Научная статья на тему 'Использование технологии критического мышления при обучении студентов языкового факультета общественно-политической лексике'

Использование технологии критического мышления при обучении студентов языкового факультета общественно-политической лексике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИСКУССИЯ / АНАЛИЗ / ОЦЕНКА / ПРОЕКТ / РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трапезникова Галина Алексеевна, Хабибуллина Флёра Яхиятовна

Цель статьи исследовать возможности технологии критического мышления при обучении студентов языкового факультета общественно-политической лексике. Проведен дефиниционный анализ категории «Технология критического мышления» и принципы ее построения. Подчеркивается роль критического мышления как важнейшей стратегии успешного социального и профессионального функционирования выпускника вуза. При обучении иностранному языку развитие критического мышления представляется как один из факторов формирования коммуникативной компетенции. В статье выделены 3 стадии технологии критического мышления: стадия вызова, стадия осмысления содержания и стадия рефлексии с примерами методов и приемов, используемых на каждой стадии. Рассматриваются специфика и назначение стратегий, приемов и методов технологии критического мышления для их использования на занятиях английского языка по курсу «Общественно-политическая лексика», в которой особенности государственного строя страны, социально-политическая структура общества проявляются в полной мере. Раскрываются особенности языка и стиля публицистических материалов. Обосновывается необходимость внедрения в учебный процесс при работе с общественно-политической лексикой таких методов и приемов технологии критического мышления, как «кластеры», «дерево предсказаний», «пятистишье», «инсерт», «круги по воде», «толстый и тонкий вопросы», «рыбка», «ролевые игры», «творческий проект» и «портрет политика». Представляет интерес составление портрета лидеров разных стран и эпох: Б. Ельцина (Россия), М. Тэтчер (Великобритания), Ш. де Голля (Франция). Описаны примеры использования упражнений и проблемных заданий технологии критического мышления: прогнозирование, описание ситуации, оценка, анализ, распределение по категориям и по классам, синтез идей, толкование событий в зависимости от восприятия ситуации, вычленение неподходящих идей. В статье даются критерии оценки деятельности студентов при работе по технологии критического мышления и представлены результаты анкетирования студентов (опросник терминальных ценностей). Доказано, что использование технологии критического мышления на занятиях по работе с общественно-политической лексикой на языковом факультете вуза способствует реализации концепции модернизации российского образования в области подготовки высококвалифицированного специалиста, обладающего новым мышлением, толерантностью и готовностью к постоянному профессиональному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трапезникова Галина Алексеевна, Хабибуллина Флёра Яхиятовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT IN TEACHING THE STUDENTS OF LANGUAGE FACULTIES THE SOCIO-POLITICAL VOCABULARY

The purpose of the article is to explore the opportunities of critical thinking technology in teaching students of the language faculty socio-political vocabulary. The definition analysis of this category “Critical Thinking Technology” was given together with the principles of its construction. The article reveals the role of critical thinking style as the important strategy of the graduate’s successful social and professional functioning in higher educational establishments. While teaching a foreign language the critical thinking development is represented as one of the factors forming the communicative competence. Three stages of critical thinking: ”Evocation”, “The Realization of Meaning”, “Reflection” with the examples of methods and techniques used on each stage are introduced in the article. The article touches upon the specific features and the use of the critical thinking strategies, methods and techniques at the English lessons in the course “socio-political vocabulary” with the peculiarities of the countries’ state power and socio-political structure of their society. The publicistic materials’ peculiar qualities of the language and its style are shown in the article. The article stresses the necessity of introduction into educational process when working with socio-political vocabulary using such methods and techniques of critical thinking as: “cluster”, “a predicting tree”, “five lines”, “insert”, “the circles in the water”, “thick and thin questions”, “a fishbone”, “role games”, “a creative project” and “a portrait of a politician”. It is very interesting to mention the portrait of different countries and periods’ leaders made up by the students: B. Eltsin (Russia), M. Thatcher (Great Britain), Sh. De Gaulle (France). The article gives the examples how to use exercises and problematic tasks of critical thinking development: predicting, evaluating, analyzing, categorizing, developing links, interpreting, decision making, etc. The article gives the evaluating criteria of students’ activities with the use of critical thinking and the results of their interview (the interview of term values). It’s proved that the use of critical thinking technology at the lessons with socio-political vocabulary at the language faculty promotes the realization of Russian educational modernization concept in the field of training highly qualified specialists possessing new thinking, tolerance and readiness for the constant professional growth.

Текст научной работы на тему «Использование технологии критического мышления при обучении студентов языкового факультета общественно-политической лексике»

УДК 37.016:811.111:378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ

Г. А. Трапезникова, Ф. Я. Хабибуллина

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Цель статьи - исследовать возможности технологии критического мышления при обучении студентов языкового факультета общественно-политической лексике. Проведен дефиниционный анализ категории «Технология критического мышления» и принципы ее построения. Подчеркивается роль критического мышления как важнейшей стратегии успешного социального и профессионального функционирования выпускника вуза. При обучении иностранному языку развитие критического мышления представляется как один из факторов формирования коммуникативной компетенции. В статье выделены 3 стадии технологии критического мышления: стадия вызова, стадия осмысления содержания и стадия рефлексии с примерами методов и приемов, используемых на каждой стадии. Рассматриваются специфика и назначение стратегий, приемов и методов технологии критического мышления для их использования на занятиях английского языка по курсу «Общественно-политическая лексика», в которой особенности государственного строя страны, социально-политическая структура общества проявляются в полной мере. Раскрываются особенности языка и стиля публицистических материалов. Обосновывается необходимость внедрения в учебный процесс при работе с общественно-политической лексикой таких методов и приемов технологии критического мышления, как «кластеры», «дерево предсказаний», «пятистишье», «инсерт», «круги по воде», «толстый и тонкий вопросы», «рыбка», «ролевые игры», «творческий проект» и «портрет политика». Представляет интерес составление портрета лидеров разных стран и эпох: Б. Ельцина (Россия), М. Тэтчер (Великобритания), Ш. де Голля (Франция). Описаны примеры использования упражнений и проблемных заданий технологии критического мышления: прогнозирование, описание ситуации, оценка, анализ, распределение по категориям и по классам, синтез идей, толкование событий в зависимости от восприятия ситуации, вычленение неподходящих идей. В статье даются критерии оценки деятельности студентов при работе по технологии критического мышления и представлены результаты анкетирования студентов (опросник терминальных ценностей). Доказано, что использование технологии критического мышления на занятиях по работе с общественно-политической лексикой на языковом факультете вуза способствует реализации концепции модернизации российского образования в области подготовки высококвалифицированного специалиста, обладающего новым мышлением, толерантностью и готовностью к постоянному профессиональному росту.

Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления, иностранный язык, активные методы обучения, дискуссия, анализ, оценка, проект, решение проблемы, компетенция, коммуникативные навыки и умения, профессионально ориентированное обучение.

USE OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT IN TEACHING THE STUDENTS OF LANGUAGE FACULTIES THE SOCIO-POLITICAL VOCABULARY

G. A. Trapeznirova, F. Ya. Khabibullina

Mari State University, Yoshkar-Ola

The purpose of the article is to explore the opportunities of critical thinking technology in teaching students of the language faculty socio-political vocabulary. The definition analysis of this category "Critical Thinking Technology" was given together with the principles of its construction. The article reveals the role of critical thinking style as the important strategy of the graduate's successful social and professional functioning in higher educational establishments. While teaching a foreign language the critical thinking development is represented as one of the factors forming the communicative competence. Three stages of critical thinking: "Evocation", "The Realization of Meaning", "Reflection" with the examples of methods and techniques used on each stage are introduced in the article. The article touches upon the specific features and the use of the critical thinking strategies, methods and techniques

© Трапезникова Г. А., Хабибуллина Ф. Я., 2017

at the English lessons in the course "socio-political vocabulary" with the peculiarities of the countries' state power and socio-political structure of their society. The publicistic materials' peculiar qualities of the language and its style are shown in the article. The article stresses the necessity of introduction into educational process when working with socio-political vocabulary using such methods and techniques of critical thinking as: "cluster", "a predicting tree", "five lines", "insert", "the circles in the water", "thick and thin questions", "a fishbone", "role games", "a creative project" and "a portrait of a politician". It is very interesting to mention the portrait of different countries and periods' leaders made up by the students: B. Eltsin (Russia), M. Thatcher (Great Britain), Sh. De Gaulle (France). The article gives the examples how to use exercises and problematic tasks of critical thinking development: predicting, evaluating, analyzing, categorizing, developing links, interpreting, decision making, etc. The article gives the evaluating criteria of students' activities with the use of critical thinking and the results of their interview (the interview of term values). It's proved that the use of critical thinking technology at the lessons with sociopolitical vocabulary at the language faculty promotes the realization of Russian educational modernization concept in the field of training highly qualified specialists possessing new thinking, tolerance and readiness for the constant professional growth.

Key words: critical thinking, critical thinking development, foreign language, active methods of teaching, discussion, analyses, evaluating, project, the solution, of a problem, competence, communicative skills, professional-oriented teaching.

На современном этапе развития общества гуманизация и гуманитаризация образования призваны изменить характер мышления человека от фрагментарного к целостному восприятию мира, включая социальный и культурный контексты. Одной из основных задач высшей школы является раскрытие способностей каждого студента, воспитание его личности, что очень важно в современном мире.

Эта проблема актуальна, поскольку будущий специалист должен научиться критически мыслить, решать возникающие проблемы, используя современные технологии, применять полученные знания, а также продуцировать новые идеи и мыслить творчески. Одной из инновационных технологий, представляющих огромные возможности в этом плане, является технология развития критического мышления (КМ), разработанная еще в 80-х годах ХХ века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, С. Уолтер и др.). Д. Дьюи говорил о критическом конструктивном мышлении (КМ) и считал его использование главной задачей образования.

В современной литературе по педагогике и психологии можно встретить большое разнообразие определений КМ (Е. А. Агафонова, В. А. Болотова, А. В. Бутенко, Д. Клаустер, А. В. Коржуева, В. А. Попкова, Е. И. Федотовская и др.) [1; 2; 3; 4; 5; 6; 11; 13].

Американский национальный совет по обучению КМ (National Council for Excellencein Critical Thinking Instruction) описывает КМ как интеллектуальный процесс, включающий анализ, синтез, оценку информации, наблюдение, аргумента-

цию, размышления и обобщения, как руководство к действию или убеждению при общении друг с другом.

Важно подчеркнуть, что слово «критический» по своей сути не имеет негативного значения, а содержит лишь оценочный компонент.

Технология формирования КМ имеет особые принципы построения, в состав которой входят как общедидактические, так и технологии, характерные для технологии развития КМ: информационное содержание учебного материала, социальная и коммуникативная обусловленность, проблемность, мотивация, научность, достоверность и доступность материала и преемственность и другие.

Формирование КМ студентов современного вуза позволяет будущим специалистам ориентироваться в информационном пространстве при их обучении иностранному языку (ИЯ), в результате чего происходит расширение мыслительных компетенций, способствующих решению социальных, научных и практических задач. При обучении ИЯ развитие КМ можно рассматривать как один из факторов формирования коммуникативной компетенции. В связи с этим следует упомянуть формируемые с помощью технологии КМ следующие иноязычные коммуникативные компетенции: владение навыками аргументации, организации и ведения дискуссии; способность к письменной и устной коммуникации на ИЯ; способность работать в коллективе; готовность к будущей профессиональной деятельности с использованием приобретенных знаниий, умений и навыков.

В технологии КМ выделяются следующие стадии, которые можно использовать при обучении ИЯ:

1. Стадия вызова (Evocation), задачами которой являются: вызов интереса к получению новой информации и постановка целей обучения на занятиях ИЯ. Здесь используются такие методы и приемы, как составление списка информации, рассказ по ключевым словам, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, «мозговой штурм», «тонкие и толстые вопросы», графическая систематизация материала (кластеры, графические органайзеры, таблицы).

2. Стадия осмысления содержания (Realization of meaning). Студенты самостоятельно ставят цели. В процессе знакомства с новой информацией осуществляется ее наложение на уже имеющиеся знания. Приемы и методы: чтение текстов с остановками, составление таблиц, кластеров, маркировка текстов символами.

3. Стадия рефлексии (Reflection). В процессе рефлексии та информация, которая была новой, превращается в собственный опыт студентов в целях творческого применения знаний. Приемы и методы: дискуссия, отчет, тезисы, схемы, видеопрезентация, проект.

Немаловажную роль представляет деятельность преподавателя ИЯ, который использует следующие методы, приемы и способы развития КМ на занятиях ИЯ: работа в группах в целях обмена опытом, организация дискуссий, проектирование профессиональных ситуаций с целью актуализации полученных знаний по специальности, организация работы с информационными ресурсами и т. д.

Обучая студентов ИЯ, следует обратить внимание на развитие общекультурных и социальных компетенций наряду с их языковой подготовкой, среди которых немаловажную роль играют социальные навыки, формирующиеся на занятиях по предметам их профессиональной подготовки.

В качестве примера рассмотрим возможности использования технологии КМ на занятиях по дисциплине «Общественно-политическая лексика» на языковом факультете вуза.

Для того чтобы описать события, происходящие в нашей стране и за рубежом, необходим хороший уровень сформированности лингвистической компетентности, то есть владение лексикой, понятиями, реалиями, идиомами, терминами.

Развитие языка обеспечивается лексикой, мгновенно откликающейся на любые изменения

в общественной жизни страны. Одной из основных областей максимальной концентрации национально-окрашенной лексики, отражающей особенности жизни народа - носителя языка, является общественно-политическая лексика (ОПЛ), в которой особенности строя страны, социально-политическая структура общества, его история проявляются в полной мере [2].

Изменения в общественно-политической жизни происходят постоянно. Следовательно, и меняется состав ОПЛ. Иногда появившаяся на страницах газеты и журнала лексическая единица (ЛЕ), созданная для отражения какого-то явления в общественно-политической жизни той или иной страны в прессе, появляется на страницах газет и журналов других стран (географические названия, территориальные изменения, советизмы с уходом СССР: партком, горком, комсорг и др.). В целом она концентрируется вокруг двух основных концептов политического дискурса - «власть» и «политик» - и может быть выражена такими лексико-семантическими группами (ЛСГ), как: государство/страна; государственный строй; государственная символика; партии/политические движения; выборы; внешняя/внутренняя политика; органы управления; государственные структуры, службы, учреждения; глава государства, главы властных структур и др. [12, с. 132-141; 14, с. 65].

Политика - это сфера деятельности, которая связана с отношениями между классами, нациями, социальными группами, государством, его властью, лидерами и др. ОПЛ мгновенно реагирует на происходящие в мире изменения и находит свое отражение в лексическом составе СМИ. Каждая предлагаемая в газетах и в журналах текстовая информация, включающая ОПЛ, может быть рассмотрена с разных позиций. Это социально-личностная деятельность студента в работе с общественно-политической информацией, в состав которой входят наиболее употребительные политически маркированные слова и словосочетания, термины, различные клише и штампы.

Общественно-политические материалы разнообразны в стилистическом и жанровом отношениях. Их можно разделить на 3 группы: 1) документально-деловые материалы (конституции, законодательные акты); 2) информационно-описательные материалы (информационные заметки, справочные материалы, исторические описания и обзоры); 3) публицистические материалы в узком смысле слова (речи, статьи).

У каждой из этих групп материалов имеется своя собственная лексика, так, для 1-й группы характерно большое количество клише, специальной терминологии, реалий; для 2-й - сообщения о текущих событиях (термины, исторические реалии, собственные имена); для 3-й - эмоционально-окрашенные элементы, образные выражения, синтаксические структуры, цитаты [7; 8; 9; 10; 15]. Работая с газетой, журналом, преподаватель иностранного языка должен также иметь в виду специфику языка и стиля.

Важно подчеркнуть, что формирование умений КМ неразрывно связано с формированием речевых умений в процессе обучения всем видам речевой иноязычной деятельности, поскольку ее предметам является мысль. На занятиях курса «Общественно-политическая лексика» студенты, читая материал по той или иной проблеме из газет и журналов или их электронных версий («New Europe», «Moscow News», «New York Times», «Le Point» и др.), знакомятся с активной лексикой, составляют список слов и словосочетаний по данной проблеме. Студенты могут принимать участие в устной дискуссии по выбору с написанием эссе и т. д. Организация работы с газетным или журнальным текстом на основе ОПЛ является одним из основных видов деятельности при обучении студентов ИЯ с использованием технологии КМ:

• «кластеры», которые применяются на стадии вызова и рефлексии. Информация о каком-то событии представляется в виде «грозди винограда», в центре которого находится ключевое слово. Этот прием позволяет не только активировать ЛЕ в речи студентов и ввести новые, но и объединять слова в связное высказывание;

• «дерево предсказаний», используется при построении сюжета текста (ствол - тема, ветви -предположения, листья - обоснование предположения с помощью аргументов). Этот прием хорошо использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа, обсуждения статьи из газеты, журнала;

• «пятистишье». Структура состоит из 5-ти строк: (1 слово - существительное по теме; 2: два слова - прилагательные; 3 - три слова - глаголы, выражающие действия; 4 - фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение студентов к теме; 5 - одно слово (синоним первого слова).

Обычно работа проводится в парах и часто используется в ходе речевой зарядки;

• «инсерт» - метод очень эффективен на стадии осмысления; при этом формируются лексико-

грамматические навыки: «+» - я это знал; «-» -я это не знал; «✓ » - это меня удивило; «?» - хотел бы узнать поподробнее.

Заполняется таблица, составляется и обсуждается список ЛЕ, текст маркируется;

• «круги по воде» - универсальный прием для активизации речевой активности студентов. Слово записывается в столбик, на каждую букву записываются глаголы, прилагательные;

• «толстый и тонкий вопросы». Используются ключевые слова из статьи, газеты в целях получения и осмысления новой информации: «толстый вопрос» предполагает развернутый, обстоятельный ответ, а «тонкий вопрос» - однозначный, фактический ответ.

«Thick questions»: why do you think so? explain, why? suppose what it will be, if?

«Thin questions»:_who? what? when? do you agree? is it true?

• «графический органайзер в виде рыбки» («fishbone»), где в голове записывается основная идея статьи, в плавниках и статье ключевые слова, основные события и лица, участвующие в них.

• «ролевые игры»:

«memory game» - определяется круг ОПЛ по газетной статье в виде «снежного кома». Дается активная лексика и клише по следующим ситуациям:

1. «I interview a famous politician».

2. «Online news on the Internet is more up-to-date than newspaper».

3. «The elections to the State Duma took place in our country. Imagine you are at the press-conference. You are the speakers and the representatives of the parties: The United Russia, the Communist Party, the Liberal - Democratic Party. Discuss the plans of the parties. Ask the questions».

4. «You are a reporter. Ask people in the street for their opinion on the results of the Presidential elections in the USA, on the situations in Syria, on the European sanctions towards Russia»;

• «творческий проект»:

«Editors decide what articles will be printed in the magazine. Imagine, you are journalists and represent your visual projects. The editor will decide which article will be actual and attract lots of people».

Также для развития навыков и умений в чтении, аудировании, говорении и письме на основе ОПЛ можно предложить студентам разнообразные приемы технологии КМ, которые используют поэтапные шаги в работе: «Values Ladder», «Friendship Cake», «Friendly Biscuits», «Awards»,

«Put on your Thinking Cap», «Knowledge and Prediction Chart», «Mind Mapping», «Brain Storming».

Прием «портрет политика» предполагает анализ личностных качеств и внешности политика с использованием портретов лидеров разных стран, например, Б. Ельцина (Россия), М. Тэтчер (Великобритания), Ш. де Голля (Франция). Составляется таблица:

I know I want to know I learnt

В начале используются ЛЕ для описания внешности и черт характера. Ведется беседа о портрете, студенты отвечают на вопросы, обсуждают внешний и внутренний портрет (качества характера, речь, поведение). В сотрудничестве по группам студенты обсуждают лидерские качества политиков, их речевое поведение с использованием наиболее популярных политических афоризмов, например: A man may climb Everest for himself, but at the summit he plants his country's flag. / Все лезут на Эверест для себя, но каждый поднимает над вершиной флаг своей страны (М. Тетчер), Европа без России - это не Европа. Она только с Россией может быть большой Европой. (Б. Ельцин), Comment voulez-vous gouverner un pays où il existe 258 variétés de fromage? / Как вы хотите управлять страной, где существует 258 сортов сыра? (Ш. де Голль). Первая группа ведет дискуссию о Б. Ельцине, вторая - о М. Тэтчер, а третья -о Ш. де Голле. Данная дискуссия вырабатывает у студентов опыт совместной деятельности и умение критически мыслить.

Далее ведется работа по выявлению мотивов, обстоятельств, последствий поступков лидеров, которые повлияли на политику их стран. Составляется коллективный словесный портрет (характер, время/эпоха, в которой он жил). Сопоставляется вымышленная и подлинная биография политика.

Поскольку основной целью обучения ИЯ является речемыслительная деятельность студентов, то следует уделить особое внимание содержанию практических заданий, соотносимых с технологиями КМ, предложенными М. В. Бернадской и О. А. Муратовой [3]:

1. Predicting (прогнозирование) - создание учебной ситуации, направленной по сути проблемы на первоначальном этапе работы с ОПЛ (3-5 предложений-дилемм с прогнозированием

событий). Этот тип заданий формирует лексико-грамматические навыки и речевые умения.

2. Describing (описание ситуации) - выделение фактической информации, с указанием на негативные и позитивные моменты с использованием ролевой игры.

3. Evaluating (оценка) - возможных решений с теоретической и практической точек зрения, опираясь на факты.

4. Analyzing (анализ) - анализ причин и возникающих последствий в различных ситуациях общения.

5. Categorizing - распределение по категориям и по классам (оценка поступков личностей).

6. Developing links - синтез идей, развитие навыков поиска, анализа, и группировки идей.

7. Interpreting - толкование событий в зависимости от восприятия ситуации.

8. Decision making - вычленение неподходящих идей, основанных на КМ.

Рассматривая ОПЛ газетных и журнальных текстов на занятиях, необходимо соблюдать следующие этапы работы:1) ознакомление с содержанием материала до чтения (вступительное слово преподавателя, прогнозирование содержания статьи по заголовку); 2) семантизация слов; 3) выполнение упражнений, направленных на проникновение в смысл текста; 4) выражение своего отношения к прочитанному тексту (его интерпретация - rendering).

Контроль осуществлять с помощью традиционных упражнений:

1) "Filling a table". Look at the following word-combinations and fill in a table: journalists, editor, the front page, headlines, main stories, the Sunday papers, sections, articles, reports, review section, interviews, celebrities, advertisements, online news.

People Things you can find in the newspaper Other things

2) complete the sentences with suitable words;

3) watch the news report and fill in the gaps;

4) complete the dialogue with the active words;

и заданий в соответствии с технологией КМ:

1. Give the sentences which underline the main idea of each paragraph.

2. Fine the words testifying to what happens in the passage. Discuss it in a group and then with the other groups.

3. Complete the following statements with the phrases.

4. Give the right answers to the questions: Who is the author of the article? What is the massage of the informing? What is the author's intention in this information using the phrases: to predict the future, to shock the reader, to criticize society, to teach us something. What does the author think of the problem he describes? Use the following words: indifference, sympathy, pity, admiration, anxiety, criticism.

Express your point of view concerning the aim of the article? (why, yes, no, probably, perhaps).

Необходимо включать методы, приемы и стратегии в целях развития особых мыслительных умений с использованием диагностических методик, в частности, для определения уровня развития КМ:

1) эффективность принимаемых решений -рациональное решение поставленной проблемы с учетом специфики профессиональной деятельности студентов;

2) активность студентов (стадия осмысления) -участие всех студентов в исследовательской деятельности с применением различных стратегий работы с общественно-политическим текстом (видео, подкасты, аудиофайлы);

3) оригинальность - творческое решение проблемной ситуации (стадия рефлексии) - подготовка схем, кластера, ответа, сочинение синквей-нов, графико-визуальное оформление ответов;

4) языковая правильность.

Итак, деятельность, направленная на использование технологии КМ, а также формирование социальных и коммуникативных навыков и умений в учебном процессе, отвечает современным требованиям обучения в высшей школе, что подтверждается результатами анкетирования студентов после окончания курса «Общественно-политическая лексика» (опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина). Следует отметить повышение собственной самооценки обучающихся, креативность в реализации своих возможностей, установление благоприятных социальных контактов в различных сферах взаимодействия, саморазвитие, умение ставить и решать определенные жизненные задачи при сохранении собственной индивидуальности (мнение, взгляды, убеждения).

Научить студентов рациональным приемам работы: выделять главное из общего, анализировать и оценивать принятые решения, рассмат-

ривать ситуацию с разных позиций, проводить параллель между теорией и практикой - все это способствует успешной подготовке будущего учителя.

Литература

1. Агафонова Е. А. О формировании и развитии критического стиля мышления у студентов на занятиях по иностранному языку в техническом вузе // Молодой ученый. 2012. № 3. С. 337-339.

2. Бельчиков Ю. А. О культурном когнитивном компоненте лексики // Язык: система и функционирование: сб. научных трудов. М.: Наука. 1988. 231с.

3. Бернадская М. В., Муратова О. А. Использование критического мышления при обучении иностранным языкам студентов экономических вузов // Концепт. 2014. № 4. С. 1-6.

4. Грудзинская Е. Ю. Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов // Вестник ННГУ Серия «Инновации в образовании». Выпуск 1 (6). Н. Новгород: ННГУ, 2005. С. 181-188.

5. Клустер Д. Что такое критическое мышление. // Критическое мышление и новые виды грамотности. M.: ЦГЛ. 2005. С. 5-13.

6. Комаров А. С. Развитие критического мышления на занятиях иностранного языка в вузе // Международный научно-исследовательский журнал. Выпуск 3(45). Ч. 4. 2016. С. 5-16.

7. Ларина Э. М. Закрепление англоязычной общественно-политической лексики в процессе обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 2006. № 8. С. 57-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Трапезникова Г. А., Кудрявцева А. В. Духовно-нравственное воспитание студентов языковых факультетов (на примере изучения общественно-политической лексики) // Актуальные проблемы романо-германской филологии и преподавания европейских языков в школе и вузе: сборник статей Ш междунар. научно-практич. конф. / Мар. гос. ун-т; под ред. Ф. Я. Хаби-буллиной. Йошкар-Ола. 2014. С. 140-146.

9. Трапезникова Г. А., Хабибуллина Ф. Я. Графико-ви-зуальная стратегия обучения общественно-политической лексике в вузе в условиях введения ФГОС // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-1. С. 207-211.

10. Трофимова С. В. Общественно-политический перевод и его специфика. Орел: ГО ВПО ОГУ. 2005. 174 с.

11. Федотовская Е. И. Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 24 с.

12. Хабибуллина Ф. Я., Иванова И. Г. Региональный конфликт как источник пополнения политического корпуса лексических единиц типологически неродственных языков // Филология и культура. Phylologie and culture. № 2 (40). Казань: К(П)ФУ. 2015. С. 132-141.

13. Юлик О. А. Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 890-892.

14. Flera Ya Khabibullina, Iraida G. Ivanova Particularities of Political Vocabulary in Tatar and Mari Mass Media: Synchronic and Diachronic Analysis. Review of European Studies. Vol. 7. No. 8, 2015. P. 65-77.

15. Galina A. Trapeznikova, Flera Ya. Khabibullina, Iraida G. Ivanova, Lilya R. Gainutdinova, Rita A. Egoshina Frame Approach to Teaching Students Political Vocabulary with the Usage of Graphic-Visual Strategies Review of European Studies, Vol. 7. No. 8, 2015. P. 77-88.

16. Zair-Bek S. I., Mariko V. V. Schvets I. H. Working with adults // Thinking class room: a Journal of Reading, Writing Critical Reflection. 2006. vol. 7. № 1. p. 9-11.

References

1. Agafonova E. A. O formirovanii i razvitii kriticheskogo sti-lya myshleniya u studentov na zanyatiyakh po IYa v tekhnicheskom vuze [On the issue of the formation and the development of the students' critical thinking style at the lessons in foreign languages at the technical college]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2012, no. 3, pp. 337-339.

2. Bel'chikov Yu. A. O kul'turnom kognitivnom komponente leksiki [On the cultural cognitive component of the vocabulary]. Yazyk: sistema i funktsionirovanie: sb. nauchnykh trudov = Language: system and functioning: collection of scientific works, Moskow: Nauka, 1988, 231 p.

3. Bernadskaya M. V., Muratova O. A. Ispol'zovanie kriticheskogo myshleniya pri obuchenii IYa studentov ekonomicheskikh vuzov [Use of critical thinking while teaching students foreign languages at the economic colleges]. Kontsept = Concept, 2014, no. 4, pp. 1-6.

4. Grudzinskaya E. Yu. Pedagogicheskaya tekhnologiya «Razvitie kriticheskogo myshleniya cherez chtenie i pis'mo» v podgotovke spetsialistov [Pedagogical technology "Development of Critical Thinking through Reading and Writing" in training of specialists]. VestnikNNGU. Seriya «Innovatsii v obrazovanii» = Bulletin of the Nizhny Novgorod State University. Innovations in Education series. Innovations in Education series. Release 1 (6), N. Novgorod: UNN, 2007, 304 pp.

5. Kluster D. Chto takoe kriticheskoe myshlenie [What is critical thinking?]. Kriticheskoe myshlenie i novye vidy gramotnosti = Critical thinking and new kinds of literacy. Moskow: TSGL, 2005, pp. 5-13.

6. Komarov A. S. Razvitie kriticheskogo myshleniya na zanyatiyakh IYa v vuze [Development of critical thinking at the lessons of foreign languages at higher school]. Mezhdunarodnyi Nauchno-Issledovatel'skii zhurnal = International Scientific and Research Journa, issue 3 (45), part 4. 2016, pp. 5-16.

7. Larina E. M. Zakreplenie angloyazychnoi obshchestven-no-politicheskoi leksiki v protsesse obucheniya angliiskomu yazyku [Training of socio-political vocabulary in the process of teaching English]. Inostrannye yazyki v shkole = Foreign languages at school, 2006, no. 8, pp. 57-64.

8. Trapeznikova G. A., Kudryavtseva A. V. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie studentov yazykovykh fakul'tetov (na primere izucheniya obshchestvenno-politicheskoi leksiki). [Spiritually moral upbringing of the students at language faculties (as an example of learning socio-political vocabulary)]. Aktual'nye problemy romano-germanskoi filologii i prepodavaniya evropeiskikh yazykov v shkole i vuze: sbornik statei III mezhd. NPK = Actual problems of Romano-German Philology in teaching European languages at school and at higher school: collection of articles III International Scientific-Practical Conference, Yosh-kar-Ola: Mar. gos. un-t, 2014, pp. 140-146.

9. Trapeznikova G. A., Khabibullina F. Ya., Grafiko-vi-zual'naya strategiya obucheniya obshchestvenno-politicheskoi leksike v vuze v usloviyakh vvedeniya FGOS. [Graphic-Visual Strategy of teaching socio-political vocabulary at higher school under the conditions of introducing FSES (FGOS)]. Fundamen-tal'nye issledovaniya = Fundemental Investigations, 2014, no. 8-1, pp. 207-211.

10. Trofimova S. V. Obshchestvenno-politicheskii perevod i ego spetsifika [Socio-political translation and its specific features]. Orel: GO VPO OGU, 2005, 174 p.

11. Fedotovskaya E. I. Metodika razvitiya kriticheskogo myshleniya kak vazhnogo faktora formirovaniya inoyazychnoi kommunikativnoi kompetentsii v spetsializirovannykh vuzakh: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Teaching methods of critical thinking development as the important factor of forming foreign language communicative competence in specialized higher schools: abstract of the master's thesis]. Moskow, 2005, 24 p.

12. Khabibullina F. Ya., Ivanova I. G. Regional'nyi konflikt kak istochnik popolneniya politicheskogo korpusa leksiches-kikh edinits tipologicheski nerodstvennykh yazykov [Regional conflict as source of replenishment of the political case of typologically unrelated languages lexical units]. Filologiya i kul'tura = Phylologie and culture, no. 2 (40), Kazan: R(P)FU, 2015, pp. 132-141.

13. Yulik O. A. Tehnologija razvitija kriticheskogo myshlenija v formirovanii kommunikativnoj kompetencii pri obuchenii inostrannym jazykam [Critical thinking technology in formation of communicative competence in teaching foreign languages]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2014, no. 2, pp. 890-892.

14. Flera Ya. Khabibullina, Iraida G. Ivanova Particularities of Political Vocabulary in Tatar and Mari Mass Media: Synchronic and Diachronic Analysis. Review of European Studies. Vol. 7, no. 8, 2015, pp. 65-77.

15. Galina A. Trapeznikova, Flera Ya. Khabibullina, Iraida G. Ivanova, Lilya R. Gainutdinova, Rita A. Egoshina Frame Approach to Teaching Students Political Vocabulary with the Usage of Graphic-Visual Strategies Review of European Studies. Vol. 7, no. 8, 2015, pp. 77-88.

16. Zair-Bek S. I., Mariko V. V. Schvets I. H. Working with adults. Thinking class room: a Journal of Reading, Writing Critical Reflection, 2006, vol. 7, no. 1, pp. 9-11.

Статья поступила в редакцию 22.02.2017 г.

Submitted 22.02.2017.

Для цитирования: Трапезникова Г. А., Хабибуллина Ф. Я. Использование технологии критического мышления при обучении студентов языкового факультета общественно-политической лексике // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 2 (26). С. 45-52.

Citation for an article: Trapeznikova G. A., Habibullina F. Ja. Use of critical thinking development in teaching the students of language faculties the socio-political vocabulary. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 2 (26), pp. 45-52.

Трапезникова Галина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, galinatra@gmail.com

Хабибуллина Флёра Яхиятовна, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, khflora@yandex.ru

Galina A. Trapeznirova, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, galinatra@gmail. com

Fljora Ja. Khabibullina, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, khflora@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.