Научная статья на тему 'Особенности организации внеаудиторной деятельности в высшей школе'

Особенности организации внеаудиторной деятельности в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
681
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / STUDENT / EXTRACURRICULAR ACTIVITY / UPBRINGING / PROGRAM OF UPBRINGING WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Мария Сергеевна

В статье раскрывается специфика внеаудиторной деятельности в вузе, описаны основные идеи и опыт организации внеаудиторной работы в Институте педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова. Приведены примеры конкретных форм внеучебной деятельности студентов, показаны пути включения обучающихся в разные направления общественно-полезных и личностно-привлекательных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of organisation of extracurricular activity at higher school

What this article reveals and describes, is the specific of extracurricular activity at an institution of higher education, basic ideas and experience of organisation of extracurricular work in Institute of pedagogics and psychology of Nekrasov Kostroma State University. Examples of specific forms of extracurricular activities of students are given, ways to involve students in different areas of community service, and personal-attractive classes are shown.

Текст научной работы на тему «Особенности организации внеаудиторной деятельности в высшей школе»

Особенности организации внеаудиторной деятельности в высшей школе

УДК 378.018

Петрова Мария Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

m-petrova@ksu.edu.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В статье раскрывается специфика внеаудиторной деятельности в вузе, описаны основные идеи и опыт организации внеаудиторной работы в Институте педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова. Приведены примеры конкретных форм внеучебной деятельности студентов, показаны пути включения обучающихся в разные направления общественно-полезных и личностно-привлекательных занятий.

Ключевые слова: студент, внеаудиторная деятельность, воспитание, программа воспитательной работы.

Процесс образования в вузе направлен на формирование профессиональных компетенций и качеств личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, формирование личности, интегрированной в современное общество и нацеленной на совершенствование этого общества. Одним из способов организации эффективного обучения, интенсификации образовательного процесса в высшей школе является создание единой системы аудиторной и внеаудиторной работы со студентами.

Неотъемлемым компонентом системы профессионального образования, позволяющим сформировать компетентного специалиста, является внеаудиторная деятельность студентов. При эффективной организации профессионально ориентированная внеаудиторная деятельность может обеспечить получение теоретических знаний, освоение практических навыков и формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

Внеаудиторная деятельность понимается нами как целенаправленная организация свободного от учебных занятий времени обучающихся, ориентированная на развитие креативности, ответственности, инициативности, мобильности студентов и способствующая формированию основ индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности, приобретению специальных знаний, навыков и умений.

Можно выделить значимые характеристики внеаудиторной деятельности в высшей школе. Во-первых, существует разница в содержании и назначении аудиторной и внеаудиторной работы со студентами. Регламентированность, нормативность свойственна учебной деятельности, внеаудиторная же характеризуется ненормативностью, динамичностью, разнообразием форм и методов реализации. Во-вторых, внеаудиторная деятельность имеет отношение к сфере свободного времени, так как осуществляется вне рамок учебных занятий, за пределами аудиторий. В-третьих, от содержания внеаудиторной деятельности напрямую зависит формирование и развитие образовательной и социально-культурной среды вуза, т.к. внеаудиторная работа напрямую связана с целями и задачами обучения и воспитания студентов.

Внеаудиторная деятельность КГУ им. Н.А. Некрасова является неотъемлемой частью процесса профессионального воспитания студентов и реализуется по следующим направлениям: освоение студентами общечеловеческих ценностей, гуманистических ориентаций, формирование ценностного отношения к явлениям действительности; формирование мировоззрения и миропонимания, соответствующего реалиям сегодняшнего дня и современным достижениям науки; организацию самопознания и самореализации студентов; формирование патриотизма, гражданской позиции, толерантности, коммуникативной и правовой культуры, поведения, адекватного нравственно-этическим принципам и социальным нормам; формирование опыта участия в социально-значимой деятельности; формирование профессионально-значимых качеств личности, формирование здорового образа жизни; развитие творческого мышления, усиление мотивации к участию в научно-исследовательской деятельности. Представленные направления являются взаимодополняющими и реализуются комплексно.

Интересен опыт организации внеаудиторной деятельности в Институте педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова, ориентированной на развитие личностных творческих потенциалов, активизацию способностей студентов к созиданию в различных областях социальной действительности. В основе внеаудиторной деятельности лежит комплексная программа воспитательной работы со студентами «Палитра Фестивалей», задачами которой являются: организация различных направлений внеаудиторной деятельности студентов; создание условий для работы творческих объединений студенческой молодежи; обеспечение возможностей самореализации и творчества студентов.

В течение всего учебного года студенты и преподаватели являются активными участниками и организаторами фестивалей.

Фестиваль профессионалов, к задачам которого относится презентация студентами направлений и профилей подготовки и своей будущей профессии; ресурсов Института, обеспечивающих профессиональное становление бакалавров, магистров. Академические группы готовят творческие площадки-демонстрации кафедр и профессиональ-

© Петрова М.С., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

151

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ных технологий, буклеты и газеты о своей будущей профессии, участвуют в профильной олимпиаде.

Фестиваль лета организуется с целью популяризации деятельности педагогических отрядов загородных детских оздоровительных центров. Основными участниками этого фестиваля являются студенты - члены педагогических коллективов лагерей Костромской, Ярославской и Московской областей. В рамках фестиваля проводятся семинары-практикумы и мастер-классы по вопросам деятельности педагога-организатора, круглый стол по обмену опытом организации профильных смен, вечер песни, гала-концерт.

Фестиваль творчества способствует развитию творческого потенциала студентов, формированию представлений о значимости творчества для профессионального становления и будущей профессиональной деятельности. В рамках фестиваля организуются следующие формы: конкурс песни и танца, выставка творческих работ, театральная мастерская.

Фестиваль социальных акций решает задачу включения студентов в социально-значимую деятельность, формирование опыта организаторской и социально-проектной деятельности. В ходе этого фестиваля студенты каждого направления подготовки организуют различные социально значимые акции совместно с учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения.

Фестиваль спорта ориентирован на привлечение студенческой молодежи к массовым спортивным соревнованиям и формирование здорового образа жизни. Соревнования проходят в таких видах спорта как теннис, бильярд, волейбол, мини-футбол, волейбол, силовая гимнастика. Кроме того студентами готовятся социальные плакаты «Здоровье - это здорово!»

Фестиваль студенческая весна предполагает творческий отчет о результатах социального и художественного творчества студентов. В рамках фестиваля студенты и преподаватели готовят театральные постановки, концерты, капустники, организуют мастер-классы.

Фестиваль науки организуется с целью формирования представлений о научно-исследовательской деятельности как средства профессионального становления. В рамках фестиваля подводятся итоги исследовательской деятельности студентов, аспирантов, молодых ученых.

Субъектами целеполагания, планирования и организации событий в рамках программы являются студенческий актив, социально-педагогическая служба, кафедры Института.

Внеаудиторная деятельность ИПП реализуется посредством:

- активизации деятельности органа студенческого самоуправления - Координационного, что предполагает активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности учебного заведения, защите прав и интересов обучающихся,

включение студентов в различные виды социально значимой деятельности;

- организации культурно-массовой, творческой, спортивно-оздоровительной деятельности в рамках программы воспитательной работы;

- организации профориентационной работы, что включает в себя проведение профильных олимпиад, содействие в трудоустройстве выпускников и организации временной занятости студенческой молодежи;

- развитие института кураторства (из числа преподавателей выпускающих кафедр и студен-тов-старшекурсников) для помощи студентам в процессе социальной адаптации в вузе, а также обеспечения реализации личностных потенциалов студента, его самовыражения и самоутверждения;

- организации взаимодействия и сотрудничества с «внешней средой» - учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, молодежной сферы, общественными объединениями и организациями - с целью привлечения дополнительных ресурсов, организации профессионально-ориентированной деятельности студентов на предприятиях и др.

Участвуя во внеаудиторной деятельности, студенты могут самореализовать себя, развить свой социальный опыт и приобрести новый. Кроме того, благодаря органам студенческого самоуправления студенты имеют реальную возможность влиять на различные процессы, происходящие в образовательной организации и затрагивающие их интересы, выстроить эффективное взаимодействие с администрацией вуза.

К особенностям организации внеаудиторной деятельности в высшей школе можно отнести следующие. Во-первых, организация профессионального воспитания на основе компетентност-ного подхода. Программы внеаудиторной работы предполагают формирование и закрепление общекультурных и профессиональных компетенций. Во-вторых, наличие осознанного выбора, добровольности при участии во внеаудиторной деятельности в отличие от школы. В-третьих, изменение позиции студента в рамках внеаудиторной деятельности: зритель - участник - организатор -руководитель - автор собственного проекта и т.п. В-четвертых, взаимосвязь с учебной и производственной практиками студентов в связи с тесным сотрудничеством с внешней средой (базами практик, потенциальными работодателями).

Библиографический список

1. Козырева Т.В. Педагогические условия организации социального творчества студентов вуза во внеаудиторной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2006.

2. Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета: Дис. ... д-ра пед. наук. - Кострома, 2008.

152

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.