Научная статья на тему 'Особенности формирования социальной мобильности обучающихся вуза'

Особенности формирования социальной мобильности обучающихся вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
35
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SOCIAL MOBILITY / EDUCATION / STUDENTS / COMPETENCY / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / SELF-DEVELOPMENT / SELF-REALISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеева Екатерина Александровна

Данная работа обращена к проблеме изучения внеаудиторной деятельности вуза относительно процесса формирования социальной мобильности обучающихся. В ходе изучения опыта внеаудиторной деятельности вузов нами были выделены потенциалы внеаудиторной деятельности. Процесс формирования социальной мобильности обучающихся во внеаудиторной деятельности вуза носит двусторонний характер. С одной стороны он должен соответствовать сущностным характеристикам профессионального воспитания, с другой учитывать реальный уровень развития личности студента. При этом также необходимо учитывать значительную разницу в возрастных и индивидуальных особенностях студентов первых и выпускных курсов, студентов бакалавров и магистрантов. В ходе проведенного нами исследования мы еще раз подтверждаем тот факт, что студенты не в полном объеме понимают, что означает феном «социальная мобильность», это приводит к затруднению в формулировании педагогических задач формирования социальной мобильности обучающихся вуза.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евсеева Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Features of formation of university students’ social mobility

In this paper, we address the problem of studying the university extracurricular activities with regard to the process of formation of studentssocial mobility. In the course of studying the experience of university extracurricular activities, we identified their potentials. The process of formation of studentssocial mobility in university extracurricular activities is bilateral. On the one hand, it must correspond to the essential characteristics of vocational education. On the other hand, it must take into account the real level of each student’s development. A significant difference in the age and individual students’ characteristics of the first and final years, Bachelors andMasters, must also be taken into account. In the course of our study, we once again confirm the fact that students do not fully understand what the phenomenon of "social mobility" is, that leads to the difficulty in formulation of pedagogic problems of the formation of university studentssocial mobility.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования социальной мобильности обучающихся вуза»

УДК 378 ; 316.61

Евсеева Екатерина Александровна

Костромской государственный университет

evsusha@bk.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА

Данная работа обращена к проблеме изучения внеаудиторной деятельности вуза относительно процесса формирования социальной мобильности обучающихся. В ходе изучения опыта внеаудиторной деятельности вузов нами были выделены потенциалы внеаудиторной деятельности. Процесс формирования социальной мобильности обучающихся во внеаудиторной деятельности вуза носит двусторонний характер. С одной стороны он должен соответствовать сущностным характеристикам профессионального воспитания, с другой учитывать реальный уровень развития личности студента. При этом также необходимо учитывать значительную разницу в возрастных и индивидуальных особенностях студентов первых и выпускных курсов, студентов бакалавров и магистрантов. В ходе проведенного нами исследования мы еще раз подтверждаем тот факт, что студенты не в полном объеме понимают, что означает феном «социальная мобильность», это приводит к затруднению в формулировании педагогических задач формирования социальной мобильности обучающихся вуза.

Ключевые слова: социальная мобильность, образование, обучающиеся, компетентность, внеаудиторная дея-

тельность, саморазвитие, самореализация.

За последние десятилетия в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В силу вступил новый закон «Об образовании», установлен федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.

В связи с введением ФГОС высшего образования меняется отношение к результатам обучения, происходит переход от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, к пониманию сформированности компетенций выпускника вуза.

Сегодня к выпускнику вуза предъявляются требования как к профессионально и социально компетентной личности. Это связано с тем, что в современных условиях полученное человеком образование активно воздействует на экономику, на социальную и нравственные стороны жизни. Кроме того, требования предъявляемые выпускнику, обусловлены возрастными особенностями молодых людей и особенностями этапа обучения. Именно во время профессионального обучения в вузе человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции, то есть определяет отношение к миру и собственной жизни, переходит к осознанному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Исходя из этого, перед вузами стоят сложные задачи формирования не только профессиональных знаний и умений выпускников, их профессиональной направленности, но готовить выпускника к жизни в условиях меняющегося общества, формировать личность, способную адаптироваться к социально-экономическим переменам, устойчивую к воздействиям негативных факторов внешней среды. Это во многом зависит не от полученных знаний, умений и навыков, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «социальная мобильность» [6].

Проанализировав взгляды ведущих отечественных и зарубежных исследователей в понимании

сущности феномена «социальная мобильность», мы отмечаем, что понятие «социальная мобильность» включает разнообразные характеристики человека: от перемещения в социальном пространстве до изменения индивидом своего социального статуса. Подобное расширенное толкование затрудняет понимание самого феномена и приводит к затруднению в формулировании педагогических задач.

В современной системе образования формирование социальной мобильности приобретает одно из приоритетных направлений. Значительная роль в этом процессе отводится вузам, так как они призваны обеспечить обучающихся не только профессиональными знаниями и навыками, но и готовить их к успешной адаптации к динамично меняющимся условиям жизни социума.

Создание условий для эффективного формирования социальной мобильности студентов вуза, сложный процесс, поэтому необходимо формировать ее в различных видах деятельности, таких как образовательная, научно-исследовательская и внеаудиторная [4].

В данной работе мы обращаемся к проблеме изучения внеаудиторной деятельности вуза относительно процесса формирования социальной мобильности обучающихся.

Внеаудиторная деятельность вуза представляет собой совокупность различных видов деятельности студентов в сотрудничестве с преподавателями и обладает широкими возможностями воспитательного влияния на личность студента, на профессиональное развитие, на формирование социальной мобильности.

К внеаудиторной деятельности можно отнести: научно-исследовательскую деятельность студентов, в том числе проведение исследований, подготовка материалов и участие в научных студенческих конференциях, конкурсах студенческих работ, участие в студенческих научных обществах, кружках; деятельность профсоюзной студенческой

© Евсеева Е.А., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

175

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

организации, студенческого клуба; деятельность творческих групп, дела студентов по организации массовых мероприятий; деятельность объединений по интересам: спортивных секций, творческих коллективов, студий; деятельность педагогических, строительных, трудовых отрядов; деятельность учебных групп [1; 2].

В ходе изучения опыта внеаудиторной деятельности вузов нами были выделены потенциалы внеаудиторной деятельности:

- ценностно-целевой предполагает обеспечение возможности формирования системы ценностей, ориентированной на развитие и саморазвитие, самоактуализацию личности; ориентирует личность на приобретение социального опыта и положительно влияет на развитие направленности, повышение уровня профессиональных знаний и умений;

- адаптационно-средовой «раздвигает» рамки вуза и позволяет сотрудничать с общественными организациями, учреждениями, что способствует развитию социальной мобильности личности студента;

- коммуникативный удовлетворяет одну из основных потребностей студенческого возраста в разнообразном, содержательном общении со сверстниками и позволяет включать студентов в разновозрастное, полипрофессиональное общение, что развивает их коммуникативную компетентность, студенты в общении познают жизнь и деятельность взрослых;

- индивидуально-психологический предоставляет студентам возможность выбора содержания, форм, степени участия и позиции, что создает условия для индивидуального развития социально-значимых качеств, в том числе самостоятельности, ответственности и социальной мобильности каждого студента;

- деятельностный связан с включением студентов в разнообразную деятельность, благодаря которой студенты становятся участниками различных малых групп, нередко эти группы становятся для них референтными, то есть могут оказывать максимальное положительное влияние на развитие личностных и профессиональных качеств, на формирование социальной мобильности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, процесс формирования социальной мобильности обучающихся во внеаудиторной деятельности вуза носит двусторонний характер. С одной стороны он должен соответствовать сущностным характеристикам профессионального воспитания, с другой учитывать реальный уровень развития личности студента. При этом также необходимо учитывать значительную разницу в возрастных и индивидуальных особенностях студентов первых и выпускных курсов, студентов бакалавров и магистрантов.

Исходя из вышесказанного, нами было проведено исследование, с целью определения качеств характеризующих социальную мобильность.

Исследование проводилось на базе института педагогики и психологии Костромского государственного университета. В исследовании приняли участие 20 студентов бакалавров и магистрантов, которые успешно проявили себя в учебной и внеаудиторной деятельности института.

Для проведения исследования нами был подобран диагностический инструментарий. Обучающимся были предложены специально разработанные анкеты. Предложенные анкеты, обучающиеся заполняли дома, что не позволило нам осуществить наблюдение за особенностями проявления эмоционального отношения к заданию, фиксировать речевые комментарии в процессе заполнения анкеты.

Проанализируем полученные данные. Для студентов магистрантов были предложены анкеты, включающие в себя открытые вопросы. Обучающиеся должны были охарактеризовать свой социальный статус на настоящий момент, определить качества социально мобильного человека.

На вопрос: «Как вы определяете свой социальный статус?» все магистранты определили наличие нескольких статусов, но у всех прослеживается единство, все они оценивают себя как обучающиеся студенты (магистранты) вуза.

Отвечая на следующий вопрос: «Какими качествами должен обладать социально мобильный студент вуза» были получены следующие варианты ответов: коммуникабельность, инициативность, самообразование, самоорганизованность, эрудированность, заинтересованность, креативность, организованность, активность, амбициозность и другие.

К основным видам деятельности, в которых обучающиеся могут проявить себя социально мобильными, были выделены следующие: учебная, научно-исследовательская и творческая. Большее предпочтение отдавалось творческим видам деятельности. В качестве примера приведем фрагмент ответа одного из респондентов: «...студент может себя проявить как социально мобильный, наверное, везде где больше двух человек, но на мой взгляд больше всего в творческих объединениях, например, театральная студия, воплощая роль в жизнь, изучаешь все факторы, которые влияют на мировоззрение и поступки - это воспитание, образование, социальный статус, религия, нормы и ценности в обществе...».

Далее представим результаты анкеты для студентов бакалавров. Для обучающихся была предложена шкала, где они должны были определить, по степени значимости от 1 до 10, качества, характеризующие социальную мобильность. Наиболее часто встречаемыми качествами в первой пятерке были следующие: готовность к развитию; активность; ответственность; коммуникабельность; инициативность.

Исходя из этого, сделаем вывод, что формирование социальной мобильности приобретает одно из приоритетных направлений функционирования

176

Вестник КГУ ^ 2017

современной системы образования. Значительная роль в этом процессе отводится вузам, так как они призваны обеспечить студентов не только профессиональными знаниями и навыками, но и готовить их к успешной адаптации к динамично меняющимся условиям жизни социума.

Обзор научной литературы свидетельствует о том, что понятие «социальная мобильность» включает разнообразные характеристики человека: от перемещения в социальном пространстве до изменения индивидом своего социального статуса. Подобное расширенное толкование затрудняет понимание самого феномена «социальная мобильность». В ходе изучения опыта внеаудиторной деятельности вузов нами были выделены потенциалы внеаудиторной деятельности. Процесс формирования социальной мобильности обучающихся во внеаудиторной деятельности вуза носит двусторонний характер. С одной стороны он должен соответствовать сущностным характеристикам профессионального воспитания, с другой учитывать реальный уровень развития личности студента. При этом также необходимо учитывать значительную разницу в возрастных и индивидуальных особенностях студентов первых и выпускных курсов, студентов бакалавров и магистрантов. В ходе проведенного нами исследования мы еще раз подтверждаем тот факт, что обучающиеся не в полном объеме понимают что значит «социальная мобильность», что приводит к затруднению в формулировании педагогических задач формирования социальной мобильности студента.

Библиографический список

1. Бурцева Т.А. Внеаудиторная деятельность как способ формирования социально-значимых ка-

честв личности студента // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2005. - № 7. - С. 52-54.

2. Бурцева Т.А. Формирование социально-значимых качеств личности студента во внеаудиторной деятельности факультета. - Кострома, 2005. -12 с.

3. Калиновский Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности педагога в контексте социокультурной образовательной политики региона: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2001. - 470 с.

4. Тимонин А.И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 1, ч. 1. - С. 55-59.

5. Тимонин А.И. Профессиональное воспитание студентов вуза: теоретическое осмысление феномена // Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях различного типа: сб. науч. трудов преподавателей и аспирантов института педагогики и психологии / сост. А.И. Иванова; науч. ред. А.И. Тимонин. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. - 236 с.

6. Тимонин А.И., Павлова О.А. Формирование социально-профессиональной мобильности студентов в вузе // Экономика образования. - 2015. -№ 1. - С. 30-33.

7. Тимонин А.И., Павлова О.А. Формирование социально-профессиональной мобильности как задача высшей школы // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1. - Т. II: Психолого-педагогические науки. - С. 216-219.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

177