Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание студентов средствами искусства'

Эстетическое воспитание студентов средствами искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
702
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСТОКИ КУЛЬТУРЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / AESTHETIC EDUCATION / THE ORIGINS OF CULTURE / NATIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виницкая Н. В., Шабалина Е. П.

Рассматриваются условия развития эстетического воспитания студентов в вузе через связи между учебными предметами и произведениями искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS BY MEANS OF ART

The conditions of the development of aesthetic education of the students in the University through the interdisciplinary communication between learning objects and works of art.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание студентов средствами искусства»

вание своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала и является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации. Оценка развития профессионального самоопределения, позволяет выявить три уровня профессионального самоопределения студентов:

- низкий уровень (недостаточно развиты поведенческий и мотивационный компоненты профессионального самоопределения; неустойчивый интерес к учебно-профессиональной деятельности, заниженная самооценка);

- средний уровень (неустойчивый интерес к учению, будущей профессиональной деятельности);

- высокий уровень (профессиональные намерения и выбор профессии совпадают; глубокие знания по основным предметам; сознательное применение их в ходе практической деятельности; адекватная самооценка).

На примере результатов одного из исследований студентов, можно констатировать, что из 100 студентов в возрасте 18-

Библиографический список

1. Франкл, В. Доктор и душа. - СПб., 1997.

2. Кьеркегор, С. Наслаждение и долг. - Ростов-на-Дону, 1998.

3. Бердяев, Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. - М., 1995.

4. Мудрик, А.В. Социализация и «смутное время». - М., 1990.

5. Гинзбург, М.Р Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3.

6. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993.

7. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973.

8. Альбуханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / отв. ред. Е.В. Шорохова. -М., 1987.

9. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

10. Сафин, В.Ф. Самоопределение личности. Теоретические и эмпирические аспекты исследования. - Уфа, 2004.

11. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. - М., 1983. - Т. 3.

12. Кон, И.С. Открытие «Я». - М., 1978.

13. Шабалина, Е.П. К вопросу о личностном самоопределении // Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации: материалы Международной н/п. конф. - Новокузнецк, 2010. - Ч. III.

14. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие. - М., 2002.

15. Довыдова, М.В. Профессиональное самоопределение будущих педагогов // Технологическое образование и устойчивое развитие региона: сб. науч. трудов Международной н/п конф.: в 3 ч. / под ред. В.В. Крашенинникова. - Новосибирск, 2012. - Ч. 2.

Bibliography

1. Frankl, V. Doktor i dusha. - SPb., 1997.

2. Kjerkegor, S. Naslazhdenie i dolg. - Rostov-na-Donu, 1998.

3. Berdyaev, N.A. Carstvo Dukha i Carstvo Kesarya. - M., 1995.

4. Mudrik, A.V. Socializaciya i «smutnoe vremya». - M., 1990.

5. Ginzburg, M.R. Psikhologicheskoe soderzhanie lichnostnogo samoopredeleniya // Voprosih psikhologii. - 1994. - № 3.

6. Klimov, E.A. Razvivayuthiyjsya chelovek v mire professiyj. - Obninsk, 1993.

7. Rubinshteyjn, S.L. Problemih obtheyj psikhologii. - M., 1973.

8. Aljbukhanova-Slavskaya, K.A. Zhiznennihe perspektivih lichnosti // Psikhologiya lichnosti i obraz zhizni / otv. red. E.V. Shorokhova. -M., 1987.

9. Leontjev, A.N. Problemih razvitiya psikhiki. - M., 1981.

10. Safin, V.F. Samoopredelenie lichnosti. Teoreticheskie i ehmpiricheskie aspektih issledovaniya. - Ufa, 2004.

11. Vihgotskiyj, L.S. Istoriya razvitiya vihsshikh psikhicheskikh funkciyj / L.S. Vihgotskiyj // Sobr. soch.: v 6 t. - M., 1983. - T. 3.

12. Kon, I.S. Otkrihtie «Ya». - M., 1978.

13. Shabalina, E.P. K voprosu o lichnostnom samoopredelenii // Teoriya i praktika pedagogicheskoyj nauki v sovremennom mire: tradicii, problemih, innovacii: materialih Mezhdunarodnoyj n/p. konf. - Novokuzneck, 2010. - Ch. III.

14. Mitina, L.M. Psikhologicheskoe soprovozhdenie vihbora professii: nauchno-metodicheskoe posobie. - M., 2002.

15. Dovihdova, M.V. Professionaljnoe samoopredelenie buduthikh pedagogov // Tekhnologicheskoe obrazovanie i ustoyjchivoe razvitie regiona: sb. nauch. trudov Mezhdunarodnoyj n/p konf.: v 3 ch. / pod red. V.V. Krasheninnikova. - Novosibirsk, 2012. - Ch. 2.

Статья поступила в редакцию 14.01.13

УДК 378 Vinitskaya N.V., Shabalina E.P. AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS BY MEANS OF ART. The conditions of the development of aesthetic education of the students in the University through the interdisciplinary communication between learning objects and works of art.

Key words: aesthetic education, the origins of culture, national values.

Н.В. Виницкая, канд. искусствоведения, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]; Е.П. Шабалина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

Рассматриваются условия развития эстетического воспитания студентов в вузе через связи между учебными предметами и произведениями искусства.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, истоки культуры, национальные ценности.

20 лет у 53% преобладает средний уровень профессионального самоопределения студентов, 15% имеет высокий уровень, а 32% - низкий уровень профессионального самоопределения [15]. Это объясняется тем, что по-прежнему студенты материально зависят от своих родителей и часть студентов не определились со своей будущей профессией. Процесс профессионального самоопределения личности не заканчивается выбором профессии, а способствует в ходе профессионального обучения укреплению уверенности в оправданности выбора будущей профессиональной деятельности. В процессе обучения происходит неосознаваемый процесс профессиональной направленности личности. Не вызывает сомнений важность дальнейшего изучения особенностей профессионального самоопределения будущих педагогов на этапе их обучения, особенно перспективным и актуальным представляется изучение динамики данного процесса, что позволит разработать психокоррекционные программы по оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов, находящихся и на более поздних его этапах.

В настоящее время общество требует глубокого осмысления вопросов обучения и воспитания специалистов нового поколения. Педагогическое высшее учебное заведение, являясь социальным институтом, приобщающим студентов к искусству через предметы эстетического и педагогического цикла, выступает основным звеном в системе развития личности.

Основными задачами по формированию у студентов эстетического отношения к действительности являются: формирование способности у студента воспринимать, понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни; развитие понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Рассмотрим становление системы эстетического воспитания студенческой молодежи в истории развития прогрессивной педагогической мысли. Вопросы эстетического воспитания в высшей школе занимали определенное место в истории научно-педагогической мысли прошлого, несмотря на то, что специальные учебные заведения для этого появились только в XIX в.

Учение древнегреческих философов о важности эстетического воспитания и положение Аристотеля о человеческой деятельности свидетельствуют о том, что она «усиливается», если человек работает с наслаждением. Так же Аристотель рассуждал о главенствующей роли музыки и поэзии в эстетическом воспитании юношества. Римский педагог Макс Фабий Квинтилиан одним из первых в педагогике сформулировал требования к эстетическому воспитанию, среди которых было эмоциональное отношение к учащимся.

В эпоху Средневековья эстетическое воспитание считалось средством возбуждения пороков, и для ученика этого времени были типичны такие качества, как знание богословия, отрыв от жизни, применение физических наказаний.

В эпоху Возрождения эстетическая подготовка осуществлялась в соответствии с идеалом гармонической личности по отношению к высшим слоям общества (народ исключался из сферы эстетического развития). Эстетическое воспитание рассматривалось как средство гармонического развития личности.

Передовые педагоги эпохи Возрождения утверждали необходимость эстетического развития для всех. Гуманизм, народность, природосообразность характерны для педагогики Яна Амоса Коменского, который считал основными чертами учащегося трудолюбие, любовь к делу и детям, мужество, терпение и ласку, умение наслаждаться гармонией в природе и искусстве.

Жан Жак Руссо, великий французский просветитель, провозгласив теорию свободного воспитания юношества, основными средствами развития вкуса считал природу, творческую деятельность человека и искусства, имеющее общественно-нравственное содержание.

А. Дистервег утверждал необходимость воспитания творческих особенностей учащихся и их общего культурного уровня. Стремление к осуществлению системы эстетического воспитания, характерное для педагогики социалиста утописта Р. Оуэна, сочеталось с постановкой вопроса о целенаправленной подготовке ученика в духе демократической направленности, широко образованного, человека высокой культуры.

В современной педагогике, культурологии, искусствознании лейтмотивом проходит мысль о необходимости учитывать две основные тенденции развития современного общества - идею глобализации и стремления сохранить собственные культурные традиции народа, нации, региона.

Система эстетического воспитания, как составная часть общей воспитательной системы студентов - динамичная, постоянно развивающаяся, открытая система. Системообразующим элементом является содержание учебно-воспитательного процесса в вузе. На этой волне в учебных планах появляются такие дисциплины как «Культура и межкультурное взаимодействие в современной мире», «Поликультурное образование», «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС 2-го поколения» и др. Для достижения эстетически развитого студента необходимо, чтобы вся система эстетического воспитания была единой и объединяла все учебные дисциплины, всю общественную жизнь студента, где каждый учебный предмет, каждый вид деятельности внес свой вклад в формирование эстетической культуры личности студента. Условиями, способствующими реализации эстетического начала в учебно-воспитательной работе студентов, являются: отбор фактического материала, обращение к прекрасным качествам личности выдающихся ученых, деятелей литературы и искусства; выделение и анализ эстетических понятий; установление межпредметных связей между учебными предметами и произведениями искусства; постановка учебно-познавательных и практических задач, направ-

ленных на формирование профессионально-эстетических умений; педагогическое и методическое мастерство преподавателя, творчески эмоциональное отношение к изучаемому предмету преподавания, умение создавать положительный эмоциональный фон учебных и научно-исследовательских занятий.

В условиях разрушения национально-культурной преемственности поколений в семейном воспитании, основная задача приобщения студентов к лучшим образцам национальной культуры ложится на плечи педагогов. Знание основ культуры региона становится тем более важным, чем более он удален географически от центральных городов и крупных музеев. В этом плане культура Алтая (как объединенного понятия, включающего Алтайский край и Республику Алтай), являясь вариантом российской культуры, может быть интересна не только артефактами и яркими личностями, но и в плане осмысления последних в системе взглядов евразийства. Пестрый этнический и конфессиональный состав населения края определил такую черту его культуры как обостренное чувство национального. Традиции местных племен и народов (алтай-кижи, телеуты, теленгиты, туба-лары, чалканцы, кумандинцы) соседствовали с традициями русских, казахских и немецких переселенцев, приносивших с собой собственный уклад материальной и духовной культуры.

В последнее время большой интерес вызывают исследования, посвященные национальной культуре народов Сибири. Ее история и культура, быт и искусство издавна привлекали внимание отечественной общественной мысли. Сразу же после походов русских за Урал появляются первые сибирские летописи, а уже в конце XVII в. С.У. Ремизов по указу Петра I создает монументальные «Чертежную книгу» и основную на летописных источниках «Сибирскую историю». В XVIII в. исторические изыскания о крае были продолжены в фундаментальном труде Г.Ф. Миллера «История Сибири», а в XIX в. - «Историческим обозрением Сибири» П.А. Словцова. На протяжении XIX-начала XX вв. проблематика работы о Сибири заметно расширяется. Сибирская тема активно формируется в художественной литературе, публицистике.

Новый этап осмысления сибирской истории начинается во второй половине XX века. Важнейшим итогом этого процесса стало издание в 1968-1969 пятитомника «История Сибири» -фундаментального труда, выполненного историками страны на базе Сибирского отделения АН СССР Стремясь к широкому охвату явлений и фактов, его создатели включили сведения о сибирской литературе, изобразительном искусстве, театре, фольклоре русского и коренного населения, данные о музыкальной культуре. «История Сибири» определила перспективы последующих изысканий не только в области исторического знания, но и культуры региона. Литературный ракурс этих поисков был реализован в двухтомнике «Очерки русской литературы Сибири» (1982-1983 г.г.). Серьезным шагом в исследовании музыкальной культуры стала монография Т.А. Роменской «История музыкальной культуры Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 года», а также коллективная монография «Музыкальная культура Сибири» под редакцией Б.А. Шиндина

Возникновение интереса к искусству малых сибирских народов, входящих в состав Российского государства, устойчиво сохранявшийся в ХХ веке и не исчезнувший в новом тысячелетии - это лучшее свидетельство того, что изучаемый материал оказался не просто диковинной экзотикой, а чрезвычайно глубокой по содержанию и интересной по форме страницей мирового искусства. Возможности использования этого наследия в современном образовании разнообразны.

В эстетическом образовании подрастающего поколения всех возрастов эстетика поведения занимает одно из центральных мест. Это конечный результат воспитательных воздействий. Эстетические взгляды являются органической частью духовно развитой личности. Они служат руководством в оценке прекрасного в жизни и искусстве. Решая конкретные задачи эстетического воспитания можно способствовать решению других задач духовно-нравственного развития личности, то есть на практике может осуществляться комплексный подход к воспитанию личности. Средствами эстетического воспитания являются окружающая действительность, искусство, быт.

На основе теоретического анализа философской, педагогической и психологической литературы, структура воспитания эстетической культуры личности художественно-эстетической направленности включает: воспитание как явление, процесс и деятельность; эстетическое воспитание как целенаправленное формирование эстетических потребностей, вкусов, взглядов и суждений; эстетику, раскрывающую сущность прекрасного и его роль в жизни человека; художественно-эстетическую направленность как приобщение к искусству, культуре, художественно-эстетическим знаниям через учебные программы образования.

Формы внеаудиторной воспитательной работы могут быть: лекции, концерты, семинары, практические занятия, самостоятельная творческая деятельность, экскурсии, конференции, диспуты, творческие встречи с работниками искусств, фестивали, конкурсы, выставки.

В процессе занятий в рамках художественно-эстетической направленности студент эффективнее усваивает эстетические нормы, проявляет и формирует свои эстетические взгляды и суждения, благодаря возрастанию уровня самосознания, самодеятельности и творческого сотрудничества.

Общение с искусством всегда выигрывает в том случае, если есть возможность увидеть настоящие произведения искусства, услышать подлинное звучание оркестров и хоровых коллективов, убедиться в уникальности старинных архитектурных сооружений. Эстетическое воспитание и образование не должно ограничиваться «знакомством» с различными видами искусства, созданными произведениями и «выдающимися именами», необходимо шаг за шагом открывать и изучать сокровища культуры региона.

Общероссийские эстетические эталоны нашли свое отражение в сибирском регионе. Для их решения были найдены оригинальные, смелые решения, и плодотворный опыт музыкантов, художников и писателей края может привлечь немало исследователей и ценителей прекрасного. На примере этих произведений необходимо объяснять такие сложные понятия как жанр и стиль, творческий метод и художественное направление, учить понимать законы построения художественного текста. Важная задача педагога - привести к осознанию не только гедонистической, но воспитательной и просветительской роли искусства. Последняя, по мнению И.В. Никитиной, была определяющей чертой русского искусства на протяжении десяти веков, выдвигая главным тезисом при создании произведений искусства просветительский лозунг «развлекать, поучая» [1, с. 379].

На примере произведений, созданных сибирскими авторами, можно наглядно продемонстрировать концепцию русской культуры с точки зрения евразийства. Данная теория понимания российского культурного типа как уникального соединения западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежащего Западу и Востоку, но в то же время не относящегося ни к тому, ни к другому, жителям Алтая будет близка и понятна. Определения «соборности» и «симфонической личности», декларирующие стремление к сочетанию свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям было неразрывно связано с общинной жизнью народа. И если центральные города были более подвержены «западному» влиянию, развивающему эгоцентризм, то провинция с ее консерватизм укладом жизни дольше сохраняла, а в ряде случаев и продолжает сохранять исконно национальные ценности и традиции.

Идея местного колорита в искусстве родилась не в Сибири. О ней довольно много говорилось и в России и за рубежом. В Сибири она была в числе немногих теоретических вопросов искусства, занимавших сибиряков. Четкого определения этого стиля не было и нет до сих пор. Под ним понималось у одних -стремление к отражению этнического многообразия населения Сибири, у других попытка выработать новый стиль, синтезировавший достижений профессионального искусства России и традиции народных культур коренных жителей региона.

С осознанием необходимости сочетать в произведениях искусства различные художественные традиции, возник вопрос как это делать. Одни используют фольклор сознательно, другие стихийно, кому-то он близок по своему образному строю, другим по способам выразительности, для одних фольклор - основной источник творчества, для других - лишь часть многих и равноправных [2, с. 259].

Приобщение к народным истокам культуры и осознанию национальных ценностей и норм необходимо, но не всегда возможно через «первичные» или «аутентичные» формы, не всегда находящими отклики среди эстетических потребностей молодых людей. На помощь могут прийти авторские произведения, созданные на основе мифологических или фольклорных первоисточников, но сохраняющие лучшие национальные традиции и способные обогатить духовный мир человека и воспитать эстетический вкус.

Эстетический вкус - это система конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства. Эстетические вкусы складываются на основе представлений (эстетического идеала, прежде всего), а значит и стоящими за этими представлениями взглядов, существующих в обществе.

Нельзя не учитывать зависимость эстетического вкуса от развития общества. Новая общественная практика может выдвинуть на первый план такие стороны действительности, которые в предшествующий период не играли большой роли в жизни людей. Измерение эстетического вкуса в этом случае будет связано с включением в сферу практики новых отношений, ранее не охватывающихся эстетически или игравших в практике второстепенную роль. Развитие жизни требует и развития эстетического вкуса. Подчеркнуть это необходимо, ибо вкусу присуща известная консервативность, вызванная привычной эстетической практикой, его сформировавшей. В этой консервативности есть и своя положительная сторона: никакие модные влияния не способна разрушить хороший вкус. Суждение эстетического вкуса зависит от особого интеллектуального механизма эстетической интуиции, включающей такой способ познания, как творческое воображение, охватывающее образ «целого», не предваряя его логическому расчленению, аналитическому действию рассудка. Это важно подчеркнуть по той причине, что под «силой воображения» часто понимают способность выдумывать то, чего нет в действительности. Между тем действие силы воображения обеспечивает, прежде всего, умение правильно видеть то, что есть, но еще не выражено в виде понятия.

Эстетический вкус имеет также и особую модификацию -художественный вкус. Развивается художественный вкус на базе эстетического. Художественный вкус формируется только через общение с миром искусства. Художественный вкус, эстетический вкус в целом развивается искусством.

Основным источником знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, его нравственный, религиозно - мифических основах является фольклор. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее адекватным средством ненавязчивостью и в то же время эффективного воспитательного воздействия. Воспитательный потенциал фольклора безграничен. В настоящее время общество возрождает забытые традиции, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик. Внимание к фольклору древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

В обществе наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами.

Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней - это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства - это актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа, его достоинства и особенности.

Мифология, уникальная природа, традиция сказительства и шаманизм - это основные темы, к которым обращались сибирские деятели культуры и искусства при создании собственных произведений с ярко выраженной региональной темой.

Народное творчество позволяет в доступной форме усвоить язык своего народа, нравы и обычаи, черты характера. Сказки, песни, игры имеют большое воспитательное значение, заключающееся в формировании любви и уважения.

Круг творческого интереса трех крупнейших деятелей Сибирской культуры начала ХХ века (писателя Г. Гребенщикова, художника Г. Чорос-Гуркина и композитора А. Анохина) объединяет много общего. Их произведения - это глубокое и вдумчивое отражение духовной культуры алтайского народа. Начало этномузыковедческого изучения алтайской музыки связано с именем А.В. Анохина. Он впервые записал на фонограф и сделал нотные расшифровки значительного количества песен, эпоса, шаманских речитаций и других жанров музыкального фольк-

лора алтайцев различных этничеких групп. В настоящее время шаманское интонирование алтайцев представляет собой почти полностью угасшую традицию. В связи с угасанием шаманизма как особой формы религиозной практики, труды ему посвященные (Хан-Алтай» и поэмы «Хан-Эрлик» и «Талай-хан») становятся особенно ценными.

Идея открытости духовной культуры Алтая к инокультурным влияниям и ее способность остаться самобытной, аргументированная фактическим материалом, явилась отправной точкой для создания ими собственных работ, которые и сегодня вызывают интерес студентов и искусствоведов. Эпос алтайского народа -одна из интереснейших страниц истории и культуры региона.

Образовательный процесс и внеаудиторные мероприятия, связанные с освоением произведений искусства, предусматривают две формы построения: историческую и тематическую. Анализ художественных произведений, созданных в разные исторические периоды, но связанных общей темой поможет студенту освоить сложные закономерности развития художественных процессов в мире культуры, подведет к пониманию современных концепций картины мира, выраженных языком искусства.

Анализ художественных работ Н. Чепокова с этих позиций представляет несомненный интерес. Помимо внешней привлекательности, в них чувствуется глубина размышлений о смысле жизни, сложности мироздания, судьбе родного края. Работы Н. Чепокова отличает стремление отразить специфику жизни на Алтае, представляющей причудливое соединение Востока и Запада, мифа и реальности, прошлого и настоящего.

Особый интерес к историческому прошлому и мифопоэтическим воззрением народов укрепил и значение мифологического жанра в изобразительном искусстве. Уникальные примеры мифологических сюжетов, навеянных алтайскими мифами и легендами, демонстрируют работы Мирослава Чевалкова, Валерия Тебекова, Юрия Бралгина и др. Анализируя кажущуюся пестроту мифоэпических персонажей, представленных в творчестве М. Чевалкова, можно выделить определенные группы: образы космогонических мифов; эпические герои и их противники; женские образы.

К первой категории могут быть отнесены изображения богов (духов), имеющих отношение к мирозданию. Образы славянского пантеона («Стрибог», «Ярило», «Сварог, Дажьбог, Сваро-жич», «Перун» и др.). Работы, связанные с изображением дуалистической основы миропонимания тюркской мифологии («Уль-гень», «Эрлик»). К этой же категории могут быть причислены образы «Суйла-хан» (1988) и «Бай-терек» (2002). Образ священ-

Библиографический список

ной птицы-посредника, сопровождающей шамана из земного мира в верхний и нижний, встречается в алтайской мифологии достаточно часто. В качестве помощника шамана, совершающего обряд камлания, он упоминается в сценической мистерии А.В. Анохина «Талай-хан» [3, с. 218]. Вторая и третья группа -это богатыри и кезеры-силачи, хрупкие красавицы, любящие матери и бесстрашные хранительницы очага, а также оценка их поступков с точки зрения народной этики и эстетики.

В. Тебеков создал свой неповторимый графический стиль -синтез авангарда, иконологии и артефактов первобытного искусства, талантливо сплетенных в единую картину мироощущения человека, живущего на Алтае. С другой стороны, автор проявляется как театральный художник — его яркие, многодетальные, мозаичные по стилю работы, декоративны и полны таинственной притягательной силы. Полифоничность мышления и полиритмический характер композиции прослеживается практически во все его работах. И это можно связать не только с индивидуальной манерой художника, но и с основополагающим принципом развития культуры на территории Алтая.

Жанровые и мифологические зарисовки Ю. Бралгина - это отражение традиционных алтайских взглядов на мироздание и место человека в нем. А особый настрой художника, воспринимающего ценности другой культуры в оптимистично-возвышенном ключе - это не только удачное практическое воплощение «сибирского стиля», но и демонстрация принципов толерантности и взаимообогащения разных национальных традиций в современном обществе [4, с. 51].

В современной жизни происходит вытеснение фольклора из целых сфер культурного обихода, но параллельно происходит распространение опосредованного фольклора, фольклора переосмысленного и эстетически актуального. Такие произведения могут и должны найти достойное применение в образовательно-воспитательном процессе любого образовательного учреждения.

Воспитательно-образовательный процесс вуза создает реальные условия для развития эстетического сознания студента, отношения к действительности, формирования потребности в эстетическом преобразовании своего «Я» и окружающей действительности. Эстетическое воспитание играет важную роль в воспитании высокообразованной, культурной личности. Высшая школа позволяет студенту осознать себя субъектом процесса, определить круг изучаемых предметов, спецкурсов в рамках эстетического образования, выбрать форму участия в жизни вуза.

1. Никитина, И.В. Взаимодействие искусства и обыденного сознания как социокультурная система. - Бийск, 2004.

2. Шабалина, Е.П. Этнокультурное наследие как фактор формирования национальных культурно-духовных ценностей / Е.П. Шабалина,

В.Г. Визер; отв. ред. А.М. Беспалов // Культура, язык, институты гражданского общества коренных народов России: возрождение, сохранение и развитие в этнокультурном контексте Сибирского региона: сб. науч. статей. - Бийск, 2011.

3. Виницкая, Н.В. Мифологический жанр в творчестве М. Чевалкова // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 3.

4. Виницкая, Н.В. Фольклорные мотивы и образы в творчестве Ю. Бралгина // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6.

Bibliography

1. Nikitina, I.V. Vzaimodeyjstvie iskusstva i obihdennogo soznaniya kak sociokuljturnaya sistema. - Biyjsk, 2004.

2. Shabalina, E.P. Ehtnokuljturnoe nasledie kak faktor formirovaniya nacionaljnihkh kuljturno-dukhovnihkh cennosteyj / E.P. Shabalina,

V.G. Vizer; otv. red. A.M. Bespalov // Kuljtura, yazihk, institutih grazhdanskogo obthestva korennihkh narodov Rossii: vozrozhdenie, sokhranenie i razvitie v ehtnokuljturnom kontekste Sibirskogo regiona: sb. nauch. stateyj. - Biyjsk, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Vinickaya, N.V. Mifologicheskiyj zhanr v tvorchestve M. Chevalkova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 3.

4. Vinickaya, N.V. Foljklornihe motivih i obrazih v tvorchestve Yu. Bralgina // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 6.

Статья поступила в редакцию 14.01.13

УДК 37.015.32; 159.922

Vasileva E.N., Suvorova O.V., Potapova A.B. FEATURES OF PERSONAL AND INTRA-FAMILY STRUCTURES

OF THE INTERETHNIC AND MONOETHNIC FAMILY. This article analyzes some features of representatives of an interethnic and monoethnic family. The author considers ethnic identity in line with personal structure, and also a social and role position in the intra-family structure of men and women, who are in mononational and international marriage. Key words: ethnic identity, tolerance, family role, monoethnic family, Intra-ethnic family.

О.В. Суворова, канд. психол. наук, проф. Нижегородского гос. педагогического университета (НГПУ); Е.Н. Васильева, канд. психол. наук., доц. ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. университет им. Н.И. Лобачевского» (Национальный исследовательский университет); А.Б. Потапова, аспирант Нижегородского гос. педагогического университета им. К. Минина (НГПУ им. К. Минина, г. Н. Новгород, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.