нального песенного фольклора Алтайского края посредством его теоретического изучения и практической творческой работы с фольклорным первоисточником, требующей постоянного поиска эффективных методов и форм для качественного транслирования произведений. Опыт работы в классе хоровой аранжировки показывает, что учебно-творческая деятельность обучающихся достаточно продуктивна, поскольку выполненные аранжировки регионального фольклора активно используются в концер-
Библиографический список
тно-творческой деятельности учебного народного хора и вокальных ансамблей, что пробуждает интерес к учебному процессу и является хорошим импульсом к творческой активности. Именно такой подход в профессиональной подготовке будущих руководителей народно-певческих коллективов, ориентирует выпускников на дальнейшую профессиональную работу в своем регионе и, как правило, на материале местного народно-песенного творчества.
1. ФГОС ВО по направлению подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения» (уровень бакалавриата). Available at: http://fgosvo.ru/ news/7/1912
2. Щербакова О.С. Фольклорно-этнографические и песенные традиции русских Алтая. Учебное пособие для студентов вузов искусств и культуры по специальности «Народное художественное творчество» в 2-х частях. Часть 1. Барнаул: АлтГАКИ, 2005.
3. Щербакова О.С., Яговец Н.А., Леонидов С.В. Аранжировка и обработка как творческий процесс обновления фольклорного первоисточника: учебно-методическое пособие. Барнаул: АлтГАКИ, 2005.
4. Медведева М.В. К проблеме художественной оценки народного певческого исполнительства (в условиях обучения). Народно-певческое образование в России: проблемы и пути развития: материалы Всероссийских научно-практических конференций 1992, 1995 годов и педагогического семинара 1997 года. Москва: РАМ им. Гнесиных, 1998: 97 - 103.
5. Медведева М.В. Творческое освоение произведений фольклора в учебной практике народно-певческого отделения ВУЗА. Музыкальное образование в контексте культуры: народно-певческое образование на пороге XXI века: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва: РАМ им. Гнесиных, 1999: 15 - 25.
6. Никитенко О.Г. Освоение казачьей Волгоградской певческой традиции. Народно-певческое образование в России: проблемы и пути развития: материалы Всероссийских научно-практических конференций 1992, 1995 годов и педагогического семинара 1997 г. Москва: РАМ им. Гнесиных, 1998: 72 - 76.
References
1. GOS VO po napravleniyu podgotovki 53.03.04 «Iskusstvo narodnogo peniya» (uroven' bakalavriata). Available at: http://fgosvo.ru/ news/7/1912
2. Scherbakova O.S. Fol'klorno-'etnograficheskie ipesennye tradicii russkih Altaya. Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov iskusstv i kul'tury po special'nosti «Narodnoe hudozhestvennoe tvorchestvo» v 2-h chastyah. Chast' 1. Barnaul: AltGAKI, 2005.
3. Scherbakova O.S., Yagovec N.A., Leonidov S.V. Aranzhirovka i obrabotka kak tvorcheskijprocess obnovleniya fol'klornogo pervoistochnika: uchebno-metodicheskoe posobie. Barnaul: AltGAKI, 2005.
4. Medvedeva M.V. K probleme hudozhestvennoj ocenki narodnogo pevcheskogo ispolnitel'stva (v usloviyah obucheniya). Narodno-pevcheskoe obrazovanie v Rossii: problemy i puti razvitiya: materialy Vserossijskih nauchno-prakticheskih konferencij 1992, 1995 godov i pedagogicheskogo seminara 1997 goda. Moskva: RAM im. Gnesinyh, 1998: 97 - 103.
5. Medvedeva M.V. Tvorcheskoe osvoenie proizvedenij fol'klora v uchebnoj praktike narodno-pevcheskogo otdeleniya VUZA. Muzykal'noe obrazovanie v kontekste kul'tury: narodno-pevcheskoe obrazovanie na poroge XXI veka: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: RAM im. Gnesinyh, 1999: 15 - 25.
6. Nikitenko O.G. Osvoenie kazach'ej Volgogradskoj pevcheskoj tradicii. Narodno-pevcheskoe obrazovanie v Rossii: problemy i puti razvitiya: materialy Vserossijskih nauchno-prakticheskih konferencij 1992, 1995 godov i pedagogicheskogo seminara 1997 g. Moskva: RAM im. Gnesinyh, 1998: 72 - 76.
Статья поступила в редакцию 10.08.18
УДК 378.1
lakobiuk L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia),
E-mail: [email protected]
Vinogradova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia),
E-mail: [email protected]
THE USE OF ELEMENTS OF TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT IN THE CLASSROOM FOR THE MATH STUDENTS OF ENGINEERING PROFILE. The article reveals experience of using technology of development of critical thinking in education of competitive specialists of agricultural profile. The authors' approach of application of this technology in the study of the discipline of Mathematics is given. An example of using techniques of critical thinking development is considered. The purpose of the use of such techniques is activation of cognitive activity of students in the process of training. The necessity of using the technology elements in the training of competitive specialists is determined, its training value is shown. The technology of development of critical thinking involves the use of different methods and techniques. The authors focuse on the most effective reception in conducting classes in mathematics, it is a cluster. The use of this technique provides a positive motivation for students to study mathematics. This technique has caused students high intellectual and emotional activity. This significantly increases the level of specialist's readiness for competitive activity.
Key words: thinking, competitiveness, student, methods, development of critical thinking, pedagogical technologies, cluster.
Л.И. Якобюк, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО Государственный аграрный университет Северного Зауралья,
г. Тюмень, E-mail: [email protected]
М.В. Виноградова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО Государственный аграрный университет Северного Зауралья,
г. Тюмень, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ
В данной статье раскрывается опыт использования технологии развития критического мышления при подготовке конкурентоспособных специалистов аграрного профиля. Приведен авторский подход применения данной технологии при изучении дисциплины «Математика». Рассмотрен пример использования приемов технологии развития критического мышления.
Цель использования - активизация познавательной активности студентов в процессе профессиональной подготовки. Определена необходимость использования элементов технологии при подготовке конкурентоспособных специалистов, показана ее обучающая ценность. Технология развития критического мышления предполагает использование разных методов и приемов. Авторы сосредоточились на наиболее эффективном приеме при проведении занятий по математике, это составление кластера. Использование такого приема обеспечивает положительную мотивацию обучающихся к изучению математики. Данный прием вызвал у студентов высокую интеллектуальную и эмоциональную активность. Сказанное значительно повышает уровень готовности специалиста к конкурентной деятельности.
Ключевые слова: мышление, конкурентоспособность, студент, приемы и методы, развитие критического мышления, педагогические технологии, кластер.
Изменив все сферы человеческой жизни в современных условиях, у работодателя появляются более высокие требования к будущему специалисту, его интеллектуальному, нравственному, профессиональному совершенствованию. В том числе и сельскохозяйственное производство не может быть организовано без грамотных специалистов, поскольку неподготовленные кадры не могут осваивать современные технологии и обеспечивать высокоэффективное производство. Поэтому, процесс модернизации российского образования предполагает научное переосмысление и оценку достигнутого уровня, выделение недостатков и выявление порождающих причин, разработку новых стратегических направлений и концептуальных теорий, обоснование содержательно-процессуальной основы проектирования и построения инновационных образовательных систем, обеспечивающих полноценное компетентностное развитие личности [1, с. 59].
Особое место на селе занимает инженер аграрного профиля. На сегодняшний день требования к их компетенции формируются на основе технических знаний, профессионального гибкого мышления, а также на уровне современного научно-технического прогресса, и применяя эти знания, они могут самостоятельно решать задачи научно-исследовательской, производственной деятельности в различных секторах народного хозяйства. Им требуется достаточно сложная подготовка, так как инженеры -бакалавры аграрного профиля будут работать в сельскохозяйственной отрасли, которой характерны специфические особенности производства и труда.
Базой для подготовки инженерных кадров, является Вуз. В вузе одной из главных задач на современном этапе является получение не только знаний, умений и навыков, но и выявление способностей каждого студента, который всегда будет сознательно развиваться и будет конкурентоспособным на рынке труда. Вуз является социальным институтом, где каждый студент должен проявить себя как уникальная, неповторимая индивидуальность. Успех профессионального образования - это определенная «готовность» к той или иной деятельности [2, с. 30].
Неотъемлемой частью подготовки инженера является математическая подготовка, позволяющая проводить теоретические исследования в технических науках, давать математическое описание и получать численное решение для различных режимов функционирования технического устройства. Кроме того, математическое образование - это не только освоение способов, норм математической деятельности и профессиональных ценностей, но и приобщение к математической культуре как части общечеловеческой, развитие интеллекта, формирование духовно-нравственных идеалов и ценностно-смысловых ориентиров [3, с.28].
Но, к сожалению, изменившееся отношение молодых людей к математике и знанию в целом заставляет преподавателей и исследователей искать новые подходы к обучению. Возникает необходимость создать условия для развития критического мышления студентов вуза, что является неотъемлемой частью их профессиональной компетентности [4, с. 107]. При условии формирования критического мышления студентов на высоком уровне происходит рост их дальнейшей профессиональной деятельности, что требует от выпускника самостоятельности, владения навыками делового взаимодействия и сотрудничества, решение сложных производственных задач. Студенты ВУЗа должны быть хорошо подготовлены к дальнейшему саморазвитию, стремиться к целому ряду способов достижения целей, к самореализации, быть активным и гибким.
Многие педагоги стремятся к поиску оптимальных форм и методов обучения критическому мышлению, поэтому целесообразно исследовать критическое мышление, опираясь на общие принципы и закономерности. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что многие исследователи занимаются развитием теоретических аспектов проблем критического мышления и дают методические рекомендации непосредствен-
но преподавателю. Это зарубежные и отечественные авторы: Э. де Боно, Д. Дьюи, РХ. Джонсон, Д. Клустер, М. Липман, К. Меридит, Д. Спиро, Дж. Стил, Ч. Темпл, Д. Халперн, П. Фрейре., В.А. Болотов, А.В. Бутенко, А.В. Коржуев, В.А. Попков, Г.Б. Сори-на, Д.М. Шакирова, Л.И. Шрагина и др. [5, с. 5].
Для того чтобы сформировать способность мыслить критически, необходимо прежде всего, определить понятие «критического мышления». Сегодня нет единого понятия критического мышления, но с множеством определений критического мышления они всегда будут близки по смыслу.
Современный американский психолог и педагог Дайана Халперн дает следующее понятия критического мышления: «Критическое мышление — это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата» [6, с. 15]. Другой американский исследователь, педагог Роберт Х. Эннис рассматривает критическое мышление как «разумное рефлективное мышление, сосредоточенное на принятии решения, во что верить или как поступить» [7, с. 166]. Д.М. Шакирова предлагает следующую формулировку критического мышления. «Критическое мышление - это способности и потребности человека: а) видеть несоответствие высказывания (мысли) или поведения другого человека общепринятому мнению или нормам поведения или собственному представлению о них; б) сознавать истинность или ложность теории, положения, алогичность высказывания и реагировать на них; в) уметь отделять ложное, неверное от правильного, верного; критически анализировать, доказывать или опровергать, оценивать предмет, задачу, вносить коррективы, показывать образец мысли, высказывания, поведения; это выражение собственного ценностного отношения, ценностной ориентации; г) это умение доказывать и опровергать, правильно оценивать предмет, задачу, поведение, процесс, результат и т. д.» [8, с. 52].
С помощью развития критического мышления, можно формировать такие качества обучающихся как: настойчивость (должны достигать поставленной цели), гибкость (принимать идеи других), поиск компромиссных решений, готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает), должны быть готовы исправлять свои ошибки и для продолжения обучения принимать их к сведенью.
Одним из способов формирования критического мышления является решение групповых задач в условиях взаимодействия педагога и студента с помощью специальной подготовки, и при правильном выборе средств и форм обучения, то есть при правильном выборе технологии обучения. При изучении математики в аграрном вузе необходимо сместить акцент в методике преподавания с теоретической составляющей, которая так тяготит студентов, на практическое применение знаний [9, с. 11].
Проектирование технологии отдельной дисциплины должно использовать наиболее рациональный и эффективный способ для получения учебного процесса заданного качества и оптимизированного по основным параметрам. Исходя из задачи обеспечения необходимого качества учебного процесса, учитывая опыт и результаты экспериментальных исследований, важно правильно отобрать организационные формы: лекции, практические занятия, организация самостоятельной работы студентов. Каждая способствует достижению определенного уровня усвоения учебного материала, а их оптимальное сочетание поможет достичь запланированного и тем самым гарантированного результата.
Схему такого проектирования технологии обучения мы представляем на рис. 1.
Разработанная нами технология предполагает в себе следующие компоненты (блоки): 1) целевой и задачный блоки технологии; 2) содержательный блок технологии (чему учить);
3) технологический блок, включающий описание форм реализаций методов предусмотренной технологией (как учить);
4) последовательность этапов реализации технологии; 5) диа-гностико-коррекционный блок, включающий комплекс диагности-
Лекции Практические Самостоятельная работы Другие формы учебного процесса
Операционные технологии
Технология лекций
Технология практических
Технология
самостоятельной
работы
Другие технологии
Рис.1.Структурапед агогического процесса
ческих средств, направленных на оценку развивающих эффектов технологии.
Останов имея на характеристике технологическогобло-ка технологии. Наше исследование, было проведено на базе Ф1"БОУ ВО Государствогчыйяфартый^кверсиант Сенярногк Зауралья в 2017 - 18 учебном году. Для проведения экспери-менатавтиоытедйБеныыссегы стоычставнаоыквленкн подготовки «Агроинженерия». Количество студентов, участвующих в эккясримеосе оычтегило СО челтвтк.Эксгерилкгт паохоынлна занятиях по математике. В качестве методов исследования были искасазйосньганолиз ыетодиыссквй
литературы, а также и обобщение содержания понятий и категорий; качйоквенвлБиколекесчвенкыо анолозполуч^н^ныатаа-ных; методы статистической обработки данных.
Отабркеоые наш аганонaцытыныe фокмыоаыоэфядо-циплины «Математика классифицируются следующим образом: 1)вговисоыоcти^-выо^^кааееккв цкяек: пе пострновке проблемы, новому материалу, закреплению изученного материала, провыосеуысвня усыоеяия и др.;2)взяыесимосаови ийста проведения обучения: аудиторные и внеаудиторные; 3) в зависимо-cтионспocoбеopraнизaцнисчeОиовo гфоцетыа:фронвокйов и нефронтальные (индивидуальные, парные, групповые, коллек-тивнвюи др.); й)ызсвиы^л^остиатхатсютера взакыкотнкшениа участников педагогического процесса: стандартные (инвариантные) и нестандартные (вариативные).
В нашей технологии организационные аудиторные формы обучения представлены следующим образом: 1) лекции: стандартные (информационные) лекции, лекции-визуализации, лекции проблемного характера, лекции-пресс-конференции; лек-ции-кластер; 2) практические занятия: занятия по лекционному материалу, занятия проблемного характера, занятия исследовательского характера; 3) информационно-коммуникативный практикум.
Внеаудиторные формы освоения дисциплин «Математика» в зависимости от дидактических целей подразделяются на а) консультации (вводные, текущие и заключительные) и б) самостоятельную работу студентов перцептивного, репродуктивного, эвристического, проблемного и исследовательского характера.
Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.
В технологии развития критического мышления выделяют такие принципы:
- активность обучающихся в образовательном процессе;
- организация групповой работы на занятии;
- преподаватель воспринимает все идеи обучающихся как одинаково значимые;
- соотнесение содержания учебного процесса с профессиональными задачами, выявлением и решением проблем, с ко-торымистудентысталкиваютсявреальной жизни;
- использование графических приёмов организации материала. Для развития мышления они являются эффективными. Схемы, рисунки, таблицы и т.п. показывают ход мыслей. Материал становится наглядным, и процесс усвоения происходит быстрее.
Технология развития критического мышления предполагает использование разных методов и приемов. Мы сосредоточимся на наиболее эффективном приеме при проведении занятий по математике, это составление кластера.
Понятие «кластер» переводится как «связка, гроздь». В технологии критического мышления эта техника используется как графическая систематизация материала по конкретной проблеме.
В центр вписывается ключевое понятие. Ключевые понятия записываются рядом друг с другом. Ключевое понятие связано линиями илистрелкамисо всемипонятиями «второго уровня».
Кластер используется, когда преподаватель хочет собрать у обучающихся все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием, например, с темой занятия.
Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии занятия.
Пример. Тема занятия «Линейные однородные дифференциальные уравнения второго порядка».
Цель: развить логическое мышление при решении линейных однородных дифференциальных уравнений второго порядка и закрепить знания по решению дифференциальных уравнений.
Задачи:
• Сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при решении линейных однородных дифференциальных уравнений второго порядка.
• Применить школьные знания о решении квадратных уравнений.
Подготовительный этап. В центре доски пишется ключевое слово или словосочетание, которое является "сердцем" темы. Студенты записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Записывается все, что называют студенты, ничего не отсеивается. Хаотичные записи слов-ассоциаций объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. Ненужное, ошибочное зачеркивается. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из "спутников" в свою очередь тоже появляют-
Рис. 2. Кластер «Квадратное уравнение»
ся "спутники", устанавливаются новые логические связи. В итоге получается струк^ра, которая графическиотображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Вcfлжалeаue(1 ОмадрОтъявле нaL^eль,зaдaчи, методика проведения практического занятия. Для решения ЛОДУ 2 порядка, необходимо всптааить квтнрааное уаавнотие а жго рдеатз-можные решения.
Осноензячрс#ъь(бтмин).Стнденмамъана мадажие:Со-ставить кластер с ключевыми словами «Квадратное уравнение». (5-7 мин)
На рисунке 2 преджтерленфимернр1аюластмр,кьтооый хотелось бы увидеть преподавателю от студентов при повторении квадратнырапавоенит.
При составлении кластера акцентировать внимание на ключевых м омеетьхаешени яовъдраоныьуравнений.
Затем такой же кластер составляется для решения линейных однородных ддффаренциадьных оаав»енийвооногтп»-рядка.
На рисунке 3 представлен примерный кластер, который хотелось бо^нидетрфепедаваьеею от снудтмтоафипоето^ниж лекционного материала по теме «Линейные однородные диффе-ренциалыныеаревнений втыроооьоьддка».
После чего студенты получают список заданий с линейными одноптдныае пиффрретрианрнымимравмтниямр ытоаопо порядка, которые необходимо решить. В ходе изучения данной темы студенты используютповторенный, восстановленнпй в памяти материал, устанавливают связь между квадратными уравнениями и ЛОДУ2.
Выводы (рефлексия) (10 мин). Преподаватель подводит итоги: определяет верность установления причинно-следственных связей и дает оценочное суждение полученных ответов, выставляет баллы за работу на занятии.
Данный прием вызвал у студентов высокую интеллектуальную и эмоциональную активность. Студенты были заинтересованы в составлении кластера. Всё это создавала своего рода азарт и активизировала психологическую деятельность слушателя [11]. Усвоение студентами лекционного материала, проведенного с помощью элементов технологии развития критического мышления прошло на 100% (студенты, получившие оценку «отлично» - 60%; «хорошо» - 35%; «удовлетворитель-но»-5%.
Таким образом, на наш взгляд, использование такого приема как составление кластера обеспечивает положительную мотивацию обучающихся к изучению математики, способствует формированию устойчивого познавательного интереса к предмету, повышению качества знаний, создает педагогические условия для развития способностей обучающихся, и как следствие, формированию критического мышления, Сказанное значительно повышает уровень готовности специалиста к конкурентной дея-тельности[10,с.79].
Организация образовательного процесса с использованием элементов представленной технологии обучения способствует значительному повышению эффективности процесса обучения студентов на занятиях по математике, повышению мотивации студентов к учебно-профессиональной деятельности, и их собственной активности.
Характеристическое уравнение ak2+bk+c=0 \
Линейное однородное дифференциальное уравнение второго порядка ay/+by/+y=0
Формула дискриминанта D=b2-4ac
D>0, тогда общее решение
D<0, тогда общее решение
D=0, тогда общее решение
Рис. 3. Кластер «Линейные однородные дифференциальные уравнений второго порядка»
Библиографическийсписок
1. Якобюк Л.И. Педагогическое проектирование в образовательном процессе как стратегическое направление модернизации российского образования. Развитие современного образования: от теории к практике: сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017: 58 - 61.
2. Брякова И.Е. Формирование креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза: монография. Оренбург: ИздательствоОГПУ, 2010.
3. БаллГ.А. Теорияучебныхзадач:психолого-педагогическийаспект.Москва:Педагогика,1990.
4. Мальчукова Н.Н., Куликова С.В. Повышение учебной успешности студентов при изучении математики по направлению подготовки «Агроинженерия». АгропродовольственнаяполитикаРоссии. 2017:9 (69): 14108.
5. Плотникова Н.Ф. Формирование критического мышления студентов вуза в условиях командной формы организации обучения. монография. Казань. Издательство Казан. ун-та, 2015.
6. Халперн Д. Психология критического мышления. Санкт-Петербург. Издательство «Питер», 2000. .
7. Минкина Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования: На материале обществоведческого курса. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Казань. 2000.
8. Robert H. Ennis Critical Thinking Dispositions. Their Nature and Assessability. Informal Logic Vol. 18, Nos. 2&3(1996). 165 - 182.
9. Шакирова Д.М. Мышление, интеллект, одаренность: вопросы теории и технологий. Д.М. Шакирова, И.Ф. Сибгатуллина, Д.Ш. Сулейманов; под ред. М.И. Махмутова. Казань. Центр инновационных технологий, 2006.
10. Виноградова М.В. Внедрение мотивационного модуля на занятиях по математике со студентами аграрного вуза. Агропродоволь-ственная политика России. 2017; 4 (64). 76 - 79.
References
1. Yakobyuk L.I. Pedagogicheskoe proektirovanie v obrazovatel'nom processe kak strategicheskoe napravlenie modernizacii rossijskogo obrazovaniya. Razvitie sovremennogo obrazovaniya: ot teorii k praktike: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. 58 - 61.
2. Bryakova I.E. Formirovaniekreativnojkompetentnostistudentov-filologov pedagogicheskogo vuza:monografiya. Orenburg. Izdatel'stvoOGPU, 2010.
3. Ball G.A. Teoriya uchebnyh zadach: psihologo-pedagogicheskij aspekt. Moskva. Pedagogika, 1990.
4. Mal'chukova N.N., Kulikova S.V. Povyshenie uchebnoj uspeshnosti studentov pri izuchenii matematiki po napravleniyu podgotovki «Agroinzheneriya». Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017. 9 (69). 14108.
5. Plotnikova N.F. Formirovanie kriticheskogo myshleniya studentov vuza v usloviyah komandnoj formy organizacii obucheniya. monografiya. Kazan'. Izdatel'stvo Kazan. un-ta, 2015.
6. Halpern D. Psihologiya kriticheskogo myshleniya. Sankt-Peterburg. Izdatel'stvo «Piter», 2000. .
7. Minkina F.F. Kriticheskoe myshlenie uchaschihsya i pedagogicheskie sposoby ego formirovaniya: Na materiale obschestvovedcheskogo kursa. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan'. 2000.
8. Robert H. Ennis Critical Thinking Dispositions. Their Nature and Assessability. Informal Logic Vol. 18, Nos. 2&3(1996). 165 - 182.
9. Shakirova D.M. Myshlenie, intellekt, odarennost': voprosy teorii i tehnologij. D.M. Shakirova, I.F. Sibgatullina, D.Sh. Sulejmanov; pod red. M.I. Mahmutova. Kazan'. Centr innovacionnyh tehnologij, 2006.
10. Vinogradova M.V. Vnedrenie motivacionnogo modulya na zanyatiyah po matematike so studentami agrarnogo vuza. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; 4 (64). 76 - 79.
Статья поступила в редакцию 24.09.18
УДК 378
Hashegulgova Zh.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language Department, Ingush State University (Nazran, Russia), E-mail: [email protected]
MODELING OF THE PROCESS OF FORMING THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A FUTURE ENGLISH TEACHER.
In the article a model of forming the communicative competence of a future English language teacher by means of effective forms and technologies of interaction of the subjects of the educational process is developed, including the following blocks. the state order for the teacher of the English language; requirements for graduates of the employer; provisions outlined in the new GEF; target setting block; various forms of pedagogical interaction; communicative technologies; a complex of organizational and psychological-pedagogical conditions.
Key words: communication, communicative competence, model, modeling, future teacher, English.
Ж.А. Хашегульгова, канд. пед. наук, доц. каф. английского языка, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Назрань, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В статье представлена модель формирования коммуникативной компетентности будущего учителя английского языка средствами эффективных форм и технологий взаимодействия субъектов образовательного процесса, включающая следующие блоки. государственный заказ на учителя английского языка; требования, предъявляемые к выпускникам работодателем; положения, изложенные в новых ФГОС; блок целеполагания; различные формы педагогического взаимодействия; коммуникативные технологии; комплекс организационных и психолого-педагогических условий.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетентность, модель, моделирование, будущий учитель, английский язык.
Залогом успешного формирования коммуникативной компетентности будущего учителя английского языка является поиск и внедрение в данный процесс эффективных технологий взаимодействия субъектов образовательного процесса. Налаживание коммуникаций между субъектами образовательного процесса возможно через четкое информирование всех подразделений как о генеральной концепции и цели образовательного учреждения, так и их информирование о поставленных профессиональных целях, задачах в рамках профессиональной подготовки студентов всех подразделений факультета, кафедр в сферах их взаимодействия с администрацией вуза. Для решения поставленной задачи мы воспользовались методом моделирования.
«Метод моделирования является виртуальной, мысленно представленной или материально преобразованной системой, сила которой в том, что моделирование процесса всегда адекватно представляет предмет исследования, а также делает возможным подменить его таким образом, чтобы получить новое сообщение об объекте исследования» [1, с. 34].
Модель - это определенная гипотеза, предположение, которое представляет предельно наглядную схему, форму или рисунок [2, с. 21].
Педагогическое общение, коммуникация педагогов и студентов - это особая форма общения, которая имеет свою специфику, подчиняется общим психологическим закономерностям, присущим общению, как форме взаимодействия между людьми, включающая интерактивный и перцептивный компоненты.
Многочисленные исследования в области педагогической психологии свидетельствуют, что преимущественная часть возникающих педагогических трудностей объясняется не столько слабой научно-методической и практической подготовки педагогов вуза, сколько отсутствием понимания того, как нужно строить коммуникации с молодежной аудиторией, как строить с группой юношеского возраста профессиональное общение.
Молодые педагоги, придя в вуз, начав свою педагогическую деятельность, демонстрируют такое явление как импринтинг, первое впечатление, которое запоминается крепче всего и долго,