес, приблизить возможность открытия. «Целостная эвристическая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

задача требует следующих умений: анализировать ее условия; преобразовывать основные проблемы в ряд частных, подчиненных главной; проектировать план и этапы решения; формулировать гипотезу; синтезировать различные направления поисков; проверять решение и т. д.» [11].

Примеры задач, вошедшие в четвёртый этап эксперимента:

Задача 1. В агрофирме имеются три зерноуборочных комбайна «Дон», выполняющих сезонные сельскохозяйственные задачи. По техническому состоянию в течение срока выполнения задачи первый комбайн может встать на ремонт с вероятностью 0.02, второй - с вероятностью 0.35 и третий - с вероятностью 0.32. Определить вероятность того, что в течение срока выполнения задачи комбайн не выйдет из строя.

Задача 2. Пусть на некотором участке лесных культур сосны возрастом 21 лет второго класса бонитета внесли минеральные удобрения. Через 10 лет измерили опытный и контрольный участок, которые 10 лет назад были аналогичны, т.е. имели средние диаметры 10 (контроль) и 10.1 см (опыт), а через десять лет соответственно 12.0 и 13.2 см. Ошибка среднего значения составила в 35 лет 0.25 и 0.15 см. С помощью критерия Стьюдента проверить, какой эффект дали удобрения.

Задача 3. Для улучшения финансового положения руководство предприятия приняло решение об увеличении выпуска продукции, для чего необходимо установить в одном из цехов дополнительное оборудование, занимающее 45 м2 площади. На приобретение этого оборудования выделено 9 условных денежных единиц (УДЕ), на которое можно купить оборудование 2-х видов: А - 1 комплект стоит 1 УДЕ и позволяет увеличить выпуск продукции на 2 штуки, а требует 1,5 м2 площади; В - 1 комплект стоит 3 УДЕ и позволяет увеличить выпуск продукции на 3 штуки, а требует 1 м2 площади. Определить набор дополнительного оборудования, который дает возможность максимально увеличить выпуск продукции. Задание: решить задачу графическим методом.

По окончанию четвертого этапа был проведен контрольный срез. Средний балл, полученный студентами в контрольной группе, составил 13,4 в экспериментальной - 16,1, что показало значительное повышение успеваемости в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой.

Это позволило сделать вывод о различной степени сформированности практических умений применять теорию вероятностей, математическую статистику и методы оптимизации в экспериментальной и контрольной группах. Отсюда следует, что математическая компетенция повышается путем активизации познавательного интереса к изучению математики путём осознания значимости предметного материала в практической деятельности [12].

Таким образом, для повышения математической компетентности студентов и лучшему усвоению материла по инженерным дисциплинам, следует использовать современные образовательные технологии. Для эффективности обучения студентов инженерного направления по математике необходимо включать профессиональные эвристические задачи содержащие специальные термины инженерных дисциплин и новейшие интеллектуальные ресурсы агропромышленного комплекса.

Одной из главных задач вуза является подготовка специалистов, способных реагировать на все изменения, которые происходят в мире, нестандартно, гибко и своевременно [13], поэтому создание хороших условий для подготовки компетентного специалиста в системе непрерывного профессионального образования [14], формируют интеллектуальную базу и математическую компетентность, которые способствует развитию мобильного и квалифицированного работника предприятий аграрного сектора, востребованного на рынке труда.

1. Якобюк Л.И. Востребованность выпускников аграрного профиля на рынке труда тюменской области. Агропродовольственная политика России. 2016; 5 (53): 22 - 24.

2. lakobiuk L.I., Vinogradova M.V., Malchukova N.N., Kryucheva Y.V. Students of agrarian university: social profile in mirror of deviations. 2017; 38 (N° 40): 17.

3. Кулов А.Р, Гончаренко О.Н., Кучеров А.С. Востребованность выпускников учреждений высшего профессионального образования в сфере агропромышленного комплекса. Агропродовольственная политика России. 2013; 9 (21): 77 - 83.

4. Гнеденко Б.В., Гнеденко Д.Б. Об обучении математике в университетах и педвузах на рубеже двух тысячелетий. Москва: КомКнига, 2006.

5. Ходырева Н.Г Методическая система становления готовности будущих учителей к формированию математической компетентности школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2004.

6. Кудрявцев Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении. Москва: Наука, 1977.

7. Бирюкова Н.В. Педагогическая поддержка формирования личностного смысла изучения математики у студентов вуза. Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса: сборник статей всероссийской научной конференции. 2017: 408 - 414.

8. Куликова С.В., Малыукова Н.Н. Повышение учебной успешности студентов при изучении математики по направлению подготовки «Агроинженерия» Агропродовольственная политика России. 2017; 9 (69): 104 - 108.

9. Виноградова М.В. Внедрение мотивационного модуля на занятиях по математике со студентами аграрного вуза. Агропродовольственная политика России. 2017; 4 (64): 76 - 79.

10. Отекина Н.Е., Отекин А.А. Компетентостный подход компьютерного тестирования в диагностике качества обучения. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи: сборник Материалов международной научно-практической конференции. 2014: 119 - 123.

11. Зыбина Т.Ю. Технология обучения курсантов эвристическим приемам решения творческих задач. Саратов, 2006.

12. Biryukova N.V. The modernization project of the mathematics teaching process providing the formation of a personal sense of knowledge for students of non-core areas. 2018; Vol. 39 (# 20): 4.

13. Vinogradova M.V., Yakobyuk L.I., Zenina N.V. Interactive teaching as an effective method of pedagogical interaction. Espacios. 2018; 39. № 30.

14. Куликова С.В. К вопросу формирования профессиональных компетенций и самоопределения сельской молодежи. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи: материалы международной научно-практической конференции. 2014: 99 - 103.

References

1. Yakobyuk L.I. Vostrebovannost' vypusknikov agrarnogo profilya na rynke truda tyumenskoj oblasti. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2016; 5 (53): 22 - 24.

2. lakobiuk L.I., Vinogradova M.V., Malchukova N.N., Kryucheva Y.V. Students of agrarian university: social profile in mirror of deviations. 2017; 38 (N° 40): 17.

3. Kulov A.R., Goncharenko O.N., Kucherov A.S. Vostrebovannost' vypusknikov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya v sfere agropromyshlennogo kompleksa. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2013; 9 (21): 77 - 83.

4. Gnedenko B.V., Gnedenko D.B. Ob obucheniimatematike v universitetah ipedvuzah na rubezhe dvuh tysyacheletij. Moskva: KomKniga, 2006.

5. Hodyreva N.G. Metodicheskaya sistema stanovleniya gotovnosti buduschih uchitelej k formirovaniyu matematicheskoj kompetentnosti shkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2004.

6. Kudryavcev L.D. Myslio sovremennojmatematike ieeizuchenii. Moskva: Nauka, 1977.

7. Biryukova N.V. Pedagogicheskaya podderzhka formirovaniya lichnostnogo smysla izucheniya matematiki u studentov vuza. Integraciya nauki i praktiki dlya razvitiya Agropromyshlennogo kompleksa: sbornik statej vserossijskoj nauchnoj konferencii. 2017: 408 - 414.

8. Kulikova S.V., Mal'chukova N.N. Povyshenie uchebnoj uspeshnosti studentov pri izuchenii matematiki po napravleniyu podgotovki «Agroinzheneriya» Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; 9 (69): 104 - 108.

9. Vinogradova M.V. Vnedrenie motivacionnogo modulya na zanyatiyah po matematike so studentami agrarnogo vuza. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; 4 (64): 76 - 79.

10. Otekina N.E., Otekin A.A. Kompetentostnyj podhod komp'yuternogo testirovaniya v diagnostike kachestva obucheniya. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitanii sel'skoj molodezhi: sbornik Materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 119 - 123.

11. Zybina T.Yu. Tehnologiya obucheniya kursantov 'evristicheskim priemam resheniya tvorcheskih zadach. Saratov, 2006.

12. Biryukova N.V. The modernization project of the mathematics teaching process providing the formation of a personal sense of knowledge for students of non-core areas. 2018; Vol. 39 (# 20): 4.

13. Vinogradova M.V., Yakobyuk L.I., Zenina N.V. Interactive teaching as an effective method of pedagogical interaction. Espacios. 2018; 39. № 30.

14. Kulikova S.V. K voprosu formirovaniya professional'nyh kompetencij i samoopredeleniya sel'skoj molodezhi. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitanii sel'skoj molodezhi: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 99 - 103.

Статья поступила в редакцию 14.03.19

УДК 378

Galeeva F.T., senior teacher, Kazan National Research Technological University (Kazan, Russia), E-mail: next761@mail.ru

ON REALIZATION OF INTERDISCIPLINARY RELATIONS AT FOREIGN LANGUAGE CLASSES WITH PROFESSIONAL COURSE DISCIPLINES. The article focuses on the importance and necessity of an interdisciplinary approach realization at foreign language classes in order to increase the level of the future specialists' competence. The experience of interdisciplinary relations implementation of researchers from Russian universities on the example of various disciplines is considered and analyzed. The experience of the Department of Foreign Languages in Professional Communication of Kazan National Research Technological University of interdisciplinary relations development between foreign language discipline and the professional course disciplines lectured by the Department of processing wood materials is revealed.

Key words: interdisciplinary relations, foreign language, professional course disciplines.

Ф.Т. Галеееа, ст. преп., Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, E-mail: next761@mail.ru

О РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ C ДИСЦИПЛИНАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

В статье акцентируется внимание на значимости и необходимости реализации междисциплинарного подхода при обучении студентов иностранному языку для повышения компетентности будущего специалиста. Рассмотрен и проанализирован опыт работы исследователей в российских вузах по реализации междисциплинарных связей на примере различных дисциплин. Раскрыт и обобщен опыт кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации Казанского национального исследовательского университета по созданию междисциплинарных связей между дисциплиной иностранный язык и дисциплинами профессионального цикла, преподаваемыми кафедрой переработки древесных материалов.

Ключевые слова: междисциплинарные связи, иностранный язык, дисциплины профессионального цикла.

Реализация междисциплинарных связей имеет множество положительных моментов для повышения эффективности процесса обучения и повышения компетентности будущего специалиста, а именно, способствует повышению теоретического и научного уровня обучения, их осуществление способствует приобщению студентов к системному методу мышления; формирует научное мировоззрение обучающихся; обеспечивают систему в организации предметного обучения.

Исследователи считают, что при помощи междисциплинарных связей на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, а также развивается способность системного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Поэтому они являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся.

К примеру, исследователем М.А. Холодной разработана «обогащающая модель обучения», в которой используются межпредметность и междисципли-нарность. Также используются различные формы представления учебной информации - в виде объяснительного текста, тематического словаря, справочных материалов, углубленного дополнительного материала, практикума с возможностью выбрать задания разной степени сложности [1].

В авторской системе М.М. Зиновкиной используется метод исследования процесса формирования творческой личности в системе непрерывного образования, а реализация авторской системы предполагает создание многофункционального Межкафедрального центра инженерного творчества «Современные методы развития инженерного мышления и творческих способностей студентов», а также введение в процесс обучения «Гуманитарно-инженерного цикла учебных дисциплин», который органически сочетает гуманитарную и инженерную подготовку [2].

В связи с вышесказанным, интересен опыт Н.В. Савчук по реализации междисциплинарных связей, в виду того, что исследователем разработан интегра-тивный курс и программа курса «Немецкий язык с элементами методологии РТВ

(развитие творческого воображения)», который оказывает поддержку развития воображения, способность мыслить нешаблонно, нестандартно, а научной базой исследования являются теоретические основы целостной системы «Непрерывного формирования творческого мышления» М.М. Зиновкиной [3].

Н.В. Савчук разработана инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей учащихся, особенностями которой является этапность развития творческого воображения, интеллектуальные разминки, овладение учащимися методологии РТВ. Исследователем обоснованы критерии и произведен отбор методов обучения методологии развития творческих способностей («Метод фокальных объектов», «Морфологический анализ», «Метод фразеологизмов», «Метод пиктограмм») и средств («Деловые игры», кроссворды и др.).

В Уфимском государственном нефтяном техническом университете ведется работа по формированию профессиональной компетентности студентов технических вузов посредством междисциплинарной интеграции [4]. Для достижения поставленной цели исследователи включают в образовательные программы бинарные и интегрированные лекции, лекционный материал читается преподавателями разных кафедр, разных дисциплины и циклов, выстраивая тем самым взаимосвязи, на первый взгляд, совершенно разных дисциплин. Например, осуществляется интеграция предмета «Основы нефтегазового дела», «Экология» и «Этика и корпоративная культура организаций», на данных занятиях используются активные и интерактивные методы обучения: кластеры, медиаобучение, баскет-методы, дискуссии и др.

Междисциплинарные связи также применяются на практических занятиях со студентами. Это могут быть междисциплинарные лабораторные работы с использованием информационно-коммуникационных технологий, например, в курсах «Теоретическая механика» и «Инновационный менеджмент» можно разработать задания с выявлением и применением инновационных открытий в данной области. На совместных междисциплинарных семинарах по дисциплинам «Физика», «Математика» и «История» обучающиеся рассматривают истори-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.