УДК 378.14.015.62
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
© 2018
Аниськин Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент,
декан факультета математики, физики и информатики Шатрова Юлия Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физики, математики и методики обучения Самарский государственный социально-педагогический университет, (443099, Россия, Самара, ул. Максима Горького, д. 65/67, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье обосновывается особая ценность и социальная значимость нравственного, патриотического, гражданского воспитания студентов педагогического университета, будущих учителей-предметников, в процессе их профессиональной подготовки в вузе. На основе анализа особенностей современного информационного общества и условий университетской электронной образовательной среды показано, что одним из наиболее оптимальных и эффективных способов решения задач этих видов воспитания может служить подготовка студентов педвуза к реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая, наряду с предметными, общекультурными и другими компонентами, является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В контексте проблемы исследования приводятся наиболее актуальные варианты определений гражданского воспитания и воспитательной работы как важнейшего способа социализации и адаптации молодого человека в обществе. Отмечено, что эффективность воспитательной работы находится в прямой зависимости от единства и согласованности действий всех субъектов образования (обучения и воспитания). Сформулированы основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания личности студента, соотнесенные с основными направлениями воспитательной работы в условиях электронной информационно-образовательной среды педагогического университета, среди которых ведущая роль отведена личному нравственному примеру педагога-воспитателя. В качестве примеров направлений подготовки студентов к реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, приведен опыт организации воспитательной работы факультета математики, физики и информатики Самарского государственного социально-педагогического университета (ФМФИ СГСПУ).
Ключевые слова: воспитательная работа в условиях электронной образовательной среды педагогического вуза; нравственное, патриотическое, гражданское воспитание; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; личный пример педагога-воспитателя.
PREPARATION OF STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY TO IMPLEMENT THE CONCEPT OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT AND UPDATE OF THE PERSONALITY OF THE CITIZEN OF RUSSIA
© 2018
Aniskin Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Dean of the Faculty of mathematics, physics and informatics Shatrova Julia Stanislavovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the Department of physics, mathematics and methods of teaching Samara State University of Social Sciences and Education, (443099, Russia, Samara, st. Maxim Gorky, d. 65/67, e-mail: [email protected])
Abstract. The article substantiates the special value and social significance of the moral, patriotic, civic education of the students of the pedagogical university, future teachers of subject matters, in the process of their professional training in the university. On the basis of the analysis of the peculiarities of the modern information society and the conditions of the university electronic educational environment, it is shown that one of the most optimal and effective ways of solving the problems of these types of education can be the preparation of students of the pedagogical university for the implementation of the Concept of Spiritual and Moral Development and Education of the Personality of a Russian Citizen who, subject, general cultural and other components, is the methodological basis for the development and implementation of the federal government standard of general education. In the context of the research problem, the most relevant variants of the definitions of civic education and educational work as the most important way of socialization and adaptation of a young person in society are given. It is noted that the effectiveness of educational work is directly dependent on the unity and coherence of the actions of all subjects of education (education and upbringing). The main principles of the organization of the spiritual and moral development and education of the student's personality are correlated with the main directions of educational work in the conditions of the electronic information and educational environment of the Pedagogical University, among which the leading role is assigned to the personal moral example of a teacher-educator. As examples of areas for preparing students for the implementation of the Concept of Spiritual and Moral Development and Education of the Personality of a Russian Citizen, the experience of organizing the educational work of the Faculty of Mathematics, Physics and Informatics of the Samara State Social and Pedagogical University (FMFI SGSPU) is given.
Keywords: educational work in the conditions of the electronic educational environment of a pedagogical university; moral, patriotic, civic education; The concept of spiritual and moral development and upbringing of the personality of a citizen of Russia; a personal example of a teacher-educator.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях современного информационного общества, обусловливающих компьютеризацию [1-6], интернетизацию [710], технологизацию [11-14], капитализацию [15; 16] системы образования и определяющих информационно-технологическую специфику электронной образовательной среды российских вузов [17-23], в первую очередь, таких её системообразующих компонент, как обучение
и воспитание [24; 25], особую актуальность приобретает духовно-нравственное развитие студентов в процессе их профессиональной подготовки и гражданское воспитание личности обучающегося на его основе [26-28]. Достаточно жесткие реалии нынешнего максимально технологизированного [29; 30] и даже в какой-то степени уже роботизированного [31; 32] и кибернетизированного [33; 34] компетентно-коммуникативного социума (проблемно и не лучшим образом преобразующего
сферу образования), коренным образом отличающиеся от природо- и культуросообразных [35; 36] позитивно-рефлексивных морально-нравственных критериев недалекого прошлого, предопределяют особую ценность нравственного, патриотического и гражданского воспитания в современном общем и профессиональном образовании [37-39].
Наглядным подтверждением этого может служить тот факт, что еще в 2007 и 2008 годах в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность ... общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» [Цит. по 38, с. 5]. Именно эта позиция Президента РФ легла в основу Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [38].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Время показывает, что отмеченные президентом проблемы развития духовности, патриотизма и гражданственности нашего общества остаются актуальными и в наши дни, и образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплоченности перед лицом внешних и внутренних вызовов. Это отмечается в многочисленных публикациях как академических ученых-педагогов, исследователей проблем духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания, так и преподавателей-практиков школ, колледжей, вузов, повседневно выполняющих важную, но такую непростую и рутинную воспитательную работу по формированию и развитию отмеченных качеств у своих воспитанников - школьников и студентов. Наряду с широко известными работами таких ученых, как: Б.Г. Ананьев. В.П. Бездухов, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, И.А. Ильин, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко,
A.К. Маркова, А.В. Мудрик, О.К. Позднякова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, преподавателями-предметниками образовательных учреждений всех уровней повсеместно, интенсивно и весьма успешно применяются результаты исследований и разработок в этой области психолого-педагогического знания, полученные: Л.Н. Боголюбовым, Р.Г. Гусейновым, А.Я. Данилюком, А.М. Кондаковым, И.В. Молодцовой, Е.А. Платониной, А.С. Прутченковым,
B.А. Тишковым, Л.Л. Хоружей, Т.Ж. Шакеновой и другими педагогами, психологами, философами, социологами и культурологами.
Результаты работ, отраженные в трудах названных ученых, позволяют сделать вывод о том, что эффективность воспитательной работы, представляющей собой важнейший способ социализации и адаптации молодого человека в обществе, напрямую зависит от единства и согласованности действий всех субъектов образования (обучения и воспитания) [25]. Так, В учебном пособии «Педагогика» В.А. Сластенина и др. для студентов педагогических вузов понятие «воспитательная работа» трактуется как «педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности» [26, с. 22]. В контексте проблемы нашей статьи мы считаем, что все виды воспитания, которые
обобщенно определяются по философской концепции; стилю отношений между воспитателями и воспитанниками; направлениям воспитательной работы и институциональным признакам [26, с. 22; 33, с. 27; 40, с. 165], должны интегративно реализоваться преподавателями вузов, особенно по педагогическим направлениям и профилям подготовки.
Формирование целей статьи (постановка задания). При этом, с учетом охарактеризованных выше особенностей информационного общества, особые роль и место мы отводим гражданскому воспитанию. Как отмечается Т.Ж. Шакеновой, гражданское воспитание - это целенаправленный и нравственный по содержанию процесс освоения подрастающим поколением навыков демократического самоуправления, формирования и развития личностной ответственности за верный духовно-нравственный, политический и правовой выбор жизненных ценностей, поддержание законопорядка и обороноспособности своей страны, максимальную реализацию собственных творческих способностей в интересах устойчивого прогресса общества [27, с. 80].
Известно, что личностные ценности формируются в семье, формальных (воспитательных, учебных) и неформальных группах, трудовых коллективах и т.д., но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Поэтому педагогический университет должен подготовить такого учителя-предметника для современной школы, который бы мог обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание своих учеников. На наш взгляд, это возможно лишь при условии, что сам будущий учитель является носителем тех ценностей, которые он должен транслировать и помогать присвоить своим ученикам. Следовательно, наряду с традиционной предметной подготовкой, внимание вузовских преподавателей должно акцентироваться на обязательности духовно-нравственного развития и воспитания студентов. Для этого важно организовать такой учебно-воспитательный процесс, который будет способствовать как собственному духовно-нравственному развитию студента, так и обогащать его способами и приемами реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на рабочем месте. Ведь, как правило, учитель реализует ту образовательную модель, в рамках которой учился сам.
Отметим, что Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования является одной из методологических основ разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в котором в качестве важнейшей цели современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства рассматриваются именно воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина своего государства. Поэтому можно уверенно заявить, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является особенно важным компонентом социального заказа общества для системы образования.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащейся молодёжи являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Эти ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. укла-
да школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
К основным принципам организации духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося мы относим: нравственный пример педагога; социально-педагогическое партнерство; индивидуально-личностное развитие; интегративность программ духовно-нравственного воспитания; социальную востребованность нравственного, гражданского и патриотического воспитания.
Наряду с относительной равнозначностью приведенных принципов необходимо отметить особое значение первого из них. Один из апологетов теории развивающего обучения, немецкий педагог А. Дистервег считал, что в основе школьного воспитания ребенка лежат три принципа: природосообразность, культуросообразность и самодеятельность, но отмечал особо, что «повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя» [23].
Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к обучающимся, коллегам, - все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания личности ученика. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Поэтому, в педагогическом и гражданском планах, среди базовых национальных ценностей необходимо установить ещё одну, важнейшую и системообразующую ценность Учителя, открывающую душу ребенка для всех других ценностей.
Ярким и убедительным подтверждением сказанного может служить мнение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, подчеркивающего высокую эффективность и даже единственность такого наиболее действенного принципа воспитания, как личный пример воспитателя: «Самое главное в воспитании - это пример жизни самого воспитателя. Сегодня молодежь смотрит на нас с надеждой - не обманем ли мы ее ожиданий. Я думаю, что мы должны понимать, насколько важен этот фактор личного примера» [41].
Приведенные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося легко коррелируются с основными направлениями воспитательной работы в условиях электронной информационно-образовательной среды педагогического университета, к которым можно отнести:
- обеспечение нормального и продуктивного функционирования социально-педагогической воспитывающей среды вуза (факультета, кафедры) для творческого саморазвития и самореализации личности студента;
- формирование и развитие способов и систем умственно-интеллектуального, гражданско-патриотиче-ского, нравственного, эстетического, политического, трудового, физического, правового, экологического воспитания;
- содействие работе самодеятельных студенческих объединений и коллективов в плане организации культурно-творческих, спортивных, иных общественно-значимых мероприятий;
- проведение социально-воспитательных и волонтерских мероприятий, содействие созданию необходимых условий для трудовой деятельности и занятости студентов;
- совершенствование системы морального и материального стимулирования обучающихся с целью мо-тивационного воздействия и обеспечения исполнения студентами требований вузовских нормативных документов и кодекса корпоративной культуры [33; 37].
В качестве примеров направлений подготовки студентов к реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, можно привести опыт организации воспитательной ра-
боты ФМФИ СГСПУ. В соответствии планами кафедр факультета обязательными компонентами воспитательной работы преподавателей являются:
1. Воспитательная работа преподавателей со студентами в рамках учебно-воспитательного процесса.
2. Совместная с преподавателями учебная и внеучеб-ная работа студентов в рамках изучаемых предметов.
3. Самостоятельная или выполняемая под руководством преподавателя внеаудиторная научная, культурно-творческая, культурно-просветительская, волонтерская работа студентов.
Первое направление, - это, по сути, повседневная воспитательная работа преподавателя по реализации положений Концепции в процессе обучения студентов своему предмету, в частности - математике, в рамках обязательных дисциплин, дисциплин по выбору, производственных практик. Ее наглядным примером может служить методологический раздел «Математика в историческом развитии», который включен в содержание основного общего образования. Он представляет собой содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математических дисциплин на данной ступени обучения и предназначен для «формирования представления о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения», как это отмечено в программах по углубленному изучению этого предмета.
Особое место при изучении раздела «Математика в историческом развитии» отводится биографиям таких ученых-математиков, как: Л. Магницкий, Л. Эйлер, А.Н. Колмогоров, Н.И. Лобачевский, П.Л. Чебышев и др. Для обучающихся эти персоналии представляют большой интерес не только как ученые, но и как личности. Например, Н.И. Лобачевский и П.Л. Чебышев материально помогали талантливым студентам, являясь, по сути, их меценатами. Поэтому при изучении различных разделов математики мы обращаем внимание студентов на социально-, духовно- и нравственно-значимые особенности биографий ученых-математиков.
Воспитательный и культурологический аспекты могут содержать и тексты исторических задач, которые предлагаются студентам в рамках изучаемой темы или дисциплины. Так, например, при изучении дисциплин профессионального цикла (алгебра, теория чисел, числовые системы и др.) студенты выполняют задание по созданию ленты времени, в которой отражены этапы развития математической теории, математического понятия и т.п. В рамках исследовательских заданий, курсовых и дипломных работ студенты разрабатывают проекты уроков, образовательные маршруты, банки заданий по какой-либо теме или разделу, направленные на достижение не только предметных и метапредметных, а и личностных результатов обучения. Подобный подход используется, например, в рекомендациях по организации работы с учащимися над проектом «Геометрия в узорах деревянного зодчества города Самары», разработки урока-путешествия «По Самаре с Царицей наук», подготовки курса внеурочной деятельности «Геометрическая экскурсия по городу Самара».
Следующим направлением подготовки студентов к реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является совместная с преподавателями учебно-исследовательская, учебно-методическая, проектная, иная учебная и внеучебная деятельность в рамках изучаемых предметов, выражающаяся в участии обучающихся в различных конкурсах, семинарах, форумах, дискуссионных площадках. Можно отметить следующие достижения и работу студентов ФМФИ СГСПУ в этом направлении:
В 2017 году третьекурсники ФМФИ А. Гречаный и Ю. Гаврилова приняли участие в Молодежном форуме Приволжского федерального округа «Шолга-2017» со своим проектом «Подпространство» и выиграли грант
в сумме 150 тыс. руб. на смене «Культурный БУМ». Студенты разработали проект интеграции в городские экскурсии по Самаре технологий дополненной реальности через создание приложения, позволяющего пользователю увидеть утраченные памятники культуры на территории исторического центра города.
Студенты направления подготовки Педагогическое образование систематически участвуют в качестве экспертов и организаторов конкурсов, проводимых факультетом для школьников. Одним из них является ежегодный региональный конкурс исследовательских работ и проектов школьников в области математики, прикладной математики «Математика вокруг нас». Весьма действенной и эффективной рабочей площадкой для реализации положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России служит также ежегодный факультетский конкурс студенческих методических работ «Я иду на урок...», цель которого заключается в обобщении и распространении опыта будущих учителей математики, физики и информатики по подготовке, организации, проведению занятий и мероприятий внеурочного характера.
Третье направление связано с внеаудиторной работой студентов и их участием в научной, культурно-просветительской, волонтерской, культурно-творческой внеучебной деятельности, в процессе которой происходит формирование и развитие духовно-нравственного личностного потенциала обучающегося как под руководством педагога, так и самостоятельно. Так, например, в рамках данного направления, в апреле 2017 года студент 4 курса профилей подготовки «Физика» и «Информатика» Е. Сидоров принял участие в работе XXII Международного симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме», проходившего в Психологическом институте РАО, и выступил с докладом «Интеграция духовного и интеллектуального развития учеников», подготовленным под руководством профессора Е.А. Самойлова.
В октябре 2016 года студенты ФМФИ участвовали в работе международного церковно-государственного форума «Воспитание патриотизма как основы духовной безопасности России». На секции «Интеграция патриотического воспитания в образовательный процесс» были представлены их доклады, которые получили положительные отзывы со стороны участников секции. Следует особо отметить, что практически все студенты - участники Форума уже работают в системе образования. В ноябре 2017 годы студенты факультета всех профилей подготовки стали участниками I Поволжского педагогического форума «Система непрерывного педагогического образования: инновационные идеи, модели и перспективы», прошедшего в Поволжском православном институте имени Святителя Алексия, митрополита Московского. На секции «Математическое образование: проблемы, подходы и перспективы» они представили несколько докладов, получивших высокую оценку учителей-практиков, участвовавших в этом заседании.
На протяжении двух последних лет студенты ФМФИ - постоянные участники заседаний Самарского регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора. Так, в ноябре 2016 года они приняли участие в Соборе, на котором обсуждался вопрос «Россия и Запад: в поисках ответов на цивилизационные вызовы», а в ноябре 2017 года в Соборе, посвященном вопросу «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития». Особое внимание на последнем Соборе уделялось вопросам науки и образования, как отраслям стратегического значения для населения Российского государства в XXI веке. Уже дважды студенты-математики участвовали в молодежном форуме «Отечества наследники», в рамках которого обсуждались вопросы любви к Родине и повышения ответственности каждого гражданина за судьбу Отечества.
В 2017 году студенты вместе с преподавателями по-
бывали на пленарном заседании VIII Межрегионального зимнего слета-форума православной молодежи «19172017: от революционных перемен к перемене ума»; стали участниками V международного православного молодёжного образовательного форума «Вера и дело», который проходил в городе Старица Тверской области; и культурно-просветительского форума «Молодежь и церковь», на котором обсуждались темы сохранения семейных ценностей, православия, самореализации современного молодого поколения, его участия в общественной и церковной жизни.
Живой интерес у студентов ФМФИ СГСПУ вызывают такие традиционные межвузовские, вузовские и факультетские мероприятия, как: уроки мужества патриотической тематики; краеведческие экскурсии и посещения городских и областных музеев и выставок; телемост «Семья семьей гордится»; региональный студенческий фестиваль национальных культур «Диалог культур - основа мира и согласия»; встречи с духовенством Самарской митрополии; Православный Троицкий фестиваль; совместные со студентами СамГТУ и СГИК культурно-просветительские поездки по районам Самарской области, в которых их участники знакомятся со святыми местами самарской земли, региональными достопримечательностями, памятниками культуры и природы, помогают убирать посещаемую территорию и наводить на ней порядок.
Студенты ФМФИ являются авторами и соавторами исторических материалов, которые публикуются в памятных книгах из серии «Жизнь замечательных людей Самарского физмата» [42], статьи и доклады обучающихся постоянно публикуются в духовно-просветительском журнале «Древо».
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Мы надеемся, что формы и результаты воспитательной работы по подготовке студентов ФМФИ СГСПУ к реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России будут интересны и полезны для других университетов региона и страны, независимо от реализуемых ими направлений и профилей подготовки будущих бакалавров, специалистов и магистров. Вместе с тем, мы понимаем, что реальный уровень воспитанности студентов, проявляющийся в повседневных учебных, научных и иных коммуникациях, не полностью соответствует общепринятым морально-этическим нормам и требованиям нормативных документов, регламентирующим учебно-производственную дисциплину и поведение будущих специалистов. Поэтому можно с уверенностью сказать, что организация и проведение воспитательной работы со студентами, в том числе и их подготовка к реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требуют дальнейшего совершенствования, оптимизации, поиска новых более эффективных способов, методов и технологий.
Подводя итог нашему исследованию, необходимо отметить, что основная задача университетских кафедр и факультетов в реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России заключается в том, чтобы воспитать у студентов чувство уважения к Родине, ее истории и обычным людям - представителям нашей великой страны. Учитель призван быть патриотом своего государства, т.е. иметь сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину (край, республику, город, село), где гражданин родился, активную гражданскую позицию, готовность к служению своему Отечеству. А труд учителя есть не что иное, как служение своему народу, поэтому он должен обладать чувством личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Несмотря на некоторую пафосность нашего выво-
да, мы убеждены в том, что будущий учитель, которого готовит педагогический университет, должен быть способен обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, т.е. осуществить правильный и оптимальный педагогический процесс привития студентам базовых национальных ценностей. При этом в подготовке будущего педагога особое акцентирование должно отводиться носителями этих ценностей, которыми являются: многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров: (педагогика третьего тысячелетия). М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. 349 с.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных концепций). М.: Совершенство, 1998. 608 с.
3. Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании (информоло-гический аспект) / под общ. ред. Извозчикова В.А.. СПб: Образование, 1997. 211 с.
4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. 3-е изд. М.: Академия, 2010. 368 с.
5. Бобышев Е.Н. О механизмах реализации стратегии развития информационного общества // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 21-23.
6. Шамин Е.А., Генералов И.Г., Завиваев Н.С., Черемухин А.Д. Сущность информатизации, ее цели, субъекты и объекты // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54). С. 99-107.
7. Андреев А. Интернет в системе непрерывного образования // Высшее образование в России. 2005. № 7. С. 91-95.
8. Попова Е.В. Интернетизация информационного пространства делового сообщества России // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 31. С. 47-52.
9. Ванюхина Н.В. Компьютерные технологии и интернет в современном образовании // Карельский научный журнал. 2015. № 4 (13). С. 5-8.
10. Нелюбина Е.А., Амитрова М.В., Гусарова Ю.В. Языковые особенности интернет-дискурса // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 21-23.
11. Лифинцева Н.И. Технологизация образования и психологическое здоровье личности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2009. Т. 14. № 4. С. 66-71.
12. Кузнецова А.Я. Технологизация современного личностно-ориентированного вузовского образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stience-educatюn.ш/ш/artideMew?id=22749 (дата обращения: 08.05.2018).
13. Гузева М.В. Перспективы реализации педагогического потенциала сми в процессе медиаобразования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 142-145.
14. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 15-19.
15. Новоселова С.Ю. Научная политика и капитализация знания в Российской академии образования: формирование научной стратегии и продвижение результатов исследовательской деятельности // Проблемы современного образования. 2014. № 3. С. 66-90. [Электронный ресурс]. URL: http://pmedu.ru/res/2014_3_9.pdf (дата обращения: 10.05.2018).
16. Фролов И.Э. Возможности и противоречия капи-
тализации науки в российской инновационной системе» // Цивилизация знаний: проблема человека в науке XXI века: Труды XII Международной научной конференции. Ч. 1. (Москва, 22-23 апреля 2011 г.). М.: РосНОУ, 2011. С. 95-103.
17. Аниськин В.Н., Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В. Контроль и педагогическая оценка в условиях современной электронной информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 36-40.
18. Филатова Ю.С., Казаринов А.С. Роль и функции специальной информационно-образовательной среды дошкольной образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 297-300.
19. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Развитие коммуникативного интегративного компонента профессиональной компетентности преподавателя вуза в условиях холистичной информационно-образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 269-272.
20. Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В., Пугач О.И. Организационно-технологические аспекты формирования и развития информационно-образовательной среды современного вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 309-312.
21. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28.
22. Панюкова Е.В., Мкртычев С.В. Облачные технологии как инструмент формирования персональной информационной образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 343-346.
23. Симонова И.Н., Варникова О.В. информационно-экологическая образовательная среда технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 81-87.
24. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: МГУ, 2003. 416 с.
25. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. 304 с.
26. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. 576 с.
27. Шакенова Т.Ж. Гражданское воспитание школьников на основе нравственного развития личности // Вестник Карагандинского госуниверситета. Серия Педагогика. 2011. № 1 (61) С. 80-84. [Электронный ресурс]. URL: https://articlekz.com/article/5745; https://www. twirpx.com/file/1270106/ (дата обращения: 11.05.2018).
28. Аниськин В.Н. О некоторых организационных аспектах воспитательной деятельности факультета вуза (из опыта работы ФМФИ ПГСГА) // Проблемы воспитания личности молодого человека в образовательном процессе: материалы международной н-п конференции (Махачкала, 29 марта 2013 г.). Ч. 2. М.: РПА, 2013. С. 255-259.
29. Клягин С.В. Социальная коммуникация: созидание человека и общества // Вестник РГГУ. Серия Политология. Социально-коммуникативные науки. 2007. № 1/07. С. 33-46.
30. Клягин С.В. Аватары нечеловеческого: социально-антропологические вызовы современных информационно-коммуникативных практик // Оптимальные коммуникации (эпистемический ресурс академии меди-аиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ). 2012. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://jarki.ru/wpress/2012/01/30/2964/ (дата обращения: 11.05.2018).
31. Ревич Ю. Роботизированный быт - сегодня, завтра или в неопределенном будущем? // Мир ПК. 2014. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://www.osp.ru/
pcworld/2014/03/13039695/; https://www.osp.ru/pcworld/ archive/2014/03/ (дата обращения: 12.05.2018).
32. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Издательство «РУДОМИНО», 2001. 95 с. [Электронный ресурс]. URL: http://yanko.lib.ru/books/phüosoph/baudrinard-le-systeme-des-objets-8l.pdf (дата обращения: 12.05.2018).
33. Аниськин В.Н. Особенности воспитательной работы педагога в условиях холистичной информационно-образовательной среды // Человеческий потенциал в XXI веке: образование и культура, патриотизм и традиции казачества, здоровый социум и инновационная экономика: материалы всероссийской научно-практической конференции (Димитровград, 30 марта 2016 г.). Димитровград: ПКИУПТ (филиал) МГУТУ, 2016. С. 25-30.
34. Аниськин В.Н. Особенности современной информационно-образовательной среды и проблемы кибернетического обучения // Фундаментальные исследования. 2005. № 3. С. 81-82.
35. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. 374 с.
36. Сериков В.В. Личностно-развивающее образование как одна из культурологических образовательных моделей // Известия ВГПУ. 2016. № 2 (106). С. 30-35.
37. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Ильмушкин Г.М. Педагогическая модель системы воспитания студентов в условиях холистичной информационно-образовательной среды // Вестник Академии права и управления. 2017. № 46 (1). С. 153-161.
38. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. М.: Просвещение, 2014. 24 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/521115/ (дата обращения: 12.05.2018).
39. Платонина Е.А. Духовно-нравственное воспитание школьников в поликультурном пространстве // Международный научно-исследовательский журнал: психологические науки. 2016. № 4 (46). Ч. 7. С. 123-124. Выпуск: № 4 (46). URL: https://research-journal.org/psy-cology/duxovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov-v-po-likulturnom-prostranstve/ (дата обращения: 15.05.2018).
40. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993. С. 165.
41. Чернышев В. Воспитание на личном примере. Репортаж с совместного заседания президиума Госсовета и президентского Совета по взаимодействию с религиозными объединениями. Тула, 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntv.ru/novosti/152538/ (дата обращения: 15.05.2018).
42. Жизнь замечательных людей Самарского физмата / отв. редактор Аниськин В.Н. Самара: Изд-во ПГСГА, СГСПУ. Т. 1, 2009. 574 с.; Т. 2, 2011. 571 с.; Т. 3, 2012. 615 с.; Т. 4, 2015. 720 с.; Т. 5 (Ч. 1, Ч. 2), 2017. 840 с.
Статья поступила в редакцию 02.05.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018