Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность обучающихся как средство формирования общих и профессиональных компетенций'

Научно-исследовательская деятельность обучающихся как средство формирования общих и профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПЕРИМЕНТ / КОНФЕРЕНЦИИ / ПУБЛИКАЦИИ / НАУЧНЫЕ СТАТЬИ / RESEARCH ACTIVITY / EXPERIMENT / CONFERENCES / PUBLICATIONS / SCIENTIFIC ARTICLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивлева Е. В.

В данной статье рассматриваются особенности организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в МФК КГМУ. Проведен анализ основных направлений, форм и методов научной деятельности студентов. Выявлено, что научно-исследовательская деятельность позволяет каждому будущему медицинскому работнику раскрыться, проявить свою индивидуальность, научные и творческие способности, получить дополнительные навыки общения с людьми, чувствовать более уверенно не только, например, при выступлении на научных конференциях, защите курсовых и выпускных квалификационных работ, но и в трудных жизненных ситуациях, в том числе связанных с трудовой профессиональной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность обучающихся как средство формирования общих и профессиональных компетенций»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

УДК: 377.6:37.073.42

ББК: 74 044 3 5 Педагогические науки

Научно-исследовательская

деятельность обучающихся как

средство формирования общих и 31

Л W 31

профессиональных компетенции.

© Е.В. Ивлева

Ивлева Е.В. - преподаватель, Медико-фармацевтический колледж ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (МФК КГМУ). E-mail: [email protected]

Адрес: 305029, г. Курск, ул. К. Маркса, 69, Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются особенности организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в МФК КГМУ. Проведен анализ основных направлений, форм и методов научной деятельности студентов. Выявлено, что научно-исследовательская деятельность позволяет каждому будущему медицинскому работнику раскрыться, проявить свою индивидуальность, научные и творческие способности, получить дополнительные навыки общения с людьми, чувствовать более уверенно не только, например, при выступлении на научных конференциях, защите курсовых и выпускных квалификационных работ, но и в трудных жизненных ситуациях, в том числе связанных с трудовой профессиональной деятельностью.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, №5 (.14) 2018 , - ^ www.i-chr.com

эксперимент, конференции, публикации, научные статьи. '

Современному миру необходимы талантливые молодые люди, способные творчески мыслить, находить новые пути решения. Научно-исследовательская деятельность подразумевает творческий и научный склад ума, позволяет обучающимся самореализоваться, добиваться успехов в рамках аудиторной и внеаудиторной самостоятельной деятельности, что повышает мотивацию к образованию в целом. Научная деятельность способствует формированию умений и навыков работы с информационными литературными источниками, нахождению необходимой информации в Интернете, высокой концентрации внимания, способности к длительной работе в одном направлении, что позволяет обучающимся максимально раскрыться [6].

Научно-исследовательская деятельность студента - это один из важных методов формирования общих и про-32 фессиональных компетенций будущего

специалиста медицинского звена. Она позволяет выявить актуальность полученных знаний, умение работать с разными источниками информации, развивать мышление, понимание, самостоятельность, формировать научный склад ума, в конце концов - это умственный труд.

Студент, занимаясь научно-исследовательской работой в колледже, учится видеть и распознавать актуальные проблемы, ставить перед собой цели и задачи, воплощать решение их в реальность, умение находить и собирать необходимую информацию, проводить эксперимент и анализировать его результаты. Также научно-исследовательская деятельность позволяет будущему медицинскому работнику размышлять, объяснять, сопоставлять разные позиции, мнения, формулировать и аргументировать свои мысли, точки зрения, опираясь на достоверные факты, принципы, закономерности науки, на свой и чужой опыт.

Под исследовательской деятельностью обучающихся сегодня понимается №5 (14) 2018 такая форма организации учебно-вос--№-№-№.]-сЬгхот питательной работы, которая связана с решением обучающихся творческой, на-

учной, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

1. постановку проблемы,

2. ознакомление литературы по данной проблематике,

3. овладение методикой исследования,

4. сбор собственного материала, его анализ и обобщение,

5. выводы [7].

По мнению Л.В. Чупровой, научно-исследовательская деятельность студентов включает в себя:

- обучение НИР, освоение умений и навыков;

- выполнение экспериментов, исследований под руководством преподавателя [5].

НИР в колледже организуется в группах студентов всех отделений с целью усвоения учебного материала по дисциплинам, формирования умений и навыков исследовательской работы, общих и профессиональных компетенций.

Различные формы организации исследовательской работы используются при изучении всех преподаваемых дисциплин: «Биология», «Гигиена и экология человека» и «Основы микробиологии и иммунологии».

Целью научно-исследовательской работы является: подготовка будущих медицинских работников компетентными специалистами.

Предметом исследования: влияние исследовательской работы на развитие профессиональных компетенций.

Гипотеза: научно-исследовательская работа является хорошим инструментом формирования будущего специалиста среднего медицинского звена.

Задачи исследования:

• создание единого образовательного пространства;

• формирование профессиональных компетенций;

• воспитание ответственности

и самостоятельности;

• организация исследований, поиска;

• развитие творческого потенциала будущих специалистов.

Организуя проведение исследовательских работ, в первую очередь ставятся проблема, цель, определяются задачи для достижения поставленной цели, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза.

При выборе темы учитываются интересы обучающихся, обращая внимание к волнующим их проблемам; подбираются задачи, максимально способствующие развитию и становлению личности. Затем вместе формулируем тему исследования.

Научно-исследовательская деятельность обучающихся включает в себя насколько стадий: подготовительный, работа над исследованием, материалы и результаты рассуждения, оформление результатов, выводы, наглядное представление своей работы в виде мультимедийной презентации.

Подготовительный этап предполагает формирование у обучающихся умений и навыков к научному исследованию, а именно: выбор интересующей темы, тем самым взять на себя ответственность за выбранное решение, анализировать актуальность темы и результаты деятельности.

Работа над научным исследованием. Формируется план работы, ход исследования, начиная с формулировки темы, литературно-информационный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования. Далее обучающийся с руководителем определяет актуальность темы; цель, задачи; объект и предмет исследования; методы и методики исследования.

Заключительный этап включает в себя: формулирование и обсуждение результатов исследования; выводов. Главная задача научного руководителя на этой стадии работы - выявить и устранить недостатки выполненной научно-исследовательской работы, оказать помощь

в организации его презентации, так как она предоставляет обучающимся наглядно продемонстрировать уровень развития исследовательских компетенций. Кроме того, окончательно формулируется на основании проведенных исследований главная тема исследования. Затруднительным моментом в исследовательской работе для студентов является выдвижение гипотезы, которая в результате исследования подтверждается или опровергается.

Организуя проведение исследовательских работ, в первую очередь ставятся проблема, цель, определяются задачи для достижения поставленной цели, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза, а также материалы, эксперимент и результаты полученных исследований.

Так как преподавание дисциплин в основном у студентов 1-2 курсов, с целью выявления активности студенческой научной деятельности и причин, снижа- 33

ющих их участие в данном направлении, было проведено анкетирование, в котором приняли участие студенты всех отделений второго курса (88%), первого курса (92%) прошлого учебного года.

Один из вопросов анкеты был направлен на выявление общего уровня успеваемости студентов. Можно предположить, что данный фактор во многом связан с уровнем участия в научной деятельности. Общий уровень успеваемости студентов 2-го курса по итогам сессии большая часть респондентов на «4» и «5» составляет 45%, «4» и «3» - 32%, в основном оценка «3» - 23%. Полученные данные указывают на средний уровень успеваемости студентов.

Уровень удовлетворенности, получаемым образованием, является показателем качества образования. Результаты анкетирования обучающихся обоих курсов показывают, что уровень знаний, получаемых в медико-фармацевтическом колледже КГМУ, согласно мнению большинства респондентов, высокий - 73%, удовлетворительный - 20%, неудовлетво- №5 (14) 2018 рительный - 2%, затруднились с ответом - 5%.

Существует несколько форм научной работы. Практически все студенты достаточно осведомлены о разных формах научно-исследовательской работы. Большая часть второго курса, 87%, указали, что знают о возможности участия в научных конференциях и написания статей, результаты 1-го курса - лишь 23%. Участие в научных конкурсах указали 48% обучающихся 2 курса и 15% - 1 курса. Проведение олимпиад по дисциплинам - 39% (2 курс) и 21% (1 курс). На поставленные вопросы затруднялись ответить - 11% (2 курс) и 38% (1 курс).

Желание заниматься НИР в колледже недостаточно сильное. Готовы и хотят заниматься научной деятельностью 36% респондентов. Возможно, будут заниматься наукой - 16%; Скорее нет, чем да - 39%; Не готовы вообще принимать участие в научной деятельности - 7%, и затрудняются ответить - 2% респондента.

34 Студенты лично принимали участие

в написании научных статей (43%), участвовали с выступлением на конференциях, форумах, чтениях и семинарах (24%). Участвовали в конкурсах научно-исследовательских и художественно-творческих работ - 15% опрошенных. На сегодняшний день менее популярны студенческие олимпиады -12%.

Выявлены причины, по которым студенты не активны в научно-исследовательской деятельности:

- отсутствие определенного опыта в научной деятельности (51%);

- отсутствие мотивации (48%);

- недостаточно информации о текущих научных событиях (32%);

- отсутствие научного руководителя или нет возможности, времени у научного руководителя по желаемым дисциплинам (9%);

- непонятность организации научной работы по дисциплине (7%),

- недостаточная поддержка со стороны научного руководителя (4%),

- недостаточная техническая осна-№5 (14) 2018 щенность у себя дома (21%),

Среди респондентов есть и те студенты, которые затруднились ответить на

вопросы в отношении причин.

Вовлечение обучающихся в научную деятельность способствует повышению конкурентоспособности будущих выпускников на рынке труда и общему профессиональному развитию. Следовательно, участие студентов в конференции и других научных мероприятиях позволит обеспечить решение сразу нескольких проблем. Сами обучающиеся считают, что факторами, способными повысить мотивацию включиться в исследовательскую работу, являются материальное поощрение (51%), стимулирование положительных оценок (28%), улучшение материально-технического обеспечение дома (21%). Последняя категория отвечающих не рассматривали использование технических средств в аудиториях медико-фармацевтического колледжа.

Помимо вышесказанного, огромное значение в учебном процессе имеет преподаватель, его качество педагогической деятельности. Практически все опрошенные согласны с тем, что значительное вовлечение студентов в научную жизнь зависит от преподавателя (66%), среднюю оценку значимости указали 26%, низкую 2%, затруднились ответить 6%.

Участие в научно-исследовательской деятельности позволяет студентам в значительной мере повысить эффективность подготовки и приобрести практические профессиональные компетенции.

Среди форм педагогической работы предпочтительнее всего оказались совместные научно-практические занятия и конференции (40%), публикации (33%), привлечение к работе над собственными проектами (20%), выполнение большего количества рефератов, мультимедийных презентаций (27%).

В рамках опроса студентам было предложено оставить собственные пожелания студентов относительно совершенствования организации научно-исследовательской работы в университете:

- введение материальных вознаграждений студентам и руководителям;

- повышение мотивации студентам со стороны преподавателей;

- вовлечение в работу с первого

курса;

- применение результатов исследований на практике.

Образование по ФГОС направлено на формирование у будущих молодых специалистов умений создавать новое, применять полученные знания на практике, адаптироваться в современных условиях и творчески мыслить. Сами студенты на вопрос о том, способствует ли процесс обучения формированию адаптации на рынке труда, в большей части ответили «да» (53%), «нет» выбрали 25%, остальные 22% затруднились ответить.

На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы. Преимущественно студенты (1 и 2 курса) МФК КГМУ имеют хорошую успеваемость и отмечается высокий уровень получаемых знаний. В научно-исследовательскую деятельность вовлечена лишь треть от общего количества опрошенных. Главными достоинствами вовлечения и участия студентов в научной работе являются: обеспечить личностное развитие, творче-

ские способности, развить научный склад мышления, формировать общие и профессиональные компетенции. Студентам, которые не вовлечены в науку, главным образом не хватает мотивации. Факторами, способными повысить мотивацию, являются материальное поощрение и материального обеспечения научно-исследовательской деятельности. Особенно в вопросе повышения мотивации велика роль преподавателей. Наиболее активно респонденты принимают участие в таких видах работы, как научные статьи, конференции, конкурсы и олимпиады. Среди пожеланий по совершенствованию организации научно-исследовательской работы выделяются мотивация преподавательского состава, материальное вознаграждение для студентов и практическое применение результатов исследований.

Студенты нашего колледжа принимали и принимают участие в студенческих научно-практических конференциях различного уровня. За последние четыре года получили следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1.

35

Научно-исследовательская деятельность обучающихся МФК КГМУ,

их участие и достижения

2014-2015 учебный год

1. Студенческий научно-теоретический семинар «Вклад Курских ученых-естествоиспытателей в развитие Отечественной и мировой науки» в рамках проекта «Творцы, изменившие мир», ОБОУ СПО «Курский электромеханический техникум», ФГБОУ ВПО КГУ, ОГБОУ ДПО КИРО, 2014 г. Почетная грамота (Москвитина А.А.) Почетная грамота (Новикова А.В.) Благодарственное письмо

2. 8-я Межрегиональная научно-практическая конференция студентов СПО с международным участием «Шаг в будущее», КГМУ МФК, 2015 г. Почетная грамота Российского союза молодых ученых (Головачева А.К.) Сертификат участника

3. Научно-практическая конференция для студентов и преподавателей медицинских и фармацевтических колледжей «Актуальные вопросы теории и практики медицины, фармации и образования» в секции «Освоение различных направлений лабораторной диагностики студентами медицинских колледжей/ ГБОУ СПО ПМК, г. Пенза, 2015 г. Диплом 2-ой степени (Головачева А.К.) Сертификат участника, благодарственное письмо

36

2014-2015 учебный год

4. 6-ой Межрегиональный форум «Молодежь -фундамент инновационного развития России», ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», г. Курск, 2015 г. Сертификат участника (Мо-сквитина А.А.)

2015-2016 учебный год

1. 9-я Межрегиональная научно-практическая конференция студентов СПО «Шаг в будущее», посвященной проблемам экологии и среды жизни // КГМУ МФК. г. Курск, 2016 год Диплом 3 степени (Гончарова Е.Ю.) Диплом 2 степени (Яцик А.Н.)

2. 9-я Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы профессиональной деятельности и подготовки специалистов среднего звена», КБМК, г. Курск, 2017 г. Почетная грамота (Гончарова Е.Ю.) Сертификаты 3-х участников

3. 82-я Всероссийская научная конференция студентов и молодых учёных с международным участием «Молодёжная наука и современность», КГМУ, 2016 г. Сертификаты участников

2016-2017 учебный год

1. I Всероссийская научно-практическая конференция студентов профессиональных образовательных организаций «Шаг в будущее», посвященной проблемам экологии и среды жизни, КГМУ МФК. г. Курск, 2017 г. Диплом 2 степени (Бородина А.Е.) Почетная грамота Российского союза молодых ученых (Яцик А.Н.) Сертификаты участников

2. Межрегиональная научно-практическая конференция «Лечебно-профилактическая деятельность медицинского работника» / КБМК, г. Курск, 2017 г. Диплом 1 степени (Яцик А.Н.) Диплом 1 степени (Бородина А.Е.) Сертификат участника (Гончарова Е.Ю.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017-2018 учебный год

1. VI Межрегиональная студенческая научно-практическая конференция «Новый взгляд», посвященная 50 -летию ОБПОУ «Железногорский ПК, г. Железногорск, 2017 г. Почетная грамота (Писарева Н.А.) Сертификат участника

2. II Всероссийская научно-практическая конференция студентов профессиональных образовательных организаций «Шаг в будущее», посвященная проблемам экологии и среды жизни, КГМУ МФК. г. Курск, 2018 г. Диплом 1 степени (Берман А.Е., Михайлова А.Ю.) Диплом 3 степени (Феоктистова Д.Е.), Диплом 3 степени (Костюкова В.И., Потяни-хина С.К) Почетная грамота Российского союза молодых ученых (Лаврова К.В.)

3. VII Межрегиональный конкурс научных работ «Формирование молодежной научно-интеллектуальной элиты России», БГБОУ ВО Курский государственный университет, г. Курск, 2018 г. Грамота и сертификат участника (Феоктистова Д.Е. Грамота и сертификат участника (Костюкова В.И.)

4. Межрегиональная научно-практическая конференция «Лечебно-профилактическая деятельность медицинского работника» / КБМК, г. Курск, 2018 г. Диплом 3 степени (Лаврова К.В.) Сертификаты участников (Берман А.Е., Писарева Н.А.)

5. Всероссийская экологическая научно-практическая конференция «Человек-Земля-Вселенная», РХТУ им. Д.И. Менделеева, ИГЕМ РАН, Журнал «Вестник образования России», г. Москва, 2018 г. Диплом 2 степени (Потяни-хина С.К.) Диплом 2 степени (Феоктистова Д.Е.)

2018-2019 учебный год (1 семестр)

1. VII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием молодых ученых и специалистов «Окружающая среда и здоровье. Наука и практика», ФГБУ «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» Минздрава России, г. Москва Сертификат участника, благодарственное письмо и памятные подарки (Берман А.Е.)

2. VII Межрегиональная (очная) студенческая научно-практическая конференция «Новый взгляд», посвященная 75-летию Курской битвы, Комитет образования и науки Курской области ОБПОУ «Железногорский политехнический колледж», г. Железногорск Почетная грамота (Лаврова К.В.)

3. Межрегионального конкурса научных студенческих работ, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», г. Тамбов Сертификат и грамота участника (Лаврова К.В.)

4. Всероссийская студенческая научно-практическая монотематическая конференция с международный участием «Профилактика инфекционной и неинфекционной заболеваемости среди населения», г. Оренбург Грамота участника (Берман А.Е. )

5. III Всероссийский конкурс «Экологический марафон», посвященный 70-летию Международного союза охраны природы и природных ресурсов, Региональное отделение Российской Экологической Академии Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский медико-экологический техникум» Грамоты (Глухарева О., Золотухина О., Киселева А., Мас-лова О., Чаплыгина А.); Грамота 1 место (Золотухина О.О.), Грамота 2 место (Чаплыгина А.), Грамота 2 место (Маслова О.), Грамота 2 место (Киселева А.); Диплом 3 степени (Маслова О.)

37

Анализируя результаты участия и достижения обучающихся в медико-фармацевтическом колледже по ведущим моим дисциплинам, представленные в таблице 1, можно сделать следующие выводы: в научно-практических конференциях активно участвуют одни и те же студенты.

Следовательно, заинтересованность, желание или присутствие такого рода опыта у других обучающихся отсутствует. В данной таблице количество публикаций в разных научных изданиях совместно со №5 (14) 2018 студентами не были представлены. -^^^х^хот

38

Участие студентов МФК КГМУ в научно-практических конференциях позволило не только повысить уровень знаний, но и сформировать мыслительную деятельность обучающихся, раскрыть познавательные интересы. Научно-исследовательская деятельность студентов продолжается и мы дальше планируем достичь больших успехов, вовлекая обучающихся стать на этот путь, усиливая мотивацию и оказания помощи в подготовке и проведении научного исследования.

Организуя внеаудиторную деятельность студентов в виде научно-исследовательской работы, мы добились самых главных результатов: обучающиеся приобретают большой навык выступать перед аудиторией, ориентироваться и грамотно отвечать на поставленные вопросы, формулировать и аргументировать свои мысли, опираясь на достоверные и доказанные факты и исследования, сопоставлять разные позиции и дискутировать. А также, позволяет каждому будущему медицинскому работнику раскрыться, проявить свою индивидуальность, творческие

ЛИТЕРАТУРА

способности, получить дополнительные навыки общения с людьми. Все это поможет студенту чувствовать более уверенно не только, например, при выступлении на научных конференциях, защите курсовых и выпускных квалификационных работ, но и в трудных жизненных ситуациях, в том числе связанных с трудовой профессиональной деятельностью.

Таким образом, научно-исследовательская работа является хорошим инструментом формирования будущего специалиста среднего медицинского звена.

Согласно мнению Г.В. Плеханова: «Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития».

Эти слова заставляют нас подумать и прийти к выводу, что правильно и грамотно организованная научно-исследовательская работа - это появление талантливых творческих молодых людей, формирование их, как личность, способная самореализовываться и гармонично развиваться.

1. Беликова Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе / Л.Ф. Беликова // Социололические исследования.

- 2000. - № 5. - С. 51-57.

2. Казьмерчук А.В. Внеаудиторная деятельность как средство интенсификации профессионального обучения в высшем учебном заведении / А.В. Казьмерчук // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2013. - 9 (137). - С. 54-60.

3. Сребная Н.М. Организационно-педагогические условия создания личност-но-ориентированной системы внеучебной деятельности в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук / Н.М. Сребная. - М., 2000.

- 21с.

4. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2003. - С. 151-152.

5. Чупрова Л.В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза / Л.В. Чупрова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). -СПб.: Реноме, 2012. - С. 380-383.

6. Электронный Интернет-ресурс на тему «От учебного проекта к жизненному успеху» / Седа Зубакина (http://pandia.ru/ text/78/367/493-14.php.), дата выпуска:

01.01.2017 г.

7. Интернет-ресурс на тему «Университет и школы: образовательный кластер» (http://conference.osu.ru/assets/files/ сопОп^/сопА2Л21^£). Дата выпуска:

27.10.2018 г.

RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS AS A MEANS OF FORMING GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES

© Ecatherine V. Ivleva

Ivleva Ecatherine V. - Lecturer, Medical and Pharmaceutical College of Kursk State Medical University (KSMU). E-mail: [email protected]

Address: 305029, Kursk, ul. K. Marx, 69, Russian Federation.

Abstract

This article discusses the features of the organization of research activities of students in the KSMU. The analysis of the main directions, forms and methods of scientific activity of students. It has been revealed that research activity allows each future medical worker to open up, show their individuality, scientific and creative abilities, gain additional skills of communication with people, feel more confident not only, for example, when speaking at scientific conferences, protecting term papers and graduation papers , but also in difficult life situations, including those related to professional work activity.

Keywords: research activity, experiment, conferences, publications, scientific articles. 39

REFERENCE

1. Belikova L.F. Otnosheniye studentov k vneuchebnoy deyatel'nosti v vuze / L.F. Belikova // Sotsiololicheskiye issledovaniya. - 2000. -№ 5. - S. 51-57.

2. Kaz'merchuk A.V. Vneauditornaya deyatel'nost' kak sredstvo intensifikatsii professional'nogo obucheniya v vysshem ucheb-nom zavedenii / A.V. Kaz'merchuk // Vestnik TGPU (TSPU Bulletin). - 2013. - 9 (137). - S. 54-60.

3. Srebnaya N.M. Organizatsionno-peda-gogicheskiye usloviya sozdaniya lichnost-no-oriyentirovannoy sistemy vneuchebnoy deyatel'nosti v vuze: avtoref. dis. kand. ped. nauk / N.M. Srebnaya. - M., 2000. - 21s.

4. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy sl-ovar'. - M., 2003. - S. 151-152.

5. Chuprova L.V. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov v obrazovatel'nom protsesse vuza / L.V. Chuprova // Teoriya i praktika obra-zovaniya v sovremennom mire: materialy mezh-dunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, fevral' 2012 g.). - SPb.: Renome, 2012. - S. 380-383.

6. Elektronnyy Internet-resurs na temu «Ot uchebnogo proyekta k zhiznennomu us-pekhu» / Seda Zubakina (http://pandia.ru/ text/78/367/493-14.php.), data vypuska: 01.01.2017 g.

7. Internet-resurs na temu «Universitet i shkoly: obrazovatel'nyy klaster» (http://confer-ence.osu.ru/assets/files/conf_info/conf12/s21. pdf.). Data vypuska: 27.10.2018 g.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.