Научная статья на тему 'Организация внеаудиторной деятельности обучающихся МФК КГМУ как средство формирования личности будущего специалиста медицинского звена'

Организация внеаудиторной деятельности обучающихся МФК КГМУ как средство формирования личности будущего специалиста медицинского звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ (САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / NON-AUDITORY (INDEPENDENT) ACTIVITY / CAREER-ORIENTED ACTIVITY / VOLUNTEER PREVENTIVE WORK / RESEARCH WORK OF STUDENTS. REFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Е.В.

В данной статье рассматриваются особенности организации внеаудиторной деятельности обучающихся в медико-фармацевтического колледже. Проведен анализ основных направлений, форм и методов внеаудиторной деятельности студентов. Выявлено, что внеаудиторная деятельность позволяет каждому будущему медицинскому работнику раскрыться, проявить свою индивидуальность, творческие способности, получить дополнительные навыки общения с людьми, чувствовать более уверенно не только, например, при выступлении на научных конференциях, защите курсовых и выпускных квалификационных работ, но и в трудных жизненных ситуациях, в том числе связанных с трудовой профессиональной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация внеаудиторной деятельности обучающихся МФК КГМУ как средство формирования личности будущего специалиста медицинского звена»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

УДК: 377.6:61

ББК: 74 5 Педагогические науки

Организация внеаудиторной деятельности обучающихся МФК КГМУ как средство формирования личности будущего специалиста медицинского звена.

6

© Е.В. Александрова

Александрова Е.В. - к.б.н., преподаватель ПМК общемедицинских дисциплин, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ). Email: gusena1701@yandex.ru

Адрес: ул. К. Маркса, 3, г. Курск, 305041, Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются особенности организации внеаудиторной деятельности обучающихся в медико-фармацевтического колледже. Проведен анализ основных направлений, форм и методов внеаудиторной деятельности студентов. Выявлено, что внеаудиторная деятельность позволяет каждому будущему медицинскому работнику раскрыться, проявить свою индивидуальность, творческие способности, получить дополнительные навыки общения с людьми, чувствовать более уверенно не только, например, при выступлении на научных конференциях, защите курсовых и выпускных квалификационных работ, но и в трудных жизненных ситуациях, в том числе связанных с трудовой профессиональной деятельностью.

Ключевые слова: внеаудиторная (самостоятельная) деятель- №2 щ 2018 ность, профориентационная деятельность, волонтерская профи- ■^^сЬг'х^ лактическая работа, научно-исследовательская работа студентов.

7

Преподавательская деятельность - это сложный обучающий, воспитательный и творческий процесс, позволяющий развивать личность каждого учащегося, который обладает своей собственной индивидуальностью и творческим потенциалом.

Этот процесс требует постоянного личностного и профессионального роста, развития своей педагогической культуры, а также формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся. Творческое отношение к делу с воспитательно-развивающей направленностью составляют важное условие эффективной работы любой профессиональной деятельности преподавателя. Именно в такой работе они являются нормой, без которой данная деятельность не может состояться вообще.

Внеаудиторная деятельность обучающихся - важное составляющее звено в подготовке будущего медицинского работника. Это начало в становлении такого качества, как самостоятельность, без которой не может состояться ни один квалифицированный специалист. Она вырабатывается в течение всего процесса обучения в колледже, и на ее формирование необходимо обратить серьезное внимание при подготовке студента.

Внеаудиторные занятия обучающихся представляют собой продолжение аудиторных учебных занятий, которые проводятся под руководством преподавателя. Время работы выбирает сам обучающийся в зависимости от задания (с инструкциями) преподавателя, его возможностей и конкретных условий. Это требует от студента не только умственных и творческих способностей, но и организационных.

Традиционными для профессиональных учебных заведений являются следующие направления внеаудиторной деятельности студенческой молодежи: научно-исследовательское, художественное, эстетическое, трудовое, общественное, историко-культурное и этнографическое, физкультурно-спортивное, организаци-

онно-управленческое [4].

Таким образом, организация внеаудиторной деятельности студентов - это система, сочетающая в себе конкретную цель, выполнение определенных задач, направления, методы и формы самостоятельной и воспитательной деятельности, направленна на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Внеаудиторная деятельность обучающихся колледжа играет важную роль не только в формировании личности, но и в повышении учебно-познавательной деятельности и развития творческой активности студентов, что в свою очередь формирует общие и профессиональные компетенции. Различные формы внеаудиторной работы способствуют формированию у будущих медицинских работников объективного и творческого подхода к решению общих и профессиональных задач, развитию коммуникативных способностей, в целях воспитания - чувства осознанной ответственности за свои действия.

Организация внеаудиторной деятельности обучающихся ставит перед собой конкретную цель: формирование гармонично развитой духовно-нравственной личности будущего медицинского квалифицированного специалиста. Для достижения цели и последовательного ее решения сформулированы следующие задачи:

1. Углубление, закрепление и систематизация знаний с формированием умений и навыков;

2. Овладение технологическим учебным инструментом;

3. Развитие индивидуальных способностей и талантов молодежи;

4. Формирование личности будущего медицинского работника;

5. Развитие самостоятельного мышления, умственного труда;

6. Формирование личностных коммуникативных качеств личности;

7. Развитие социальной и общественной ответственности;

8. Развитие убежденности, волевых

черт характера, способности к самоорганизации;

9. Духовное воспитание, нравственное совершенствование личности;

10. Формирование общих и профессиональных компетенций будущего специалиста медицинского звена.

Основные направления внеаудиторной самостоятельной деятельности относятся:

- мероприятия по формированию духовно-нравственной, художественно-эстетической, образованной культурно-составляющей личности;

- мероприятия по овладению специальными знаниями, связанные с будущей профессией;

пропаганда здорового образа

жизни;

- общественная активная деятельность студентов;

- общественные организованные виды полезного труда;

- физическое воспитание, оздоровительная деятельность студентов;

- организация труда и культурного отдыха молодежи.

Студенты медико-фармацевтического колледжа КГМУ, как будущие медицинские специалисты, ежегодно активно вовлекаются во внеаудиторную деятельность с проведением следующих профилактическим мероприятий:

1. Проведение профилактических мероприятий, направленных на информирование обучающихся МФК КГМУ, например, о сохранении репродуктивного здоровья, а также на формирование правильного репродуктивного поведения:

а) памятка (раздача информации студентам в виде памятки);

б) информационный плакат на стенде по вопросам ЗОЖ;

в) доклад с мультимедийным сопровождением об особенностях репродуктивного поведения молодежи и факторов, влияющих на его формирование;

г) посещение других групп различных отделений колледжа с выступлением о Здоровом образе жизни, его профи-

лактики, репродуктивном здоровье, его сохранении, репродуктивном поведении молодежи;

д) выступление по радиоузлу (радиорубка) в колледже с темой о влиянии вредных факторов на здоровье в целом и на здоровье репродуктивной системы современной молодежи в частности.

е) видеоролик и мультимедийная презентация с заявленными актуальными проблемами.

Также студенты колледжа пропагандируют здоровый образ жизни в средних общеобразовательных учреждениях.

Цели и задачи организации пропаганды ЗОЖ обучающимися колледжа:

1. Формирование знаний о ЗОЖ и сохранения здоровья у учащихся средних общеобразовательных учреждений;

2. Мотивирование каждого на сохранение своего здоровья;

3. Научить обучающегося применять принципы здорового образа жизни, чтобы сберечь свое здоровье;

4. Помочь учащимся правильно формировать привычки здорового образа жизни, прививать стойкие культурно - гигиенические навыки, выбирать правильное полезное питание.

Работа пропаганды ЗОЖ складывается из:

- иллюстративного наглядного материала,

- информационных сообщений, докладов в сопровождении с мультимедийной презентацией,

- демонстрации видеофрагментов по заявленной проблеме,

- организации обсуждения, дискуссии.

Завершением работы является обратная связь с аудиторией слушателей, во время которой учащимся предлагается задать вопросы, высказать свои пожелания относительно дальнейшей встречи. Совместно с группой работает преподаватель колледжа.

Согласно мнению учителей средних общеобразовательных школ, такие мероприятия, проводимые студентами

8

9

зачастую оказываются эффективными. Оказывается, информация, полученная от их сверстников, вызывает большее доверие.

Студенты отмечают, что пропаганда ЗОЖ - это благородно дело, понимая, что можешь донести информацию, тем самым сберечь от плохого чью-то жизнь. Студентам нравится рассказывать, пояснять, объяснять учащимся что-то новое, полезное, актуальное и информативное.

Профориентационная работа студентов колледжа, как одна из форм внеаудиторной деятельности. Пребывая в стенах школы, ученик еще не в силах окончательно определиться со своей будущей профессией. К ответственному шагу готовы далеко не все школьники, выпускники. Участвуя в таком виде деятельности, студенты ставят цель: заинтересовать учеников, будущих выпускников, поступлением в колледж, рассказывая о его структуре, отделениях и деятельности МФК КГМУ, получаемых специальностях. Учащимся рассказывается не только об учебном процессе, но и об общественной творческой внеаудиторной деятельности учебного профессионального заведения. В своем выступлении студенты подчеркивают Курского государственного медицинского университета, значимость присоединения колледжа к нему, как структурное подразделение, по окончанию которого выдается диплом медицинского университета.

Студенты колледжа также принимают участие в акциях, творческих лекционных и научных мероприятиях в учебных учреждениях дополнительного образования. В ДШИ № 2 имени И.П. Гринева обучающиеся медико-фармацевтического колледжа отделения «Лечебное дело» приняли участие в мероприятии «Скажи наркотикам - «Нет»!», которое проходило в рамках антинаркотической акции «Курский край - без наркотиков».

Целью данного мероприятия являлась воспитание здоровой, гармонично развитой личности, способной самостоятельно ориентироваться в сложных жиз-

ненных ситуациях, формирование активной жизненной позиции юного поколения и пропаганда здорового образа жизни.

Проведение совместного мероприятия позволило студентам не только закрепить свои знания в изучении темы «Здоровый образ жизни» по дисциплине «Гигиена и экология человека», но и самим участвовать в пропаганде ЗОЖ, а также обсудить серьезные проблемы вместе с подростками, связанные с наркоманией в мире и в России в частности.

Такой вид внеаудиторной деятельности обучающихся оказывает неоценимую помощь в формировании не только общих и профессиональных компетенций, но в становлении личных качеств как будущего медицинского специалиста.

Все внеаудиторные мероприятия, проводимые обучающимися нашего колледжа, были удостоены благодарственными письмами от образовательных учреждений.

Было проведено опрос (в виде анкеты) обучающихся, которые принимали участие во всех видах внеаудиторной деятельности, о преимуществах их участия. Так, 92% опрошенных считают, что такие мероприятия позволяют приобрести уверенность в себе, преодолеть боязнь выступать перед слушателями большой аудитории, правильно рассуждать, пояснять и объяснять, грамотно формулировать свою речь, четко, конкретно и точно отвечать на заданные вопросы. Больший процент (96%) респондентов выявил пользу проведения мероприятий с профилактической направленностью, которые являются не только полезными, информативными, но и весьма актуальными.

Научно-исследовательская деятельность студента (НИРС) - это один из важных методов формирования общих и профессиональных компетенций будущего специалиста медицинского звена. Она позволяет выявить актуальность полученных знаний, умение работать с разными источниками информации, развивать мышление, понимание, самостоятельность, формировать научный склад ума, в

конце концов - это умственный труд.

Обучающийся, занимаясь научно-исследовательской работой в колледже, учится видеть и распознавать актуальные проблемы, ставить перед собой цели и задачи, воплощать решение их в реальность, умение находить и собирать необходимую информацию, проводить эксперимент и анализировать его результаты. Также научно-исследовательская деятельность позволяет будущему медицинскому работнику размышлять, объяснять, сопоставлять разные позиции, мнения, формулировать и аргументировать свои мысли, точки зрения, опираясь на достоверные факты, принципы, закономерности науки, на свой и чужой опыт.

НИР и подготовка студентов к ней сформулирована в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

По мнению Л.В. Чупровой, научно-исследовательская деятельность студентов включает следующие элементы:

- обучение студентов основам исследовательского научного труда, привитие им определённых умений и навыков;

- выполнение научных исследований, экспериментов под руководством преподавателя [6].

Научно-исследовательская деятельность в колледже организуется в группах студентов всех отделений с целью глубокого усвоения учебного материала, приобретения и формирования у обучающихся умений и навыков исследовательской работы, общих и профессиональных компетенций.

Различные формы организации исследовательской работы используются при изучении всех преподаваемых дисциплин: «Биология», «Гигиена и экология человека» и «Основы микробиологии и иммунологии».

Цель научно-исследовательской работы является: подготовка будущих медицинских работников компетентными специалистами.

Организуя проведение исследовательских работ, в первую очередь ставятся

проблема, цель, определяются задачи для достижения поставленной цели, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза, а также материалы, эксперимент и результаты полученных исследований.

Студенты нашего колледжа принимали и принимают участие в студенческих научно-практических конференциях различного уровня. За последние три года мы получили следующие результаты:

- Почетная грамота - за активное участие в молодежных научных проектах, распространение научных и высокий уровень научного доклада на 8-й Межрегиональной научно-практической конференции студентов СПО с международным участием «Шаг в будущее», от 2 апреля 2015 года КГМУ МФК.

Диплом 2 степени - в научно-практической конференции для студентов и преподавателей медицинских и фармацевтических колледжей «Актуальные вопросы теории и практики медицины, фармации и образования» в секции «Освоение различных направлений лабораторной диагностики студентами медицинских колледжей/ ГБОУ СПО ПМК, г. Пенза, 2015 г.

- Диплом 3 степени - за научно-исследовательскую работу по теме: Микробиологическое исследование помещений в медико-фармацевтическом колледже/ участие в Межрегиональной научно-практической конференции студентов СПО «Шаг в будущее», посвященной проблемам экологии и среды жизни // КГМУ МФК. г. Курск, 30 марта 2016 года.

- Диплом 3 степени - за научно-исследовательскую работу, представленную в I Всероссийской научно-практической конференции студентов профессиональных образовательных организаций «Шаг в будущее», посвященной проблемам экологии и среды жизни // КГМУ МФК. г. Курск, 30 марта 2016 года.

-Диплом 2 степени - за научно-исследовательскую работу, представленную в I Всероссийской научно-практической конференции студентов профессиональных образовательных организаций «Шаг

10

11

в будущее», посвященной проблемам экологии и среды жизни // КГМУ МФК. г. Курск, 30 марта 2016 года.

-Грамота (3 место) - за научно-исследовательскую работу, представленную в Межрегиональной научно-практической конференции «Лечебно-профилактическая деятельность медицинского работника» / КБМК, г. Курск, от 28 апреля 2017 года.

- Грамота (1 место) - за научно-исследовательскую работу, представленную в Межрегиональной научно-практической конференции «Лечебно-профилактическая деятельность медицинского работника» / КБМК, г. Курск, от 28 апреля 2017 года.

- Почетная грамота - за активное участие в молодежных научных проектах, распространение научных и высокий уровень научного доклада на II Всероссийской научно-практической конференции студентов профессиональных образовательных организаций «Шаг в будущее», КГМУ МФК от 30 марта 2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Диплом 1 степени - за лучшую научно-исследовательскую работу, представленную на II Всероссийской научно-практической конференции студентов профессиональных образовательных организаций «Шаг в будущее», КГМУ МФК от 30 марта 2018 г.

- за лучшую научно-исследовательскую работу, представленную на II Всероссийской научно-практической конференции студентов профессиональных образовательных организаций «Шаг в будущее», КГМУ МФК от 30 марта 2018 г.

Участие студентов МФК КГМУ в научно-практических конференциях продолжается и дальше планируем достичь больших успехов.

Организуя внеаудиторную деятельность студентов в виде научно-исследовательской работы, мы добились самых главных результатов: обучающиеся приобретают большой навык выступать перед аудиторией, ориентироваться и грамотно отвечать на поставленные вопросы, формулировать и аргументировать свои мыс-

ли, опираясь на достоверные и доказанные факты и исследования, сопоставлять разные позиции и дискутировать.

И заключительный вид внеаудиторной деятельности обучающихся, но не последний из применяемых, является участие в конкурсах различного уровня. Например, во Всероссийском открытом творческом конкурсе среди студентов медицинских и фармацевтических вузов Министерства здравоохранения Российской Федерации «В лучах милосердия».

Цель проведения такого конкурса: широкая пропаганда гуманизма, милосердия и добровольчества в обществе для укрепления духовно-нравственных ценностей среди студентов-медиков и граждан Российской Федерации [6].

В данном мероприятии не первый раз участвуют студенты медико-фармацевтического колледжа КГМУ. Среди них есть студенты фармацевтического отделения - дипломы 1 степени, диплом 3 степени, а также много принимавших в этом конкурсе других участников.

Участие во Всероссийском конкурсе «В лучах милосердия» позволяет студентам проявить не только творческие способности, показать свои таланты, но главное:

1) повысить мотивированность молодежи к свершению добрых поступков на благо ближнего и к служению больного;

2) укрепить созидающую роль милосердия и добра в современном обществе;

3) развить духовность, нравственность, чувство сострадания и сопереживания к ровесникам, окружающим людям более младшего и старшего возраста;

4) принять участие в пропаганде волонтерской деятельности;

5) привлечь внимание к проблемам детей с нарушениями в состоянии здоровья, в т.ч., с ограниченными возможностями и неблагополучным социальным положением (воспитанникам интернатов);

6) укрепить духовное здоровье молодежи;

7) усилить мотивацию к ведению здорового образа жизни [6].

Организация внеаудиторной деятельности позволяет каждому будущему медицинскому работнику раскрыться, проявить свою индивидуальность, творческие способности, получить дополнительные навыки общения с людьми. Все это поможет студенту чувствовать более уверенно не только, например, при выступлении на научных конференциях, защите курсовых и выпускных квалификационных работ, но и в трудных жизненных ситуациях, в том числе связанных с трудовой профессиональной деятельностью.

При организации внеаудиторной

самостоятельной деятельности студентов мы формируем не только их личностные качества, творческие способности, организаторские возможности, но и профессиональные характеристики. Такой вид деятельности позволяет разносторонне сформировать гармонично-развитую духовно-нравственную личность обучающегося, подготовить будущих специалистов среднего медицинского звена к сотрудничеству и взаимодействию в процессе трудовой профессиональной деятельности, результативной коммуникации с людьми, пациентами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беликова Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе / Л.Ф. Беликова // Социологические исследования - 2000, - № 5. - С. 51-57.

2. Казьмерчук А.В. Внеаудиторная деятельность как средство интенсификации профессионального обучения в высшем учебном заведении / А.В. Казьмерчук // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2013. - 9 (137). - С. 54-60.

3. Сребная Н. М. Организационно-педагогические условия создания личностно-ориентированной системы

внеучебной деятельности в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. 21с.

4. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003. С. 151152.

5. Чупрова Л.В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза / Л.В. Чупрова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). -СПб. : Реноме, 2012. - С. 380-383.

6. URL: к^р://тегсу2015.ш/(дата обращения: 27.02.2018)

12

THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS OF IFC KSMU AS A MEANS OF FORMING THE PERSONALITY OF A FUTURE SPECIALIST IN MEDICAL CARE.

© Ekaterina V. Alexandrova

Alexandrova Ekaterina Vsevolodovna — Ph.D., teacher of PMC of general medical

disciplines, KSMU.

E-mail: gusena1701@yandex.ru

Address: st. K. Marx, 3, Kursk, 305041, Russian Federation.

Abstract

In this article, features of the organization of out-of-class activities of students in the medical-pharmaceutical college are considered. The analysis of the main 13 directions, forms and methods of students' out-of-class activities is carried out.

It was revealed that out-of-class activities allow each future medical worker to reveal himself, show his individuality, creativity, gain additional communication skills with people, feel more confident not only, for example, when speaking at scientific conferences, protecting course and final qualification works, but also in difficult life situations, including those related to labor professional activities.

Keywords: non-auditory (independent) activity, career-oriented activity, volunteer preventive work, research work of students.

REFERENCE

1. Belikova L.F. Otnosheniye studentov k vneuchebnoy deyatel'nosti v vuze / L.F. Belikova // Sotsiologicheskiye issledovaniya - 2000, - № 5. - S. 51-57.

2. Kaz'merchuk A.V. Vneauditornaya deyatel'nost' kak sredstvo intensifikatsii professional'nogo obucheniya v vysshem ucheb-nom zavedenii / A.V. Kaz'merchuk // Vestnik TGPU (TSPU Bulletin). - 2013. - 9 (137). - S. 54-60.

3. Srebnaya N. M. Organizatsionno-peda-gogicheskiye usloviya sozdaniya lichnostno-oriyentirovannoy sistemy

vneuchebnoy deyatel'nosti v vuze: avtoref. dis. kand. ped. nauk. M., 2000. 21s.

4. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar'. M., 2003. S. 151-152.

5. Chuprova L.V. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov v obrazovatel'nom protsesse vuza / L.V. Chuprova // Teoriya i praktika obra-zovaniya v sovremennom mire: materialy mezh-dunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, fevral' 2012 g.). - SPb. : Renome, 2012. - S. 380-383.

6. URL: http://mercy2015.ru/ (data obrash-cheniya: 27.02.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.