7. Крылова, И. Н. Основные направления развития художественного профессионального образования // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 3. - С. 168-173.
8. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. -С. 3-12.
9. Новиков, А. М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. - 2011. - № 6. -С. 170-179.
10. Сластёнин, В. А. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластёнина. - Москва : Академия, 2002. - 576 с.
11. Сериков, В. В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. - Москва : Логос, 1999. - 272 с.
12. Хуторской, А .В. Компетентностный подход в обучении : науч.-метод. пособие. -Москва : Эйдос ; Изд-во Ин-та образования человека, 2013. - 73 с.
13. Шокорова, Л. В. Духовно-нравственный потенциал народного искусства и проблемы его реализации в современных социально-культурных условиях // Мир науки, культуры, образования. - 2009. -№ 4. - С. 66-69.
УДК [78.4:784.071.2] ::378.14(571.150)=161.1
Н. А. Яговец
Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
РАСПЕВ НАРОДНЫХ ПЕСЕН «НА ГОЛОСА» КАК ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В КЛАССЕ ХОРОВОЙ АРАНЖИРОВКИ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ
Аннотация. В статье на примере учебного процесса со студентами по направлению подготовки «Искусство народного пения» Алтайского государственного института культуры раскрываются теоретические и методические вопросы организации коллективного творческого процесса распева народной песни «на голоса» в курсе изучения дисциплины «Хоровая аранжировка». В ней рассматривается технология распева фольклорного первоисточника и её последовательность.
Ключевые слова: фольклор, фольклорный первоисточник, распев народных песен, распев «на голоса», хоровая аранжировка, импровизация.
Natalia A. Yagovets Altai state Institute of Culture, Barnaul, Russia
"ON VOICE" FOLK SONG CANTUS AS THE ALTAI STATE INSTITUTE OF CULTURE STUDENTS' CREATIVE WORK IN CHORAL ARRANGE CLASSROOM
Abstract. The article shows the theoretical and methodological issues of organization of the collective creative process of multivoice folk song chanting in the «Choral orchestration» course in the example of the educational process wish students in the field of «The Art of Folk Singing» of the AGIC. It deals with the technology of chanting the folklore origin and its sequence.
Keywords: folklore, folklore origin, folk songs chanting, multivoice chanting, choral orchestration, improvisation.
В творческой деятельности хоровых, ансамблевых народно-певческих коллективов разного творческого направления проблема подбора и расширения репертуара всегда была и остаётся одной из наиболее актуальных. Задача каждого руководителя народно-певческого коллектива -уметь грамотно подойти к творческой работе с фольклорным песенным материалом. Сегодня студенты кафедры народного хорового пения Алтайского государственного института культуры
имеют прекрасную возможность получить знания в области аранжировки и обработки русской народной песни на занятиях по предмету «Хоровая аранжировка», который входит в структуру специальной подготовки студентов дневной и заочной форм обучения кафедры народного хорового пения Алтайского государственного института культуры. Данный предмет изучается на старших курсах и предусматривает теоретическое и практическое изучение возможных способов творческого вмешательства в оригинал народной песни, а также приёмы обогащения и творческого обновления песен первоисточника. Цель педагога - научить учащихся бережно и грамотно работать с песенным материалом, синтезируя традиционное и современное в аранжировке и обработке фольклорного песенного первоисточника.
На занятиях по «Хоровой аранжировке» учащиеся осваивают особенности редактирования, аранжировки (переложения) и обработки фольклорного песенного материала на основе стилевых особенностей народного многоголосия, учатся анализировать песенный фольклорный материал с точки зрения музыкально-поэтических стилевых особенностей местных певческих традиций, применять на практике полученные знания, проявляя и развивая способности к импровизации, к творческой работе с русской народной песней.
Одной из тем курса является тема «Распев песен на голоса». Освоение данной темы от других отличается тем, что предполагает коллективную творческую деятельность студентов и требует применение вокальных и музыкально-слуховых навыков. В свою очередь практика показала, что студенты проявляют особый интерес к творческой работе в ходе освоения навыков распева на голоса фольклорных произведений в классе «Хоровой аранжировки». В связи с чем, представляется необходимым затронуть данную тему и раскрыть особенности данного вида творческой работы над песенным фольклорным материалом.
Импровизационная природа песенного фольклора, свойственная его образцам многовариантность обуславливает необходимость творческого подхода к освоению произведений песенного фольклора. Авторское претворение музыкального фольклора предполагает использование индивидуальных приёмов, характерных стилевых и жанровых особенностей фольклорного первоисточника. При этом важно не «пассивно подчиняться законам народного творчества» [1], а творчески осваивать фольклорные традиции, что, в частности, предполагает преобразование фольклорного песенного материала с целью приспособления его к исполнительскому составу определённого народно-певческого коллектива и создания концертного варианта. Такая творческая работа проходит в процессе аранжировки, обработки или распева песни «на голоса». При этом необходимо помнить, что «прикосновение к фольклору - сложнейший творческий акт» [2, с. 18], требующий от интерпретатора бережного отношения к фольклорному первоисточнику. Как отмечает И. Земцовский «в жанрах существуют стабильные и мобильные элементы. Мобильные подвижны, видоизменяются, а стабильные - неизменно сохраняются всеми исполнителями» [2]. Так, аранжировке свойственна большая приближённость к песенному первоисточнику, в котором сохраняется основной напев, последовательность опорных тонов, основные функции голосов, ладогармониче-ские и метроритмические особенности, форма. Изменению подлежат в основном тональность, фактура и голосоведение. При обработке могут быть видоизменены все вышеперечисленные ком -поненты, за исключением ведущей роли основной темы, которая и подвергается всевозможному развитию.
Творческое преобразование народно-песенного материала, возможно, как одним автором (при создании аранжировки, редакции или обработки песни), так и коллективно (в процессе распева песни «на голоса»). В последнем случае творческий процесс протекает как общение всех участников коллектива. При этом исполнительско-творческое общение выступает в такой форме, как общение исполнителей друг с другом. Здесь оказывается нераздельным процесс создания и исполнения народно-песенного произведения. Такая форма исполнительского общения относится к подлинному фольклору. Поэтому коллективная творческая работа по распеву народной песни «на голоса» близка традиционной форме бытования русской народной песни в аутентичном коллективе. Это, несомненно, подчёркивает значимость творческой работы по распеву песен «на голоса» для более глубокого освоения фольклора в современных народно-певческих коллективах.
Обновление фольклорного произведения путём его распева «на голоса» является одним из сложных видов творческой работы с фольклорным первоисточником и требует от певцов владения специальными навыками и умениями. Творческая деятельность по распеву песен представляет собой, во-первых, коллективное подсочинение голосов к основному напеву песни, во-вторых, приспособление создаваемых певцами голосов к своим вокально-исполнительским особенностям. Другими словами, импровизационный многоголосный распев народной песни «на голоса» - это коллективная обработка песни, при создании которой певцы реализуют свои вокально-исполнительские возможности. При этом за основу берётся одноголосное изложение. В качестве формы творческого процесса сочинения голосов выступает импровизация. «Исполнители, сочиняя голоса в процессе распева песни, в каждой её новой строфе точно не повторяют свои партии: во-первых, они не могут их сразу запомнить; во-вторых, они постоянно ищут новые варианты уже сочинённых голосов» [4, с.13]. Такое творческое освоение песенно-фольклорных произведений способствует формированию творческого общения исполнителей между собой, развитию навыков ансамблевого пения, развитию гармонического слуха, умения импровизировать и подстраивать свой голос (партию) к основному напеву или общему ансамблевому звучанию.
Приступая к созданию «нового» произведения, в первую очередь необходимо провести музыкально-теоретический анализ распеваемой песни. В процессе чего выявляется музыкально-слоговой ритм и опорные тоны песни. Основными признаками опорных тонов служат: унисоны (простые и октавные), более протяжённые по сравнению с другими звуками длительности, неоднократные повторы звука. Мелодико-гармонический инвариант в песне выводится путем потакто-вого сопоставления сходных в строфах построений и суммирования по вертикали звуков и интервалов в образующиеся при этом созвучия, приходящиеся на каждую длительность.
Осуществляя разведение песни «на голоса», надо опираться не только на данные проведенного музыкально-теоретического анализа, но и на музыкально-слуховые восприятия исполнителей. Для этого необходимо постоянно развивать эти восприятия и активизировать слухоголосовую ко -ординацию певцов. Одним из способов развития слуховых навыков может быть запись на магнитофон всего процесса импровизационного распева и дальнейшее совместное с исполнителями прослушивание каждой пробы. При этом певцы могут услышать свои варианты, всю партитуру в целом, дать определённую оценку и выбрать наилучшие варианты для составления окончательного варианта партитуры произведения. Другой способ развития слуховых навыков исполнителей состоит в том, что каждому из певцов предлагается сочинить свой подголосок заранее и в процессе распева включить его в качестве подготовленной импровизации.
Большую роль в развитии слуховых навыков певцов играет слуховой анализ. Для чего необходимо дать певцам прослушать ряд песен, аналогичных по жанру и стилевой принадлежности распеваемой песни, чтобы сформировать у исполнителей определённые музыкально-слуховые представления, на которые можно будет опираться при распеве. «Такое прослушивание проводится целенаправленно: слуховой анализ позволяет в песнях выделять наиболее характерные особенности ладового строения, фактуры, особенности многоголосия, а также функции и тембровые окраски голосов, с тем, чтобы при распеве песни, родственной прослушанным, отразить эти существенные особенности, не позволяя исполнителям-творцам выйти за рамки конкретного стиля» [4, с.14]. «Одним из важных компонентов, обеспечивающих не только стилевое, но и стилистическое единство в распеваемой песне, является музыкально-ритмическая основа. Главным образом это относится к музыкально-слоговому ритму песни, который для всех исполнителей должен быть единым» [4, с.14]. При прослушивании особое внимание певцов следует также обратить на образно-эмоциональный строй песни. Следует учитывать, что такие прослушивания являются главным творческим импульсом.
Процесс импровизационного многоголосного распева песни требует обязательно слухового контроля за общим звучанием ансамбля. В этом может помочь расстановка участников распева в вперемежку, чередуя певцов с противоположными голосами (высокие - низкие) и, ведущих основной напев и подголоски.
Сам процесс распева народной песни «на голоса» можно представить в несколько этапов. При распеве следует учитывать ведущую роль основного напева. Поэтому прежде всего все певцы выучивают основной напев. Поэтический текст, при этом осваивается в таком объёме,
чтобы был сохранен основной смысл песни. Затем наступает поиск подголосков. Исполнителям необходимо поставить цель - сочинить различные подголоски с учётом характера и мелодико-ритмического рисунка основного напева. При этом необходимо следить, что «стоит только кому -либо из певцов увлечься мелодическим рисунком своего напева, как этот напев становится доминирующим» [3] из-за чего основной напев может быть затемнён, когда должен дополняться и развиваться различными средствами исполнения. Следует также учитывать, что «народная песня... есть развитие одной основной мелодии, от которой другие голоса ответвляются и снова возвращаются к ней на заключительных нотах в унисон» [1]. Таким образом, подбирается «втора» к основному напеву.
Затем к основному напеву и вторе подстраивается «басок» на основе ранее выявленного ме-лодико-гармонического песенного инварианта. С учётом региональных особенностей многоголосия распеваемой русской народной песни возможно подсочинение и других подголосков. Например, для северной певческой традиции характерно двух регистровое пение (за счёт октавного удвоения голосов в верхнем регистре появляется октавный подголосок), в казачьих песнях многоголосная двух пластовая фактура с противопоставлением нижних голосов верхнему орнаментирующему подголоску (дишканту).
При распеве народной песни необходимо учитывать тесситурное удобство голосов, меняя при необходимости тональность песни, учитывать характерные для данной песни исполнительские приёмы (цепное дыхание, глиссандо, спады, словообрывы). При подсочинении голосов большое значение имеет соблюдение особенностей строения фактуры песни в зависимости от её жанра. Поэтому в процессе многоголосного распева произведений песенного фольклора необходимо учитывать их жанровую принадлежность. Например, в плясовых, хороводных песнях фактура менее насыщена, чем в распевных песнях (лирических, протяжных, свадебных). Традиционная лирическая (протяжная) песня предполагает строгость и сдержанность в интонировании и развитую контрастную подголосочную фактуру, а плясовая песня - чётко организованную по «вертикали» фактуру и эмоциональность интонирования.
Ещё раз выделим основные компоненты творческой деятельности певцов при распеве русских народных песен «на голоса», способствующие более эффективному применению данного метода. В первую очередь, это активное слуховое восприятие и формирование музыкально-слуховых представлений, а также опора на накопленный слуховой опыт и анализ песенного материала. Соблюдение определённых этапов процесса и использование специальных выше представленных приёмов поможет созданию стилистически более точного многоголосного распева народной песни.
Практика учебной работы со студентами в классе «Хоровой аранжировки» и «Ансамблевого пения» показывает, что их учебно-творческая деятельность достаточно продуктивна (в частности, это использование студенческих работ в творческой деятельности учебных народно-певческих коллективов), что является хорошим импульсом к творческой активности студентов и пробуждает в них интерес к учебному процессу. Такая деятельность, несомненно, обогащает репертуар учебных народно-певческих коллективов. Например, некоторые произведения, созданные в творческом процессе коллективной импровизации студентами на занятиях по хоровой аранжировке, вошли в репертуар учебного ансамбля народной песни «Ладо» Алтайского государственного института культуры («А что ж ты, Ваня, разудалый молодой» - лирическая песня Смоленской области «Ой, да, во зелёном, во садочке», музыка и слова М. Вялковой). В качестве примера также приведу фольклорный ансамбль «Узорье» - учебный народно-певческий коллектив кафедры народного хорового пения Алтайского государственного института культуры. В результате творческого распева ансамблем фольклорных песен «на голоса» в репертуаре коллектива появились произведения для однородного женского состава «Через сад - виноград» (фольклорный первоисточник в одноголосном варианте записан в городе Заринске Алтайского края), для трехголосного смешанного исполнительского состава «Прощай, батюшка-Иртыш» (первоисточник села Шипуниха Третьяковского района Алтайского края). Творческой группой народного хора АГИК была распета плясовая песня «Как из-под горы», записанная в селе Шипуниха Алтайского края.
В заключение отметим, что одним из важных средств развития у студентов заинтересованности учебным процессом может служить импровизационное освоение произведений народного пе-
сенного творчества на занятиях по «Хоровой аранжировке». Несомненно, постижение специфики распева песен «на голоса» в классе «Хоровой аранжировки» поможет студентам более глубоко проникнуть в музыкальное и художественное содержание фольклорного произведения, раскрывая его региональные стилевые особенности. А также поспособствует развитию музыкального мышления певцов, развитию навыков творческого переосмысления и обогащения песенного фольклорного материала с целью его приспособления к исполнению в сценических условиях. Это, в свою очередь, поможет молодым специалистам - выпускникам кафедры народного хорового пения Алтайского государственного института культуры - грамотно и профессионально подходить к творческой работе с певцами в качестве руководителя народно-певческого коллектива.
Список литературы
1. Гусев, В. Психология коллективного творчества // Содружество наук и тайны творчества : [сб. ст.] / под ред. Б. С. Мейлаха ; Комис. по взаимосвязям литературы, искусства и науки Ленингр. отделения Союза писателей РСФСР. - Москва : Искусство, 1968. - С. 218-233.
2. Земцовский, И. И. Фольклор и композитор: теоретические этюды о русской советской музыке. -Ленинград ; Москва : Сов. композитор. Ленингр. отд-ние, 1978. - 174 с. : нот.
3. Руднева, А. Русский народный хор и работа с ним. - Москва : Музгиз, 1960. - 86 с. : ил., нот. -(В помощь руководителям народных хоров художественной самодеятельности Всесоюз. дом нар. творчества им. Н. К. Крупской)
4. Щербакова, О. С. Аранжировка и обработка как творческий процесс обновления фольклорного первоисточника / О. С. Щербакова, Н. А. Яговец, С. В. Леонидов : учеб.-метод. пособие. - Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2005. - 96 с.