Научная статья на тему 'Научная и инновационная деятельность студентов Орловского государственного университета'

Научная и инновационная деятельность студентов Орловского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА / ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НИРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пузанкова Е. Н.

Организация научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов одна из основных задач вуза. В университете сложились и успешно функционируют традиционные формы приобщения студентов к научно-исследовательской работе: работа в научных кружках, проблемных группах, лабораториях; участие в факультетских тематических конференциях, в общеинститутских научных конференциях, во всероссийских конкурсах на лучшую работу, в олимпиадах; участие в археологических, диалектологических и экологических экспедициях; организация и участие в работе диспутклубов, «круглых столов » по актуальным проблемам общественного развития. В университете наблюдается постоянная и устойчивая динамика роста всех показателей результативности НИРС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND INNOVATIVE ACTIVITY OF STUDENTS THE ORYOL STATE UNIVERSITY

The organization of research and innovative activity of students one of the primary goals of high school. Many successfully traditional forms of familiarizing of students to research work function have been developed in the university: the work in scientific circles, problem groups, laboratories; participation in faculty thematic conferences, in scientific conferences, in the all-Russia competitions for the best work, in olympiads; participation in archeologic, ecological expeditions; the organization and participation in the of work discuss clubs, round tables on actual problems of social development. At the university constant and steady dynamics of growth of all parameters of productivity of NIRS is observed.

Текст научной работы на тему «Научная и инновационная деятельность студентов Орловского государственного университета»

Е.Н. ПУЗАНКОВА, проректор по научной работе, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики

обучения русскому языку и литературе

Тея. (4862) 76-12-25

НАУЧНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Организация научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов - одна из основных задач вуза. В университете сложились и успешно функционируют традиционные формы приобщения студентов кнаучно-иссле-довательской работе: работа в научных кружках, проблемных группах, лабораториях; участие в факультетских тематических конференциях, в общеинститутских научных конференциях, во всероссийских конкурсах на лучшую работу, в олимпиадах; участие в археологических, диалектологических и экологических экспедициях; организация и участие в работе диспутклубов, «круглых столов» по актуальным проблемам общественного развития. В университете наблюдается постоянная и устойчивая динамика роста всех показателей результативности НИРС.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, направления деятельности научного студенческого общества, показатели результативности НИРС.

Одно из важнейших направлений деятельности вуза - организация научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов.

В университете сложились и успешно функционируют традиционные формы приобщения студентов к научно-исследовательской работе:

- работа в научных кружках, проблемных группах, лабораториях;

- участие в факультетских тематических конференциях, в общеинститутских научных конференциях, во всероссийских конкурсах на лучшую работу, в олимпиадах;

- участие в археологических, диалектологических и экологических экспедициях;

- организация и участие в работе диспутклубов, «круглых столов» по актуальным проблемам общественного развития.

Ежегодно около 90% студентов участвуют в различных формах научной работы (конференции, олимпиады, конкурсы на лучшую НИР студентов, конкурсы на получение грантов).

Большую роль в организации научно-исследовательской и инновационной деятельности вуза играет научное студенческое общество (НСО).

Деятельность НСО университета осуществляется по следующим направлениям:

• Концептуальные основы развития и функционирования системы НИРС на основе образовательной, научно-исследовательской и региональной политики.

• Оптимизация структуры системы НИРС, содействие повышению эффективности ее функционирования, развитие межведомственной и региональной кооперации.

• Участие в разработке нормативных и законодательных актов, направленных на

развитие системы НИРС в Орловском государственном университете и Рос_________ сийской Федерации.

© Е.Н. Пузанкова

Основными задачами совета НСО университета являются:

• Создание благоприятных условий для развития и функционирования различных форм научного творчества студентов, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте, результатах научных и научно-исследовательских разработок, проводимых в целях совершенствования системы НИРС университета.

• Разработка основных принципов и механизмов функционирования системы НИРС университета, постоянное развитие авторитета этой системы с целью привлечения к ней основной массы студентов и развитие их интереса к научно-исследовательской деятельности и научному творчеству.

• Проведение аналитической и методической работы, направленной на совершенствование системы НИРС университета и федеральных научноисследовательских мероприятий (конкурсов, конференций, олимпиад и пр.).

• Внесение предложений о проведении всероссийских, региональных и межотраслевых совещаний, семинаров и конференций по вопросам совершенствования системы НИРС.

• Выявление, обобщение, распространение и использование полезного в современных условиях отечественного и зарубежного опыта, новых организационных и методических форм и мероприятий системы НИРС.

• Участие в разработке программ сотрудничества с зарубежными странами по проблемам развития научно-исследовательской деятельности студентов и научного творчества молодежи.

Совет НСО состоит из председателя и членов совета НСО факультетов, в его структуре создаются секторы по направлениям деятельности. Члены совета НСО университета являются председателями НСО факультетов, а также входят в творческие группы: архивно-методическую, редакционноиздательскую, пресс-техническую, в конкурсные комиссии, которые соответствуют секторам НСО.

Председатель совета НСО входит в состав совета по НИРС университета.

Для осуществления поставленных перед ним задач председатель совета НСО направляет, координирует деятельность совета НСО и выполняет следующие функции:

• Поддерживает постоянную связь с советом по НИРС.

• Способствует организации научных студенческих объединений при кафедрах.

• Организует (под руководством совета по НИРС университета) студенческие научно-практические конференции, в том числе по итогам учеб-

ного года, опираясь на помощь совета НСО и его секторов.

• Оказывает помощь в подготовке конференций, «круглых столов», олимпиад, образовательных форумов, выступает в роли консультанта в работе с НСО факультетов.

• Формирует, направляет деятельность всех секторов научно-методического координационного совета НСО по разработке и внедрению образовательных технологий.

• Организует лекции на научные темы, экскурсии, встречи с учеными.

• Устанавливает и поддерживает связи с НСО других вузов.

• Занимается популяризацией студенческой научно-исследовательской работы через печать и средства наглядной агитации.

• Организует и проводит конкурсы на лучшую студенческую работу по различным направлениям науки.

• Имеет всю документацию по динамике развития научно-исследовательского роста совета НСО факультетов.

• Проводит аналитическую работу по обобщению опыта и распространяет положительный опыт организации научно-исследовательской работы студентов, занимается поиском новых форм организации этой работы.

• Представляет ректорату наиболее активных членов НСО для поощрения.

• Выносит вопросы, касающиеся деятельности НСО, на ученые советы факультетов, на советы по НИРС университета для обсуждения и принятия решения.

Научные студенческие объединения факультетов также выполняют свои функции:

• Организация и поддержка работы со структурными единицами НСО, которыми являются кружки, научные студенческие лаборатории, педагогические общества, проблемные, творческие и исследовательские группы. Научным руководителем структурных единиц является преподаватель кафедры.

• Подготовка тематики научных исследований и плана работы НСО факультета и его структурных подразделений, разрабатываемых совместно с кафедрой и факультетом в соответствии с общей проводимой научно-исследовательской работой.

• Выявление потенциальных возможностей студентов факультета, совета НСО и создание условий для наиболее полного раскрытия творческого, научно-исследовательского потенциала студентов факультета, а также содействие улучшению научно-практической подготовки студентов.

• Подготовка студенческих научно-практических конференций, «круглых столов», олимпиад, образовательных форумов, в том числе по итогам учебного года, опираясь на помощь председателя совета НСО и его секторов.

• Координация и популяризация студенческой научно-исследовательской работы через печать и средства наглядной агитации.

• Сбор документации по динамике развития научно-исследовательской работы советов НСО факультетов.

• Проведение аналитической работы по обобщению научно-исследовательской деятельности на соответствующем факультете и распространение положительного опыта организации и деятельности НСО факультета.

• Разработка и апробирование научно-методических материалов, подготовленных с учетом реализации идей концепции факультета, результатов общефакультетской работы.

В вузе успешно функционирует научно-исследовательский институт содержания и методов организации научно-исследовательской работы и инновационной деятельности студентов.

Целью научно-исследовательской работы и инновационной деятельности института является переход к инновационному пути развития вуза на основе избранных приоритетов.

Для достижения цели в области развития научно-исследовательской работы и инновационной деятельности институтом должны быть решены следующие задачи:

• создание организационных и экономических механизмов для эффективного развития научно-исследовательской работы и инновационной деятельности студентов, прикладных исследований и разработок среди студентов разных факультетов ОГУ;

• адаптация научно-исследовательского комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия бюджетного и внебюджетного финансирования в целях развития науки, технологий и техники;

• укрепление научно-студенческих обществ ОГУ.

Основными задачами института являются:

• Создание благоприятных условий для развития и функционирования различных форм научного творчества студентов, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте, результатах научных и научно-исследовательских разработок, проводимых в целях совершенствования системы НИРС университета.

• Разработка основных принципов и механизмов функционирования системы НИРС универси-

тета, постоянное развитие авторитета этой системы с целью привлечения к ней основной массы студентов и развития их интереса к научно-исследовательской деятельности и научному творчеству.

• Проведение аналитической и методической работы, направленной на совершенствование системы НИР и инновационной деятельности студентов университета, участие в федеральных и региональных научно-исследовательских мероприятиях (конкурсах, конференциях, олимпиадах и пр.) и другие.

Проведение прогнозных исследований по определению перспективных направлений научноисследовательской и инновационной работы студентов, научных студенческих обществ ОГУ. Обеспечение преемственности научной работы студентов с первого по пятый курс. Совершенствование форм и способов ведения научно-исследовательской работы студентов ОГУ. Содействие развитию информационной инфраструктуры в области научно-исследовательской работы и инновационной деятельности научных студенческих обществ ОГУ.

Структура института сформирована в соответствии с двумя направлениями его деятельности: научно-исследовательской и инновационной. В структуру института входят научные студенческие общества, научные лаборатории: 1) лаборатория проблем организации научно-исследовательской деятельности студентов; 2) лаборатория содержания и методов организации инновационной деятельности студентов.

Активная деятельность НСО и научно-исследовательского института содержания и методов организации научно-исследовательской работы и инновационной деятельности студентов вуза дает свои результаты. Например, в 2003 году студентами вуза было опубликовано 88 научных работ, из них без соавторов - сотрудников вуза - 35. Студенты приняли участие в 807 научных конференциях всех уровней. Получена 31 награда за участие в конкурсах на лучшую научную студенческую работу.

В 2004 году студентами вуза была опубликована 121 научная работа, из них без соавторов -сотрудников вуза - 82, 1 работа была издана за рубежом. Студенты приняли участие в 911 научных конференциях всех уровней. Получены 43 награды за участие в конкурсах на лучшую научную студенческую работу, из них 5 наград за открытый конкурс, проводимый по приказу Минобразования России, на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам.

В 2005 году студентами вуза было опубликовано 189 научных работ, из них без соавторов - сотрудников вуза - 81, 5 работ было издано за рубежом. Студенты приняли участие в 1059 научных конференциях всех уровней. Получено 45 наград за участие в конкурсах на лучшую научную студенческую работу.

В 2006 году студентами вуза были опубликованы 192 научные работы, из них без соавторов -сотрудников вуза - 83, 7 работ было издано за рубежом. Студенты приняли участие в 1064 на-

учных конференциях всех уровней. Получена 51 награда за участие в конкурсах на лучшую научную студенческую работу. Студенты медицинского института Орловского государственного университета стали победителями Всероссийского научного конкурса по хирургии среди вузов России, включая вузы Москвы и др. городов России.

Таким образом, мы наблюдаем постоянную и устойчивую динамику роста всех показателей результативности НИРС (табл. 1):

Таблица 1

Показатель Количество

2003 2004 2005 2006 2007

Доклады на научных конференциях, семинарах и т.п. всех уровней (в том числе студенческих), всего, из них 807 911 1059 1064 1097

международных, всероссийских, региональных 89 107 116 121 139

Экспонаты, представленные на выставках с участием студентов, всего, из них: 427 478 518 527 536

международных, всероссийских, региональных 117 131 183 185 191

Научные публикации, всего, из них 88 121 189 192 192

- изданные за рубежом 3 1 5 7 9

- без соавторов-работников вуза 35 82 81 83 94

Студенческие работы, поданные на конкурс на лучшую НИР, всего, из них: 140 176 185 187 189

открытый конкурс, проводимый по приказу Минобразования России, на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам 0 31 32 35 36

Медали, дипломы, грамоты, премии и т.п., полученные на конкурсах на лучшую НИР и на выставках, всего, из них 31 43 45 51 52

открытый конкурс, проводимый по приказу Минобразования России, на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам 0 5 5 6 7

Заявки на объекты интеллектуальной собственности 2 2 2 3 0

Студенческие проекты, поданные на конкурсы грантов 3 10 10 16 17

Гранты, выигранные студентами 1 2 4 5 12

Стипендии Президента Российской Федерации, получаемые студентами 1 2 3 3 2

За последние 5 лет более 570 студентов университета выступили с докладами на международных, всероссийских и региональных конференциях, проводимых в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Саранске, Воронеже, Челябинске, Туле, Белгороде, Курске и других городах России. Опубликовано 694 тезисов докладов, статей. Дипломами и грамотами награждены 222 студента.

За анализируемый период 206 студентов университета, принимавших участие в 196 международных, всероссийских и региональных олимпиадах и научно-технических конференциях и конкурсах, завоевали дипломы и грамоты.

Наиболее высокие результаты были достигнуты в 2006-2007 гг. Например, студент факультета естественных наук занял 1 -е место на Всероссийской олимпиаде по географии, студенты художественно-графического факультета неоднократно побеждали в конкурсах и становились лауреатами выставок 2006 года, и таких примеров немало.

Студентами вуза в 2007 году опубликованы 192 научные работы, в том числе без соавторов - сотрудников вуза - 94. Можно привести следующие примеры научных достижений студентов. Победителями Всероссийского научного студенческого конкурса 2007 года по оперативной хирургии (в

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

нескольких номинациях) стали студенты медицинского института вуза, победителями Всероссийской олимпиады по географии 2007 года - студенты факультета естественных наук, победителями Всероссийской олимпиады по социальной работе (в нескольких номинациях) в 2007 году стали студенты социального факультета, по философии в 2007 году - философского факультета. Ежегодно лауреатами выставок и конкурсов становятся студенты художественно-графического факультета, например победителями международного конкурса дизайна «Заводной апельсин - 2007». Победителем конкурса УМНИК («Участник молодежного научно-инновационного конкурса 2007»), проводимого Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере при Федеральном агентстве по науке и инновациям, стал председатель научного студенческого общества физико-математического факультета И. Ермаков, его проект получил грант на 20072008 годы в объеме 400 000 рублей.

Волонтеры социального факультета включены в реализацию крупного проекта «Всесторонняя модель программы борьбы с туберкулезом (компоненты ВИЧ/СПИД)», финансируемого Международной федерацией Общества Красного Креста и Красного Полумесяца.

Дипломантами во Всероссийском молодежном проекте «Кадры для модернизации страны» в номинации «Государство-лидер» стали студенты факультета экономики и управления.

Победителями регионального конкурса на лучший PR-проект «Создание положительного образа сотрудника милиции» стали студенты отделения журналистики филологического факультета.

Победителями в региональных межвузовских

конкурсах научных студенческих работ (в номинации «Гуманитарные науки») стали студенты исторического факультета и факультета иностранных языков. Победителями региональных межвузовских олимпиад стали студенты факультета естественных наук (по биологии, экологии, химии, географии), студенты социального факультета (по социальной работе и социальной педагогике), студенты юридического факультета (по международному праву), студенты филологического факультета (по литературе), студенты факультета педагогики и психологии (по психологии и коррекционной педагогике) и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О высоких результатах научно-исследовательской работы студентов свидетельствуют и стабильно высокие показатели их участия в региональных межвузовских олимпиадах и конкурсах научных студенческих работ. В текущем учебном году студенты вуза приняли участие в 36 номинациях и заняли 36 призовых мест в командном зачете и 33 места в личном зачете по итогам проведения олимпиад среди вузов Орловской области. Четыре студента ОГУ - Заработкина О.С., Мишина А.Н., Молчанов А.С., Волобуев А.С. - награждены дипломами лауреатов и денежными премиями по результатам конкурса научных студенческих работ (в других вузах 1 -2 работы) за исследования в области гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных дисциплин.

Таким образом, в Орловском государственном университете организована продуктивная научноисследовательская работа студентов. И хотя решение перечисленных задач потребует максимума усилий от студентов и преподавателей университета, я уверена, что с поставленными задачами мы справимся.

E.N. PUZANKOVA

SCIENTIFIC AND INNOVATIVE ACTIVITY OF STUDENTS THE ORYOL STATE UNIVERSITY

The organization of research and innovative activity of students one of the primary goals of high school.

Many successfully traditional forms of familiarizing of students to research work function have been developed in the university: the work in scientific circles, problem groups, laboratories; participation in faculty thematic conferences, in scientific conferences, in the all-Russia competitions for the best work, in olympiads; participation in archeologic, ecological expeditions; the organization and participation in the of work discuss clubs, round tables on actual problems of social development. At the university constant and steady dynamics of growth of all parameters of productivity of NIRS is observed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.