Научная статья на тему 'Анализ математической подготовки в аграрных вузах'

Анализ математической подготовки в аграрных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MATHEMATICAL TRAINING / EDUCATION / UNIVERSITY / STUDENT / ANALYSIS / CURRICULA / CONCEPT OF MATHEMATICAL EDUCATION / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ / СТУДЕНТ / АНАЛИЗ / УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ / КОНЦЕПЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якобюк Л.И.

В данной статье анализируется внедрение концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной правительством Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р. Анализ показал, что запланированные в рамках концепции математического образования мероприятия, рассчитанные на высшую школу, чаще касаются математических направлений подготовки и лишь косвенно относятся к иным. Если говорить о вузах сельскохозяйственной направленности, прослеживается значительный разброс объема часов на изучение математики по одному и тому же направлению подготовки в различных вузах страны, т. е. выпускники различных вузов находятся в разных условиях на этапе профессиональной подготовки. Необходим единый подход к содержанию материала и объему дисциплины для подготовки конкурентоспособного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MATHEMATICAL TRAINING IN AGRICULTURAL UNIVERSITIES

The article examines the introduction of a concept of development of mathematical education in the Russian Federation, approved by the government of the Russian Federation from December 24, 2013 N 2506-R. The analysis showed that planned in the framework of the concept of mathematical education events for high school math often relate to areas of training and only indirectly relate to the other. Concerning agricultural universities, there is a significant difference in the amount of hours for the study of mathematics in the same direction of training in different universities of the country, i.e. graduates of different universities are in different conditions at the stage of training. The author shows the need to find a unified approach to the contents of the material and the volume of discipline to prepare a competitive specialist.

Текст научной работы на тему «Анализ математической подготовки в аграрных вузах»

УДК 378

Iakobiuk L.I, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia), E-mail: Lyakobuk@yandex.ru

ANALYSIS OF MATHEMATICAL TRAINING IN AGRICULTURAL UNIVERSITIES. The article examines the introduction of a concept of development of mathematical education in the Russian Federation, approved by the government of the Russian Federation from December 24, 2013 N 2506-R. The analysis showed that planned in the framework of the concept of mathematical education events for high school math often relate to areas of training and only indirectly relate to the other. Concerning agricultural universities, there is a significant difference in the amount of hours for the study of mathematics in the same direction of training in different universities of the country, i.e. graduates of different universities are in different conditions at the stage of training. The author shows the need to find a unified approach to the contents of the material and the volume of discipline to prepare a competitive specialist.

Key words: mathematical training, education, university, student, analysis, curricula, concept of mathematical education.

Л.И. Якобюк, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень,

E-mail: Lyakobuk@yandex.ru

АНАЛИЗ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В АГРАРНЫХ ВУЗАХ

В данной статье анализируется внедрение концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной правительством Российской Федерации от 24 декабря 2013 г № 2506-р. Анализ показал, что запланированные в рамках концепции математического образования мероприятия, рассчитанные на высшую школу, чаще касаются математических направлений подготовки и лишь косвенно относятся к иным. Если говорить о вузах сельскохозяйственной направленности, прослеживается значительный разброс объема часов на изучение математики по одному и тому же направлению подготовки в различных вузах страны, т. е. выпускники различных вузов находятся в разных условиях на этапе профессиональной подготовки. Необходим единый подход к содержанию материала и объему дисциплины для подготовки конкурентоспособного специалиста.

Ключевые слова: математическая подготовка, образование, вуз, студент, анализ, учебные планы, концепция математического образования.

Согласно концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной правительством Российской Федерации от 24 декабря 2013 г N 2506-р, математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году Развитые страны и страны, совершающие в настоящее время технологический рывок, вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования.

В процессе социальных изменений обострились проблемы развития математического образования и науки, которые могут быть объединены в следующие основные группы:

- Проблемы мотивационного характера.

Низкая учебная мотивация школьников и студентов связана с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ общего образования, профессионального образования, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. Все это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся.

- Проблемы содержательного характера.

Выбор содержания математического образования на всех уровнях образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования. Потребности будущих специалистов в математических знаниях и методах учитываются недостаточно. Фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах, в требованиях промежуточной и государственной итоговой аттестации для разных групп учащихся приводит к низкой эффективности учебного процесса, подмене обучения «натаскиванием» на экзамен, игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся. Математическое образование в образовательных организациях высшего образования оторвано от современной науки и практики, его уровень падает, что обусловлено отсутствием механизма своевременного обновления содержания математического образования, недостаточной интегрированностью российской науки в мировую.

- Кадровые проблемы.

В Российской Федерации не хватает учителей и преподавателей образовательных организаций высшего образования, которые могут качественно преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся. Сложившаяся система подготовки, профессио-

нальной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников не отвечает современным нуждам. Выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности в своем большинстве не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности и опыта применения педагогических знаний. Подготовка, получаемая подавляющим большинством студентов по направлениям математических и педагогических специальностей, не способствует ни интеллектуальному росту, ни требованиям педагогической деятельности в общеобразовательных организациях. Преподаватели образовательных организаций высшего образования в большинстве своем оторваны как от современных направлений математических исследований, включая прикладные, так и от применений математики в научных исследованиях и прикладных разработках своей образовательной организации высшего образования. Система дополнительного профессионального образования преподавателей недостаточно эффективна и зачастую просто формальна в части совершенствования математического образования [1, с. 1].

Проблемами общего и высшего математического образования в прошлом занимались такие выдающиеся математики, как П.С. Александров, А.Н. Колмогоров, Л.С. Понтрягин, А.Д. Александров, Б.В. Гнеденко, Л.А.Люстерник, А.И. Маркушевич, С.М. Никольский и многие другие. Преподаванию математики и вопросам совершенствования математического образования уделяют большое внимание ведущие российские математики В.И. Арнольд, Л.Д. Кудрявцев, С.П. Новиков, В.А. Садовничий, В.М. Тихомиров, В.А. Успенский и другие.

Социально-политическое развитие России в современных условиях делает насущным разработку проблем математического образования не только на уровне и в масштабах целой страны, но и на уровне, и в пределах каждого отдельно взятого субъекта РФ. В условиях необходимости обеспечения единого образовательного пространства, недопущения разночтений федерального и национально-регионального компонентов государственных стандартов актуализируется проблематика регионально-образовательной политики. Большой вклад в изучение проблем математического образования в регионах России внесли докторские диссертации А.В. Ивановой, А.И. Петровой и др. [2].

В настоящее время обсуждение способов внедрения и реализации концепции развития математического образования в Российской Федерации так же проходило во всех регионах страны. Так, в Пермском крае были разработаны предложения по реализации данной концепции на региональном уровне; проведен круглый стол «Реализация концепции развития математического образования в Томской области»; утвержден приказ «О реализации Концепции развития математического образования в Тюменской области»; разработан проект «Реализация Концепции развития математического образования в Российской Федерации на территории Саратовской области»; изданы методические рекомендации по реализации концепции развития математического образования в Российской Федерации в Ставропольском крае; разработан план мероприятий Курганской области по реализации Концепции развития математического образования в РФ на 2015 год; утвержден приказ Департамента образования и молодежной политики Новгородской области № 823 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Новгородской области на 2014 - 2015 годы» и т. п.

Рассмотрев существующие программы и планы по реализации концепции развития математического образования в Российской Федерации на региональном уровне, можно заметить, что все они направлены на повышение уровня математического образования в школе или на уровне среднего профессионального

образовании. С момента вступления в силу данной концепции начинается развитие математических олимпиад, математических классов, появилась двухуровневая система ЕГЭ, разработана и утверждена примерная основная программа основного общего образования, разработан проект «Малая академия Подмосковья», в рамках которого проводятся предметные сборы по математике для учащихся 10 классов, в Сочи создан образовательный центр для одарённых детей, и др. Для педагогических работников организуются различные курсы повышения квалификации, конференции, круглые столы, направленные на формирование банка лучших педагогических практик, методик и технологий в области математического образования, разрабатываются методические рекомендациями по актуальным вопросам обучения математике и т. п.

Если рассматривать высшую школу, можно заметить, что изменения чаще касаются математических направлений подготовки. Для Вузов иной направленности, лишь отдельные мероприятия направленны на повышения математического образования, например, такие как олимпиады студентов, и лишь в отдельных регионах страны. Тем временем, количество часов на изучение математики в вузе сокращается, не зависимо от направления подготовки. Еще одно изменение коснулось распределения объема часов на самостоятельную работу и контактную. Так контактная работа в среднем составляет 50% от общего объема часов. Эти изменения регламентированы переходом на компетентностный подход в обучении, который предполагает в качебстве результата обучения на всех уровнях образования самостоятельность выпускника, его готовность к самоорганизации, исследовательской деятельности [3, с. 66].

Проведем анализ учебных планов четырех наиболее востребованных направлений подготовки в 20-и аграрных вузах страны по количеству часов, отведенных на изучение математики (табл. 1).

Анализ учебных планов показал, что наибольшее количество часов на изучение математики отведено инженерным и экономическим направлениям. Так на направлении 35.03.06 Агроинженерия в среднем на изучение математики отводится 402 часа, с размахом вариации 360 часов, при этом на контактную работу отведено всего 187 часов, с размахом вариации 168 часов. На направлении 38.03.01 Экономика в среднем на изучение математики отводится 485 часов, с размахом вариации 432 часа, из них 220 часов - контактная работа, с размахом вариации 214 часов. Студентам направления 35.03.04 Агрономия в среднем на изучение математики отводится 156 часа, из них 72 часов - контактная работа. Студенты направления 36.05.01 Ветеринария математику не изучают, только в 10% вузов отведен не большой объем часов на изучение данной дисциплины, в остальных вузах либо дисциплина отсутствует в учебном плане, либо она объединена с информатикой.

Так же, анализ таблицы позволяет заметить значительный разброс объема часов на изучение математики по одному и тому же направлению подготовки в различных вузах страны. То есть, выпускники различных вузов, находятся в разных условиях на этапе профессиональной подготовки. Ограничение объема

часов на изучение дисциплины влечет за собой ограничение числа тем, включенных в содержание изучаемой дисциплины, вследствие чего студентам сложнее конкурировать друг с другом на различных олимпиадах, конкурсах, выставках и т. д. Необходим единый подход к содержанию материала и объему дисциплины для подготовки конкурентоспособного специалиста.

Такое положение дел полностью противоречит концепции развития математического образования в Российской Федерации. Без математического аппарата ветеринарная медицина, как и любая другая область науки не сможет получить должного развития. Любое современное исследование предполагает использование математических методик и методов. Обработка и анализ экспериментальных результатов, а также построение научных теорий требует использования математических методов [4, с. 84]. Развитие современного животноводства сопровождается накоплением большого количества информации по многим вопросам генетики, селекции, продуктивности, здоровья животных, поведенческих функций и т. д. В задачу науки входят классификация, упорядочение и систематизация этих данных, их научный анализ. Подобный подход позволяет формулировать практические предложения, способствующие ускорению развития тех или иных отраслей животноводства, совершенствовать и создавать новые перспективные отрасли, прогнозировать развитие того или иного направления. В ветеринарии, дополнительно к перечисленным возможностям, использование научного анализа позволяет теоретически моделировать течение болезни или действия лечебных факторов и разрабатывать методы профилактики и лечения животных. Все это обуславливает широкое внедрение в зооинженерную и ветеринарную практику математических методов, в том числе математической статистики.

Математика является неотъемлемой частью той или иной науки. Она, так сказать, модернизирует любое учение, делает его незаменимым [5, с. 30]. Успешность в освоении курса математики в вузе способствует формированию общепрофессиональных компетенций выпускника вуза [6, с. 104].

Смысл изучения математики в вузе - субъективное отражение в сознании будущих выпускников объективной значимости изучения математики для их профессионально-личностного становления, которое актуализируется в регуляции поведения, направленного на приобретение личностно - профессионального опыта, решение познавательно-практических задач на основе владения предметом [7, с. 45].

Система профессионального образования должна обеспечивать необходимый уровень математической подготовки кадров для нужд математической науки, экономики, научно-технического прогресса, безопасности и медицины. Для этого необходимо разработать современные программы, включить основные математические направления в соответствующие приоритетные направления модернизации и технологического развития российской экономики. Нельзя допустить, чтобы студенты были обделены профессиональными знаниями и навыками в самом начале образовательного цикла. Эта потеря невосполнима. Никакие специальные курсы, никакие специальные дисциплины, не имея фундамента

Таблица 1

№ п/п Наименование учебного заведения 35.03.06 Агроинженерия 36.05.01 Ветеринария 35.03.04 Агрономия 38.03.01 Экономика

Часов по дисциплине «Математика»

Часов всего/ Контактная работа Часов всего/ Контактная работа Часов всего/ Контактная работа Часов всего/ Контактная работа

1. Алтайский ГАУ 504/294 0 180/80 684/270

2. Белгородский ГАУ 396/134 0 144/48 468/184

3. Брянский ГАУ 298/154 0 108/46,25 252/110,5

4. Бурятская ГСХА 432/200 0 108/60

5. Великолукская ГСХА 360/176 0 180/72 648/306

6. Волгоградская ГМХА 432/212 0 252/126 540/257

7. Воронежский ГАУ 468/204 108/44 180/94 504/238

8. Вятская ГСХА 540/240 0 180/88 684/324

9. Горский ГАУ 288/144 0 108/54 576/252

10. ГАУ Северного Зауралья 432/216 108/54 108/54 Не реализуется

11. Дагестанский ГАУ 504/184 0 144/68 540/268

12. Тверская ГСХА 297/88,5 Не реализуется 108/54 378/141

13. Ставропольский ГАУ 324/108 0 180/72 468/216

14. Смоленская ГСХА 396/176 0 216/80 540/234

15. Саратовский ГАУ 432/244,5 Не реализуется 144/76,2 432/230,5

16. Санкт-Петербургский ГАУ 504/222 Не реализуется 180/84 Не реализуется

17. Самарская ГСХА 180/72 0 144/56 324/162

18. Чувашская ГСХА 432/246 0 108/54 432/178

19. Ульяновская ГСХА 396/204 0 180/96,2 288/159

20. Ярославская ГСХА 432/216 Не реализуется 180/90 Не реализуется

Анализ бюджета времени, отведенного на изучение математики

в виде достаточно полного традиционного курса высшей математики, освоены быть не могут [8]. Так же считает и президент РФ, В.В. Путин «Математика - это предмет нашей национальной гордости, это всегда было так. На этом, собственно, основаны все наши успехи предыдущих десятилетий: и ядерная программа, и космическая программа, и металловедение, а это значит - судостроение, атомный подводный флот, наши достижения в космосе. Всё в конечном итоге - это математика».

Библиографический список

Обучение математике развивает у студентов критическое мышление, приобретение таких навыков мыслительной деятельности, как умение анализировать, абстрагировать, схематизировать, вычленять частные случаи. При условии формирования критического мышления студентов на высоком уровне происходит рост их дальнейшей профессиональной деятельности, что требует от выпускника самостоятельности, владения навыками делового взаимодействия и сотрудничества, решение сложных производственных задач [9, с. 244].

1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р г. Москва).

2. Цыренова В.Б. Развитие высшего математического образования в регионе России. Диссертация ... доктора педагогических наук. Бурятский государственный университет. Улан-Удэ, 2006.

3. Якобюк Л.И. Сравнительный анализ результатов обучения при традиционном и компетентностном подходах в обучении. Агропродовольственная политика России. 2015; 10 (46): 65 - 66.

4. Якобюк Л.И. Анализ внедрения концепции развития математического образования в сельскохозяйственных вузах. АПК: инновационные технологии. 2018; 3: 82 - 86.

5. Виноградова М.В., Важенин М.Е. Математические связи с другими науками. Современные методики учебной и научно-исследовательской работы: сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) учебно-методической конференции. Под общей редакцией С.Ф. Сухановой. 2018: 27 - 30.

6. Малыукова Н.Н., Куликова С.В. Повышение учебной успешности студентов при изучении математики по направлению подготовки «Агроинженерия». Агропродоволь-ственная политика России. 2017; 9 (69): 104 - 108.

7. Бирюкова Н.В. Проблема становления смысла изучения математики у студентов младших курсов непрофильных направлений вуза. Инновационные процессы в научной среде сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2016: 44 - 46.

8. Медведева Н.А. Реформы в высшем образовании - кто ответит за последствия? Математика в высшем образовании. 2016; 14: 43.

9. Якобюк Л.И., Виноградова М.В. Использование элементов технологии развития критического мышления на занятиях по математике у студентов инженерного профиля. Мир науки, культуры, образования. 2018; 5 (72): 242 - 246.

References

1. Koncepciya razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii (Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 24 dekabrya 2013 g. N 2506-r g. Moskva).

2. Cyrenova V.B. Razvitie vysshego matematicheskogo obrazovaniya vregione Rossii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Buryatskij gosudarstvennyj universitet. Ulan-Ud'e, 2006.

3. Yakobyuk L.I. Sravnitel'nyj analiz rezul'tatov obucheniya pri tradicionnom i kompetentnostnom podhodah v obuchenii. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2015; 10 (46): 65 - 66.

4. Yakobyuk L.I. Analiz vnedreniya koncepcii razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v sel'skohozyajstvennyh vuzah. APK: innovacionnye tehnologii. 2018; 3: 82 - 86.

5. Vinogradova M.V., Vazhenin M.E. Matematicheskie svyazi s drugimi naukami. Sovremennye metodiki uchebnoj i nauchno-issledovatel'skoj raboty: sbornik statej po materialam Vserossijskoj (nacional'noj) uchebno-metodicheskoj konferencii. Pod obschej redakciej S.F. Suhanovoj. 2018: 27 - 30.

6. Mal'chukova N.N., Kulikova S.V. Povyshenie uchebnoj uspeshnosti studentov pri izuchenii matematiki po napravleniyu podgotovki "Agroinzheneriya". Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; 9 (69): 104 - 108.

7. Biryukova N.V. Problema stanovleniya smysla izucheniya matematiki u studentov mladshih kursov neprofil'nyh napravlenij vuza. Innovacionnye processy v nauchnojsrede sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakiicheskoj konferencii: v 4 chastyah. 2016: 44 - 46.

8. Medvedeva N.A. Reformy v vysshem obrazovanii - kto otvetit za posledstviya? Matematika v vysshem obrazovanii. 2016; 14: 43.

9. Yakobyuk L.I., Vinogradova M.V. Ispol'zovanie 'elementov tehnologii razvitiya kriticheskogo myshleniya na zanyatiyah po matematike u studentov inzhenernogo profilya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 5 (72): 242 - 246.

Статья поступила в редакцию 22.03.19

УДК 378.1

Yamschikova E.G., postgraduate, Novgorod State University (St. Petersburg, Russia), E-mail: olga_melent.eva@mail.ru

SYSTEM OF TECHNOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL AND ETHICAL DEVELOPMENT IN A TEACHER OF HIGHER SCHOOL. The article presents a didactic system of technological support of the professional and ethical development of a higher school teacher. The author characterizes the purpose, principles of organization, forms and means of technological support, as well as the components of the professional and ethical development of a higher school teacher in the information and educational environment: motivational component. The author reveals the didactic means of technological support of the professional and ethical development of a higher school teacher in a form of multimedia and telecommunication technologies implemented in the interaction of andragogy and the teacher in the process of continuing education.

Key words: continuous education, professional and ethical development of university teacher, system of technological support, didactic means.

Е.Г. Ямщикова, соискатель Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, г. Санкт-Петербург,

E-mail: olga_melent.eva@mail.ru

СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье представляется дидактическая система технологического сопровождения профессионально-этического развития преподавателя высшей школы, автором характеризуются цель, принципы организации, формы и средства технологического сопровождения, а также компоненты профессионально-этического развития преподавателя высшей школы в информационно-образовательной среде: когнитивный компонент, деятельностный компонент, моти-вационный компонент Автор раскрывает дидактические средства технологического сопровождения профессионально-этического развития преподавателя высшей школы в виде мультимедийных и телекоммуникационных технологий, реализуемых во взаимодействии андрагога и преподавателя в процессе непрерывного образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, профессионально-этическое развитие преподавателя вуза, система технологического сопровождения, дидактические средства.

Понятие «система» (от греческого аиапра - единое целое, состоящее из частей) имеет огромное количество различных определений. Остановимся на определении основоположника теории систем Л. Берталанфи: «Система - это комплекс взаимодействующих элементов. Применительно к живым, человеческим системам - это совместное действие людей, дающее новое качество. При этом оно может быть, как внешним и выражаться в каком-либо материальном продукте, так и внутренним, т.е. выражаться

новыми качествами личности» [1, с. 77 - 106]. Мы рассмотрим дидактическую систему технологического сопровождения профессионально-этического развития преподавателя высшей школы в процессе его непрерывного образования.

Дидактические системы сегодня кардинально пересматриваются в связи с индивидуализацией и информатизацией процесса непрерывного образования в условиях системных изменений системы высшего профессионального образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.