Научная статья на тему 'Основы переработки песенного фольклора Алтайского края в классе хоровой аранжировки'

Основы переработки песенного фольклора Алтайского края в классе хоровой аранжировки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHORAL ARRANGEMENT / FOLKLORE SOURCE / DEVELOPMENT OF REGIONAL SONG FOLKLORE / MUSICAL ANALYSIS OF WORK / ХОРОВАЯ АРАНЖИРОВКА / ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПЕРВОИСТОЧНИК / ОСВОЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яговец Н. А.

Статья посвящена решению современных педагогических задач изучения и репродуцирования песенного фольклорного наследия Алтайского края в контексте практической деятельности по творческому обновлению фольклорного первоисточника путем хоровой аранжировки. Исходя из опыта работы с обучающимися направления подготовки «Искусство народного пения» Алтайского государственного института культуры, раскрываются методические аспекты изучения, преобразования и практического освоения регионального песенного фольклора на лекционных, практических и индивидуальных занятиях в классе хоровой аранжировки. В статье обозначены возможные методы, способы и приемы музыкально-поэтической переработки песенного фольклорного материала. Автор приходит к выводу, что учебно-творческая деятельность обучающихся достаточно продуктивна, поскольку выполненные аранжировки регионального фольклора активно используются в концертно-творческой деятельности народно-певческих коллективов региона, что является хорошим импульсом к творческой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яговец Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASES OF PROCESSING OF THE SONG FOLKLORE OF ALTAI TERRITORY IN THE CLASS OF CHORAL ARRANGEMENT

The article studies how to solve modern pedagogical problems of studying and reproducing the folk song heritage of the Altai Krai in the context of practical activities for the creative renewal of the folklore source through the choral arrangement. Based on the experience of working with the students specialising in “The Art of Folk Singing” of the Altai State Institute of Culture, methodical aspects of studying, transforming and practical mastering of regional song folklore in lecture, practical and individual classes in the class of choral arrangement are revealed. The article outlines possible methods and techniques for the musical and poetic processing of folk songs. The author comes to a conclusion that the educational and creative activity of the students is quite productive, when performed arrangements of regional folklore are actively used in the concert-creative activity of the folk-singing groups in the region, which is a good impulse to creative activity.

Текст научной работы на тему «Основы переработки песенного фольклора Алтайского края в классе хоровой аранжировки»

Библиографический список

1. Стратегии развития воспитания Российской Федерации. Москва, 2015.

2. Журавлева С.С. Исследование социально-коммуникативного развития старших дошкольников в различных образовательных средах. Дошкольное воспитание. 2015; 2: 118 - 122.

3. Клыкова Л.А., Чурашов А.Г. Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников в дополнительном образовании средствами хореографии как актуальная проблема теории и методики дополнительного образования. Инновационные тренды в современной образовательной деятельности: коллективная монография. Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013: 159 - 183.

4. Загуменная Л.А. Социально-личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятие, дидактические материалы. Старшая группа. Волгоград: Учитель, 2012.

5. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

6. Шулешко Е.Е. Социоигровые подходы в педагогике. Красноярск: Краевой институт усовершенствования учителей, 1990.

7. Юнусова Е.Б. Хореографическое образование как источник формирования художественного «Я» ребёнка. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности: материалы II Международной научно-практической конференции. Челябинск: ЧИППКРО, 2015: 506 - 510.

8. Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: монография. Ярославль: Медиум-пресс, 2000.

References

1. Strategiirazvitiya vospitaniya RossijskojFederacii. Moskva, 2015.

2. Zhuravleva S.S. Issledovanie social'no-kommunikativnogo razvitiya starshih doshkol'nikov v razlichnyh obrazovatel'nyh sredah. Doshkol'noe vospitanie. 2015; 2: 118 - 122.

3. Klykova L.A., Churashov A.G. Hudozhestvenno-'esteticheskoe razvitie starshih doshkol'nikov v dopolnitel'nom obrazovanii sredstvami horeografii kak aktual'naya problema teorii i metodiki dopolnitel'nogo obrazovaniya. Innovacionnye trendy v sovremennoj obrazovatel'noj deyatel'nosti: kollektivnaya monografiya. Moskva: Gumanitarnyj izd. centr VLADOS, 2013: 159 - 183.

4. Zagumennaya L.A. Social'no-lichnostnoe razvitie doshkol'nikov: programma, planirovanie, zanyatie, didakticheskie materialy. Starshaya gruppa. Volgograd: Uchitel', 2012.

5. Rubinshtejn L.S. Osnovy obschej psihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

6. Shuleshko E.E. Socioigrovye podhody vpedagogike. Krasnoyarsk: Kraevoj institut usovershenstvovaniya uchitelej, 1990.

7. Yunusova E.B. Horeograficheskoe obrazovanie kak istochnik formirovaniya hudozhestvennogo «Ya» rebenka. Dopolnitel'noe obrazovanie detej v izmenyayuschemsya mire: perspektivy razvitiya vostrebovannosti, privlekatel'nosti, rezul'tativnosti: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii. Chelyabinsk: ChIPPKRO, 2015: 506 - 510.

8. Frishman I.I. Igrovoe vzaimodejstvie vdetskih ob'edineniyah: monografiya. Yaroslavl': Medium-press, 2000.

Статья поступила в редакцию 10.08.18

УДК 398.8(571.15)(=161.1):378.14:008(571.150)

Yagovets N.A., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: yagovetsna@mail.ru

BASES OF PROCESSING OF THE SONG FOLKLORE OF ALTAI TERRITORY IN THE CLASS OF CHORAL ARRANGEMENT.

The article studies how to solve modern pedagogical problems of studying and reproducing the folk song heritage of the Altai Krai in the context of practical activities for the creative renewal of the folklore source through the choral arrangement. Based on the experience of working with the students specialising in "The Art of Folk Singing" of the Altai State Institute of Culture, methodical aspects of studying, transforming and practical mastering of regional song folklore in lecture, practical and individual classes in the class of choral arrangement are revealed. The article outlines possible methods and techniques for the musical and poetic processing of folk songs. The author comes to a conclusion that the educational and creative activity of the students is quite productive, when performed arrangements of regional folklore are actively used in the concert-creative activity of the folk-singing groups in the region, which is a good impulse to creative activity.

Key words: choral arrangement, folklore source, development of regional song folklore, musical analysis of work.

Н.А. Яговец, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: yagovetsna@mail.ru

ОСНОВЫ ПЕРЕРАБОТКИ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА АЛТАЙСКОГО КРАЯ В КЛАССЕ ХОРОВОЙ АРАНЖИРОВКИ

Статья посвящена решению современных педагогических задач изучения и репродуцирования песенного фольклорного наследия Алтайского края в контексте практической деятельности по творческому обновлению фольклорного первоисточника путем хоровой аранжировки. Исходя из опыта работы с обучающимися направления подготовки «Искусство народного пения» Алтайского государственного института культуры, раскрываются методические аспекты изучения, преобразования и практического освоения регионального песенного фольклора на лекционных, практических и индивидуальных занятиях в классе хоровой аранжировки. В статье обозначены возможные методы, способы и приемы музыкально-поэтической переработки песенного фольклорного материала. Автор приходит к выводу, что учебно-творческая деятельность обучающихся достаточно продуктивна, поскольку выполненные аранжировки регионального фольклора активно используются в концер-тно-творческой деятельности народно-певческих коллективов региона, что является хорошим импульсом к творческой активности.

Ключевые слова: хоровая аранжировка, фольклорный первоисточник, освоение регионального песенного фольклора, музыкальный анализ произведения.

Одним из перспективных путей освоения, сохранения и передачи национальной культуры новому поколению считается творческий подход к работе с народно-песенным материалом, выраженный в переработке фольклорных произведений для народно-певческих коллективов. Одним из способов преобразования или обновления фольклорного песенного материала является хоровая аранжировка. Как вид творческой деятельности, хоровая аранжировка достаточно сложный процесс работы с произведением, требующий от автора специальных знаний, навыков и умений. В современном народно-певческом исполнительстве нередко можно наблюдать,

как певческие коллективы поют русские народные песни в сценической интерпретации, порой очень далекой от фольклорного оригинала, а зачастую, и в «карикатурном» виде. Несмотря на смелость авторских решений, возможных в свободной аранжировке фольклорного первоисточника, случается так, что произведение теряет свою не только региональную стилистическую направленность, но и жанровую принадлежность, из-за чего становится практически неузнаваемым. В связи с этим, актуализируется острая необходимость в изучении и практическом освоении руководителями народно-певческих коллективов методических основ хоровой аранжировки фоль-

клорно-песенных произведений, что подчёркивает актуальность заявленной темы.

К различным методическим аспектам аранжировки народных песен для народно-певческого коллектива обращались А.С. Абрамский, С.Л. Браз, М.В. Медведева. Теоретические и методические основы аранжировки фольклорных образцов раскрыты в коллективном учебно-методическом пособии О.С. Щербаковой, Н.А. Яговец, С.В. Леонидова «Аранжировка и обработка как творческий процесс обновления фольклорного первоисточника», в котором на примере народных песен Алтайского края раскрыты методические подходы к творческому обновлению произведений.

Цель настоящей работы - раскрыть методические основы переработки песенного фольклора Алтайского края в классе хоровой аранжировки на примере учебного процесса Алтайского государственного института культуры.

Учебная дисциплина «Хоровая аранжировка» входит в вариативную часть дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения» направленности (профиля) подготовки «Хоровое народное пение» [1]. Её изучение направлено на усвоение обучающимися старших курсов дневного и заочного обучения основных правил творческой работы с партитурой народно-песенного произведения, а именно: теоретическое изучение возможных способов творческого вмешательства в оригинал народной песни и практическое освоение приемов обогащения и творческого обновления вокального произведения. На занятиях по хоровой аранжировке практически осваиваются особенности редактирования, аранжировки (переложения) и обработки фольклорного песенного материала на основе изучения стилевых традиций народного многоголосия, выявленных с помощью музыкально-стилистического анализа локально-региональных певческих традиций. Продуктивность и грамотность творческой работы над произведениями в классе хоровой аранжировки зависит также от владения обучающимися знаниями круга специальных дисциплин, изучаемых на ранних и параллельных курсах, таких, как «Анализ русской народной песни», «Региональные певческие стили», «Методика собирания и расшифровка записей народных песен», «Сценическое воплощение песенно-хореографического материала». Успешное освоение учебной дисциплины способствует формированию компетентного руководителя народно-певческого коллектива, способного записывать, нотировать, аранжировать подлинный народно-песенный материал, и имеющего потребность в творческой работе над музыкальным произведением.

Опыт работы с обучающимися на практических и индивидуальных занятиях, анализ трудностей в освоении ими теоретического материала; проблем и вопросов, возникающих в решении практических заданий позволил выявить наиболее эффективные методические пути обучения, способствующие стимулированию учебной деятельности и лучшему усвоению знаний.

Учитывая практическую направленность дисциплины, обучающимся предлагается самостоятельный выбор произведений для творческой работы. В первый год изучения предмета студенты, как правило, ориентируются на произведения местного регионального песенного фольклора. Следует отметить, что на кафедре народного хорового пения Алтайского государственного института культуры приоритетное место в репертуаре учебных дисциплин отводится песенному фольклору Алтайского края. Обучающиеся образовательной программы имеют возможность получить знания об этномузыкальной стилистике песен и особенностях их исполнения на практических и лекционных занятиях. В процессе самостоятельной работы большую методическую помощь им оказывают региональные репертуарные и методические издания, например, учебно-методическое пособие преподавателя кафедры О.С. Щербаковой, раскрывающие фольклорно-этнографические и песенные традиции русских Алтая [2]. Поэтому, обучающиеся, приступая к творческой работе с произведением, уже имеют представление об особенностях бытования местных локальных певческих традиций.

В классе хоровой аранжировки, согласно учебным требованиям дисциплины, первыми творческими работами являются аранжировки русских народных песен Алтайского края. Такая работа предполагает целый ряд предметных действий, направленных на творческий процесс обновления локально-регионального фольклорного первоисточника. К основным этапам переработки фольклорного образца относятся: «прослушивание и отбор песенного материала, анализ выбранного произведения, создание

удобной и интересной для исполнения партитуры, авторедактирование созданной партитуры» [3, с. 8]. На каждом из представленных этапов происходит творческая работа с песенным материалом путем его изучения и преобразования в процессе практической деятельности.

Целью первого этапа является определение необходимости аранжировки произведения и выбор состава исполнителей. На данном этапе аранжировщик знакомится с произведением через прочтение нотного и поэтического текста. Наилучшим вариантом подготовки является прослушивание песенного первоисточника и других произведений данной песенной традиции с целью накопления слуховых впечатлений, необходимых для дальнейшей работы. Прекрасным материалом являются экспедиционные аудиозаписи архива кафедры и расшифровки фольклорного материала.

Следующий этап деятельности аранжировщика - анализ выбранного произведения, выявляющий стилистические особенности произведения, которые необходимо сохранить при его переработке. Музыкально-поэтический анализ предполагает: изучение формы песни и соотношения формы напева с текстом; выявление особенностей ладовой организации напева, мело-дико-гармонической основы, многоголосия, функций каждого из голосов; также анализируются особенности мелодического движения основного напева и его подголосков, характер мелодического распева. При творческом вмешательстве в фольклорный первоисточник, в частности приспособлении партитуры к определенному исполнительскому составу, важно определить метроритм и размер произведения, диапазон хоровых партий и их тесситурные условия. Не менее важно изучение поэтического текста песни. Как отмечает М.В. Медведева: «Оценка конкретного произведения музыкального фольклора осуществляется в процессе познания и анализа его художественного текста; подлинные шедевры народного песенного искусства настолько глубоки по своему содержанию, что при их трактовке возникает целое «поле» значений, содержащихся в определенных знаках текста» [4, с. 98 - 99]. В процессе анализа поэтического текста выявляются средства поэтической выразительности, особенности композиционного строения поэтического текста, диалектные особенности песни. В результате музыкально-поэтического разбора песни выявленные стилистические особенности произведения позволяют преобразовать музыкальный и поэтический материал без нарушения конкретной стилистики песни.

Последующие действия аранжировщика связаны с работой по приспособлению произведения к исполнительскому составу, что предполагает творческое преобразование первоисточника. На этом этапе обучающиеся осваивают технику редактирования песенного материала, учатся создавать партитуры для детского хора и малых исполнительских форм, выполняют переложение песенного материала с одного исполнительского состава на другой. По завершении творческой работы с произведением выполняется авторедактирование, связанное с апробированием созданной партитуры в ходе ее исполнения; такая работа проводится коллективно и под руководством преподавателя.

Самым сложным видом творческой работы по переработке песенного фольклора в классе хоровой аранжировки является распев песни «на голоса». М.В. Медведева отмечает: «Одним из важных средств развития у студентов заинтересованности процессом и результатами своей учебно-творческой деятельности служит импровизационное освоение произведений русского народного песенного искусства» [5, с. 20]. При распеве (разведении) песни «на голоса» обучающиеся преследуют цель - создать многоголосную партитуру заданной одноголосной песни. Здесь «важно научить певцов самостоятельному ведению своей партии с ощущением соотношения голосов по вертикали и ладовой окраски песни в целом» [6, с. 75]. Такая форма работы над произведениями способствует развитию творческого потенциала, более легкому и скорому усвоению материала, развитию певческих навыков.

Результатом практической деятельности обучающихся являются ежегодные творческие работы, подготовленные выпускниками для концертной программы государственного экзамена. Например, в программе «Вспомните, добрые русские люди...» 2018 года ярко и выразительно прозвучали редакции и аранжировки лирических, хороводных и плясовых песен Петропавловского района Алтайского края, имевшие большой успех у зрителей.

В заключение отметим, что последовательное изучение специальных дисциплин в течение всего периода обучения позволяет обучающимся полноценно подойти к освоению регио-

нального песенного фольклора Алтайского края посредством его теоретического изучения и практической творческой работы с фольклорным первоисточником, требующей постоянного поиска эффективных методов и форм для качественного транслирования произведений. Опыт работы в классе хоровой аранжировки показывает, что учебно-творческая деятельность обучающихся достаточно продуктивна, поскольку выполненные аранжировки регионального фольклора активно используются в концер-

Библиографический список

тно-творческой деятельности учебного народного хора и вокальных ансамблей, что пробуждает интерес к учебному процессу и является хорошим импульсом к творческой активности. Именно такой подход в профессиональной подготовке будущих руководителей народно-певческих коллективов, ориентирует выпускников на дальнейшую профессиональную работу в своем регионе и, как правило, на материале местного народно-песенного творчества.

1. ФГОС ВО по направлению подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения» (уровень бакалавриата). Available at: http://fgosvo.ru/ news/7/1912

2. Щербакова О.С. Фольклорно-этнографические и песенные традиции русских Алтая. Учебное пособие для студентов вузов искусств и культуры по специальности «Народное художественное творчество» в 2-х частях. Часть 1. Барнаул: АлтГАКИ, 2005.

3. Щербакова О.С., Яговец Н.А., Леонидов С.В. Аранжировка и обработка как творческий процесс обновления фольклорного первоисточника: учебно-методическое пособие. Барнаул: АлтГАКИ, 2005.

4. Медведева М.В. К проблеме художественной оценки народного певческого исполнительства (в условиях обучения). Народно-певческое образование в России: проблемы и пути развития: материалы Всероссийских научно-практических конференций 1992, 1995 годов и педагогического семинара 1997 года. Москва: РАМ им. Гнесиных, 1998: 97 - 103.

5. Медведева М.В. Творческое освоение произведений фольклора в учебной практике народно-певческого отделения ВУЗА. Музыкальное образование в контексте культуры: народно-певческое образование на пороге XXI века: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва: РАМ им. Гнесиных, 1999: 15 - 25.

6. Никитенко О.Г. Освоение казачьей Волгоградской певческой традиции. Народно-певческое образование в России: проблемы и пути развития: материалы Всероссийских научно-практических конференций 1992, 1995 годов и педагогического семинара 1997 г. Москва: РАМ им. Гнесиных, 1998: 72 - 76.

References

1. GOS VO po napravleniyu podgotovki 53.03.04 «Iskusstvo narodnogo peniya» (uroven' bakalavriata). Available at: http://fgosvo.ru/ news/7/1912

2. Scherbakova O.S. Fol'klorno-'etnograficheskie ipesennye tradicii russkih Altaya. Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov iskusstv i kul'tury po special'nosti «Narodnoe hudozhestvennoe tvorchestvo» v 2-h chastyah. Chast' 1. Barnaul: AltGAKI, 2005.

3. Scherbakova O.S., Yagovec N.A., Leonidov S.V. Aranzhirovka i obrabotka kak tvorcheskijprocess obnovleniya fol'klornogo pervoistochnika: uchebno-metodicheskoe posobie. Barnaul: AltGAKI, 2005.

4. Medvedeva M.V. K probleme hudozhestvennoj ocenki narodnogo pevcheskogo ispolnitel'stva (v usloviyah obucheniya). Narodno-pevcheskoe obrazovanie v Rossii: problemy i puti razvitiya: materialy Vserossijskih nauchno-prakticheskih konferencij 1992, 1995 godov i pedagogicheskogo seminara 1997 goda. Moskva: RAM im. Gnesinyh, 1998: 97 - 103.

5. Medvedeva M.V. Tvorcheskoe osvoenie proizvedenij fol'klora v uchebnoj praktike narodno-pevcheskogo otdeleniya VUZA. Muzykal'noe obrazovanie v kontekste kul'tury: narodno-pevcheskoe obrazovanie na poroge XXI veka: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: RAM im. Gnesinyh, 1999: 15 - 25.

6. Nikitenko O.G. Osvoenie kazach'ej Volgogradskoj pevcheskoj tradicii. Narodno-pevcheskoe obrazovanie v Rossii: problemy i puti razvitiya: materialy Vserossijskih nauchno-prakticheskih konferencij 1992, 1995 godov i pedagogicheskogo seminara 1997 g. Moskva: RAM im. Gnesinyh, 1998: 72 - 76.

Статья поступила в редакцию 10.08.18

УДК 378.1

lakobiuk L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia),

E-mail: Lyakobuk@yandex.ru

Vinogradova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia),

E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

THE USE OF ELEMENTS OF TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT IN THE CLASSROOM FOR THE MATH STUDENTS OF ENGINEERING PROFILE. The article reveals experience of using technology of development of critical thinking in education of competitive specialists of agricultural profile. The authors' approach of application of this technology in the study of the discipline of Mathematics is given. An example of using techniques of critical thinking development is considered. The purpose of the use of such techniques is activation of cognitive activity of students in the process of training. The necessity of using the technology elements in the training of competitive specialists is determined, its training value is shown. The technology of development of critical thinking involves the use of different methods and techniques. The authors focuse on the most effective reception in conducting classes in mathematics, it is a cluster. The use of this technique provides a positive motivation for students to study mathematics. This technique has caused students high intellectual and emotional activity. This significantly increases the level of specialist's readiness for competitive activity.

Key words: thinking, competitiveness, student, methods, development of critical thinking, pedagogical technologies, cluster.

Л.И. Якобюк, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО Государственный аграрный университет Северного Зауралья,

г. Тюмень, E-mail: Lyakobuk@yandex.ru

М.В. Виноградова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО Государственный аграрный университет Северного Зауралья,

г. Тюмень, E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ

В данной статье раскрывается опыт использования технологии развития критического мышления при подготовке конкурентоспособных специалистов аграрного профиля. Приведен авторский подход применения данной технологии при изучении дисциплины «Математика». Рассмотрен пример использования приемов технологии развития критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.