Научная статья на тему 'Процесс освоения многоголосного ансамблевого пения в аспектах формирования и становления современных носителей русской народно-песенной традиции (на основе этнокультурных традиций Новгородской земли)'

Процесс освоения многоголосного ансамблевого пения в аспектах формирования и становления современных носителей русской народно-песенной традиции (на основе этнокультурных традиций Новгородской земли) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
371
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНСАМБЛЕВОЕ МНОГОГОЛОСНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА / НОСИТЕЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАРОДНО-ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ / ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СОПОДЧИНЕННОСТЬ ОСВОЕНИЯ ИНТОНАЦИОННО-ФОРМУЛЬНОГО ЭТНОРЕПЕРТУАРА / POLYPHONIC ENSEMBLE PERFORMANCE / AUTHORING METHODOLOGY / ETHNOCULTURAL MEDIA FOLK SONG TRADITION / HIERARCHICAL SUBORDINATION OF THE DEVELOPMENT OF INTONATION AND FORMULA ETNOREPERTUARA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бурьяк Марина Клавдиевна

Авторская методика освоения фольклорного многоголосного исполнительства опирается на исторически сложившиеся процессы формирования и становления носителя этнокультурной народно-песенной традиции, которые осуществляется системно и поэтапно на протяжении 15—20 лет на основе иерархической соподчиненности освоения интонационно-формульного этнорепертуара и постепенного усложнения технологий многоголосного исполнительства — от созерцательного, имитационного до ролевого и творчески преобразованного. Разработанная методика и ее программное обеспечение позволяет каждому участнику системного образовательного процесса свободно включаться в ансамблевое многоголосное исполнительство, а качественные результаты ее апробации свидетельствуют об универсальности разработанного подхода и возможности его адаптации применительно к народно-песенным традициям различных этносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author’s method of teaching the polyphonic folk singing art is based on the authentic processes of development of a singing tradition carrier. These processes are carried out in a systematic manner and are phased in over 15—20 years, based on hierarchical subordination in the development of intonational formulaic repertoire and the gradual complication of polyphonic singing art: from contemplation and simulation to role-playing and creativity. This method and its software allows each participant of educational process to freely join polyphonic ensemple performance. Besides, the qualitative testing results showed the universality of the developed approach and its adaptability in relation to folk-song traditions of various ethnic groups.

Текст научной работы на тему «Процесс освоения многоголосного ансамблевого пения в аспектах формирования и становления современных носителей русской народно-песенной традиции (на основе этнокультурных традиций Новгородской земли)»

СУ ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ МНОГОГОЛОСНОГО АНСАМБЛЕВОГО ПЕНИЯ В АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОЙ НАРОДНО-ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ (НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ)

М. К. Бурья к

Новгородская детская музыкальная школа русского фольклора

Авторская методика освоения фольклорного многоголосного исполнительства опирается на исторически сложившиеся процессы формирования и становления носителя этнокультурной народно-песенной традиции, которые осуществляется системно и поэтапно на протяжении 15—20 лет на основе иерархической соподчиненности освоения интонационно-формульного этнорепертуара и постепенного усложнения технологий многоголосного исполнительства — от созерцательного, имитационного до ролевого и творчески преобразованного. Разработанная методика и ее программное обеспечение позволяет каждому участнику системного образовательного процесса свободно включаться в ансамблевое многоголосное исполнительство, а качественные результаты ее апробации свидетельствуют об универсальности разработанного подхода и возможности его адаптации применительно к народно-песенным традициям различных этносов.

Ключевые слова: ансамблевое многоголосное исполнительство, авторская методика, носитель этнокультурной народно-песенной традиции, иерархическая соподчиненность освоения интонационно-формульного этнорепертуара.

The author's method of teaching the polyphonic folk singing art is based on the authentic processes of development of a singing tradition carrier. These processes are carried out in a systematic manner and are phased in over 15—20 years, based on hierarchical subordination in the development of intonational formulaic repertoire and the gradual complication of polyphonic singing art: from contemplation and simulation to role-playing and creativity. This method and its software allows each participant of educational process to freely join polyphonic ensemple performance. Besides, the qualitative testing results showed the universality of the developed approach and its adaptability in relation to folk-song traditions of various ethnic groups.

Key words: polyphonic ensemble performance, authoring methodology, ethnocultural media folk song tradition, hierarchical subordination of the development of intonation and Formula etnorepertuara.

Разработка авторской методики освоения многоголосного пения в аспектах формирования и становления современных носителей русской народно-песенной тради-

ции осуществлена на основе этномузыко-ведческих исследований многоголосного ансамблевого исполнительства этнофоров (аутентичных исполнителей), представ-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 221-225 221

И

г

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 3 (47) май-июнь ^

ленных работах Т.С. Бершадской(1), И.П. Виндгольца (4), Е.В. Гиппиуса (5, 6), М.А. Енговатовой (7), И.И. Земцовского (8), О.И. Кулапиной (9), Х.С. Кушнарева (10), М.А. Лобанова (11), А.И. Мозиаса (12), Л.С. Мухаринской (13) и др.

Разработка методики освоения многоголосного пения актуальна, поскольку в педагогических исследованиях аналогичной проблематики до сих пор еще не раскрыты технологии освоения многоголосного ансамблевого пения в фольклоризиро-ванной среде.

Процесс освоения многоголосного пения в современном фольклорном коллективе — достаточно сложный, который требует достаточно продуманной программной реализации. Существующие академические методики освоения многоголосного ансамблевого пения представляют несомненную ценность в работе с фольклорно-этнографическим материалом, но их явно недостаточно, хотя бы потому, что фольклорное ансамблевое исполнительство требует не только стройного пения заданного многоголосного песенного образца, но и творческого преобразования его ансамблевой фактуры посредством импровизации. В этом заключается суть фольклорного исполнительства в целом: с одной стороны, традиционность с ее консерватизмом, устойчивостью и повтором, а с другой — обновление этноматериала посредством творческой импровизации.

Способность многоголосного участия в ансамблевом пении является неотъемлемой составляющей исполнительского мастерства носителя русской народно-песенной традиции как в аутентичной общинно-родовой, так и в современной фольклори-зированной среде (вторичной).

В условиях этносреды существовали неписаные образовательные процессы творческого развития молодого исполнителя. В настоящее время народная преемственная исполнительская среда разрушена у многих народов, в том числе и у русских. Мы попытаемся разбить процесс освоения народно-песенной традиции в целом и ансамблевого многоголосного пения в част-

ности на следующие периоды:

• исходный период — с момента рождения и до трехлетнего возраста, направлен на создание интонационно-формульной песенно-певческой этносреды и формирование первичных навыков фонации младенца посредством формульных напевов колыбельных песен, потешек, прибауток и закличек (3, Ч.4);

• с 4 лет — до 10 лет — период активного формирования и развития певческого интонирования детей посредством формульных напевов музыкальных игр, хороводов, календарно-обрядового репертуара (3, Ч. 4);

• подростковый период — с 11 до 14 лет — направлен на освоение ансамблевой фактуры пения;

• в молодежной среде — 15—20 лет — активное включение в многоголосное певческое пространство и его преобразование посредством творческой импровизации.

Итак, путь к многоголосному участию в общинно-родовой среде является достаточно продолжительным. Его первоначальными этапами являются периоды формирования и становления певческого интонирования детей.

Принципиально важным является то, что этнофоры, родившиеся не позднее середины 20-х годов ХХ века и осваивавшие песенный репертуар преемственным способом — на основе устной общинно-родовой школы пения, безупречно интонируют песенный материал (и не только фольклорный!). Они являются носителями песенно-певческой культуры своего поселения. Таким образом, индивид, воспитанный с младенческого возраста в традициях устной общинно-родовой школы пения, был качественно образован в аспектах вокального интонирования и ансамблевого многоголосного поведения в том числе (единичные исключения уместны). Добавим к этому, что в традиционной народной среде художественное воспитание было направлено на каждого ребенка независимо от его индивидуальных музыкальных способностей и осуществлялось последовательно — с первых спонтанных вокализаций мла-

Н

Г

денца, сформированных песенно-певческой средой, до качественного вокального интонирования в детско-подростковом возрасте и далее — в свободном многоголосном поведении и импровизации в молодежной среде.

Изучение певческих способностей современных новгородских детей показывает, что редкий ребенок получает певческое образование с младенческого возраста. Скорее всего, по этой причине многие дети лишены самостоятельного устойчивого вокального интонирования (интонирующими являются лишь одаренные от природы дети или дети, освоившие образовательные курсы певческих дисциплин в музыкальных школах или хоровых студиях) и, следовательно, у них не формируются навыки многоголосного пения.

Именно поэтому авторская методика освоения фольклорного многоголосного исполнительства опирается на исторически сложившуюся модель воспитания этноисполнителя в народной педагогике, которое осуществляется системно и поэтапно на протяжении 15—20 лет. Эта модель воспитания основана на иерархической соподчиненности освоения интонационно-формульного этнорепертуа-ра (от создания интонационно-формульной песенно-певческой среды для младенцев и интонационно-формульного комплектования этнорепертуара для детей детского и подросткового возраста в целях формирования и становления певческого интонирования) (3, Ч.4) и постепенном — поэтапном усложнении технологий многоголосного исполнительства — от созерцательного, имитационного до ролевого и творчески преобразованного.

Суть процесса формирования и становления носителя этнокультурной традиции заключается в преемственном наследовании, воспроизводстве, обновлении, воссоздании и передаче этнокультурной традиции. Составляющими гранями исполнительского становления носителя этнокультурной народно-песенной традиции в общинно-родовой среде являются:

1) сформированное вокальное

интонирование;

2) освоенные примеры жанрового песенного этнорепертуара;

3) способность к ролевому участию в ансамблевом многоголосном пении и творческому обновлению освоенной фактуры пения — к творческой импровизации;

4) овладение народно-певческой манерой пения (диалектной, академической или творчески преобразованной) и сопутствующим этнографическим и пластическим поведением (пляска, обрядовое поведение);

5) способность передавать освоенные качественные этнокультурные знания и опыт новому поколению.

Суть многоголосного поведения носителя этнокультурной народно-песенной традиции заключается в его ролевом участии в ансамблевом многоголосном пении: ведущий он или ведомый, мобильный (склонен или владеет импровизацией) или стабильный (4).

Изучение многоголосного поведения новгородских этнофоров позволило:

• теоретически обосновать и классифицировать технологии многоголосного пения новгородских этнофоров — это гетерофонно-полифонический, подголо-сочный, аккордо-гармонический виды и их интеграция (2, с. 147—154);

• дифференцировать виды ансамблевой фактуры пения относительно исполняемого жанра:

• игры, хороводы, песни под пляску (в движении), календарные заклички, которые поются монодийным или унисонно-гетерофонным способом;

• свадебные групповые причитания, квартово-квинтовая лирика, которые исполняются гетерофонно-полифоническим видом многоголосия;

• романсы и поздняя лирика, которые исполняются подголосочным и аккордо-гармоническим видами многоголосия (2, с. 154).

Авторская методика по освоению навыков многоголосного пения в современных фольклоризированных условиях предлагает параллельные двухуровневые программные процессы:

И

Г

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 3 (47) май-июнь ^

1) ежеурочные тренинги на основе типовых упражнений (7—10 минут):

• первая группа упражнений вырабатывает навыки гетерофонного и полифонического видов многоголосия в амбитусе кварты;

• вторая группа упражнений вырабатывает навыки аккордо-гармонического и подголосочных видов многоголосия в ам-битусе октавы (3, Ч. 1, 136—137);

2) ежеурочные тренинги по освоению голосов партитуры программных песенных образцов (3, Ч.1, 93—98).

Наиболее продуктивно процесс освоения русской народно-песенной традиции (и многоголосного пения в том числе) может быть реализован в условиях дополнительного образования — в музыкальной фольклорной школе (студии), в условиях системного образовательного курса с младенческого возраста до творческого становления этноисполнителя к 15—20 годам:

• первый период — с 1 до 6 лет (на дошкольном отделении) направлен на формирование и развитие навыков певческого интонирования посредством интонационно-формульного детского песенно-игрового материала (3, Ч. 3, Ч. 4);

• второй период — с 7 до 10 лет — (в младших классах: 1—4 классы), направлен на освоение первичных навыков многоголосного пения посредством программных песенных образцов: последовательное освоение голосов партитуры песенных образцов, их чередование в сольном и ансамблевом пении, составление комбинированных голосов, их «стихийное» сочетание и поиск собственного мелодического варианта; совместное пение с фольклорным ансамблем, преподавателей школы, к многоголосию которых учащиеся присоединяют освоенные голоса партитуры; данная работа сопровождается и усиливается такими музыкальными предметами учебного плана, как фольклорное сольное пение, чтение хоровых партитур — программных многоголосных песенных образцов;

• третий период — с 11 до 14 лет (в старших классах: 5—7 классы), направлен на освоение и совершенствование навыков ан-

самблевой многоголосной фактуры пения от имитации заданных голосов партитуры до ее обновления и распределения ролевых функций певцов; на освоение звучащих фонограмм экспедиционных многоканальных записей для максимально точного освоения различных голосов партитуры (при отсутствии многоголосного образца ансамблевая фактура произведения проецируется путем междустрочного разночтения мелодических вариантов напева, распевания долгих длительностей, введения мелизмов, секвенций, мелких «педалей» на фоне распеваемых слогов); на совершенствование локальных видов многоголосного пения в совместной певческой практике с аутентичными певческими ансамблями;

• четвертый период — в 15—20 лет (на допрофессиональном отделении, в фольклорном ансамбле преподавателей школы «Кудесы») направлен на активное включение в многоголосное певческое пространство и его преобразование посредством творческой импровизации.

В целом технологии многоголосного пения требуют серьезного теоретического осмысления локальных особенностей аутентичного исполнительства и его возможного применения в современной народно-певческой практике. Подчеркнем, что освоение зафиксированных многоголосных песенных образцов — это лишь начальный этап освоения многоголосной фактуры пения. Последующими этапами должны стать ее творческое осмысление и обновление.

Таким образом, необходимыми условиями естественного включения в многоголосное пение современного этноиспол-нителя — носителя этнокультурных песенных традиций являются: сформированное вокальное интонирование; освоенный корпус программного песенного этнорепер-туара; владение певцом ансамблевой фактурой определенного числа фольклорно-этнографического материала, ее составляющими голосами; грамотный выбор ролевого поведения исполнителя в ансамблевом пении: ведущий он или ведомый, стабильный или мобильный (склонен или владеет импровизацией).

Н

Г

Разработанная авторская методика освоения многоголосного пения апробирована в течение 27-летней этнопедагогиче-ской практики с учащимися Новгородской детской музыкальной школы русского фольклора, а также с учащимися музыкальных школ России (в городах Архангельск, Усть-Цильма, Киров, Нарьян-Мар и др.), в инонациональных детских музыкальных коллективах Швеции, Франции, Норвегии, Испании и ряда других стран.

Авторская методика освоения многоголосного пения позволяет каждому участнику системного образовательного про-

цесса свободно включаться в ансамблевое многоголосное исполнительство.

Качественные результаты апробации авторской методики свидетельствуют об универсальности разработанного подхода и возможности его адаптации применительно к народно-песенным традициям различных этносов.

Итак, последовательный путь освоения многоголосного фольклорного пения в современных условиях решает проблему его воспроизводства в процессе формирования и становления современного носителя русской народно-песенной традиции.

Примечания

1. Бершадская, Т. С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной песни / Т.С. Бершадская. — Л., 1961. — 156 с.

2. Бурьяк, М. К. Певческие традиции региона как фактор оптимизации художественного развития личности (на примере этнокультурных традиций Новгородской земли): дис. ... канд. пед. наук / М.К. Бурьяк. — СПб., 1999. — 240 с.

3. Бурьяк, М. К. Певческое этновоспитание детей (на примере этнокультурных традиций Новгородской земли). Часть 1.: учебная программа (авторская) для предмета «фольклорное ансамблевое пение» в музыкальных школах. Часть 2. : Сборник песенного фольклора для дошкольников: потешки, прибаутки, заклички, музыкальные игры, детские песни, сказки. Часть 3 : Сборник песенного фольклора для школьников (1—7 классы): обрядовые календарные и свадебные песни, хороводные, плясовые, лирические песни, частушки / М.К. Бурьяк. — В.Новгород, — 2009. Часть 4 : Интонационно-формульная теория напевов детского песенного фольклора в аспектах формирования певческого интонирования детей (Текст, ноты): монография / М. К. Бурьяк. — Великий Новгород, 2010. — 382 с.

4. Виндгольц, И. П. Фольклорная группа в локальной традиции (на материале немецкой песенной культуры села Кирово-Карагандинской области): автореф. дис. . канд. искусствоведения / И.П. Виндгольц. — Л., 1986. — 22 с.

5. Гиппиус, Е. В. Культура протяжной песни на Пинеге // Крестьянское искусство СССР. Искусство Севера / Е.В. Гиппиус. — Л.: Академия, 1928. — Вып. 2. — С. 98—116.

6. Гиппиус, Е. В. Проблема ареального исследования традиционной русской песни в областях украинского и белорусского пограничья // Традиционное музыкальное искусство и современность: (Вопросы типологии) / отв. ред. М.А. Енговатова. — М., 1982. — Вып. 60. — С. 5—13.

7. Енговатова, М. А. Звуковысотная организация русских народных песен в свете структурно-типологических исследований / М.А. Енговатова, Б.Б. Ефименкова Звуковысотное строение народных мелодий (принципы анализа): материалы конференции. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1991. — С. 49—89.

8. Земцовский, И. И. Образцы народного многоголосия / И.И. Земцовский. — Л.; М., 1972. — 135 с.

9. Кулапина, О. И. Ладогармоническая система русского фольклора и принципы организации: дис. . д-ра искусствоведения / О.И. Кулапина. — Саратов, 2006. — 305 с.

10. Кушнарев, Х. С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки / Х.С. Кушнарев. — Л.: Музгиз, 1958. — 626 с.

11. Лобанов, М. А. Этносольфеджио на материале традиционной песни русской деревни : [учеб. пособие для старших классов ДМШ и средних специальных учебных заведений] / М.А. Лобанов. — СПб., 1996. — 72 с.

12. Мозиас, А. И. Исследование народно-песенного исполнительства (на материале одного эксперимента) // Методы изучения фольклора / А.И. Мозиас. — Л., 1983. — С. 96—103.

13. Мухаринская, Л. С. Проблемы формирования лада в свете истории мышления. Тезисы. Размышления // Народная музыка: история и типология / Л.С. Мухаринская. — Л., 1989. — С.18—32.

И

Г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.