Научная статья на тему 'Создание условий для приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности университета'

Создание условий для приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1529
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ / ТЕХНОПАРКИ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ОРЛОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ / SCIENTIFI C ACTIVITY IN HIGH SCHOOL / TECHNOPARKS / BUSINESSINCUBATORS / THE SCIENTIFI CEDUCATIONAL CENTERS / RESEARCH WORK OF STUDENTS AT THE ORYOL STATE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурадова Н. С.

Главный вопрос стратегии развития вузовского образования достижение нового качества образования, создание новой модели подготовки специалистов в вузе. Основной задачей научно-исследовательской работы является углубление сотрудничества и стратегического партнерства с бизнесом (отраслью) как в области подготовки кадров, так и в выполнении по его заказам научных исследований. В новых экономических условиях и государство, и бизнес, и гражданское общество постоянно ищут наиболее эффективные формы взаимодействия к ним можно отнести разрабатываемые ранее и перечни критических технологий, и научно-технологические кластеры, и инновационно-технологические центры и технопарки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF CONDITIONS FOR FAMILIARIZING STUDENTS SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY OF UNIVERSITY

The main question of strategy of development of high school education achievement of new quality of education, creation of new model of preparation of experts in high school. The primary goal of research work is the deepening of cooperation and strategic partnership with business both in the fi eld of a professional training, and in performance under his orders of scientifi c researches. In new economic conditions and the state, both business, and a civil society constantly search for the most effective forms of interaction it is possible to attribute{relate} to them developed earlier and lists of critical technologies, both scientifi c technological кластеры, and the innovative technological centers and technoparks.

Текст научной работы на тему «Создание условий для приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности университета»

Н.С. МУРАДОВА

доктор педагогических наук, профессор кафедры

общей педагогики Орловского государственного

университета

E-mail: [email protected]

Тел. 89192690464

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА

Главный вопрос стратегии развития вузовского образования - достижение нового качества образования, создание новой модели подготовки специалистов в вузе. Основной задачей научно-исследовательской работы является углубление сотрудничества и стратегического партнерства с бизнесом (отраслью) как в области подготовки кадров, так и в выполнении по его заказам научных исследований. В новых экономических условиях и государство, и бизнес, и гражданское общество постоянно ищут наиболее эффективные формы взаимодействия - к ним можно отнести разрабатываемые ранее и перечни критических технологий, и научно-технологические кластеры, и инновационно-технологические центры и технопарки.

Ключевые слова: научная деятельность в вузе, технопарки, бизнес-инкубаторы, научно-образовательные центры, научно-исследовательская работа студентов в Орловском государственном университете.

Главный вопрос стратегии развития вузовского образования - достижение нового качества образования, создание новой модели подготовки специалистов в вузе.

Перестройка структуры и содержания высшего профессионального образования, развитие академической и экономической самостоятельности вузов, а также новые требования к образовательному уровню специалистов и их конкурентоспособности при свободном трудоустройстве, диктуемые условиями современного общества, определяют необходимость совершенствования методической базы НИРС как одного из компонентов образовательного процесса.

Научная деятельность в вузе, как принято считать в вузовском сообществе, включает:

1. классическую научно-исследовательскую работу, состоящую из фундаментальных исследований, прикладных исследований и опытноконструкторских разработок как преподавателей, так и студентов;

2. подготовку и разработку новых учебных курсов и соответствующих учебно-методических материалов;

3. оказание консультативной помощи представителям промышленности;

4. подготовку научно-педагогических кадров и их аттестацию.

Главной задачей научно-исследовательской работы является углубление сотрудничества и стратегического партнерства с бизнесом (отраслью) как в области подготовки кадров, так и в выполнении по его заказам научных исследований. Произошедшие в последние годы в стране изменения, ослабление внимания государства и бизнеса к насущным про© Н.С. Мурадова

блемам высшего образования, хроническое недофинансирование вузовской науки существенно повлияли на состояние научной деятельности в высшей школе.

На современном этапе вузовская наука по сравнению с отраслевой, да и академической наукой имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, благодаря участию в ней студентов и аспирантов и практически бесплатному использованию при выполнении работ разветвленной инфраструктуры вуза - она дешевле и выгодней, и, во-вторых, в связи с наличием на кафедрах специалистов различных научных направлений и специальностей и имеющейся возможностью привлекать их к выполнению научных работ

- она очень подвижна и может комплексно решать проблемы отрасли.

В новых экономических условиях и государство, и бизнес, и гражданское общество постоянно ищут наиболее эффективные формы взаимодействия - к ним можно отнести разрабатываемые ранее и перечни критических технологий, и научно-технологические кластеры, и инновационно-технологические центры и технопарки. Формирование в последнее время так называемых «технологических платформ»

- это также попытка государства найти эффективное решение проблем взаимодействия между участниками проекта. Основная миссия технологических платформ, как заявлено, - стать инструментом инновационного развития отрасли, способным повысить мотивацию к интеграции вузов, НИИ и производственных организаций для решения важнейших технико-экономических проблем.

Масштаб задач, стоящих перед университетами сегодня, не имеет прецедентов и требует огромного

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

напряжения интеллектуальных и финансовых ресурсов. Кафедрам и факультетам предстоит определить инновационную направленность и эффективность выполняемых научных разработок, сосредоточить свои научные силы на выполнении определённых Учёным советом приоритетных направлений развития университета. Следует основные финансовые, кадровые, информационные и технические ресурсы сосредоточить на тех проектах, которые в рамках приоритетных направлений могут дать действительно новые результаты. Синхронизировать процессы приобретения оборудования, аккумулировать интеллектуальные и материальные ресурсы университета. Исследования должны носить междисциплинарный, а, следовательно, и межфа-культетский характер. Необходима модернизация системы управления научно-исследовательской работой в университете в направлении дальнейшего развития инфраструктуры инновационной деятельности, проведения оценки коммерческой значимости результатов интеллектуальной деятельности и постановки их на бухгалтерский учёт.

Возможно, создание таких структурных подразделений, как научно-образовательные центры (НОЦ), предусматривающие уже не административное, а проектное управление. Проектное управление - это когда проект финансируется через программу с чётко сформулированными целями, этапами реализации и соответствующими им контрольными индикаторами.

По мнению А.И. Владимирова, в качестве наиболее эффективных структур, способствующих повышению инновационного потенциала вузов и нашедших применение в наиболее продвинутых вузах страны, модульный принцип построения внутренней инфраструктуры вуза, включающий:

- бизнес-инкубаторы, в том числе студенческие, создаваемые с целью повышения качества подготовки молодых специалистов за счет внедрения новых форм обучения, создания с участием студентов малых предприятий, развития научнотехнического творчества молодёжи;

- технопарки и офисные бизнес-центры, предоставляющие резидентам технопарка и творческим коллективам университета услуги по организации выставок, конференций, изданию рекламных проспектов и т.п.;

- инновационные научно-образовательные центры, объединяющие в единый комплекс малые инновационные предприятия, НИИ, бизнес и творческие коллективы университета;

- инновационно-технологические центры, информационно-аналитические системы (центры), инновационно-внедренческие и инновационно-

производственные центры;

- опытно-промышленное производство, экспериментальные центры, центры метрологии и стандартизации, учебно-научные полигоны;

- конструкторские бюро, в том числе студенческие;

- центры коллективного пользования научным оборудованием;

- центры трансферта технологий (продажа технологий);

- инновационно-образовательные центры -осуществляют дополнительное образование студентов старших курсов, специалистов отраслей промышленности, сотрудников университета;

- центры интеллектуальной собственности

- осуществляют поиск, инвентаризацию объектов интеллектуальной собственности и заключают лицензионные соглашения;

- инженерные проблемно-ориентированные центры - создаются и действуют по проблемноотраслевому принципу на основе соглашений с организациями и предприятиями и являются структурными подразделениями вуза.

Деятельность центров связана с производством инноваций, а также с оказанием инжиниринговых, экспертных и консультационных услуг. Основная задача этих структур связана не только с передачей интеллектуальной собственности через продажу патентов (например, центры трансферта технологий), но и с реализацией инновационных идей через создание малых инновационных предприятий, коммерциализирующих эти идеи.

Для малых предприятий университет выступает в роли организатора сферы услуг (бухгалтерских, юридических и т.п.), на льготных условиях предоставляет свою инфраструктуру (оборудование, доступ к сетям, офисные помещения), обеспечивает им возможность профессиональных связей и доступа в профессиональные сообщества, даёт возможность сотрудникам этих предприятий получать дополнительное образование по направлениям развития науки в университете.

Необходимость разделения труда в научной сфере университета (создание и развитие инфраструктуры трансферта технологий, маркетинговый анализ, бизнес-планирование, разработка соответствующего информационного и методического обеспечения) - это данность для университета. Рассмотрим эти напрвления.

Центр трансферта технологий. Трансферт технологий (трансферт - от фр. йашГеГ; или трансфер - от лат. йа^Гегге) является инструментом ком -мерциализации технологий и представляет собой передачу научно-технической информации (тех-

нологий) с помощью информационных каналов от одного носителя (ее обладателя) к другому (ее потребителю).

Созданные в ряде вузов Центры трансферта технологий (ЦТТ) предназначаются для управления результатами научно-технической деятельности, полученными сотрудниками и студентами университета при проведении фундаментальных и прикладных исследований. Центр трансферта технологий, как правило, является структурным подразделением университета и осуществляет свою деятельность на основе принципа самоокупаемости. Задачей такого центра является обеспечение правовой охраны, регистрации и введения в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности, включая изобретения, полезные модели, промышленные образцы, «ноу-хау», программные продукты и т.п. На Центр трансферта технологий возлагаются многие из функций, в том числе содействие заключению договоров на проведение НИОКР между структурными подразделениями университета и малыми инновационными предприятиями; оказание помощи в привлечении и сопровождение контрактных НИОКР и грантов; способствовать продвижению научно-технических разработок на рынок; создание организационноправовой и информационной инфраструктуры управления интеллектуальной собственностью и передачи технологий; повышение осведомленности сотрудников университета в сфере трансферта технологий; проведение консультаций по вопросам инновационной деятельности сотрудников университета и т.п.

К основным направлениям деятельности такого Центра относят экспертизу научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (выявление патентоспособных технологий, оценка коммерческого потенциала технологий, возможности реализации и затрат на коммерциализацию технологии, разработка стратегии коммерциализации); правовую защиту коммерчески значимых результатов интеллектуальной собственности, оценку стоимости и введение в оборот нематериальных активов; маркетинг научных разработок и объектов интеллектуальной собственности, маркетинговая поддержка на всех стадиях процесса коммерциализации; организацию и подготовку проектов к участию в инновационных выставках, конкурсах, ярмарках; разработку информационных систем и баз данных для поддержки процессов коммерциализации интеллектуальной собственности и трансфера технологий; организацию семинаров и курсов повышения квалификации по проблематике, связанной с трансфером технологий, инновациями, интеллектуальной собственно-

стью, управлением проектами, с международным сотрудничеством; управлением инновационными проектами.

Центры коллективного пользования. Для

более эффективного использования уникального дорогостоящего аналитического оборудования, находящегося на различных кафедрах, и интеллектуального потенциала высшего учебного заведения в вузах создаются Центры коллективного пользования этим научным оборудованием (ЦКП). В центре концентрируется не только «уникальное оборудование» (приборы и аппаратура), но и специалисты, обслуживающие это оборудование. И не обязательно, чтобы оно было собрано в одном помещении, в ряде случаев можно объединить и лаборатории (оборудование), находящиеся в распоряжении других структурных подразделений.

При создании ЦКП необходимо предварительно провести маркетинг-изучение и спрогнозировать возможный спрос на предлагаемые Центром услуги, разработать необходимое нормативноправовое, методическое и информационное обеспечение, а также утвердить порядок (механизм) предоставления услуг как для внутривузовских подразделений, так и для сторонних организаций. Научно-исследовательская база Центра должна использоваться и в учебном процессе вуза для освоения студентами, магистрами и аспирантами новых образовательных технологий.

Желательно максимально упростить принципы сотрудничества Центра с университетскими учебно-научными подразделениями. ЦКП обычно предоставляет услуги и возможность доступа к оборудованию: 1) структурным подразделениям вуза - на условиях себестоимости (никакой арендной платы, только покупка расходных материалов); 2) сторонним организациям - по хозяйственным договорам. Для эффективной деятельности ЦКП необходимо в сметах этих договоров предусмотреть аккумулирование средств на эксплуатацию, модернизацию и приобретение новых поколений аналогичного оборудования, а также реализацию программ развития университета.

К центрам коллективного использования надо относить и научно-техническую библиотеку (серверное обслуживание, множительное и презентационное оборудование и т.п.), и телепорт, и Центр обработки данных, и т.п., для которых также требуется разработка соответствующих бизнес-планов.

Бизнес-инкубатор. Бизнес-инкубаторы создаются для поддержки научных работников-предпринимателей и малых инновационных предприятий, создаваемых при вузе, на начальном этапе их деятельности. Они предоставляют им обо-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

рудованные под офисы и производства площади, предлагают информационную и консалтинговую поддержку по всем аспектам их деятельности, а также доступ к сети реализации продукции и широкий спектр других услуг. Иными словами, бизнес-инкубаторы занимаются выращиванием малых инновационных фирм, их главная задача - подготовить создание малых инновационных предприятий с участием вуза и довести проект до рыночного уровня.

Основные услуги бизнес-инкубатора: инфраструктурное обеспечение, организация тренингов, продвижение проектов, организация доступа к финансированию, а для этого широко используются инфраструктура и возможности вуза.

Технопарк. Главная цель при создании технопарка - обеспечить интеграцию науки, образования и промышленности, способствовать превращению новых научных знаний и изобретений в технологии, а технологий - в коммерческий продукт, передаваемый в промышленность. Обращаю внимание на то, что при создании технопарка и разработке договора о совместной деятельности между университетом и технопарком надо тщательно прописать все вопросы их взаимодействия. Именно в технопарке создают инфраструктуру, необходимую для эффективного функционирования малым предприятиям, действующим при вузе, в том числе информационное и правовое обеспечение, современные системы коммуникации, средства связи и т. д.

Научно-образовательный центр. В ряде вузов для решения междисциплинарных и межкафедраль-ных задач используется принцип неформального объединения кафедр и лабораторий различных факультетов вуза и научно-производственных подразделений (отделов, лабораторий) других организаций в единую проектную структуру, получившую название «научно-образовательный центр» (НОЦ). Основным видом деятельности такого Центра является реализация научно-образовательного проекта, который определяется направлениями подготовки кадров (магистратура, аспирантура, докторантура) и тематикой проводимых научных исследований и разработок.

НОЦ совместно с выпускающей кафедрой создают и реализуют предлагаемые ими междисциплинарные образовательные программы. Выпускающая кафедра обеспечивает учебно-методическое и кадровое сопровождение учебного процесса, выполняет основной объём научно-образовательного проекта. НОЦ в рамках проекта предоставляет необходимые материально-технические ресурсы, координирует учебную и исследовательскую деятельность входящих в проект учебно-научных

структур, взаимодействует с другими кафедрами при реализации комплексных образовательных программ, обеспечивает эффективное взаимодействие вуза с головными научно-производственными организациями отрасли, способствует ускорению коммерциализации результатов научных исследований и разработок. НОЦ, как проектная группа, интегрирует необходимые человеческие, информационные и материальные ресурсы кафедр, лабораторий и других подразделений университета, а также внешних партнеров и обеспечивает организацию учебного процесса. Управление НОЦ осуществляется на принципах проектного управления, то есть через программу с четко сформулированными целями, этапами реализации и соответствующими им контрольными индикаторами, установленными для них руководителями этого партнёрства (вуз и другие научно-производственные организации).

К продуктам НОЦ относят образовательные программы профессионального типа; результаты фундаментальных и прикладных исследований; научно-технические услуги; объекты интеллектуальной собственности.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является важным средством повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса во всех вышеперечисленных направлениях научно-исследовательской и научнообразовательной деятельности университета.

Основной целью деятельности научных студенческих обществ (НСО), НИИ содержания и методов организации научно-исследовательской работы и инновационной деятельности студентов как общественных организаций в вузе является подготовка специалистов с новыми компетенциями, формирование источника инновационных идей и технологий в рамках системы высшего образования.

Задачами считаем:

1. Развитие сети прикладных научно-исследовательских обществ, кружков, лабораторий преимущественно междисциплинарного профиля, способных на новом качественном уровне развить на многих направлениях систему отраслевых научно-исследовательских институтов. Такие структуры должны обеспечить формирование компетенций и трансфер знаний между научнопроизводственными объединениями и академической наукой.

2. Инновационный путь развития страны предполагает также и серьезную активизацию инновационного потенциала студентов, реализацию механизмов "инновационного лифта".

3. Технологическая модернизация требует и нового качества подготовки специалистов, востребованных предприятиями и организациями - лидерами модернизации. Новые кадры, в том числе и специалисты педагогического образования должны быть ориентированы на работу с технологиями завтрашнего дня. Подготовка будущих специалистов не может осуществляться без вовлечения в передовые исследования.

I. Организация работы студенческих общественных организаций по развитию НИРС.

1. Основным принципом организации работы НСО и НИИ является её комплексность, предполагающая:

- интеграцию учебного и научного процесса;

- проведение НИРС на всех этапах (курсах) и организационных уровнях (кафедральный, факультетский) учебного процесса;

- последовательность в освоении различных принципов, методов и техники выполнения научных исследований по мере усложнения их в соответствии со стадиями образовательного процесса;

- использование разнообразных форм организации НИРС, предусмотренных учебными планами;

- широкое использование состязательных мероприятий стимулирующего характера различных уровней (от кафедрального до международного);

- использование различных форм морального и материального поощрения лиц, участвующих в системе НИРС.

2. Организационными формами работы являются:

- учебно-исследовательская работа по учебным планам;

- включение элементов НИР в учебные занятия;

- дипломные работы с исследовательскими разделами или целиком научно-исследовательского характера;

- индивидуальные научно-исследовательские работы студентов, т.е. участие студентов в разработке определённой проблемы под руководством конкретного научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава;

- студенческие научные кружки;

- студенческие научные группы по проблемам, лаборатории и иные творческие объединения;

- привлечение студентов к выполнению научно-исследовательских проектов, финансируемых из различных источников (госбюджет, договоры, гранты и т.д.);

- участие студентов в научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня (кафедральные, факультетские, городские, региональные, общероссийские, между-

народные), стимулирующих развитие как системы НИРС, так и творчество каждого студента. К ним могут быть отнесены: научные семинары, конференции, симпозиумы, смотры-конкурсы научных и учебно-исследовательских работ студентов, олимпиады по дисциплинам и специальностям, различные школы;

- организация специальных факультативов, курсов, программ, проведение занятий с группами наиболее способных и мотивированных к науке студентов;

- чтение лекций, занятий, индивидуальная работа по основам организации и методики научных исследований с целью подготовки студентов к выполнению самостоятельной научной работы путём привития им умений, навыков выполнения НИР, необходимых будущему учёному;

- ознакомление студентов с российскими и международными стандартами проведения научного исследования и представления его результатов;

- освоение студентами различных средств и систем научно-технической информации;

- привлечение студентов к различным видам участия в научно-инновационной деятельности.

3. Основными функциями НИИ, несущего ответственность за НИР и ИД студентов, являются:

- методическое и непосредственное руководство НИРС, подготовка, проведение, координация различных мероприятий, осуществляемых на всех уровнях в рамках системы НИРС, учет и анализ её результатов;

- изучение, обобщение и внедрение отечественного и зарубежного опыта, его творческое развитие в изменяющихся условиях деятельности кафедры, факультета и вуза в целом.

4. Стимулирование развития системы НИРС.

Успешное функционирование системы НИРС

непосредственно связано с совершенствованием системы стимулирования студентов, ведущих научно-исследовательскую работу, преподавателей и сотрудников, обеспечивающих выполнение научной работы студентов. Основными его формами являются:

- учет результатов научно-исследовательской работы студентов при оценке знаний (зачеты, экзамены и т.д.) на разных этапах обучения;

- публикации научных работ студентов;

- выдвижение на конкурсной основе наиболее одаренных студентов на соискание государственных научных стипендий; стипендий, учреждаемых различными организациями, именных стипендий;

- представление лучших студенческих работ на конкурсы, выставки с награждением победителей грамотами, дипломами, присвоением звания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

лауреата;

- командирование для участия в различных отечественных и международных студенческих форумах;

- рекомендации для обучения в магистратуре или аспирантуре;

- моральное и материальное поощрение студентов с объявлением благодарности, награждением грамотами, дипломами, денежными или иными премиями за высокие результаты в НИРС.

II. Организация работы студенческих общественных организаций по развитию инновационной деятельности студентов.

Развитие инновационного компонента требует системных изменений в деятельности студенческих общественных организаций.

Такие изменения касаются как организации исследований на базе вузов, так и содержания и методов образовательного процесса. Если раньше серьезные научные исследования и разработки были прерогативой узкой группы талантливых студентов и некоторых аспирантов, то сейчас они становятся реальной частью работы студенчества.

В нынешних условиях становится бессмысленно учить детализированным подробным технологиям, постоянное обновление которых делает малоэффективным целый ряд традиционных дисциплин профессионального цикла. При этом повышение фундаментальности образования в традиционном смысле освоения все более общих академических знаний также не меняет ситуацию, поскольку не дает возможности студентам овладеть способами обновления и освоения технологий.

В связи с этим возрастает роль участия студентов в прикладных исследованиях и инновационной деятельности, которые предоставляют возможность:

- освоить способ обновления производственных и отраслевых технологий;

- "увидеть" свою будущую профессиональную деятельность в динамике, осмыслить значимость освоения фундаментальных знаний;

- получить опыт интенсивной практической работы (в случае, если исследования проводятся непосредственно на производстве);

- более осмысленно, целенаправленно и мотивированно работать с (научной) информацией;

- делать шаги по укрупнению организационных единиц, что должно способствовать развитию междисциплинарных исследований и разработок среди студентов. В основе программы развития общественных организаций в вузе лежит внешняя экспертиза научно-исследовательской работы и инновационной деятельности студентов;

- преодолеть традицию "инбридинга" - привлечения к НИРС собственных выпускников, вчерашних студентов, нынешних магистров и аспирантов, получившим некий опыт работы.

- развить деятельность НСО, НИИ по партнерству с системой общего образования. Наладить связи по обеспечению исследовательских компетенций учащихся, принимающих участие в совместной работе. Это позволит не только обеспечить необходимую профессиональную ориентацию будущих студентов, осуществить консалтинговую и информационно-аналитическую деятельность, но и способствовать становлению исследовательских компетенций, интереса к исследовательской работе и передовой науке еще со школьной скамьи;

- развивать инновационный потенциал студентов.

III. Индикаторы развития научно-исследовательской и инновационной деятельности студенческих общественных организаций в Орловском государственном университете за 2010-2011 год.

Результативность развития научно-исследовательского и инновационного компонентов в деятельности НСО, НИИ обусловлена как совершенствованием собственно исследовательской деятельности, так и изменениями образовательного процесса.

По результатам НИРС можно судить о творческой и научной активности студентов.

Основные из них, с учетом численности студентов очной формы обучения, принимавших участие в выполнении НИРС, всего - 7368, в 2010 году:

• доклады студентов на научных конференциях, семинарах всех уровней (в том числе студенческих всего - 1218; (из них международных, всероссийских, региональных - 243);

• экспонаты, представленные на выставках с участием студентов, всего - 629; (международных, всероссийских, региональных - 218);

• научные публикации студентов, всего - 383; (изданные за рубежом - 5, без соавторов, работников вуза - 304);

• студенческие работы на конкурсы на лучшую НИР, всего - 195; (открытый конкурс, проводимый по приказу МИНОБРНАУКИ России - 22);

• медали, дипломы, грамоты, премии и т. п., полученные студентами на конкурсах и на выставках, всего - 61; (открытый конкурс, проводимый по приказу МИНОБРНАУКИ России - 7);

• заявки, поданные студентами на объекты интеллектуальной собственности и авторского права - 0;

• охранные документы, полученные студентами на объекты интеллектуальной собственности и авторского права - 0;

• заключенные лицензионные договора на использование интеллектуальной собственности и авторского права студентов - 0;

• студенческие проекты, поданные на конкурсы, грантов - 43; (из них гранты, выигранные студентами -12);

• Стипендии Президента Российской Федерации

- 2, Правительства Российской Федерации - 3.

Важным элементом работы общественных организаций по традиции является создание условий для приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности и участия в «Недели науки - 2011».

• На выставке студенческих работ и пленарном заседании по итогам научной работы студентов и их руководителей выступили с докладом студенты - представители всех факультетов и институтов ОГУ На данном мероприятии была отражена совместная научная работа студентов и преподавателей. Студенты выступали по актуальным проблемам 21 века. Выступления были разные.

На слайдах представлены ведущие Пленарного собрания и оргкомитет во главе с председателем, проректором по научной работе - Пузанковой Е.Н. и сопредседателем - начальником докторантуры и аспирантуры - Вигурской С.П.;

• Тезисы и статьи включены в «Вестник студенческих работ ОГУ» - выпуск 3, посвященный 80-летию ОГУ При помощи НИИ и РИС вуза по итогам «Недели науки - 2011» сборник материалов студенческих работ был выпущен.

• НИИ и НСО являются партнерами НУО школ г. Орла и Орловской области. В рамках этого сотрудничества совместно с учащимися, студентами и аспирантами ОГУ был проведен круглый стол по проблеме «Шаг навстречу современному человеку». Экспертами выступили ведущий профессорско-преподавательский состав ОГУ.

• На «Неделе науки - 2011» состоялся 2 открытый конкурс проектов «Молодежный потенциал инновационной России» среди студентов всех факультетов ОГУ Лучшие проекты «Жизнь в движении» - филологический факультет; «Концептуальный

дизайнерский проект, посвященный 450-летию юбилею г. Орла» - художественно-графический факультет; «Международное сотрудничество в сфере образования и науки в вузе» - факультет иностранных языков были награждены грамотами и памятными подарками.

Меры поощрения студентов НИРС. За успехи, достигнутые в научно-исследовательской работе и организации НИРС, студенты могут награждаться Почетными грамотами, дипломами, ценными подарками, премироваться денежными премиями, бесплатными путевками для отдыха, направляться для участия на престижных выставках, конференциях, конкурсах, олимпиадах.

Студенты, сочетающие активную научно-исследовательскую работу с хорошей успеваемостью, могут быть рекомендованы Ученым советом вуза к поступлению в аспирантуру. Рекомендованные в аспирантуру выпускники вуза пользуются преимущественным правом для зачисления в нее при прочих равных условиях. При этом в качестве рефератов при зачислении могут быть засчитаны работы, получившие признание на международных и всероссийских конкурсах, и публикации.

Студентам-отличникам, активно занимающимся научной работой и имеющим высокие показатели, могут быть назначены именные стипендии.

Анализируя результаты научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов в Орловском государственном университете, можно сказать, что в университете сформирована инфраструктура, включающая студенческие общественные организации и обеспечивающая обслуживание образовательной, научной и инновационной деятельности студентов. Научная деятельность играет существенную роль в поддержании и развитии учебного процесса, реализация проектов позволяет обеспечить дополнительной квалифицированной работой студентов, аспирантов и преподавателей, что является немаловажным фактором сохранения кадрового потенциала вуза.

Библиографический список

1. Владимиров А.И. О научной деятельности вуза. М.: ООО «Издательский дом Недра», 2011. 69 с.

2. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Общественная палата РФ. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.

3. Приходько П.Г. Путь в науку: Беседы по организации труда начинающих исследователей. П.Г Приходько. М., 2010.

N.S. MURADOVA

CREATION OF CONDITIONS FOR FAMILIARIZING STUDENTS SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY OF UNIVERSITY

The main question of strategy of development of high school education - achievement of new quality of education, creation of new model of preparation of experts in high school. The primary goal of research work is the deepening of cooperation and strategic partnership with business both in the field of a professional training, and in performance under his orders of scientific researches. In new economic conditions and the state, both business, and a civil society constantly search for the most effective forms of interaction - it is possible to attribute{relate} to them developed earlier and lists of critical technologies, both scientific - technological кластеры, and the innovative - technological centers and technoparks.

Key words: scientific activity in high school, technoparks, business- incubators, the scientific- educational centers, research work of students at the Oryol state university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.