УДК 378
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
© 2015 Г.А.Позднякова
Самарский государственный университет
Статья поступила в редакцию 27.04.2015
Рассматривается технология развития критического мышления студентов в процессе изучения иностранного языка. Раскрываются технологические стадии. Приведены примеры стратегий и приемов данной технологии, обеспечивающие мотивацию к изучению иностранного языка и интенсификацию процесса формирования критического мышления студентов. Проведена опытно-экспериментальная проверка эффективности предложенной технологии развития критического мышления студентов вуза, в которой критериями оценки выступают интерес к изучению иностранного языка, интерес к самостоятельной работе в группе, текущая успеваемость в группе по дисциплине «Иностранный язык». Представлены результаты анкетирования, общей успеваемости, контрольных и тестовых работ. Результаты проведенного эксперимента подтверждают эффективность использования технологии развития критического мышления у студентов на занятиях по иностранному языку в вузе.
Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления, иностранный язык.
Современное высшее образование нацелено на формирование всесторонне развитой личности студента, готовой к успешной учебно-профессиональной и повседневной деятельности, в условиях жесткой конкуренции на рынке труда и в постоянной смене жизненных ситуаций. Особое внимание уделяется интеллектуальному развитию студентов, которое необходимо для решения различных проблемных ситуаций. Таким образом, в настоящее время широко применяется образовательная технология развития критического мышления через чтение и письмо на занятиях по иностранному языку (авторы Ч.Темпл, К.Мередит, Д.Стил). Ученые (И.О.За-гашев, С.И.Заир-Бек) предлагают систему педагогических стратегий и приемов, направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся для достижения учебно-профессиональных и повседневных целей1.
Анализ ФГОС ВПО позволяет установить растущую значимость формирования критического мышления студентов, в основу которого включают умение выделять главные задачи, высокий уровень оценки, анализа и обработки информации, что составляет содержание ОК и ПК2. Сле-
Позднякова Галина Алексеевна, преподаватель кафедры иностранных языков. E-mail: pozdnyakova [email protected]
Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. - СПб.: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003. - 284 с.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по
довательно, развивать критическое мышление целесообразно на занятиях в вузе. В связи с этим, считаем, что целесообразно будет применение технологии развития критического мышления на занятиях по иностранному языку, под которой мы понимаем, систему педагогических стратегий и приемов, направленных на формирование критического мышления студентов, которое подразумевает анализ и оценку огромного потока поступающей информации, логическое построение собственных суждений, аргументированные выводы, выделение проблем и нахождение рациональных путей решения учебно-профессиональных и повседневных задач3. Такая технология отвечает требованиям ФГОС ВПО; во-вторых, направлена на организацию деятельности студентов, которая способствует формированию интеллектуальных способностей и компетенций, где иностранный язык становится как средством получения профессиональной и различной информации, так и средством осуществления коммуникации4.
направлению подготовки 030900 «Юриспруднция»:
утв. Приказ Минобрнауки РФ от 4 мая 2010 г. № 464.
3 Ennis, R.H. The Nature of Critical Thinking: An Outline of Critical Thinking Dispositions and Abilities [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://faculty. education.illinois.edu/rhennis/documents/TheNatureofCr iticalThinking 51711 000.pdf
4 Левченко, В.В. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке специалистов: монография / В.В.Левченко. - М.: Изд-во МПСИ, 2007. - 287 с.
Основными задачами технологии развития критического мышления являются научить учащихся находить объективную оценку в познаваемом объекте, выбирать необходимую информацию и оценивать надежность ее источников, определять причинно-следственные связи, распознавать проблему и подвергать ее всестороннему рассмотрению, разрабатывать стратегии достижения цели, ясно выражать свое мнение, сравнивать, сопоставлять и конкретизировать собственное и чужое мнение, пересматривать собственные точку зрения и исправлять свои ошибки, внимательно и уважительно относиться к другим и их идеям, применять умения критического мышления5.
Технология развития критического мышления подразумевает применение педагогических стратегий и приемов, касающиеся работы с информацией и организации работы в группах («система кластеров», «перепутанные логические цепочки», инсерт, «ключевые слова», графические способы организации материала и др.), которые способствуют мотивации студентов к познавательной деятельности и тем самым, повышению качества высшего образования. Важным условием применения таких стратегий и приёмов является полное воспроизведение трёхфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия6.
Стадия вызова предполагает мотивацию к учебному процессу, актуализацию имеющихся знаний, планирование и целеполагание. На стадии осмысления происходит постановка целей, осмысление новой информации, поиск ответов на заданные вопросы, выявление затруднений. В процессе рефлексии формируется собственное мнение, суммируется и оценивается новая информация, происходит присвоение нового материала, которое становится собственным знанием студентов, даются ответы на поставленные вопросы7.
Установили, что организация учебного процесса при формировании критического мышле-
Технология развития критического мышления в ВУЗЕ : перспективы для школьного образования XXI века (материалы конференции). - Н.Новгород: Издательство «Арабеск», 2001. - 272с.; Мередит, К.С. Критическое мышление: углубленная методика. Пос. IV / К.С.Мередит, Дж. Л.Стил, Ч.Темпл // «Чтение и письмо для Критического мышления». - М.: Изд-во «ИОО». -1997. - 55с.
6 Темпл, Ч. Критическое мышление и критическая грамотность / Ч.Темпл // Перемена, 2005. - № 2. - С.15 - 20.
7 Кларин, М.В. Развитие критического и творческого мышления / М.В.Кларин // Школьные технологии. -2004. - №2. - С. 3 - 11.
ния на занятиях по иностранному языку может включать проблемное обучение, целью которого является мотивация студентов к нахождению решения поставленных задач, выражение собственного мнения, стремление самостоятельно исследовать проблему и приходить к обоснованным выводам. В условиях проблемного обучения акцент делается на самостоятельную работу в группе, чтобы студенты могли выражать собственную точку зрения и обмениваться мнениями, тем самым научиться работать в коллективе и уважать взгляды других.
На занятиях по иностранному языку с бакалаврами - будущими юристами целесообразным считаем использовать «систему кластеров», направленную на мотивацию к получению новых знаний и систематизацию уже имеющихся. Данный вид работы предлагаем выполнять на стадии вызова в начале занятия как перед изучением новой темы, так и на стадии рефлексии для систематизации уже полученных знаний. На примере занятия по иностранному языку с бакалаврами - будущими юристами можно предложить тему «Jury Duty / Обязанности Присяжных», которая включает в себя несколько подтем таких как: «Origin of Jury / Происхождение присяжных», «Selection of Jury / Выбор присяжных», «Job of Jury/Работа присяжных», « Requirements for Jury / Требования для работы присяжных». На доске выделяется ключевое слово по этой теме «Jury / Присяжные» и несколько сопутствующих слов / выражений, например «Frankish / франкский», «decide the fact / установить факт», «impartial / беспристрастный» и т.д. Студентам предлагается соединить данные слова и выражения с ключевым словом, при этом составляются новые логические цепочки с дополнительными словами. Следует отметить, что необходимо заранее продумать направление развития кластера, чтобы в нем просматривались установленные отношения между компонентами, а не беспорядочные связи.
Практика показывает, что задания данного типа мотивируют студентов к мыслительной деятельности, получению новых знаний и изучению иностранного языка. На таких занятиях студенты анализируют имеющуюся информацию, структурируют и оценивают полученные результаты, применяют аналитические умения. Кроме того, такие занятия способствуют готовности работать в коллективе и уважительному отношению к участникам группы.
Подобной формой работы на стадии рефлексии можно считать «перепутанные логические цепочки», которую целесообразно применять после изучения новой темы. На примере занятий по иностранному языку с бакалаврами - буду-
щими юристами, предлагаем тему: «Selection of trial jury/ Выбор судебных присяжных», где студентам предлагается установить цепь логических связей из перечисленных выражений по заданной теме «Panel jury / Состав присяжных, Closing argument / Заключительная речь», «Challenging a juror / Отвод присяжного», «Opening statement / Вступительная речь». Так, для выполнения задания студенты становятся более внимательными, прибегают к анализу, оценке информации. Такая форма задания способствует достижению более ясного, обоснованного и логического мышления студента.
В рамках технологии развития критического мышления, на стадии осмысления можно предложить «чтение текста с пометками» - инсерт. Следует отметить, что для выполнения этого задания, тексты должны быть составлены по одной теме, но могут быть разного уровня сложности. На занятиях по иностранному языку с бакалаврами - будущими юристами можно предложить текст по теме "Development of Prison system in the USA / Развитие тюремной системы в Соединенных Штатах Америки", на выполнение задания выделяется 10 мин. Студентам предлагается прочитать текст и на полях сделать пометки: «А» - уже известная информация, «В» - новая информация, «С» - я думал(а) иначе, «D» - информация, которая требует пояснения, «Е» - интересная информация.
После прочтения текста и расставления пометок на полях, данная информация оформляется в графическую таблицу, которая приведена после текста. Так, у студентов появляется возможность повторно проанализировать проделанную работу. После заполнения таблицы, студентам предлагается обсудить указанные графы задания в группах, где особое внимание уделяется информации, требующей пояснения. Отсюда следует, что эта информация может служить мотивацией для дальнейшего изучения и углубления знаний по заданной теме.
Можем заключить, что «чтение текста с пометками» на занятиях по иностранному языку с
бакалаврами - будущими юристами способствует формированию критического мышления, а именно, упорядочивать имеющуюся информацию, выделять новую, анализировать и оценивать приведенные сведения, формулировать вопросы, аргументировано строить выводы и собственную речь.
Таким образом, в процессе применения технологии развития критического мышления студентов на занятиях по иностранному языку повышается мотивация к получению новых знаний, развивается способность к работе с информацией, управление ею и всесторонней оценке, формируется собственная точка зрения и ответственность за нее. Приходим к выводу, что работа в группах помогает студентам быстрее находить пути решения проблемных ситуации, увеличивает их интеллектуальный и коммуникативный уровень, вырабатывает уважительное отношение ко всей группе и отдельно к каждому собеседнику.
Так, технология развития критического мышления студентов на занятиях по иностранному языку отвечает основной задаче современного высшего образования, а именно формирует интеллектуальные способности студентов, такие как вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; производить анализ и оценку поступающей информации, приходить к логическим выводам и умозаключениям, эффективно работать с окружающими, выражать свои мысли ясно, точно и корректно по отношению к другим, что является необходим условием для эффективной деятельности в различных проблемных ситуациях.
Представленная в статье технология развития критического мышления студентов при обучении иностранному языку находится на стадии внедрения в учебный процесс при подготовке бакалавров по направлению 030900 на юридическом факультете СамГУ. Результаты экспериментальной апробации данной технологии и процесс формирования критического мышления студентов подтверждают целесообразность ее использования.
Таб. 1. Результаты опытно-экспериментальной апробации технологии развития критического
мышления студентов
сентябрь 2014 г. май 2015 г.
интерес к изучению иностранного языка 83 % 90 %
интерес к самостоятельной работе над иностранным языком 68 % 77%
текущая успеваемость в группе по дисциплине «иностранный язык» 76 % 82 %
Оценка эффективности применения технологии по развитию критического мышления студентов на занятиях по иностранному языку осу-
ществлялась на основе сравнения результатов анкетирования, контрольных работ, тестирования и текущей успеваемости в эксперименталь-
ной группе. Сравнительный анализ результатов анкетирования в экспериментальной группе показал повышение по следующим показателям у бакалавров - будущих юристов 1 курса: интерес к изучению иностранного языка в начале учебного года - 83 %, к концу учебного года - 90 %; интерес к самостоятельной работе над иностранным языком в начале учебного года - 68 %, к концу учебного года - 77 %. Анализ результатов контрольных работ, тестирования и текущей успеваемости в экспериментальной группе выявил динамику роста текущей успеваемости в группе по иностранному языку: начало учебного года - 76 %, конец учебного года - 82 %.
Анализ результатов подтвердил, что внедрение технологии развития критического мышления студентов на занятиях по иностранному языку способствует повышению качества знаний по иностранному языку. Сравнение результатов анкетирования установило, что после экспери-
ментального обучения у студентов повысилась мотивация в получении теоретических знаний и изучении иностранного языка, снижение трудностей в процессе самостоятельной работы с учебным материалом (4,3%). Было отмечено, что применение стратегий и методов технологии развития критического мышления («система кластеров», «перепутанные логические цепочки», инсерт) позволяет студентам оценивать и анализировать поступающую информацию, приходить к обоснованным выводам, ясно и аргументировано строить собственную речь, работать в сотрудничестве, находить решения; развивать коммуникативные навыки.
Таким образом, педагогический эксперимент свидетельствует об эффективности и целесообразности использования технологии развития критического мышления студентов на занятиях по иностранному языку.
CRITICAL THINKING DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN
LANGUAGE AT THE UNIVERSITY
© 2015 G.A.Pozdnyakova°
Samara State University
The article is devoted to critical thinking development in the process of learning a foreign language at the University. The stages of critical thinking development are described. The examples of critical thinking development provide motivation in learning a foreign language and an intensification of critical thinking formation process at the University. The research and experimental verification of the effectiveness of critical thinking development were conducted, in which the criteria for assessing is an interest in learning a foreign language, an interest in independent work in a group, current progress of learning a foreign language The article introduces the results of control and test works, current progress as well as questionnaires. The results of experimental work show the efficiency of critical thinking development in the process of learning a foreign language at the University.
Key words: critical thinking, critical thinking development, foreign language.
Galina Alekseevna Pozdnyakova, Lecturer, Department of Foreign Languages. E-mail: pozdnyakova [email protected]