Zudina Alena Igorevna
CRITICAL THINKING TECHNOLOGY ..
pedagogical sciences
УДК 372.881.111.1
DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0027
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
© 2019
Зудина Алена Игоревна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, филиал - Институт пищевых технологий и дизайна (603062, Россия, Нижний Новгород, улица Горная, 13, e-mail: azud@bk.ru) Аннотация. В статье рассматривается вопрос эффективности использования технологии критического мышления для формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых ВУЗов при обучении иностранному языку. Неотъемлемым личностным и профессиональным качеством специалиста любой отрасли в условиях современного рынка труда является владение навыками иноязычного общения. Потребность в профессиональных кадрах определяет целью современной методики обучения иностранному языку формирование языковой личности, которая способна и готова к межкультурному общению с представителями других культур в условиях активного социального взаимодействия. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции. Чтобы сформировать данную компетенцию, необходимо по-новому взглянуть на систему используемых преподавателями методов и приемов обучения иностранному языку. Особенно пристальное внимание необходимо обратить на применение инновационных технологий в преподавании иностранного языка. Многие методические инновации связаны сегодня с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Основными принципами технологии развития критического мышления являются активное участие студентов в образовательном процессе, групповая работа, индивидуально-ориентированное обучение, соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, решением проблем, с которыми студенты сталкиваются в реальной жизни. Особое внимание в статье уделяется этапам технологии развития критического мышления через чтение и письмо, в рамках которых используются различные приемы, применяемые на занятиях по иностранному языку.
Ключевые слова: иноязычное общение, коммуникативная компетенция, студенты неязыкового ВУЗа, методы и приемы обучения иностранному языку, инновационные технологии в преподавании иностранного языка, критическое мышление, технология развития критического мышления.
CRITICAL THINKING TECHNOLOGY AS AN EFFECTIVE MEANS OF FORMING COMMUNICATIVE COMPETENCE OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITY STUDENTS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES
© 2019
Zudina Alena Igorevna, senior lecturer of the Department of Humanities Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, branch of Institute of Food Technologies and Design (603062, Russia, Nizhny Novgorod, street Gornaya, 13, e-mail: azud@bk.ru) Abstract. In the article the question of effectiveness of use of critical thinking technology for formation of communicative competence of non-linguistic university students in teaching foreign languages is considered. In the conditions of modern labor market the integral personal and professional quality of the specialist of any industry is possession of foreign-language communication skills. The need for professional staff determines the purpose of modern language training method is formation of language personality who is capable and ready to cross-cultural communication with representatives of other cultures in the conditions of active social interaction. It is about the formation of communicative competence. To form this competence, it is necessary to look in a new way at the system of methods of teaching foreign languages used by teachers. Especially close attention needs to be paid to use of innovative technologies in teaching foreign languages. Many methodical innovations are connected with use of "Development of Critical Thinking through Reading and Writing" technology today. The basic principles of critical thinking technology are active participation of students in educational process, group work, individual-based training, correlation of content of educational process with specific vital objectives, the solution of problems which students face in real life. Special attention in the article is paid to the stages of critical thinking technology within which various methods of teaching foreign languages are used.
Keywords: foreign-language communication, communicative competence, non-linguistic university students, methods of teaching foreign languages, innovative technologies in teaching foreign languages, critical thinking, critical thinking technology.
Неотъемлемым личностным и профессиональным качеством специалиста любой отрасли в условиях современного рынка труда является владение навыками иноязычного общения. Потребность в профессиональных кадрах определяет целью современной методики обучения иностранному языку формирование языковой личности, которая способна и готова к межкультурному общению с представителями других культур в условиях активного социального взаимодействия. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетенция - знание языка, понимаемое как умение выбирать языковые средства, изучаемые ситуативной лексикой и грамматикой, исходя из социальных или других внеязыковых факторов общения. Другими словами, коммуникативная компетенция представляет собой комплекс коммуникативных уме-
ний, основанных на лингвистических, психологических, культурологических, и социальных знаниях.
Чтобы сформировать данную компетенцию, необходимо по-новому взглянуть на систему используемых преподавателями методов и приемов обучения иностранному языку. В настоящее время, как отмечается многими исследователями (Э. Ф. Файзуллина, А. М. Зарипова [1], Е. Н. Воронова [2], Е. И. Зимина [3] и др. [4-7]), особенно пристальное внимание необходимо обратить на применение инновационных технологий в преподавании иностранного языка [4]. Многие методические инновации связаны сегодня с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» [5, 6, 7].
Под критическим мышлением в обучении понимают совокупность качеств и умений, способствующих
педагогические науки
Зудина Алена Игоревна ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО ...
формированию оценочного мышления, для которого знание, основанное на личном опыте и проверенных фактах,является отправной, а не конечной точкой. Критическое мышление - это сложный мыслительный процесс, начинающийся с получения информации и заканчивающийся принятием независимого решения; это умение анализировать информацию с тем, чтобы иметь возможность применять полученные результаты в решении стандартных и нестандартных вопросов и проблем; это умение ставить новые задачи, приводить разнообразные аргументы, принимать самостоятельные решения [8].
Основными принципами технологии развития критического мышления являются активное участие студентов в образовательном процессе, групповая работа, индивидуально-ориентированное обучение, соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, решением проблем, с которыми студенты сталкиваются в реальной жизни.
Основными этапами занятия по иностранному языку при использовании данной технологии являются этап вызова, осмысления и размышления (рефлексии) [9].
На этапе вызова осуществляется актуализация уже имеющихся знаний с помощью различных приемов (мозговая атака; индивидуальная/парная/групповая работа; составление кластера; прогнозирование содержания и т.д.) [10]. Полученные ранее знания становятся базой для усвоения новых знаний, таким образом, студенты получают возможность более эффективно соотносить новую информацию с уже известной и осознанно, критически подходить к ее изучению.
Одним из эффективных приемов на этапе вызова является прием «вопросительного слова», который помогает решить одновременно две задачи - извлечение информации и формирование навыков образования вопросительных предложений. Например, при изучении темы «Moscow: its past and present» студенты формулируют вопросы о том, что они хотели бы узнать о Москве, ее прошлом и настоящем, используя раннее изученную лексику и грамматические структуры. В процессе занятия они извлекают необходимую информацию, отвечают на вопросы, поставленные ими в начале занятия. Обмен мнениями может способствовать выработке новых, часто неожиданных и продуктивных идей; появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет мотивировать к изучению нового материала. Работа в небольших группах на данном этапе позволяет студентам, которые боятся излагать свое мнение, чувствовать себя более комфортно [11].
Преподаватель на данном этапе стимулирует студентов к активной речемыслительной деятельности, способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксирует и систематизирует полученную от студентов информацию, осуществляет скрытый контроль за процессом поиска необходимой информации.
Этап осмысления содержания заключается в знакомстве с новой информацией, ее соотнесении с уже имеющимися знаниями, поиске ответов на поставленные ранее вопросы, выявлении противоречий, корректировке целей и подготовке к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. На данном этапе организация работы может быть различной - рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение, просмотр видеоматериала. Основная задача данного этапа состоит в том, чтобы поддерживать активность студентов, их интерес, созданный на этапе вызова.
На данном этапе обычно используются такие приемы, как фишбон, прием «толстых» и «тонких» вопросов, выделение ключевых слов подчёркиванием, чтение текста с остановками [9].
При изучении темы о Москве на данном этапе целесообразно использовать прием инсерт (INSERT - I- interactive, N- notion, S- system, E - effective, R - reading, T - thinking). Студентам предлагается текст. В процес-
се чтения они расставляют на полях пометки. Пометки должны быть следующие: «V» - если то, что читают студенты, соответствует тому, что они знают; «-» - если то, что читают студенты, противоречит тому, что они уже знали; «+» - если то, что читают студенты, представляет собой новую для них информацию; «?» - если то, что читают студенты, им непонятно, или они хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. После чтения текста с маркировкой студенты обсуждают результаты и заполняют одну на двоих (или одну на группу) маркировочную таблицу, куда ключевыми словами и словосочетаниями войдут основные результаты работы. Таблица выглядит так:
Таблица 1 - Маркировочная таблица
«V»
Затем обсуждаются результаты заполнения таблицы. После чего студенты возвращаются к вопросам по теме «Moscow: its past and present», которые были поставлены в начале занятия на этапе вызова, и выясняют, были ли найдены ответы на них на этапе осмысления.
Данный прием направлен на активное осмысление студентами новой информации, установление причинно-следственных связей. Заполнение маркировочной таблицы является одной из форм составления конспекта, развивает навык анализа и систематизации информации, формирует содержательную рефлексию, дает материал для формулировки проблем и вопросов на будущее.
На этапе размышления (рефлексии) происходит систематизация полученной информации - ее анализ, интерпретация и творческая переработка. Групповая дискуссия, составление кластера, написание мини-сочинения или эссе - приемы, с помощью которых реализуется эта стадия [10].
Заканчивая работу над темой о Москве, студентам предлагается один из наиболее творческих приемов -написание пятистишия «синквейна» - позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал. Он требует от студентов кратко резюмировать полученную информацию. Структура пятистишья выглядит следующим образом: 1) первая строка - одно слово, описывающее тему (обычно имя существительное); 2) вторая строка — два слова, описывающие тему (обычно два прилагательных); 3) третья строка - три слова, выражающие действие по теме (обычно три глагола или причастия); 4) четвертая строка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (разные части речи); 5) последняя строка - одно слово (обычно синоним слова из первой строки), которое еще раз подчеркивает сущность темы. Каждый студент имеет от 5 до 7 минут, чтобы написать пятистишье. Эффективный способ организации работы - это работа в парах. Пример синквейна о Москве: Moscow
Modern and beautiful Increases, influences, leads I am proud of you Our capital!
Эти три этапа (вызов - осмысление - размышление) должны присутствовать на каждом занятии, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.
Использование на занятиях по иностранному языку разнообразных приемов технологии развития критического мышления гарантирует повышение интереса студентов к изучаемому языку; поддержание внутренней мотивации; повышение познавательной активности; возможность практически самостоятельно добывать знания, что стимулирует речемыслительную деятельность; формирование социально значимых, нравственно-ценностных мотивов поведения; повышение уровня социализации; развитие креативности и рефлексии; вос-
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3(28)
109
Zudina Alena Igorevna
CRITICAL THINKING TECHNOLOGY ..
pedagogical sciences
питание инициативности; эффективное усвоение большого объема учебной информации; раскрытие личност-но-индивидуальных возможностей каждого студента, возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении (для преподавателей).
Кроме того, основанная на коммуникативно-дея-тельностном подходе, построенная в диалоговом, интерактивном режиме, технология развития критического мышления позволяет значительно увеличить время речевой практики на занятии по иностранному языку для каждого студента, являясь, таким образом, эффективным средством формирования коммуникативной компетенции, необходимой для современного специалиста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Файзуллина Э. Ф., Зарипова А. М. Современные приемы в методике преподавания иностранных языков // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №1. С. 238-245.
2. Воронова Е. Н. Современные технологии и методы обучения иностранному языку в ВУЗе //ПниО. 2014. №1. С. 189-194
3. Зимина Е. И. Профессиональная языковая подготовка: соответствие современным тенденциям // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №1. С. 172-175
4. Ферзилаева М. М. Инновационные технологии обучения иностранным языкам как орудие формирования поликультурной личности // Концепт. 2015. №&^15. С. 1-5
5. Ставрук М. А., Данилюк Л. Г. Использование технологии критического мышления в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №3-2. С. 109-113
6. Мишланова С. Л., Филиппова А. А., Заседателева М. Г. Технология критического мышления как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов //Вестник ЧГПУ. 2016. №5. С. 82-89
7. Иванова О.Э., Точилкина Т.Г. Метод критического мышления как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 316-319.
8. Дорофеева Л. С. Опыт и перспективы использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроке английского языка // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. №3 (11). С. 31-37
9. Гулая Т. М., Герасименко Т.Л. Опыт использования технологии «Развитие критического мышления» в процессе обучения профессионально-ориентированному деловому английскому языку // Педагогика и психология образования. 2014. №1. С. 54-62
10. Лазырина О. М. Приемы технологии критического мышления в педагогической практике высшей школы // Теория и практика общественного развития. 2015. №5. С. 156-157
11. Дроздова Е. В. Работа в группах на уроках иностранного языка //Вопросы науки и образования. 2017. №6 (7). С. 140-142
Статья поступила в редакцию 26.05.2019
Статья принята к публикации 27.08.2019