Научная статья на тему 'Организация внеаудиторной воспитательной деятельности в вузе национального региона (на примере Чеченской Республики)'

Организация внеаудиторной воспитательной деятельности в вузе национального региона (на примере Чеченской Республики) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА / THE UPBRINGING OF HIGH SCHOOL STUDENTS / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ВОСПИТАНИЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ / EDUCATION IN THE NATIONAL REGION / ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / CHECHEN REPUBLIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гатаев Анзор Саид-Альвиевич

В статье представлены результаты исследования, нацеленного на разработку, обоснование и апробацию научно-методического подхода к постановке задач, отбору содержания и форм воспитания студентов во внеаудиторной воспитательной деятельности вуза в условиях национального региона. Показано, что опора на ценности и традиции народа в воспитании студентов вуза национального региона позволяет обеспечить целостность всего образовательного процесса, придать ему аксиологическую устойчивость, повысить его педагогическую эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Extracurricular Educational Activity in Higher Educational Institution of National Region (on the Example of Chechen Republic)

The article presents the results of study aimed at the development, justification and approbation of the scientific-methodical appro-ach to setting objectives, selection of contents and forms of upbringing of students in extra-curricular educational activities of the University in a national region. It is shown that reliance on the values and traditions of the people in the upbringing of high school students national region helps to ensure the integrity of the entire educational process, to give it an axiological sustainability, to enhance its pedagogical effectiveness.

Текст научной работы на тему «Организация внеаудиторной воспитательной деятельности в вузе национального региона (на примере Чеченской Республики)»

20///.3-

А. С.-А. Гатаев

УДК 37.017.93 378

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ

ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

> поликультурном обществе современной России в условиях, когда тенденции культурной глобализации и национально-религиозного возрождения переплетены самым парадоксальным образом, с особой остротой возникают вопросы о специфике образования и воспитания в национальных регионах нашей страны.

Согласно Конституции Российской Федерации, все субъекты России имеют равные права. Вместе с тем Конституция России описывает республики, входящие в ее состав, как «государства», которые находятся в составе другой страны и имеют определенные дополнительные государственные полномочия. Определение республики в составе Российской Федерации как государства предполагает для нее некий дополнительный статус в рамках положения о равноправии всех регионов. Понятие «республика» не включает в себя признания ее суверенитета, а отражает ее исторический, национальный и культурный статусы.

Чеченская Республика обладает выраженной самобытностью и многовековыми традициями народа. В соответствии с Конституцией Чеченской Республики, Программой социально-экономического развития, в рамках реализации задач социокультурного развития, в 2013 г. была разработана и принята Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поко-

ления Чеченской Республики. Этот стратегический документ определил цели, задачи, формы, методы и институты воспитания в Чеченской Республике.

Концепцией определено, что «ценностная шкала духовно-нравственного воспитания основана на трех постулатах - гражданственность (патриотизм), религиозные ценности и вайнахские адаты (обычаи и традиции народа)» [2]. Цель реализации Концепции - «привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей и убеждений, отражающих сущность чеченского менталитета и формирование активной гражданской и личностной позиции молодежи; воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития нравственного, глубоко верующего, ответственного, креативного, инициативного и компетентного гражданина России» [2].

Среди институтов, обеспечивающих реализацию Концепции, названы и вузы, реализующие программы высшего образования в Чеченской республике. Роль вузов в целостном и непрерывном процессе воспитания в условиях национального региона характеризуется высокой значимостью и в то же время сложностью. Результатом образовательной деятельности национального вуза является не просто высокообразованный и квалифицированный специалист, но просветитель и воспитатель - активный проводник культурных и религиозных традиций народа. К обычному набору общекультурных компетенций выпускника вуза в условиях национального региона добавляется готовность к культурно-просветительской и педагогической деятельности.

Целью проведенного нами исследования была разработка, научное обоснование и экспериментальная апробация научно-методического подхода к постановке задач, отбору содержания и форм воспитания студентов во внеаудиторной деятельности вуза в условиях национального региона на примере вузов Чеченской Республики. В ходе исследования были получены следующие результаты.

Проведен анализ социокультурной идентичности в условиях национального региона,

на основании которого выявлены её особенности, значимые для процесса воспитания. Воспитательный идеал современного жителя Чеченской Республики, имеющего высшее образование, - гражданина России, - характеризуется гуманным отношением к миру, глубокой религиозностью, компетентностью в профессии и инициативностью. Важной чертой является готовность к просветительской деятельности по вопросам о гуманистических ценностях Ислама, о стремлении к миру всех соблюдающих Вайнахские адаты, об истории и культуре чеченского народа, о сочетании национальной идентичности и российской гражданственности.

Содержание внеаудиторной воспитательной работы в вузах Чеченской Республики определяется актуальными задачами социально-экономического развития национального региона, задачами духовно-нравственного воспитания молодежи и ожидаемыми результатами высшего образования, заданными ФГОС ВО в форме компетентностной модели выпускника [1]. При этом общекультурные компетенции, определенные во ФГОС, могут лежать в основе компетенций, формируемых у студентов в рамках концепции воспитания, принятой национальным регионом. Определены следующие содержательные направления воспитания в вузе: традиции и культура народа; Ислам и религиозная духовность; практика просвещения и воспитания; общественная, проектная и волонтерская деятельность.

В условиях национального региона принцип системности в организации внеаудиторной воспитательной работы студентов является принципом традиционности: организация системы периодически повторяющихся дел позволяет традиционализировать вне-учебную воспитательную деятельность в вузе, т.е. выстроить систему традиций, отвечающую духу народной культуры, системе светских и религиозных ценностей. Принцип создания единой воспитывающей среды вуза трансформируется в принцип соответствия социокультурной воспитывающей среды вуза этнокультурной макросреде национального

20///.3

региона, который конкретизирован нами в следующем наборе целевых характеристик воспитывающей среды вуза национальной республики:

1. Смысловое и содержательное соответствие воспитывающей среды вуза традиционным социокультурным особенностям национального региона, ее насыщенность ценностями и традициями народной культуры. При организации внеаудиторной воспитательной деятельности студентов предпочтение отдается, прежде всего, тем формам, которые являются производными от народных традиций чеченского народа, непосредственно связаны с народными обычаями и обрядами и (или) наполнены этнокультурным содержанием; в этом случае они способствуют решению воспитательных задач в контексте процесса социокультурной идентификации студента. Характерными примерами являются ежегодные традиционные мероприятия, посвященные празднованию в вузах Чеченской Республики национальных праздников - Дня чеченской женщины, Дня матери, начало священного месяца Рабиуль-Авваль и др. Ещё один пример - празднование дня рождения Президента России В. В. Путина, объединившее такие значимые для воспитания ценности, как патернализм, гражданственность и патриотизм.

2. Высокая интенсивность и доминантность педагогических воздействий воспитывающей среды, т.е. способность воспитывающей среды вуза быть конкурентоспособным фактором воспитания студентов в условиях агрессивных и разрушительных внешних воздействий со стороны различных агентов, особенно носителей радикального религиозного, националистического и экстремистского сознания.

3. Высокая согласованность (внутренняя непротиворечивость) воспитывающей среды вуза, обеспечивающая становление целостной личности студента - будущего специалиста, просветителя, носителя традиционных культурных ценностей, представителя национальной интеллигенции. Основой для такой согласованности выступает воспитательный идеал современного гражданина России -жителя Чеченской Республики.

Разработан подход к отбору форм организации внеаудиторной работы в вузе при решении задач национального воспитания студентов, который может быть представлен в следующих положениях:

1. Отбор форм организации внеаудиторной работы в вузе осуществляется на основе согласования задач формирования общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных соответствующими ФГОС ВО, и задач формирования этнокультурной идентичности студентов на основе различных видов деятельности (исследовательской, проектной, творческой, организаторской, коммуникативной, игровой, профессиональной, общественно-полезной трудовой, рефлексивной).

2. Для организации внеаудиторной воспитательной деятельности студентов используются как те формы, которые заимствованы из практики работы других образовательных организаций, так и те, которые выработаны непосредственно в вузе во взаимодействии руководства, преподавателей и студентов. При этом предпочтение отдается тем формам, которые, во-первых, являются производными от народных традиций чеченского народа, непосредственно связаны с народными обычаями и обрядами; во-вторых, сочетают педагогическую результативность и внешнюю социальную продуктивность, выраженную в их направленности на разрешение определенных социальных проблем и конкретного адресата просветительского воздействия, социальной помощи, поддержки.

3. В основу отбора форм организации внеаудиторной работы в вузе положен системный подход, предполагающий реализацию определенного набора форм на основе специально разработанных программ по направлениям воспитания. Отказ от разовых мероприятий в пользу повторяющихся дел позволяет традиционализировать внеучебную воспитательную деятельность в вузе, т.е. выстроить систему традиций, отвечающую духу народной культуры, системе светских и религиозных ценностей.

4. Внеаудиторная воспитательная работа осуществляется на основе интеграции вну-

тренней и внешней воспитывающей среды вуза, что обуславливает чередование форм, предполагающих привлечение участников -представителей внешнего контекста (известных людей, руководителей, специалистов, студентов других образовательных организаций, школьников и воспитанников детских садов) и форм, предполагающих активную деятельность студентов вуза во внешней образовательной среде; чередование форм, отвечающих идеям этнокультурного воспитания на основе ценностей и традиций родного народа, и форм, обеспечивающих поликультурное воспитание во взаимодействии студентов вуза с представителями других народов и культур.

5. Отбор конкретных форм и определение их места в программе воспитания определяются задачей постепенного повышения степени активности, самостоятельности и ответственности студента при реализации научных, образовательных, культурно-просветительских, трудовых, волонтерских проектов и спортивных мероприятий. Каждый студент должен пройти путь от участника до организатора.

На основе обозначенного подхода отобраны и адаптированы к условиям национального региона конкретные формы организации внеаудиторной воспитательной деятельности студентов вуза (дискуссия, научно-исследовательская работа студентов, формы организации творческой деятельности студенческой молодёжи - фестивали, конкурсы, соревнования, социальные проекты и акции, волонтерство, студенческое самоуправление).

Опытно-экспериментальная работа по апробации представленного подхода, проведенная на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», показала его высокую педагогическую эффективность.

Проведенная работа подтвердила положения выдвинутой нами исследовательской гипотезы и показала высокую педагогическую эффективность апробированного подхода. Ее основные результаты таковы. Во-первых, повышение динамики личностного

развития студентов по всем определенным нами личностно ориентированным критериям результативности внеаудиторной воспитательной работы: «Активность» (включенность студента во внеаудиторную деятельность в качестве участника); «Организаторские качества»; «Инициативность»; «Самостоятельность и ответственность». Во-вторых, сбалансированность динамики продвижения по различным критериям, что позволяет говорить о том, что развитие личности студента осуществляется целостно. В-третьих, повышение степени сформированности заданных общих и профессиональных компетенций выпускников. В-четвёртых, повышение степени подготовленности педагогического и административного персонала вуза к организации воспитательного процесса в вузе в условиях национального региона.

Опора на ценности и традиции народа в воспитании студентов вуза национального региона позволяет обеспечить целостность всего образовательного процесса, придать ему аксиологическую устойчивость, повысить его педагогическую эффективность. Устраняется «дефицит культуры в высшем образовании», на который справедливо указывает Ю. В. Сенько [3]. Проведенная опытно-экспериментальная работа показывает, что предложенный нами подход позволяет обеспечить консолидацию обычно разрозненных воспитательных воздействий на единых ценностных основаниях. Возникает своеобразный эффект ценностно-смысловой интеграции интенционального и экстенциональ-ного воспитания.

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования, нацеленного на разработку, обоснование и апробацию научно-методического подхода к постановке задач, отбору содержания и форм воспитания студентов во внеаудиторной воспитательной деятельности вуза в условиях национального региона. Показано, что опора на ценности и традиции народа в воспитании студентов вуза национального региона позволяет обеспечить целостность всего образовательного процесса, при-

20///.3

дать ему аксиологическую устойчивость, повысить его педагогическую эффективность.

Ключевые слова: воспитание студентов вуза, высшее образование, внеаудиторная работа, воспитание в национальном регионе, Чеченская Республика

SUMMARY

The article presents the results of study aimed at the development, justification and approbation of the scientific-methodical approach to setting objectives, selection of contents and forms of upbringing of students in extracurricular educational activities of the University in a national region. It is shown that reliance on the values and traditions of the people in the upbringing of high school students national region helps to ensure the integrity of the entire educational process, to give it an axiological sustainability, to enhance its pedagogical effectiveness.

Key words: the upbringing of high school students, higher education, extracurricular activities, education in the national region, the Chechen Republic

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинов В. И. Методика преподавания в высшей школе уч.-практ. пособие / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев. - М.: Изд-во Юрайт, 2015. - 315 с.

2. Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики. Грозный, 2013. [Электронный ресурс]. - URL: http:// mk-chr.ru/images/2015/oficial.dokuments/duxov no-nravstvennoe-vospitanie/Ed.Kon.doc (дата обращения: 06.02.2016).

3. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций. -М.: ИЦ «Академия», 2000. - 240 с.

Н. У. Ярычев, Г. С.-Х. Дудаев

УДК: 378.14

РАЗВИТИЕ

КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Современный период социально-экономического развития России определяет необходимость значительного повышения качества подготовки специалистов. С одной стороны, это связано с научно-техническим прогрессом, последствия которого проявляются практически во всех сферах профессиональной и социальной деятельности людей, в том числе и в сфере образования, с другой стороны - с комплексными исследованиями, обеспечивающими создание, применение и распределение знаний в социально-экономическом пространстве, где инновации становятся системным явлением.

Большое значение имеет и то, что научно-технический прогресс предъявляет не только новые требования к самому человеку, но и к системе высшего образования. Возникшее противоречие между растущим объемом информации и кризисом дидактических методов подготовки специалистов требует перехода к принципиально новым технологиям профессионального обучения. Все более очевидной становится необходимость изменения приоритетов профессиональной подготовки специалистов в направлении развития эвристического и творческого мышления, становления индивида как субъекта саморазвития, овладения им инструментами управления собственной образовательной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.