Научная статья на тему 'НИРС - инвестиции в будущее'

НИРС - инвестиции в будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА / INNOVATIVE PROCESSES / RESEARCH WORKS OF STUDENTS / CONTINUITY OF SCIENTIFIC WORK OF STUDENTS OF HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурадова Н. С.

Сегодня общество сформировало заказ на специалиста это заказ на образованную и воспитанную личность гражданина обновляющейся России, поскольку вряд ли можно построить образование и тем более науку без знаний, без развития интеллекта. Важнейшими направлениями научно-исследовательской работы и инновационной деятельности студентов Орловского государственного университета являются: развитие фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок студентов; формирование инновационной системы работы среди НСО факультетов; развитие межвузовского и межрегионального научно-исследовательского сотрудничества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NIRS - INVESTMENTS INTO THE FUTURE

Today the society has generated the order for the expert is an order for the educated and brought up person of the citizen of the updated Russia as hardly it is possible to construct education and the more so a science without knowledge, without development of intelligence. The major directions of research work and innovative activity of students of the Oryol state university are: development of fundamental science, applied researches and development of students; formation of innovative system of work among NSO faculties; development of interuniversity and inter-regional research cooperation.

Текст научной работы на тему «НИРС - инвестиции в будущее»

Н.С. МУРАДОВА, директор НИИ содержания и методов организации НИР и ИД студентов ОГУ,

доктор педаг. наук, профессор Тел. 8-919-269-04-64

НИРС - ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ

Сегодня общество сформировало заказ на специалиста - это заказ на образованную и воспитанную личность гражданина обновляющейся России, поскольку вряд ли можно построить образование и тем более науку без знаний, без развития интеллекта. Важнейшими направлениями научно-исследовательской работы и инновационной деятельности студентов Орловского государственного университета являются: развитие фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок студентов; формирование инновационной системы работы среди НСО факультетов; развитие межвузовского и межрегионального научно-исследовательского сотрудничества.

Ключевые слова: инновационные процессы, научно-исследовательская работы студентов, преемственность научной работы студентов вуза.

В Орловском государственном университете осуществляется подготовка многих специалистов. И в этом нет ничего удивительного, ведь ОГУ - один из первых государственных вузов, где научная деятельность поставлена на столь высокий уровень. Студентам и аспирантам повезло: они находятся в динамичном и восприимчивом учебном заведении. Новые научные идеи и новые методы, которые возникают в области образования, внедряются и дойдут до студентов и аспирантов напрямую. В этом заслуга нашего ректора Ф.С. Авдеева, проректора по научной работе Е.Н. Пузанко-вой, других проректоров и многих видных ученых, которые находят правильную схему развития вуза в новых социально-экономических условиях.

Научный потенциал ОГУ очень высок - более десятка научных школ, которые возглавляют, естественно, лучшие в своей области специалисты. Это говорит о высоком уровне профессорско-преподавательского состава университета, выпускники которого благодаря этому факту получают возможность быть конкурентоспособными на современном рынке труда.

Подготовка студентов к научно-исследовательской работе в значительной степени осуществляется при выполнении учебно-исследовательских заданий в учебном процессе и на педагогической, производственной практике, которые в дальнейшем становятся курсовыми и дипломными работами. Подготовка студента к исследовательской работе начинается с 1-го курса при изучении психолого-педаго-гических и специальных дисциплин. Развитие у студентов исследовательских навыков предполагает две стороны процесса: общую подготовку к научному творчеству любого направления и подготовку к исследованиям собственно педагогического и методического характера. Эти стороны важны в будущей работе специалиста, особенно педагога. Научная деятельность подразумевает наличие у студентов творческого мышления, научной интуиции, умений выдвигать гипотезу, строить доказательства, анализировать и сопоставлять различные данные, делать выводы, ставить проблему.

Мы смогли убедиться в сложившемся понимании ведущей роли образования в решении задачи обеспечения инновационного прорыва в жизни страны - свое выражение это нашло в начале реализации национального проекта «Образование». Сегодня общество сформировало заказ на специалиста - это заказ на образованную и

© Н.С. Мурадова

воспитанную личность гражданина обновляющейся России, поскольку вряд ли можно построить образование и тем более науку без знаний, без развития интеллекта.

Одним из результатов работы прошлого года является проведение открытого конкурса проектов «Распространение инновационного опыта студентов: модели и технологии». Организаторы и координаторы конкурсных процедур задали открытый характер его проведению. Эта открытость была обеспечена через разные каналы, к которым следует отнести:

• широкое информирование факультетов;

• квалифицированный инструктаж участников;

• прозрачность проведения всех конкурсных процедур;

• вовлечение экспертов.

Эпиграф конкурса - слова Ч. Дарвина «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения» и проведенный анализ открытого конкурса проектов свидетельствуют о том, что в подавляющем большинстве участники конкурса - студенты, преподаватели -позитивно оценили идею развития научно-исследовательской и инновационной деятельности лучших студентов в вузе. Можно сказать, что для многих участников организация конкурса стала добрым знаком перемен в отношении университета к нуждам НСО ОГУ. В данном конкурсе приняли участие научные студенческие общества Орловского государственного университета. Состоялась церемония награждения. Все номинанты получили Сертификаты и Почетные грамоты, а победителями конкурса «Лучшее НСО ОГУ-2008 г.» стали признанные в научной среде НСО таких факультетов, как медицинский институт, факультет естественных наук, факультет технологии, предпринимательства и сервиса, юридический факультет.

Радует нас и тот факт, что растет научный потенциал ОГУ. В нашем университете создан научно-исследовательский институт содержания и методов организации научно-исследовательской работы и инновационной деятельности студентов - структурное подразделение университета, осуществляющее автономную образовательную, научную, научно-исследовательскую и инновационную деятельность в одной или нескольких областях знаний.

Практика последних лет показывает, что численность студентов, занимающихся научной деятельностью в ОГУ, заметно увеличилась. Это означает расширение базы воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в Орловской области. Целью развития научно-исследователь-

ской работы и инновационной деятельности студентов в вузе является создание условий для раскрытия творческих способностей студентов в сфере научной деятельности и формирование у них навыков ведения научных исследований, укрепление научных школ вуза.

Сегодня НИИ находится на гребне творческой волны, становления и развития многих масштабных профессиональных инициатив. Членом НИИ может быть успевающий студент, проявляющий интерес к научно-исследовательской работе и инновационной деятельности, активно работающий в одном из объединений общества. Студенты и преподаватели НИИ видят свою роль в повышении качества образования, его соответствия актуальным и прогрессивным потребностям личности, государства. У них все еще впереди! Они могут выбрать свою дорогу, могут сделать новые научные открытия. Трудно ли сделать открытие? Да, трудно! Для этого требуется сочетание многих факторов: квалифицированного профессорско-преподавательского состава, экспериментальной базы, психологического климата, поддержки руководства университета. Удачное сочетание всех необходимых факторов реализуется в ОГУ.

Первоочередной задачей НИИ является создание эффективной структуры распространения передового инновационного опыта, в основе которого должна лежать организация взаимодействия студентов и преподавателей по сетевому принципу. Реализация работы института предполагает достижение системных эффектов в развитии профессионального образования, в том числе распространение (диссеминацию) образцов научноисследовательской и инновационной деятельности как лучших студентов, так и в целом НИИ ОГУ. Но что особенно значимо, на каждом факультете выявлен опыт научно-исследовательской и инновационной деятельности, который может рассматриваться в качестве потенциального ресурса развития образования. Чрезвычайно важно не оставить его без внимания, сделать опыт достоянием вузовской аудитории.

Важнейшими направлениями научно-исследовательской работы и инновационной деятельности института являются:

• развитие фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок студентов;

• формирование инновационной системы работы среди НСО факультетов;

• повышение эффективности использования результатов научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов;

• развитие межвузовского и межрегионального научно-исследовательского сотрудничества;

• участие в разработке нормативных и законодательных актов, направленных на развитие системы НИРС в Орловском государственном университете и Российской Федерации;

• проведение прогнозных исследований по определению перспективных направлений научно-исследовательской и инновационной работы студентов, научных студенческих обществ ОГУ;

• обеспечение преемственности научной работы студентов с первого по пятый курс;

• совершенствование форм и способов ведения научно-исследовательской работы студентов ОГУ;

• содействие развитию информационной инфраструктуры в области научно-исследовательской работы и инновационной деятельности научных студенческих обществ ОГУ.

Структура института определяется в соответствии с основными задачами и функциями института, его предназначением. Структура института формируется в соответствии с двумя направлениями его деятельности: научно-исследовательской и инновационной.

В структуру института входят научные студенческие общества, научные лаборатории института. Научные лаборатории осуществляют свою деятельность на основании настоящего Положения. Научные лаборатории представляют отчет о своей работе перед ученым советом университета.

Непосредственное управление деятельностью института осуществляет директор института.

С развитием организационных и экономических механизмов ожидаемыми результатами работы являются:

повышение эффективности использования результатов научной, научно-исследовательской и инновационной работы студентов, НСО ОГУ;

создание системы учета информации о результатах научных лабораторий и НСО ОГУ, обеспечение доступа к этой информации;

формирование рынка интеллектуальной собственности;

совершенствование проектной, патентной и лицензионной деятельности студентов в научных студенческих обществах;

дальнейшее развитие сети сотрудничества среди НСО ОГУ и НСО других вузов;

Организация контроля за деятельностью Института и ее оценка осуществляются администрацией университета.

Структура документов о создании НИИ предусматривала описание анализа ситуации, постановку целей и задач развития вуза, определение механизмов их реализации.

В прошлом году в вузе на «Неделе науки - 2008» состоялся конкурс «Как стать успешным студентом?» в соответствии с графиком работы совета по координации научных исследований. При подведении результатов конкурса учитывались следующие задания и их показатели, критерии оценки выполненных заданий:

- лучшие курсовые работы, занявшие призовые места;

- результаты педагогической практики, опыт сотрудничества и сотворчества;

- разработка студентами инновационных проектов и приложенный к ним мультикейс;

- оформление рекомендаций, лучшего проведенного опыта успешного развития студентами научно-исследовательской и инновационной деятельности и дальнейшие пути развития, электронная презентация, отражающая пути становления успешного студента, и другое - представить в пособиях как результат предварительно проведенного конкурса «Как стать успешным студентом?» на каждом факультете.

Критерии оценки работы НСО и научных лабораторий ОГУ.

- качество (эстетичность) представленной экспозиции;

- действующие экспонаты, натурные экспонаты;

- альбомы фотографий, электронные носители к конкурсу;

- планшетное оформление экспонатов о НИР факультета (содержательная сторона, информационная, эстетическая, особенности специальности факультетов, института, результаты работы в графиках, диаграммах);

- авторское свидетельство;

- установленные партнерские связи НСО с другими российскими и зарубежными научными студенческими обществами. Наглядные результаты работы;

- создание устойчивой сети по сотрудничеству научных студенческих организаций и обмен опытом;

- собранный материал по истории НСО факультета;

- проведение научно-технических конференций (по количеству), по итогам которых опубликованы сборники (количество), количество докладов студентов в данных сборниках (количество докладов умножается на 1 балл);

- представление работ на конкурсы различного уровня,награды:

а) Всероссийский конкурс на лучшую НИР по естественным, гуманитарным, техническим наукам: участие и награды: медаль, диплом, грамота, гранты;

б) областной конкурс на лучшую НИР: участие, премии;

в) внутривузовский уровень на лучшие НИРС, отмеченные премией, памятным подарком, публикации в сборниках;

- публикации в печати с участием студентов:

а) система поддержки и стимулирования ранних публикаций студентов (наглядно отразить);

б) публикации в печати, включая электронные издания (с указанием сервера);

в) статьи и доклады международного, всероссийского, регионального уровней;

г) тезисы международного, всероссийского, регионального конкурса;

Участие студентов во всероссийских, региональных, областных и городских олимпиадах, конкурсах по специальности:

а) мероприятия всероссийского уровня,

б) мероприятия регионального уровня,

в) мероприятия областного уровня,

г) мероприятия городского уровня.

Проведение на факультете предметных олимпиад и конкурсов по специальности:

а) международного уровня,

б)всероссийского уровня,

в)областного уровня,

г) городского уровня,

д) внутривузовского уровня.

Создание научно-исследовательских студенческих лабораторий, центров (наглядные результаты).

Освещение результатов работы в газетах «ОГУ», «Орловская правда».

Освещение результатов в телевизионных проектах.

Лучшие факультеты по итогам конкурса были награждены подарками и поездками на море.

В этом году на «Неделе науки - 2009» задачи, поставленные студентами научно-исследовательского института содержания и методов организации научно-исследовательской работы и инновационной деятельности, должны быть выполнены на современном уровне развития науки и техники по выбранному направлению. При подготовке к выставке студенты могут выбрать слайд-тьюторинги по интересующей их проблеме. Это дает возможность в индивидуальном режиме активно вести поиск ответов на возни-

кающие вопросы по выбору темы, поиску литературы, современному состоянию научных и практических достижений в области выбранного направления исследования.

Таким образом, качество работы над представленным проектом зависит не только от уровня знаний студентов, но и от их активности и профессионализма в использовании современных технических средств. Культурный уровень любого студента, его способность к творческой деятельности во многом зависят от культуры научного мышления, от навыков, связанных с умением логически и точно выражать свое мнение в устном и письменном виде.

Успех обучения студента основам научной деятельности зависит от удачного моделирования материала, для чего необходимо учитывать:

- возрастные особенности и потребности аудитории;

- уровень профессиональных знаний слушателей и их речевой опыт;

- значимость отбора тематического, понятийного и фонового наполнения информационных блоков учебного общения;

- актуальность и востребованность дидактических материалов для задач профессионально ориентированного самостоятельного образования в условиях устной и письменной коммуникации;

- важность разработки программы и учебного курса с определенной структурой и конкретным содержанием.

Мы живем во время очень сложных и решающих перемен, охвативших не только нашу страну. Если внимательно посмотреть на мировую историю, то сейчас мы переживаем уникальную эпоху, которой никогда не было в прошлом и, возможно, не будет в обозримом будущем. Происходит изменение темпов жизни, изменение режима развития всего человечества. Это явление повсеместное, и связано оно во многом с тем, что человечество перестало расти численно. Изменение хода развития человечества очень серьезно, и оно сказывается в первую очередь на образовании.

Хочется пожелать ОГУ, профессорско-преподавательскому составу, докторантам, аспирантам больше «Праздников науки», а студентам НИИ содержания и методов организации НИР и ИД студентов - чтобы они вошли в науку, чтобы стали учеными вне зависимости от того, где будут работать. Работать в банке и не обладать современными методами прогнозирования, математического анализа, оценки рисков, многофакторного ана-

лиза невозможно, вряд ли можно получить хоро- чаясь и работая в ОГУ, дойти до научного открытий результат. У них есть все возможности, обу- тия, удовлетворить свои научные амбиции.

N.S. MURADOVA NIRS - INVESTMENTS INTO THE FUTURE

Today the society has generated the order for the expert is an order for the educated and brought up person of the citizen of the updated Russia as hardly it is possible to construct education and the more so a science without knowledge, without development of intelligence. The major directions of research work and innovative activity of students of the Oryol state university are: development of fundamental science, applied researches and development of students; formation of innovative system of work among NSO faculties; development of interuniversity and inter-regional research cooperation.

Key words: innovative processes, research works of students, continuity of scientific work of students of high school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.