Научная статья на тему 'Кафедра как интеграционный ресурс научного потенциала преподавателей и студентов: вступительная статья ответственного за выпуск редактора'

Кафедра как интеграционный ресурс научного потенциала преподавателей и студентов: вступительная статья ответственного за выпуск редактора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ ТЕМА КАФЕДРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРИЗНАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА / DEPARTMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE / RESEARCH ACTIVITY / SCIENTIFIC THEME OF THE DEPARTMENT / PROFESSIONAL PARTNERSHIP / INTEGRATION / RECOGNITION OF PROFESSIONAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошенова М.И.

В статье рассматриваются вопросы становления кафедры как одного из ключевых подразделений организации системы высшего образования, трудностей мотивационного порядка в условиях реформирования образования, обеспечения качества научно-исследовательской деятельности и эффективности педагогического процесса. Представлен опыт организации работы кафедры социальной психологии и виктимологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». В качестве модели развития кафедры, представляющейся автору продуктивной, предлагается интеграция научного потенциала преподавателей и студентов в различных формах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPARTMENT AS AN INTEGRATION RESOURCE OF SCIENTIFIC POTENTIAL OF TEACHERS AND STUDENTS: INTRODUCTORY ARTICLE OF EDITOR'S

The article considers the formation of the department as one of the key divisions of the organization of the higher education system, difficulties of motivational order in the conditions of educational reform, ensuring the quality of scientific and research activities and the efficiency of the pedagogical process. Experience of organization of work of the Department of Social Psychology and Victimology of «Novosibirsk State Pedagogical University» is presented. As a model of development of the department, which seems productive from author’s viewpoint, integration of the scientific potential of teachers and students in various forms of activity is proposed.

Текст научной работы на тему «Кафедра как интеграционный ресурс научного потенциала преподавателей и студентов: вступительная статья ответственного за выпуск редактора»

Вступительная редакционная статья

Психологические науки

УДК 378.4+159.99

КАФЕДРА КАК ИНТЕГРАЦИОННЫЙ РЕСУРС НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ: ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ВЫПУСК РЕДАКТОРА

М.И. Кошенова

Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы становления кафедры как одного из ключевых подразделений организации системы высшего образования, трудностей мотивационного порядка в условиях реформирования образования, обеспечения качества научно-исследовательской деятельности и эффективности педагогического процесса. Представлен опыт организации работы кафедры социальной психологии и виктимологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». В качестве модели развития кафедры, представляющейся автору продуктивной, предлагается интеграция научного потенциала преподавателей и студентов в различных формах деятельности.

Ключевые слова: кафедра, профессиональная компетентность, научно-исследовательская деятельность, научная тема кафедры, профессиональное партнерство, интеграция, признание профессионального сообщества

UDC 378.4+159.99

DEPARTMENT AS AN INTEGRATION RESOURCE OF SCIENTIFIC POTENTIAL

OF TEACHERS AND STUDENTS: INTRODUCTORY ARTICLE OF EDITOR'S

M.I. Koshenova

Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia)

Abstract. The article considers the formation of the department as one of the key divisions of the organization of the higher education system, difficulties of motivational order in the conditions of educational reform, ensuring the quality of scientific and research activities and the efficiency of the pedagogical process. Experience of organization of work of the Department of Social Psychology and Victimology of «Novosibirsk State Pedagogical University» is presented. As a model of development of the department, which seems productive from author's viewpoint, integration of the scientific potential of teachers and students in various forms of activity is proposed.

Keywords: department, professional competence, research activity, scientific theme of the department, professional partnership, integration, recognition of professional community

Высшая школа, как и вся система образования в России претерпевает в последние годы существенную трансформацию: меняются приоритеты, перед вузами ставятся новые (иногда достаточно фантасмагоричные) задачи, бюрократизация становится все более масштабной, требования к профессиональной компетентности преподавателей все чаще подменяются формализованными показателями (наукометрическими данными; публикациями в журналах, признанная подлинность научности которых, вероятно, часто определяется высокой ценой самой возможности стать одним из авторов; числом обученных

иностранных студентов и прочими далеко не содержательными критериями). В условиях причудливого симбиоза разнонаправленных векторов тотального бюрократического контроля и «рыночных отношений», снижения и социального престижа, и качества жизни преподавателей высшей школы предельно важной и достаточно трудно выполнимой задачей для вуза является не только сохранение, но и развитие кадрового потенциала. Очевидно, что во многом реализация этой задачи зависит от эффективности деятельности кафедры - базовой единицы учебного заведения, не только объединяющей преподавателей разных специализаций и квалификаций, ведущих педагогическую и научно-исследовательскую работу, но и носителя определенной образовательной культуры, системы координат для становления профессиональной компетентности студентов.

Кафедра социальной психологии и виктимологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет» была создана в феврале 2016 года. 3 года - достаточный срок, чтобы отрефлексировать первые результаты и наметить новые перспективы работы.

Разумеется, что в состав кафедры в момент объединения вошли и ученые с собственным немалым научно-исследовательским и преподавательским багажом, и молодые преподаватели, не имеющие пока еще научных степеней и званий, но имеющие «вкус» к исследовательской деятельности и способные обеспечить преемственность научных идей и школ. Очевидно, что эффективность работы кафедры зависит от того, насколько успешно комплементарное сообщество коллег способно преобразовать результаты современных научных достижений, собственных исследований в качественные лекции и учебные курсы, встроить их в учебный процесс, инициировать изучение актуальных научных тем, предлагать механизмы решения существующих противоречий. Инициативным научным

исследованием кафедры стала тема «Детерминация социального поведения человека и проблемы личностного выбора» (Регистрационный номер НИОКТР АААА-А18-118092890003-9), которая позволила объединить интересы и усилия всех преподавателей (докторов и кандидатов психологических, социологических, медицинских наук), магистрантов и студентов в изучении одного из ключевых противоречий современной социальной реальности. Научно -исследовательская работа в условиях существенного роста социальных рисков, усложнения процесса социально-психологической адаптации личности в современных общественных условиях направлена как на выявление предикторов и механизмов формирования девиантного и виктимного поведения детей, подростков и взрослых, так и на поиск оптимальных вариантов социализации,

поведенческой коррекции и интеграции в общество разновозрастных субъектов из групп риска.

Кафедра является выпускающей для подготовки специалистов по направлению 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» (специализации: Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения; Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска) и академической магистратуры 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», магистерские программы «Девиантология» и «Социально-психологическая виктимология» (последняя реализовывалась до 2018 года), а также 37.04.01 «Психология» - магистерская программа «Драматерапия виктимности».

И научно-исследовательская работа, и подготовка специалистов соответствующих направлений проводятся в тесном сотрудничестве не только с учеными разных стран, регионов, вузов города, но и с практиками (психологами, педагогами), а также с общеобразовательными учреждениями, учреждениями социальной защиты, опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних

города Новосибирска и Новосибирской области, Агентством по развитию социальной политики и Департаментом социальной политики мэрии города Новосибирска, Новосибирским филиалом ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации» и др., что позволяет в полной мере и своевременно оценивать социальные риски и ресурсы, и формировать у обучающихся необходимые компетенции с учетом актуального запроса потенциальных работодателей, а также разрабатывать превентивные и коррекционные меры.

Научный потенциал преподавателей кафедры1 востребован профессиональным сообществом: зав. каф., канд. психол. наук, доцент М.И. Кошенова; канд. психол. наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член (академик) Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека, профессор НГПУ О.А. Белобрыкина [14]; доктор социологических наук, канд. пед. наук, профессор социальной психологии и клинической социологии, действительный член (академик) Академии педагогических и социальных наук, действительный член (академик) Международной академии социального прогнозирования, член-корреспондент Международной Академии наук высшей школы, профессор кафедры Е.В. Руденский входят в редакционные коллегии научных журналов, осуществляют экспертизу научно-исследовательских работ, проектов на соискание грантов, диссертационных исследований, методических материалов, экспертных заключений. Зав. каф. М.И. Кошенова в статусе эксперта и модератора конвентов, стратегических сессий, панельных дискуссий и др. ежегодно участвует в традиционном общегородском Форуме «Новосибирск - город безграничных возможностей», в работе

1 Персональные страницы преподавателей кафедры доступны для ознакомления. URL: https://prepod.nspu.ru/

общегородского экспертного ресурсного сообщества по проблемам интеграции в общество подростков и взрослых с РАС [13].

Встроенность научно-исследовательской деятельности в учебный процесс позволяет обеспечивать должный уровень профессионального обучения, развивать научный потенциал бакалавров, специалистов и магистрантов. Наибольший вклад в формирование научно-исследовательских навыков студентов вносят проф. кафедры О.А. Белобрыкина, зав. каф. М.И. Кошенова, проф. Е.В. Руденский, ст. преподаватель В.И. Волохова, доцент С.Б. Нестерова, доцент Ю.Е. Руденская. Только за период 2018 года под их руководством опубликовано 72 студенческих статьи в изданиях разного уровня, включая издания ВАК [4; 6; 18; 20; 25].

Необходимо особо отметить большую работу, проводимую по популяризации научного знания профессором Е.В. Руденским. Под его руководством магистранты проводят публичные встречи для родительского и педагогического сообщества, а также для всех, интересующихся вопросами виктимологии. Евгений Владимирович также активно представляет результаты своих научных изысканий не только в профессиональном сообществе, но в интернет-пространстве. 2

Результатом этой работы и подготовки магистрантов стало создание в 2018 году Научно-исследовательской Ассоциации «Лаборатория социально-психологической виктимологии личности профессора Е.В. Руденского», президентом которой является Е.В. Руденский, вице-президентом - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии Ю.Е. Руденская.

2 URL:

https://www.voutube.com/channel/UC8tNq99q1rE8V72nIuIYlNw/about7disable polym er=1

5 ДЕКАБРЯ?

19.00!

Я ЖИВУ

19 марта

19:00

ЛИЧНАЯ виктимностъ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УЯЗВИМОСТЬ К МАНИПУЛЯЦИИ

mV

Бвдиарская Галина

К, Г.щ

Гуном Анна

ЫЗЕЕЯ

Q yn М Горького 78 (цокольный эта» Вход СВОБОДНЫЙ

ЛСапиталЬ.

v КРИЗИС ДОВЕРИЯ

V СЕМЕЙНЫЙ МОББИНГ

* ЧРЕЗМЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ

* выучшнля

Б ЕСТЮ МОЩНОСТЬ

* ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВИКТИМНОСТЪ

V СОЦИАЛЬНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ

* ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ

V ЬРУТАЛЬНОСГЬ

Рисунок 1. Магистранты Е.В. Руденского проводят публичные встречи для родительского сообщества и всех, интересующихся вопросами виктимологии

Рисунок 2. Профессор кафедры, президент и научный руководитель Ассоциации «Лаборатория социально-психологической виктимологии личности профессора Е.В. Руденского»

О качестве работы кафедры можно судить и по её достижениям.

За трехлетний период истории кафедры проведены 2 Всероссийские (с

международным участием) конференции (2017, 2018),

посвященные обсуждению актуальных вопросов социальной психологии (рис. 3) [12], по итогам работы которых опубликованы сборники научных работ участников [1; 20].

Рисунок 3. Приветственное слово проректора по

научной работе Б.О. Майера участникам Всероссийской (с

международным участием) конференции «Современная реальность в социально-психологическом контексте» (2018)

Любая конференция становится не только дискуссионной площадкой для ученых, студентов и практикующих психологов, педагогов из разных регионов России и зарубежья, но и ресурсом для приобретения профессионального опыта. В рамках конференций всегда предлагается работа мастер-классов. И у опытных, и у начинающих специалистов всегда востребованы мастер-классы, предлагаемые преподавателями кафедры: проф. Е.В. Руденскоим, проф. О.А. Белобрыкиной, доц. Н.А. Шуховой, доц. С.Б. Нестеровой.

Опубликовано 3 коллективные монографии [16; 21; 22]. Издания 2016 и 2017 года получили высокую оценку

профессионального сообщества на Международном конкурсе «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере» (2017, 2018), проводимом редакцией научно-методического электронного журнала «Концепт» и Межрегиональным центром инновационных технологий в образовании совместно с Кировской ордена Почета государственной универсальной областной научной библиотекой имени А. И. Герцена (рис. 4,

5).

Рисунок 4. Рисунок 5.

По решению Президиума Российской Академии Естествознания3 монографии неоднократно представлялись на Всероссийских и Международных (рис. 6) выставках-презентациях учебно-методических изданий (учебников,

3 Реализация решений Президиума РАЕ о содействии и осуществлении информационной поддержки учёных и преподавателей, являющихся авторами учебной и научной литературы, обладающей актуальностью, имеющей научную и педагогическую значимость, осуществляется в форме участия в крупнейших и наиболее значимых мировых книжных событиях и представления экспозиции научных и учебно-методических материалов и изданий (URL: http://www.rae.ru/).

учебно-методических пособий, монографий), книжных выставках (XXXVII Международная выставка-презентация учебно-методических изданий (22-24 мая 2018 г., Москва), XXXI Московская международная книжная выставка на ВДНХ (5-9 сентября 2018 г., Москва), «LIBER BARCELONA» (3-5 октября 2018 г.) выставочных центров Европы Fira Barcelona Grand Via (г. Барселона, Испания), и ДР-)-

К и S S I Л N А С А О ЕМ Y OF NATURAL HISTORY

International Association of Scienlists. Educators and Specialists

PARIS В О О К FA I R

16-19 March 2018, Paris

CERTIFICATE OF PARTICIPATION

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА:

СОВРЕМЕННОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Белобрыиина О. А., Дресвянников В.Л., Шнейдер Л.Б.,

Валитова И.Е., Лидин К.Л., Вартанян Г.А.

PRESIDENT

Officiaiexhibitor of Paris Book Fair 2018, stand A18

Рисунок 6. Сертификат участника 38 Парижского книжного салона LIVRE PARIS (Франция, Париж, 16-19

марта 2018 г.)

Дипломом лауреата V Всероссийского инновационного общественного конкурса на лучший учебник, учебное пособие и монографию, проводимого АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» (Россия, г. Киров) в номинации «Лучший учебник (учебное пособие) для вузов и послевузовского образования» отмечено учебное пособие Ю.Е. Руденской и Е.В. Руденского «Виктимодиагностика» (рис. 7).

Рисунок 7. Диплом лауреата конкурса

Знаменательным событием в жизни кафедры стало присвоение профессору кафедры социальной психологии и виктимологии Ольге Альфонсасовне Белобрыкиной почетного звания «Наставник НГПУ» (рис. 8, 9).4 За 27 лет

4 Почетное звание присваивается за «большую работу по передаче знаний, опыта, психологической поддержке студентов и коллег, способствующую достижению значимых для обучения, профессионального развития результатов, раскрытие потенциала обучаемых путем подготовки и привлечения к участию в различных конкурсах, привитие субъектам образовательного пространства интереса к науке и педагогической деятельности» (с. 7 «Положения о награждении работников и НАГРАДАХ ФГБОУ ВО «НГПУ» URL:

работы в вузе под её руководством опубликовано более 270 студенческих научных публикаций (статьи, тезисы) в изданиях разного уровня (из них без соавторства с научным руководителем - 152 работы, в зарубежных изданиях - 21, в изданиях перечня ВАК - 10) [14]. Более 60 студенческих работ стали победителями (дипломы 1-3 степени, почетные грамоты и другие призовые награды) Всероссийских и Международных конференций, конкурсов научно -исследовательских проектов.

Рисунок 8. Вручает первую в истории НГПУ награду Почетное звание «Наставник НГПУ» проректор по научной работе Б.О. Майер, профессор, доктор философских наук,

кандидат физико-математических наук, профессор Международной кафедры ЮНЕСКО по правам человека

МГИМО (У).

https://www.nspu.m/upload/iblock/275/nn20622320-0403-2019%20Награжд%20сотруд^

Рисунок 9. Удостоверение с регистрационным номером № 1 и нагрудный знак почетного звания «Наставник

НГПУ»

Рисунок 10. В.И. Волохова, старший преподаватель кафедры СПиВ, заместитель декана факультета психологии по учебной работе, награжденная знаком «Профессиональный дебют»

В 2018 году, наряду с мэтром психологии О.А. Белобрыкиной, за особые успехи в педагогической и научно -исследовательской деятельности была награждена знаком НГПУ «Профессиональный дебют» старший преподаватель кафедры, заместитель декана факультета психологии по учебной работе В.И. Волохова (рис. 10).

Одним из показателей качества деятельности кафедры являются и достижения студентов по научно -исследовательской работе, с результатами которых они периодически участвуют во Всероссийских и Международных конкурсах, занимая призовые места. В 2016 выпускные квалификационные работы С.В. Оршацкой и Н.А. Гейдебрехт выполненные под руководством О.А. Белобрыкиной, заняли призовые места в III Международном конкурсе научно-методических и выпускных квалификационных работ среди студентов, бакалавров и магистрантов в области социальных, гуманитарных, естественных и технических наук (г. Ростов-на-Дону, Международный исследовательский центр «Гнозис») (рис. 11) [2].

Рисунок 11. Дипломы победителя и призера III Международного конкурса ВКР

Призером в номинации «Психологические и медицинские науки» Всероссийского конкурса молодых учёных «Лучшая молодёжная научная статья - 2016»,5 проводимого Межрегиональным центром инновационных технологий в образовании совместно с редакцией научно-методического журнала «Концепт» (Россия, г. Киров) стала работа Т.А. Легачевой. Дипломами лауреатов конкурса награждены 4 работы, также выполненные под науч. рук. О.А. Белобрыкиной: Дремовой Кристины, Лимонченко Романа, Оршацкой Светланы, Солоницыной Марины в соавторстве с Питайкиной Анастасией (рис. 12) [10].

Рисунок 12. Дипломы Призера и лауреата конкурса «Лучшая молодёжная научная статья - 2016»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Итоги Всероссийского конкурса для молодых учёных «Лучшая молодёжная научная статья 2016 года» https://mcito.ru/publishing/best агПс1с/уоипц-2016/гс5иИ5.1ит1

В 2017 году победителем (рис. 13) в номинации «Психологические и медицинские науки» Всероссийского конкурса молодых учёных «Лучшая молодёжная научная статья - 2017»,6 проводимого Межрегиональным центром инновационных технологий в образовании совместно с редакцией научно-методического журнала «Концепт» (Россия, г. Киров) стала работа М.А. Солоницыной, выполненная под научным руководством В.И. Волоховой. Дипломом лауреата конкурса награждена работа Р.А. Лимонченко (науч. рук. O.A. Белобрыкина) [11].

Рисунок 13. Дипломы победителя и лауреата конкурса «Лучшая молодёжная научная статья - 2017»

6 Список победителей Всероссийского конкурса для молодых учёных «Лучшая молодёжная научная статья 2017 года» https://mcito.ru/publishing/best article/young-2017/results.html

На Всероссийском конкурсе исследовательских, научно-методических и творческих работ «Мир психологии», проводимом Волгоградским государственным социально-педагогическим университетом, творческая научная работа Д.А. Жуковой (науч. рук. О.А. Белобрыкина) стала победителем в номинации «Эссе» (рис. 14).

Рисунок 14. Диплом победителя конкурса «Мир психологии»

Победителями Открытого благотворительного конкурса «Академическая мобильность» (программа «Образование как социальный институт», блок «Наука, образование, просвещение»), проводимого фондом М. Прохорова, за трехлетний период стали студенты, обучавшиеся по направлению 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения»: в 2017 г. Р.А Лимонченко с темой проекта «Представления о девиантном

поведении подростков в отечественной психологии: исторический абрис исследований» (науч. рук. О.А. Белобрыкина) и М.А. Солоницына с темой проекта «Феномен ургентной аддикции как скрытая проблема современного общества» (науч. рук. В.И. Волохова); в 2018 г. Е.В. Марченко с темой проекта «Влияние родительских стратегий воспитания на самоэффективность подростков» (науч. рук. М.И. Кошенова).

Кроме того, студенты, проводившие научные исследования под руководством преподавателей кафедры М.И. Кошеновой, О.А. Белобрыкиной, В.И. Волоховой, С.Б. Нестеровой, Ю.Е. Руденской, О.А. Добриной неоднократно становились победителями межвузовских и вузовских конкурсов студенческих докладов.

Результаты научных изысканий студентов публикуются в сборниках научных конференций, проводимых как в России, так и за рубежом [1; 17; 18; 20], в научных журналах [2; 5; 7; 8; 9; 15; 19; 23; 24; 25], в том числе в изданиях, включенных в перечень ВАК (в соавторстве с научным руководителем) [3; 4].

В 2018 году команда студентов-девиантологов, подготовленная доцентом С.Б. Нестеровой, стала одним из призеров Межрегиональной студенческой олимпиады по психологии, проводимой Калужским государственным университетом им. К.Э. Циолковского (рис. 15).

Необходимо также отметить, что студентка 2 курса А.Г. Овчаренко в 2018 году неоднократно одерживала победу (победитель, призер) в 8 Всероссийских олимпиадах по разным дисциплинам, определяющим становление профессиональной компетентности девиантолога.

Анализ научно-исследовательской и педагогической деятельности кафедры за 3 года, прошедших с момента её образования, позволяет нам достаточно уверенно утверждать, что становление кафедры состоялось, а ориентация на интеграцию научно-исследовательского потенциала

преподавателей и студентов позволяет осуществлять полноценную подготовку компетентных специалистов в области девиантологии и виктимологии.

Рисунок 15. Диплом за второе место в общекомандном зачете в Межрегиональной студенческой олимпиаде.

Представленные в этом номере вниманию читателя статьи отражают лишь незначительную часть научных интересов преподавателей и студентов,' но они совершенно

7 В предыдущих номерах журналов уже были представлены работы преподавателей кафедры и студентов [5; 6; 23; 24; 25].

точно передают атмосферу профессионального партнерства (представлены совместные статьи преподавателей и студентов, уже совершенно самостоятельная работа магистранта), показывают опыт профессионального наставничества в среде преподавателей, дают возможность судить о плодотворном сотрудничестве ученых и практиков и о продуктивности разностороннего изучения острых социальных и сложных исследовательских проблем коллегами с далеко нетождественными взглядами и подходами.

Список литературы

1. Актуальные проблемы социальной психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 26 апреля 2017 г.) / под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. 269 с.

2. Белобрыкина О.А., Гейдебрехт Н.А., Оршацкая С.В. Возможности контент-анализа в диагностике дифференциально-типологических различий по продуктам рисуночной деятельности ребенка //Международный журнал экономики и образования. 2016. Т. 2. № 3. С. 41 - 49.

3. Белобрыкина О.А., Лимонченко Р.А. Особенности переживания психологических проблем девиантными подростками // Национальный психологический журнал.

2017. № 4 (28). С. 129 - 138. doi: 10.11621/npj.2017.0413

4. Белобрыкина О.А., Шаманаева М.А. Философия жизни игромана (на примере генезиса игровой аддикции в романе Ф.М.Достоевского «Игрок») //Филология и культура

2018. № 2 (52). С. 157 - 165.

5. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири [Электронный ресурс]. 2017. № 3. URL: http://bulletinpp.esrae.ru/220 (дата обращения: 14.01.2019).

6. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири [Электронный ресурс]. 2018. № 2. URL: http://bulletinpp.esrae.ru/223 (дата обращения: 15.01.2019).

7. Гейдебрехт Н.А. Компаративы изобразительной деятельности младших школьников с разным типом репрезентативной системы [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования 2017. Т. 9. № 2. С. 107 - 115. doi:10.17759/psyedu.2017090210. URL: http ://psyedu. ru/j ournal/2017/2/Geidebreht. phtml (дата обращения: 12.01.2019).

8. История российской психологии в лицах: Дайджест [Электронный ресурс]. 2016. № 3. URL: http://journals.hist-psy.ru/index.php/HPRPD/issue/view/13 (дата обращения: 15.02.2019).

9. История российской психологии в лицах: Дайджест [Электронный ресурс]. 2017. № 6. URL: http://journals.hist-psy.ru/index.php/HPRPD/article/view/383/428 (дата обращения: 15.02.2019).

10. Концепт: Научно-методический электронный журнал [Электронный ресурс]. 2016. Т. 11. URL: http://e-koncept.ru/2016/86106.htm (дата обращения: 10.03.2019).

11. Концепт: Научно-методический электронный журнал [Электронный ресурс]. 2017. Т. 39. URL: http://e-koncept.ru/2017/970651.htm. (дата обращения: 10.03.2019).

12. Кошенова М.И., Белобрыкина О.А. Социально-психологические проблемы современной реальности: научный дискурс [Электронный ресурс] // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2018. № 2. С. 68 - 93. URL: http://pem.esrae.ru/pdf/2018/2/201.pdf (дата обращения: 18.01.2019).

13. Кошенова М.И. Проблема формирования «образа будущего» у детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2018. № 3. С. 43 - 61.

URL: http://pem.esrae.ru/pdf/2018/3/241.pdf (дата обращения: 04.03.2019).

14. Мантикова А.В., Костригин А.А., Чупров Л.Ф. Юбилей мэтра сибирской региональной психологии: поздравление О.А. Белобрыкиной от коллег по цеху [Электронный ресурс] // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2018. № 3. С. 116 - 121. URL: http://bulletinpp.esrae.ru/pdf/2018/3/1203. pdf (дата обращения: 10.01.2019).

15. Парадигма»: Електронно научно списание (Болгария, г. Варна) [Электронный ресурс]. 2016. № 2. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=26999184;

http://elibrary.ru/item.asp?id=26999229 (дата обращения: 01.03.2019).

16. Психологическая экспертиза: современность и тенденции развития: монография / О.А. Белобрыкина, Л.Б. Шнейдер [и др.]; под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, В.Л.Дресвянникова. Новосибирск: «Немо Пресс», 2016. 180 с

17. Психология сегодня: взгляд современного студента: сб. материалов XI международной студенческой науч.-практ. конф. по психологии, Брест, 13 мая 2016 г. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина; под общ. ред. И.В. Шматковой. Брест: БрГУ, 2016. 224 с.

18. Психология сегодня: взгляд современного студента: Сборник материалов XIII международной научно-практической конференции студентов и магистрантов (Республика Беларусь, БрГУ им. А.С. Пушкина, 27 апреля 2018 г.) / под общ. ред. Е.Е. Марченко. Брест: БрГУ, 2018. 172 с.

19. Смальта: международный научно-практический и методический журнал [Электронный ресурс]. 2016 № 1. URL: http://smalta-ckt.ru/wp-content/uploads/2014/03/SMALTA-2016-1.pdf (дата обращения: 10.01.2019).

20. Современная реальность в социально-психологическом контексте: Сборник научных материалов /

под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. 338 с.

21. Современная социальная реальность: вызовы, риски, перспективы: монография / О.О. Андронникова, Л.Б. Шнейдер, О.А. Белобрыкина и др.; под науч. ред. О.А. Белобрыкиной. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. 130 с.

22. Социально-психологическая оценка рисков современной реальности: очевидное и вероятное: монография /А.Л. Журавлев [и др.]; под науч. ред. О.А. Белобрыкиной. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. 113 с.

23. PEM: Psychology. Educology. Medicine [Электронный ресурс]. 2016. № 2. URL: http://pem.esrae.ru/12 (дата обращения: 13.01.2019).

24. PEM: Psychology. Educology. Medicine [Электронный ресурс] 2016. № 3. URL: http://pem.esrae.ru/13 (дата обращения: 10.02.2019).

25. PEM: Psychology. Educology. Medicine [Электронный ресурс] 2018. № 3. URL: http://pem.esrae.ru/20 (дата обращения: 14.03.2019).

References

1. Aktual'nye problemy social'noj psihologii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (g. Novosibirsk, 26 aprelja 2017 g.) / pod nauch. red. O.A. Belobrykinoj, M.I. Koshenovoj. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2017. 269 p.

2. Belobrykina O.A., Gejdebreht N.A., Orshackaja S.V. Vozmozhnosti kontent-analiza v diagnostike differencial'no-tipologicheskih razlichij po produktam risunochnoj dejatel'nosti rebenka //Mezhdunarodnyj zhurnal jekonomiki i obrazovanija. 2016. T. 2. № 3. Pp. 41 - 49.

3. Belobrykina O.A., Limonchenko R.A. Osobennosti perezhivanija psihologicheskih problem deviantnymi podrostkami // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. 2017. № 4 (28). Pp. 129 - 138. doi: 10.11621/npj.2017.0413

4. Belobrykina O.A., Shamanaeva M.A. Filosofija zhizni igromana (na primere genezisa igrovoj addikcii v romane F.M.Dostoevskogo «Igrok») //Filologija i kul'tura 2018. № 2 (52). Pp. 157 - 165.

5. Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri [Jelektronnyj resurs]. 2017. № 3. URL: http://bulletinpp.esrae.ru/220 (data obrashhenija: 14.01.2019).

6. Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri [Jelektronnyj resurs]. 2018. № 2. URL: http://bulletinpp.esrae.ru/223 (data obrashhenija: 15.01.2019).

7. Gejdebreht N.A. Komparativy izobrazitel'noj dejatel'nosti mladshih shkol'nikov s raznym tipom reprezentativnoj sistemy [Jelektronnyj resurs] // Psihologo-pedagogicheskie issledovanija 2017. T. 9. № 2. Pp. 107 - 115. doi:10.17759/psyedu.2017090210. URL: http://psyedu. ru/j ournal/2017/2/Geidebreht. phtml (data obrashhenija: 12.01.2019).

8. Istorija rossijskoj psihologii v licah: Dajdzhest [Jelektronnyj resurs]. 2016. № 3. URL: http://journals.hist-psy.ru/index.php/HPRPD/issue/view/13 (data obrashhenija: 15.02.2019).

9. Istorija rossijskoj psihologii v licah: Dajdzhest [Jelektronnyj resurs]. 2017. № 6. URL: http://journals.hist-psy.ru/index.php/HPRPD/article/view/383/428 (data obrashhenija: 15.02.2019).

10. Koncept: Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal [Jelektronnyj resurs]. 2016. T. 11. URL: http://e-koncept.ru/2016/86106.htm (data obrashhenija: 10.03.2019).

11. Koncept: Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal [Jelektronnyj resurs]. 2017. T. 39. URL: http://e-koncept.ru/2017/970651.htm. (data obrashhenija: 10.03.2019).

12. Koshenova M.I., Belobrykina O.A. Social'no-psihologicheskie problemy sovremennoj real'nosti: nauchnyj diskurs [Jelektronnyj resurs] // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2018. № 2. Pp. 68 - 93. URL:

http://pem.esrae.ru/pdf/2018/2/201.pdf (data obrashhenija: 18.01.2019).

13. Koshenova M.I. Problema formirovanija «obraza budushhego» u detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Jelektronnyj resurs] // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2018. № 3. Pp. 43 - 61. URL: http://pem.esrae.ru/pdf/2018/3/241.pdf (data obrashhenija: 04.03.2019).

14. Mantikova A.V., Kostrigin A.A., Chuprov L.F. Jubilej mjetra sibirskoj regional'noj psihologii: pozdravlenie O.A. Belobrykinoj ot kolleg po cehu [Jelektronnyj resurs] // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2018. № 3. Pp. 116 - 121. URL: http://bulletinpp.esrae.ru/pdf/2018/3/1203.pdf (data obrashhenija: 10.01.2019).

15. Paradigma»: Elektronno nauchno spisanie (Bolgarija, g. Varna) [Jelektronnyj resurs]. 2016. № 2. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26999184;

http://elibrary.ru/item.asp?id=26999229 (data obrashhenija: 01.03.2019).

16. Psihologicheskaja jekspertiza: sovremennost' i tendencii razvitija: monografija / O.A. Belobrykina, L.B. Shnejder [i dr.]; pod nauch. red. O.A. Belobrykinoj, V.L.Dresvjannikova. Novosibirsk: «Nemo Press», 2016. 180 p.

17. Psihologija segodnja: vzgljad sovremennogo studenta: sb. materialov XI mezhdunarodnoj studencheskoj nauch.-prakt. konf. po psihologii, Brest, 13 maja 2016 g. / Brest. gos. un-t im. A.S. Pushkina; pod obshh. red. I.V. Shmatkovoj. Brest: BrGU, 2016. 224 p.

18. Psihologija segodnja: vzgljad sovremennogo studenta: Sbornik materialov XIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov i magistrantov (Respublika Belarus', BrGU im. A.S. Pushkina, 27 aprelja 2018 g.) / pod obshh. red. E.E. Marchenko. Brest: BrGU, 2018. 172 p.

19. Smal'ta: mezhdunarodnyj nauchno-prakticheskij i metodicheskij zhurnal [Jelektronnyj resurs]. 2016 № 1. URL:

http://smalta-ckt.ru/wp-content/uploads/2014/03/SMALTA-2016-1.pdf (data obrashhenija: 10.01.2019).

20. Sovremennaja real'nost' v social'no-psihologicheskom kontekste: Sbornik nauchnyh materialov / pod nauch. red. O.A. Belobrykinoj, M.I. Koshenovoj. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2018. 338 p.

21. Sovremennaja social'naja real'nost': vyzovy, riski, perspektivy: monografija / O.O. Andronnikova, L.B. Shnejder, O.A. Belobrykina i dr.; pod nauch. red. O.A. Belobrykinoj. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2019. 130 p.

22. Social'no-psihologicheskaja ocenka riskov sovremennoj real'nosti: ochevidnoe i verojatnoe: monografija /A.L. Zhuravlev [i dr.]; pod nauch. red. O.A. Belobrykinoj. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2017. 113 p.

23. PEM: Psychology. Educology. Medicine [Jelektronnyj resurs]. 2016. № 2. URL: http://pem.esrae.ru/12 (data obrashhenija: 13.01.2019).

24. PEM: Psychology. Educology. Medicine [Jelektronnyj resurs] 2016. № 3. URL: http://pem.esrae.ru/13 (data obrashhenija: 10.02.2019).

25. PEM: Psychology. Educology. Medicine [Jelektronnyj resurs] 2018. № 3. URL: http://pem.esrae.ru/20 (data obrashhenija: 14.03.2019).

Сведения об авторе

Марина Ивановна Кошенова, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной психологии и виктимологии факультета психологии, Новосибирский государственный

педагогический университет; Россия, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28; e-mail: koshenova.m.i@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.