Юбилей
109
КГМУ: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАЛУЦКИЙ Павел Вячеславович - д-р мед. наук, профессор, проректор по образовательной деятельности и общим вопросам, Курский государственный медицинский университет. E-mail: pvk62@mail.ru
Аннотация. Основа статьи - анализ состояния научно-исследовательской деятельности студентов и сотрудников Курского государственного медицинского университета. Рассматриваются принципы организации и показатели результативности научно-исследовательской работы студентов, молодых учёных и научно-педагогических работников университета. Дана характеристика инфраструктуры, направленной на реализацию инновационных научно-исследовательских проектов, взаимодействие с бизнес-сообществом, ведущими российскими и зарубежными университетами и исследовательскими центрами и позволяющей осуществлять результативные исследования и внедренческую работу по приоритетным направлениям развития науки.
Ключевые слова: Курский государственный медицинский университет, научно-исследовательская деятельность, система НИРС, студенческое научное общество
Научно-исследовательская работа в университете органично вплетена в его основную деятельность и нацелена на подготовку медицинских, научных, педагогических кадров в соответствии с концепцией непрерывного медицинского образования, а также на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по основным теоретическим и клиническим медико-биологическим проблемам. Этим обеспечивается совершенствование учебновоспитательного процесса, углубление теоретических знаний студентов, совершенствование их навыков в конкретной области деятельности и подготовка эрудированных специалистов, способных квалифицированно решать профессиональные задачи [1; 2]. Исследовательская деятельность неразрывно связана с дипломным (через студенческое научное общество - СНО) и последипломным образованием, что позволяет полностью решать проблему конкурсного отбора научных кадров для высшей школы на этапе, предшествующем приёму в аспирантуру и докторантуру.
Одна из главных задач университета в этой области состоит в сохранении научно-
го, кадрового, интеллектуального потенциала ведущих научных школ, в воспитании нового поколения исследователей и учёных [3-5]. В Курском государственном медицинском университете этому способствует создание и развитие новых фундаментальных и прикладных научных школ, а также
110
Высшее образование в России • № 1, 2015
формирование единого информационнонаучного пространства с НИИ экологической медицины, Центрально-Чернозёмным научным центром РАМН, Курским региональным отделением РАЕН. Концентрация финансовых, интеллектуальных ресурсов на приоритетных направлениях исследований вместе с ориентацией учебно-научноинновационного комплекса системы образования на проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающегося созданием готовой продукции, даёт возможность решать насущные задачи в области здравоохранения.
В немалой степени это зависит от реализации молодёжной кадровой политики на додипломном и последипломном образовательном пространстве через активное привлечение студентов и молодых учёных к научно-исследовательской работе. Научно-исследовательская работа студентов и молодых учёных является одной из форм проблемного обучения в вузе, так как предусматривает достижение и развитие способности формировать новые знания, получать фактологический материал, делать научные обобщения, способствует расширению и углублению знаний, формированию интеллектуальной культуры, совершенствованию мышления в процессе решения практических задач и проблем. Непрерывная система научно-исследовательской работы студентов (НИРС) как неразрывная составляющая триединого образовательного процесса (учебно-воспитательного, научного и практического) позволяет наиболее полно реализовать индивидуальный, дифференцированный подход при подготовке специалистов. Организационные формы и мероприятия системы НИРС подразделяются на:
1) научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс;
2) научно-исследовательскую работу, выполняемую во внеучебное время (сверх или вне учебных планов);
3) научные, научно-практические орга-
низационно-массовые мероприятия, в т. ч. состязательного характера, стимулирующие развитие системы НИРС и приобщение студентов к творчеству (студенческие научные конференции, семинары, студенческие олимпиады, конкурсы и т.п.), одновременно определяющие результативность и эффективность собственно научного труда студентов (публикации, авторство в научных отчётах, патенты, реализуемые на практике разработки, награды на состязательных мероприятиях и т.д.);
4) формы и методы осуществления научного руководства студентами со стороны профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников университета, других научных и исследовательских организаций;
5) проведение научно-методических работ по совершенствованию научного творчества студентов и координационного управления системой НИРС.
Важным этапом в формировании интереса к науке и научной деятельности является создание и закрепление соответствующих установок еще со школьной скамьи. Совместно с центром довузовской подготовки СНО организует обширную рекламную деятельность, которая включает выступления студентов университета, подготовку и распространение различных информационных материалов. В рамках ежегодно проводимой Всероссийской научной конференции студентов и молодых учёных «Молодёжная наука и современность» работает секция для старшеклассников -«Школа и вуз: интеграция в науке ».
Для повышения информированности студентов о разных аспектах и возможностях научной деятельности активно функционирует сайт совета СНО. Также организованы научные группы студентов в социальных сетях для возможности контакта, обмена информацией и электронного оповещения активистов СНО о проводимых научных мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровней.
Юбилей
111
Организационно научно-исследовательская работа студентов включает в себя научные студенческие кружки, научные семинары, студенческую научно-исследовательскую лабораторию, а также индивидуальную работу над конкретными задачами под руководством преподавателей. Такие формы обучения позволяют студентам обрести через выполнение творческих заданий новые знания по изучаемым дисциплинам, навыки проведения научно-исследовательской деятельности и интерес к интеллектуальной работе вообще. В течение последних пяти лет студентами ежегодно вне учебного плана выполнялось до 1100 курсовых и до 150 дипломных работ. Результаты научных исследований с участием студентов ежегодно публикуются в печати (в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России): 150-300 статей в российских и 100-150 - в иностранных журналах. Высока также патентноизобретательская активность студентов: ежегодно с их участием подается 20-25 заявок на патенты, свидетельства на программы для ЭВМ и базы данных, вуз получает до 25 патентов на изобретения и полезные модели. В целях оказания молодёжи помощи в инновационной деятельности в университете создан и активно функционирует научно-инновационный центр. В вовлечении студентов в научную работу большую роль играют адаптационные лагеря, которые ежегодно проводятся преподавателями факультета клинической психологии. Здесь вчерашние абитуриенты не только знакомятся друг с другом, но и получают первое представление о будущей специальности, приобщаются к азам научной работы.
Важным аспектом в совершенствовании научно-исследовательской деятельности и подготовке кадров высшей квалификации является положительное стимулирование. В рамках этой программы СНО и руководство вуза ведут активную работу по разработке различных методов стимулирования
студентов. Учёный совет университета назначает до 80 именных и повышенных стипендий за научную активность, ещё 20 студентов ежегодно становятся стипендиатами фонда Владимира Потанина. В комплексном рейтинге вузов благотворительного фонда Потанина по итогам 2012/2013 учебного года КГМУ занял 17-е место среди 58 вузов. В декабре 2013 г. студенты лечебного и фармацевтического факультетов университета стали победителями целевой стипендиальной программы «Takeda - Золотые кадры медицины».
Студенты активно участвуют в конкурсах научных студенческих работ, в международных и межрегиональных конференциях, проводимых как в университете, так и за его пределами, в выставках-презентациях научных проектов. В КГМУ практикуется раннее вовлечение студентов в выполнение научных исследований в рамках целевых программ, грантовых проектов и государственных заказов. Ежегодно проекты активистов СНО становятся победителями в различных конкурсах и получают поддержку в виде грантов различных фондов. Для подведения итогов научно-исследовательской работы студентов ежегодно проводятся различные моно- и политематические конференции, которые призваны выявлять наиболее активных и способных к научному творчеству студентов и способствуют развитию умений самостоятельной работы и навыков исследовательской деятельности. Кроме того, университет предоставляет широкие возможности студентам для участия в научных конференциях за пределами России: каждый год до 230 начинающих учёных выступают с докладами на конференциях других вузов.
Студенты КГМУ неоднократно становились победителями и призёрами международных и всероссийских олимпиад и конкурсов. Представители вуза победили во Всероссийском конкурсе молодёжных проектов Федерального агентства по делам молодёжи. В 2013 г. СНО КГМУ признано
112
Высшее образование в России • № 1, 2015
лучшим среди всех медицинских и фармацевтических вузов России. Команда студентов заняла третье место на Первой всероссийской студенческой олимпиаде с международным участием по практической медицинской подготовке «Золотой МедСкилл» и второе место - на Второй всероссийской студенческой олимпиаде с международным участием по практической медицинской подготовке «Золотой МедСкилл».
Сегодня КГМУ располагает высококвалифицированными кадрами и обладает большим научно-педагогическим потенциалом. Университет имеет признанные в профессиональном сообществе научные школы, что гарантирует высокий уровень знаний и профессиональной медицинской подготовки. В реализацию этой задачи вовлечены все научно-педагогические работники КГМУ- более 800 высококвалифицированных преподавателей 67 кафедр и НИИ экологической медицины. Среди них - три заслуженных деятеля науки Российской Федерации, четыре заслуженных работника высшей школы, два заслуженных учителя Российской Федерации, заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации, заслуженный изобретатель Российской Федерации, 21 почётный работник высшего профессионального образования, 15 заслуженных врачей, 69 отличников здравоохранения, более 30 академиков и членов-корреспондентов различных академий. Учёным университета принадлежат семь научных открытий, ряд достижений в решении теоретических и практических проблем здравоохранения. В 2012 и 2013 гг. КГМУ включён в национальный реестр «Ведущие научные организации России».
Высокий уровень научного потенциала университета подтверждается активным участием профессорско-преподавательского состава в выполнении научных исследований в рамках: восьми медицинских научно-исследовательских платформ; 128 международных, федеральных, отраслевых и региональных программ, инициатив-
ных научных программ, грантов различных отечественных и зарубежных государственных и частных фондов; 65 договоров с отечественными и зарубежными образовательными и научными организациями. Новой формой стимулирования научноисследовательской деятельности стало выделение внутривузовских грантов.
С 2008 г. произошло значительное увеличение (на 52%) реализуемых программ в аспирантуре (с 26 до 45), что свидетельствует о высоком потенциале научных школ вуза и о привлечении значительного количества молодых кадров. Ежегодно сотрудниками, аспирантами и соискателями КГМУ защищается от 6 до 13 докторских и от 40 до 65 кандидатских диссертаций. В вузе функционируют три диссертационных совета по семи специальностям, в которых за период 2009-2013 гг. защищены 43 диссертации на соискание учёной степени доктора наук и 122 - кандидата наук.
Фундаментальные и прикладные научные исследования обеспечены работой экспериментально-биологической клиники (вивария), отвечающей современным требованиям. На базе КГМУ ведёт активную деятельность лаборатория доклинических исследований, сертифицированная Рос-здравнадзором на соответствие требованиям международного и российского стандартов и включенная в Российский реестр лабораторий для проведения доклинических исследований.
Активное участие в подготовке научнопедагогических кадров и реализации научно-исследовательских программ различного уровня принимает НИИ экологической медицины, являющийся центром коллективного пользования и имеющий в своём составе 11 научных лабораторий под руководством ведущих профессоров вуза. В числе других на базе НИИ экологической медицины функционирует студенческая научно-исследовательская лаборатория. В университете активно работают 12 научнообразовательных центров по приоритет-
Юбилей
113
ным наукоёмким направлениям в здравоохранении и экономике.
В КГМУ осуществляются системные действия по формированию эффективной инфраструктуры, направленной на реализацию инновационных научно-исследовательских проектов, на взаимодействие с бизнес-сообществом, ведущими российскими и зарубежными университетами и исследовательскими центрами. Она позволяет выполнять результативные исследования и вести внедренческую работу по выбранным приоритетным направлениям развития науки и технологий.
Критериями результативности фундаментальных и поисковыхисследований являются показатели публикационной, патентной активности и значимости публикаций. За 2009-2013 гг. сотрудниками университета издано 105 монографий (в том числе 10 - за рубежом), 13 учебников, 8 руководств. При проведении научных исследований за последние пять лет получены 201 патент и другие документы интеллектуальной собственности, причём 59 из них - в соавторстве со студентами.
Университет располагает собственным издательством и оснащённой современным полиграфическим оборудованием типографией, что позволяет своевременно публиковать результаты научной работы и обеспечивать потребности учебного процесса. В КГМУ издаётся журнал «Курский научнопрактический вестник “Человек и его здоровье” », включённый в список журналов, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации материалов докторских и кандидатских диссертаций, и входящий в систему Российского индекса научного цитирования (двухлетний импакт-фактор журнала в РИНЦ составляет 0,352).
Университет в целом и кафедры вуза являются инициаторами конференций по актуальным проблемам медицины, фармации, психологии, по реализации педагоги-
ческих технологий в медицинском образовании. За последние пять лет на базе КГМУ было организовано и проведено 20 международных, 35 всероссийских и более 170 межрегиональных и региональных конференций.
Всё это позволяет осуществлять межведомственную и междисциплинарную интеграцию научных исследований, осуществлять подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации и проводить исследования в рамках «Государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации», Государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы; «Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года», «Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы)», а также научно-исследовательских платформ, утверждённых Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Литература
1. Губарьков С.В. Управление инновацион-
ной деятельностью вузов в условиях системной трансформации высшей школы России // Экономика и образование. 2011. №5. С. 16-32.
2. Летута С.Н. Об организации научно-ис-
следовательской деятельности в классическом университете // Высшее образование в России. 2010. №7. С. 121-125.
3. Грибанькова А.А., Мямина М.А. Органи-
зация научных исследований в вузе и «менеджмент знаний» // Высшее образование в России. 2011. №5. С. 90-94.
4. Калуцкий П.В., Литвинова Т.М. Роль на-
учно-исследовательской работы в подготовке медицинских кадров // Высшее образование в России. 2010. № 1. С. 102-106.
5. Федорова М.А. Портфолио научно-иссле-
довательской деятельности студентов // Высшее образование в России. 2013. №89. С. 158-160.
114
Высшее образование в России • № 1, 2015
RESEARCH ACTIVITIES AT KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
KALUTSKYPavel V. - Dr. Sci (Medicine), Prof., Vice-rector for Educational Activities and General Issues, Kursk State Medical University, Kursk, Russia. E-mail: pvk62@mail.ru
Abstract. The basis of the article is an analysis of the research activities of students and staff of Kursk State Medical University. The article touches on the principles of organization and the effectiveness indeces of the research work of students, young scientists and faculty members of the University. Gives the basic characteristic of infrastructure aimed at implementation of innovative research projects, interaction with business community, the leading Russian and foreign universities and research centers. This infrastructure allows University to carry out productive research and innovative work on the priority areas of Russian economy and the Kursk region.
Keywords: Kursk State Medical University, research activities, students’ scientific community
References
1. Gubarkov S.V. (2011) [Management of innovative activity of universities in terms of systemic
transformation of higher education in Russia]. Ekonomika i obrazovanie [Economics and Education]. No. 5, pp.16-32. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Letuta S.N. (2010) [On the organization of research activities in a classical university]. Vysshee
obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 7, pp. 121-125. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Griban’kovaA.A., Myamina M.A. (2011) [Organization of research activities in the university and
«knowledge management»]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia]. No. 5, pp. 90-94. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Kalutsky P.V., LitvinovaT.M. (2010) [The role of scientific research in medical training]. Vysshee
obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 1, pp. 102-106. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Fedorova M.A. (2013) [Portfolio of students’ research activities]. Vysshee obrazovanie v Rossii
[Higher education in Russia]. No. 8-9, pp.158-160. (In Russ., abstract in Eng.)
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОХОТНИКОВ Олег Иванович - д-р мед. наук, профессор, проректор по лечебной работе и связям с клиническими базами, Курский государственный медицинский университет. E-mail: oleg_okhotnikov@mail.ru
КОМИССИНСКАЯ Ирина Геннадьевна - д-р фарм. наук, профессор, проректор по непрерывному образованию и международному сотрудничеству, Курский государственный медицинский университет. E-mail: farmacyfpo@rambler.ru
Аннотация. Цель работы - оценка состояния концептуальных и организационнометодических подходов к ведению образовательной деятельности в сфере непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Курском государственном медицинском университете. В статье представлены основные результаты комплексного структурно-функционального анализа системы «Факультет последипломного образования» по критериям: миссия, политика, цель; организационная структура и взаимодействие; характеристика профессорско-преподавательского состава; виды деятельности (образовательные уровни, программы, специальности, контингент