Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций руководителей народно-певческих коллективов в процессе изучения дисциплины "Народные инструменты фольклорной традиции"'

Формирование профессиональных компетенций руководителей народно-певческих коллективов в процессе изучения дисциплины "Народные инструменты фольклорной традиции" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOLKLORE / FOLKLORE INSTRUMENTS / TRADITION / SYNCRETISM / HEAD OF FOLK AND SINGING COLLECTIVE / ACADEMIC DISCIPLINE / PRINCIPLES OF TEACHING / ФОЛЬКЛОР / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ТРАДИЦИЯ / СИНКРЕТИЗМ / РУКОВОДИТЕЛЬ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова О.С., Клоков С.Н.

В статье рассматривается одна из значимых проблем подготовки руководителей народно-певческих коллективов, определяющаяся характером синкретичной музыкально-исполнительской и педагогической деятельности специфика изучения инструментов фольклорной традиции. Исходя из опыта организации учебного процесса и практической работы с народно-певческими коллективами, раскрываются методические основы изучения дисциплины «Народные инструменты фольклорной традиции». В работе приведён комплекс принципов обучения, состоящий из общепедагогических, этнопедагогических и музыкально-педагогических групп, взаимопроникновение которых происходит в практическом обучении; раскрыты виды учебных работ и их наполняемость, требования к проверке знаний обучающихся и результаты образования. В заключении подчёркивается роль межпредметных связей специальных дисциплин, направленных на активное применение фольклорных инструментов в концертно-исполнительской практике народно-певческих коллективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова О.С., Клоков С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES OF LEADERS OF THE FOLK SINGING COLLECTIVES DURING THE MASTERING IN SPACIALIZATION OF “PEOPLES INSTRUMENTS OF THE FOLK TRADITION”

The article discusses one of the most significant challenges for managers of folk-singing groups, determined by the syncretic nature of musical performance and teaching the specifics of the study of folklore tradition instruments. The paper reveals methodical foundations of studying the discipline “Folk instruments of folklore tradition” that are based on the experience of the organization of the educational process and practical work with the folk singing groups. The work contains a set of actual teaching principles, consisting of general pedagogical, ethno-pedagogical and musical-pedagogical groups, interpenetrating which occurs in practical training; the types of educational work and their fillability, the requirements for student's knowledge checking and the results of education are disclosed. In conclusion, the interdisciplinary connections of special disciplines, aimed at the active use of folklore instruments in the concert-performing practice of folk singing groups are underlined.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций руководителей народно-певческих коллективов в процессе изучения дисциплины "Народные инструменты фольклорной традиции"»

со студенческих лет, необходимо развивать у будущих режиссёров педагогические и организаторские качества, способность к лидерству во всех многосложных вопросах жизни и искусства. Лидерство в сфере театрального искусства - проблема серьёзная. Быть на высоте этой нравственной инстанции, значит уже в стенах театральной школы вырабатывать в себе те качества, те стороны личности, которые станут надеждой и опорой в правильном и оперативном решении самых насущных, самых глубоких современных проблем. Уметь быть впереди коллектива, вести его к новым художественным горизонтам, обладать принципи-

Библиографический список

альностью, честностью, порядочностью, высокой эрудицией и интеллектом, суметь завоевать авторитет огромного коллектива, своим высоким профессионализмом, моральными, педагогическими и организаторскими качествами - таким должен быть режиссёр-лидер. Такими представлял мастер своих учеников в будущем, к этому стремился приучить их ежедневно, не уставая напоминать, что только «в результате собственных творческих и человеческих побед над самим собой можно прийти к победам большим» [1].

(Продолжение следует)

1. Гончаров А.А. Авторские стенограммы занятий со студентами ГИТИСа 1981 - 1986, 1987, 1991 - 1992.

2. Гончаров А. Учитель и созидатель. Под редакцией К.Л. Мелик-Пашаевой, А.В. Ахреева. Москва: ГИТИС, 2018.

3. Гончаров А. Мои театральные пристрастия. Книга первая и вторая. Поиски выразительности. Москва: Искусство, 1997.

4. Стенограммы заседаний кафедры режиссуры драмы 1981-2000 гг.

5. Фейгин М.Л. Отец. Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2017; 4: 23 - 33.

6. Яшин С. И. Противоречивая цельность. К 100-летию Андрея Гончарова. Страстной бульвар. 2018; 10; 5: 26 - 36. References

1. Goncharov A.A. Avtorskie stenogrammy zanyatij so studentami GITISa 1981 - 1986, 1987, 1991 - 1992.

2. Goncharov A. Uchitel'i sozidatel'. Pod redakciej K.L. Melik-Pashaevoj, A.V. Ahreeva. Moskva: GITIS, 2018.

3. Goncharov A. Moi teatral'nye pristrastiya. Kniga pervaya i vtoraya. Poiski vyrazitel'nosti. Moskva: Iskusstvo, 1997.

4. Stenogrammy zasedanij kafedry rezhissury dramy 1981-2000 gg.

5. Fejgin M.L. Otec. Teatr. Zhivopis'. Kino. Muzyka. 2017; 4: 23 - 33.

6. Yashin S. I. Protivorechivaya cel'nost'. K 100-letiyu Andreya Goncharova. Strastnojbul'var. 2018; 10; 5: 26 - 36.

Статья поступила в редакцию 10.08.18

УДК 783.8-057.875:378.1:008(571.150)

Scherbakova O.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: olga-uzorie@mail.ru

Klokov S.N., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: Klokova22@mail.ru

FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES OF LEADERS OF THE FOLK SINGING COLLECTIVES DURING THE MASTERING IN SPACIALIZATION OF "PEOPLES INSTRUMENTS OF THE FOLK TRADITION". The article discusses one of the

most significant challenges for managers of folk-singing groups, determined by the syncretic nature of musical performance and teaching - the specifics of the study of folklore tradition instruments. The paper reveals methodical foundations of studying the discipline "Folk instruments of folklore tradition" that are based on the experience of the organization of the educational process and practical work with the folk singing groups. The work contains a set of actual teaching principles, consisting of general pedagogical, ethno-pedagogical and musical-pedagogical groups, interpenetrating which occurs in practical training; the types of educational work and their fillability, the requirements for student's knowledge checking and the results of education are disclosed. In conclusion, the interdisciplinary connections of special disciplines, aimed at the active use of folklore instruments in the concert-performing practice of folk singing groups are underlined.

Key words: folklore, folklore instruments, tradition, syncretism, head of folk and singing collective, academic discipline, principles of teaching.

О.С. Щербакова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

E-mail: olga-uzorie@mail.ru

С.Н. Клоков, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: Klokova22@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ»

В статье рассматривается одна из значимых проблем подготовки руководителей народно-певческих коллективов, определяющаяся характером синкретичной музыкально-исполнительской и педагогической деятельности - специфика изучения инструментов фольклорной традиции. Исходя из опыта организации учебного процесса и практической работы с народно-певческими коллективами, раскрываются методические основы изучения дисциплины «Народные инструменты фольклорной традиции». В работе приведён комплекс принципов обучения, состоящий из общепедагогических, этнопедагоги-ческих и музыкально-педагогических групп, взаимопроникновение которых происходит в практическом обучении; раскрыты виды учебных работ и их наполняемость, требования к проверке знаний обучающихся и результаты образования. В заключении подчёркивается роль межпредметных связей специальных дисциплин, направленных на активное применение фольклорных инструментов в концертно-исполнительской практике народно-певческих коллективов.

Ключевые слова: фольклор, фольклорные инструменты, традиция, синкретизм, руководитель народно-певческого коллектива, учебная дисциплина, принципы обучения.

Значимость заявленной темы обусловлена социально-культурными задачами сохранения русского национального культурного наследия. В русской этномузыкологии последней трети XIX - начала XXI вв. проявляется устойчивый интерес к изучению традиций песенно-инструментального

фольклорного исполнительства. В репертуаре народно-певческих коллективов появляется все большее число произведений с музыкальным сопровождением инструментов устной традиции, что обусловлено синкретизмом народно-певческой культуры.

Анализ имеющихся публикаций показал, что в области фольклорного инструментария накоплен достаточный фактологический материал исторического, этнографического, археологического и фольклористического характера. Достаточно полно изучены исторические вопросы возникновения и развития русских фольклорных инструментов, региональные особенности их бытования, технические и художественно-выразительные характеристики инструментов. Так, А.А. Банин в монографии «Русская инструментальная музыка фольклорной традиции» системно обобщая данные по искусству русских музыкантов-инструменталистов бесписьменной традиции, опирается «на фольклористический анализ данных как о самих инструментах, так и об исполняемых на них наигрыша» [1]. В работе М.И. Имханицко-го представлен опыт «развития отечественного искусства игры на баяне, балалайке, домре, гуслях, гитаре, а также в русских народных ансамблях и оркестрах» [2]. В учебно-методическом пособии Е.А. Каминской [3] раскрыта методика обучения игре на ложках. Однако системные работы, раскрывающие методические пути освоения инструментов устной традиции и специфику музыкально-инструментального сопровождения фольклорно-пе-сенных жанров отсутствуют, что подчёркивает своевременность заявленной темы. Одной из причин этого являются недостаточные знания руководителей народно-певческих коллективов о региональной специфике фольклорно-инструментального исполнительства, что объясняется слабой теоретико-методической базой, обеспечивающей динамику освоения песенно-инструмен-тального фольклора и его трансляции. В связи с этим, проблема подготовки руководителей и участников народно-певческих коллективов, владеющих игрой на фольклорных инструментах, является актуальной. Цель настоящей работы - на основе опыта педагогической деятельности в Алтайском государственном институте культуре раскрыть особенности формирования профессиональных компетенций будущих руководителей народно-певческих коллективов в процессе изучения дисциплины «Народные инструменты фольклорной традиции».

Среди специальных музыкальных дисциплин, изучаемых обучающимися направления подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения», профиля подготовки «Хоровое народное пение», особое место занимает учебная дисциплина «Народные инструменты фольклорной традиции», которая входит в вариативный блок базовой части Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Важность изучения данной дисциплины определяется характером музыкально-исполнительской и педагогической деятельности будущих руководителей народно-певческих коллективов. Частое обращение руководителей самодеятельных, учебных и профессиональных народно-певческих коллективов и их участников к разнообразным инструментам фольклорной традиции обусловлено, во-первых, синкретизмом народно-песенного творчества, во-вторых, спецификой художественного воздействия народного инструментария на слушателей, в-третьих, гибкостью использования народных инструментов устной традиции в музыкальном сопровождении фольклорных произведений, и, в-четвёртых, доступностью освоения инструментов участниками народно-певческих коллективов.

Таким образом, практическая творческая деятельность фольклорных и вокальных ансамблей, народных хоров предопределила цель изучения дисциплины «Народные инструменты фольклорной традиции» в учреждении высшего образования: овладение обучающимися основами традиционного инструментального исполнительства и основами применения инструментов в репетиционной и концертно-исполнительской работе с народно-певческими коллективами (хорами, ансамблями). В задачи учебной дисциплины входит приобретение обучающимися необходимых теоретических знаний по истории и традициям русских фольклорных инструментов, изучение основных способов и приемов игры на них, освоение репертуар-но-методической литературы по инструментально-песенному фольклору, знакомство с основными принципами применения инструментов в народно-хоровом исполнительстве, воспитание музыкально-художественного вкуса в процессе изучения учебно-творческого репертуара.

Для успешного освоения учебной дисциплины у обучающихся должна быть сформирована значимая для творческо-испол-нительской личности руководителя народно-певческого коллектива компетенция - «готовность к постоянной и систематической

работе, направленной на совершенствование своего профессионального мастерства» [4]. В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

- знать: историю возникновения и развития русских фольклорных инструментов, технические и художественно-выразительные возможности инструментов;

- уметь: ориентироваться в региональном разнообразии традиций инструментальной музыки, работать с репертуар-но-методической литературой по инструментальному и песенному фольклору, осуществлять работу по подбору инструментов для музыкального сопровождения;

- владеть: методами изучения и практического освоения народных инструментов фольклорной традиции, элементарными навыками практической игры на инструментах фольклорной традиции и применения фольклорных инструментов в народно-хоровой и ансамблевой практике.

Согласно учебному плану, дисциплина «Народные инструменты фольклорной традиции» изучается на втором этапе формирования компетенций: в 6-7 семестрах по очной форме обучения, в 8-9 семестрах - по заочной, общая трудоемкость дисциплины - 4 зачётных единицы (144 часа), в том числе контактная работа по очной форме - 36 часов, по заочной - 10. Перспективность и положительную динамику изучения дисциплины определяет грамотное применение специфической методики, базирующейся на основополагающих принципах обучения - требованиях к практической организации учебного процесса.

Для эффективности музыкальных занятий многие педагоги советуют ориентироваться на две группы принципов: основные принципы дидактики и принципы музыкальной педагогики. На наш взгляд, в процессе изучения дисциплины «Народные инструменты фольклорной традиции» используется комплекс принципов, разработанный и используемый О.С. Щербаковой в этнокультурном воспитании детей [5], и адаптированный нами применительно к учебному процессу дисциплины «Народные инструменты фольклорной традиции», а именно: общепедагогические принципы (гуманизма, принципы дидактики с учётом возраста обучающихся, системности и последовательности, доступности, научности и мировоззренческого характера обучения, использования музыкально-слуховой и визуальной наглядности, формирования творческой активности, сознательности, а также личностно-ориентированный принцип и принцип индивидуального подхода в практическом освоении фольклорных инструментов); этнопедагогические принципы (синкретизма, традиционности, региональности, вариативности, устности освоения приёмов игры), принципы музыкального воспитания (комплексное развитие музыкального слуха и певческого голоса, последовательного развития исполнительской техники, эмоциональности, ансамблирования). Данные принципы разделены достаточно условно и на практике происходит их взаимопроникновение.

В процессе изучения дисциплины используются традиционные и инновационные (интерактивные) образовательные технологии: интерактивные лекции, занятия с применением затрудняющих условий. На лекционных занятиях обучающиеся знакомятся с историей зарождения и применения народного музыкального инструментария устной традиции, являющегося неотъемлемой частью национальной музыкальной культуры России, региональной спецификой бытования инструментов фольклорной традиции, традициями использования инструментов устной народной традиции в исполнительских коллективах России и методикой введения инструментов в современное профессиональное и любительское народно-певческое исполнительство.

Наиболее важные темы для последующей практической деятельности руководителя народно-певческого коллектива связаны с изучением традиций игры на инструментах: духовых амбушюрных и язычковых (кугиклы, свирели, жалейки, брелки, окарины, владимирский рожок, охотничьи манки), ударных самозвучащих и мембранных (трещотка, ложки, рубель, пастушья барабанка), струнных щипковых фрикционных (смык, перегудка, гудок, балалайка, скрипка). Специально рассматриваются также предметы домашней утвари, используемые в музыкальном сопровождении песен регионов России (печная заслонка, ухват с колокольчиками, чугунки, крышки и др.).

Значимой формой учебного процесса являются индивидуальные занятия, где обучающимся в качестве основных ин-

струментов предлагаются балалайка и гармоника. Их выбор не случаен, поскольку именно они наиболее тесно связаны с большинством фольклорно-песенных жанров (плясовые песни, игровые, шуточные, поздние лирические, народные романсы) в современном сценическом самодеятельном, учебном и профессиональном народно-певческом исполнительстве.

Контролируемая самостоятельная работа предполагает анализ приемов игры на инструментах, самостоятельное освоение практических навыков владения народными инструментами фольклорной традиции. Результатом самостоятельной работы обучающихся является срез знаний, где демонстрируются практические навыки владения народными инструментами фольклорной традиции:

- балалайкой: посадка исполнителя и постановка рук, регулировка подставки (кобылки) балалайки, настройка инструмента в «гитарном» строе, исполнение одноголосных мелодий на пиццикато, исполнение аккордов S-T-D-T в положениях прима, терция, квинта (В dur), исполнение гитарного «бряцающего» аккомпанемента при музыкальном сопровождении баяна или гармони, исполнение сложного аккомпанемента с отклонениями и модуляциями;

- гармонью: посадка исполнителя и постановка рук при игре сидя, постановка инструмента и рук при игре стоя, регулировка плечевого ремня и ремня для левой половины корпуса, ведение меха, игра по цифровой системе и по нотам, исполнение лирических «баянных» мелодий, исполнение простых плясовых мелодий, исполнение специфических региональных гармошеч-ных наигрышей.

В конце каждого семестра мы осуществляем открытые прослушивания, которые позволят прослеживать профессиональный и культурный уровень роста обучающихся. На первом этапе обучения (6 семестр очной формы обучения, 8 семестр - заочной) обучающиеся должны продемонстрировать знания конкретного инструмента (принципы звукообразования и звукоизвлечения, основы постановки, возможности применения в качестве аккомпанирующего или солирующего), а также показать практическое умение игры на инструменте - исполнить две простейшие мелодии песен). Итогом второго этапа обучения (7 семестр - очной формы обучения, 9 семестр - заочной) является, помимо теоретических знаний, показ владе-

ния инструментом в процессе исполнения двух произведений вариационной формы и подбора мелодии из вокального репертуара. Таким образом, обучающиеся, владеющие основными навыками музыкального сопровождения на народных инструментах фольклорной традиции, развивают свою твор-ческо-исполнительскую деятельность, которая может включать: разнообразные варианты аккомпанемента к песням в процессе концертно-творческой деятельности, спонтанный аккомпанемент к известным и любимым популярным народным песням, музыкальное сопровождение исполнительским коллективам.

В структуру занятий дисциплины «Народные инструменты фольклорной традиции» входит концертно-творческая деятельность в составе вокального ансамбля или народного хора Алтайского государственного института культуры, являющаяся важным аспектом профессионального становления руководителя коллектива. В концертный репертуар народно-певческих коллективов АГИК входят лучшие фольклорные произведения алтайского региона и регионов России. Например, в программе «Зелёные святки» пение семицко-троицкого календарного фольклора украшало звучание духовых инструментов устной традиции, в программе «Песни восточных славян» обучающиеся поддерживали хоровое звучание песен южнорусских переселенцев Алтая инструментальным ансамблем «кугикальниц», плясовые песни старожильческой традиции - гармонным аккомпанементом и т. п. Благодаря концертной практике очевидны не только межпредметные связи специальных дисциплин, подчёркивающие «внутреннее единство образовательной программы» 53.03.04 «Искусство народного пения», но и её результаты, формирующие круг профессиональных компетенций будущих руководителей народно-певческих коллективов.

Таким образом, в процессе изучения дисциплины «Народные инструменты фольклорной традиции» будущие руководители народно-певческих коллективов получают знания технических и художественно-выразительных возможностей русских фольклорных инструментов; умения ориентироваться в их региональном разнообразии и подборе инструментов для музыкального сопровождения, навыки практической игры и применения фольклорных инструментов в народно-хоровой и ансамблевой практике.

Библиографический список

1. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. Москва: Музыка, 1997.

2. Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах. Москва: РАМ им. Гнесиных, 2002.

3. Каминская Е.А. Игра на ложках: учебное пособие. Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2016.

4. ФГОС ВО по направлению подготовки 53.03.04 Искусство народного пения. Available at: http://fgosvo.ru/news/21/1912

5. Щербакова О.С. Этнокультурное воспитание детей и подростков на региональных народно-певческих традициях в условиях досуга. Барнаул: АГИК, 2013.

References

1. Banin A.A. Russkaya instrumental'naya muzyka fol'klornoj tradicii. Moskva: Muzyka, 1997.

2. Imhanickij M. Istoriya ispolnitel'stva na russkih narodnyh instrumentah. Moskva: RAM im. Gnesinyh, 2002.

3. Kaminskaya E.A. Igra na lozhkah: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Lan': Planeta muzyki, 2016.

4. FGOS VO po napravleniyu podgotovki 53.03.04 Iskusstvo narodnogo peniya. Available at: http://fgosvo.ru/news/21/1912

5. Scherbakova O.S. 'Etnokul'turnoe vospitanie detejipodrostkovna regional'nyh narodno-pevcheskih tradiciyah v usloviyah dosuga. Barnaul: AGIK, 2013.

Статья поступила в редакцию 09.08.18

УДК 371:792.5

Churashov A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University

(Chelyabinsk, Russia), E-mail: churashovag@cspu.ru

Yunusova E.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University

(Chelyabinsk, Russia), E-mail: izadora/74@mail.ru

THE INFLUENCE OF SOCIAL GAMING TECHNOLOGY ON THE FORMATION OF SOCIO-COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN BY MEANS OF CHOREOGRAPHY. Social communicative development, being an urgent problem of education of younger generation, stimulates the use of such innovative technology in choreographic activities as a social game. The article defines the conceptual apparatus of the problem, the main objectives, principles and conditions of application of socio-gaming technology in choreographic training, the author's choreographic games, including the basic socio-gaming techniques are developed. The work shows that the use of socio-game technology in choreographic training contributes to the realization of children's needs in movement (choreographic activity), the preservation of their psychological health, the formation of their social and communicative competence.

Key words: social communicative development, social gaming technology, choreographic activity, game.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.