Научная статья на тему 'Формирование критического мышления студентов юридического профиля на занятиях по изучению иностранного языка'

Формирование критического мышления студентов юридического профиля на занятиях по изучению иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / АУТЕНТИЧНЫЕ ТЕКСТЫ / РЕЧЕВАЯ СРЕДА / THINKING / CRITICAL THINKING / PERSONALITY OF STUDENT / PROFESSIONAL ACTIVITIES / PROFESSIONAL COMPETENCE / INNOVATIVE METHODS / AUTHENTIC TEXTS / SPEECH ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежова Наталия Федоровна

Статья посвящена изучению процесса формирования мышления в учебной среде вуза, в частности особое внимание уделяется формированию критического мышления у студентов юридического профиля. В статье изучается проблема поиска наиболее эффективных путей и методов повышения уровня успеваемости студентов-юристов в учебной и профессиональной деятельности, что во многом обуславливает необходимость формировать критическое мышление. Уделяется внимание специфике критического мышления по сравнению с другими видами мышления студентов юридического профиля. Детально исследуется проблема требований к профессиональной подготовке студентов на занятиях по изучению иностранного языка, которые способствуют формированию критического мышления. В этой ситуации одним из наиболее эффективных методов формирования критического мышления является работа с аутентичными текстами, что соответствует целям и задачам обучения иноязычной культуре при преподавании иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CRITICAL THINKING OF LAW STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES

The article considers the problems of the formation of thinking in the educational environment of the University. In particular, special attention is paid to developing critical thinking of law students. The article examines the problem of finding the most effective ways and methods of increasing the level of academic achievement of law students in educational and professional activities, which in many respects causes the need to form critical thinking. The author focuses on the specificity of critical thinking compared to other types of thinking of law students. The problem of the requirements for the professional training of students in foreign language classes that contributes to the formation of critical thinking is studied in detail. One of the most effective methods of forming critical thinking of law students in foreign language classes is to work with authentic texts that corresponds to the aims and objectives of teaching foreign language culture while teaching foreign languages.

Текст научной работы на тему «Формирование критического мышления студентов юридического профиля на занятиях по изучению иностранного языка»

56

ВЕКТОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ НАУКИ

В

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

Наталия Федоровна ЕЖОВА,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка № 1 Института юридического перевода Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) nezhova@rambler.ru 125993, Россия, г. Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Статья посвящена изучению процесса формирования мышления в учебной среде вуза, в частности особое внимание уделяется формированию критического мышления у студентов юридического профиля. В статье изучается проблема поиска наиболее эффективных путей и методов повышения уровня успеваемости студентов-юристов в учебной и профессиональной деятельности, что во многом обуславливает необходимость формировать критическое мышление. Уделяется внимание специфике критического мышления по сравнению с другими видами мышления студентов юридического профиля. Детально исследуется проблема требований к профессиональной подготовке студентов на занятиях по изучению иностранного языка, которые способствуют формированию критического мышления. В этой ситуации одним из наиболее эффективных методов формирования критического мышления является работа с аутентичными текстами, что соответствует целям и задачам обучения иноязычной культуре при преподавании иностранных языков.

Ключевые слова: мышление, критическое мышление, личность студента, профессиональные виды деятельности, профессиональные компетенции, инновационные методы, аутентичные тексты, речевая среда.

DOI: 10.17803/2311-5998.2017.39.11.056-061

© Н. Ф. Ежова, 2017

N. F. EZHOVA, PhD in Philology, Associate Professor of English Faculty № 1 of the Department of Legal Translatin of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) nezhova@rambler.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9 FORMATION OF CRITICAL THINKING OF LAW STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES Abstract. The article considers the problems of the formation of thinking in the educational environment of the University. In particular, special attention is paid to developing critical thinking of law students. The article examines

тз

L-—^ i,

•МШН1Ж Ежовв Н Ф 1=-7

УНИВЕРСИТЕТА Формирование критического мышления студентов юридического 57

имени o.e. кугафина(мгюА) профиля на занятиях по изучению иностранного языка

the problem of finding the most effective ways and methods of increasing the level of academic achievement of law students in educational and professional activities, which in many respects causes the need to form critical thinking. The author focuses on the specificity of critical thinking compared to other types of thinking of law students. The problem of the requirements for the professional training of students in foreign language classes that contributes to the formation of critical thinking is studied in detail. One of the most effective methods of forming critical thinking of law students in foreign language classes is to work with authentic texts that corresponds to the aims and objectives of teaching foreign language culture while teaching foreign languages. Keywords: thinking, critical thinking, personality of student, professional activities, professional competence, innovative methods, authentic texts, speech environment.

Реформирование высшего образования на современном этапе требует от студента овладения творческими способами решения тех или иных учебных и профессиональных задач. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) среди профессиональных компетенций и видов деятельности указаны и те, которые связаны с реализацией студентами творческого, критического мышления. Так, например, среди профессиональных видов деятельности названы «обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершения действий, связанных с реализацией правовых норм»; «составление юридических документов»1.

Среди профессиональных компетенций в данном ФГОС названы следующие компетенции: способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры и способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством РФ. При этом большая роль отводится активности и самостоятельности участия студентов в образовательном процессе, что невозможно без повышения уровня умений принимать решения, самореализовываться, без развития логики, аргументации и способности к доказательству. Для студентов юридического профиля эти способности наиболее актуальны.

Современная педагогика направлена на поиск наиболее эффективных путей Т

и методов повышения уровня знаний, умений и владений студентов в их учебной О

и профессиональной деятельности, что во многом обуславливает необходимость Л

формировать критическое мышление. Н

Проблема формирования критического мышления разрабатывалась в оте- г

чественной педагогике в работах В. П. Зинченко, П. Н. Савицкого, A. A. Тюко- И

ва, В. М. Розина. Помимо этого, в работах В. П. Зинченко, 3. И. Калмыковой, Т

Н. А. Менчинской, Л. В, Резника, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова выделены Ч

и рассмотрены различные аспекты такого качества мышления, как критичность. т

К

О

fgosvo/92/91/4/90 (дата обращения: 12.05.2017).

Ш m

1 ФГОС ВО по направлению бакалавриата для юристов // URL: http://fgosvo.ru/ Iй

НАУКИ

>

___tn^^b i / i i LJt/tJS'

58 ВЕКТОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ ^У^ерситета

L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)

Проблему значимости критического мышления в образовательном процессе обосновали Д. Клустер, Н. Н. Непейвода, Р. Пауль, Д. Халперн.

Критическое мышление как психолого-педагогический феномен изучается во многих аспектах. Так, в науке исследуются следующие направления формирования критического мышления: взаимосвязь критического мышления и феномена толерантности изучены в работах А. В. Коржуева, В. А. Попкова, Е. Л. Рязановой. В работах В. С. Егориной, Ф. Ф. Минкиной, Е. Л. Мухиной, М. А. Тарасовой рассмотрена проблема критического стиля мышления. Целенаправленное развитие интеллектуальных умений исследует М. А. Холодная.

Процесс формирования критического мышления рассматривается в рамках проблемы развития мышления студентов в образовательном пространстве, которая напрямую связана с аспектом активизации познавательной деятельности, что отражено в исследованиях И. А. Зимней, А. Н. Ксенофонтовой, А. П. Тряпицыной, Г. И. Щукиной. Как компонент критичности мышления ученые Л. А. Григорович, А. В. Кирьякова, Р. Ф. Томпсон, П. Ф. Филиппов, К. С. Халл отмечают феномен творческого мышления.

Таким образом, под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах (И. О. Загашев и др.).

Д. Клустер выделяет четыре аспекта, которые определяют специфику критического мышления по сравнению с другими видами мышления:

1) критическое мышление побуждает студента к самостоятельности и творческой активности;

2) мотивацией критического мышления является уровень учебных и профессиональных знаний;

3) критическое мышление в своем генезисе содержит определенную проблему, а также точную формулировку разрешаемого вопроса и выбора единственно верной и точной аргументации, что недопустимо без знания и использования основ логики;

4) критическое мышление имеет социальную природу.

Критичность мышления студента-юриста во многом затрагивает аспект профессионального мышления. Умение юридически мыслить означает точно, целенаправленно совершать оперирование основными ключевыми понятиями в условиях конкретной юридически важной практической задачи.

Профессиональное мышление — это способность специалиста мыслить, что потенциально позволяет ему более эффективно и максимально точно воплощать в жизнь определенные профессиональные задачи. Это требует от него быстро, точно, оригинально решать как ординарные, так и неординарные задачи в конкретной предметной области — юриспруденции.

Во время обучения в вузе у студентов формируется динамичная основа учебной и профессиональной деятельности, происходит профессионализация памяти, мышления, восприятия и других познавательных процессов. Это определяет механизм формирования профессионального мышления. В этом случает

73

L-—^ Ii

f»* ЕжОВВ H. Ш.

УНИВЕРСИТЕТА Формирование критического мышления студентов юридического имени o.e. кугафина(мгюА) профиля на занятиях по изучению иностранного языка

профессиональному мышлению должны быть присущи активность и инициативность, прогностичность, креативность, особенно критичность.

Осуществляя подготовку специалистов юридического профиля, главное внимание уделяется формированию качественных особенностей уровня процессов мышления.

Важно сформировать саму мыслительную деятельность, такие ее качества, как системность, дифференцированность/интегрированность, постоянную и общую направленность на сферу специальности.

Однако на сегодняшний день задача целенаправленного формирования профессионального мышления четко не осознана и не сформулирована как одна из приоритетных задач вузовской подготовки.

Сущность профессионального мышления юриста может быть выражена через такие его составляющие, как:

1) установление всеобщих взаимосвязей в профессионально-правовой сфере;

2) обобщение свойств однородной группы правовых явлений;

3) понимание сущности конкретного правового явления как разновидности определенной группы правовых явлений.

Таким образом, профессиональное мышление — залог успеха специалиста, в достижении которого одним из главных, ценных для самой личности ориентиров должна стать профессионализация мышления. Уровень профессионального мышления юриста — показатель его компетентности и квалификации как специалиста.

Но в учебном процессе в вузе при формировании критического мышления, по мнению Ю. Н. Храмова, студенты-юристы испытывают ряд трудностей: «Студенты не умеют: подмечать, что в изображении объекта познания допущены ошибки или несоответствия; если подмечают, то не в состоянии объяснить или осмыслить эти несоответствия; нет устойчивых умений и навыков основных мыслительных операций, умения определять ошибки, логически обосновывать оценку и самооценку, умело подбирать аргументы за и против, а также нет терпимости к аргументированной критике»2.

Для формирования критического мышления у студентов в учебном процессе необходимо создание соответствующей учебной среды, в частности на занятиях по изучению иностранного языка.

Формирование критического мышления необходимо осуществлять в конкретной предметной деятельности.

Занятия иностранным языком содействуют формированию критического Т

мышления. Это становится возможным при использовании большого по объему О

и разнообразного по содержанию текстового материала. В качестве интерактив- Л

ного метода для формирования критического мышления на занятиях по изучению Н

иностранного языка возможно использование технологии развития критического г

мышления через чтение иностранной литературы. Это дает педагогу возможность И

развивать личность студента при непосредственном обучении иностранному Т

языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетен- Ч

т

П

Ш т

2 Храмов Ю. Н. Развитие критического мышления студентов-юристов через использова- К

ние ИКТ на занятиях по иностранному языку // URL: http://www.iupr.ru/domains_data/files/

zurnal_23/Hramova%20.pdf (дата обращения: 12.05.2017). НАУКИ

>

___tn^^b i / i i LJt/tJS'

ВО ВЕКТОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ ^/^iwepcmteta

L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)

ции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Преподаватель мотивирует интересы студента, развивает у него желание практически использовать иностранный язык. Усваивая новую информацию, студенты учатся рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности, что лежит в основе развития критичности мышления.

На уроках иностранного языка важно использовать информацию, при которой студент должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и профессиональными интересами. В решении данного вопроса могут прекрасно помочь аутентичные тексты.

Проблеме аутентичности в методике обучения языкам в последние годы уделяется большое внимание3. Аутентичным принято считать текст, который не был изначально приспособлен для учебных целей, текст, написанный для носителей языка носителями этого языка.

В лингвистическом аспекте аутентичные тексты характеризуются своеобразием лексики: в них присутствует много местоимений, междометий, слов с эмоциональной окраской, словосочетаний, рассчитанных на возникновение ассоциативных связей, фразеологизмов, «модных слов»; и своеобразием синтаксиса: краткостью и неразвернутостью предложений, фрагментарностью, наличием структурно-зависимых предложений, употребленных самостоятельно. Также возможна недосказанность, обрыв начатого предложения, предпочтение отдается простым предложениям.

Обосновывая применение аутентичных текстов, предназначенных для носителей языка, методисты4 приводят ряд аргументов:

— употребление искусственных, примитивных учебных текстов может вызвать затруднения при переходе к владению текстами, взятыми из «реальной конкретной повседневной жизни»;

— данные тексты представляют собой стилевое, тематическое разнообразие, при этом работа над ними призвана вызывать интерес у студентов;

— тексты представляют собой оптимальное средство обучения правовой культуре страны изучаемого языка;

— тексты во многом призваны проиллюстрировать функциональные возможности языка в конфигурации, принятой истинными носителями изучаемого языка, особенно в естественном социальном контексте. Методическое использование аутентичных текстов, взятых из правового поля

носителей языка или составленных с учетом особенностей их правовой культуры в соответствии с принятыми и используемыми речевыми нормами, позволит с большей эффективностью имитировать погружение в непосредственную речевую среду на уроках иностранного языка. Подобные материалы мотивируют студентов. Это обусловлено тем, что аутентичные тексты во многом заинтересовывают студентов, т.к. они более интересны и отвечают конкретным жизненным и профессиональным реалиям. Это во многом стимулирует интерес студентов юридического профиля к учебной и профессиональной деятельности.

3 Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб. : Каро, 2005.

4 Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя. М. : Аркти, 2004 ; Елизарова Г. В. Указ. соч.

73

L-—^ Ii

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

f»* ЕжОВВ Н

УНИВЕРСИТЕТА Формирование критического мышления студентов юридического имени o.e. кугафина(мгюА) профиля на занятиях по изучению иностранного языка

Структура технологии развития критического мышления через чтение, разработанная американскими педагогами Дж. Стилом, К. Меридитом и Ч. Темплом5, стройна и логична, т.к. ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

Таким образом, использование технологии критического мышления в преподавании иностранного языка студентам юридического профиля позволяет существенно приумножить временной период прохождения речевой практики на занятиях, особенно это важно для каждого студента в отдельности. Кроме того, помогает достичь овладения языковым специальным юридическим материалом всеми участниками студенческой группы, что позволяет всецело разрешить поставленные воспитательные и развивающие задачи на занятии. В этом случае преподаватель является организатором и мотиватором самостоятельной работы студента, которая определяется учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельностью студентов юридического профиля. Наряду с этим у студентов появляется потенциал для совершенствования всего процесса обучения, а также развития коммуникативной и профессиональной компетенций, что непосредственно влияет на целостность развития их личности. Итоговым результатом формирования критического мышления студентов-юристов является формирование критического понимания правовой культуры другой страны, что соответствует целям и задачам обучения иноязычной культуре в преподавании иностранных языков.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя. — М. : Аркти, 2004.

2. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. — СПб. : Каро, 2005.

3. Стил Дж. Л., Мередит К. С. , Темпл Ч., Уолтер С. Основы критического мышления : пос. 1. — М. : Изд-во ин-та «Открытое общество», 1997.

4. Храмов Ю. Н. Развитие критического мышления студентов-юристов через использование ИКТ на занятиях по иностранному языку // URL: http://www.iupr. ru/domains_data/files/zurnal_23/Hramova%20.pdf (дата обращения: 12.05.2017).

5

пос. 1. М. : Изд-во ин-та «Открытое общество», 1997.

Ш m К

Т □

"О Л И I

ш

И

п

Т И Ч

m

п

К

Стил Дж. Л., Мередит К. С., Темпл Ч., Уолтер С. Основы критического мышления : Iй

НАУКИ

>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.