Научная статья на тему 'К вопросу о развитии критического мышления при изучении иностранного языка у студентов неязыковых вузов'

К вопросу о развитии критического мышления при изучении иностранного языка у студентов неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / FOREIGN LANGUAGES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пьянова Марина Валерьевна

В статье показано состояние исследований проблемы развития критического мышления, анализируются теоретические подходы к этой проблеме в Российской Федерации и за рубежом. Приведены примеры практического применения педагогических технологий развития критического мышления при изучении иностранного языка специалистами ряда высших учебных заведений России. Освещен опыт развития критического мышления у студентов на кафедре иностранных языков Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС при Президенте РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пьянова Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии критического мышления при изучении иностранного языка у студентов неязыковых вузов»

деятельности. При обучении идет обязательный учет возрастных этапов. Так, например, учащиеся среднего звена приобщаются к творческой учебно-познавательной деятельности в процессе технического творчества, участия в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях и др. Учащиеся старших ступеней, развивают свой творческий потенциал в выполнении творческих проектов, направленных на улучшение окружающей действительности, в исследовательских работах и т.п.

Подводя итог характеристикам технологий развивающего обучения, необходимо отметить, что основная функция такого обучения состоит, прежде всего, в усвоении опыта творческой деятельности [8, 9]. В обучении же необходима четкая дифференциация целей, согласно которой и на основе которой одни цели лучше достигаются на основе репродуктивного учения, другие - на основе продуктивного. «Репродуктивное учение позволяет успешно формировать знания, умения и навыки, развивать логику, продуктивное учение дает возможность развивать творческие способности. Оба вида учения являются взаимодополняющими» [7, с. 145].

Список литературы / References

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Из-во «Феникс», 1997. 736 с.

3. Олех Л.Г. Вопросы проблемного преподавания научного коммунизма в высшей школе. М.: «Высшая школа», 1985. С. 135.

4. Ильин Г.Л. Философия образования. М: «Вузовская книга», 2002. 223 с.

5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., 1985.

6. Ткаченко М.Е. Введение понятий математического анализа для студентов колледжа вки нгу комплексным методом // European Social Science Journal, 2015. № 12. С. 396-398.

7. ИльясовИ.И. Структура процесса учения. М.: Из-во «Московского университета, 1986. С. 200.

8. Ткаченко М.Е. Модель функционирования новой технологии на примере обучения теории пределов // Общественные науки, 2011. № 5. С. 139-149.

9. Ткаченко М.Е. Сущность понятия «педагогическая технология» и обоснование теоретических подходов построения технологии обучения в системе колледж-вуз // Психология. Социология. Педагогика, 2011. № 4. С. 5-10.

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ Пьянова М.В. Email: Pyanova641@scientifictext.ru

ПьяноваМарина Валерьевна - кандидат филологических наук, заведующая кафедрой, кафедра иностранных языков, Институт отраслевого менеджмента Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской

Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье показано состояние исследований проблемы развития критического мышления, анализируются теоретические подходы к этой проблеме в Российской Федерации и за рубежом. Приведены примеры практического применения педагогических технологий развития критического мышления при изучении иностранного языка специалистами ряда высших учебных заведений России. Освещен опыт развития критического мышления у студентов на кафедре иностранных языков Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС при Президенте РФ.

Ключевые слова: критическое мышление, иностранные языки, педагогические технологии, методика преподавания.

ON THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING IN THE STUDY OF A FOREIGN LANGUAGE OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC

UNIVERSITIES Pyanova M.V.

Pyanova Marina Valerievna - Candidate of Philology, Head of Department, FOREIGN LANGUAGES DEPARTMENT, INSTITUTE OF INDUSTRY MANAGEMENT

RUSSIAN PRESIDENTIAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION,

MOSCOW

Abstract: the article shows the state of research on the development of critical thinking, analyzes the approaches to this problem in the Russian Federation and abroad. There are some examples of practical application ofpedagogical technologies of development of critical thinking in the study of a foreign language by specialists of a number of higher educational institutions of Russia. The article highlights the experience of students development of critical thinking at the Department of foreign languages of the Institute of Industry Management of RANEPA.

Keywords: critical thinking, foreign languages, pedagogical technologies, teaching method.

УДК 372.881.111.1 DOI: 10.20861/2312-8089-2018-41-006

Все педагогическое сообщество единодушно в том, что для эффективного формирования профессионально-ориентированной иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов необходимо применение новейших педагогических технологий.

Очевидно, что в современных условиях государство придает большое значение этому вопросу, о чем свидетельствует включение в Федеральный государственный образовательный стандарт (3++) по направлениям бакалавриата универсальной компетенции «Системное и критическое мышление» [12]. Можно сказать, что в этом наблюдается следование сложившимся традициям отечественного образования, т.к. российские педагоги и эксперты постоянно указывали на необходимость воспитания «критически мыслящей личности» [1, с. 49].

Исследованием критического мышления и разработкой методик его развития уже несколько десятилетий занимаются и зарубежные специалисты. Так, американский психолог Д. Халперн указывает, что критическое мышление «включает в себя оценку самого мыслительного процесса -хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения» [15, с. 9]. Другой американский автор, Д. Клустер, приводит пять признаков, характеризующих критическое мышление:

1) это самостоятельное мышление,

2) информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления,

3) оно начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, подлежащих решению,

4) критическое мышление стремится к убедительной аргументации,

5) это социальное мышление [5].

Американские авторы Р. Пол и Л. Элдер отмечали, что критическое мышление — это самообучающееся, самодисциплинированное, самоконтролирующееся и самокорректирующееся мышление [18, с. 2]. В США считается, что активное применение в учебном процессе методик по развитию критического мышления положительно влияет на подготовку специалистов.

В нашей стране этим новым педагогическим технологиям также уделяется серьезное внимание. В российской научно-педагогической литературе на протяжении последних полутора десятилетий идет активное обсуждение проблемы развития у учащихся навыков критического мышления. В частности, исследователи работают над формулировкой понятия «критическое мышление» применительно к условиям нашей страны.

Так, Н.Ю. Туласынова в своей диссертации определяет критическое мышление как «многостороннее явление, имеющее не только учебное, но и личностное значение, которое представляет целенаправленное мышление, ставящее целью доказательство, объяснение и поиск путей решения проблемы, проявляется в качествах личности и включает умения интерпретации, анализа, оценки, заключения, объяснения и саморегуляции» [14, с. 8].

Н.М. Вострикова рассматривает «критическое мышление как самостоятельную познавательную деятельность субъекта, направленную на целенаправленное, обобщенное, опосредованное познание объективной действительности, открытие новых знаний, прогнозирование и оценку результатов деятельности в ходе решения проблем, на основе анализа и

оценки информации, обоснованности суждений, достоверности знаний, при подсознательном использовании исходного минимума знаний и прошлого опыта, ориентируемого на предмет исследования с использованием рефлексии» [3].

И.А. Мороченкова в своей диссертации отмечала, что «свойствами критического мышления, которые позволяют осознавать его как личностное достижение индивида являются: рефлексивность (умение работать не только со знаниями, но и с собственными способами получения знаний); прагматичность (умение применять полученные знания на практике); субъектность ("личностность" получаемого знания, присвоенность его человеком, встроенность в систему опыта)» [9, с. 20].

Вместе с тем, по мнению Д. Клустера, к критическому мышлению не относится запоминание и понимание, а также творческое мышление (где, как он считает, мыслительный процесс является неосознанным) [5]. Той же точки зрения придерживаются и авторы коллективного труда «Когнитивная психология», которые считают, что творчество не может быть отождествлено с мышлением, поскольку мышление — один из видов познания, а творчество возможно не только в познании [6, с. 214].

В отличие от них, Мачнева Л.Ф. и Мороз В.В. пишут, что разделение мышления на критическое и творческое представляется несостоятельным, поскольку мышление всегда продуктивно, а значит и креативно [8, с. 131].

Но все же, поскольку одним из критериев развития критического мышления является четкое осмысление обучающимся самого процесса мышления, далеко не все виды творческого мышления, нередко основывающегося на интуиции и ассоциациях, могут быть отнесены к критическому мышлению.

В работах большинства исследователей говорится, что процесс развития критического мышления предполагает прохождение трех этапов: I этап - вызов (получение студентами новой информации); II этап - осмысление (анализ информации студентами); III этап - рефлексия (создание студентами нового знания на основе полученной информации) [См., например: 2, 4, 10]. Поэтому сейчас уже можно считать этот порядок общепринятым.

Важным условием применения технологий развития критического мышления считается умение студентов работать в команде, на что указывается, например, в работах Н.Ф. Плотниковой и Т.В. Сапух [См.: 11, 13].

Но, кроме того, учитывая специфику обучения иностранным языкам, нельзя не обратить внимание на утверждение Д. Клустера, что для развития критического мышления наилучшим из различных видов учебной деятельности является письменная работа, поскольку, по его мнению, на письме процесс мышления становится видимым [5]. Этот подход был реализован, в частности, в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Кроме того, представляется интересным мнение американского автора Э. Лэй, которая пишет: «Во-первых, обучение должно представлять собой объединение теоретической подготовки в общих принципах критического мышления с практикой применения навыков критического мышления в контексте конкретных областей. Во-вторых, передача навыков критического мышления в новые контексты маловероятна, если только студенты не будут специально обучены их передаче, путем повышения осведомленности о них, в глубокие проблемные области и не получат достаточных возможностей для выработки навыков критического мышления в различных сферах» [16, с. 42]. Таким образом, при обучении критическому мышлению необходимо обеспечить предварительную подготовку студентов к усвоению основных принципов.

Итак, залогом успешного развития критического мышления у студентов является, во-первых, построение занятий в три этапа (вызов - осмысление - рефлексия), во-вторых, использование командных форм работы учащихся, в-третьих, применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), в-четвертых, достаточный уровень подготовленности студентов обучению по данной технологии.

По поводу четвертого условия представляется интересным мнение Д.Л. Матухина, отметившего два типа средств для вывода обучающихся в рефлексивную позицию: во-первых, языковые средства (морфемы, лексические единицы, синтаксические конструкции и т. п.), и во-вторых, средства чистого мышления, то есть «разнообразные (философские, грамматические, эстетические, научные и т.д.) категории и понятия» [7, с. 71].

На кафедре иностранных языков Института отраслевого менеджмента (ИОМ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) уделяется большое внимание развитию критического мышления у студентов. Например, курс английского языка на основе учебного пособия «New Language Leader» издательства Pearson предоставляет широкие возможности для развития критического мышления в ходе учебного процесса. 12 тематических уроков включают материалы и упражнения, которые могут быть

использованы для создания необходимой лексической и грамматической базы, без чего невозможен переход даже к этапу «вызова», поскольку работа должна проводиться на иностранном языке.

Далее, на этапе «Вызов» студенты изучают имеющиеся в учебнике тексты, например, по темам «Human Planet», «Health» и т.д., просматривают видеоматериалы. Затем, на этапе «Осмысление» проводится обсуждение данных тем, в том числе и в виде работы в парах. Именно для этого этапа особую важность приобретает умение преподавателя организовать командную форму работы.

На этапе «Рефлексия» студенты выполняют письменные работы по данной теме, что способствует как закреплению материала, так и развитию самостоятельного мышления в соответствии с технологией развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Кроме учебника, для развития критического мышления используется учебно-методическая разработка «New Language Leader. Practice Guide», подготовленная преподавателями кафедры иностранных языков ИОМ [17], в котором также содержатся материалы, которые можно применять, например, на подготовительном этапе.

Развитию критического мышления способствует использование на кафедре интерактивного электронного ресурса «MyEnglishLab» издательства Pearson. Изучение студентами текстов и видеоматериалов, имеющихся в уроках «MyEnglishLab», и работа с ними проводится как в интерактивном режиме, так и на занятиях. Особенностью этого ресурса является ограничение числа попыток выполнения заданий, что требует от студентов усиленной подготовки, сосредоточенности и самодисциплины.

Еще одним направлением, которое способствует развитию критического мышления у студентов, является подготовка к сдаче тестов на получение международного сертификата Лондонской торгово-промышленной палаты LCCI (London Chamber of Commerce and Industry). В ходе этой подготовки предусмотрено выполнение, в частности, ситуационных заданий по составлению различных деловых документов, что предполагает значительный объем самостоятельной работы, требующей анализа определенной информации, а также поиска и грамотного письменного изложения решений.

На всех перечисленных направлениях в ходе учебного процесса большое внимание уделяется и вопросам профессиональной специализации студентов, что тоже предполагает применение методик развития критического мышления. Кафедра иностранных языков ИОМ РАНХиГС стремится использовать в учебном процессе наиболее передовые технологии обучения иностранным языкам с целью обеспечения высокого уровня подготовки будущих специалистов.

Список литературы / References

1. Блонский П.П. Задачи и методы народной школы. // Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1979. С. 39-85.

2. Воевода Е.В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции, 21-22 мая 2012 г. Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012. С. 120-126.

3. Вострикова Н.М. Критическое мышление как психолого-педагогический феном в условиях компетентностного подхода. [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал, 2012. № 4. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6723/ (дата обращения: 05.10.2017).

4. Климова Т.В. Способы формирования критического мышления студента / Т.В. Климова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2012. № 2 (138). С. 78-85.

5. Клустер Д. Что такое критическое мышление. [Электронный ресурс] / Д. Клустер // Русский язык. № 29/2002. Режим доступа: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902/ (дата обращения: 12.10.2017).

6. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. 480 с.

7. Матухин Д.Л. Технология формирования критического мышления в обучении иностранным языкам / Д.Л. Матухин // Вестник Вятского государственного университета, 2010. № 3 (3). С. 69.

8. Мачнева Л.Ф. Развитие критического мышления в процессе обучения иностранному языку в вузе. / Л.Ф. Мачнева, В.В. Мороз // Вызовы XXI века и образование: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, 3-6 февраля 2006 г. Секция 6. Оренбург: ОГУ, 2006. С. 129-133.

9. Мороченкова И.А. Формирование критического мышления студентов в образовательном процессе вуза: автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Оренбург, 2004. 22 с.

10. Носырева С.Г. Модель формирования навыка критического мышления средствами иностранного языка / С.Г. Носырева // Теория и практика общественного развития. Педагогические науки, 2012. № 7. С. 110-114.

11. Плотникова Н.Ф. Формирование критического мышления студентов вуза в условиях командной формы организации обучения: монография / Н.Ф. Плотникова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. 84 с.

12. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/93/ (дата обращения: 18.11.2017).

13. Сапух Т.В. Развитие критического мышления как базис студентоцентрированного образования. [Электронный ресурс] / Т.В. Сапух // Современные исследования социальных проблем, 2014. № 9 (41). С. 202-216. Режим доступа: www.sisp.nkras.ru/ (дата обращения: 08.10.2017).

14. Туласынова Н.Ю. Развитие критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2010. 21 с.

15. Halpern D.F. Thought and knowledge : an introduction to critical thinking / Diane F. Halpern. 5 Edition. - New York: Psychology Press, 2014. 654 p.

16. Lai E.R. Critical Thinking: A Literatures Review. June 2011 / Emily R. Lai. Pearson Research Reports. 49 p.

17. New Language Leader. Practice Guide: Pre-Intermediate / L. Ezhova, O. Smirnova, O.Kirillova, I. Cheremina, K. Misakyan. M.: RANEPA, 2016. 117 p.

18. Paul R. The Miniature Guide to Critical Thinking / R. Paul, L. Elder. Dillon Beach, CA: Foundation for Critical Thinking Press, 2008. 24 p.

ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Рыскулова Г.У. Email: Ryskulova641@scientifictext.ru

Рыскулова Гульзат Уметкуловна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики и инновационных технологий, Жалал-Абадский государственный университет, г. Жалал—Абад, Кыргызская Республика

Аннотация: в этой статье мы остановились на особенностях семейного воспитания по воспитанию детей. Были рассмотрены вопросы о значении семейного воспитания на сегодняшний день, обязанности родителей при воспитании детей, цель и значение семейного воспитания. Обширно рассмотрены основные направления народного воспитания в семейном воспитании. Затронуты такие темы как родители, дети и что такое семья и ее богатство. Целостность семьи и семейное воспитание. Духовное, моральное и нравственное воспитание. Ключевые слова: родители, семья, воспитание, школа, будушее, родные, этнопедагогика, семейное воспитание.

THE VALUE OF THE FAMILY IN THE UPBRINGING OF CHILDREN

Ryskulova G.U.

Ryskulova Gulzat Umetkulovna - Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGIC AND PSIHOLOGIC, FACULTY OF PEDAGOGIC, JALAL-ABAD STATE UNIVERSITY, JALAL-ABAD, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN

Abstract: in this article, we focused on the peculiarities of family upbringing in the upbringing of children. Questions were considered about the importance of family education for today, the responsibilities of parents in the upbringing of children, the purpose and importance of family education. The main directions of popular education in family education are widely considered. Affected topics such as parents, children and what is the family and its wealth. Family integrity and family education. Spiritual, moral and moral education.

Keywords: parents, family, education, school, future, relatives, ethno pedagogy, family education.

УДК 37.018.11

Среди молодежи увеличилось число тех, кто, забыв о духовном богатстве, стремится к достижению материального богатства. В результате такие задачи как создание семьи, счастливая жизнь, достойное воспитание детей остаются на втором плане, а вперед выдвигается идея про то, как деньги могут исполнить все задуманное и кажется, что она всех устраивает. Из-за этого в обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.